Научная статья на тему 'Современные способы защиты автомобильных дорог в горной местности'

Современные способы защиты автомобильных дорог в горной местности Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1100
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ГОРНЫЕ ДОРОГИ / ЗАЩИТНЫЕ ГАЛЕРЕИ / ПОДПОРНЫЕ СТЕНА / ДОРОГА / НАГОРНЫЕ КАНАВЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Макаров А. В., Исаков Ш. М.

В статье рассматривается актуальные вопросы защиты автомобильной дороги в горной местности. Была проанализирована проблема устойчивой эксплуатации и целостности дороги вблизи горных склонов. Выделены особенности современных способов предотвращения разрушения дороги в опасных участках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные способы защиты автомобильных дорог в горной местности»

вымыл грунт, что спровоцировалообрушение тротуара моста и часть дорожного покрытия (Рис. 5).

Анализируя эти события видно, что используемые при расчете мостовых переходов на автомобильных дорогах нормативыне соответствуют сегодняшним климатическим реалиям. При проектировании мостовых переходов сегодня используются данные дляопределениярасчетного водотока накопленные в прошлыегоды. Как можно заметить, изменился объем и интенсивность выпадения осадков.Для надежного и бесперебойного функционирования мостовых переходов через реки необходимо принятые нормативы. Изменения должны коснуться алгоритма определения расчетного расхода водотока и как следствие расчетного уровня верхних вод и отверстия моста. Такие изменения позволят мостовым переходам выдерживать вызовы климатических реалий и безаварийно функционировать весь срок эксплуатации.

Список использованной литературы.

1. Андреев О. В. Проектирование мостовых переходов - М.Транспорт, 1980 г. - 215с.

2. Пуркин В. И., Холин А. С. Проектирование мостовых переходов - Учебное пособие - М.: МАДИ, 2002 г. - 36с

3. Река размыла опоры моста на дороге из Читы в Дульдургу - URL: chita.ru/news/118361/?utm_referrer=away.vk.comaway.php

© Макаров А.В., Магомедов Р.М., 2018.

УДК 625.7/.8

Макаров А.В.

к.т.н., доцент ВолгГТУ, г. Волгоград Исаков Ш.М. студент ВолгГТУ, г. Волгоград

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ

Аннотация

В статье рассматривается актуальные вопросы защиты автомобильной дороги в горной местности. Была проанализирована проблема устойчивой эксплуатации и целостности дороги вблизи горных склонов. Выделены особенности современных способов предотвращения разрушения дороги в опасных участках.

Ключевые слова:

автомобильный транспорт, горные дороги, защитные галереи, подпорные стена, дорога, нагорные канавы.

В современном мире автомобильный транспорт бурно развивается. Каждый год появляется миллионы автомобилей и строятся сотни километров автомобильных дорог, в том числе и в труднодоступных местностях. К труднодоступным относятся: болотистые, районы вечной мерзлоты и горной местности.

Строительство автомобильной дороги в горных районах сопряжено с большими трудностями. Люди давно живут в горных местностях, и всегда пользовались дорогами для ходьбы, поездках на лошадях и повозках.

В условиях крутых косогоров, дороги всегда подвержены камнепаду, сходу снежных лавин и селей. Люди всегда пытались защитить дорогу от неблагоприятных факторов. Способы защиты были простые -строительство небольших подпорных стен и нагорных канавы. Подпорные стены способны защитить дорогу от комнепадов и оползания грунта на склонах с небольшим уклоном( Рис.1а). Нагорые канавы используются как водоотводные так же они защищают дорогу от небольших камней и не дают грунту оползать (рис.1б)

Рисунок 1- Защитные устройства автомобильных дорог а) подпорные стены, б) нагорные канавы.

Эти способы не всегда могли защитить дорогу. В связи, с чем возникали трудности эксплуатации. Приходилось расчищать каменные завалы, сугробы и восстанавливать пути перемещения людей и грузов.

В современных условиях защитой автомобильных дорог занимаются на стадии проектирования. Исходя из конкретных условий, проектируются те или иные способы защиты. Это могут быть снего- и камне- защитные галереи, подпорные стены, укрепления горных склонов металлическими сетками, металлические барьеры на пути движения снежной массы, а также прокладка трассы горных дорог в обход лавиноопасных участков и участков с возможными оползнями и камнепадами.

Защитные галереи полностью закрывают дорогу от завалов снега и камней. Галерея представляет собой железобетонную плиту (6) закрывающую проезжую часть. Плита опирается на подпорную стену (1) со стороны горного склона; пространство между стеной и горным склоном заполняется камнем (7). Со стороны обрыва плата опирается на систему стоек (3) и прогонов (8); стойки установлены в подколонники (4). Для смягчения удара камней о железобетонную плиту насыпается грунт (2) с уклоном. Со стороны фасада грунтовая засыпка удерживается профильный элемент (9). На рисунке 2 представлен поперечное сечение галереи (рис. 2а) и вид с движением автотранспорта.

Рисунок 2 - Защитная галерея а) схема галереи, б) вид галереи

Подпорные стены позволяют укрепить горный склон и предотвратить падение камней и оползание грунта. Обычно в горной местности используют верховые стены. На рисунке 3а показана подпорная стена из камня, уложенного в стальные сетки, такая стена работает за счет сил гравитации. Достоинствами такой

конструкции является ее дешевизна, устойчивость к неравномерным осадкам основания, отсутствие «мокрых» процессов, простота в изготовлении и не способность накапливать воду.

Кроме массивных стен могут использоваться решетчатые гибкие подпорные стены. Они удерживают горный склон и сами крепятся к этому массиву грунта анкерами. Анкеры должны быть заведены в грунт за границу призмы обрушения. Такие стены по способу работы относятся к заанкеренным подпорным стенам.

Рисунок 3 - Верховая подпорная стена а) гравитационная, б) решетчатая.

Наиболее простым и дешевым способом защиты автомобильной дороги является устройство стальных сеток. Сетка крепится анкерами, заделываемыми в толщу горных пород. Однако сетки не всегда могут обеспечить безопасность эксплуатации автомобильной дороги.

Использование современных защитных сооружений обеспечивает безопасность и пропускную способность на дорогах в горной местности. Это позволяет более эффективно ее использовать. Список использованной литературы

1. Особенности проектирования автомобильных дорог в горной местности - https://infopedia.su/13x1fa1.html

2. Васильев А.П. Проектирование дорог с учетом влияния климата на условия движения М., Транспорт, 1986 г., 248 с.

3. Добров Э.М. Обеспечение устойчивости склонов и откосов в дорожном строительстве с учетом ползучести грунтов,- М,: Транспорт, 1975, 216 с.

© Макаров А.В., Исаков Ш.М. 2018.

УДК 681.5

Г.М. Оськина

канд. технических наук, доцент г. Краснодар, РФ А.С. Решетников студент факультета заочного обучения КубГАУ

г. Краснодар, РФ [email protected]

КОМПЛЕКС ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ОХРАНЫ

Аннотация

Целью данной статьи является основные цели и задачи защиты охраняемых объектов инженерно- 43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.