УДК 374.32 DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-133-152
ББК 74.63
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ И ПОИСКИ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
| П.Н. Демин, И.М. Елкина
Аннотация. Роль социализации и образования в обществе XXI века значительно возросла в связи с тем, что интернет и электронные средства массовой коммуникации занимают все более значительное место в социальном развитии подростков и молодежи. Поколение, рожденное в последние 20 лет, — это поколение зуммеров, взросление и развитие которых проходит не только в реальной социальной среде, но и в виртуальной, где их социализация принимает преимущественно стихийный характер. Это ставит перед педагогикой новые проблемы: нахождение оптимальных форм и методов социализации в образовании как в офлайн, так и в онлайн-пространстве. Цель статьи — рассмотрение проблем социализации подростков и путей их решения в зарубежной педагогике. В основе исследования лежат современные представления о социализации, гуманистическом подходе в образовании; применяются компаративный метод и метод анализа литературы. Проблемы социализации подростков в образовательном процессе могут быть связаны с его пребыванием в школе или колледже, сформированной там средой, его взаимоотношениями с педагогами, сверстниками или представителями иных возрастных групп обучающихся. Специфический комплекс проблем социализации порождается также циф-ровизацией повседневной жизни подростков и связан с рисками, возникающими при использовании интернета и виртуальных социальных сетей. В зарубежной педагогике применяются разнообразные формы и методы социализации, объединяемые гуманистическим подходом, проявляющимся в установке на активизацию внутреннего потенциала каждого обучающегося путем его вовлечения в различные формы деятельности. Это рассматривается как важнейший фак- 133 тор их социального становления в качестве активных личностей со сформированной идентичностью (гражданской, политической, профессиональной, этнической и др.).
Ключевые слова: подростки, формы социализации, методы социализации, образование, волонтерство, общинное воспитание, досуговая деятельность.
Для цитирования: Демин П.Н., Елкина И.М. Современные проблемы социализации подростков и поиски путей их решения в зарубежной педагогике // Преподаватель XXI век. 2021. № 3. Часть 1. С. 133-152. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-133-152
© Демин П.Н., Елкина И.М., 2021
l/j^i 0 I Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
CURRENT PROBLEMS OF TEENAGERS' SOCIALIZATION AND THE WAYS TO SOLVE THEM IN FOREIGN PEDAGOGY
| P.N. Demin, I.M. Elkina
Abstract. The role of socialization and education in the society of the XXI century has increased significantly due to the fact that the Internet and electronic mass communications are taking an increasingly important place in the social development of the teenagers and young people. The generation born in the past 20 years is a generation of zoomers, whose growing up and advancement takes place not only in the real social environment, but also in the virtual one, where their socialization takes mostly spontaneous character. Thus, pedagogy faces new problems: finding optimal forms and methods of socialization in education, both offline and online. The article considers the problems of teenagers' socialization and the ways to solve them in foreign pedagogy. The research is based on modern ideas about socialization and humanistic approach in education; the comparative method and the method of literature analysis are applied. The problems of teenagers' socialization in the educational process can be related to their time at school or college, the environment formed there, their relationships with teachers, peers or representatives of other age groups of students. A specific set of socialization problems is also caused by the digitalization of their daily lives and is associated with the risks arising from the use of the Internet and virtual social networks. Foreign pedagogy uses a variety of forms and methods of socialization, united by a humanistic approach, which is manifested in the installation of activation of internal potential of each student through his involvement in various forms of activity. This is seen as the most important factor in their social formation as active individuals with a formed identity (civil, political, professional, ethnic, etc.).
Keywords: teenagers, forms of socialization, methods of socialization, education, volunteering, community education, leisure activities.
Cite as: Demin P.N., Elkina I.M. Current Problems of Teenagers' Socialization and the Ways to Solve Them in Foreign Pedagogy. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 3, part 1, pp. 133-152. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-3-133-152
134
Введение и постановка проблемы.
В условиях современного постиндустриального общества, информационной эпохи социализация в образовании приобретает большую значимость по сравнению с концом ХХ века. Эта особенность связана с тем, что в последние два-три десятилетия изменилось отношение общества к средствам коммуникации и массовой информации. Медиатизация как социальный метапроцесс [1; 2] не только повлияла на повседневную жизнь взрослых, но и сопровождает далеко идущие изменения в жизни детей и подростков. В нашей стране и за рубежом средства массовой информации являются
спутниками молодых людей в повседневной жизни, дома и в школе, во время обучения и в свободное время [3].
Влияние сети Интернет и социальных сетей; политтехнологии, ушедшие в соц-сети и включающие работу с населением, особенно с подрастающим поколением; глобальные риски, среди которых группа технологических включает риски, связанные с проблемами информационно-коммуникационных технологий, — все эти факторы оказывают влияние на социализацию подростков [4; 5]. Однако влияние общества на социализацию подростков осуществляется опосредованно, через агентов социализации — различные
социальные институты (образование, семью, средства массовой информации, религию, правовую систему), а также различные субкультуры или группы сверстников и др. В нашем исследовании мы рассмотрим некоторые проблемы социализации подростков в образовании.
В школе, где подросток проводит большую часть времени, продолжается процесс социализации подростков, поэтому возникающие проблемы их социализации в период получения образования связаны как с социальными, так и психологическими аспектами развития личности.
Почему следует так внимательно относиться к исследованию этих проблем и искать пути их решения, подбирать наиболее эффективные формы и методы? Социализация — процесс приобщения к обществу, и от действий всех его членов зависит будущее общества. Одно лишь образование не может служить гарантом того, что человек, приобретя знания и освоив культурный опыт, благополучно сформирует социальные компетенции и станет полноправным членом общества. Однако образование обладает глубоким социализирующим потенциалом, который позволяет человеку выстраивать в дальнейшем свою жизнь, поэтому изучение проблем социализации подростков в образовании и путей их решения представляется актуальным.
Цель исследования — выявить современные проблемы социализации подростков и проанализировать пути их решения в зарубежной педагогике.
Результаты исследования
Основная цель социализации в школе — сформировать у подростка социальную компетенцию, т. е. развить навыки, которые позволяют ему/ей социально, эмоционально и интеллектуально существовать в школьной среде. При поступлении в школу детям приходится адаптироваться ко
многим новым формам поведения и опыта. Существует целый ряд различных социальных реалий, к которым ребенок должен адаптироваться: к отношениям с учителем, с одноклассниками, к самостоятельности в учебе; усвоить этику общения; понимать цели обучения; корректировать результаты своего обучения в соответствии с обратной связью, полученной от учителей.
Таким образом, проблемы социализации подростков в школе или колледже можно разделить на три группы: относящиеся к школе или колледжу (среда, связи), относящиеся к взаимоотношениям с педагогами и относящиеся к взаимоотношениям внутри групп сверстников или разновозрастных групп обучающихся.
