© Усманов Р.Х., Тажиев Н.М., 2012
®
УДК 314.7.044 ББК 66.5Д53
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И МИГРАЦИЯ В РОССИИ: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ 1
Р.Х. Усманов, Н.М. Тажиев
В статье предпринимается попытка анализа политической репрезентации современных миграционных процессов в регионах, подверженных экономическому кризису в результате глобализационных изменений. Акцентируется внимание на геополитическое положение Каспийского региона и роли России в этнополитических процессах, а также анализируется конфликтогенный потенциал в республиках Кавказа.
Ключевые слова: миграция, конфликтогенный потенциал, геополитика, глобализация, европейское пространство, этнополитический конфликт.
Современные процессы глобализации, мировой экономический кризис, обострение борьбы за природные ресурсы с необходимостью требуют продуманной государственной политики по урегулированию политических процессов, координации и созданию условий для согласования созидательных усилий различных социальных и политических групп российского общества. При этом необходимо создавать условия для эффективного межнационального взаимодействия народов, проживающих на всей территории России, что требует соответственно своего прогноза и анализа со стороны как властных структур, так и научно-исследовательских центров.
По мере того как глобализация и постиндустриальный технологический уклад ставят под вопрос государственный суверенитет, а миграционные процессы подтачивают социальное единство государства изнутри, устойчивость самого государства оказалась в зависимости от культурной общности социального целого, готовности людей сосуществовать в рамках единого общества. Все это предполагает реальное отображение существующего положения дел в обществе, исключающего фальсификацию и искажения фактов. Так, например, в настоящее время проблема
современных миграционных процессов становится все более актуальной и затрагивает практически все области общественной жизни стран и особенно ведущих государств земного шара. Отражение реального процесса в этой области, анализ, прогнозирование и определение тенденций миграционных потоков, и их последствия сегодня крайне необходимы для принятия объективных государственных решений современным политикам в целях национальной безопасности страны. Огромная роль в этом отношении отводится современным политологическим исследованиям, которые должны быть востребованы со стороны властных структур.
Сегодня как в ряде европейских государств, так и в российском обществе наиболее проблемным вопросом является нерегулируемый миграционный процесс и порождаемые вследствие этого межнациональные противоречия и этнополитические конфликты. К большому сожалению, в российском обществе государственные структуры, отвечающие за данные вопросы, отчасти неспособны, а с другой стороны, не имеют возможности в силу организационных, финансовых причин справиться с этой все более нарастающей проблемой. Так, например, по данным одного из последних социологических опросов, проведенных в августе 2012 г. российской негосударственной исследовательской организацией Левада-Центр, сильно выросла озабоченность
россиян иммиграционной политикой. Наплыв приезжих и мигрантов в 2005 г. волновал всего
7 % граждан - сейчас уже 16 %, что указывает на не всегда эффективную работу властей по упреждению и организации регулирования миграционных процессов в РФ [3].
В подтверждение данного положения можно привести мнение экспертов Берлинского Центра ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), которые еще 2 года назад в своем докладе давали представление о масштабах и характере миграционных потоков в рамках СНГ. Россия пока остается главным направлением притока иностранной рабочей силы: в 2010 г. она приняла 863 тысячи иностранных рабочих, в том числе 660,3 тысячи из СНГ. Авторы доклада подробно рассматривают меры, предпринимаемые правительствами для борьбы с нелегальной иммиграцией, которая, по оценкам экспертов, насчитывает в России около 2 миллионов человек [13].
Президент РФ В.В. Путин также, анализируя миграционные проблемы в стране, согласился с замечанием члена совета, экс-главы Миннаца Владимира Зорина на то, что федеральная целевая программа по национальной политике не финансируется: «Так совпало, что одновременно с выходом вашей статьи, посвященной национальному вопросу, Минфин обнулил все средства, выделяемые Минрегиону на госнацполитику» [1]. Возможно, одной из главных организационных причин является то, что ведомство, отвечающее за миграционные процессы (УФМС РФ), изначально находилось в структуре МВД РФ, у которого функции не совсем совпадали с современными реалиями геополитической и эт-нополитической ситуации страны и структура сегодня еще не в полной мере для этого перестроилась [2].
