СОВРЕМЕННЫЕ РАКУРСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
MODERN PERSPECTIVES OF INTERACTION BETWEEN THE PROSECUTOR'S OFFICE AND CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN
THE BUSINESS SPHERE
Аннотация: в настоящей статье анализируются проблемы при соблюдении органами контроля (надзора) моратория на проведение проверочных мероприятий, а также практика осуществления прокурорского надзора за его соблюдением, принимаемые меры. Анализ практики прокурорского надзора показывает, что существенное снижение административного давления органов контроля (надзора) на бизнес - сообщество достигается благодаря принципиальной позиции прокурорских работников при рассмотрении заявлений на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, а также при мониторинге и анализе правоприменительной практики. Благодаря системному взаимодействию органов прокуратуры с уполномоченными по защите прав предпринимателей в регионах и представителями общественных организаций предпринимателей осуществляется взаимообмен мнениями и предложениями, достигаются пути разрешения проблем, возникающих при организации и осуществлении контрольных (надзорных) функций уполномоченных органов. Это позволяет добиться соблюдения ограничений и требований, изложенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 10 марта 2023 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» и Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в части моратория на проведение проверок и расширение риск-ориентированного подхода, что позволило значительно снизить количество проверок бизнеса, в том числе подлежащих согласованию с органами прокуратуры. При этом сохранены проверочные мероприятия лишь в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, а проведение внеплановых контрольных мероприятий допускается в исключительных случаях.
Ключевые слова: прокуратура, органы контроля (надзора), мораторий, субъекты предпринимательской деятельности.
Для цитирования: Терехов А.Г. Современные ракурсы взаимодействия органов прокуратуры с институтами гражданского общества в сфере предпринимательской деятельности // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2023. - № 3. - С. 37-40.
Abstract: this article analyzes the problems with the observance by the control (supervision) bodies of the moratorium on the conduct of verification measures, as well as the practice of prosecutorial supervision of its observance, the measures taken. An analysis of the practice of prosecutorial supervision shows that a significant reduction in the administrative pressure of control (supervision) bodies on the business community is achieved due to the principled position of prosecutorial staff when considering applications for unscheduled control (supervisory) measures, as well as when monitoring and analyzing law enforcement practice. Thanks to the systematic interaction of the prosecutor's office with the authorized representatives for the protection of the rights of entrepreneurs in the regions and representatives of public organizations of entrepreneurs, opinions and proposals are exchanged, ways of solving problems arising in the organization and implementation of the control (supervisory) functions of authorized bodies are achieved. What makes it possible to achieve compliance with the restrictions and requirements set out in the Decree of the
УДК 342.5
А.Г. ТЕРЕХОВ
(Прокуратура Белгородской области, Россия, Белгород) [email protected]
ANTON G. TEREKHOV
(Prosecutor's Office of the Belgorod region, Russia, Belgorod)
Government of the Russian Federation «On the specifics of the organization and implementation of state control (supervision), municipal control» dated 10.03.2023 No. 336 and the Federal Law «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation» dated 31.07.2020 No. 248 regarding the moratorium on inspections and the expansion of the risk-based approach, which has significantly reduced the number of business inspections, including those subject to coordination with the prosecutor's office. At the same time, to keep verification measures only in relation to a small closed list of control objects, and unscheduled control measures are permissible in exceptional cases.
Keywords: prosecutor's office, control (supervision) organs, moratorium, business entities.
For citation: Terekhov A.G. Modern perspectives of interaction between the Prosecutor's office and civil society institutions in the business sphere // Problems of Law Enforcement Activity. - 2023. -№ 3. - P. 37-40.
С учетом экономических реалий, вызванных разрывом логистических цепочек, ограничениями в экспорте и импорте товаров, в том числе во исполнение требований организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации, прокуратурой особое внимание уделяется вопросам соблюдения прав хозяйствующих субъектов, предоставления им мер поддержки, а также неукоснительное соблюдение моратория на проверки и расширение риск-ориентированного подхода, что позволило значительно снизить количество проверок бизнеса, в том числе подлежащих согласованию с органами прокуратуры1.
С 10 марта 2022 года на территории Российской Федерации для снижения административной нагрузки на предпринимателей и в целях повышения устойчивости экономики в условиях санкций Правительством Российской Федерации постановлением № 3362 введен мораторий на проведение проверок в отношении хозяйствующих субъектов.
