Научная статья на тему 'Современные системы спортивной тренировки'

Современные системы спортивной тренировки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
847
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ / СИСТЕМА / СПОРТ / ПОДГОТОВКА / РОССИЯ / КУЛЬТУРА / MODERN / SYSTEM / SPORT / PREPARATION / RUSSIA / CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бушуев Евгений Викторович

В настоящее время в Российской Федерации (по данным федерального статистического наблюдения по форме N 5-ФКза 2015 год) осуществляют подготовку спортивного резерва 5084 организаций. Объектом исследования в статье является система спортивной подготовки.На современном этапе в полной мере подготовкой спортивного резерва для спортивных сборных команд занимаются ЦСП, УОР, СДЮСШОР. Необходимо формировать новые подходы к оценке результатов труда и уровня профессионального мастерства тренеров, основывающиеся не только на спортивном результате спортсмена, но и на оценке уровня их здоровья. Подготовил обучающийся группы БЭ(б)-341 Бушуев Евгений Викторович.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern sports training systems

Currently, in the Russian Federation (according to the federal statistical observation in the form of N 5-FKZ 2015) prepare a sports reserve for 5,084 organizations. The object of research in the article is the system of sports training. At the present stage, the DSP, UOR, SDYUSSHOR are engaged in the full preparation of the sports reserve for the sports teams. It is necessary to form new approaches to assessing the results of work and the level of professional skills of coaches, based not only on the athlete's athletic result, but also on assessing their level of health. Prepared the student group BE (b) -341 Bushuev Eugene Viktorovich

Текст научной работы на тему «Современные системы спортивной тренировки»

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ MODERN SYSTEMS OF SPORTS TRAINING

Бушуев Евгений Викторович

студент

Орловский государственный аграрный университет

имени Н В. Парахина г. Орёл, Россия

Bushuyev Evgeny Viktorovich

student

Orel State Agrarian University named N. V. Para hina

Orel, Russia

Аннотация. В настоящее время в Российской Федерации (по данным федерального статистического наблюдения по форме N 5-ФКза 2015 год) осуществляют подготовку спортивного резерва 5084 организаций. Объектом исследования в статье является система спортивной подготовки.На современном этапе в полной мере подготовкой спортивного резерва для спортивных сборных команд занимаются ЦСП, УОР, СДЮСШОР. Необходимо формировать новые подходы к оценке результатов труда и уровня профессионального мастерства тренеров, основывающиеся не только на спортивном результате спортсмена, но и на оценке уровня их здоровья. Подготовил обучающийся группы БЭ(б)-341 Бушуев Евгений Викторович.

Abstract. Currently, in the Russian Federation (according to the federal statistical observation in the form of N 5-FKZ 2015) prepare a sports reserve for 5,084 organizations. The object of research in the article is the system of sports training. At the present stage, the DSP, UOR, SDYUSSHOR are engaged in the full preparation of the sports reserve for the sports teams. It is necessary to form new approaches to assessing the results of work and the level of professional skills of coaches, based not only on the athlete's athletic result, but also on assessing their level of health. Prepared the student group BE (b) -341 Bushuev Eugene Viktorovich.

Ключевые слова: Современная, система, спорт, подготовка, Россия, культура.

Keywords: Modern, system, sport, preparation, Russia, culture.

В настоящее время в Российской Федерации (по данным федерального статистического наблюдения по форме N 5-ФКза 2015 год) осуществляют подготовку спортивного резерва 5084 организаций, среди них:

182 центра спортивной подготовки (ЦСП);

56 училищ олимпийского резерва (УОР);

980 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР): 958 находятся в ведомственном подчинении органов управления в сфере физической культуры и спорта (97,8%),

14 - в ведомственном подчинении органов управления в сфере образования (1,4%), 8 - в другой ведомственной подчиненности (0,8%);

3669 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ): 1 753 находится в ведомственном подчинении органов управления в сфере физической культуры и спорта (47,8%), 1 829 - в ведомственном подчинении органов управления в сфере образования (49,9%), 87 - в другой ведомственной подчиненности (2,3%);

197 иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта.

За период с 2008 по 2015 гг. на 40% увеличилось число присваиваемых разрядов, при этом количество спортивных разрядов и званий уровня КМС, МС, МСМК и ЗМС увеличилось в среднем в 3-4 раза. В тоже время присвоение массовых спортивных разрядов осталось на прежнем уровне. Количество спортсменов со спортивными разрядами и званиями составляет 35,4% от общего количества спортсменов, что явно недостаточно.

За последнее десятилетие заложены основы для внедрения единых подходов к организации системы подготовки спортивного резерва в стране. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 г. N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, в которой предусмотрена глава 8 "Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене".