Вследствие многочисленных негативных событий и усложнившихся задач в области реализации национальной политики в российском обществе, анализ которых периодически публикуется на страницах научной политологической литературы и звучит в выступлениях ученых на международных научно-практических форумах [4; 6; 10-12], потребовалось принятие серьезных политических решений со стороны государства. Уже предварительно в
ходе президентской предвыборной кампании 2012 г. Владимир Путин выступил с рядом программных статей, одна из которых была посвящена межнациональным проблемам. Причиной чрезвычайной актуальности этого являются события, обострившие межнациональную напряженность, особенно в южных регионах России (Ставрополь, Краснодар, Астрахань и др.), куда внутренний нерегулируемый поток миграционного населения продолжает идти со стороны республик Северного Кавказа, а внешний - из стран Средней Азии и Закавказья (Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан и др.) с вектором направления в центральные регионы РФ (Москва, Ленинградская область, Свердловская область и т. д.).
По мнению Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, в настоящее время в России по приблизительным данным находится более 10 миллионов мигрантов. Только в первом полугодии в Россию въехало свыше
8 миллионов иностранных граждан [5]. Большинство иностранцев, проживающих на территории России, являются выходцами из стран СНГ, главным образом из Казахстана, Украины, Узбекистана и Кыргызстана. При этом согласно докладу Берлинского Центра ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) от 28 июня 2012 г., несмотря на постепенную либерализацию законодательства, регулирующего трудовую миграцию, число нелегально работающих в России иностранцев достигает 5-6 миллионов [14]. Авторы доклада подвергают сомнению обоснованность ряда административных ограничений, таких как иммиграционные квоты и запреты некоторых видов деятельности, которые препятствуют формированию свободного рынка рабочей силы. Вместе с тем доклад позитивно оценивает миграционную политику, применяемую в последнее время Россией, Беларусью и Казахстаном в рамках Таможенного союза.
С точки зрения Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, ключевая задача правительства - «создать цивилизованный и сбалансированный рынок труда, что нам пока не удалось, и обеспечить нашу экономику квалифицированной рабочей силой». «Процессы миграции носят постоянный характер. Их не нужно бояться, но нужно ими управ-
лять, - заявил Медведев. - Наши граждане тоже уезжают за границу, к сожалению, это люди обычно с высшим образованием, хорошим образованием и профессиональной подготовленностью. К нам же в основном едут работники низкой квалификации, которые с трудом объясняются на русском языке, очень часто не знают ни наших законов, ни нашей культуры, поэтому даже в этом плане работа предстоит очень серьезная» [5].
Ранее уже предпринимались на межгосударственном уровне попытки принятия мер по оптимизации и повышению эффективности механизмов регулирования миграционных процессов. Так, проблемой противодействия несанкционированной миграции занимались страны СНГ. В конце февраля 2010 г. эта тема обсуждалась в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Было решено готовиться «к отражению возможных потоков нелегальных мигрантов». Причем, эти потоки ожидались к тому времени по совершенно новым направлениям, например, с Ближнего и Среднего Востока. Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа предложил создать «евразийский Шенген» и готовиться к операции «Нелегал-2011» [7; 9].
