Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СПО) / ТРЕБОВАНИЯ К СПЕЦИАЛИСТУ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ПРИОРИТЕТНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пухляр Д. Р.

В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования в Хабаровском крае, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути решения проблем в сфере среднего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)»

С О

Ц

И О

Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

Д.Р. Пухляр

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ)

В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования в Хабаровском крае, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути решения проблем в сфере среднего профессионального образования

Ключевые слова: Среднее профессиональное образование (СПО), требования к специалисту среднего звена, приоритетность образования, проблемы развития профессионального образования.

В настоящее время в системе среднего профессионального образования Российской Федерации проходят большие изменения с целью повышения его качества. В процессе реформирования образования был принят ряд программ и проектов, реализация которых требует новых подходов, как в деятельности самих образовательных учреждениях, так и системы управления в целом.

Поэтому среднее профессиональное образование является одной из важных задач органов власти субъектов Российской Федерации.

© Д.Р. Пухляр, 2022.

Научный руководитель: Сидоренко Ольга Владимировна - доктор экономических наук, доцент, Хабаровский университет экономики и права, Россия.

Как фактор постепенного промышленного роста на основе ресурсной модернизации система профессионального образования сегодня должна обеспечить действующее производство квалифицированными кадрами, подготовленными на уровне международных стандартов, умеющими быстро встраиваться в производственный процесс и переучиваться под задачи модернизации производства.

В системе управления срееднего профессионального образования существует ряд проблем, которые требуют немедленных решений.

Одна из главных проблем среднего профессионального образования края — это трудоустройство студентов с ограниченными возможностями. Хабаровский край в свое время стал пилотной площадкой для формирования федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья. В крае было открыто базовое учреждение для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий, где создана специальная учебная среда для учащихся с различными особенностями, разрабатываются методические рекомендации по работе со студентами с ОВЗ.

Но вопрос о трудоустройстве обучающихся с ОВЗ в Хабаровском крае стоит очень остро. Студенты с ОВЗ доучиваются до второго - третьего курса, выходят на практику, и тут понимают, что со своими особенностями состояния здоровья, скорее всего, не смогут трудоустроиться. У выпускников возникают проблемы с тем, как правильно оставить резюме, пройти собеседование, как правильно вести себя на встрече с работодателем - представить себя ему.

Для того чтобы система инклюзивного образования в крае заработала более эффективно, необходимо создать при министерстве образования и науки специальную рабочую группу, которая займется помощью в профессиональной ориентации «особенных» учеников школ и организаций общего и среднего профессионального образования для дальнейшего поступления в вузы. Кроме того, необходимо наладить более плотное взаимодействие со специалистами ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ) при планировании и реализации мероприятий, направленных на дальнейшее трудоустройство выпускников, имеющих инвалидность, обучения по программам повышения квалификации представителей работодателей, которые будут выполнять функции наставников.

Вторая проблема связана с необходимостью изменения структуры и объема подготовки кадров, которые в настоящее время не соответствуют потребностям рынка труда. Следует отметить, что для рынка труда Хабаровского края актуальны вопросы дефицита квалификаций. Большая доля выпускников учреждений среднего профессионального образования не работает по полученной специальности. Кроме этого, становятся актуальными вопросы обеспеченности отраслей экономики края рабочими кадрами. Подготовка в учреждениях профессионального образования не в полной мере соответствует потребностям экономики и социальной сферы края.

Так, потребность в рабочих кадрах ежегодно составляет 10 тысяч человек, что меньше ожидаемого выпуска квалифицированных рабочих на 1,5 тысячи человек. Производство испытывает недостаток рабочих рук по таким направлениям, как геология, разведка и разработка полезных ископаемых, энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, морская техника, воспроизводство и переработка лесных ресурсов. Вместе с тем, остаются незакрытыми вакансии специалистов среднего медицинского персонала, горнодобывающей отрасли.

