.. . - ISSN 2071-5021
Информационно-аналитическим вестник Эл №ФС77-28654
«Социальные аспекты здоровья населения»
02.06.2009 г. УДК: 614.88
1 'У Л
Дежурный Л.И. , Лысенко К.И. , Батурин Д.И.
Современные проблемы обучения правилам оказания первой помощи в России
1 ФГУ ТТНИИОИЗ Росздрава. Москва
2
Главный клинический госпиталь Министерства внутренних дел Российской Федерации , Москва
0
Кафедра "Управления и экономики здравоохранения. Страховая медицина". Факультета усовершенствования врачей Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный медицинский университет. Москва
L.I. Dezhurnyj1, K.I. Lysenko2, D.I. Baturin3
Modern problems of training to rules of first-aid treatment in Russia
1 Federal Public Health Institute. Moscow
2 Main clinical hospital of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation , Moscow
о
Chair «Management and economy of public health services. Insurance medicine «at the Faculty of postgraduate doctors’ training, the State educational institution of higher professional training, the Russian State Medical University, Moscow
Статья посвящена вопросу обучения потенциальных участников оказания первой помощи (водителей, сотрудников МВД и МЧС) правилам ее оказания. Для этого изучены действующие нормативные акты и утвержденные учебные программы. Проанализирована теоретическая и практическая готовность преподавателей первой помощи к проведению занятий по данной теме. Сделано заключение о необходимости изменения подготовки студентов медицинских ВУЗов по правилам оказания первой помощи и основам педагогики. Сформулированы выводы о необходимости создания системы подготовки и переподготовки преподавателей и инструкторов первой помощи и внесении для этого изменений в действующие нормативные акты.
Article is devoted to an issue of training of potential participants of first-aid treatment (drivers, employees of the Ministry of Internal Affairs and the Ministry of Emergency Measures) to rules of first aid rendering.
For this purpose, operating statutory acts and the authorized curriculums are studied. Also analyzed is theoretical and practical readiness of teachers providing training on the first-aid rendering to carry out lectures on the theme given. The necessity of changing the training of students of higher medical schools by rules of first-aid treatment and the bases of pedagogy is stated. Conclusions about the necessity of creating the system of training and retraining for teachers and instructors of first aid and, for this purpose, introducing changes in the operating statutory acts are formulated.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, обучение правилам оказания первой помощи, дорожный травматизм, подготовка преподавателей и инструкторов, действующие нормативные акты.
Key words: traffic incident, training to rules of first-aid treatment, traffic traumatism, training of teachers and instructors, operating statutory acts.
Увеличение роли техногенного фактора в современном обществе определяет постоянный рост показателей травматизма. И в настоящее время травматизм является одной из наиболее острых медицинских и социальных проблем как во всем мире, так и в России.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, наиболее целесообразным является оказание медицинской помощи пострадавшим еще до прибытия бригад скорой медицинской помощи. Сделать это могут лица, не имеющие медицинского образования, оказавшиеся на месте происшествия до прибытия скорой помощи (водители транспортных средств, сотрудники милиции, ГИБДД, пожарные, сослуживцы, прохожие и др.) [8, 13, 14]. Следовательно, чем лучше подготовлены данные категории к оказанию помощи пострадавшим, тем более вероятно, что можно будет предупредить ухудшение состояния пострадавшего и, таким образом, повлиять на весь процесс его дальнейшего лечения [3, 11].
Вместе с тем данные статистики показывают, что частота и качество оказания первой помощи на месте происшествия до прибытия медицинских работников оставляет желать лучшего [4, 10]. Сотрудники ГИБДД при дорожно-транспортных происшествиях оказывают первую помощь только лишь в 0,2-0,7 % случаев [7], водители автотранспортных средств - в 7-8 % случаев [1, 9]. При этом неотложные мероприятия требуются не менее чем у 65 % пострадавших [6].
