_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
УДК 338.2
Хакимова Алина Камиловна
Аспирант СГАУ имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет) Ст.преподаватель СФ БашГУ, г.Стерлитамак, РФ E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Аннотация
В данной работе рассматриваются компьютерные интегрированные информационные системы, способные обеспечить эффективное управление предприятием, которые создаются на базе известных в мировой практике достаточно эффективных информационных систем: ERP, MRP, MRPII и др.
Ключевые слова Управление, промышленные предприятия, концепции управления
К концу 80-х годов идея создания единой модели данных в рамках целого предприятия заинтересовала ряд международных промышленных компаний, которые искали способ упростить управление производственными процессами. Первым шагом в данном направлении стала разработка концепции MRP (Materials Resource Planning - планирование материальных ресурсов), рассматривавшей планирование материалов для производства. В ходе разработки концепции MRP американскими специалистами в области управления было замечено, что существует два типа материалов: с зависимым спросом (для выпуска десяти автомобилей нужно пятьдесят колес - не больше и не меньше и при этом к определенному сроку) и с независимым спросом (типичная ситуация с запасами для торговых предприятий).
Основная цель концепции MRP заключалась в минимизации издержек, связанных со складскими запасами (в том числе и на различных участках производства). В основе этой концепции лежит понятие ВОМ (Bill Of Material - спецификация изделия, ответственность за которую возложена на конструкторский отдел), отражающее зависимость спроса на сырье, полуфабрикаты и другие продукты от плана выпуска готовой продукции [3, с.9]. При этом очень важную роль играет время, для учета которого необходимо иметь четкое представление о технологической цепочке выпуска продукции, то есть знать, какова последовательность и длительность операций. На основании плана выпуска продукции, ВОМ и технологической цепочки осуществляется расчет потребности в материалах к конкретным срокам.
По мере развития концепции MRPII к ней постепенно добавлялись возможности учета остальных затрат предприятия. Так появилась концепция ERP (Enterprise Resource Planning - планирование ресурсов предприятия), называемая иногда также планированием ресурсов в масштабе предприятия (Enterprise-wide Resource Planning). В основе ERP лежит принцип создания единого хранилища данных (депозитария), содержащего всю деловую информацию, накопленную организацией в процессе ведения бизнеса, в частности финансовую информацию, данные, связанные с производством, управлением персоналом, и любые другие данные. Наличие депозитария избавляет от необходимости передавать данные от приложения к приложению. Кроме того, любая часть информации, которой располагает данная организация, становится одновременно доступной для всех работников, обладающих соответствующими полномочиями.
Концепция ERP нашла широкое применение, поскольку планирование ресурсов позволяло сократить время выпуска продукции, снизить уровень товарно-материальных запасов, а также улучшить обратную связь с потребителем при одновременном сокращении административного аппарата. Стандарт ERP позволил объединить все ресурсы предприятия и повысить эффективность управления ими.
В настоящее время практически все современные западные системы управления производством базируются на концепции ERP и отвечают ее рекомендациям. Эти рекомендации вырабатываются американской общественной организацией APICS, объединяющей производителей, консультантов в области
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
управления производством, а также разработчиков программного обеспечения (ПО).
Самый новый из стандартов систем управления предприятиями - CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) - помимо всего прочего охватывает и взаимодействие с клиентами, оформление нарядов/заказов и технических заданий, поддержка заказчика на местах и т.д. Таким образом, если стандарты MRP, MRPII и ERP ориентированы на внутреннюю организацию предприятия, то стандарт CSRP включает в себя полный цикл - от проектирования будущего изделия, с учетом требований заказчика, до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи. Суть концепции CSRP главным образом состоит в том, чтобы интегрировать заказчика (клиента, покупателя) в систему управления предприятием. Согласно данной концепции не отдел сбыта, а непосредственно сам покупатель размещает заказ на изготовление продукции, сам отвечает за правильность его исполнения и при необходимости отслеживает соблюдение сроков производства и поставки. При этом само предприятие может очень четко отслеживать тенденции спроса на его продукцию.
На мировом рынке сейчас предлагается свыше 500 систем класса MRPII - ERP. Развитие этого рынка идет очень быстрыми темпами - число внедрений таких систем в мире растет на 35-40% в год [2, с.21]. На отечественном же рынке сейчас присутствуют около десятка западных систем и три-четыре отечественные системы класса КИС (корпоративные информационные системы). Представленные системы отличаются от всех других присутствующих на российском рынке программных продуктов для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности, прежде всего, наиболее развитой функциональностью, а также тем, что в них уже имеется модуль планирования производства и оперативного управления им.