К первой группе относятся:
• школьные правила, кодексы поведения, школьная форма. Например, многие школы США и Канады имеют официальные кодексы поведения, которым должны следовать учителя и ученики. Большинство этих кодексов, как правило, сосредоточено на вопросах, связанных с дресс-кодом и поведением по отношению к другим ученикам, учителям и сотрудникам, а некоторые включают политику ну- 135 левой терпимости. «Политика нулевой терпимости» относится к конкретным нарушениям кодекса, которые влекут за собой немедленное наказание, обычно в форме отстранения от занятий или исключения, а иногда и участия полиции [6-8]. Исследователи предположили, что такие кодексы поведения могут быть восприняты в положительном ключе, если права и обязанности учителей, учащихся, школьного персонала и родителей сформулированы с упором на сотрудничество и терпимость, а не наказания за нарушение правил, если правила разумны и обоснованы, а для обучающихся предусмотрена возможность обжаловать эти правила [9-12];
136
• гендерные стереотипы. Зарубежные исследователи отмечают, что гендерные стереотипы все еще существуют в отношении способностей мальчиков и девочек по различным предметам, причем девочки преимущественно демонстрируют заниженную самооценку в своих способностях в естественных науках и математике [13; 14; 15, с. 70]. Эти различия в самооценке способностей к математике и естествознанию существуют в учебе, даже если мальчики и девочки получают одинаковые оценки по этим предметам. Тем не менее, исследования Л. Лэмба, Р. Биглера, Л. Либена и В. Грина показывают, что влияние гендерных стереотипов на поведение уменьшится, особенно у девочек, если учителя будут учить подростков противостоять им [16];
• школьный климат, школьные связи. Атмосфера, благоприятствующая обучению, положительно влияет на обучающихся независимо от условий в семье, расы, пола или социального положения [11; 17]. Школы могут выполнять защитную функцию в социализации детей при соблюдении соответствующих условий. Риски для подростков, проявляющих раннюю агрессию и потенциально попадающих в категорию правонарушителей, могут быть снижены, если школьная среда будет благоприятной. Часто у таких учеников имеются проблемы в семье, поддержки близких может не хватать в домашних условиях. Как отмечают авторы исследований, политика нулевой терпимости, или отстранение от занятий проблемных учеников, может нанести дополнительный ущерб, поскольку она служит серьезному ослаблению связи, которую подросток имеет со своей школой [18-20].
Вторая группа проблем связана с отношениями с учителями:
• собственно отношения с учителями. Помимо преподавания предмета, учителя
отвечают за создание благоприятной атмосферы в классе. Многие подростки приходят в школу с проблемами в поведении и эмоциональными потребностями, которые не удовлетворяются в семейной среде. Ученики, у которых сложились хорошие отношения со своим учителем, скорее всего, будут чувствовать более тесную связь со своей школой или колледжем и будут более успешны в учебе [21];
• стриминг (стратификация, разделение на потоки). Академические способности обучающихся выявляются еще на ранних этапах, учителя посвящают довольно много времени их оцениванию.
Сторонники стриминга утверждают, что отбор учеников со схожими способностями в определенный класс создает благоприятную среду обучения. Отличников переводят в классы продвинутого уровня, учеников с худшей успеваемостью объединяют в классы, которые лучше соответствуют их способностям и интересам, или, например, предлагают профессиональное обучение.
Противники же считают, что ученики из неблагополучных семей или из семей рабочих непропорционально часто встречаются в классах для неуспевающих или в классах, готовящих к профессиональному обучению [14; 22]. Помимо социальных различий, в стриминге существуют и расовые: ученики, относящиеся к расовым меньшинствам, также слишком часто представлены в классах с низкой успеваемостью [23].
Подростки из семей иммигрантов также могут оказаться в классах с более низком уровнем из-за плохого знания языка, на котором ведется преподавание, а не по уровню знаний, способностей [24]. Это может серьезно ограничить их возможности в будущем получить высшее образование и найти высокооплачиваемую работу [25].
Стриминг оказывает влияние не только на распределение учеников по способностям, но и на общую социализацию детей и подростков в школах. Учащиеся, которых постоянно помещают в коррекцион-ные классы, могут начать считать себя действительно отстающими [26]. Так формируются социальные группы обучающихся, которые имеют важное социальное значение внутри и за пределами школы [27]. От этих ярлыков не так легко избавиться и они могут влиять на другие области социального взаимодействия: отношения со сверстниками и ожидания учителей [28].
К третьей группе проблем относятся:
• социальная идентичность. В школьной среде некоторые группы сверстников часто получают названия, которые указывают на особенности образа жизни их членов. Составы групп и их названия могут меняться с возрастом участников, однако многочисленные англоязычные исследования приводят данные, что группы сверстников обычно делятся на пять достаточно широких категорий: элита, спортсмены, девианты (подростки с плохим поведением), ученые-«ботаны» и «другие» [29; 30]. В категорию «другие» могут входить представители различных подростковых субкультур;
• виктимизация и самоизоляция от сверстников. Исследователи определили, что жертвы хулиганов могут не иметь достаточной физической силы [19; 31; 32], чем-то отличаться от других учеников: внешностью, расой, одеждой или физическими способностями [31; 33]. Кроме того, ученики становятся жертвами хулиганов из-за того, что они «слишком умны» [33] или обладают интеллектом ниже среднего [3], а также имеют более низкий социально-экономический статус семьи [31]. Дети и подростки, отвергнутые сверстниками, часто демонстрируют недостаточно
развитые социальные навыки, которые не позволяют им легко найти товарищей по играм и друзей [6; 13; 18; 29];
• сопротивление подростков по разным причинам. В их число могут входить проблемы социально-экономического статуса семьи и окружения, разделяемых подростками ценностей, проблемы альтернативных групп, субкультур и т. д. Также есть различия между сопротивлением девочек и мальчиков-подростков: у девочек оно более размыто, локально, зачастую ограничивается личным пространством во избежание риска подвергнуться критике [34].
Наряду с проблемами социализации подростков в школе, есть специфические трудности, возникающие у подростков, находящихся на домашнем обучении. Родители выбирают домашнее обучение для своих детей по разным причинам: религиозным, безопасности, из соображений индивидуализации обучения [35]. Исследования американских социологов показали, что подростки, обучавшиеся на дому, как правило, добиваются успеха при поступлении в университет [36] и в целом имеют больше шансов получить высшее обра- 137 зование по сравнению с населением США в целом. Исследование с участием более 7000 взрослых американцев, получивших домашнее образование, также показало, что уровень гражданского участия среди подростков, обучавшихся на дому, намного выше, чем среди населения в целом.
Сторонники домашнего обучения утверждают, что одна из причин может заключаться в том, что социализация в группе сверстников в школе протекает с меньшим успехом, чем при домашнем обучении, т. к. при этом подростки участвуют в деятельности более широкого спектра возрастных групп, что делает их более зрелыми в социальном плане [22; 37].
Существует ряд проблем социализации современных подростков, связанных с использованием социальных сетей и в целом сети Интернет. Мы специально выделяем эту проблему в связи с тем, что подростки пользуются интернетом и соц-сетями не только дома, но и в школе. По этой же причине мы не относим социализацию в сети целиком к школьной проблеме. Хотя данная проблема возникла относительно недавно, ее острота уже вызвала необходимость проведения обширных исследований как в российской педагогической науке, так и за рубежом. Проведем лишь краткий обзор зарубежных публикаций по данному вопросу.
И зарубежные, и отечественные исследователи признают средства массовой информации мощным агентом социализации человека. Последствия влияния средств массовой информации на социализацию проявляются в основном в приобретенных поведенческих паттернах, таких как склонность к насилию, асоциальное и/или антисоциальное поведение; расстройства пищевого поведения; приверженность определенному мировоззрению и ценно-138 стям, политическим взглядам, стереотипам, связанным с восприятием пола и отношением к меньшинствам; когнитивные навыки [2; 38; 39]. Основными факторами, влияющими на социализацию в медиасреде, являются доступ к определенному медиа-контенту с помощью различных устройств, продолжительность использования и его воздействия, предпочтения в отношении определенных медиажанров и программ, медианавыки и грамотность, различия в использовании (например, по возрасту, культуре и социально-экономическому статусу).
