А.И. Кочеткова
СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ, БОЛОНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ВОЗРАСТАНИЯ СТОИМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В статье рассматривается ряд принципиально важных вопросов, связанных с деятельностью российской высшей школы в условиях становления рыночных отношений и коммерциализации образования, зачастую рассматриваемого лишь как деятельность учреждений службы сервиса. Показываются задачи, которые призвана решить современная российская высшая школа при реализации Болонских соглашений в процессе подготовки специалистов, отвечающих признанным международным стандартам. Ключевые слова: образование в сфере культуры, специалисты, высшая школа, информационная культура, интерактивное обучение, человеческий капитал.
Для отечественных исследователей деятельности системы образования в стране всегда была очевидной тесная связь между процессами, происходящими в экономической и общественно-политической жизни общества, и целями и задачами, которые стоят перед учреждениями образования, а особенно перед высшей школой. Очевидно, что позитивные изменения во всех сферах жизни современной России на ближайшие два-три десятилетия будут определяться профессиональной деятельностью высококвалифицированных специалистов, которые сейчас обучаются в высшей школе. Именно они будут заниматься практическим осуществлением принципов либеральной идеологии в современном российском обществе, что предполагает формирование института частной собственности и цивилизованных рыночных отношений, а также стабильный рост среднего класса, который будет обеспечивать на основе реализации принципов демократии становление, деятельное функционирование, а значит, и стабилизацию гражданского общества.
Этот достаточно четко спланированный и частично уже начавшийся выполняться план-прогноз, рассчитанный примерно на двадцатилетие, в настоящее время, в условиях начавшегося в 2008 году мирового финансового и экономического кризиса, претерпевает изменения, которые существенным образом отразятся как на темпах, так и
на формах перехода российских вузов к выполнению Болонских соглашений, — однако, следует помнить, что никакие кризисы все-таки не отменят их реализацию.
Объясняется это тем, что все политические, хозяйственно-экономические и социокультурные проблемы современного человечества связаны с перманентной модернизацией и осуществлением хозяйственной деятельности в условиях растущего дефицита природных и социокультурных составляющих. В настоящее время целый ряд стран уже перешел, а многие достаточно успешно переходят к становлению информационного типа культуры, главным товаром которой является информация, а ее открывателем, разработчиком и хранителем — самоорганизующаяся и творчески активная личность, или — в терминах современного социально-гуманитарного знания) — человеческий капитал.
В конце ХХ века сначала экономисты, а затем и исследователи в области социально-гуманитарного знания стали рассматривать капитал не только в его физической (машины, оборудование, производственные помещения) и финансово-денежной формах, но и в виде человеческого капитала, который они назвали наряду с другими активами значимой и существенной частью капитала.
В таком авторитетном источнике, как Большая экономическая энциклопедия указано, что «человеческий капитал предполагает наличие у персонала фир-
мы определенных производственных способностей и квалификации, обеспечивающих поступление прибыли. Это — врожденные способности и талант, накопленные знания, умения и опыт, образование и квалификация, информация, физическое и психическое здоровье, духовное богатство работников» (1, с. 270-271).
По мнению экономистов, инвестиции в человеческий капитал обеспечивают примерно 30% роста национального дохода современных развитых стран. Неудивительно, что большинство современных фирм и корпораций во всем мире уделяют все большее внимание возрастанию стоимости человеческого капитала своих организаций, рассматривая его как специфический долгосрочный экономический ресурс.
Исследователи человеческого капитала отмечают, что как совокупный человеческий капитал, так и его личностные формы определяют три главных параметра: здоровье, образование и наука как ведущая сфера деятельности современного человека. Как прямое следствие этих трех параметров рассматривается и еще один - уровень среднегодового дохода человека в его совокупном и личностном выражении. Более подробное и систематизированное представление о концепции человеческого капитала можно получить в статье профессора Г.Н. Соколовой «Человеческий капитал как экономическая категория» (см.: 6).
Основополагающее воздействие на процессы становления и последующего развития человеческого капитала в любой современной стране оказывает человеческий потенциал этой страны. В конце ХХ века был разработан и принят международным научным сообществом индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который позволяет сопоставлять и сравнивать развитие человеческого потенциала в разных странах мира по определенным критериям и показателям (5). Практика последних двух десятилетий показывает определенное снижение ИРЧП в современ-
ном российском обществе, а исследования практической деятельности россиян в разных сферах современной жизни подчеркивают недостаточный уровень совокупного человеческого капитала в стране, что существенно тормозит модернизацию всех сфер жизни общества.
