Научная статья на тему 'Современные технологические тренды в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному'

Современные технологические тренды в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
тренды в обучении / китайские студенты / русский язык как иностранный / иностранные студенты / высшее образование / trends in education / Chinese students / Russian as a foreign language / foreign students / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреева Ирина Анатольевна, Приданова Марина Викторовна, Лю Чань Юнь

Актуальность изучения русского языка как иностранного в Китае проявляется в растущем числе студентов, выбирающих его в качестве второго иностранного языка. Кроме того, освоение русского языка дает возможность лучше понимать историю, культуру и традиции России страны, с которой у Китая длительные исторические, экономические и политические связи. Интернет-платформы и приложения для изучения иностранных языков предлагают разнообразные ресурсы и возможности для студентов, которые могут выбирать и настраивать свою собственную программу обучения. Технологии видеосвязи и интернет-конференций позволяют студентам общаться и обучаться практически с любой точки мира. Технологические тренды в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному имеют большой потенциал для развития и привлечения еще большего числа студентов. Цель статьи -проанализировать актуальность, перспективы и технологические тренды в изучении русского языка как иностранного в Китае, показав роль онлайн-платформ и приложений в обучении. В статье определены ряд подходов, взятых за основу проведенного исследования: анализ актуальности вопроса (оценка интереса китайских студентов к изучению русского языка, связанная с ростом экономической и политической роли Китая и усилением российско-китайских связей); определение перспектив (оценка потенциала развития обучения русскому языку в Китае, обусловленного развитием современных технологий); выделение технологических трендов; сравнение эффективности онлайн-и офлайн-методов обучения с выводом о преимуществе комбинированного подхода. В целом исследование использует описательный подход, основанный на анализе данных о распространенности и эффективности различных методов обучения русскому языку в Китае. Основные результаты статьи включают в себя выводы о том, что приложения и онлайн-платформы революционизируют изучение русского языка китайскими студентами. Приложения предлагают интерактивные уроки, персонализированные рекомендации и доступ к разнообразным учебным материалам, позволяя учиться в любое время и в любом месте. Онлайн-платформы предоставляют вебинары, курсы и индивидуальные занятия с преподавателями, а также возможность записи и повторного просмотра уроков. В статье описываются перспективы и проблемы внедрения технологических инноваций в обучение русскому языку как иностранному в Китае. Теоретическое применение результатов исследования заключается в обосновании эффективности использования современных технологий (мобильные приложения, онлайн-платформы, WeChat) в обучении русскому языку как иностранному. Исследование затрагивает культурные аспекты, показывая, как выбор онлайн-ресурсов и приложений обусловлен культурными предпочтениями и привычками китайских студентов. Это вносит вклад в понимание влияния культуры на процесс обучения. Практическое применение выводов статьи возможно при разработке онлайн-курсов по русскому языку, ориентированных на китайских студентов, с учетом специфики их потребностей и предпочтений, а также для повышения квалификации преподавателей русского языка, работающих с китайскими студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киреева Ирина Анатольевна, Приданова Марина Викторовна, Лю Чань Юнь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern technological trends in teaching Russian as a foreign language to Chinese students

The relevance of learning Russian as a foreign language in China is manifested in the growing number of students choosing it as a second foreign language. In addition, learning Russian provides an opportunity to better understand the history, culture and traditions of Russia, a country with which China has long-standing historical, economic and political ties. Online platforms and applications for learning foreign languages offer a variety of resources and opportunities for students to choose and adapt their own learning program. Video communication and online conferencing technologies allow students to communicate and study from virtually anywhere in the world. Technological trends in teaching Russian as a foreign language to Chinese students have great potential for development and attraction of even more students. The aim of this article is to analyze the relevance, prospects and technological trends in learning Russian as a foreign language in China, showing the role of online platforms and applications in learning. The article outlines a number of approaches taken as a basis for the conducted research: analysis of the relevance of the issue (assessment of Chinese students' interest in learning Russian, associated with the growing economic and political role of China and the strengthening of Russian-Chinese relations); determination of prospects (assessment of the potential for the development of Russian language teaching in China, conditioned by the development of modern technologies); highlighting technological trends; comparison of the effectiveness of online and offline teaching methods with a conclusion about the advantage of a combined approach. In general, the study uses a descriptive approach based on the analysis of data on the prevalence and effectiveness of various methods of teaching Russian in China. The main findings of the article include the conclusion that apps and online platforms are revolutionizing the study of Russian by Chinese students. Apps offer interactive lessons, personalized recommendations and access to a variety of learning materials, allowing you to study anytime and anywhere. Online platforms provide webinars, courses, and individual lessons with teachers, as well as the technical possibility to record and re-watch lessons. The article describes the prospects and problems of introducing technological innovations into teaching Russian as a foreign language in China. The theoretical application of the research results lies in demonstrating the effectiveness of using modern technologies (mobile applications, online platforms, WeChat) in teaching Russian as a foreign language. The study touches on cultural aspects, showing how the choice of online resources and applications is determined by the cultural preferences and habits of Chinese students. This contributes to understanding the influence of culture on the learning process. The practical application of the findings of the article is possible in the development of online courses in the Russian language designed for Chinese students, taking into account the specifics of their needs and preferences, as well as for improving the qualifications of Russian language teachers working with Chinese students.

Текст научной работы на тему «Современные технологические тренды в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2025, № 02 (февраль) Раздел 5.8. Педагогика

ART 251025 DOI 10.24412/2304-120X-2025-11025 УДК 378.147

Современные технологические тренды в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному

Modern technological trends in teaching Russian as a foreign language to Chinese students

Авторы статьи

I

Authors of the article

I

Киреева Ирина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации АНОВО «Московский международный университет», г. Москва, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0002-8334-1737

Приданова Марина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и русского как иностранного ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет», Самара, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0009-0009-6776-2210

Лю Чань Юнь,

магистр гуманитарных наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет "Синергия"», г. Москва, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0009-0006-8899-2164

Irina A. Kireeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Linguistics and Intercultural Communication, Moscow International University, Moscow, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-8334-1737

Marina V. Pridanova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Foreign Languages and Russian as a Foreign Language, Samara National Research University, Samara, Russian Federation [email protected] ORCID: 0009-0009-6776-2210

Lu Chang Yun,

Master of Arts, Senior Instructor, Department of Foreign Languages, Moscow University for Industry and Finance "Synergy", Moscow, Russian Federation [email protected] ORCID: 0009-0006-8899-2164

Конфликт интересов

L

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для

цитирования

For citation

Киреева И. А., Приданова М. В., Лю Чань Юнь. Современные технологические тренды в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2025. - № 02. - С. 151-166. - URL: https://e-koncept.ru/2025/251025.htm - DOI: 10.24412/2304-120X-2025-11025

I. A. Kireeva, M. V. Pridanova, Lu Chang Yun, Modern technological trends in teaching Russian as a foreign language to Chinese students // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2025. - No. 02. - P. 151166. - URL: https://e-koncept.ru/2025/251025.htm -DOI: 10.24412/2304-120X-2025-11025

Поступила в редакцию Received 10.12.24 Получена положительная рецензия Received a positive review 11.01.25

Принята к публикации Accepted for publication 11.01.25 Опубликована Published 28.02.25

Creative Commons Attribution 4.G International (CC BY 4.G) © Киреева И. А., Приданова М. В., Лю Чань Юнь, 2G2S