К достоинствам использования виртуальных сред для социализации подростков относятся:
• самостоятельность: пользователи социальных сетей имеют большую
автономию в цифровом и реальном пространстве [40; 41];
• интенсивность социальных отношений: использование социальных сетей в Интернете связано с интенсивностью «реальных» социальных отношений [40];
• общение и обмен информацией: социальные сети облегчают общение между пользователями социальных сетей [42; 43];
• цифровые навыки: использование этих виртуальных сред облегчает развитие цифровых навыков [44; 45], что обеспечивает большую автономию [40; 46];
• социальная и информационная поддержка в различных ситуациях [41; 47];
• среда для подросткового творчества: в опросе "Social Media, Social Life" 2018 г. более четверти подростков заявили, что «социальные сети «чрезвычайно» или «очень» важны для них для творческого самовыражения» [48; 49].
Изучение социальных сетей, виртуального мира и виртуальной идентичности позволяет исследователям и преподавателям получать информацию, которая помогает лучше понять поведение обучающихся, даже когда они работают в автономном режиме. Можно анализировать проявление личностных качеств человека в социальном контексте, опираясь на данные о его поведении как онлайн-пользователя [38; 45].
Риски для социализации подростков при использовании социальных сетей известны и изучены в достаточной степени; просто перечислим:
• кибербуллинг;
• доступ к нежелательному контенту;
• проблемы развития подростков, которые они могут обсуждать, используя различные виды цифровой коммуникации;
• зависимость от интернета или интернет-игр;
• проблемы, связанные со здоровьем, концентрацией внимания и синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
• нарушение конфиденциальности персональных данных и т. д.
В последнее время молодежь становится не только потребителем медиакон-тента, но и выступает в роли его производителя. Перечисленные риски только усугубляются возрастающим присутствием молодых людей в сети [49; 50; 51].
В результате научное осмысление подобных трансформаций привело к формированию концепции клипового мышления, согласно которой представители поколения зуммеров, социализация и развитие которых происходит в тесном и постоянном контакте с информационно-коммуникационными устройствами, характеризуются иным способом восприятия реальности [52]. Основными источниками информации о мире для них являются электронные средства массовой коммуникации. В электронных медиа она часто преподносится в виде аудиовизуальных образов, которые создаются так, чтобы привлекать внимание и вызывать устойчивый интерес, не требуя особого когнитивного напряжения (мыслительной работы по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению). Частое пребывание в такой информационной среде ведет к формированию специфического типа мышления — клипового. Такое мышление позволяет адаптироваться к условиям информационного бума, но обратной стороной этого является нехватка осмысленности и системности сознания. Выход из сложившейся ситуации видится в сочетании клипового способа мышления с присущим предыдущим поколениям мышления книжного, которое отличается вдумчивостью и глубиной, но не позволяет охватить большие объемы информации, что столь важно для успешной социализации в современных условиях. Именно поэтому важным направлением социализации в зарубежных
странах, например, в США, является выработка у подростков и молодежи цифровой грамотности, умений по фильтрации большого количества данных и отсеивания той информации, которая не несет особой познавательной, духовной, эстетической, моральной или иной ценности.
В основе рассмотрения социализации в образовании в зарубежных странах лежит гуманистический подход. Его основные положения восходят к философии гуманизма и гуманистической психологии, а также экзистенциализму. Центральная его идея — это внимание к личности учащегося, создание условий для ее развития за счет субъектного участия в обучении. Обучающийся признается как личность со своими интересами, запросами, потребностями, мировоззрением. Гуманистический подход ориентирован на достижение учеником самоактуализации, т. е. личностного самовыражения, раскрытия своих возможностей. Процесс обучения рассматривается здесь не как механическая передача знаний, а воспитание — не как «лепка» из ученика стандартного индивида. Гуманизм в педагогике означает признание в ученике человека как многосторон- 139 ней личности с глубоким духовным содержанием, значит, взаимодействие педагога и воспитанников, равно как и взаимодействия в подростковом коллективе, не должны быть поверхностно-механическими, как при контактировании с техникой, а живыми, вызывающими положительные эмоции, доброжелательными.
Так, например, гуманистический подход в странах Скандинавии предполагает, что в основе процесса обучения лежит рефлексия учащегося (отслеживание им своих успехов и неудач в обучении, соответствия форм и методов обучения своим потребностям, особенностей взаимодействия с педагогом и т. д.), способствующая личностному развитию [53].
Для осмысления феномена социализации важным представляется выделение в современной социальной психологии ее основных механизмов: идентификации, ориентации, адаптации, внушения, презентации, фасилитации, ингибиции. Эти механизмы действуют при общении подростков со взрослыми и друг с другом. В реальности они редко проявляются порознь, чаще всего комплексно, например, идентификация и внушение или фасилитация, идентификация и подражание.
Механизм идентификации состоит в отождествлении подростком себя с определенной группой (а чаще группами) и принятием тех ценностей и норм, которых члены данной группы (групп) придерживаются в поведении [54, с. 144].
Механизм социальной ориентации проявляется в осознании индивидом значимости культуры того общества, в котором он живет, соблюдения социальных «правил игры» [55].
Механизм подражания, столь свойственный детям и подросткам, состоит в воспроизведении поведенческих моделей 140 значимых для индивида людей [56, с. 73].
Внушение как социально-психологический механизм социализации отличается от других механизмов некритическим восприятием информации, поступающей от субъекта внушения, распространенным типом которого в наши дни выступают электронные СМИ. При этом известно, что дети и подростки более поддаются внушению, чем взрослые.
Фасилитация представляет собой механизм, когда деятельность одного человека или всей группы оказывает стимулирующее влияние на индивида, тем самым облегчая ему выполнение той или иной задачи, достижение цели.
Ингибиция имеет место быть, когда в присутствии других подростку становится
сложнее выполнять те или иные действия [57].
Какой механизм себя проявит в той или иной ситуации деятельности, зависит как от характера отношений в группе и социально-психологического климата, так и от психологических особенностей самого подростка.
В современной научной литературе рассматриваются различные формы социализации. Ненаправленная социализация предполагает стихийное формирование определенных качеств человека под воздействием ближайшей социальной среды. Окружением при этом считаются родственники, ближайшие друзья, коллеги.
Направленная социализация предусматривает выстроенную систему методик воздействия, создаваемых социальными институтами с целью привить обучающимся определенные ценности и идеалы, характерные для общества в целом.
Групповая социализация предполагает формирование у подростка определенных качеств под направленным или ненаправленным воздействием определенной совокупности людей.
Индивидуальная социализация представляет собой направленное или ненаправленное влияние на одну личность со стороны другой, в результате чего у первой формируются определенные качества, ценности или идеалы.
Активная социализация происходит в процессе включения подростка в определенные виды деятельности, предполагающие проявление им субъективности, личностного участия, заинтересованности и стремления достигнуть наилучших результатов.
Пассивная социализация не предполагает активного включения подростка в какую-либо деятельность и активизации его возможностей, способностей и
личностного потенциала (например, при просмотре онлайн-контента).
Офлайн-социализация — социализация в реальном пространстве.
Онлайн-социализация — социализация в пространстве глобальной сети Интернет.
При этом в современных условиях преобладает ориентация на непрерывное образование, модульное обучение, позволяющее учащимся индивидуализировать процесс обучения и максимально проявлять свою активность, организацию школ полного дня, развитие неформального и информального образования.
Непрерывное образование определяется как «учение длиною в жизнь, то есть всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции» [58]. Человек может совершенствовать эти навыки как в формальном, так и неформальном и информальном типах образования.
В формальном образовании социализация проявляется в следующих формах и реализуется следующими методами:
• направленная социализация, когда в образовательных организациях создается определенная система мероприятий и методик воздействия, влияющая на формирование у обучающихся определенных социально значимых качеств;
• групповая и индивидуальная социализация, при этом предпочтение отдается групповой социализации, поскольку коллектив является значимым фактором личностного развития уже сам по себе, а в группе сверстников могут проявляться такие механизмы социализации, как идентификация, фасилитация и подражание.