При более подробном рассмотрении всех потенциальных участников оказания первой помощи на месте происшествия можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют граждане, оказавшиеся на месте происшествия случайно или в силу сложившихся обстоятельств (в том числе и сами пострадавшие), не обязанные по действующему законодательству оказывать первую помощь, не имеющие специальной подготовки или имеющие ее в минимальном объеме. В эту группу можно отнести водителей транспортных средств, прохожих, пассажиров, работников различных предприятий и т.п.
Вторую группу составляют сотрудники различных экстренных и спасательных служб, прибывающие на место происшествия по вызову, но не являющиеся медицинскими работниками (сотрудники милиции, ГИБДД, спасатели МЧС, сотрудники противопожарной службы и т.п.), в чьи служебные обязанности входит оказание первой помощи.
Одной из важнейших составляющих готовности вышеперечисленных лиц к оказанию первой помощи является обучение их правилам ее оказания.
Как показывают наши исследования, из граждан, составляющих первую группу, только водители должны обучаться правилам оказания первой помощи: соответствующие вопросы входят в программу обучения, содержатся в экзаменационных билетах при сдаче экзаменов в ГИБДД и являются обязательными.
Проведенное исследование также показало, что качество обучения по вопросам первой помощи в автошколах находится на низком уровне; продолжительность обучения не соответствует требованиям и колеблется от 1-го до 4-х часов вместо 25-ти, предусмотренных программой подготовки [2]. В некоторых автошколах занятия по первой помощи не проводились совсем. В случае проведения занятий основной упор делается на заучивание правильных вопросов экзаменационных тестов ГИБДД, т.к. именно это требуется от выпускника для получения водительского удостоверения.
Обучение будет оставаться формальным и далее, если будут отсутствовать реальные требования к кандидатам в водители по владению ими практическими навыками по оказанию первой помощи. Изменение правил приема теоретического и практического экзамена по оказанию первой помощи при получении права на управление транспортными средствами в ГИБДД могло бы существенно повлиять на качество обучения при подготовке водителей создав мотивацию, как у самих водителей, так и у преподавателей автошкол. Это потребовало бы от водителя необходимости овладеть минимальным набором практических навыков и теоретических знаний, так как без них получение водительского удостоверения стало бы невозможным. Однако это большая работа по внесению изменений в ряд нормативных
документов, определяющих как подготовку водителей, так и процесс сдачи экзаменов. К сожалению, в настоящее время даже объем помощи, который должен выполнять водитель, юридически не утвержден.
Утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 25 сентября 2008 года и вступившие в силу с 01 января 2009 года «Примерные программы подготовки водителей транспортных средств категорий "А", "В", "ВС", "С", "О", "ВЕ", "СЕ", '^Е"», содержащие новую, скорректированную, 24-часовую программу подготовки по первой помощи едва ли исправят ситуацию. Скорее всего, они также не будут выполняться. Примечательно, что программы были утверждены Министерством образования и науки РФ, согласованы с Министерством транспорта РФ и Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России и не проходили согласование с Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Видимо поэтому программа обучения правилам оказания первой помощи содержит неправильную терминологию и включает навыки оказания первой помощи не соответствующие составу аптечки первой помощи (автомобильной).
Подготовка сотрудников МВД и МЧС также не является достаточно эффективной. Организации, в которых сотрудники этих служб проходят обучение, не являются специализированными, курс первой помощи входит в общую программу обучения. (Например, «Программа первоначальной подготовки спасателей МЧС России от 15.05.1999 г.» и «Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России от 29 декабря 2003 г.», которые определяют порядок специального первоначального обучения пожарных и спасателей МЧС России; «Учебный план первоначального обучения сотрудников ГИБДД», утвержденный ГУК МВД России 20.01.2004 г.).
Программы подготовки личного состава различных служб отличаются по времени, отпущенному на изучение основ оказания первой помощи и объему излагаемого материала. Программы содержат большое количество теоретического материала, трудного для понимания и усвоения лицами, не имеющими медицинского образования. Набор практических навыков требует пересмотра, он не должен включать действия не входящие в объем первой помощи (например, выполнение инъекций и др.).