Аннотация

_ Abstract

L

Актуальность изучения русского языка как иностранного в Китае проявляется в растущем числе студентов, выбирающих его в качестве второго иностранного языка. Кроме того, освоение русского языка дает возможность лучше понимать историю, культуру и традиции России - страны, с которой у Китая длительные исторические, экономические и политические связи. Интернет-платформы и приложения для изучения иностранных языков предлагают разнообразные ресурсы и возможности для студентов, которые могут выбирать и настраивать свою собственную программу обучения. Технологии видеосвязи и интернет-конференций позволяют студентам общаться и обучаться практически с любой точки мира. Технологические тренды в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному имеют большой потенциал для развития и привлечения еще большего числа студентов. Цель статьи -проанализировать актуальность, перспективы и технологические тренды в изучении русского языка как иностранного в Китае, показав роль онлайн-платформ и приложений в обучении. В статье определены ряд подходов, взятых за основу проведенного исследования: анализ актуальности вопроса (оценка интереса китайских студентов к изучению русского языка, связанная с ростом экономической и политической роли Китая и усилением российско-китайских связей); определение перспектив (оценка потенциала развития обучения русскому языку в Китае, обусловленного развитием современных технологий); выделение технологических трендов; сравнение эффективности онлайн-и офлайн-методов обучения с выводом о преимуществе комбинированного подхода. В целом исследование использует описательный подход, основанный на анализе данных о распространенности и эффективности различных методов обучения русскому языку в Китае. Основные результаты статьи включают в себя выводы о том, что приложения и онлайн-платформы революционизируют изучение русского языка китайскими студентами. Приложения предлагают интерактивные уроки, персонализированные рекомендации и доступ к разнообразным учебным материалам, позволяя учиться в любое время и в любом месте. Онлайн-платформы предоставляют вебинары, курсы и индивидуальные занятия с преподавателями, а также возможность записи и повторного просмотра уроков. В статье описываются перспективы и проблемы внедрения технологических инноваций в обучение русскому языку как иностранному в Китае. Теоретическое применение результатов исследования заключается в обосновании эффективности использования современных технологий (мобильные приложения, онлайн-платформы, WeChat) в обучении русскому языку как иностранному. Исследование затрагивает культурные аспекты, показывая, как выбор онлайн-ре-сурсов и приложений обусловлен культурными предпочтениями и привычками китайских студентов. Это вносит вклад в понимание влияния культуры на процесс обучения. Практическое применение выводов статьи возможно при разработке онлайн-курсов по русскому языку, ориентированных на китайских студентов, с учетом специфики их потребностей и предпочтений, а также для повышения квалификации преподавателей русского языка, работающих с китайскими студентами.

The relevance of learning Russian as a foreign language in China is manifested in the growing number of students choosing it as a second foreign language. In addition, learning Russian provides an opportunity to better understand the history, culture and traditions of Russia, a country with which China has long-standing historical, economic and political ties. Online platforms and applications for learning foreign languages offer a variety of resources and opportunities for students to choose and adapt their own learning program. Video communication and online conferencing technologies allow students to communicate and study from virtually anywhere in the world. Technological trends in teaching Russian as a foreign language to Chinese students have great potential for development and attraction of even more students. The aim of this article is to analyze the relevance, prospects and technological trends in learning Russian as a foreign language in China, showing the role of online platforms and applications in learning. The article outlines a number of approaches taken as a basis for the conducted research: analysis of the relevance of the issue (assessment of Chinese students' interest in learning Russian, associated with the growing economic and political role of China and the strengthening of Russian-Chinese relations); determination of prospects (assessment of the potential for the development of Russian language teaching in China, conditioned by the development of modern technologies); highlighting technological trends; comparison of the effectiveness of online and offline teaching methods with a conclusion about the advantage of a combined approach. In general, the study uses a descriptive approach based on the analysis of data on the prevalence and effectiveness of various methods of teaching Russian in China. The main findings of the article include the conclusion that apps and online platforms are revolutionizing the study of Russian by Chinese students. Apps offer interactive lessons, personalized recommendations and access to a variety of learning materials, allowing you to study anytime and anywhere. Online platforms provide webinars, courses, and individual lessons with teachers, as well as the technical possibility to record and re-watch lessons. The article describes the prospects and problems of introducing technological innovations into teaching Russian as a foreign language in China. The theoretical application of the research results lies in demonstrating the effectiveness of using modern technologies (mobile applications, online platforms, WeChat) in teaching Russian as a foreign language. The study touches on cultural aspects, showing how the choice of online resources and applications is determined by the cultural preferences and habits of Chinese students. This contributes to understanding the influence of culture on the learning process. The practical application of the findings of the article is possible in the development of online courses in the Russian language designed for Chinese students, taking into account the specifics of their needs and preferences, as well as for improving the qualifications of Russian language teachers working with Chinese students.

Ключевые слова

Key words

I

тренды в обучении, китайские студенты, русский язык как иностранный, иностранные студенты, высшее образование

Благодарности

trends in education, Chinese students, Russian as a foreign language, foreign students, higher education

Acknowledgements

Авторы выражают благодарность Ван Яо, магистру гуманитарных наук, доценту, заведующему кафедрой русского языка Сюйчжоуского технологического института, г. Сюйчжоу, КНР.

The authors would like to thank Wang Yao, Master of Humanities, Associate Professor, Head of the Department of Russian at the Xuzhou Institute of Technology, Xuzhou, China.

Введение / Introduction

По данным на декабрь 2024 года, в 181 китайском университете реализуется обучение студентов по специальности «Русский язык». Согласно данным Shanghai Ranking Consultancy, спрос на специалистов, владеющих китайским и русским языками, растет из-за увеличения числа вакансий [1]. Хуан Мэй, член Совета по образованию при Китайско-Российском Комитете дружбы, мира и развития, отметила, что в связи с 75-летием дипломатических отношений между Китаем и Россией и углублением сотрудничества специалисты в области политики, экономики, культуры и образования, владеющие обоими языками, востребованы. Кроме того, Хуан Мэй, также профессор Института русского языка Пекинского университета иностранных языков, подчеркнула, что китайско-российское партнерство и стратегическое взаимодействие создают огромный спрос на профессионалов, владеющих языками обеих стран.

Одним из основных технологических трендов, применяемых в обучении китайских студентов, является использование мобильных приложений. Современные приложения предлагают широкий спектр методик и заданий для самостоятельного изучения языка. Они позволяют студентам тренировать навыки чтения, письма, говорения и понимания на слух, а также предоставляют доступ к большому количеству учебных материалов и словарей. Некоторые из них оснащены системой искусственного интеллекта, которая анализирует ошибки студентов и предлагает индивидуальные рекомендации для улучшения языковых навыков. Другим технологическим трендом в обучении русскому языку для китайских студентов является использование онлайн-платформ. Такие платформы предлагают онлайн-курсы, вебинары и индивидуальные занятия с опытными преподавателями. Они позволяют студентам изучать язык в удобное для них время, не выходя из дома или офиса. Возможность записать занятие и повторить его позже также является большим плюсом для студентов, так как это обеспечивает гибкий график обучения и возможность более глубокого усвоения материала.

Растущая популярность онлайн-платформ также привела к появлению обучающих игр и виртуальных классов. Такие игры помогают студентам активно применять языковые навыки в игровой форме. Виртуальные классы, реализованные на основе виртуальной реальности, позволяют студентам погрузиться в иммерсивную среду и научиться реагировать на различные коммуникативные ситуации на русском языке. Это помогает снять языковой барьер и развить уверенность в использовании языка. Наряду с перечисленными технологиями студенты также активно используют социальные сети в процессе изучения русского языка. Возможность общения с носителями языка и другими студентами из разных стран позволяет практиковать речевые навыки и улучшить понимание культуры и обычаев русскоговорящих стран. Также в социальных сетях существуют сообщества и группы, где студенты могут обмениваться учебными материалами и получать помощь от более опытных пользователей.

Все эти технологические тренды в обучении китайских студентов русскому языку помогают сделать процесс изучения более интересным, доступным и эффективным. Однако необходимо отметить, что технологические инструменты не заменяют профессионального преподавателя, а являются лишь дополнительными средствами для углубления знаний и навыков. Комплексное использование технологий и традиционных методов обучения русскому языку поможет достичь наилучших результатов и обеспечить студентам качественное освоение языка.