В процессе деятельности федеральных экспериментальных площадок был сформирован и апробирован механизм создания и функционирования организаций спортивной подготовки: спортивных школ и спортивных школ олимпийского резерва, как системообразующих элементов подготовки спортивного резерва в Российской Федерации.

Взаимодействие Минспорта России и Минобрнауки России позволило в федеральном законе от 29.12.2012 г. №73-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установить новый подход к реализации образовательных программ в сфере физической культуры и спорта.

Концепция развития дополнительного образовании детей, принятая распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. N 1726-р, а также план по ее реализации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 г. N 729-р, соисполнителем которой является Минспорт России, позволяет формировать обширное поле для взаимодействия двух ведомств.

Важным направлением совместной работы Минспорта России с Минобрнауки России является разработка порядка передачи спортивно одаренных детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в сфере физической культуры и спорта, в организации спортивной подготовки с соблюдением принципа последовательности и преемственности.

На современном этапе в полной мере подготовкой спортивного резерва для спортивных сборных команд занимаются ЦСП, УОР, СДЮСШОР. Вместе с тем, ДЮСШ, находящиеся в ведомственном подчинении органов управления, как сферы физической культуры и спорта, так и сферы образования,

существенно различаются по уровню спортивной результативности своего контингента. С целью выявления ДЮСШ, способных осуществлять деятельность по подготовке спортивного резерва, Минспортом России и Минобрнауки России проводится мониторинг их результативности.

В системе Минкультуры России по-прежнему функционируют культурно-спортивные комплексы, деятельность которых, в том числе, направлена на выявление спортивно одаренных детей, а также проводится подготовка квалифицированных специалистов (хореограф, концертмейстер и другие), востребованных в организациях спортивной подготовки.

Минздравом России приказом ^34н от 01.03.2016 г. "О порядке организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (Готов к труду и обороне)" решен ряд вопросов медицинского обеспечения подготовки спортивного резерва.

Минобороны России возобновило формирование спортивных рот и дало импульс к развитию военно-прикладных видов спорта и допризывной подготовки.

При увеличении количества спортсменов произошло снижение количества тренеров, что привело к увеличению нагрузки на тренерский корпус. Необходимо формировать новые подходы к оценке результатов труда и уровня профессионального мастерства тренеров, основывающиеся не только на спортивном результате спортсмена, но и на оценке уровня их здоровья.

Для преодоления выявленных проблем Минспортом России совместно с Минтрудом России продолжается взаимодействие по разработке и внедрению профессиональных стандартов для работников отрасли. Внедрение профессиональных стандартов должно обеспечить эффективную деятельность всех участников процесса спортивной подготовки. Необходимо продолжить разработку новых профессиональных стандартов, отраслевых норм труда, а также обеспечить переход отрасли на эффективный контракт как для тренера, так и для спортсмена.

Остро стоит вопрос соответствия уровня квалификации выпускников профильных организаций высшего образования требованиям работодателей. Отрасли необходимы новые образовательные стандарты высшего образования и среднего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта, которые должны быть разработаны Минобрнауки России совместно с Минспортом Россиина основе требований профессиональных стандартов, с учетом федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта. Система переподготовки и повышения квалификации тренеров, направленная совершенствование их общекультурных ценностей и профессиональных компетенций, должна быть ориентирована, в первую очередь, на обеспечение тренерскими кадрами организаций спортивной подготовки и на те виды спорта, где наблюдается тенденция к старению тренерских кадров.

Закрепленное за общероссийскими спортивными федерациями право

на проведение аттестации тренеров сложно реализуемо на практике, поскольку в большинстве видов спорта отсутствуют региональные отделения общероссийских спортивных федераций во всех субъектах Российской Федерации.

В связи с этим, Минспортом России предложены современные подходы к проведению аттестации тренеров с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта и общероссийских спортивных федераций, закрепленные в Методических рекомендациях по проведению аттестации тренеров (письмо Минспорта России от 14.10.2015г. ВМ-04-10/6609). Использование методических рекомендаций показало эффективность предложенных мер. В связи с этим, на федеральном уровне необходимо нормативно закрепить порядок проведения аттестации тренеров и наделить органы управления в сфере физической культуры и спорта полномочиями по проведению аттестации.

Литература

1. Проект Распоряжения Правительства Российской Федерации: "Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года" (подготовлен Минспортом России 28.07.2016). -Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56578100/. (дата обращения 28.03.2017).

References

1. Proekt Rasporyazheniya Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii: "Ob utverzhdenii Kontseptsii podgotovki sportivnogo rezerva v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda" (podgotovlen Minsportom Rossii 28.07.2016) [Draft Decree of the Government of the Russian Federation: "On the approval of the Concept of the preparation of a sports reserve in the Russian Federation until 2025" (prepared by the Ministry of Transport of Russia on July 28, 2016)]. Available at: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/56578100/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.