Современные проблемы регионального потребительского рынка
Е.В. Шатрова, П.П. Гончаров, д.э.н.,
Оренбургский ГАУ
Экономическая ситуация в Российской Федерации свидетельствует о том, что проблема продовольственной безопасности в настоящее время очень актуальна. На долю импорта приходится более трети от всего продовольственного фонда страны. В то время как во многих развитых странах это просто недопустимо. Государство в этих странах тщательно отслеживает происходящие рыночные процессы путем использования системы самых разнообразных механизмов, не давая выйти из-под контроля и перейти определенную границу, за которой могут последовать социальные потрясения или потеря экономической безопасности.
Региональный потребительский рынок - это сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, поэтому изучение этого рынка предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие, комплексное рассмотрение всех аспектов рынка.
Основные компоненты механизма функционирования регионального потребительского рынка - спрос, предложение, цена, конкуренция - должны рассматриваться в рамках внутреннего и внешнего экономического пространства, так как региональный потребительский рынок представляет собой пространственное поле реализации товарно-денежных отношений.
В экономике региона потребительский рынок выполняет ряд немаловажных функций:
- обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи, а также согласование экономических интересов контрагентов;
- устанавливает количественные пропорции в структуре спроса и предложения;
- выполняет роль сигнализатора для производителей и потребителей посредством прямых и обратных связей;
- определяет уровень равновесных цен и пропорций между ценами различных товаров;
- осуществляет распределение потребительских товаров и услуг между различными социально-экономическими группами населения региона;
- обеспечивает участие региона в межрегиональных торгово-экономических связях. Региональный потребительский рынок состоит из совокупности следующих рынков: рынок
продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг.
Региональный рынок потребительских товаров обеспечивает воспроизводство локализованных продовольственных ресурсов, а также обуславливает социально-экономические аспекты регионального и межрегионального обмена продовольственных товаров, определяемые всей совокупностью экономических отношений.
Для анализа развития регионального рынка потребительских товаров необходимо рассмотреть ряд основных факторов, определяющих его развитие:
- к экономическим факторам развития можно отнести степень развития и уровень размещения сельскохозяйственного производства и промышленной переработки сельскохозяйственного сырья, степень развития межхозяй-ственных связей продовольственного комплекса и межрегиональных связей по товарообмену, а также структуру и уровень цен на продовольственные товары;
- к социальным факторам относятся обеспечение предприятий продовольственного комплекса трудовыми ресурсами, численность и социально-демографическая структура населения;
- к научно-техническим факторам относятся уровень механизации и автоматизации, внедрение достижений научно-технического прогресса, уровень материально-технической базы сельского хозяйства, пищевой промышленности и инфраструктуры региона и его соседей. При изучении регионального потребительского рынка необходимо также учитывать природно-климатические факторы. Географические условия района определяют размер рыночных зон реализации различных видов товаров, способы хранения, характер транспортных средств, тары и упаковки, а также сказываются на конечной цене реализации продукции.
Приоритетным направлением на современном этапе развития страны считается насыщение внутреннего потребительского рынка конкурентоспособными отечественными товарами и постепенное вытеснение ими импортных. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность регионов и страны в целом, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, привлечению инвестиций в экономику регионов. Все это не решить без поддержки государственных органов.
Свободное хозяйствование и свободная конкуренция могут привести к кризису в экономике
- перепроизводству или недопроизводству тех или иных видов продукции. В этом случае кризис, выступая как катализатор, вызывает необходимость перехода этого саморегулирования в новое качество. Но этот процесс не стихийный. В современности ни в одной стране мира нет абсолютно свободного рынка. Рынок регулируется государством. Это регулирование строится на качественно новых принципах, адекватных рыночным отношениям, и должно отличаться от административно-командных методов управления.
А. С. Новоселов в своей работе "Теория региональных рынков" писал, что государственное регулирование процессов развития региональных рынков представляет собой систему экономических, административных, нормативно-законода-тельных мер, осуществляемых федеральными и региональными учреждениями и общественными организациями в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития системы региональных рынков и ее адаптации к изменяющимся условиям[2].
К экономическим рычагам государственного регулирования относятся такие, как цены, кредитных ставки, банковский процент, применение налогов и налоговых льгот, дотации и компенсации, субсидии и др. Административные методы регулирования продовольственного рынка представляют собой методы, базирующиеся на присущих региональной системе отношениях власти и подчинения. Эти методы должны стать обязательными и более жесткими, чем экономические.
Одним из первых теоретическую необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. Кейнс. Он обосновал решающую роль государства в предотвращении эконо-
мических кризисов. В задачи государства, по Кейнсу, входят регулирование распределения доходов всего общества, сосредоточение в своих руках денежных и других ресурсов в целях активного воздействия на рыночные процессы. Основным объектом государственного регулирования должен быть спрос на потребительском рынке и на рынке средств производства[1].
По нашему мнению, для нормального функционирования региональных продовольственных рынков государству необходимо решить следующие задачи:
- формирование единой информационной системы анализа и прогнозирования развития регионального рынка;
- создание условий для развития региональных продовольственных рынков и повышения их эффективности функционирования;
- разработка единой экономической и технической политики развития региональных продовольственных рынков;
- координация работы всех элементов рыночной инфраструктуры с целью решения задач по продовольственной безопасности как самих регионов, так и страны в целом;
- создание благоприятного экономического и инвестиционного климата в регионе для привлечения новых инвестиций из других регионов и государств.
Решение этих задач позволит обеспечить более устойчивое развитие регионального продовольственного рынка и адаптировать его к изменяющимся условиям.
Литература
1. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. -М., 1978.
2. Новоселов А.С. Теория региональных рынков: Учебник. - Ро-стов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 277 с.