Смирнов Александр Михайлович-аспирант первого года обучения кафедры теории
и истории международных отношений РУДН, [email protected] 117198, Москва, Ул. Миклухо-Маклая, 10а
Современные российские подходы к обеспечению европейской безопасности
С приходом к власти в России Д.А. Медведева внешняя политика России на европейском направлении была направлена на преодолении последних пережитков конфронтации времен «холодной войны» и выстраивании качественно новых отношений в сфере европейской безопасности. Даже августовская война России с Г рузией 2008 г. казалось бы должна стать новой вехой противостояния России и Запада, однако Евросоюз не только не отверг Россию, но и сам предложил начать переговоры о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) с Россией. А в начале 2009 г. началось восстановление сотрудничества в рамках Совета Россия-НАТО (СРН).
Идея панъевропейской архитектуры безопасности была впервые озвучена Д. Медведевым в Берлине в июне 2008 г. Это была первая поездка нового Президента РФ в Западную Европу после избрания на пост. Д. Медведев выдвинул конкретные и четкие предложения и очертил принципы, на которых должна зиждиться общеевропейская система безопасности. Ключевыми из них являются верховенство права и международного порядка, мультиполяр-ная международная система, главенство ООН в международных отношениях, замена атлантизма на принцип единства всего евро-атлантического пространства от Ванкувера до Владивостока, отказ от воспроизводства блоковой политики, принципе неделимости безопасности. Российским президентом было также озвучено предложение о заключении Договора о европейской безопасности, задачей которого бы являлось комплексное решение проблем безопасности в Европе, в том числе, контроля над вооружениями. В обсуждении и разработке данного договора должны принять участие все европейские государства на общеевропейском саммите.
Однако тут стоит отметить, что выше озвученные принципы и предложения уже в той или иной степени закреплены в рамках ОБСЕ и Совета Рос-сия-НАТО (СРН). Но смысл тезисов Медведева заключается не только в заключение юридических соглашений, а в реальном желании Москвы участвовать в создание общеевропейской системы безопасности и в претворении в жизнь данного проекта.
Это отражает национальные интересы РФ, опубликованные в Концепции внешней политики России в июле 2008 г., где России отводится важнейшая роль в обеспечении цивилизационной совместимости в Европы. В документе поднята тема современной идентичности РФ, без которой невозможно построить конструктивную систему общеевропейской безопасности и органичное единство всех ее интегральных частей [3].
Поэтому в результате окончания «холодной войны» и развала биполярной системы международных отношений созданы реальные политические условия для сотрудничества между Россией, Северной Америкой и Евросоюзом - тремя ветвями аутентичной европейской цивилизации.
Российская инициатива носит трансрегиональный характер, так как она ориентирована не только на европейское, но и на евро-атлантическое пространство. Москва предложила вовлечь в переговорный процесс все европейские государства (не только членов НАТО), но и все организации, занимающиеся вопросами безопасности. А это не только НАТО, ОБСЕ и Евросоюз, но и ОДКБ.
Наиболее удобной стороной для переговорного процесса с Россией со стороны Запада должен выступить Евросоюз, так как именно с ним России гораздо легче найти взаимопонимание по вопросу формирования общеевропейской безопасности. Югоосетинский конфликт показал, что Россия способна находить компромиссное решение именно в сотрудничестве с ЕС в отличие от взаимодействия с НАТО и ОБСЕ по ДЕБ. Многое зависит от того, какая страна является председателем ЕС, кто возглавляет Еврокомиссию, кто занимает другие важные посты в Евросоюзе, какова позиция главных столиц
Европы. Очевидно, что у РФ и ЕС немало общих интересов в сфере безопасности, такие как взаимодействие в рамках «квартета» по Ближнему Востоку и в рамках «Группы шести» по решению вопроса иранской ядерной программы. Наиболее конструктивными партнерами для диалога России и Евросоюза по ДЕБ являются Италия, Германия, Франция и Испания, именно с этими странами у России тесные экономические отношения среди стран ЕС.
Что касается вовлечения Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), то Россия будет пытаться придать ей международный статус, сделав ее реальной региональной силой, и будет добиваться ее включения к полноценному членству в ежегодной Конференции по вопросам европейской безопасности. Об этом свидетельствует создание в 2010 г. коллективных сил быстрого развёртывания (КСОР), где было создано достаточно мощное воинское соединение для решения региональных проблем безопасности.
