Научная статья на тему 'Современные стратегии образования взрослых в Великобритании'

Современные стратегии образования взрослых в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные стратегии образования взрослых в Великобритании»

СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Я. В. Полякова

В Великобритании не существует четко ограниченного сектора «образования для взрослых». Взрослые студенты участвуют в программах учебных заведений всех секторов, включая высшее и последипломное образование, обучающие программы без отрыва от производства, добровольные общественные организации, центры образования для взрослых местных органов власти. В последние годы значительно выросло количество исследований в области образования взрослых, осуществляемых исследовательскими центрами, финансируемыми правительством, университетами и различными негосударственными организациями.

Общее количество жителей Британии продолжает расти (за исключением Шотландии). Из 60,6 млн чел. согласно переписи 2006 г. 77 % составляет взрослое население. Главным фактором роста населения является увеличение продолжительности жизни. В результате значительного улучшения здоровья людей в возрасте 60-80 лет 21 % граждан сейчас составляют люди в возрасте выше 50 лет, и эта пропорция увеличивается [1].

Начиная с 2000 г. во всех частях Соединенного Королевства произошли значительные сдвиги в организации образования взрослых. В 2000 г. в Шотландии был образован новый Департамент предпринимательства и непрерывного образования. В 2003 г. была принята новая стратегия образования: «Жизнь через образование, образование через жизнь» (Life Through Learning: Learning Through Life), цель которой - формирование у граждан предпринимательских качеств, знаний, креативности, навыков и умений для участия в экономической, социальной и политической жизни. В 2007 г. шотландское правительство предложило новую стратегию «Навыки на протяжении всей жизни» (A Lifelong Skills Strategy). В Уэльсе в 2001 г. была принята стратегия «Обучающаяся страна» (The Learning Country). В 2007 г. правительство Уэльса утвердило программу развития профессиональных навыков (Skills That Work For Wales). Программа Северной Ирландии «Успех через навыки» (2006) охватывает четыре основных направления в образовании взрослых: (1) изучение потребностей рынка труда, (2) повышение квалификации, (3) улучшение качества профессионального образования, (4) обеспечение взаимопонимания между работниками и работодателями.

К 2005 г. фокус политики в области образования взрослых переместился от широкого определения образования на протяжении всей жизни к обучению профессиональным навыкам, повышающим конкурентоспособность на рынке труда. В 2006 г. правительство опубликовало доклад Лейча «Процветание для всех в глобальной экономике», один из наиболее влиятельных документов прошлого десятилетия. Доклад на основе данных ОБСЕ продемонстрировал низкий уровень квалификации рабочей силы в Великобритании и рекомендовал крупные стратегические изменения и инвестиции, которые

149

смогли бы продвинуть Великобританию в первую тройку стран ОБСЕ в к 2020 г. [3].

В 2007 г. Гордон Браун сменил Тони Блэра на посту премьер-министра. Одним из первых законодательных актов нового премьера было разделение Департамента образования и профессиональных квалификаций на два департамента: Департамент детства, школы и семьи (Department for Children, Schools and Families) и Департамент инноваций, университетов и профессиональных квалификаций (the Department for Innovation, Universities and Skills -DIUS). Таким образом, впервые образование взрослых получило самостоятельный департамент с целью совместить три тесно связанных направления, определяющие будущее Британии - профессиональные навыки, инновации и научные исследования. В этом же году правительство опубликовало отчет «Профессиональные квалификации мирового уровня: воплощение Доклада Лейча в действии в Англии». В этом отчете обсуждалась «революция в области профессиональных квалификаций», направленная на устранение имеющихся недочетов на всех уровнях к 2020 г., через создание системы, в которой приоритетом являются потребности взрослых обучающихся и работодателей. Интеграция рынка труда и системы получения профессиональных навыков нацелена на то, чтобы безработные и низкоквалифицированные граждане имели возможность получить постоянную работу, продвигаться по карьерной лестнице, повышать свою квалификацию и таким образом способствовать как улучшению качества производительных сил Великобритании, так и социальной инклюзивности.

