Научная статья на тему 'Современные проблемы модернизации правового регулирования семейных отношений на постсоветском пространстве'

Современные проблемы модернизации правового регулирования семейных отношений на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
788
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / БРАК / СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / FAMILY / MARRIAGE / FAMILY LEGISLATION / POST-SOVIET SPACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богорубова Татьяна Александровна, Саенко Людмила Владимировна

Анализируются проблемы правового регулирования семейных отношений в ракурсе норм семейной и демографической политики. Брак рассматривается в качестве основания создания современной семьи. В результате сравнительного анализа семейных кодексов Беларуси, Казахстана и Украины дается авторское определение правового понятия брака и рекомендации его использования в обновленном семейном законодательстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богорубова Татьяна Александровна, Саенко Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Problems of Modernization of the Legal Regulation of Family Relations in the Post-Soviet Space

Problems of family relations legal regulation are considered in the light of norms of family and demographic policy. Marriage is seen as the basis of creation of modern family. As a result of the comparative analysis of family codes of Belarus, Kazakhstan and Ukraine, author’s definition of the legal concept of marriage and recommendations for its use in the updated family legislation of the Russian Federation are given.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы модернизации правового регулирования семейных отношений на постсоветском пространстве»

10. О персональных данных: Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ // Рос. газ. 2006. 29 июля.

11. Об определении организации по предоставлению государственных и муниципальных услуг с использованием универсальной электронной карты: распоряжение Правительства РФ от 12 авг. 2010 г. № 1344-р // СЗ РФ. 2010. № 33. Ст. 4460.

12. Об утверждении Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года: приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 7 авг. 2007 г. № 311 // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/91853/

13. Яковлева О.А. Новые технологии и права человека. Рязань, 2012.

T.A. Bogorubova, L.V. Saenko Modern Problems of Modernization of the Legal Regulation of Family Relations in the Post-Soviet Space

Problems of family relations legal regulation are considered in the light of norms of family and demographic policy. Marriage is seen as the basis of creation of modern family. As a result of the comparative analysis of family codes of Belarus, Kazakhstan and Ukraine, author's definition of the legal concept of marriage and recommendations for its use in the updated family legislation of the Russian Federation are given.

Key words and word-combinations: family, marriage, family legislation, postSoviet space.

Анализируются проблемы правового регулирования семейных отношений в ракурсе норм семейной и демографической политики. Брак рассматривается в качестве основания создания современной семьи. В результате сравнительного анализа семейных кодексов Беларуси, Казахстана и Украины дается авторское определение правового понятия брака и рекомендации его использования в обновленном семейном законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова и словосочетания: семья, брак, семейное законодательство, постсоветское пространство.

УДК 347.61/.64 ББК 67.404.5

Т.А. Богорубова, Л.В. Саенко

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

МОДЕРНИЗАЦИИ

ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ

СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

НА ПОСТСОВЕТСКОМ

ПРОСТРАНСТВЕ

М,

1одернизация общественных процессов в частноправовой сфере в настоящий момент обращает на себя особое внимание. Наглядным примером тому служит бурное обсуждение ученым сообществом коренных изменений гражданского законодательства Российской Федерации. В последние годы и в семейном праве активизировалась полемика о необходимости совершенствования нормативного регулирования семейных отношений.

С учетом складывающейся ситуации в мире укрепление авторитета и поддержка института семьи становится одним из важнейших социальных и правовых вопросов, который стоит на повестке дня многих государств. В связи с глобальными изменениями в обществе в семейных правоотношениях произошли значительные преобразо-

2 6

2014

ВЕСТНИК ПАГС

вания, что вызвало необходимость в их модернизации на новых началах и принципах.

Распад Советского Союза обусловил надобность формирования обновленной политической системы, как российского общества, так и общественного устройства других, ныне независимых стран на постсоветском пространстве. На наш взгляд, следует согласиться с авторами, которые считают, что эволюция политической системы общества противоречиво влияет на развитие институтов гражданского общества [1], центральным из которых всегда считалась семья.

Как представляется, именно определение новых приоритетов развития современного общества на постсоветском пространстве и повлекло необходимость переосмысления многих устоявшихся постулатов семейного права, а соответственно, и семейного законодательства. Это нашло свое отражение в переориентации основных направлений семейной политики, способах и целях правового регулирования семейных отношений, да и взгляды на способы и методы правового регулирования отношений в сфере семьи и брака существенно изменились на всем постсоветском пространстве.