Исследования социологов разных стран показали, что успешное развитие бизнеса в целом и организаций как базисного элемента социальной системы современного общества происходит главным образом за счет способностей и возможностей работника, который является одновременно и объектом и субъектом не только экономических отношений, но и всех других многообразных социокультурных отношений, реализуемых в деятельности современных организаций. Обученный коллектив, способный принимать и реализовывать сложные решения в условиях высокой неопределенности, характерной для современной России, является главным богатством, подлинным капиталом любой развивающейся организации (4).
В содержание понятия «человеческий капитал» в рамках социально-гуманитарного знания включают в первую очередь индивидуально-личностные качества работника. Главной чертой такой индивидуальной капитализации являются обучаемость и высокие темпы адаптивности работника, которые определяются общим человеческим потенциалом каждого человека. Готовность к изменениям демонстрирует общий уровень мобильности человека, который во многом зависит от профессионализма работника, а перманентное «желание изменяться» выступает как показатель морально-нравственного потенциала человека, его уровня свободы и волеизъявления, то есть отражает особенности его духовной культуры, направленность личности, ее систему ценностей, норм и идеалов.
Эффективная реализация деятельности современных организаций, ориентированных на новые социальные и гуманистические цели хозяйственной
деятельности на основе высоких технологий, предполагает формирование новых социальных качеств высококвалифицированных специалистов, которых призвана готовить современная российская высшая школа, живущая в условиях высоких неопределенностей, связанных со становлением рыночных отношений и реализацией принципов либерализма в сфере образования.
Следует подчеркнуть, что эти новые подходы к образованию изначально многими российскими исследователями рассматривались как всемерная коммерциализация образования и как превращение школ и вузов в учреждения, оказывающие преимущественно сервисные услуги населению, в соответствии с чем и предлагалось планировать их деятельность. При таком понимании весь сложный социокультурный механизм функционирования системы образования в условиях рынка рассматривался только в экономическом ключе, как рынок продаваемых образовательных услуг, причем зачастую без понимания того, что сам этот рынок услуг в образовании является производным, вторичным и существенно зависит как от сбалансированного спроса рынка труда на специалистов определенной квалификации, так и от множества других внеэкономических факторов.
Сопоставительный анализ деятельности таких социальных институтов как экономика и образование, показывает, что, несмотря на определенные единые финансово-экономические и общественно-политические основания, их целевые функции различны.Финансовые затраты в деятельности учреждений образования выступают как долгосрочные экономические ресурсы, воспроизводственный оборот которых в несколько раз более продолжительный, чем оборот основного капитала в деятельности любой организации в сфере экономики. В связи с этим только некоторые руководители современных российских организаций понимают выгоду от вложений в подготовку и переподготовку кадров и готовы идти на заключение
долгосрочных контактов с вузами и другими образовательными учреждениями.
Практика показывает, что процесс образования в нашей стране и его главный элемент — учебная деятельность обучающихся — не являются объектом купли-продажи в подлинном смысле этого слова. Они включают в себя множество других социокультурных отношений, которые касаются не только перераспределения индивидуальных доходов и доходов общества в целом, но и множества других сложных и неоднозначных отношений, начиная от нестабильности и малодетности российской семьи, ее современного социального статуса и культурных традиций и кончая влиянием современных СМИ на массовое сознание молодых россиян и сфабрикованный ими модный спрос на профессии.
Сложившая современная практика деятельности российских вузов отвечает не столько конъюнктуре рынка, сколько культурным традициям россиян, их ментальности, исторически сложившимся механизмам передачи знаний, норм и ценностей общества от поколения к поколению. Однако настоящее образование в конечном счете инициирует и все социокультурные изменения в творческом потенциале обучающихся, а также формирует их умения быстрой и эффективной социокультурной адаптации во всех сферах жизни современного радикально изменяющегося российского общества.