4550 4500 4450 4400 4350 4300 4250 4200 4150 4100

Трудоустройство выпускников в Хабаровском крае

4490

4350

4241

2019 2020 2021

Рис. 1. Трудоустройство выпускников СПО по специальности

Как видно из рисунка 1 трудоустройство выпускников по специальности за период 2019 г. по 2021 г. сократилось на 6%

Это связанно с несоответствием структуры потребностей регионального рынка труда и выпуском кадров рабочих массовых профессий и специалистов среднего звена учреждениями среднего профессионального образования края, а также отсутствие необходимого опыта и навыков работы, недостаточная квалификация выпускников.

В связи с этим, можно утверждать, что дефицит квалифицированных рабочих кадров является препятствием на пути развития экономики Хабаровского края. Чтобы решить эту проблему, нужно заключать договоры о сетевом взаимодействии с предприятиями для прохождения студентами производственной и преддипломной практик.

Третья проблема связана с низким уровнем стипендиального обеспечения в средних профессиональных учреждениях. В большинстве средних профессиональных учреждениях стипендия составляет всего 500-700 рублей, что втрое меньше ВУЗовской стипендии. При этом система обучения и уровень нагрузки по программам СПО во многом схожа с ВУЗовским обучением: те же семестры, сессии, лекции, семинары и пр.

Для того чтобы решить эту проблему, нужно привлекать предприятия для проведения конкурсов профессионального мастерства для дополнительной стипендии студентов с последующим приёмом на работу лучших студентов, а также вовлекать обучающихся в участие на назначение именных стипендий различного уровня.

В Хабаровском крае, как и в других субъектах Дальнего Востока, наблюдается сложная демографическая ситуация, связанная с резким сокращением прироста населения, в настоящее время создает проблемы, связанные с нехваткой контингента обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Так в крае за период 2019 г. по 2021 г. численность населения сократилась на 12659 человек.

В этих целях целесообразно разработать и принять Региональную программу по привлечению в учреждения среднего профессионального образования Хабаровского края обучающихся из других регионов страны, предусматривающую 100 процентное обеспечение местами для проживания, обеспечение современным учебным пособием, а также после обучения предоставлять выпускникам хабаровских средних профессиональных учреждений 100 процентное трудоустройство на предприятиях Хабаровского края и обеспечение временным жильем.

Также остро стоит проблема, связанная с обновлением и развитием основных фондов. Большинство средних специальных учреждений Хабаровского края нуждаются в обновлении материально-технической базы. Ее решение замедляют недостаточные инвестиции и объемы бюджетного финансирования и отсутствие экономических стимулов для инвестиций работодателей в учреждения среднего профессионально образования. Значительная часть оборудования, используемого в учебных заведениях Хабаровского края, не соответствует современному уровню в техническом, производственном и научном планах. Остаточного ресурса недостаточно, чтобы обеспечить необходимый уровень качества профессионального образования, а это значит, что в долгосрочной перспективе край не получит необходимое количество востребованных экономикой кадров.

Вышеперечисленные проблемы обусловлены недостатками в системе среднего профессионального образования. Социально-экономическая значимость данных проблем обуславливает необходимость применения программно-целевого подхода и проектного управления.

Библиографический список

1 Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования : Приказ Министерства труда России от 26.10.2020 г. № 744 // Консультант плюс URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.09.2022).

2 Минпросвещения в России [сайт]. URL: https://edu.gov.ru/about/ (дата обращения: 03.09.2022).

3 Министерство науки и образования Хабаровского края [сайт]. URL: https://minobr.khabkrai.ru/ (дата обращения: 03.09.2022).

4 Порта профессионального образования Хабаровского края [сайт]. URL: https://profobr27.ru/ (дата обращения: 03.09.2022).

5 URL: https://worldskills.ru/ (дата обращения: 03.09.2022).

ПУХЛЯР ДАРЬЯ РОМАНОВНА - магистрант, Хабаровский университет экономики и права, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.