Во время действия моратория плановые проверки сохранены лишь в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, а проведение внеплановых контрольных мероприятий допустимо в исключительных случаях [1].
Как показывает пример прокуратуры Белгородского области, в результате проявленной принципиальной позиции по защите прав субъектов предпринимательской деятельности при формировании сводного плана проверок на 2022 и 2023 годы из предложенных контролирующими органами 3074 плановых контрольных
1 Краснов заявил, что Генпрокуратура и Минэкономики могут отменить часть проверок для бизнеса навсегда [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5548197
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 (ред. от 19.06.2023) «Об особен-
ностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
(надзорных) мероприятий отклонено 2667 проверок (это 86%).
Типичными нарушениями при формировании планов проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год являются несоблюдение требований постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», неверное применение риск-ориентированного подхода, несоблюдение периодов проверок.
Прокуратурой области обеспечена также принципиальная оценка поступающих на рассмотрение заявлений органов контроля о согласовании внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий. Например, из 144 поступивших в 2023 году заявлений о согласовании внеплановых проверок, в 89 случаях (62%) отказано в их организации. Заявления о согласовании внеплановых проверочных мероприятий направлялись в связи с угрозой причинения вреда охраняемым законом ценностям, ввиду невозможности оценки исполнения предписания на основании имеющей у органа контроля информации и документов, при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 25163 изменения в абзац 5 подпункта «а» п. 3 Постановления № 336 коснулись индикаторов риска нарушений обязательных требований. Если в 2022 году данное основание для инициирования внепланового проверочного мероприятия в отношении контролируемых лиц применялось исключительно в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, опасных производственных объектов I и II класса опасности,
3 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 2516 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
гидротехнических сооружений I и II класса, или при выявлении индикаторов непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, то в новой редакции постановления все перечисленные ограничения сняты [2].
Таким образом, любой индикатор становится основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия. Данная новелла призвана стимулировать применение органами контроля (надзора) риск-ориентированного подхода и отвечает задачам очередного этапа реформы контрольно-надзорной деятельности, определенным в Перечне поручений Президента Российской Федерации от 20.07.2022 № Пр-1269 по итогам XXV Петербургского международного экономического форума4.
Однако учитывая, что в текущем году уполномоченными органами исполнительной власти при взаимодействии с Минэкономразвития России по поручению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2022 г. № ДГ-П36-94пр индикаторы риска для видов федерального контроля будут обновлены, прокуратурой области с учетом практики реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»5 проведен анализ утвержденных перечней индикаторов риска нарушения обязательных требований по видам государственного регионального контроля [3]. По результатам установлено, что наиболее распространенными нарушениями является включение органами местного самоуправления в положения о региональных (муниципальных) государственных контролях норм, позволяющих необоснованное проведение внеплановых проверочных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности (например, поступление обращений граждан и организаций или неуведомление контрольного (надзорного) органа об исполнении предостережения) [4].
Прокурорами уделяется внимание выявлению и пресечению фактов необоснованного вмешательства органов внутренних дел в предприни-
4 Перечень поручений Президента Российской Федерации от 20 июля 2022 г. № Пр-1269 по итогам Петербургского международного экономического форума [Электронный ресурс]. -URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/69045.
5 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
мательскую деятельность путем необоснованной организации процессуальных проверок и административных расследований.
Распространены случаи проведения под видом проверок сообщений о происшествиях контрольных (надзорных) мероприятий вопреки мораторию на проверки, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», а также в нарушение Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Так, сотрудники органов внутренних дел осуществляли выездные проверки в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в том числе с изъятием пищевой продукции и иных товаров.
Кроме того, допускаются случаи возбуждения дел об административных правонарушениях, не отнесенных к непосредственной компетенции органов полиции, в том числе в области охраны окружающей среды и природопользования, что также является нарушением ст. 28.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
С целью получения информации о существующих проблемах при осуществлении контроля (надзора), а также оказания мер поддержки бизнес-сообществу органами государственной власти в прокуратурах субъектов области создаются межведомственные рабочие группы по защите прав субъектов предпринимательской деятельности, в состав которых входят: уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе, представители общественных организаций предпринимателей: региональных отделений торгово-промышленной палаты, региональных отделений общероссийской общественной организации «Опора России», региональных отделений Российского союза промышленников и предпринимателей [5].
На заседаниях рабочих групп осуществляется обмен информацией о проблемах правоприменительной практики и выявленных незаконных нормативных правовых актах, рассматриваются также наиболее острые вопросы, изложенные в обращениях хозяйствующих субъектов.