Однако все политико-правовые меры по регулированию численности и направленности миграционных потоков не изменили качественные характеристики миграционной политики как на национальном, так и межгосударственном уровне. В.В. Путин признал, что межнациональной напряженности способствует в первую очередь несовершенная система управления миграционными процессами. «Мы уже вышли на второе место после США по количеству прибывающих мигрантов, - сообщил глава государства. - И так же, как другие страны, столкнулись с проблемами межнациональной напряженности» [1]. В итоге на первом заседании созданного в июне 2012 г. Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям в г. Саранске Владимир Путин заявил о том, что «Межнациональные столкновения в Кондопоге, Сагре и на Манежной площади в Москве, «прежде всего, результат бездействия правоохранительных органов и безответственности чиновников»: «Корруп-
ция, предвзятость представителей госорганов, их неспособность защитить права людей становятся питательной базой и почвой для межнациональной напряженности, а кому-то и прямо выгодно перевести возмущение граждан конкретным фактом несправедливости в форму межэтнического конфликта» [1].
Сегодня действительно, несмотря на сложность создавшегося положения для реализации положительного потенциала, заложенного в миграционной мобильности, необходимо модернизировать всю систему управления данными процессами. По мнению главы государства, с одной стороны, должны быть созданы условия для интеграции мигрантов, но, с другой стороны, «и мигранты должны соблюдать требования российских законов» и «с уважением относиться к нашим традициям, культуре, поведенческим нормам регионов, в которые они прибывают», что соответствует практике цивилизованных государств [там же].
Довольно актуальными и примечательными являются рекомендации Президента России Совету по межнациональным отношениям подключить широкие общественные и научные круги к дискуссии о регулировании миграционных процессов в стране и каждом отдельном регионе. Непосредственно сам Совет по межнациональным отношениям, по мнению В. Путина, должен стать площадкой для диалога с гражданским обществом, для более открытого и всестороннего обсуждения «актуальных проблем межнациональных отношений»: «Не сглаживая острые углы, привлекать к дискуссии представителей самых разных общественных и политических сил, в том числе и находящихся в оппозиции к власти». В первую же очередь, по его мнению, в рамках совета должна быть проведена «широкая общественная дискуссия по выработке стратегии национальной политики» [там же].
Авторы статьи вполне согласны с академиком РАН, членом президентского Совета по межнациональным отношениям Валерием Тишковым, который заявляет следующее: «Эффективное управление культурно сложными обществами не означает только, что нужны хорошие кадры. Оно означает адекватные институты государственного устройства, способные обеспечивать стабильное развитие общества на основе институтов и
законов демократии». Как справедливо отмечается известным российским этнографом, «новацией современной национальной (этнической) политики должна быть политика интеграции, а не возрождение различных показных мероприятий, согласно фестивальной формуле “дружбы народов” или более позднего концепта “прав меньшинств”. Поэтому необходимо добавить к тем общепринятым задачам, которые в 2000-е гг. формулировали российские власти в области национальной политики, в связи с глобализационными процессами в мире, такие направления, как формирование общероссийской гражданской идентичности, поддержка этнокультурного развития народов России и обеспечение межнационального согласия» [8].
Подводя итоги, мы отмечаем то, что общественное мнение значительной части как многих европейских стран, так и России склоняется к позиции, что именно неуправляемые миграционные процессы и этнополитические конфликты в настоящее время выступают основной угрозой национально-государственной безопасности государства, в том числе российского. Угроза этнополитической безопасности в настоящее время в российском обществе проявляется в такой тенденции, как раздувание национализма, национальной ненависти, религиозных противоречий и т. д. Важной особенностью является то, что такие процессы более обостренно происходят в Каспийском регионе и на Юге России (Северный Кавказ), что в свою очередь серьезно может повлиять как на безопасность внутри страны, так и на геополитические процессы соседних государств, в том числе и на Европейский союз. Поэтому власть и гражданское общество в России и в странах Западной Европы должны своевременно реагировать на всевозможные случаи возникновения элементов этноконфес-сионального и этнополитического конфликта как одного из серьезных факторов политического риска. Именно с целью недопущения этих деструктивных явлений необходима дальнейшая демократизация и модернизация политических процессов, но при условии укреплении основ правового государства и тесного взаимодействия с ее научным сообществом на основе уже имеющихся широкомасштабных политологических исследований.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Статья выполнена по гранту ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме «Вызовы и угрозы этнополитической безопасности Юга России: Прикаспийский вектор социально-политической стабильности Российского государства» (номер заявки в информационной системе «2012-1.2.1-12000-3006-022»).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Владимир Путин выступил межнациональным лидером // Коммерсантъ. - 2012. - 25 авг. (№ 158 (4943)).
