Современные системы управления дорожным движением в мегаполисах
В.М. ПРИХОДЬКО, ректор МАДИ (ГТУ), член-корр. РАН, профессор
Общее состояние транспортного обслуживания граждан Российской Федерации не может на сегодняшнем этапе социально-экономического развития России не вызывать обеспокоенности. В последние годы особенно обострилась ситуация с транспортным обслуживанием населения таких мегаполисов, как Москва, Санкт-Петербург, других миллионных городов РФ. Транспортные проблемы делают труднодостижимыми многие задачи, которые ставит руководство страны. В частности, в условиях, когда почти 20% розничной и 75% оптовой торговли всей страны формируется в Москве, население которой составляет 6% от общей численности россиян, легко представить, каким эхом отзовутся транспортные проблемы Москвы для всей России.
Принимая во внимание не только экономическое, но и политическое значение транспорта для Москвы, группа ученых МАДИ (ГТУ) с привлечением ряда специалистов разработала по заданию Правительства Москвы Концепцию транспортной политики в области улучшения условий дорожного движения в г. Москве на основе обобщения материалов как собственных исследований, так и других научных, проектных организаций, нормативных правовых актов федерального Правительства, Правительства Москвы.
Предлагаемая Концепция определяет цель, приоритеты, основные направления формирования городской политики и механизмы ее реализации в области улучшения дорожно-транспортной ситуации в Москве на период до 2020 года.
Концепция учитывает опыт крупнейших мегаполисов мира, отражающий целевые установки органов исполнительной и законодательной власти в сфере транспортной политики, направленной на повышение качества жизни населения, развитие экономики, обеспечение безопасности дорожного движения и оздоровление окружающей среды. Она разработана с учетом положений Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.
Основная цель Концепции — повышение качества жизни населения за счет эффективного функционирования транспортной системы г. Москвы.
На основе программно-целевого подхода, прежде всего, были выделены следующие приоритеты:
• совершенствование конфигурации и обустройства улично-дорожной сети (УДС);
• преимущественное развитие общественного городского пассажирского транспорта как альтернативы использованию личного автомобиля;
• координация взаимодействия различных видов транспорта;
• совершенствование системы управления городским транспортом и транспортными потоками на УДС города;
• обеспечение дорожной, экологической, производственной и антитеррористической безопасности на транспорте;
• повышение уровня «транспортной культуры» населения и квалификации кадрового состава работников АТК.
Основные проблемы городского транспорта
Из-за стихийного роста автомобилизации:
• обостряется отставание дорожной инфраструктуры от роста парка транспортных средств;
• увеличиваются задержки в перемещении пассажиров и грузов;
• ухудшается работа городского пассажирского транспорта;
• обостряется проблема дорожной аварийности, загрязнения окружающей среды.
В числе других транспортных проблем города:
• отсутствие комплексности в управлении развитием и функционированием транспортной системы;
• незавершенность структурных преобразований на транспорте;
• старение основных фондов и их неэффективное использование;
• низкий технологический уровень транспортных объектов и систем;
• отсутствие централизованной информационной вертикали, технологически прошивающей весь комплекс задач по оптимизации загрузки дорожной сети в городе.
Характеризуя созданную к настоящему времени транспортную инфраструктуру города, отметим:
• дефицит сети магистральных улиц (в пределах городской черты) составляет 250-З00 км;
• хроническое отставание дорожно-мостового строительства от реальных потребностей;
• низкую плотность в районах массовой жилой застройки уличной сети местного значения;
• дефицит машино-мест для хранения легковых автомобилей жителей города (превышает 1 млн. единиц);
• обострение проблемы массового выезда населения на загородный отдых в выходные и праздничные дни;
• низкий уровень технико-эксплуатационных показателей УДС, дорожно-мостовых сооружений, своевременной очистки дорожных покрытий от снега, борьбы с зимней скользкостью на дорогах, осуществления поливомоечных и уборочных работ, уличного озеленения в летнее время;
• развитие сервисной составляющей транспортной инфраструктуры вне рамок программно-целевого планирования, что не обеспечивает требуемого уровня качества обслуживания.
Проблемы наземного общественного пассажирского транспорта:
• увеличение затрат времени на поездки населения по городу;
• увеличение удельного наполнения на всех видах пассажирского транспорта;
• снижение скорости движения на маршрутах до 13-14 км/ч, рост числа срывов графиков движения (более 1 часа) по причине заторов;
• отсутствие нормативно-правовой базы по обеспечению взаимодействия
операторов различных форм собственности и допуска их к работе на маршрутной сети;
• отсутствие адресной компенсации расходов по перевозке льготных категорий пассажиров;
• высокая текучесть кадров (обеспеченность водителями составляет по автобусу 75%, троллейбусу и трамваю — 95% от норматива).