Таким образом, для китайских студентов значимо изучение русского языка как иностранного с точки зрения культуры и практики. Применение новейших методов

в процессе обучения повышает его эффективность и способствует достижению учебных и профессиональных целей студентов.

Обзор литературы / Literature review

В сфере высшего образования и межвузовского сотрудничества наблюдается успешное развитие. На сегодняшний день, по данным исследования Ли Вэньг и Цзи Чжуянь, количество китайских студентов, обучающихся в российских вузах, достигло 48 тыс. человек, не считая тех, кто учится на подготовительных отделениях. Это на 10 тыс. больше, чем в предыдущем 2023/2024 учебном году. Таким образом, в текущем учебном году в российских вузах обучается на 10 тыс. больше студентов из Китая [2].

В 2022 году Министерство образования КНР выпустило документ, в котором цифровизация образования обозначена как одна из ключевых стратегических задач развития. Этот документ отражает общемировую тенденцию к интеграции цифровых технологий в образовательный процесс, но в контексте Китая он приобретает особое значение с учетом масштабов страны и амбициозных планов по развитию образования - на основе анализа Ван Ди и Цзо Ци [3]. В документе указаны конкретные меры по внедрению цифровых технологий, включая: развитие онлайн-платформ для обучения; использование искусственного интеллекта для персонализации обучения, автоматизации оценок и предоставления обратной связи студентам; обучение преподавателей использованию цифровых инструментов и технологий в образовательном процессе; устранение цифрового неравенства и обеспечение доступа к цифровым образовательным ресурсам для всех студентов, вне зависимости от их местоположения; создание интерактивных учебников, симуляторов и других цифровых инструментов для повышения эффективности обучения.

В 2021 году Министерство образования КНР опубликовало документ, содержащий рекомендации по развитию новой образовательной инфраструктуры и построению качественной системы поддержки образования. Этот документ направлен на улучшение условий для внедрения информационных технологий в образовательный процесс и повышение цифровой грамотности педагогов. Документ включает в себя меры: по модернизации технической базы школ (поставка компьютеров, высокоскоростного интернета, интерактивного оборудования и программного обеспечения в школы); проведению тренингов и курсов повышения квалификации для учителей по использованию информационных технологий в обучении; интеграции различных образовательных ресурсов в единую национальную систему; развитию дистанционного обучения [4].

По данным исследования [5], Китай активно инвестирует в EdTech (образовательные технологии) и рынок переполнен компаниями, предлагающими различные цифровые платформы и решения для обучения. 17ZuoYe лишь один пример из многих успешных платформ онлайн-обучения, используемых миллионами детей. Интеграция искусственного интеллекта в школьные системы также является растущим трендом.

Обучение русскому языку в Китае претерпевает изменения, которые включают в себя расширение учебных предметов, углубление учебного материала, повышение внимания к культурным аспектам, развитие образовательной инфраструктуры и технологий, а также увеличение направлений подготовки специалистов. Одним из ключевых изменений, как отмечают Ян Кэ и Е. В. Дзюба, стал переход от однонаправленного к двунаправленному подходу к изучению языков [6]. Новая модель трехкомпо-нентного русскоязычного обучения включает в себя изучение русской литературы, истории и искусства.

В развитии студентов и достижении результатов заметно улучшение благодаря использованию передовых технологий в университетах. Автор исследования С. Бальжи-рова утверждает, что проблемы возникают из-за отсутствия качественных учебных материалов и ресурсов, а также в связи с культурными различиями и языковыми препятствиями [7]. Конечные результаты обучения зависят от мотивации и квалификации обучающихся, а также от разнообразия подходов к обучению, включая как традиционные, так и современные методики. Важно учитывать многообразие методов обучения, включая использование онлайн-ресурсов и приложений для развития языковых навыков. Однако возникают преграды из-за ограниченного доступа к техническим средствам и техническим проблемам. Решение проблемы включает в себя борьбу с дефицитом качественных учебных материалов, повышение профессиональной квалификации преподавателей и обеспечение постоянного доступа к технологическим ресурсам.

По мнению исследователя Гу Цзюньлин, которое мы полностью разделяем, старые методы преподавания иностранных языков, хоть и имеют крепкую основу, сейчас нуждаются в обновлении и преобразовании из-за развития цифровых технологий [8]. Грам-матико-переводной, прямой, аудиолингвальный, когнитивный и коммуникативный методы используются для развития навыков обучения иностранным языкам. Автономное обучение, настойчивость, литературное чтение и самостоятельное мышление являются важными аспектами обучения. Цифровые технологии изменяют подход к преподаванию иностранных языков, требуя интеграции традиционных методов с современными подходами. Преобразование традиционных методов в соответствии с концепциями OBE и использование информационных технологий, таких как ChatGPT, становятся все более важными в обучении иностранным языкам в современном мире.

Проанализировав ряд источников, можно сделать вывод, что изучение русского языка как иностранного при помощи современных методов обучения, основанных на использовании трендов в области информатизации и геймификации образования, предоставляет новые возможности для улучшения качества обучения и мотивации студентов. Следует акцентировать внимание на постоянном анализе и корректировке методов в соответствии с потребностями студентов и достижением исследователями поставленных целей.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

С возрастанием популярности онлайн-ресурсов и мобильных приложений обучение стало доступным для каждого, включая студентов из Китая, которые интересуются русским языком. Разделяя точку зрения Д. Х. Талиповой, мы считаем, что с использованием новейших технологий в образовании можно достичь значительных успехов в овладении языком, и потому студенты все более активно применяют он-лайн-ресурсы и приложения для изучения русского языка [9].

Онлайн-ресурсы предлагают широкий спектр возможностей для обучения. Кроме того, они часто предлагают индивидуализированный подход к каждому ученику, что помогает студентам в процессе обучения русскому языку. Различные видеоуроки, интерактивные упражнения, тесты и игры делают учебный процесс интересным и увлекательным. Соглашаясь с тезисами Д. Былевой, можно утверждать, что многие ресурсы также предлагают возможность общения с носителями языка, что помогает студентам развивать навыки общения и практиковать свои знания в реальных ситуациях [10]. Специально разработанные приложения для обучения русскому языку позволяют студентам учиться русскому языку в любое время и в любом месте. Как отмечает Е. А. Романова,

такие ресурсы часто включают в себя упражнения на различные языковые навыки, такие как чтение, письмо, говорение и понимание речи [11]. Такие приложения могут быть особенно полезными для китайских студентов, которые часто заняты учебным процессом в университете или работой и имеют ограниченное количество свободного времени. При выборе онлайн-ресурсов и приложений для обучения русскому языку китайские студенты обращают внимание на такие факторы, как надежность, эффективность и простота использования, отмечает О. Ю. Дигтяр, чью точку зрения мы взяли за основу для выделения преимуществ использования приложений в обучении [12]. Они также изучают отзывы других пользователей, чтобы оценить качество и эффективность конкретного ресурса или приложения.

Преподавание русского языка как иностранного включает в себя инновационные методы тестирования студентов, а также перспективные программы по страноведению и культурологии. Нельзя не согласиться с Х. Ян, что использование компьютерных технологий в обучении русскому языку и культуре речи способствует расширению спектра упражнений и повышению эффективности обучения [13]. Сочетание традиционных и современных методов в упражнениях по обучению русскому языку как иностранному открывает новые возможности для более эффективного усвоения материала благодаря использованию современного технического обеспечения. Инновационные методы и технологии в обучении русскому языку иностранных студентов становятся все более значимыми. Например, новаторский подход - использование квест-технологии на уроках русского языка как иностранного, рассмотренный в исследовании Р. Ян и Н. Л. Федотовой [14]. Важную роль в формировании компетенций учащихся играют навыки XXI века и проектное обучение в преподавании русского языка как иностранного. Инновационный подход к обучению - создание, апробация и практическое использование 3D-квеста по русскому языку, способствующие активному вовлечению студентов в учебный процесс.