2. В настоящее время подведомственна Правительству РФ : (указ Президента России от 21 мая 2012 г. № 636).
3. Виктор Крестьянинов. Что нужно делать тандему для сохранения власти // Аргументы недели. - 2012. - 30 авг. (№ 33 (325)).
4. Дмитриев, А. В. Юг России в миграционном и этноконфликтном измерениях / А. В. Дмитриев, П. Л. Карабущенко, Г. В. Клочков, Р. Х. Усманов. - Астрахань : Астрах. гос. ун-т ; Изд. дом «Астраханский университет», 2010 - 233 с.
5. Медведев: Миграции не нужно бояться, ею нужно управлять. - 2012. - 9 авг. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.baltinfo.ru /2012/08/09/Medvedev-Migrateii-ne-nuzhm-boyatsya-eyu-nuzhno-upravlyat-296752. - Загл. с экрана.
6. Монин, В. В. Динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Астраханской области и Прикаспийском регионе : монография / В. В. Монин, Б. З. Беребицкий. - Астрахань : ООО КПЦ «Полиграфком», 2011. - 70 с.
7. На Европу надвигается девятый вал арабской миграции. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://news.rambler.ru/9205259/. -Загл. с экрана.
8. Путь к себе. Эксперты ищут ответ на русский вопрос // Рос. газ. - 2012. - 24 авг. (федер. вып. № 5867 (194)).
9. Сосчитать иммигрантов // Профиль : деловой еженедельник. - 2010. - 22 нояб. (№ 43). - С. 32.
10. Усманов, Р. Х. Основные факторы конфликтогенных противоречий и пути обеспечения этнопо-литической безопасности на Юге России / Р. Х. Усманов // Материалы Международной научно-практической конференции и круглого стола «Политическая безопасность Юга России» / отв. ред. В. В. Меньшиков, В. М. Юрченко. - Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2010. - С. 41-44.
11. Усманов, Р. Х. Пути и вектор развития региональных этнополитических элит в современном рос-
сийском обществе : монография / Р. Х. Усманов, Н. М. Тажиев. - М. : ООО «ЦИУМиНЛ», 2012. - 214 с.
12. Усманов, Р. Х. Этнополитические иммиграционные процессы на Северном Кавказе: влияние внешних факторов, проблемы, перспективы / Р. Х. Усманов // ВестникИнститута стратегических исследований ПГЛУ : сб. науч. тр. / редкол.: В. Н. Панин [и др.]. - Вып. 1 : Конфликты - безопасность - геополитика: стратегический анализ современного мирового развития. - Ставрополь : Ставролит, 2011. - С. 55-58.
13. Free Movement of Workers and Labour Market Adjustment : информ. сервис ОЭСР. Берлинский Центр ОЭСР. - 23 авг. 2012. - Electronic text data. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1787/ 9789264177185-en. - Title from screen.
14. International Migration Outlook : информ. сервис ОЭСР о миграции. Берлинский Центр ОЭСР. - 28 июня 2012. - Electronic text data. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1787/migr_ outlook-2012-sum-ru. - Title from screen.
MODERN SOCIAL-POLITICAL PROCESSES AND MIGRATION IN RUSSIA:
REPRESENTATIONS OF REALITY
R.Kh. Usmanov, N.M. Tazhiev
The article analyses modern migration processes in the regions subjected to an economic crisis as a result of globalization changes. The attention to geopolitical position of the Caspian region and the role of Russia in ethno-political processes is focused on, and also conflict potential in republics of the Caucasus are considered.
Key words: migration, conflict potential, geopolitics, globalization, European space, ethno-political conflict.