Следующим шагом России в развитии берлинской инициативы стало выступление Д. Медведева в Эвиане, где в некоторой степени конкретизировались базовые принципы ДЕБ, которые в перспективе можно оформить в концепцию общеевропейской безопасности. К уже озвученным в Берлине принципам коллективного начала в международном праве, центральной роли ООН в международных отношениях, уважение суверенитета и территориальной целостности государств был добавлен принцип недопустимости навязывания другим государствам собственного национального права и решений внутреннего суда. Было предложено юридически закрепить в тексте ДЕБ следующие принципы: гарантии обеспечения равной безопасности, единства подходов к предупреждению и мирному урегулированию конфликтов на европейском пространстве, отказ от развития военных союзов в ущерб безопасности на континенте. Ни одно государство или организация в евроатлантическом пространстве не должны иметь одностороннего права на поддержание мира и стабильности в Европе. В содержательной части Договора
предлагается установить базовые параметры контроля над вооружениями и новые механизмы взаимодействия по проблемам распространения ОМУ, наркотрафика и терроризма [8].
Фактору безопасности в Договоре уделено гораздо большее внимание, чем в формате ОБСЕ, где помимо военного сотрудничества, указаны экономические и гуманитарные аспекты. Участниками переговорного процесса должны стать руководители всех государств Европы и всех ключевых организаций евро-атлантического пространства.
Президент Франции Н. Саркози в ноябре 2008 г. в Ницце на саммите Россия-ЕС высказался в пользу поэтапного переговорного процесса по вопросам европейской безопасности. Но главной площадкой для дискуссии должна была остаться за ОБСЕ, что не устраивало Россию ввиду современной неэффективности ОБСЕ. Россия выступала за созыв общеевропейской встречи на высшем уровне, включая и национальные государства, и представителей всех основных организаций, занимающихся вопросами безопасности на континенте (НАТО, ЕС, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ). Данная встреча позволяла бы не ждать в среднесрочной перспективе созыв общеевропейского саммита по вопросам безопасности, а начать переговорный процесс уже в краткосрочной перспективе в рамках тех организаций, которые уже существуют в Европе.
Определённых успехов по продвижению идеи ДЕБ российская дипломатия добилась на площадке ОБСЕ. В декабре 2008 г. состоялось заседание Совета министров иностранных дел ОБСЕ на совместном заседании Форума по сотрудничеству в области безопасности. Предложения российской стороны по ДЕБ стали ключевым в повестке дня встречи.
Администрация Дж. Буша-мл. и генсек НАТО Я. де Хооп Схеффер в 2008 г. высказались резко отрицательно относительно ДЕБ по причинам желания РФ ослабить НАТО и внести разлад в евроатлантическое сообщество.
В июне 2009 г. в Вене на Ежегодной Конференции по обзору проблем и безопасности министром иностранных дел РФ С.В. Лавровым были изложены четыре основных принципа ДЕБ: первые - принципы отношений между
государствами, отраженными в Хартии европейской безопасности, в документах ОБСЕ и Совета России-НАТО должны носить юридически обязывающую форму; вторыми должны стать принципы контроля над вооружениями; третьими - юридически закрепленные принципы урегулирования конфликтов, и четвертыми- механизмы взаимодействия государств и организаций по противодействию распространению ОМУ, международному терроризму, незаконному обороту наркотиков и другим новым вызовам и угрозам ставшими актуальным в первой четверти XXI века[1].
Таким образом, идея ДЕБ и подходы высказанные Россией на предыдущих европейских дискуссионных площадках стали иметь структурированную форму, что позволяло выйти на предметное обсуждение будущего текста Договора.
В июне 2009 г. на греческом острове Корфу состоялась неформальная встреча стран-участниц ОБСЕ на уровне министров иностранных дел. По инициативе Греции- страны председателя был запущен «корфский процесс», целью которого являлось повышение эффективности ОБСЕ, развитие диалога по проблемам европейской безопасности и восстановления взаимного доверия между Западом и Россией. А в декабре 2009 г. уже собралась официальная встреча на уровне министров иностранных дел стран участников ОБСЕ, где были подтверждены цели и принципы «корфского процесса».
По заявлению России, «корфский процесс» и ДЕБ- это два разных процесса, которые не противоречат общей цели восстановить высокий уровень доверия на пространстве Евроатлантики от Ванкувера до Владивостока.