Проблемы грузового автомобильного транспорта:
• отсутствие цивилизованного рынка транспортно-экспедиционных услуг и расширение сферы теневого автотранспортного бизнеса;
• высокий уровень аварийности и загрязнения окружающей среды;
• низкий уровень менеджмента хозяйствующих субъектов;
• отсутствие эффективного организационно-экономического механизма регулирования таможенно-складского бизнеса, въезда и пребывания в Москве иногороднего большегрузного автотранспорта;
• высокий износ и сокращение численности парка специализированного подвижного состава.
Если процесс неконтролируемой автомобилизации при росте плотности городской застройки сохранится, то к 2020 году в Москве удельная плотность автомобилей на 1 кв. км городской территории может превысить 5200 ед. Для обеспечения широкого использования личного автомобиля при передвижении по городу потребуется увеличить пропускную способность улиц в 10, а количество машино-мест для постоянного хранения и парковок машин — в 20 раз. Природные экосистемы на городских территориях в таких условиях сохранить не удастся, потребуются огромные средства для формирования и поддержания искусственных биоценозов.
В течение ближайших 3-5 лет могут стать реальностью следующие стратегические угрозы:
• город столкнется с потерей устойчивости и снижением безопасности функционирования транспортного комплекса, ростом дорожной аварийности и негативным воздействием на окружающую среду;
• экономический рост будет сдерживаться отсутствием потенциальных возможностей по обеспечению требуемой подвижности населения, мобильности трудовых ресурсов, товаров как фактора развития производства и услуг;
• будет стимулироваться процесс замены услуг общественного транспорта личными автомобилями, что
приведет к обострению социальных и экологических проблем, росту потерь от заторов и дорожно-транспортных происшествий, нехватке улич-но-дорожной сети и другим последствиям.
В Концепции сформированы приоритетные направления транспортной политики Правительства Москвы, которые должны поэтапно интегрировать базовые принципы устойчивого развития, и согласно которым решение задач удовлетворения транспортных потребностей не вступает в противоречие с охраной окружающей среды и здоровья граждан.
В области совершенствования конфигурации и обустройства улично-до-рожной сети, развития сервисной составляющей транспортной инфраструктуры предлагается ряд целевых ориентиров и приоритетных направлений развития, обобщая которые, можно сказать, что строить нужно больше, плотность УДС необходимо довести до 8 км/км. При этом предполагается первоочередность дорожного и мостового строительства.
Концепция предполагает преимущественное развитие общественного городского пассажирского транспорта — надежного, безопасного, доступного — как разумной альтернативы пользованию личным автомобилем.
Среди приоритетных направлений:
• комплексное взаимоувязанное развитие всех видов городского пассажирского транспорта (ГПТ);
• координация функционирования ГПТ г. Москвы с транспортным комплексом Московской области, других субъектов РФ;
• создание и разработка системы управления в мультимодальных Центрах
обслуживания в транспортно-переса-дочных узлах;
• повышение социально-профессиональной привлекательности ГПТ как сферы бизнеса и наемного труда, научное обеспечение развития системы.
Названные направления — это наиболее интеллектуальные разделы, поскольку требуют научного подхода, привлечения современных транспортных технологий, информатизации всех видов деятельности.
В области управления дорожным движением поставлена целевая установка — сведение к минимуму количества заторовых ситуаций на опорной УДС города.
С этой целью предусматривается:
• развитие общегородской системы автоматизированного управления движением;
• возврат на магистральных улицах в пределах IV Транспортного кольца к светофорному регулированию на пересечениях в одном уровне и ограничение скорости движения до 60 км/ч;
• широкое использование информационно-навигационных систем и технологий для оперативной передачи участникам движения сведений о транспортной обстановке на УДС города;
• совершенствование методов и средств управления дорожным движением при возникновении технологических аварий, катастроф, одновременном образовании заторов на опорной УДС;
• обеспечение автоматической идентификации автомобилей при реализации мер по транспортному зонированию территории;
• разработка и внедрение системы автоматизированного контроля
транспортных потоков магистральной сети.
Одним из главных разделов Концепции является обеспечение дорожной, экологической, производственной и антитеррористической безопасности на транспорте.