Сама учебная деятельность в условиях цивилизованных рыночных отношений предполагает равенство прав и обязанностей и обучающегося и того, кто его обучает, так как качество образования и его подлинная ценность создаются в совместной деятельности и преподавателем, и студентом. Говоря языком философии, современная учебная деятельность предполагает субъек-тно-субъектные отношения партнерства и сотрудничества, основанные на принципах либеральной демократии, а не субъектно-объектные отношения, которые были всегда характерны для учеб-
ной деятельности в различных недемократических обществах, в том числе и в советских вузах.
Следует помнить о том, что во все времена существовал определенный разрыв во времени между процессом получения образования и процессом получения прямых выгод от него для субъекта и для общества. Этот разрыв и оправдывал желание властных структур минимизировать расходы государства на образование, стремление переложить их на плечи общества или частных лиц, это же обстоятельство способствовало недооценке роли и значения деятельности профессорско-преподавательского корпуса и формированию традиции госпланирования затрат на образование по остаточному принципу.
Между успехами в образовании и в последующей профессиональной деятельности выпускника вуза имеется весьма определенная и существенная связь, однако успехи в индивидуальной карьере молодого специалиста и в его личной судьбе зависят от множества других факторов, носящих преимущественно неценовой (т.е. нерыночный) характер. Эти факторы определяются как стратегическими целями государства, так и личностными склонностями и интересами обучающихся.
Предложения в сфере образовательных услуг в условиях реализации принципов либеральной идеологии, рассматривающей образование в качестве частного дела человека, внешне кажутся максимально свободными и не зависящими от спроса на рынка труда, однако на деле рано или поздно происходит неизбежная балансировка спроса и предложения, особенно в тех случаях, когда учебное заведение не финансируется ни государством, ни корпорациями или компаниями, а только самими обучающимися или их семьями, что мы наблюдаем во многих современных российских вузах.
Не секрет, что в советские времена вся система высшего образования была подчинена подготовке высококвалифицированных кадров инженерного про-
филя, а гуманитарная интеллигенция воспроизводилась в сравнительно небольшом количестве вузов. Поэтому неудивительно, что в условиях становления рыночных отношений в стране стали открываться негосударственные вузы (НОУ) преимущественно гуманитарного профиля, где начали готовить экономистов и юристов, менеджеров и дизайнеров, психологов и маркетологов то есть по таким специальностям, которые в первую очередь интересовали клиентов образовательных услуг, а не рынок труда.
Следуя принципам либерализма, согласно которым образование является частным делом человека (3, с. 15), наша страна официально, на государственном уровне еще в 2003 году присоединилась к Болонским соглашениям, направленным на унификацию учебных программ и их содержания, а также соответствие методик обучения и методик оценивания знаний студентов. Конечной целью всех этих мероприятий при их повсеместном внедрении в практику высшей школы ожидается существенное возрастание качества предоставляемых образовательных услуг, а значит, можно надеяться, что станет более высоким профессиональный уровень выпускников вузов и более эффективной их последующая деловая карьера.
Выявлению мнений преподавателей ряда московских и других вузов России было посвящено социологическое исследование, проведенное работниками Центра социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова в 2003/04 учебном году. В тот период практически каждый второй преподаватель-респондент сказал, что-либо ничего не слышал о Болонском процессе, либо не может сформулировать то, как он относится к этому процессу. Всего 11% опрошенных заявили, что они положительно оценивают присоединение российской высшей школы к Болонским соглашениям, а примерно 45% высказали то мнение, что, присоединившись к Болонским соглашениям, российская высшая школа утратит свои традиции фундаментальности (2, с. 286-287).
Однако в этом же исследовании преподаватели позитивно оценили: введение двухуровневой системы вузовского образования (бакалавр - магистр); взаимное признание вузами зачетных единиц в обучении; создание системы сертификации качества университетского образования; свободный выбор образовательной траектории (выбор студентом курсов и учебных единиц), а также многие респонденты отметили, что такие нововведения сделают российскую высшую школу более гибкой и современной.
За сравнительно небольшой срок российские преподаватели вузов научились осуществлять свою деятельность с учетом тех принципов Болонских соглашений, которые не зависят от их профессионализма и позитивного/негативного отношения к этим соглашениям, которые вошли в жизнь российской высшей школы традиционным «велением сверху», то есть распоряжениями властных структур федерального, регионального и отраслевого уровня. Имеется в виду переход подавляющего большинства вузов на двухуровневую систему высшего образования, когда доминирующей становится «четырехлетка» -так назвали преподаватели бакалавриат. Сравнительно небольшое число вузов будет и впредь готовить специалистов, а магистратура станет вторым уровнем не для всех выпускников бакалавриата, а лишь для 12-20%.