Активная социализация, когда учащиеся задействуются во внеурочной деятельности, важным направлением которой является участие в реализации молодежных проектов: социальных,
экологических, научно-исследовательских, культурных и др.
Среди онлайн- и офлайн-социализаций преобладает последняя, хотя во время карантина из-за пандемии COVID-19 образовательные организации были вынуждены, насколько это было возможно, реализовывать онлайн-социализацию, поскольку ее методы и формы пока не сформированы и не отработаны в полной мере.
Среди методов социализации в формальном образовании можно выделить такие, как:
• клубы учащихся;
• вовлечение в коммуникативную деятельность;
• привлечение к художественно-творческой деятельности;
• задействование учащихся в научных, экологических и социальных проектах;
• стимулирование учащихся к самообразованию.
Для неформального образования характерна направленная социализация, когда в организациях дополнительного образования системно реализуются такие мероприятия, которые способствуют развитию подростков, их подготовке к взрос- 141 лой и самостоятельной жизни, формированию зрелости, самоопределению, ориентации в современном социокультурном пространстве.
Так же, как и формальном образовании, реализуется групповая и индивидуальная социализация с приоритетом групповой; активная социализация, когда учащиеся задействуются в самых различных видах художественной, творческой, научной деятельности.
Среди офлайн- и онлайн-социализаций также преобладает офлайн.
В качестве методов используются имитационные упражнения, дискуссии, групповая работа, сообщества, посвященные моде, пространства для саморефлексии,
мозговой штурм, презентации и тематические исследования. Также применяются творческие методы: занятия различными искусствами (театр, живопись, музыка, игровые формы творческой деятельности) [59, с. 157].
В информальном образовании преобладает ненаправленная социализация, проявляющаяся в спонтанном получении подростком знаний, формировании умений и компетенций, а также привычек, поведенческих установок, типов отношения к тем или иным предметам и явлениям окружающей действительности.
Однако здесь присутствует и направленная социализация, когда среда инфор-мального образования модифицируется государственными, муниципальными и общественными организациями в соответствии с существующим социальным запросом на формирование определенного типа личности с такими качествами, которые обеспечат успешную самореализацию, освоение социальных ролей и достижение личностной зрелости.
Групповая социализация, когда у подростка происходит спонтанное и посте-142 пенное формирование определенных качеств по мере его пребывания в той или иной социальной группе или общности, в том или ином окружении, сочетается с индивидуальной социализацией, когда индивид «учится», набираясь опыта у более компетентного взрослого, либо занимаясь самообразованием.
Для информального образования характерны также активная и пассивная социализация. При активной социализации индивид реализует различные виды деятельности в повседневной жизни. При этом условия, средства и ресурсы осуществления этих видов деятельности могут конструироваться и переформатироваться целенаправленно специальными социальными институтами: образования,
культуры и досуга, общественными организациями по работе с молодежью.
Примером пассивной социализации, при которой индивид не проявляет значительную активность в той или иной сфере, но получает так называемое имплицитное, то есть неявное научение [60], может служить неявное освоение языковой грамматики в процессе чтения любимых художественных произведений, которое подросток воспринимает как форму досуга, поэтому оно у него не вызывает особого напряжения мыслительных и волевых процессов.
Офлайн- и онлайн-социализации в ин-формальном образовании проявляются в равной мере.
Методы информального образования, подразумевающие формирование определенных навыков социализации:
• обучающие сообщества в социальных сетях (например, #Twitterstorians), которые дают новые сетевые возможности подросткам за рамками формальных образовательных институтов [61];
• научно-познавательные ресурсы, образовательные порталы и электронные библиотеки;
• изучение наук посредством наставничества, чтения научных текстов, просмотра образовательного телевидения;
• посещение музеев, научных центров, зоопарков, аквариумов и природных центров;
• программы обучения естественным наукам;
• программы гражданской науки для мониторинга и очистки окружающей среды;
• клубы;
• внеклассные и летние программы;
• участие в скаутском движении [62].
Необходимо упомянуть волонтерскую
деятельность, которая способствует профилактике антисоциального поведения
подростков, росту числа социальных связей и взаимодействий, расширению круга общения и поддержки, то есть лучшей социальной интеграции, формированию навыков здорового образа жизни и улучшения здоровья (очевидно, из-за лучшего доступа к информации о медицинской профилактике), улучшению психического здоровья, укреплению веры в себя, самопознанию и обретению подростком своей идентичности, профессиональному развитию, развитию гражданственности, нравственному развитию [63].
Важную роль в социализации в инфор-мальном образовании играет движение скаутов. Как сказано на официальном сайте, миссия данного движения состоит в привнесении своего вклада в образование молодежи, чтобы помочь им «созидать лучший мир, в котором люди реализуют себя как личности и играют конструктивную роль в обществе» [64].
Скаутские организации, действующие по всему миру, способствуют всестороннему развитию их участников как индивидуальностей и как членов команды и формированию в них гражданственности, а также самообразованию.
С 1980-х гг. во многих странах мира, а со второй половины 1990-х гг. и в России, осуществляет свою деятельность возникшая в США организация «Юные миротворцы». Цель данной организации состоит в подготовке подрастающего поколения к жизни многонациональном глобализирующемся мире, где часто возникают предпосылки для разжигания межнациональных, межконфессиональных, территориальных и иных конфликтов. Через участие в мероприятиях данной организации у молодежи формируются установки на мирное сосуществование и сотрудничество с другими народами, населяющими нашу планету, осознание недопустимости насилия и войн, четкое понимание
негативного исторического опыта двух войн мирового масштаба и множества локальных конфликтов.
В США с 1980-х годов в образовании реализуется политика «общинного воспитания», в рамках которой школа становится центром воспитательной работы на близлежащей к ней территории, а проживающее на ней население представляет собой единую общину (community). Общину также можно определить как «общность людей, которые компактно проживают на определенной территории, обладают общинной целостностью и обеспечивают существование и развитие отдельных индивидуумов, групп и организаций» [65].
Воспитательная работа реализуется в тесном сотрудничестве школы, семьи и общины. При этом школе отводится роль координирующего и методологического центра педагогической работы. Таким образом, вокруг школы формируется сообщество, ориентированное на обеспечение всестороннего развития обучающихся. При этом процесс социализации в той или иной степени носит направленный характер и за стенами школы из-за актив- ^^ ного вовлечения семьи и взаимодействия с ней школы, а также благодаря участию общественных институтов в решении задач воспитания: местных библиотек, музеев, научных центров, высших образовательных учреждений (если таковые имеются поблизости от школы). Так, в США действует ассоциация «Добровольцы в помощь школе», волонтеры которой руководят школьными кружками, занимаются репетиторством, тьюторством и др. [там же].
Община в данной работе способствует духовно-нравственному развитию детей и подростков, росту уровня познавательных способностей. Помимо этого, в общине формируются соответствующие
условия для благополучной жизни: благоприятный социально-психологический климат, своевременное решение коммунальных проблем, общинная социальная работа, развитая инфраструктура и т. д. В Северной Европе действуют разнообразные кружки, так называемые «Дома свободного времени» или «Клубы свободного времени». Они не предполагают решения строго определенных воспитательных и развивающих задач, скорее, это место пребывания ребенка, пока его родители заняты на работы, и место, которое позволяет отвлечься от учебной деятельности в школе и получить эмоциональную разгрузку. Посещение таких учреждений является добровольным, основанным на решении ребенка и его родителей [66, с. 8].