29 ноября 2009 г. Россия официально представила проект Договора о европейской безопасности. Он был заметно сужен по сравнению с Берлинской инициативой Д. Медведева. Главными пунктами Договора являются, во-первых, что все обязывающие принципы принимаются только консенсусным решением (ст. 6 и 8), а во-вторых, Договор не может наложить вето на какие-либо решения НАТО, в том числе и на его дальнейшее расширение. Однако
согласно ст. 3-6 он может создать механизм консультаций, в случае если не учтены мнения всех участников Договора [2.С.730]
Реакция многих стран НАТО была в основном настороженной и сдержанной. Запад не готов пока на серьёзном уровне подключать Россию к европейской системе безопасности и современная модель НАТО-центричной безопасности его полностью устраивает. А проект ДЕБ был воспринят скорее как покушение на его устои и современный формат.
После обнародования проекта первую реакцию можно было понять в рамках открывшегося в Афинах заседания Совета глав МИД стран-членов ОБСЕ. На встрече отсутствовали госсекретарь США X. Клинтон и глава британского МИД Д. Милибэнд. Это было расценено прессой как демонстрация прохладного отношения к повестке дня заседания. Те главы МИД, которые выступали, отнеслись к российской инициативе также более чем прохладно, а то и критично. Большинство глав МИД стран ЕС, которые один за другим выступали на заседании, соглашались с тем, что архитектура европейской безопасности нуждается в совершенствовании. Но при этом старались не упоминать проект договора, разосланный накануне Москвой во все европейские столицы. Те из них, кто все же упоминал о нем, делали это лишь для того, чтобы указать на слабые места инициативы президента Д. Медведева.
Так, глава МИД Франции Б. Кушнер начал свое выступление с замечания о том, что, несмотря на разговоры об укреплении общей безопасности, конфликт в Грузии до сих пор так и не урегулирован. Более того, он напомнил, что в этом году из этого региона выдворили наблюдателей от ОБСЕ. По мнению французского министра, европейская безопасность немыслима, во-первых, без разработки механизма предотвращения конфликтов, во-вторых, без установления контроля над обычными вооружениями, в-третьих, без соблюдения прав человека и, наконец - без эффективного реагирования на новые угрозы вроде торговли людьми и организованной преступности. Обо всем этом и впрямь не упоминается в российской инициативе, которая в ос-
новном сводится к тому, что любая страна всегда должна учитывать интересы другой, особенно в вопросах безопасности [6].
Новый генсек НАТО А. Фог Расмуссен и новая администрация Белого Дома Б. Обамы в 2010 г. в рамках перезагрузки отношений испорченных в ходе грузино-российской войны 2008 г. высказались менее радикально о ДЕБ по сравнению со своими предшественниками. Их основная позиция по ДЕБ подразумевала ведение диалога с РФ через старые институциональные структуры (ОБСЕ и СРН) в силу самодостаточности данных структур. А. Фог Расмуссен позитивно отметил желание России участвовать в формировании архитектуры европейской безопасности и выразил надежду, что это даст новый виток взаимодействия РФ и НАТО.
Что касается реакции официального Берлина, то здесь, в значительной степени присутствует инерционность, нежелание менять зыбкий статус -кво. Выступая в бундестаге накануне юбилейного апрельского саммита НАТО в Страсбурге-Келе, канцлер ФРГ А. Меркель заявила, что любая архитектура должна опираться на фундамент, а именно - доверие. По её мнению, многие конфликты, например, Приднестровский, можно было бы легко и быстро решить, если бы Россия проявила «добрую волю». Что касается европейской политики безопасности, то она, по словам канцлера, не ощущает недостатка в правилах, напротив, главный недостаток заключается в их несоблюдении. Россия уже играет «важную роль» в ОБСЕ и Совете Россия - НАТО, кроме того, ей могут быть предложены регулярные консультации по ОЕПБО [9].
Тема ДЕБ вновь получила развитие в ноябре 2010 г., — в ходе саммита НАТО. Решения, принятые на данном мероприятии, позиционировались как сенсационные и прорывные в отношениях с РФ. Во-первых, в новой стратегической концепции альянса впервые за 60 лет существования организации документально было зафиксировано, что НАТО не представляет угрозы для России. Правда, там же содержалось прямым текстом и указание на то, что двери альянса «остаются надёжно открыты» для новых членов, а Россия, как
известно, выступает против расширения блока. Во-вторых, по итогам заседания СРН (Совета Россия-НАТО) было принято совместное заявление, согласно которому безопасность всех государств в евроатлантическом сообществе неделима, а безопасность НАТО и России взаимосвязана.