Массовой фигурой выпускника вуза с 2010 года станет бакалавр, к которому в основной массе вся российская общественность относится еще очень настороженно, особенно на предприятиях и в организациях.
Для успешной реализации принципов Болонских соглашений в ближайшие годы преподавательской общественности и властным структурам необходимо будет решить целый ряд важных задач. К ним относятся: переход на европейскую кредитную систему учета академической успеваемости студентов; внедрение модульной системы обучения; разработка стандартизированной системы оценивания и переход на письменные
итоговые экзамены по всем предметам. Отметим, что это - самые первые по значимости задачи, имеющие первоочередное значение. Естественно, что решение этих и многих других безотлагательных задач по практической реализации принципов Болонских соглашений невозможно решить только с помощью пресловутого административного ресурса. Для их успешного решения необходимо глубокое понимание их практической значимости, а также и всемерная поддержка этих непростых изменений профессиональной деятельности со стороны всего профессорско-преподавательского состава российских вузов.
Западные специалисты по практическому внедрению принципов Болонс-ких соглашений считают, что наиболее трудоемкой и вместе с тем наиболее эффективной в реализации Болонского процесса является методика интерактивного обучения, равно как и разработка системы оценивания академической успеваемости студентов. На этом поприще наши преподаватели делают еще только первые шаги. Скорее всего, создание таких методик будет происходить опять-таки не «сверху», по указке министерства, а на основе международных соглашений между однотипными высшими школами разных стран - университетами, бизнес-школами и пр., одинаково заинтересованными в качестве образования, сформированности профессиональной компетенции и высоком морально-этическом уровне своих выпускников, с тем чтобы они отвечали самым высоким мировым стандартам, представляли собой высокостоимостный человеческий капитал.
Важнейшей задачей разработчики и внедрители Болонских соглашений считают обеспечение высокой дееспособности молодых людей, сначала в их учебной деятельности, а затем и в практической жизни специалистов-профессионалов. Именно поэтому уже на студенческой скамье молодые люди должны научиться приобретать свои знания самостоятельно. В этом смысле Болон-ские соглашения способствуют реализа-
ции главной задачи любого образовательного учреждения — научить учиться, превращать пассивно внимающих учеников в творцов и созидателей.
Следует отметить, что эффективность внедрения Болонских соглашений в нашей стране зависит не только от степени квалификации и позитивных мотиваций профессорско-преподавательского состава наших вузов, но и от целого ряда других объективных обстоятельств, существенно влияющих на внедрение новых культурных норм и этических принципов, на всю практическую жизнь вузов, реализующих Болонские соглашения.
Так, например интерактивные методики обучения, этот главный принцип современных передовых западных вузов, предполагает высокоразвитую и доступную для всех обучающих и обучаемых сеть массовых коммуникаций и постоянное использование студентами и преподавателями Интернета и мобильной связи, благодаря чему обучение идет практически непрерывно и в диалоговом режиме. Для реализации интерактивных методов обучения и постоянных контактов «студент — преподаватель» современная российская высшая школа не обладает необходимой финансовой и материально-технической базой, а при прогнозе роста тарифов по всем видам связи и при известном всем уровне зарплаты вузовских преподавателей ожидать бурного роста интерактивного общения «студент — преподаватель» в современной России не приходится.
Реализация Болонских соглашений предполагает существенное возрастание самостоятельности профессорско-преподавательских коллективов, а не их унификацию, как это иногда понимают не очень осведомленные люди, потому что в условиях реализации принципов Болонских соглашений именно международное образовательное сообщество будет принимать/отказывать во включении в международное образовательное сообщество наши вузы, соотнося их деятельность с международными требованиями, а не с государственным образо-
вательным стандартом, аттестацией и аккредитацией, то есть со всем тем, что есть в современной российской вузовской действительности. Думается, что этот вывод является достаточно неожиданным для министерства, внедряющего Болонские соглашения в практику российской высшей школы.