В Швеции создаются все условия для реализации несовершеннолетними их права на игры, отдых и досуг. Многие занимаются в спортивных организациях и клубах, тренерами в которых чаще всего выступают родители-добровольцы, а финансируется деятельность таких организаций за счет членских взносов. Функци-144 онируют школы искусств, где дети могут учиться игре на каком-либо инструменте или актерскому мастерству [67].
Заключение. Как видим, в иностранной (рассмотренной нами англоязычной) научной литературе вопросы социализации
молодого поколения активно рассматриваются с начала XXI века в связи с глобальными изменениями, происходящими как в обществе в целом, так и в образовании как социальном институте. Неудивительно, что особое внимание уделяется проблемам, связанным с социализацией подростков «в классе» и в виртуальном общении. Именно в школе и в Интернете они проводят большую часть своего времени, именно в подростковом возрасте продолжают формироваться и оттачиваться навыки общения со сверстниками и представителями других поколений. Это во многом определяет успешность молодых людей в жизни и профессиональной карьере, а также благополучность развития социума. При этом активность, самостоятельность и ответственность обучающегося в освоении образовательных программ рассматриваются как составляющие компетенций XXI века, которые, в том числе направлены на сотрудничество, умение общаться и творчески подходить к поставленным задачам, работать в команде и т. д.
Таким образом, рассмотренный опыт позволяет нам сделать вывод о том, что необходимость включения школьников в различные виды социальной деятельности осознается в мировой педагогической практике как непременное условие эффективной социализации личности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Krotz, F., Hepp, A. A Concretization of Mediatization: How "Mediatization Works" and Why Mediatized Worlds are a Helpful Concept for Empirical Mediatization Research // Empedocles European Journal for the Philosophy of Communication. 2013. 3 (2). P. 137-152.
2. Lemish, D. Children and Media: A Global Perspective. Wiley-Blackwell, 2015. 296 p.
3. Olweus, D. Aggression in Schools: Bullies and Whipping Boys. Washington, DC: Hemisphere, 1978.
4. Ivanov, O.B., Ivanova, S.V. Educational Space in the Modern World: The Interdisciplinary Aspect // Espacios. 2017. Т. 38. № 40.
5. Ivanova, S.V., Elkina, I.M. Education Quality in the Postindustrial Society // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). 2017. P. 356-364.
6. Crick, N.R., Dodge, K.A. Social Information-Processing Mechanisms on Reactive and Proactive Aggression // Child Development. 1996. 67 (3). P. 993-1002.
7. Reinke, W.M., Keith, C.H. Creating School Environments That Deter Antisocial Behaviors in Youth // Psychology in the Schools. 2002. 39 (5). P. 549-559.
8. Robson, K.L. Sociology of Education in Canada. Pearson Education. Canada; 1st edition, 2012. 320 p.
9. Raby, R.C. Rights and Responsibilities: Secondary School Conduct Codes and the Production of Passive Citizenship // Children's Rights: Multidisciplinary Approaches to Participation and Protection, ed. by Tom O'Neill and Dawn Zing. Toronto, ON: University of Toronto Press, 2008. P. 326-346.
10. Ramon, L. Preparing Students for Democratic Citizenship: Codes of Conduct in Victoria's "Schools of the Future" // Educational Research and Evaluation. 1999. 5 (1). P. 41-61.
11. Schimmel, D.M. Collaborative Rule-Making and Citizenship Education: An Antidote to the Undemocratic Hidden Curriculum // American Secondary Education. 2003. 31 (3). P. 16-35.
12. Wentzel, K.R., Looney, L. Socialization in School Settings // Handbook of Socialization, ed. by E. Joan, Grusex and Paul D. Hastings. New York: Guildford Press, 2006. P. 382-403.
13. Coie, J.D., Kupersmidt, J.B. A Behavioural Analysis of Emerging Social Status in Boy's Groups // Child Development. 1983. 54 (6). P. 1400-1416.
14. Davies, S.L., Neil, G.L. The Schooled Society. Don Mills, ON: Oxford University Press, 2006.
15. Math and Science Motivation: A Longitudinal Examination of the Links Between Choices and Beliefs / S. Simpkins., P. Davis-Dean, J. Eccles // Developmental Psychology. 2006. 42 (1). P. 70.
16. Teaching Children to Confront Peers Sexist Remarks: Implications for Theories of Gender Development and Educational Practice / L.M. Lamb, R.S. Bigler, L.S. Liben, V.A. Green // Sex Roles. 2009. 61 (5-6). P. 361-382.
17. McEvoy, A., Welker, R. Antisocial Behavior, Academic Failure, and School Climate: A Critical Review // Journal of Emotional and Behavioral Disorders 2000. 8 (3). P. 130-140.
18. Putallaz, M., Heflin, A.H. Parent-Child Interaction // Peer Rejection in Childhood, edited by Steven R. Asher and John D. Coie. New York: Cambridge University Press, 1990. P. 189-216. 145
19. Smith, K.P., Myron-Wilson, R. Parenting and School-Bullying // Clinical Child Psychology and Psychiatry. 1998. 3 (3). P. 1359-1045.
20. Sprott, J.B., Jenkins, J.M., Doob, A.N. The Importance of School: Protecting At-Risk Youth From Early Offending // Youth Violence and Juvenile Justice. 2005. 3 (1). P. 59-77.
21. Jennings, P.A., Greenberg, M.T. The Prosocial Classroom: Teacher Social and Emotional Competence in Relation to Student and Classroom Outcomes // Review of Educational Research. 2009. 79 (1). P. 491-525.
22. Cheung, S. Education Decisions of Canadian Youth: A Synthesis Report on Access to Postsecondary Education. Toronto, ON: Higher Education Quality Council of Ontario, 2007.
23. Oakes, J. Keeping Track: How Schools Structure Inequality, 2nd edition. New Haven, CT: Yale University Press, 2005.
24. Post-High School Pathways of Immigrant Youth / R. Sweet, P. Anisef, R. Brown, D. Walters, K. Phythian. Toronto: Higher Education Quality Council of Ontario, 2010.
25. Krahn, H., Taylor, A. Streaming in the 10th Grade in Four Canadian Provinces in 2000 // Education Matters: Insights on Education, Learning and Training in Canada. 2007. 4 (2).
26. Barakett, J., Cleghorn, A. Sociology of Education: An Introductory View from Canada. Toronto, ON: Pearson Education Canada, 2008.
27. Hibel, J., Farkas, G., Paul, L.M. Who Is Placed into Special Education? // Sociology of Education. 2010. 83. P. 312-332.
28. Jones, R.L. Labels and Stigma in Special Education // Exceptional Children. 1972. 38 (7). P. 553-564.
29. Dodge, K.A. Behavioral Antecedents of Peer Social Status // Child Development. 1983. 54 (6). P. 1386-1399. URL: www.jstor.org/stable/1129802 (дата обращения: 10.02.2021).
30. Adolescent Peer Group Identification and Characteristics: A Review of the Literature / S. Sussman, P. Pallav, R.D. Ashmore, B.B. Brown // Addictive Behavior. 2007. 32 (8). P. 1602-1627.
31. Bernstein, J.Y., Malcolm, W.W. Children Who Are Targets of Bullying // Journal of Interpersonal Violence 1997. 12 (4). P. 483-498.
32. Hodges, E.V., Perry, D.G. Personal and Interpersonal Antecedents and Consequences of Victimisation by Peers // Journal of Personality and Social Psychology. 1999 76 (4). P. 677-685.
33. Fried, S. Bullies and Victims: Children Abusing Children // American Journal of Dance Therapy. 1997. Vol. 19 (2). P. 127-133.