Примечательно, что коллективное обсуждение темы ЕвроПРО уже преподносилось не как инициатива российской стороны, а как приглашение альянса к совместному сотрудничеству по противоракетной обороне. Более того, в течение 2010 г. генсек НАТО А. Фог Расмуссен неоднократно выступал с призывом создать противоракетный «щит» от Ванкувера до Владивостока, связав систему ПРО США с натовской системой ПРО ТВД и национальными противоракетными системами — с подключением России. Правда, генсек тогда оговорился, что ЕвроПРО будет лишь дополнением к натовской концепции ядерного сдерживания. Стоимость такого проекта он оценил в общей сложности в «один миллиард» евро.
Россию на лиссабонском саммите НАТО представлял президент РФ с предложением, о создании так называемой секторальной системы ПРО, в рамках которой Россия должна защищать НАТО с востока, а Альянс - прикрывать российскую территорию с запада. Д. Медведев: «Мы, прямо скажу, ещё должны разобраться окончательно в том, что это будет. Скажу больше, сами европейские страны должны разобраться, где их место, как будет выглядеть, в конечном счете, идея европейской противоракетной обороны, особенно после того, как она будет завершена, условно говоря, к 2020 г.» [5].
Мечта генсека НАТО создать систему ПРО от Ванкувера до Владивостока есть не что иное, как атлантистский ответ на евразийскую цель - объединение Европы от Дублина до Владивостока. Это проект Ш. де Г олля - чтобы Европа простиралась от Атлантики до Тихого океана». Об истинности намерений США довольно откровенно высказался бывший генсек североатлантического альянса Й. Лунс: «НАТО необходимо для того, чтобы держать Америку в Европе, Россию вне Европы, а Г ерманию под Европой» [4].
Ключевое значение предлагаемого Россией Договора европейской безопасности состоит в том, чтобы решить системную проблему и создать единое правовое пространство в сфере военно-политической безопасности. На этой основе можно будет более эффективно решать вопросы контроля над вооружениями, расширять меры доверия, продвигаться к гармонизации военных доктрин и планов военного строительства, согласовывать общие подходы к урегулированию конфликтов. Станет возможным повысить качество взаимодействия в реагировании на общие для всех угрозы на основе уважения центральной роли ООН, международного права и, разумеется, законных интересов всех государств за пределами Евро-Атлантики [7].
Для практической реализации принципа неделимости безопасности важно также, чтобы каждая организация, сохраняя свою идентичность, стремилась «встроиться» в систему коллективных интересов всех членов евроатлантического сообщества. В этих условиях существенно повысилась бы востребованность ОБСЕ, если удастся превратить ее в реально действующую организацию, обеспечивающую всеобъемлющий подход к безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока.
Для консолидации стран Европы в целях подписания Договора необходимо повышение качества сотрудничества в Совете Россия-НАТО и в рамках стратегического партнерства с ЕС.
Заключение Договора о евробезопасности позволит преодолеть в современной евроатлантической политике военно-политические инстинкты прошлого, которые мешают сосредоточиться на эффективном отражении общих реальных, а не фантомных угроз. Сегодня в Евро-Атлантике вызревает качественно новый момент: объективное совпадение национальных интересов, что создает условия для решения на деидеологизированной основе фундаментальной задачи укрепления позиций европейской цивилизации в глобализирующемся, многополюсном и все более конкурентном мире.
Литература:
[1] Выступление С.В. Лаврова в Вене на Ежегодной конференции по обзору проблем области безопасности. 23 июля 2009 г. URL:
www. mid. ru/brp_4. nsf/OpenDocument
[2] Журкин В. В. Безопасность Европы. М.- Весь Мир, 2011г.
[3] Концепция внешней политики Российской Федерации // Официальный сайт Президента РФ.: http://wmv.krem1in.ru/text/docs/2008/07/204108.shtml
[4] Новик. А. Смердящий труп. URL:
http://www.peacekeeper.ru/ru/?module=news&action=view&id=5315
[5] Пресс-конференция Д. Медведева на саммите Россия-НАТО.Ц^: http://www.vesti.ru/doc.html?id=408123&cid=9
[6] Т.Становая. Проект Договора о европейской безопасности и «перезагрузка». URL: http://www.politcom.ru/print.php?id=9252
[7] Статья Министра иностранных дел России С.В. Лаврова, журнал «Дефанс Насьональ» (Франция), май 2010 г.
[8] Стенограмма выступления Д. Медведева в Эвиане. URL:www.kremlin.ru
[9] Regierungserklarung von Bundeskanzlerin Dr. Angela Merkel / Bulletin der Bundesregierung. - 2009. - 26. Marz