Интернет-приложение WeChat предоставляет лингводидактические возможности для обучения китайских студентов. Эти новые методы обучения включают в себя и образовательно-развлекательные технологии, которые становятся важным элементом в преподавании иностранных языков. Онлайн-ресурсы играют значимую роль в изучении русского языка - к такому выводу пришел исследователь А. Ю. Церюльник, чью позицию в своем исследовании мы взяли на основу в рассмотрении данного вопроса [15]. WeChat позволяет студентам общаться с преподавателями и одногруппни-ками, практикуя устную речь и расширяя словарный запас. Групповые чаты, возможность отправлять голосовые сообщения, видеозвонки - всё это способствует активному использованию языка в естественной среде. Преподаватели могут использовать WeChat для предоставления доступа к учебным материалам, видеоурокам, аудиозаписям, тестам и другим ресурсам. WeChat позволяет преподавателям отслеживать прогресс каждого студента и корректировать обучение в зависимости от его индивидуальных потребностей. Интеграция игровых элементов в обучение через WeChat может повысить мотивацию и вовлеченность студентов. Например, можно использовать викторины, конкурсы, системы наград и другие подобные механизмы. WeChat позволяет студентам получать моментальную обратную связь от преподавателей, что ускоряет процесс обучения и помогает избежать ошибок; является повсеместно распространенным приложением в Китае, как утверждает Ц. Ли, что делает его доступным для большинства студентов, независимо от их социально-экономического статуса (хотя доступ к Интернету и устройствам остается решающим фактором) [16].

Русские языковеды, в частности С. М. Петрова с коллегой Я. Хуэй, активно внедряют новаторские подходы в обучение, используя онлайн-конференции для непрерывного образования [17]. Онлайн-конференции позволяют преодолевать географические барьеры и предоставлять качественное образование студентам из разных регионов Китая, независимо от их местоположения. Возможность проведения онлайн-конференций в удобное для студентов время повышает гибкость обучения, позволяет адаптироваться к их занятости. Онлайн-конференции позволяют преподавателям и студентам активно взаимодействовать в режиме реального времени, что повышает эффективность обучения и вовлеченность студентов. Возможности совместной работы над документами, демонстрация экрана, чат - всё это способствует интерактивности. Онлайн-формат позволяет создавать постоянно обновляющиеся курсы и проводить вебинары, обеспечивая непрерывное профессиональное развитие студентов. Преподаватели могут делиться учебными материалами, презентациями и другими ресурсами в режиме онлайн, делая их доступными для студентов в любое время -именно эту точку зрения мы разделяем с Е. В. Дишкант [18]. Однако существует и ряд вызовов и проблем внедрения данного тренда в образование китайских студентов: необходимость стабильного доступа к Интернету и наличие надежного оборудования для проведения онлайн-конференций могут стать препятствием для некоторых студентов; часть студентов предпочитает традиционные методы обучения из-за отсутствия непосредственного общения с преподавателем; самостоятельная работа онлайн требует высокой самодисциплины и мотивации от учащихся. Несмотря на эти вызовы, использование онлайн-конференций в обучении русскому языку китайских студентов - это перспективное направление, которое позволяет расширить доступ к качественному образованию и внедрять инновационные методики преподавания. Успех этого подхода, как рассматривает А. В. Петров, во многом зависит от качественной подготовки преподавателей, обеспечения технической поддержки и создания стимулирующей учебной среды [19].

Онлайн-курсы, предназначенные для преподавателей университетов, которые работают со студентами из Китая, изучающими русский язык как иностранный (далее - РКИ), все чаще предлагаются с целью повышения их профессиональных навыков и эффективного использования цифровых инструментов. Сложно возразить научной точке зрения М. Ю. Лебедевой и А. С. Куваевой, что курсы помогают преподавателям освоить новые платформы, инструменты и методики, которые улучшат качество обучения и сделают его более привлекательным для студентов [20]. Онлайн-курсы предоставляют возможность преподавателям получить новые знания и навыки, не прерывая свою основную работу. Разделяя опыт Ю. И. Назарчук, можно с уверенностью утверждать, что некоторые онлайн-курсы предоставляют платформы для обмена опытом между преподавателями, что способствует профессиональному росту и развитию [21]. Типичные темы, которые могут рассматриваться в таких он-лайн-курсах, применяемые также Н. Б. Бушаковой и коллегами на своих занятиях по изучению русского языка как иностранного: учет особенностей китайской лингвистической системы, культурных аспектов и адаптация учебных материалов; использование различных платформ (LMS, видеоконференции, интерактивные упражнения), создание цифрового контента; применение современных методов оценки, адаптированных к особенностям обучения китайских студентов; знакомство с доступными онлайн-материалами и их эффективное использование в преподавании [22].

Использование русскоязычного веб-ресурса ADME.RU в преподавании РКИ может стать ключевым элементом, используемым при обучении студентов, утверждает в своем исследовании Г. Т. Караулова [23]. ADME.RU предоставляет доступ к реальным текстам, изображениям и видео, что позволяет студентам погрузиться в естественную языковую среду и столкнуться с живым языком, а не только с упрощенными учебными материалами. Это помогает им лучше понимать особенности языка и его использование в повседневной жизни. Сайт охватывает широкий спектр тем, от новостей и культуры до развлечений и путешествий. Это позволяет преподавателям выбирать материалы, соответствующие интересам и уровню подготовки студентов, делая обучение более увлекательным и мотивирующим. ADME.RU предоставляет возможность развивать все четыре основных языковых навыка: чтение, письмо, говорение и аудирование. Например, статьи можно использовать для чтения и обсуждения, видео - для аудирования и анализа, а комментарии - для развития навыков письма. Использование интересных и актуальных материалов с ADME.RU способствует повышению мотивации студентов, так как они видят практическую пользу от изучения языка. Они знакомятся с современной русской культурой и жизнью, что делает обучение более захватывающим. Сайт позволяет студентам лучше понимать современную российскую культуру, менталитет и образ жизни, что способствует развитию их культурной компетенции. Однако следует учитывать и некоторые потенциальные сложности. Материалы на ADME.RU могут быть слишком сложными для студентов с низким уровнем подготовки. Преподавателю необходимо тщательно отбирать материалы и адаптировать их к уровню студентов [24]. Не весь контент на сайте может быть подходящим для использования в учебных целях. Преподаватель должен внимательно отбирать материалы, избегая нецензурной лексики, спорных тем и информации, которая может быть некорректна или оскорбительна. Студентам может потребоваться дополнительная помощь в понимании некоторых слов, выражений и культурных контекстов, содержащихся в материалах с сайта В целом ADME.RU может стать ценным ресурсом для преподавателей РКИ, но его использование требует тщательного планирования и адаптации к уровню и потребностям студентов [25]. Преподаватель должен выступать в роли посредника, помогая студентам ориентироваться в информации и извлекая из нее максимальную пользу для обучения.

Еще одним трендом в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному является использование искусственного интеллекта (далее - ИИ) в образовании. ИИ используется для разработки индивидуальных программ обучения, а также для создания виртуальных помощников и персонализированных упражнений, как утверждают специалисты в области искусственного интеллекта в обучении русского языка как иностранного Е. А. Дзюба и С. А. Еремина [26]. ИИ-системы способны адаптироваться к индивидуальным потребностям каждого студента, отслеживая его прогресс и корректируя задания и материалы в соответствии с его сильными и слабыми сторонами. Мы разделяем точку зрения Ю. М. Амелиной в плане того, что это позволяет создавать более эффективные и персонализированные учебные планы [27]. ИИ может автоматически проверять задания, предоставляя моментальную обратную связь студентам. Это освобождает время преподавателя, позволяя ему сосредоточиться на более сложных аспектах обучения и индивидуальной работе со студентами. ИИ-платформы могут обеспечить доступ к качественному обучению РКИ для студентов, проживающих в удаленных районах Китая, где доступ к квалифицированным

преподавателям ограничен [28]. Однако существуют и некоторые ограничения и вызовы в использовании данного средства обучения со студентами из Китая. Хотя ИИ может автоматизировать многие задачи, он не может полностью заменить живого преподавателя, который обеспечивает индивидуальный подход, эмоциональную поддержку и формирует культурную компетенцию. Трудно не согласиться с мнением Х. Яньли, что необходимо учитывать вопросы конфиденциальности данных студентов и справедливости алгоритмов ИИ [29].