34. Raby, R.C. Talking (Behind Your) Back: Young Women and Resistance // Girlhood: Redefining the Limits, edited by Yasmin Jiwani, Candis Steenbergen and Claudia Mitchell. Montreal: Black Rose Books, 2006. P. 138-154
35. Brabant, Ch., Bourdon, S., Jutras, F. Home Education in Quebec: Family First // Evaluation and Research in Education. 2003. 17 (2-3). P. 112-131.
36. Ray, B.D. Homeschoolers on to College: What Research Shows Us // Journal of College Admission. 2004. 185. P. 5-11. URL: http://eric.ed.gov/PDFS/EJ682480.pdf (дата обращения: 11.02.2021).
37. Smedley, T.C. Socialization of Home School Children // Home School Researcher. 1992. 8 (3). P. 9-16. URL: www.nheri.org/home-school-researcher/volume-08-issue-3/ (дата обращения: 18.11.2020).
38. Dunn, R.A., Guadagno, R.E. My Avatar and Me: Gender and Personality Predictors of Avatar-Self Discrepancy // Computers in Human Behavior. 2012. 28 (1). P. 97-108.
146 39. Impact of Social Media on Socialization of University Students (A Study on East West University's Undergraduate Students) / M. Hassan, S.A. Anik, S.N. Nujat, R.A. Tuhin, A. Kumar. Conference Paper. September, 2019.
40. Brigué, Х., Sádaba, С. Menores y redes sociales. Madrid: Foro Generaciones Interactivas, 2011.
41. Ibáñez-Cubillas, P.¡ Díaz-Martín, C., Pérez-Torregrosa, A.B. Social Networks and Childhood. New Agents of Socialization // Procedia — Social and Behavioral Sciences. Vol. 237. 21 February 2017. P. 64-69.
42. Paus-Hasebrink, I., Kulterer, J., Sinner, P. The Role of Media Within Young People's Socialisation: A Theoretical Approach // Social Inequality, Childhood and the Media. First Online: 17 January 2019. P. 45-75. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-02653-0_3 (дата обращения: 14.01.2021).
43. Staksrud, E., Olafsson, K., Livingstone, S. Does the Use of Social Networking Sites Increase Children's Risk of Harm? // Computers in Human Behavior. 2013. Vol. 29 (1), P. 40-50.
44. Livingstone, S., Lunt, P. Mediatization: An Emerging Paradigm for Media and Communication Research? // Mediatization of Communication. 2014. P. 703-724.
45. Nagy, P., Koles, B. The Digital Transformation of Human Identity Towards a Conceptual Model of Virtual Identity in Virtual Worlds // Convergence: the International Journal Of Research into New Media Technologies. 2014. Vol. 20 (3). P. 276-292.
46. Marsh, J. Young Children's Play in Online Virtual Worlds // Journal of Early Childhood Research. 2010. Vol. 8 (1), P. 23-39.
47. Janvier, A., Farlow, B., Wilfond, B.S. The Experience of Families with Children with Trisomy 13 And 18 In Social Networks // Pediatrics. 2012. Vol. 130 (2). P. 293-298.
48. Social Media, Social Life: Teens Reveal Their Experiences, 2018. URL: https://www. commonsensemedia.org/research/social-media-social-life-2018 (дата обращения: 13.12.2020).
49. Social Media's Growing Impact on Our Lives. URL: https://www.apa.org/members/content/social-media-research (дата обращения: 14.01.2021).
50. Genner, S., Suss, D. Socialization as Media Effect the International Encyclopedia of Media Effects. Patrick Rossler (Editor-in-Chief), Cynthia A. Hoffner, and Liesbet van Zoonen (Associate Editors). John Wiley & Sons, Inc. & Sons, Inc. 2017.
51. Summer, A. Social Media's Growing Impact on our Lives. Media Psychology Researchers are Beginning to Tease Apart the Ways in Which Time Spent on Social Media is, and Is Not, Impacting Our Day-to-Day Lives. Date created: September 20, 2019. URL: https://www.apa.org/members/ content/social-media-research (дата обращения: 17.11.2020).
52. Гиренок, Ф.И. Клиповое мышление. URL: http://fedor-girenok.ru/klipovoe-myshlenie/ (дата обращения: 12.03.2021).
53. Тагунова, И.А. Педагогические понятия в контексте развития западных теорий обучения и воспитания // Ценности и смыслы. 2014. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskie-ponyatiya-v-kontekste-razvitiya-zapadnyh-teoriy-obucheniya-i-vospitaniya (дата обращения: 01.03.2021).
54. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.
55. Шахбанова, З.Ш. Социальная адаптация как механизм социализации личности // Проблемы науки. 2018. №12 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-kak-mehanizm-sotsializatsii-lichnosti (дата обращения: 25.03.2021).
56. Мудрик, А.В. ^циализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е 147 изд., испр. и доп. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. 736 c.
57. Гуськова, Е.А., Шавырина, И.В. Особенности социальной ингибиции в системе современных социально-профессиональных отношений // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialnoy-ingibitsii-v-sisteme-sovremennyh-sotsialno-professionalnyh-otnosheniy (дата обращения: 25.03.2021).
58. Меморандум непрерывного образования Европейского союза. URL: http://www.znanie.org/ docs/memorandum.html (дата обращения: 11.08.2020).
59. Youth Work and Non-Formal Learning in Europe's Education Landscape. 2015. URL: https://epale.ec.europa.eu/sites/default/files/youth_work_and_non-formal_learning_in_ europes_education_landscape_and_the_call_for_a_shift_in_education.pdf (дата обращения: 11.11.2020).
60. Reber, A.S. Implicit Learning and Tacit Knowledge // Journal of Experimental Psychology: General. Vol. 118. No. 3. 1989. P. 219-235.
61. Kumar, P., Gruzd, A.A. Social Media for Informal Learning: a Case of #Twitterstorians. // Proceedings of the 52nd Hawaii International Conference on System Sciences. 2019. URL: https:// www.semanticscholar.org/paper/Social-Media-for-Informal-Learning%3A-a-Case-of-Kumar-Gru zd/4c57b8e864973ac4b6e5b2b370050ed97267d175 (дата обращения: 11.02.2021).
62. Editors, Committee on Learning Science in Informal Environments, National Research Council / Ph. Bell, B. Lewenstein, A.W. Shouse, M.A. Feder. URL: http://www.nap.edu/catalog.php7record_ id=1219 (дата обращения: 11.08.2020).
63. Moore, C., Allen, J. The Effects of Volunteering on the Young Volunteer // The Journal of Primary Prevention. 1996. Vol. 17. P. 231-258.
64. Официальный сайт скаутского движения. URL: https://www.scout.org/ru/node/141 (дата обращения 14.01.2021).
65. Фахрутдинов, Р.Р. Сотрудничество школы, семьи и общины в США // Вестник ТГГПУ. 2007. №11. С. 60-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-shkoly-semi-i-obschiny-v-ssha (дата обращения: 04.03.2021)
66. Дополнительное образование детей за рубежом: понимание, политика, регулирование / Н.М. Жулябина; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 40 с.
67. Официальный сайт Швеции на русском языке. URL: https://ru.sweden.se/ljudi/uvazhenie-lichnosti-so-shkolnoj-skami/ (дата обращения: 15.01.2021).
REFERENCES
1. Krotz F., Hepp A. A Concretization of Mediatization: How "Mediatization Works" and Why Mediatized Worlds are a Helpful Concept for Empirical Mediatization Research. Empedocles European Journal for the Philosophy of Communication, 2013, vol. 3 (2), pp. 137-152.
2. Lemish D. Children and Media: A Global Perspective. Wiley-Blackwell, 2015, 296 p.
3. Olweus D. Aggression in Schools: Bullies and Whipping Boys. Washington, DC: Hemisphere, 1978.
4. Ivanov O.B., Ivanova S.V. Educational Space in the Modern World: The Interdisciplinary Aspect. Espacios, 2017, t. 38, No. 40, p. 19.