В современной России во многом от государства зависит успешная реализация начатых реформ в социально-экономической сфере, приоритетных национальных проектов, имеющих прямое отношение к росту качества жизни населения в целом и семьи в частности. Отношение Российского государства к современным проблемам брака, семьи, семейным отношениям сформулированы в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ (СК РФ), Основных направлениях государственной семейной политики [2] и в некоторых других документах. От реализации данных норм зависит дальнейшее состояние института семьи, который переживает сейчас далеко не самые лучшие времена.

Как отмечается авторами, «в настоящее время в Российской Федерации сложилась катастрофическая демографическая ситуация. К началу XXI в. Россия подошла в состоянии устойчивого процесса депопуляции, имея один из самых высоких в мире темпов естественной убыли населения. Для настоящего времени характерны: низкая рождаемость, массовое распространение семей с одним ребенком, ухудшение репродуктивного здоровья населения» [3, с. 77].

Мало какие способы, кроме информационно-статистических, могут наиболее полно и качественно помочь произвести оценку любого явления с точки зрения необходимости его совершенствования. Осмысление статистических показателей дает право делать соответствующие выводы о реальном положении вещей в любой сфере общественных отношений, а также формулировать предложения по их дальнейшей модернизации. Для более глубокого понимания процессов, происходящих в семейно-правовой сфере современного общества, выделим основные направления, которые, по нашему мнению, являются краеугольными в процессе правового регулирования семейных отношений и требуют совершенствования.

По данным официальной статистики, на протяжении вот уже двух десятков лет смертность в России превышает рождаемость, и только в последние годы ситуация постепенно начала выправляться. Тем не менее в 2011 г. смертность в России составила 1,9 млн человек (таблица), тогда как рождаемость на тот же год не смогла достичь даже отметки 1,8 млн [4].

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 2 7

Рождаемость, смертность и естественный прирост населения России

Всего, человек На 1000 человек населения, %

Год родившихся умерших естественный прирост родившихся умерших естественный прирост

1990 1988858 1655993 332865 13,4 11,2 2,2

1995 1363806 2203811 -840005 9,3 15,0 -5,7

2000 1266800 2225332 -958532 8,7 15,3 -6,6

2001 1311604 2254856 -943252 9,0 15,6 -6,6

2002 1396967 2332272 -935305 9,7 16,2 -6,5

2003 1477301 2365826 -888525 10,2 16,4 -6,2

2004 1502477 2295402 -792925 10,4 15,9 -5,5

2005 1457376 2303935 -846559 10,2 16,1 -5,9

2006 1479637 2166703 -687066 10,3 15,1 -4,8

2007 1610122 2080445 -470323 11,3 14,6 -3,3

2008 1713947 2075954 -362007 12,0 14,5 -2,5

2009 1761687 2010543 -248856 12,3 14,1 -1,8

2010 1788948 2028516 -239568 12,5 14,2 -1,7

2011 1796629 1925720 -129091 12,6 13,5 -0,9

Для решения перечисленных проблем 7 октября 2007 г. Указом Президента России утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [5], направленная на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране. Но демографические показатели находятся в прямой корреляционной зависимости от показателей брачности и разводимости, от общего числа семей, в том числе семей с детьми, и других показателей.

Статистические данные свидетельствуют о том, что одним из самых распространенных оснований создания современной семьи остается брак, зарегистрированный в установленном законом порядке. Так, более 60% вступающих в первый брак считают его государственную регистрацию обязательным элементом рождения новой семьи. Впрочем, с регистрации брака начинается только каждый второй брак, заключаемый впервые и только 1/5 часть вступающих в повторный брак считают регистрацию обязательной.

2 8 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

Во взаимозависимости с данными показателями находится и рост числа неполных семей. В 2011 г. каждый четвертый ребенок родился у женщины, не состоящей в зарегистрированном браке, тогда как в 2006 г., накануне введения новых мер поддержки семей с детьми, внебрачным был только каждый третий рожденный ребенок. За 11 лет (2001-2011) в России родилось 4 792 030 внебрачных детей (28,1% от общего числа рождений).

Анализируя статистические показатели, представленные в приложениях к проекту Концепции государственной семейной политики Российской Федерации, невольно приходишь к следующему выводу: институт брака испытывает сейчас такие глобальные трансформации, что закономерно возникает вопрос о том, есть ли у него вообще будущее. Речь идет не только, а вернее, не столько о разводах, распаде семей, ее зыбкости, недолговечности, сколько об утрате современным обществом сложившихся веками, исторически оправданных, устоявшихся традиционных этических, моральных основах семьи и брака, взаимоотношениях между людьми, желающими создать семью.