Приоритетные направления в области безопасности дорожного движения:
• формирование общественного мнения относительно дорожной аварийности как общегосударственной проблемы, угрожающей национальной безопасности, расширение спектра воспитательных мер, направленных на формирование законопослушного поведения участников дорожного движения, снижения агрессивности граждан на дороге;
• совершенствование технического регулирования на городском транспорте с целью обеспечения конструктивной и эксплуатационной безопасности транспортных средств;
• совершенствование контрольно-надзорной деятельности.
В качестве первоочередных действий:
• создание системы технических регламентов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения с учетом международных требований и соглашений;
• разработка и внедрение систем мониторинга о состоянии и проблемах безопасности движения, принимаемых мерах и их эффективности, а также изучение и учет общественного мнения при подготовке и принятии управленческих решений;
• ужесточение контроля состояния здоровья, а также времени работы и отдыха водителей грузовых автомобилей и автобусов;
• защита слабых участников движения (детей, пожилых людей, пешеходов);
• приведение мер административной и уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения в соответствие с общественной опасностью этих нарушений;
• значительное увеличение ассигнований для повышения технического обеспечения системы БДД в части организации дорожного движения, обучения и переподготовки водителей, создания систем связи, своевременного обнаружения ДТП и оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
В основе многих транспортных проблем лежит «транспортная культура» населения и квалификация кадрового состава работников транспортного комплекса.
Формирование в массовом сознании общественно значимых стереотипов транспортного поведения, расширение электората, поддерживающего приоритеты транспортной политики Правительства г. Москвы, — приоритеты Концепции.
Подготовка водительских кадров и специалистов для транспортного комплекса — залог повышения уровня квалификации участников дорожного движения и персонала, обеспечивающих готовность транспортных средств к участию в транспортном процессе.
Здесь в качестве первоочередных мероприятий:
• совершенствование работы со всеми категориями участников дорожного движения с целью повышения общего уровня культуры поведения на дороге;
• разработка и внедрение комплекса мер по сертификации специалистов, работающих на предприятиях технического сервиса;
• разработка программы аттестации педагогических кадров;
• разработка на период до 2010 года городского заказа на подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для транспортного сектора;
• открытие в высших и средних профессиональных учебных заведениях города новых специальностей для подготовки кадров в области транспортной логистики, информатики и телематики, технической и экономической экспертизы автотранспортных средств и дорожно-транспортных происшествий;
• восстановление системы обязательного повышения квалификации руководителей и специалистов автомобильного транспорта с периодичностью обновления знаний один раз в 5 лет.
Реализация рассмотренных в Концепции приоритетных направлений развития транспортной системы позволит достичь к 2020 году декларируемых целей и обеспечит достижение высоких результатов социально-экономической эффективности развития мегаполиса.
Для реализации Концепции на первом этапе предусматривается формирование соответствующего плана действий и принятия его правительствами г. Москвы и Московской области. План действий — основа для подготовки нормативных правовых актов, разработки и корректировки целевых программ.
Ход реализации Концепции должен постоянно контролироваться.
Реализация Концепции предусматривает:
• формирование плана реализации первоочередных мероприятий Концепции;
• разработку системы индикаторов результативности транспортной политики в Московском мегаполисе;
• актуализацию Генерального плана развития Москвы на период до 2020 года;
• разработку и принятие Правительством Москвы ряда программных документов.
Отличительной особенностью Концепции являются ее системность, непрерывность и многоступенчатость, предусматривающая следующие этапы развития транспортной системы Москвы:
• Первоочередные неотложные задачи.
• На среднесрочную перспективу (2005-2010 гг.).
• На дальнесрочную перспективу (2011-2020 гг.).
Что же предлагают первоочередные задачи?
• Снижение интенсивности использования автомобиля в поездках по городу (административными, экономическими методами);
• формирование общественного мнения об объективной необходимости мер по ограничению использования личного автомобиля в городе;
• разделение территории города на зоны с регулируемым въездом автомобилей с взиманием платы за въезд в зону города, за парковку;
• введение электронных систем идентификации автомобилей;
• строительство перехватывающих стоянок;
• введение платы за парковку в центральной части города;
• упорядочение парковок на территории города;
• введение парковочной полиции;
• выделение на магистральных улицах полос движения для общественного транспорта;
• отказ от безостановочного движения на магистральных улицах, возврат к светофорному регулированию и ограничению скорости до 60 км/ч;
• развитие скоростного безостановочного движения только на внеулич-ных магистралях;
• актуализация Генплана г. Москвы в части развития метрополитена, зонирования городской территории, парковок, связи города с автомобильными дорогами пригорода, создания внеулич-ной сети скоростных автомагистралей.
Реализация настоящей Концепции позволит реально улучшить транспортную ситуацию в столице уже в ближайшем будущем.