В большинстве случаев отечественного потребителя системы стандарта ERP отпугивают своей якобы избыточной функциональностью и дороговизной. В качестве примера, как правило, приводятся самые заметные представители этого класса - продукты SAP, Baan и Oracle. В действительности дорогостоящие программные продукты этих корпораций сложны для внедрения на российских предприятиях главным образом потому, что у нас не хватает специалистов по внедрению. Что еще более существенно - эти системы требуют от заказчика серьезной реорганизации управления.
Достоинством и одновременно недостатком ERP-систем этого уровня является их универсальность. Существуют референтные модели для любого типа производственного процесса, а количество автоматизированных рабочих мест определяется исключительно финансовыми возможностями заказчика. Однако и возможности эти должны быть солидными: проект с использованием такой системы не может обойтись дешевле 500 тыс. долл., а чаще всего его стоимость достигает нескольких миллионов долларов. По сути, эти системы оптимальны для областей бизнеса не менее масштабных, чем бизнес самих разработчиков.
Для компаний среднего уровня, (или имеющих не слишком диверсифицированный бизнес) больше подходят другие системы класса ERP. До последнего времени поступающая о них информация была довольно скудной, и их потенциальные потребители чаще всего не знали, на кого они рассчитаны. Здесь речь идет о западных продуктах для самого массового сегмента рынка - среднего и малого бизнеса, то есть для компаний с годовым оборотом от 5 до 10 млн. долл. и количеством работающих от 100 до 1000 человек. Основное отличие ERP-систем среднего уровня от ERP-систем для крупных предприятий состоит в ограниченности решаемых задач и относительной простоте используемых технологий. Обычно эти системы поддерживают несколько определенных видов промышленной деятельности и имеют ограниченное число возможных пользователей [1, с.19].
Очевидно, что на сегодняшний день внедрять системы управления документами на промышленных предприятиях целесообразно только в соответствии с требованиями ISO 9000 или, как минимум, с учетом этих требований. При внедрении и поддержании системы качества могут потребоваться программные продукты, по крайней мере, трех классов: комплексные системы управления предприятием (включающие автоматизированные информационные системы поддержки принятия управленческих решений), системы электронного документооборота, а также продукты, позволяющие создавать модели функционирования организации, проводить анализ и оптимизацию ее деятельности. К ним можно отнести и системы нижнего уровня класса АСУТП и САПР, продукты для анализа данных, а также программное обеспечение,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
ориентированное на подготовку и поддержание функционирования систем качества в соответствии со стандартом ISO 9000 (продукты этой группы достаточно распространены на западном рынке и активно внедряются в России). Как считают многие аналитики, опираясь на зарубежный опыт, предприятиям с числом работающих более 800 человек, в принципе, невозможно обойтись без информационной поддержки при внедрении систем качества [2, с.9].
Таким образом, система качества как часть системы управления предприятием может эффективно работать и приносить наибольшую выгоду, если ее поддерживают современные информационные системы поддержки принятия управленческих решений, разработанные и внедренные на предприятии в строгом соответствии со спецификой его запросов и уровнем развития, а внедрение АСУ и системы качества происходит взаимоувязано.
В этом случае сокращается время внедрения как системы качества, так и поддерживающей ее автоматизированной системы поддержки принятия управленческих решений (до 50%), повышается эффективность работы обеих систем (до 80%), уменьшается время выхода обеих систем на проектную мощность и сокращается срок окупаемости систем (до 50%), и, наконец, повышается привлекательность предприятия для инвесторов, поскольку в промышленно развитых странах принято совместное использование таких систем [3, с.20].
Взаимная увязка этапов разработки системы качества и корпоративных информационных систем поддержки принятия управленческих решений является сегодня одной из ключевых идей технологии развития предприятия. Решение этой проблемы включает в себя использование системы качества, и системы поддержки принятия управленческих решений в одной и той же бизнес-модели предприятия, построенной на этапе его информационного обследования, что существенно экономит и время и затраты на внедрение обеих систем, а также повышает эффективность внедрения обеих систем за счет обеспечения поддержки большинства функций системы качества автоматизированной системы принятия решений.