Использование виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности действительно становится все более популярным трендом в обучении китайских студентов РКИ в вузах [30]. VR и AR позволяют тренировать все четыре основных языковых навыка: чтение, письмо, говорение и аудирование. Виртуальные собеседники могут помочь отработать разговорную речь, а интерактивные задания - проверить понимание текста и лексики. Студенты могут использовать VR и AR для решения практических задач, например бронирования билетов, заказа еды в кафе, ориентирования на местности в виртуальном городе.

Для успешного обучения РКИ студентов из Китая необходимо разработать соответствующий подход, учитывающий актуальные информационные тренды. Преподаватели и создатели образовательных технологий должны обеспечить адаптацию учебных материалов под потребности конкретной аудитории, постоянно совершенствуя методики обучения и контролируя прогресс студентов. Применение образовательных информационных трендов в обучении русскому языку китайских студентов открывает новые перспективы и возможности для эффективного и интересного обучения. Студенты смогут более эффективно освоить русский язык, расширить свои знания в лингвистике и достигнуть успеха, используя правильно эти инструменты.

Результаты исследования / Research results

Современные приложения мобильной технологии предоставляют китайским студентам возможность изучать язык через методики и упражнения для самостоятельного обучения. Они дают доступ к разнообразным материалам и словарям, позволяя тренироваться в чтении, письме, разговоре и понимании на слух. Некоторые из них оснащены системой искусственного интеллекта, анализирующей ошибки студентов, и предлагающей персонализированные рекомендации для улучшения языковых навыков. Для китайских учащихся русского языка важным направлением в области технологий стало использование онлайн-платформ. Разнообразные возможности обучения, такие как вебинары, онлайн-курсы и индивидуальные занятия с опытными преподавателями, предоставляются этими платформами. Гибкое планирование обучения, изучение языка в удобное время без выхода из дома или офиса - всё это доступно студентам. Возможность записи занятий и их повторного просмотра способствует глубокому усвоению материала и позволяет гибко управлять графиком обучения. Возможность учиться в любое время и в любом месте открывает новые горизонты для изучения. Носители языка помогают развивать навыки общения и применять знания на практике. Интерактивные упражнения, тесты и игры делают процесс обучения интересным и увлекательным, помогая развивать различные языковые навыки, включая чтение, письмо, говорение и понимание речи.

Достижение лучших результатов и качественное овладение языком студентами гарантируется использованием современных технологий в сочетании с традиционными методами обучения русскому языку. В контексте культурных и практических

аспектов изучение русского языка как иностранного для китайских студентов становится все более значимым. Эффективность образовательного процесса повышается с применением современных методов обучения, способствующих достижению учебных и профессиональных целей студентов.

Китайские студенты, занятые учебой в университете или на работе, особенно ценят приложения из-за их ограниченного свободного времени. При выборе онлайн-ресурсов и приложений для изучения русского языка они обращают внимание на надежность, эффективность и простоту использования. Анализ отзывов других пользователей является основным способом изучения качества и эффективности конкретного ресурса или приложения. Интернет-приложение WeChat предоставляет лингво-дидактические возможности для обучения китайскому языку. Сайт помогает студентам расширять свой словарный запас и совершенствовать навыки устной речи, позволяя им общаться с преподавателями и однокурсниками. Создание групповых чатов, возможность отправлять голосовые сообщения и проводить видеозвонки способствуют активной практике языка в повседневной среде. Преподаватели могут использовать WeChat для предоставления студентам доступа к разнообразным образовательным материалам, таким как видеоуроки, аудиозаписи, тесты и другие обучающие ресурсы. Использование приложения WeChat способствует ускорению процесса обучения и помогает избежать ошибок, так как студенты могут оперативно получать обратную связь от преподавателей. Онлайн-конференции открывают двери для студентов из разных уголков Китая, предоставляя им качественное образование без привязки к местоположению. Это особенно важно, учитывая широкое распространение WeChat в Китае, что делает его доступным для большинства студентов, независимо от их социально-экономического статуса. Важным фактором остается наличие доступа к Интернету и устройствам.

Возможность проведения онлайн-конференций в удобное время способствует увеличению гибкости обучения для студентов, позволяя им заниматься без промедления. Эффективность обучения и увлечение учащихся возрастают благодаря активному взаимодействию преподавателей и студентов в режиме реального времени на онлайн-конференциях. Возможность совместной работы над документами, демонстрации экрана и использование чата поддерживают интерактивность. Для обучения в онлайн-формате постоянно применяются обновляемые курсы и вебинары, обеспечивая непрерывное профессиональное развитие студентов.

В современном обучении преподаватели могут делиться материалами и презентациями онлайн, что дает студентам возможность доступа к ним в любое время. Однако при внедрении этого подхода в учебный процесс студентов из Китая можно столкнуться с рядом сложностей: некоторые испытывают трудности из-за проблем с интернет-соединением и отсутствия необходимого оборудования для онлайн-обуче-ния; другие предпочитают традиционные методы обучения из-за желания общаться лично с преподавателями; также самостоятельная работа онлайн требует высокой самодисциплины и мотивации со стороны студентов.

На сайте ADME.RU студентам предоставляется возможность взаимодействия с реальными текстами, изображениями и видео, что способствует более глубокому пониманию языка в повседневной жизни. Материалы охватывают широкий спектр тем, включая культуру, новости, развлечения и путешествия, что помогает преподавателям подбирать интересные материалы для студентов разного уровня подготовки, делая учебный процесс увлекательным и мотивирующим. Статьи доступны для обсуждения

и прочтения, видеоматериалы предлагаются для анализа и прослушивания, а комментарии помогают улучшить навыки письма. Использование интересных и актуальных материалов с ADME.RU способствует повышению мотивации учеников, так как они видят, насколько полезно для них изучение языка. Учащиеся знакомятся с современной жизнью и культурой России, что делает процесс обучения еще более увлекательным. Однако важно помнить, что материалы на сайте могут быть сложными и не всегда подходят для учебных целей. Поэтому преподавателям необходимо аккуратно подбирать и адаптировать контент, чтобы избегать негативного влияния на студентов. Важно учитывать, что нецензурная лексика, спорные темы и информация, которая может оскорбить, должны быть исключены из материалов, используемых в обучении студентов. Понимание современной российской культуры, менталитета и образа жизни играет ключевую роль в формировании культурной компетенции студентов.

Популярной онлайн-платформой для изучения русского языка как иностранного является LingQ. Это приложение позволяет студентам изучать язык через чтение и прослушивание аутентичных материалов. Студенты могут выбирать тексты и аудиофайлы по своим интересам, и приложение помогает им в изучении новых слов и выражений. Одно из больших преимуществ LingQ - это возможность получения обратной связи от носителей языка. Студенты могут задавать вопросы и просить комментировать свои записи, что позволяет им улучшить свою произношение и понимание. Результаты использования LingQ показали, что студенты значительно улучшили свои навыки в чтении и аудировании, особенно в понимании сложных текстов и аутентичной речи. Одна из главных проблем в обучении русскому языку как иностранному в Китае заключается в ограниченном доступе, который имеют студенты к носителям языка и практическому применению изучаемого материала. В этом контексте технологические тренды, такие как онлайн-платформы для обучения языку, конференц-связь и мобильные приложения для языкового обмена, становятся ключевыми инструментами преодоления этих проблем. Они позволяют студентам в режиме онлайн общаться с носителями русского языка, учиться через интерактивные видеоуроки, а также практиковать язык в реальных ситуациях, что способствует улучшению навыков аудирования и говорения.