5. Ivanova S.V., Elkina I.M. Education Quality in the Postindustrial Society. In: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS), 2017, p. 356-364.
148 6. Crick N.R., Dodge K.A. Social Information-Processing Mechanisms on Reactive and Proactive Aggression. Child Development, 1996, vol. 67 (3), pp. 993-1002.
7. Reinke W.M., Keith C.H. Creating School Environments That Deter Antisocial Behaviors in Youth. Psychology in the Schools, 2002, vol. 39 (5), pp. 549-559.
8. Robson K.L. Sociology of Education in Canada. Pearson Education. Canada; 1st edition, 2012, 320 p.
9. Raby R.C. Rights and Responsibilities: Secondary School Conduct Codes and the Production of Passive Citizenship. In: Children's Rights: Multidisciplinary Approaches to Participation and Protection, ed. by Tom O'Neill and Dawn Zing. Toronto, ON: University of Toronto Press, 2008, pp. 326-346.
10. Ramon L. Preparing Students for Democratic Citizenship: Codes of Conduct in Victoria's "Schools of the Future". Educational Research and Evaluation, 1999, vol. 5 (1), pp. 41-61.
11. Schimmel D.M. Collaborative Rule-Making and Citizenship Education: An Antidote to the Undemocratic Hidden Curriculum. American Secondary Education, 2003, vol. 31 (3), pp. 16-35.
12. Wentzel K.R., Looney L. Socialization in School Settings. In: Handbook of Socialization, edited by Joan E., Grusex and Paul D. Hastings. New York: Guildford Press, 2006, pp. 382-403.
13. Coie J.D., Kupersmidt J.B. A Behavioural Analysis of Emerging Social Status in Boy's Groups. Child Development, 1983, vol. 54 (6), pp. 1400-1416.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХ1__3 , 2021
ВЕК ' 2021
14. Davies S.L., Neil G.L. The Schooled Society. Don Mills, ON: Oxford University Press, 2006.
15. Simkins S. Davis-Dean P., Eccles J. Math and Science Motivation: A Longitudinal Examination of the Links Between Choices and Beliefs. Developmental Psychology, 2006, vol. 42 (1).
16. Lamb L.M., Bigler R.S., Liben L.S., Green V.A. Teaching Children to Confront Peers Sexist Remarks: Implications for Theories of Gender Development and Educational Practice. Sex Roles, 2009, vol. 61 (5-6), pp. 361-382.
17. McEvoy A., Welker R. Antisocial Behavior, Academic Failure, and School Climate: A Critical Review. Journal of Emotional and Behavioral Disorders, 2000, vol. 8 (3), pp. 130-140.
18. Putallaz M., Heflin A.H. Parent-Child Interaction. In: Peer Rejection in Childhood, ed. by Steven R. Asher and John D. Coie. New York, Cambridge University Press, 1990, pp. 189-216.
19. Smith K.P., Myron-Wilson R. Parenting and School-Bullying. Clinical Child Psychology and Psychiatry, 1998, vol. 3 (3), pp. 1359-1045.
20. Sprott J.B., Jenkins J.M., Doob A.N. The Importance of School: Protecting At-Risk Youth From Early Offending. Youth Violence and Juvenile Justice, 2005, vol. 3 (1), pp. 59-77.
21. Jennings P.A., Greenberg M.T. The Prosocial Classroom: Teacher Social and Emotional Competence in Relation to Student and Classroom Outcomes. Review of Educational Research,
2009, vol. 79 (1), pp. 491-525.
22. Cheung S. Education Decisions of Canadian Youth: A Synthesis Report on Access to Postsecondary Education. Toronto, ON: Higher Education Quality Council of Ontario, 2007.
23. Oakes J. Keeping Track: How Schools Structure Inequality. 2nd edition. New Haven, CT: Yale University Press, 2005.
24. Sweet R., Anisef P., Brown R., Walters D., Phythian K. Post-High School Pathways of Immigrant. Toronto: Higher Education Quality Council of Ontario, 2010, p. 68.
25. Krahn H., Taylor A. Streaming in the 10th Grade in Four Canadian Provinces in 2000. Education Matters: Insights on Education, Learning and Training in Canada, 2007, vol. 4 (2).
26. Barakett J., Cleghorn A. Sociology of Education: An Introductory View from Canada. Toronto,
ON: Pearson Education Canada, 2008. 149
27. Hibel J., Farkas G., Paul L.M. Who Is Placed into Special Education? Sociology of Education,
2010, vol. 83, pp. 312-332.
28. Jones R.L. Labels and Stigma in Special Education, Exceptional Children, 1972, vol. 38 (7), pp. 553-564.
29. Dodge K.A. Behavioral Antecedents of Peer Social Status, Child Development, 1983, 54 (6), pp. 1386-1399. Available at: www.jstor.org/stable/1129802 (accessed: 10.02.2021).
30. Adolescent Peer Group Identification and Characteristics: A Review of the Literature / S. Sussman, P. Pallav, R.D. Ashmore, B.B. Brown. Addictive Behavior, 2007, vol. 32 (8), pp. 1602-1627.
31. Bernstein J.Y., Malcolm W.W. Children Who Are Targets of Bullying. Journal of Interpersonal Violence, 1997, vol. 12 (4), pp. 483-498.
32. Hodges E.V., Perry D.G. Personal and Interpersonal Antecedents and Consequences of Victimisation by Peers. Journal of Personality and Social Psychology, 1999, vol. 76 (4), pp. 677-685.
33. Fried S. Bullies and Victims: Children Abusing Children. American Journal of Dance Therapy, 1997, vol. 19 (2), pp. 127-133.
34. Raby R.C. Talking (Behind Your) Back: Young Women and Resistance. In: Girlhood: Redefining the Limits, edited by Yasmin Jiwani, Candis Steenbergen and Claudia Mitchell. Montreal, Black Rose Books, 2006, pp. 138-154.
35. Brabant Ch., Bourdon S., Jutras F. Home Education in Quebec: Family First. Evaluation and Research in Education, 2003, vol. 17 (2-3), pp. 112-131.
36. Ray B.D. Homeschoolers on to College: What Research Shows Us. Journal of College Admission, 2004, vol. 185, pp. 5-11. Available at: http://eric.ed.gov/PDFS/EJ682480.pdf (accessed: 11.02.2021).
37. Smedley T.C. Socialization of Home School Children. Home School Researcher, 1992, vol. 8 (3), pp. 9-16. Available at: www.nheri.org/home-school-researcher/volume-08-issue-3/ (accessed: 18.11.2020).
38. Dunn R.A., Guadagno R.E. My Avatar and Me: Gender and Personality Predictors of Avatar-Self Discrepancy. Computers in Human Behavior, 2012, vol. 28 (1), pp. 97-108.
39. Hassan M., Saha A., Saba N., Tuhin R.A., Kumar Das A. Impact of Social Media on Socialization of University Students (A Study on East West University's Undergraduate Students). In: 2nd International Conference on Applied Information Technology and Innovation (ICAITI), 2019, pp. 173-178, DOI: 10.1109/ICAITI48442.2019.8982135.
40. Bringué X., Sádaba C. Menores y redes sociales. Madrid, Foro Generaciones Interactivas, 2011.
41. Ibáñez-Cubillas P., Díaz-Martín C., Pérez-Torregrosa A.B. Social Networks and Childhood. New Agents of Socialization. In: Procedia — Social and Behavioral Sciences. Vol. 237. 21 February 2017. P. 64-69.