Согласно действующему законодательству, занятия по первой помощи должны проводиться «дипломированными медицинскими работниками» [12]. Исходя из этого преподавателями первой помощи в автошколах являются, как правило, медицинские работники (врачи, медицинские сестры, фельдшера) самых различных специальностей, но не проходившие подготовку по вопросам оказания первой помощи, а также по основам педагогики.
При подготовке сотрудников МВД и МЧС преподавателями первой помощи являются штатные врачи подразделений. Преподавание первой помощи входит в их общие служебные обязанности. Следует заметить, что специальной педагогической подготовки и подготовки по первой помощи такие преподаватели также не проходят.
Исходя из вышесказанного, подразумевается, что любой выпускник медицинского ВУЗа после окончания обучения автоматически может стать преподавателем правил оказания первой помощи, не проходя дополнительной подготовки.
Насколько оправдан такой подход?
Согласно полученным данным, изучение студентами правил сердечно-легочной реанимации (СЛР) производится в рамках общего цикла анестезиологии и реаниматологии, который входит в программу обучения на 3-м и 6-м курсах. На третьем курсе студентам читается лекция «Терминальные состояния. Клиническая смерть» (2 часа), включающая
теоретические основы СЛР Отработке практических навыков отводится всего 3 часа, за которые навыки СЛР должны получить все студенты группы. На шестом курсе цикл анестезиологии и реаниматологии занимает 38 часов, при этом вопросы и практические занятия по проведению СЛР в тематику цикла не входят.
Правила остановки кровотечения изучаются также на третьем курсе на кафедре общей хирургии, где и отрабатываются практические навыки. Далее студент сталкивается с этими вопросами только теоретически.
Таким образом, акцент в обучении будущих специалистов делается на изучение вопросов хирургии, реанимации и интенсивной терапии, а вопросы первой помощи изучаются по остаточному принципу.
Также отметим, что на протяжении всего периода обучения в медицинском ВУЗе теоретические и практические навыки преподавания какой-либо дисциплины, в том числе и первой помощи, не предусматриваются.
Таким образом, преподавать правила оказания первой помощи в автошколах, подразделениях МВД и МЧС приходят врачи, коротко ознакомившиеся с вопросами первой помощи лишь на третьем курсе, и то, в сущности, по остаточному принципу. Соответственно, начиная преподавание первой помощи, врач-преподаватель ограничивается студенческим багажом знаний, иногда полученным им много лет назад, и данными из учебной литературы по первой помощи. Однако качество последней оставляет желать много лучшего, поскольку используемая литература зачастую содержит ошибки и устаревшие методики.
Заметим, что подготовка преподавателей первой помощи в настоящее время в России не ведется по следующим причинам: во-первых, в России практически нет специализированных организаций, производящих данную подготовку; во-вторых, в настоящее время подобная подготовка в принципе не возможна, т.к. в «Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» [5], утвержденном Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации Минтруда РФ, наименование должности «преподаватель первой помощи», «инструктор первой помощи» или подобной отсутствует. Следовательно, программы обучения преподавателей и инструкторов не могут быть утверждены, невозможна выдача сертификата по окончании обучения, а организация, планирующая проведение подготовки преподавателей или инструкторов первой помощи, не может получить лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Обобщая приведенные данные, можно сделать следующие заключения:
• в настоящее время отсутствуют общероссийские нормативные требования к учебным организациям, производящим подготовку граждан по вопросам первой помощи, что не позволяет адекватно организовать процесс обучения; различные организации и ведомства самостоятельно, по собственному видению организовывают процесс обучения и формулируют требования к нему;
• действующая в настоящее время система подготовки водителей и сотрудников МВД и МЧС по вопросам первой помощи неэффективна и формальна; в результате качество подготовки находится на крайне низком уровне;
• единая методология преподавания основ оказания первой помощи сотрудникам МВД и МЧС, а также водителям различных категорий отсутствует, что связано с отсутствием общегосударственной системы подготовки преподавателей;
• преподаватели не готовы к обучению правилам оказания первой помощи;
• программы подготовки по первой помощи отличаются по времени и объему излагаемого материала;
• учебно-методическая литература требует серьезной коррекции, унификации и стандартизации;
По нашему мнению, на сегодняшний момент назрела необходимость изменения подготовки преподавателей первой помощи, обучающих водителей и сотрудников МВД и МЧС.