Вместе с тем существует и ряд перспективных направлений для развития технологических трендов в обучении русскому языку как иностранному в Китае. Одно из них - использование виртуальной и дополненной реальности в языковом обучении. С помощью специальных устройств и программ студенты могут погружаться в языковую среду, где они могут общаться с виртуальными носителями языка, а также практиковать языковые навыки на практических заданиях и ситуациях. Другим примером технологического тренда в обучении русскому языку является использование искусственного интеллекта и машинного обучения. С его помощью разрабатываются специальные программы, которые могут анализировать и оценивать произношение, письменность и грамматическую структуру студентов. Такие программы могут предложить индивидуализированный подход к обучению, а также помочь корректировать ошибки и улучшить качество изучения русского языка. Однако, помимо перспективных возможностей технологических трендов, существует и ряд проблем, которые могут помешать их успешному внедрению в обучение русскому языку как иностранному в Китае. Одна из них - высокая стоимость и сложность доступа к соответствующему оборудованию и программному обеспечению. Неравномерность образо-

вания в различных регионах Китая может ограничить доступ студентов к современным технологиям, что создает некоторый разрыв между наиболее технологически развитыми городами и менее развитыми регионами.

В целом современные технологические тренды позволяют преодолеть несколько ключевых проблем в обучении русскому языку как иностранному в Китае. Они открывают новые возможности для студентов в плане общения с носителями языка и практики языковых навыков. Однако для успешного внедрения технологий в обучение необходимо решить некоторые проблемы, связанные с доступностью оборудования и программного обеспечения. Только таким образом эти технологии смогут получить широкое распространение в системе обучения русскому языку как иностранному в Китае.

Заключение / Conclusion

Одной из важнейших технологических инноваций, которая активно применяется в обучении иностранным языкам, включая русский язык, является использование интерактивных онлайн-платформ. Эти платформы предлагают различные возможности для изучения языка: они предоставляют доступ к информативным материалам, таким как учебники, аудио- и видеоматериалы, а также предлагают разнообразные упражнения и тесты для тренировки языковых навыков студентов. Благодаря таким платформам студенты могут самостоятельно изучать русский язык в любое время и в любом месте, что делает обучение гораздо более гибким и удобным. Кроме того, некоторые онлайн-платформы предлагают возможность общения со специальными русскими преподавателями через видеочаты, что позволяет студентам развивать свои разговорные навыки и получать обратную связь относительно своей речи.

Другой важной технологической инновацией в обучении русскому языку как иностранному являются мобильные приложения. С развитием смартфонов и планшетных компьютеров стало возможным создавать специализированные мобильные приложения для изучения иностранных языков. Эти приложения могут предлагать упражнения на грамматику, словари, системы тренировок для тренировки чтения и письма, а также игры и тесты для закрепления изученного материала. Мобильные приложения обладают высокой степенью доступности и мобильности, что делает их очень удобными для студентов, которые могут использовать их в любое время и в любом месте. Более того, некоторые мобильные приложения предлагают функцию распознавания голоса, позволяющую студентам тренировать свою речь и получать обратную связь касательно своего произношения.

Одним из наиболее современных технологических трендов, которые активно используются в обучении китайских студентов русскому языку, является виртуальная и дополненная реальность. Эти технологии предлагают уникальные возможности для им-мерсивного и интерактивного обучения. С помощью виртуальной реальности студенты могут погружаться в виртуальную среду, имитирующую русскую речь и культуру, и тренировать свои навыки общения на русском языке. Дополненная реальность позволяет студентам сочетать реальный мир с виртуальными элементами, что делает обучение более захватывающим и интересным. Например, студенты могут использовать мобильные приложения с функцией дополненной реальности для распознавания надписей на русском языке или для общения с виртуальными персонажами на русском языке. Не следует забывать и о социальных медиа в контексте обучения русскому языку. Попу-

лярные платформы, такие как WeChat и Weibo, могут использоваться для создания виртуальных языковых сообществ, где студенты могут общаться на русском языке с другими студентами и носителями языка. Это позволяет им практиковать свои навыки общения и расширять свой словарный запас в реальном времени.

Технологические инновации играют важную роль в обучении китайских студентов русскому языку как иностранному, улучшая эффективность обучения и повышая интерес к изучению языка. Использование интерактивных онлайн-платформ, мобильных приложений, виртуальной и дополненной реальности, а также социальных медиа позволяет студентам иметь доступ к разнообразным материалам и возможностям обучения. Такие инновации делают обучение русскому языку более гибким, удобным и увлекательным, что способствует более успешному овладению языком студентами.

Ссылки на источники / References

1. Best Chinese Universities Ranking, Shanghai Ranking Consultancy, December 2024. - 20 p. - URL: https://www.shanghairanking.com/rankings/bcur/2024

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ли Вэньг, Цзи Чжуянь. Изучение русского языка в современном Китае // Вестник Московского университета (20). Педагогическое образование. - 2024. - № 22(1). - С. 222-243.

3. Ван Ди, Цзо Ци. Онлайн-образование в современном Китае // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 5 (97). - С. 50-56.

4. Рекомендации по содействию строительству новой образовательной инфраструктуры и построению качественной системы поддержки образования

ii). Министерство образования КНР. - 01.07.2021. - URL: http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2021-07/22/content_5626544.htm (на китайском яз.).

5. Haoarchive K. China has started a grand experiment in AI education. It could reshape how the world learns // The youth issue. - 2020. - Vol. 123. - № 1. - P. 25-30.

6. Кэ Я., Дзюба Е. В. Современные тенденции обучения русскому языку в Китае // Филологический класс. -2022. - Т. 27. - № 2. - С. 122-125.

7. Balzhirova S. Strategies and challenges in teaching Russian language at Chinese universities // International Journal Of Literature And Languages. - 2024. - Т. 4. - № 09. - С. 6-11.

8. Junling G. et al. Integration of traditional and digital methods of teaching foreign languages in China // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 3 (106). - С. 290-293.

9. Talipova D. K. The current trends in teaching Russian as a foreign language methodology // Western European Journal of Linguistics and Education. - 2024. - Т. 2. - № 5. - С. 136-140.

10. Bylieva D. et al. Digital solutions to the problems of Chinese students in St. Petersburg multilingual space // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). - 2021. - Т. 16. - № 22. - С. 143-166.

11. Романова Е. А., Волкова М. А., Баохун Л. Особенности использования современных информационных технологий при изучении русского языка: сравнительный анализ предпочтений иностранных студентов вузов России и Китая // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 1 (49). - С. 276-288.

12. Дигтяр О. Ю. Применение цифрового обучения на примере использования современных VR-технологий в рамках обучения студентов иностранному языку: перспективы и тенденции развития // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 3 (106). - С. 74-76.

13. Yang H. Current Situation, Challenges and Optimization Path of Chinese Language Education in Russia in the Post-pandemic Era // Transactions on Social Science, Education and Humanities Research. - 2023. - Т. 1. - С. 330-341.

14. Ruiting Yan, Федотова Н. Л. Blended learning model of Russian language for Chinese students // Филологический класс. - 2022. - Т. 27. - № 3. - С. 145-154.

15. Церюльник А. Ю., Чжай Ц. Особенности использования студентами и преподавателями приложений Wechat и Dingtalk в Китае в образовательных целях // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф., Петрозаводск, 29 мая 2020 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2020. - С. 5-8.

16. Ли Ц. Модель обучения китайских студентов написанию научных статей с использованием платформы WeChat // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 9 (сентябрь). - С. 77-90. - URL: http://e-koncept.ru/2023/231083.htm

17. Хуэй Я., Петрова С. М. Особенности обучения русскому языку в современной китайской аудитории: проблемы и пути решения // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2021. - № 3 (23). - С. 38-44.