Например, соотношение показателей брачности и разводимости (количество браков и разводов) остается почти неизменным. Так, на 1000 браков в 2011 г. приходилось 509 разводов, в 2012 г. - 529. Волнует же общественность сейчас совсем другой вопрос: какими темпами будет далее реализовываться мировым сообществом девятый принцип Программы действий по регулированию народонаселения, утвержденной Каирской международной конференцией ООН по народонаселению и развитию 1994 г. ? Напомним, что данный принцип закрепил равноправие и равноценность разных типов половых союзов, включая однополые союзы [6].

Первой страной, в которой были легализованы однополые браки, стали Нидерланды. Закон, разрешающий однополые браки и усыновление детей такими семьями, действует там с апреля 2001 г. Французский Сенат 12 апреля 2013 г. принял закон, позволяющий однополым парам регистрировать брак и усыновлять детей. Французы поменяли в своем словаре значение понятия «брак», теперь он трактуется как «законный союз мужчины и женщины, а в некоторых правовых системах - двух людей одного пола» [7]. «Французы, судя по всему, сами не очень хорошо понимают, что с ними произошло и что будет дальше. Хотя заголовки «разорванная нация» стали уже привычными, ведь мнения «за» и «против» однополых браков распределились почти поровну» [8].

Исторически сложилось так, что институт брака в России имеет правовое начало. На протяжении всего исторического развития семьи и брака, их правового регулирования, не было упоминания о закреплении в качестве общепризнанных норм ни возможности однополого сожительства, ни тем более разрешения таким «родителям» воспитывать детей.

Не будем далеки от истины, если констатируем, что в России также производятся некоторые попытки легализации нетрадиционного восприятия брака. Однако Президентом РФ В.В. Путиным предельно четко высказана позиция по данному вопросу. Выступая на Валдайском форуме, он отметил, что еще одним серьезным вызовом российской идентичности являются события, происходящие в мире. В частности, здесь присутствуют и моральные аспекты. Мы наблю-

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 2 9

даем сейчас, подчеркнул Президент, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации.

В.В. Путин указал на отрицание как нравственных начал, так и любой традиционной идентичности: национальной, культурной, религиозной или даже половой. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство. Что еще может быть большим свидетельством морального кризиса человеческого социума, как не утрата способности к самовоспроизводству [9, с. 3].

Таким образом, Президентом России намечены основные пути дальнейшего развития государственной политики в семейно-правовой сфере, четкие и конкретные приоритеты на будущее. Их и следует придерживаться при разработке общих положений семейного законодательства, имеющего пока декларативный характер. При отсутствии эффективности государственной пропаганды семьи, семейных ценностей, семейного уклада жизни, вряд ли можно достичь необходимых результатов правового регулирования семейных отношений, от которых напрямую зависят и результативность государственной семейной политики, и положение института семьи, и даже жизнь будущих поколений.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г., в России семьи с несовершеннолетними детьми составляют 42,5% от общего числа семей. Если в 2002 г. каждая вторая российская семья имела несовершеннолетних детей, то в 2010 г. - только две из пяти семей. Общее число семей с несовершеннолетними детьми сократилось между переписями населения 2002 и 2010 гг. на 17,7%.

Растет число бездетных семей. В настоящее время уже каждая третья семья в России является бездетной. Согласно переписи населения 2010 г. число бездетных семей выросло на 7,4%. По-прежнему среднестатистической российской семьей является семья с двумя родителями, состоящими в браке и одним ребенком (67% семей против 68% в 2002 г.). В однодетных семьях проживает почти половина несовершеннолетних детей.

Судя по статистическим данным, основными тенденциями развития семьи с детьми на сегодняшний день являются:

- снижение среднего числа детей (в возрасте до 18 лет) в семье (среднее число рожденных женщинами детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г.);

- снижение количества полных семей (мама, папа, дети), то есть между переписями населения 2002 и 2010 г. число полных семей сократилось на 11,2%, а число неполных семей выросло на 3%. В сравнении с 1996 г. доля неполных семей увеличилась в 2,5 раза. Каждый третий ребенок проживает в неполной семье, 88% из них - это материнские семьи. Семья без отца становится нормой;

- значительное снижение количества многодетных (три и более детей) семей.

Отметим и тот факт, что как российские, так и зарубежные ученые выделяют основные начала, на которых основана государственная семейная политика. Так, на Украине ими являются:

3 0 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

- суверенитет и автономия семьи в принятии решений относительно своего развития;

- дифференцированный подход к предоставлению государством гарантий социальной защиты семьи;

- паритетное равновесие и партнерство между женщинами и мужчинами во всех сферах жизни;

- социальное партнерство семьи и государства;

- приоритетность интересов каждого ребенка независимо от того, в какой семье он воспитывается, и преемственность поколений [10].