Опыт зарубежных предприятий показывает, что этап выбора системы управления предприятием является одним из самых важных, и руководство предприятия должно быть крайне заинтересовано в выборе правильного решения. Любой проект в области автоматизации должен рассматриваться предприятием как стратегическое вложение средств, которое должно окупиться за счет усовершенствования управленческих процессов, повышения эффективности производства, сокращения издержек, и ставиться на один уровень с приобретением, например, новой производственной линии или строительством цеха [2, с.10].
Для выбора приемлемого варианта проекта руководство предприятия, в первую очередь, должно сформулировать основные требования, предъявляемые к системе и составить документ «Требования к компьютерной системе». В частности, какие функциональные области и какие типы производства она должна охватывать, какую техническую платформу использовать, какие производить документы. Этот документ, представляющий все характеристики новой системы и содержащий критерии для сравнения разных систем управления предприятием по заранее определенным параметрам, позволяет осуществить более объективный выбор ERP-системы [2, с.12].
Однако не следует считать, что выбранная система будет автоматически самостоятельно управлять предприятием, так как любая из таких систем является лишь инструментом повышения эффективности управления, принятия правильных стратегических и тактических решений на основе своевременной и достоверной информации, предоставляемой этой системой.
Задача создания единой информационной системы заключается в организации надежной системы управления, позволяющей руководству и специалистам предприятия оперативно получать достоверную информацию, необходимую для принятия управленческих решений, вести бухгалтерский и налоговый учет в режиме реального времени, а также исключить человеческий фактор при подсчете, сортировке и передаче информации [3, с.29].
Список использованной литературы: 1. Андрианов, В. Интеллектуальная модель управления в бизнесе (опыт компании) / В. Андрианов. // Проблемы теории и практики управления, 2012. №3.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
2. Гайфуллин, Б., Обухов И. Современные системы управления предприятием / Б. Гайфуллин, И. Обухов. // Компьютер Пресс, 2011. № 9.
3. Щиборщ К.В. Бюджетное планирование деятельности промышленных предприятий / К.В. Щиборщ. // Аудитор, 2012. №1.
© Хакимова А.К., 2016
УДК 33.338
Цветкова Изабелла Ивановна,
канд. экон. наук, доцент Института экономики и управления ФГАОУ КФУ имени В.И. Вернадского, г. Симферополь, РФ Е-mail: [email protected] Сиволап Александр Владимирович, ст. преподаватель Института экономики и управления ФГАОУ КФУ имени В.И. Вернадского г. Симферополь, РФ Е-mail: [email protected]
АНАЛИЗ ИНДЕКСА УВЕРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ
Аннотация
Проведен анализ индекса уверенности потребителей туристских услуг. Определен объем выборочной совокупности, а также вопросы, задаваемые респондентам. В качестве признаков сегментации рекреантов Республики Крым выбраны: доход, место проживания, возраст, пол. Рассчитан средний индекс уверенности потребителей.
Ключевые слова
Индекс уверенности потребителей, туристские услуги, сегментация, рекреанты, маркетингвая сратегия.
Маркетинговые исследования потребителей, составной частью которых является анализ доходов рекреантов, в последние годы проводятся довольно регулярно [1,2,3]. Однако, оценки сегодняшнего дохода рекреантов для прогнозирования и формирования долгосрочной маркетинговой стратегии недостаточно. Потребление в значительной степени зависит от того, что думают потребители о завтрашнем дне. Текущий доход является фактором, напрямую определяющим покупку, например, продуктов питания, но уверенность потребителя в будущем доходе очень важна для принятия решения о покупке путешествия.
Для того, чтобы можно было прогнозировать спрос на туристско-рекреационные услуги, представляется необходимым оценить представление потребителя о своем ближайшем будущем, его уверенность в завтрашнем дне. Высокая уверенность потребителя в стабильности своих доходов и в своем положении говорит о том, что он является потенциальным клиентом туристско-рекреационной отрасли. Снижение покупательской уверенности является настораживающим фактом и может быть расценено как угроза возможности воспользоваться туристско-рекреационными услугами.
Целью статьи является проведение исследования уверенности различных сегментов потребителей туристских услуг с определением индекса уверенности.
Индекс потребительской уверенности - это индикатор, разработанный для измерения потребительской уверенности, определенной как степень оптимизма относительно состояния экономики, который население выражает через своё потребление и сбережение. Данное понятие не является чем-то принципиально новым