Научная статья на тему 'Современные проблемы регионального потребительского рынка'

Современные проблемы регионального потребительского рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шатрова Е. В., Гончаров П. П.

Дан анализ развития регионального потребительского рынка, показаны пути его регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of the regional consumer market

An analysis of the regional consumer market development is suggested and the ways of its regulation are discussed.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы регионального потребительского рынка»

Современные проблемы регионального потребительского рынка

Е.В. Шатрова, П.П. Гончаров, д.э.н.,

Оренбургский ГАУ

Экономическая ситуация в Российской Федерации свидетельствует о том, что проблема продовольственной безопасности в настоящее время очень актуальна. На долю импорта приходится более трети от всего продовольственного фонда страны. В то время как во многих развитых странах это просто недопустимо. Государство в этих странах тщательно отслеживает происходящие рыночные процессы путем использования системы самых разнообразных механизмов, не давая выйти из-под контроля и перейти определенную границу, за которой могут последовать социальные потрясения или потеря экономической безопасности.

Региональный потребительский рынок - это сложная пространственно-экономическая система, состоящая из многочисленных элементов и связей между ними, поэтому изучение этого рынка предполагает анализ закономерностей и факторов, определяющих его формирование и развитие, комплексное рассмотрение всех аспектов рынка.

Основные компоненты механизма функционирования регионального потребительского рынка - спрос, предложение, цена, конкуренция - должны рассматриваться в рамках внутреннего и внешнего экономического пространства, так как региональный потребительский рынок представляет собой пространственное поле реализации товарно-денежных отношений.

В экономике региона потребительский рынок выполняет ряд немаловажных функций:

- обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи, а также согласование экономических интересов контрагентов;

- устанавливает количественные пропорции в структуре спроса и предложения;

- выполняет роль сигнализатора для производителей и потребителей посредством прямых и обратных связей;

- определяет уровень равновесных цен и пропорций между ценами различных товаров;

- осуществляет распределение потребительских товаров и услуг между различными социально-экономическими группами населения региона;

- обеспечивает участие региона в межрегиональных торгово-экономических связях. Региональный потребительский рынок состоит из совокупности следующих рынков: рынок

продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг.

Региональный рынок потребительских товаров обеспечивает воспроизводство локализованных продовольственных ресурсов, а также обуславливает социально-экономические аспекты регионального и межрегионального обмена продовольственных товаров, определяемые всей совокупностью экономических отношений.

Для анализа развития регионального рынка потребительских товаров необходимо рассмотреть ряд основных факторов, определяющих его развитие:

- к экономическим факторам развития можно отнести степень развития и уровень размещения сельскохозяйственного производства и промышленной переработки сельскохозяйственного сырья, степень развития межхозяй-ственных связей продовольственного комплекса и межрегиональных связей по товарообмену, а также структуру и уровень цен на продовольственные товары;

- к социальным факторам относятся обеспечение предприятий продовольственного комплекса трудовыми ресурсами, численность и социально-демографическая структура населения;

- к научно-техническим факторам относятся уровень механизации и автоматизации, внедрение достижений научно-технического прогресса, уровень материально-технической базы сельского хозяйства, пищевой промышленности и инфраструктуры региона и его соседей. При изучении регионального потребительского рынка необходимо также учитывать природно-климатические факторы. Географические условия района определяют размер рыночных зон реализации различных видов товаров, способы хранения, характер транспортных средств, тары и упаковки, а также сказываются на конечной цене реализации продукции.

Приоритетным направлением на современном этапе развития страны считается насыщение внутреннего потребительского рынка конкурентоспособными отечественными товарами и постепенное вытеснение ими импортных. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность регионов и страны в целом, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, привлечению инвестиций в экономику регионов. Все это не решить без поддержки государственных органов.

Свободное хозяйствование и свободная конкуренция могут привести к кризису в экономике

- перепроизводству или недопроизводству тех или иных видов продукции. В этом случае кризис, выступая как катализатор, вызывает необходимость перехода этого саморегулирования в новое качество. Но этот процесс не стихийный. В современности ни в одной стране мира нет абсолютно свободного рынка. Рынок регулируется государством. Это регулирование строится на качественно новых принципах, адекватных рыночным отношениям, и должно отличаться от административно-командных методов управления.

А. С. Новоселов в своей работе "Теория региональных рынков" писал, что государственное регулирование процессов развития региональных рынков представляет собой систему экономических, административных, нормативно-законода-тельных мер, осуществляемых федеральными и региональными учреждениями и общественными организациями в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития системы региональных рынков и ее адаптации к изменяющимся условиям[2].

К экономическим рычагам государственного регулирования относятся такие, как цены, кредитных ставки, банковский процент, применение налогов и налоговых льгот, дотации и компенсации, субсидии и др. Административные методы регулирования продовольственного рынка представляют собой методы, базирующиеся на присущих региональной системе отношениях власти и подчинения. Эти методы должны стать обязательными и более жесткими, чем экономические.

Одним из первых теоретическую необходимость государственного регулирования экономики обосновал Дж. Кейнс. Он обосновал решающую роль государства в предотвращении эконо-

мических кризисов. В задачи государства, по Кейнсу, входят регулирование распределения доходов всего общества, сосредоточение в своих руках денежных и других ресурсов в целях активного воздействия на рыночные процессы. Основным объектом государственного регулирования должен быть спрос на потребительском рынке и на рынке средств производства[1].

По нашему мнению, для нормального функционирования региональных продовольственных рынков государству необходимо решить следующие задачи:

- формирование единой информационной системы анализа и прогнозирования развития регионального рынка;

- создание условий для развития региональных продовольственных рынков и повышения их эффективности функционирования;

- разработка единой экономической и технической политики развития региональных продовольственных рынков;

- координация работы всех элементов рыночной инфраструктуры с целью решения задач по продовольственной безопасности как самих регионов, так и страны в целом;

- создание благоприятного экономического и инвестиционного климата в регионе для привлечения новых инвестиций из других регионов и государств.

Решение этих задач позволит обеспечить более устойчивое развитие регионального продовольственного рынка и адаптировать его к изменяющимся условиям.

Литература

1. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. -М., 1978.

2. Новоселов А.С. Теория региональных рынков: Учебник. - Ро-стов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 277 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.