Сердцевиной работы со студентами сторонники Болонского процесса считают оценивание результатов учебной деятельности студентов. Для снятия возможного субъективизма в оценке итогов деятельности студентов предлагается проведение всех итоговых экзаменов в письменной форме, со специальной кодировкой и с анонимными проверяющими. Такие экзамены возможны лишь на основе высокого уровня интерактивного обучения, когда постоянные контакты и разнообразный контроль за прохождением студентами учебных курсов делает итоговый экзамен достаточно простым для студентов. Не следует забывать, что контактная группа интерактивного обучения в передовых западных вузах составляет всего 5—6 человек, и каждый из них, естественно, хорошо известен преподавателю. При таком количестве студентов происходит реальная индивидуализация обучения, которая приносит свои позитивные результаты.
В условиях современной России даже проведение письменного итогового экзамена ставит целый ряд прозаических задач по организации такого экзамена на должном, а не имиджном или симулякрном уровне.
В целом можно сказать, что внедрение Болонских соглашений в практику работы высшей школы России происходит согласно нашей вековой культурной традиции, то есть медленно, с большой неохотой и все еще без должного понимания того, что процесс сближения российских вузов с вузами других стран неизбежен.
Очевидно, что изменение целей, главных задач и функций образования связано не только с инновационными процессами, происходящими во всем мире, но и с тем, что успешная деятель-
ность любого человека в сфере высоких технологий в рамках современных организаций, ориентированных на новые социальные и гуманистические цели хозяйственной деятельности, предполагает и новые социальные качества работника, которые формирует современная высшая школа. Современные вузы России призваны осуществлять постоянное возрастание стоимости человеческого капитала, то есть своих студентов, и формировать им высокие моральные
качества и такие интеллектуальные качества, как нелинейную логику, нестандартное мышление, высокую степень творческой предприимчивости, способность к концентрации внимания и к проявлению высоких креативных способностей. Только такие качества позволят выпускникам высшей школы осуществлять свою жизнедеятельность в российском обществе высоких социальных рисков успешно, нравственно и ответственно.
Примечания
1. Большая экономическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2007.
2. Васенина И. В. Студенты МГУ о своей жизни и учебе: Итоги пятнадцатилетнего мониторинга / И.В. Васенина, В.И. Добрынина, Т.Н. Кухтевич. - М.: МГУ, 2005.
3. Интервью помощника Президента РФ Дж. Паллаевой // Итоги. - 2005 - 26 декабря.
4. Кочеткова А. И. Формирование человеческого капитала (системно-концептуальный подход) / А.И. Кочеткова // Альма-Матер. - 2004. - №11.
5. Кузнецова Е.В. Индекс развития человеческого потенциала и другие показатели социально-экономического развития России и отдельных зарубежных стран / Е.В. Кузнецова, Е.Д. Дмитриева // Вопросы экономики. - 2000. - №3.
6. Соколова Г. Н. Человеческий капитал как экономическая категория / Г.Н. Соколова // Социология. - 2004. - № 2. - С. 54-68.
С.В. Шанкина
ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ
В статье представлены результаты комплексной экспериментальной работы, направленной на оптимизацию целостной системы непрерывного образования в сфере спортивных бальных танцев. Исследователь анализирует условия эффективности допрофессиональной, профессиональной и послевузовской подготовки соответствующих специалистов, опираясь на апробацию разработанной авторской педагогической модели. Ключевые слова: образование в сфере культуры, непрерывная подготовка специалистов; образование в сфере спортивных бальных танцев; системный подход к подготовке кадров.
The article presents the results of complex experimental study aimed at optimization of an integral system of unceasing training in sport ball dance. The researcher analyses the conditions of efficient preprofessional, professional and postgraduate training of sport ball dance specialists proceeding from the devised pedagogical model. Keywords: unceasing training ofspecialists, training in sport ball dance, system approach to staff training.
Качественные параметры подготовки специалистов спортивных бальных танцев (далее СБТ) существенно зависят от эффективности функционирования целостной педагогической системы непрерывного образования.
При характеристике признаков целостности педагогической системы мы опирались на иерархию, предложен-
ную исследователем Т.А. Ильиной (1):
1. Эффективность по признаку целостности, под которой подразумевается взаимосвязь всех частей системы, когда изменения в одной какой-либо части приводят к изменениям в других ее частях и во всей системе в целом.
2. Эффективность по признаку сис-тематизированности, под которой под-