1. Подготовка должна быть унифицирована и алгоритмизирована.
2. Необходимо создание в регионах учебно-методических центров, курирующих все вопросы подготовки и оказания первой помощи, осуществляющие подготовку преподавателей по специальной программе и имеющих право на выдачу соответствующих сертификатов.
3. Необходимо ввести в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» позиции «инструктор первой помощи» и «преподаватель первой помощи» с новыми кодами.
4. Необходимо расширить раздел изучения вопросов первой помощи при подготовке студентов медицинских ВУЗов, организовать повторное обучение практическим навыкам первой помощи для закрепления остаточных знаний и умений.
5. Целесообразно организовать курс первой помощи единым блоком.
6. Необходимо ввести краткий курс основных принципов преподавания первой помощи для студентов медицинских ВУЗов.
Список литературы
1. Актуальные вопросы оказания медицинской помощи при групповой и массовой термической травме. //Л.И. Герасимова, С.В. Смирнов //Медицина катастроф, скорая и неотложная помощь и экстремальная медицина: Мат.науч.-практ. конф., 18-19 апреля 2000 г., М., 2000. С. 36-37.
2. Дежурный Л.И. Научное обоснование и разработка системы медикоорганизационных мероприятий первой помощи при травмах и неотложных состояниях на догоспитальном этапе: Дис. ... докт. мед. наук. - М., 2006. - 288 с.
3. Мирошниченко А.Г., Михайлович В.А., Руксин В.В., Кацадзе М.А., Марусанов В .Е. Рекомендации по оказанию скорой медицинской помощи в Российской Федерации. // Скорая медицинская помощь. - 2001. - № 3. - С. 42-43.
4. Мюллер З. Неотложная помощь. Пер. с нем. - М.- МЕД-пресс-информ, 2005. -445 с.
5. «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов». / Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации / ОК 016-94 / Введен с 01.01 1996 (с изменениями по состоянию на 1 ноября 1999 года).
6. Пахомова Н.П., Троицкий В.Г., Сальников С.С. Анализ медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном и раннем госпитальном этапах. // Скорая медицинская помощь. - 2001. - № 3. - С. 4748.
7. Петров Г.М. Система безопасности дорожного движения как фактор сохранения жизни и здоровья граждан. // Материалы научно-практической конференции «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма среди детей и пешеходов» г. Сочи 24-25 мая 2000 г., М., 2000. С. 41-47.
8. Петровский Б. В. Оказание медицинской помощи пострадавшим при массовых катастрофах мирного времени. // Военно-медицинский журнал. - 1990. - № 7. - С. 1314.
9. Пугачев А.Д., Барамия Н.Н., Полищук Н.Е., Руденко Б.Н., Передков К.Я., Селин В.С., Антонюк Н.Г. Структура летальности при политравме и перспективы ее снижения. // Клиническая хирургия. - 1990. - № 4. - С. 6-7.
10.Русаков А.Б. Системный подход к оказанию медицинской помощи при массовой травме. // Военно-медицинский журнал. - 1994. - № 12. - С. 27-29.
11.Сумин С.А.Неотложные состояния. / 5-е изд., переработанное и дополненное. -Москва: ООО «Медицинское информационное агентство .- 2005. - 752 с.
12.Типовая инструкция № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях / Сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих дорожного хозяйства, выпуск 1, М., 1993 г.
13.Caroline N.L. Medical care in the streets // J. Amer. Med. Assoc. - 1977. - 237. - Р. 43-47.
14.Carveth S.W., Burnap Т.К., Bechtel J. et al. Training in advanced cardiac life support //J. Amer. Med. Assoc. - 1976. - 235. - Р. 2311-2318.
Дежурный Леонид Игоревич, e-mail: [email protected]