18. Дишкант Е. В., Лян Ч. Ч. Принципы «диалога культур» в обучении русскому языку как иностранному китайских студентов // Языковая картина мира русских старожилов в контексте взаимодействия с языками и культурами народов России: сб. материалов Всерос. с междунар. участием науч.-прак. онлайн-кон., Якутск, 1921 ноября 2020 года. - Чебоксары: Изд. дом «Среда», 2021. - С. 73-75.

19. Петров А. В. Тенденции и перспективы обучения в условиях информатизации. Российско-китайская онлайн-конференция. Шицзячжуан, Москва, Санкт-Петербург, 15 мая 2020 г // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). - 2020. - № 2 (55). - С. 120-121.

20. Лебедева М. Ю., Куваева А. С. Синхронный онлайн-урок по РКИ как особая форма обучения в цифровой среде // Русский язык за рубежом. - 2020. - Т. 2. - № 279. - С. 27-33.

21. Назарчук Ю. И. Преподавание русского как иностранного с использованием информационных технологий // Довузовский этап обучения в России и мире: язык, адаптация, социум, специальность. Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: сб. ст. IV Междунар. конгресса преподавателей и руководителей подготовительных факультетов (отделений) вузов РФ и V Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 14-16 октября 2020 года. -М.: Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2021. - С. 599-603.

22. Бугакова Н. Б., Попова Ю. С., Сулемина О. В. Из опыта онлайн-преподавания РКИ на начальном этапе в Воронежском государственном техническом университете // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. - 2022. - № 1 (44). - С. 44-48.

23. Караулова Г. Т. Из опыта обучения русского языка как иностранного вне языковой среды с использованием аутентичных интернетматериалов на примере adme.ru // Русский язык в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сб. ст. I Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 08-09 февраля 2017 года / Российский университет дружбы народов. - М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2017. - С. 201-209.

24. Караулова Г. Т. Из опыта обучения РКИ вне языковой среды с использованием аутентичных интернет-материалов на примере ADME.ru // Русский язык за рубежом. - 2017. - № 2. - С. 100-103.

25. Грунина Е. О., Шиманская К. Ю. Дистанционное образование как способ обучения русскому языку как иностранному // Изучение и преподавание русского языка в разных лингвокультурных средах: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, Москва, 23-24 сентября 2019 года / под общ. ред. В. М. Шакле-ина. - М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2019. - С. 244-257.

26. Дзюба Е. В., Еремина С. А., Мушенко Е. В. Искусственный интеллект в методике обучения русскому языку как иностранному // Педагогическое образование в России. - 2023. - № 6. - С. 178-189.

27. Амелина Ю. М. Потенциал виртуальной реальности и искусственного интеллекта в формировании информационно-образовательной среды для языкового образования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. ст. V междунар. науч.-практ. конф. 14-15 ноября 2024 г. / под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Сороковой, Н. П. Радчиковой. - М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. - С. 17-35.

28. Сунь Ю. Исследование применения искусственного интеллекта в преподавании английского языка в университете Китая // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12 (декабрь). - С. 88103. - URL: http://e-koncept.ru/2023/231128.htm

29. Яньли Х. Практические аспекты использования чат-ботов для обучения русскому языку в рамках межкультурной коммуникации // Человек и культура. - 2023. - № 6. - С. 60-75.

30. Баохун Л. Развитие и практика использования информационных технологий в обучении русскому языку студентов вузов КНР // Преподаватель XXI век. - 2020. - № 4-1. - С. 226-234.

1. (2024). Best Chinese Universities Ranking, Shanghai Ranking Consultancy, December, 20 p. Available at: https://www.shanghairanking.com/rankings/bcur/2024 (in English).

2. Li, Ven'g, & Czi, Chzhuyan' (2024). "Izuchenie russkogo yazyka v sovremennom Kitae" [Studying Russian in Modern China], Vestnik Moskovskogo universiteta (20). Pedagogicheskoe obrazovanie, № 22(1), pp. 222-243 (in Russian).

3. Van, Di, & Czo, Ci (2022). "Onlajn-obrazovanie v sovremennom Kitae" [Online Education in Modern China], Ob-shchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, № 5 (97), pp. 50-56 (in Russian).

4. Rekomendacii po sodejstviyu stroitel'stvu novoj obrazovatel'noj infrastruktury ipostroeniyu kachestvennoj sistemy podderzhki obrazovaniya [Recommendations for facilitating the construction of new educational infrastructure and

establishing a high-quality education support system]

MffiMitt). Ministerstvo obrazovaniya KNR, 01.07.2021. Available at:

http://www.gov.cn/zhengce/zhengceku/2021-07/22/content_5626544.htm (in in Chinese).

5. Haoarchive, K. (2020). "China has started a grand experiment in AI education. It could reshape how the world learns", The youth issue, vol. 123, № 1, pp. 25-30 (in English).

6. Ke, Ya., & Dzyuba, E. V. (2022). "Sovremennye tendencii obucheniya russkomu yazyku v Kitae" [Modern trends in teaching Russian in China], Filologicheskij klass, t. 27, № 2, pp. 122-125 (in Russian).

7. Balzhirova, S. (2024). "Strategies and challenges in teaching Russian language at Chinese universities", International Journal Of Literature And Languages, t. 4, № 09, pp. 6-11 (in English).

8. Junling, G. et al. (). "Integration of traditional and digital methods of teaching foreign languages in China", Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2024, № 3 (106), pp. 290-293 (in English).

9. Talipova, D. K. (2024). "The current trends in teaching Russian as a foreign language methodology", Western European Journal of Linguistics and Education, t. 2, № 5, pp. 136-140 (in English).

10. Bylieva, D. et al. (). "Digital solutions to the problems of Chinese students in St. Petersburg multilingual space", Inter-national Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET), 2021, t. 16, № 22, pp. 143-166 (in English).

11. Romanova, E. A., Volkova, M. A., & Baohun, L. (). "Osobennosti ispol'zovaniya sovremennyh informacionnyh tekh-nologij pri izuchenii russkogo yazyka: sravnitel'nyj analiz predpochtenij inostrannyh studentov vuzov Rossii i Kitaya" [Specific features of the use of modern information technologies in studying the Russian language: a comparative analysis of the preferences of foreign students of universities in Russia and China], Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2021, № 1 (49), pp. 276-288 (in Russian).

12. Digtyar, O. Yu. (). "Primenenie cifrovogo obucheniya na primere ispol'zovaniya sovremennyh VR-tekhnologij v ramkah obucheniya studentov inostrannomu yazyku: perspektivy i tendencii razvitiya" [Application of digital learning on the example of using modern VR technologies in teaching students a foreign language: prospects and development trends], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2024, № 3 (106), pp. 74-76 (in Russian).

13. Yang, H. (2023). "Current Situation, Challenges and Optimization Path of Chinese Language Education in Russia in the Post-pandemic Era", Transactions on Social Science, Education and Humanities Research, t. 1, pp. 330-341 (in English).

14. Ruiting, Yan, & Fedotova, N. L. (2022). "Blended learning model of Russian language for Chinese students", Filologicheskij klass, t. 27, № 3, pp. 145-154 (in English).

15. Ceryul'nik, A. Yu., & Chzhaj, C. (2020). "Osobennosti ispol'zovaniya studentami i prepodavatelyami prilozhenij Wechat i Dingtalk v Kitae v obrazovatel'nyh celyah" [Specifics of Using Wechat and Dingtalk Apps by Students and Teachers in China for Educational Purposes], Fundamental'naya i prikladnaya nauka: sostoyanie i tendencii razvitiya: sb. st. V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Petrozavodsk, 29 maya 2020 goda, Mezhdunarodnyj centr nauchnogo partnerstva "Novaya Nauka" (IP Ivanovskaya Irina Igorevna), Petrozavodsk, pp. 5-8 (in Russian).