Одним из важных решений правительства было пересмотр реакции работодателей на стратегию передачи некоторых форм обязательной профессиональной подготовки на предприятия. Этому шагу правительство Великобритании сопротивлялось с 1970-х гг., считая его излишним вмешательством в рыночную экономику. В течение длительного времени правительство стремилось к достижению сотрудничества с работодателями на добровольной основе путем регулирования требований к квалификации. Однако, согласно докладу Лейча, необходимо пересмотреть эффективность добровольного подхода к инвестициям работодателей в повышение квалификации. В образовании взрослых главной целью государственной политики Великобритании является повышение производительности рабочей силы. Правительство стремится сделать Великобританию мировым лидером в области квалификации к 2020 г., и обучение взрослых является ключевым фактором в достижении этой цели. В начале 2008 г. Департамент инноваций, университетов и профессиональных квалификаций опубликовал доклад о неформальном обучении взрослых (Informal Adult Learning - Shaping the Way Ahead). В этом документе сфокусировано внимание на том, что Европейский союз определяет как формальное и неформальное обучение для личностной реализации, не обязательно связанное с квалификациями или занятостью.

В 2004 г. Европейский союз расширил свои границы, включив восемь государств из Восточной Европы, что привело к стремительному притоку мигрантов, большинство из которых - «молодые взрослые» (до 40 лет). В этой связи уделяется особое внимание курсам английского языка для неанглоязычных жителей (English for Speakers of Other Languages - ESOL). Прави-

150

тельство признает, что хорошее знание английского языка жизненно необходимо для интеграции и социальной когезии. Так, с 2001 по 2010 г. расходы на ESOL утроились и достигли 300 млн фунтов в год. Однако увеличивающийся спрос все еще превышает предложение, и департамент DIUS ищет пути его удовлетворения и финансирования [3]. Правительство также выдвинуло ряд новых инициатив, чтобы помочь безработным, особенно в Англии и Уэльсе, путем преодоления противоречия между потребностями работодателей и возможностями потенциальных работников. Образовательные программы нацелены главным образом на безработную молодежь в возрасте 18-24 лет, но не оставляют без внимания и тех, кто старше 25 лет и старше 50; есть также специальные программы для родителей-одиночек, людей с ограниченными возможностями и др.

В течение последнего десятилетия развивается сотрудничество между правительственными департаментами для интеграции рынка труда и программ повышения квалификации. Занятость является наиболее важным инструментом для преодоления социальной изоляции, давая личную независимость и стабильность в обществе. В Великобритании давно существует законодательная база для преодоления дискриминации по гендерным или расовым признакам или инвалидности, а в последние десятилетия и дискриминация по возрасту, сексуальной ориентации и религиозной принадлежности. Поддержку в области всех этих шести областей обеспечивает Комиссия по равенству и правам человека (Commission for Equality and Human Rights). Учебные заведения всех уровней должны выполнять данное законодательство и активно поддерживать антидискриминационную практику.

Следует отметить, что в Великобритании многие проблемы, такие как социальная исключенность (exclusion), бедность и дискриминация концентрируются в определенных местах или группах в большей степени, чем относятся ко всему населению. Поэтому главной задачей является разработка целевой политики, направленной на эти группы. В этом смысле политика в области образования взрослых изменяется, концентрируя ресурсы на углубленных программах для тех, кто наиболее в них нуждается, и в особенности - для приобретения необходимых квалификаций.

Список литературы

1. URL: http://www.statistics.gov.uk/statbase/Expodata/Spreadsheets/

2. Leitch Prosperity for all in the global economy - world class skills, 2006. URL:

http://www.dfes.gov.uk/skillsstrategy/uploads/documents/Leitch%20Review.pdf

3. CONFINTEA VI UK National report http://uil.unesco.org/home/programme-areas/adult-

learning-and-education/confintea-portal/

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.