Особый интерес вызывают предложения преобразований в сфере государственной семейной политики, содержащиеся в общественном проекте Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года [11], созданной рабочей группой № 1 Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [12].

В соответствии с данной Концепцией государственная семейная политика - система целей, задач, принципов, приоритетов и мер, направленных на укрепление, развитие и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение и восстановление традиционных семейных ценностей, повышение социальной роли семьи в обществе и стратегии развития России.

Следовательно, основной задачей государства, ориентированного на семейное благополучие, является создание условий для выполнения семьей ее социальных функций, связанных с воспитанием детей, заботой о нетрудоспособных родителях. При таком подходе семья и государство становятся партнерами, взаимно разделяющими риски и ответственность за благополучие как отдельной семьи, так и государства в целом.

В качестве итога сформулируем некоторые предложения, которые, по нашему мнению, необходимо рассмотреть на законодательном уровне с целью совершенствования семейного законодательства России. Так, следует учесть, что в историческом развитии правового регулирования институтов брака и семьи в России не было прецедентов признания однополых сожительств. Это всегда оставалось аномалией. Поэтому требуется, на наш взгляд, обсудить вопрос о необходимости легального правового определения брака и семьи в семейном законодательстве России. В связи с этим стоит отметить, что российское семейное законодательство вообще не содержит понятия брака, в отличие, например, от семейного законодательства некоторых других независимых государств постсоветского пространства.

Например, законодатель Казахстана пошел по пути обозначения основных понятий в кодифицированном семейно-правовом акте. Статья 1 Раздела «Общие положения» Кодекса Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье [13] содержит дефиниции, в том числе семьи и брака (супружества).

В ст. 12 Кодекса о браке и семье Беларуси также есть дефиниция брака: «добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 3 1

условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности» [14].

Законодатель Украины также включил в Семейный кодекс подобную статью-дефиницию (п. 1 ст. 21 СК Украины [15]).

Полагаем, что следовало бы учесть такой позитивный опыт правового регулирования семейных отношений. В связи с изложенным считаем, что необходимо включить данную дефиницию в текст ст. 10 Семейного кодекса РФ, изложив ее в следующей редакции: «Брак - это основанный на добровольных началах союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи, порождающий взаимные права и обязанности и зарегистрированный в установленном законом порядке». Либо следует дефиниции семьи и брака, вместе с другими, вынести в начало общей части СК РФ, в раздел «Общие положения».

Библиографический список

1. Ахметова Д.И., Грандонян К.А. Политическая система и гражданское общество в современной России // Правовая культура. 2013. № 2 (15).

2. Основные направления государственной семейной политики: Указ Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 (с изм. и доп.) // СЗ. РФ. 1996. № 21. Ст. 2460.

3. Богорубова Т.А., Пименова Е.Н. Социально-правовая защита семей в России: современные проблемы и пути их решения // Правовая культура. 2011. № 2 (11). С. 77-81.

4. Мочалов А.А., Аблеева А.М. Статистический анализ смертности населения России. URL: http://www.scienceforum.ru/2013/98/6206

5. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 9 окт. 2007 г. № 1351 // СЗ. РФ. 2007. № 42. Ст. 5009.

6. Официальный текст доклада Международной конференции по народонаселению и развитию, Каир, 5-13 сентября 1994 г. Н.-Й., 1995.

7. Иванова В. Новое определение понятия «брак» появилось в новой редакции французского толкового словаря Le Petit Robert, Париж, 30 мая 2013 г. // РИА Новости. URL: http://ria.ru/ world/20130530/940368756

8. Косырев Д. И большинство стало меньшинством. URL: http://ria.ru/world/20130530/ 940368756

9. 2013: Красные линии Владимира Путина // Рос. газ. 2013. № 216.

10. Омейне право Украши: пвдручник / Л.М. Баранова, В.1. Борисова, 1.В. Жилшкова та ш.; за заг. ред. В.1. Борисово!' та 1.В. Жилшково'1. Кшв, 2006.

11. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект). Кн. 3, ч. 2: Российская семья в цифрах и фактах. М., 2013.

12. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 // СЗ РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.

13. Кодекс Республики Казахстан о браке (супружестве) и семье от 26 дек. 2001 г. № 518-IV (с изм. и доп.) // Казахстанская правда. 2012. 7 янв.

14. Кодекс о браке и семье Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 278-З (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 195. 2/1097.

15. Семейный кодекс Украины от 10 янв. 2002 г. № 2947-III (с изм. и доп.) // Ведомости Верховной Рады. 2002. № 21/22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 2 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.