16. Li, C. (2023). "Model' obucheniya kitajskih studentov napisaniyu nauchnyh statej s ispol'zovaniem platformy WeChat" [A model of teaching Chinese students to write a scientific article using the WeChat platform], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 9 (sentyabr'), pp. 77-90. Available at: http://e-kon-cept.ru/2023/231083.htm (in Russian).

17. Huej, Ya., & Petrova, S. M. (2021). "Osobennosti obucheniya russkomu yazyku v sovremennoj kitajskoj auditorii: problemy i puti resheniya" [Specific aspects of teaching Russian language in a modern Chinese audience: problems and solutions], Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Filosofiya, № 3 (23), pp. 38-44 (in Russian).

18. Dishkant, E. V., & Lyan, Ch. Ch. (2021). "Principy "dialoga kul'tur" v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu kitajskih studentov" [Principles of "dialogue of cultures" in teaching Russian as a foreign language to Chinese students], Yazykovaya kartina mira russkih starozhilov v kontekste vzaimodejstviya s yazykami i kul'turami narodov Rossii: sb. materialov Vseros. s mezhdunar. uchastiem nauch.-prak. onlajn-kon., Yakutsk, 19-21 noyabrya 2020 goda, Izd. dom "Sreda", Cheboksary, pp. 73-75 (in Russian).

19. Petrov, A. V. (). "Tendencii i perspektivy obucheniya v usloviyah informatizacii. Rossijsko-kitajskaya onlajn-konfer-enciya [Trends and Prospects of Education in the Context of Informatization. Russian-Chinese Online Conference]. Shiczyachzhuan, Moskva, Sankt-Peterburg, 15 maya 2020 g.", Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana), 2020, № 2 (55), pp. 120-121 (in Russian).

20. Lebedeva, M. Yu., & Kuvaeva, A. S. (2020). "Sinhronnyj onlajn-urok po RKI kak osobaya forma obucheniya v cifrovoj srede" [Synchronous online lesson in RFL as a special form of learning in a digital environment], Russkij yazyk za rubezhom, t. 2, № 279, pp. 27-33 (in Russian).

21. Nazarchuk, Yu. I. (2021). "Prepodavanie russkogo kak inostrannogo s ispol'zovaniem informacionnyh tekhnologij" [Teaching Russian as a Foreign Language Using Information Technologies], Dovuzovskij etap obucheniya v Rossii i mire: yazyk, adaptaciya, socium, special'nost'. Aktual'nye voprosy realizacii obrazovatel'nyh programm na podgotovitel'nyh fakul'tetah dlya inostrannyh grazhdan: sb. st. IV Mezhdunar. kongressa prepodavatelej i rukovoditelej podgotovitel'nyh fakul'tetov(otdelenij) vuzovRFi VVserossijskojnauchno-prakticheskojkonferencii, Moskva, 14-16 oktyabrya 2020goda, Gosudarstvennyj institut russkogo yazyka im. A. S. Pushkina, Moscow, pp. 599-603 (in Russian).

22. Bugakova, N. B., Popova, Yu. S., & Sulemina, O. V. (2022). "Iz opyta onlajn-prepodavaniya RKI na nachal'nom etape v Voronezhskom gosudarstvennom tekhnicheskom universitete" [From the experience of online teaching of Russian as a foreign language at the initial stage at the Voronezh State Technical University], Aktual'nye voprosy sov-remennoj filologii i zhurnalistiki, № 1 (44), pp. 44-48 (in Russian).

23. Karaulova, G. T. (2017). "Iz opyta obucheniya russkogo yazyka kak inostrannogo vne yazykovoj sredy s ispol'zovaniem autentichnyh internetmaterialov na primere adme.ru" [From the experience of teaching Russian as a foreign language outside the language environment using authentic Internet materials on the example of adme.ru], Russkij yazyk v Internete: lichnost', obshchestvo, kommunikaciya, kul'tura: sb. st. I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 08-09 fevralya 2017 goda, Rossijskij universitet druzhby narodov, Rossijskij universitet dru-zhby narodov (RUDN), Moscow, pp. 201-209 (in Russian).

24. Karaulova, G. T. (2017). "Iz opyta obucheniya RKI vne yazykovoj sredy s ispol'zovaniem autentichnyh internet-ma-terialov na primere ADME.ru" [From the experience of teaching Russian as a foreign language outside the language environment using authentic Internet materials on the example of ADME.ru], Russkij yazyk za rubezhom, № 2, pp. 100-103 (in Russian).

25. Grunina, E. O., & Shimanskaya, K. Yu. (2019). "Distancionnoe obrazovanie kak sposob obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu" [Distance education as a way of teaching Russian as a foreign language], Izuchenie i prepo-davanie russkogo yazyka v raznyh lingvokul'turnyh sredah: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. molodyh uchenyh, Moskva, 23-24 sentyabrya 2019 goda, Rossijskij universitet druzhby narodov (RUDN), Moscow, pp. 244257 (in Russian).

26. Dzyuba, E. V., Eremina, S. A., & Mushenko, E. V. (2023). "Iskusstvennyj intellekt v metodike obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu" [Artificial Intelligence in Methods of Teaching Russian as a Foreign Language], Pedagog-icheskoe obrazovanie v Rossii, № 6, pp. 178-189 (in Russian).

27. Amelina, Yu. M. (2024). "Potencial virtual'noj real'nosti i iskusstvennogo intellekta v formirovanii informacionno-obrazovatel'noj sredy dlya yazykovogo obrazovaniya" [The Potential of Virtual Reality and Artificial Intelligence in the Formation of an Information and Educational Environment for Language Education], Cifrovaya gumanitaristika i tekhnologii v obrazovanii (DHTE 2024): sb. st. V mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 14-15 noyabrya 2024 g., Izd-vo FGBOU VO MGPPU, Moscow, pp. 17-35 (in Russian).

28. Sun', Yu. (2023). "Issledovanie primeneniya iskusstvennogo intellekta v prepodavanii anglijskogo yazyka v universitete Kitaya" [Research of the usage of artificial intelligence in teaching English at a university in China], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 12 (dekabr'), pp. 88-103. Available at: http://e-kon-cept.ru/2023/231128.htm (in Russian).

29. Yan'li, H. (2023). "Prakticheskie aspekty ispol'zovaniya chat-botov dlya obucheniya russkomu yazyku v ramkah mezhkul'turnoj kommunikacii" [Practical aspects of using chatbots for teaching Russian language in the context of intercultural communication], Chelovek i kul'tura, № 6, pp. 60-75 (in Russian).

30. Baohun, L. (2020). "Razvitie i praktika ispol'zovaniya informacionnyh tekhnologij v obuchenii russkomu yazyku stu-dentov vuzov KNR" [Development and practice of using information technologies in teaching Russian language to university students in China], Prepodavatel' HKHI vek, № 4-1, pp. 226-234 (in Russian).

Вклад авторов

И. А. Киреева - анализ литературы по проблеме исследования, обзор и составление характеристики образовательных трендов в обучении китайских студентов с целью изучения русского языка как иностранного.

М. В. Приданова - анализ научных источников по внедрению трендов обучения русскому языку как иностранному в образовательный процесс России и Китая, оформление полученных сведений.

Лю Чань Юнь - анализ методики обучения китайских студентов русскому языку как иностранному, выделение этапов и особенностей учебного процесса, разработка практических рекомендаций по применению образовательных трендов в преподавании русского языка китайским студентам.

Contribution of the authors

I. A. Kireeva - analysis of literature on the research problem, review and compilation of characteristics of educational trends in teaching Chinese students with the aim of studying Russian as a foreign language.

M. V. Pridanova - analysis of scientific sources on the introduction of trends in teaching Russian as a foreign language into the educational process of Russia and China, presentation of the obtained information.

Liu Chang Yun - analysis of the methodology of teaching Russian as a foreign language to Chinese students, highlighting the stages and specific features of the educational process, development of practical recommendations for the application of educational trends in teaching Russian to Chinese students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.