42. Paus-Hasebrink I., Kulterer J., Sinner P. The Role of Media Within Young People's Socialisation: A Theoretical Approach. In: Social Inequality, Childhood and the Media. First Online: 17 January 2019, pp. 45-75. Available at: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-02653-0_3 (accessed: 14.01.2021).
43. Staksrud E., Olafsson K., Livingstone S. Does the Use of Social Networking Sites Increase Children's Risk of Harm? Computers in Human Behavior, 2013, vol. 29 (1), pp. 40-50.
44. Livingstone S., Lunt P. Mediatization: An Emerging Paradigm for Media and Communication Research? In: Mediatization of Communication. Berlin, De Gruyter Mouton, 2014, pp. 703-724.
45. Nagy P., Koles B. The Digital Transformation of Human Identity Towards a Conceptual Model of Virtual Identity in Virtual Worlds. Convergence: the International Journal of Research into New
150 Media Technologies, 2014, vol. 20 (3), pp. 276-292.
46. Marsh J. Young Children's Play in Online Virtual Worlds. Journal of Early Childhood Research, 2010, vol. 8 (1), 23-39.
47. Janvier A., Farlow B., Wilfond B.S. The Experience of Families with Children with Trisomy 13 And 18 In Social Networks. Pediatrics, 2012, 130 (2), pp. 293-298.
48. Social Media, Social Life: Teens Reveal Their Experiences, 2018. Available at: https://www. commonsensemedia.org/research/social-media-social-life-2018 (accessed: 13.12.2020).
49. Social Media's Growing Impact on Our Lives. Available at: https://www.apa.org/members/content/ social-media-research (accessed: 14.01.2021).
50. Genner S., Suss D. Socialization as Media Effect the International Encyclopedia of Media Effects, Patrick Rossler (Editor-in-Chief), Cynthia A. Hoffner, and Liesbet van Zoonen (Associate Editors). John Wiley & Sons, Inc. & Sons, Inc., 2017.
51. Summer A. Social Media's Growing Impact on our Lives. In: Media Psychology Researchers are Beginning to Tease Apart the Ways in Which Time Spent on Social Media is, and Is Not, Impacting Our Day-to-Day Lives. Date created: September 20, 2019. Available at: https://www.apa.org/ members/content/social-media-research (accessed: 17.11.2020).
52. Girenok F.I. Klipovoe myshlenie [Clip Thinking]. Available at: http://fedor-girenok.ru/klipovoe-myshlenie/ (accessed: 12.03.2021) (in Russ.)
53. Tagunova I.A. Pedagogicheskie ponyatiya v kontekste razvitiya zapadnyh teorij obucheniya i vospitaniya [Pedagogical Concepts in the Context of the Development of Western Theories of Training and Education]. Tsennosti i smysly = Values and Meanings, 2014, No. 3 (31). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-ponyatiya-v-kontekste-razvitiya-zapadnyh-teoriy-obucheniya-i-vospitaniya (accessed: 01.03.2021) (in Russ.)
54. Vygotskij L.S. Istoriya razvitiya vysshih psihicheskih funkcij [The History of the Development of Higher Mental Functions]. In: Sobr. soch.: v 61. [Collection of Op. in 6 vols]. Moscow, Pedagogika, 1983, t. 3. (in Russ.)
55. Shahbanova Z.Sh. Socialnaya adaptaciya kak mekhanizm socializacii lichnosti [Social Adaptation as a Mechanism of Personality Socialization]. Problemy nauki = Science Problems, 2018, No. 12 (36). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-kak-mehanizm-sotsializatsii-lichnosti (accessed: 25.03.2021) (in Russ.)
56. Mudrik A.V. Socializaciya cheloveka: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Human Socialization: Manual for Students of Higher Educational Establishments], 3-e izd., ispr. i dop. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute, 2011, 736 p. (in Russ.)
57. Guskova E.A., Shavyrina I.V. Osobennosti socialnoj ingibicii v sisteme sovremennyh socialno-professionalnyh otnoshenij [Features of Social Inhibition in the System of Modern Social and Professional Relations]. Socialno-gumanitarnye znaniya = Social and Humanitarian Knowledge, 2016, No. 8. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7osobennosti-sotsialnoy-ingibitsii-v-sisteme-sovremennyh-sotsialno-professionalnyh-otnosheniy (accessed: 25.03.2021). (in Russ.)
58. Memorandum nepreryvnogo obrazovaniya Evropejskogo soyuza [Memorandum of Continuing Education of the European Union]. Available at: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (accessed: 11.08.2020). (in Russ.)
59. Youth Work and Non-Formal Learning in Europe's Education Landscape, 2015. Available at: https://epale.ec.europa.eu/sites/default/files/youth_work_and_non-formal_learning_in_ europes_education_landscape_and_the_call_for_a_shift_in_education.pdf. p. 157 (accessed: 11.11.2020).
60. Reber A.S. Implicit Learning and Tacit Knowledge. Journal of Experimental Psychology: General, 151 vol. 118, No. 3, 1989, pp. 219-235.
61. Kumar P., Gruzd A.A. Social Media for Informal Learning: a Case of #Twitterstorians. In: Proceedings of the 52nd Hawaii International Conference on System Sciences, 2019. Available at: https://www.semanticscholar.org/paper/Social-Media-for-Informal-Learning% 3A-a-Case-of-Kumar-Gruzd/4c57b8e864973ac4b6e5b2b370050ed97267d175 (accessed: 11.02.2021).
62. Bell Ph., Lewenstein B., Shouse A.W., Feder M.A. (ed.) Committee on Learning Science in Informal Environments, National Research Council. Available at: http://www.nap.edu/catalog. php?record_id=1219 (accessed: 11.08.2020).
63. Moore C., Allen J. The Effects of Volunteering on the Young Volunteer. The Journal of Primary Prevention, 1996, vol. 17, pp. 231-258.
64. Oficialnyj sajt skautskogo dvizheniya [The Official Site of the Scout Movement]. Available at: https://www.scout.org/ru/node/141 (accessed: 14.01.2021). (in Russ.)
65. Fahrutdinov R.R. Sotrudnichestvo shkoly, semji i obshchiny v SSHA [School, Family, and Community Collaboration in the United States]. Vestnik TGGPU = Bulletin of Tatar State Humanitarian Pedagogical University, 2007, No. 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotrudnichestvo-shkoly-semi-i-obschiny-v-ssha (accessed: 04.03.2021). (in Russ.)
66. Dopolnitelnoe obrazovanie detej za rubezhom: ponimanie, politika, regulirovanie [Additional Education of Children Abroad: Understanding, Policy, Regulation], N.M. Zhulyabina; National Research University Higher School of Economics, Institute of Education. Moscow, National Research University Higher School of Economics, 2017, 40 p. (in Russ.)
67. Oficialnyj sajt Shvecii na russkom yazyke [The Official Website of Sweden in Russian]. Available at: https://ru.sweden.se/ljudi/uvazhenie-lichnosti-so-shkolnoj-skami/ (accessed: 15.01.2021). (in Russ.)
Демин Павел Николаевич, аспирант, Институт стратегии развития образования Российской академии образования, г. Москва, [email protected] Pavel N. Demin, Postgraduate Student, Institute for Strategy of Education Development of Russian Academy of Education, Moscow, [email protected]
Елкина Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, заместитель директора, Институт стратегии развития образования Российской академии образования; заместитель заведующего кафедрой ЮНЕСКО по глобальному образованию, г. Москва, [email protected] Irina M. Elkina, PhD in Education, Deputy Director, Institute for Strategy of Education Development of Russian Academy of Education; Deputy Chairperson, UNESCO Department on Global Education, Moscow, [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.04.2021. Принята к публикации 14.06.2021 The paper was submitted 13.04.2021. Accepted for publication 14.06.2021
152