При обобщении и анализе обращений граждан установлено, что в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2022 году доля обращений предпринимателей от общего количества поступающих жалоб в прокуратуру составляет не более 0,25%, что говорит о нежелании субъектов предприниматель-
ской деятельности вступать в конфронтацию с органами государственной власти и латентности правонарушений в отношении них.
Таким образом, посредством системного взаимодействия органов прокуратуры с уполномоченными по защите прав предпринимателей в регионах и представителями общественных
организаций предпринимателей, в том числе посредством проведения совместных приемов субъектов предпринимательской деятельности, круглых столов, возможно добиться содействия органам прокуратуры в осуществления надзора, организации и проведении проверочных мероприятий, предупреждения нарушений.
Литература
1. Шейкин В.В. Прокурорские проверки в отношении субъектов предпринимательской деятельности в условиях моратория на проведение проверок органами контроля // Законность. - 2022. - № 10. - С. 23-27.
2. Спиридонов А.А. Комплексное реформирование контроля и надзора: отечественный опыт в конституционно-правовом измерении // Актуальные проблемы российского права. - 2022. № 10. - С. 102-116.
3. Игнатов С.Л., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». - Москва: Деловой двор, 2021. - 363 с.
4. Спиридонов А.А. Системное единство государственного контроля (надзора) и общественного контроля как конституционно-правовой принцип // Lex russica. - 2022. - Т. 75. - № 6 (187). - С. 48-58.
5. Лаптева О.А. Взаимодействие прокуратуры с общественными объединениями и институтами гражданского общества // Законность. - 2014. - № 6. - С. 32-35.
6. Галкин А.Г., Каинов А.С. Взаимодействие институтов гражданского общества и прокуратуры // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2016. № 5. - С. 246-249.
7. Пантелеев Б.Н. Взаимодействие органов российской прокуратуры с общественностью и средствами массовой информации (правовые и организационные аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2004. -168 с.
8. Евдокимов А.С. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»: организационно-правовой анализ // Административное право и процесс. - 2022. - № 2. - С. 34-40.
9. Соболева Ю.В. К вопросу о понятии административного принуждения в условиях реформы контроля и надзора // Административное право и процесс. - 2020. - № 11. - С. 49-51.
References
1. SHejkin V.V. Prokurorskie proverki v otnoshenii sub»ektov predprinimatel'skoj deyatel'nosti v usloviyah moratoriya na provedenie proverok organami kontrolya // Zakonnost'. - 2022. - № 10. - S. 23-27.
2. Spiridonov A.A. Kompleksnoe reformirovanie kontrolya i nadzora: otechestvennyj opyt v konstitucionno-pravovom izmerenii // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2022. № 10. - S. 102-116.
3. Ignatov S.L., Borisov A.N. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 31 iyulya 2020 g. № 248-FZ «O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i municipal'nom kontrole v Rossijskoj Federacii». - Moskva: Delovoj dvor, 2021. - 363 s.
4. Spiridonov A.A. Sistemnoe edinstvo gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) i obshchestvennogo kontrolya kak konstitucionno-pravovoj princip // Lex russica. - 2022. - T. 75. - № 6 (187). - S. 48-58.
5. Lapteva O.A. Vzaimodejstvie prokuratury s obshchestvennymi ob»edineniyami i institutami grazhdanskogo obshchestva // Zakonnost'. - 2014. - № 6. - S. 32-35.
6. Galkin A.G., Kainov A.S. Vzaimodejstvie institutov grazhdanskogo obshchestva i prokuratury // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2016. № 5. - S. 246-249.
7. Panteleev B.N. Vzaimodejstvie organov rossijskoj prokuratury s obshchestvennost'yu i sredstvami massovoj informacii (pravovye i organizacionnye aspekty): dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2004. -168 s.
8. Evdokimov A.S. Federal'nyj zakon «O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i municipal'nom kontrole v Rossijskoj Federacii»: organizacionno-pravovoj analiz // Administrativnoe pravo i process. - 2022. - № 2. - S. 34-40.
9. Soboleva YU.V. K voprosu o ponyatii administrativnogo prinuzhdeniya v usloviyah reformy kontrolya i nadzora // Administrativnoe pravo i process. - 2020. - № 11. - S. 49-51.
(статья сдана в редакцию 17.07.2023)