Современные проблемы миграционной политики России: состояние и перспективы решения
Кислая К.Г.,
kristina-
kislaya0206@yandex.ru
ФГБОУВО «Курганский государственный университет» (г. Курган, Россия)
УДК 314.7
Аннотация. Цель работы: проанализировать существующую миграционную политику России, выявить проблемы и обосновать необходимость внедрения новых цифровых инструментов государственного регулирования миграционных процессов. Методы и объекты исследования: статистический ситуационный анализ результатов действующей миграционной политики в России, описание проблемы и поиск путей решения. Результаты: выполненный статистический, нормативно-правовой и ситуационный анализ действующей миграционной политики в России обозначил необходимость внедрения и реструктуризации государственных полномочий в сфере управления миграцией путем создания электронной платформы для интеграции органов государственной власти и иностранных граждан, а также посредством делегирования отдельных консульских функций и полномочий региональным органам власти, а именно - территориальной комиссии, принимающей решение о принятии в гражданство иностранного лица (соотечественника). Выводы. Исследования показали, что в настоящее время в российской практике государственного управления существует проблема недостаточной цифиризации и информатизации в сфере государственного регулирования миграционных процессов; наблюдается высокий уровень бюрократизации в сфере управления миграцией; отсутствует достаточная степень взаимодействия, прежде всего, в электронной онлайн форме органов государственной власти и иностранных граждан. Предложенный в статье инструментарий создания электронной платформы позволит привлечь большее количество иностранных граждан в РФ, в том числе, соотечественников; передача отдельных полномочий Консульских отделов Посольства РФ в других странах региональным властям позволит повысить уровень взаимодействия между органами государственной власти и иностранными гражданами (потенциальными гражданами РФ) в чрезвычайных ситуациях при закрытии государственных границ, что особенно актуально в условиях мировой пандемии коронавирусной инфекции СОУШ-19.
Ключевые слова: миграция, миграционная политика, постоянное место жительства, гражданство, информатизация, полномочия.
Modern problems of migration policy in Russia: status and
prospects of the solution
Kislaya K.G., Annotation. Purpose of the article is: Analyze the existing
kristina- migration policy in Russia, identify problems and justify the need to
kislaya0206@yandex.ru introduce new digital tools for state regulation of migration processes.
Methods and objects of the research are: Statistical situational Kurgan State University analysis of the results of the current migration policy in Russia,
(Kurgan, Russia) description of the problem and search for solutions using the decision
tree methodology. Results: The statistical, regulatory and situational UDC 314.7 analysis of the current migration policy in Russia indicated the need
to implement and restructure state powers in the field of migration management by creating an electronic platform for integration of state authorities and foreign citizens, as well as by delegating certain consular functions and powers to regional authorities, namely, the territorial Commission that decides on the citizenship of a foreign person (compatriot). Conclusions: Research has shown that currently in Russian public administration practice there is a problem of insufficient digitalization and Informatization in the field of state regulation of migration processes; there is a high level of bureaucratization in the field of migration management; there is not a sufficient degree of interaction, primarily in electronic on-line form, between public authorities and foreign citizens. The tools proposed in the article for creating an electronic platform will allow attracting more foreign citizens to the Russian Federation, including compatriots; the transfer of certain powers of the Consular departments of the Russian Embassy in other countries to regional authorities will increase the level of interaction between state authorities and foreign citizens (potential citizens of the Russian Federation) in emergency situations when state borders are closed, which is especially important in the context of the global COVID-19 coronavirus pandemic.
Keywords: migration, migration policy, permanent residence, citizenship, informatization, authority.
Введение
На протяжении всей истории человеческого развития миграция является не менее важным компонентом демографического развития, чем смертность или рождаемость. Только вначале это были локальные перемещения в непосредственной близости от очага, пещеры или хижины в рамках необходимой для существования охоты или собирательства. Затем - в IV-XIV вв. в рамках миграционного периода, или Великого переселения народов (германские племена, венгры, булгары, тюрки и др.) - миграция стала главным элементом в развитии этих народов и заселении обширных территорий. Великие географические открытия сделали возможным перенос этих процессов в другое полушарие. В XVIII-XX вв. миграция определяла масштабные колонизационные процессы, индустриализационное и урабанизационное развитие человечества.
. _ www.forummn.ru
молодежной науки 35 https://doi.org/10.35599/forummn/01.01.06
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Что являлось причиной миграции? Прежде всего, борьба за скудные ресурсы, набор которых постоянно менялся, в условиях неравномерного роста человеческих популяций. Таким образом, естественные (смертность, рождаемость, матримониальное поведение) и миграционные процессы в реальной действительности чрезвычайно переплетены. Развитие целых стран и народов определяют не только и не столько процессы, связанные с естественным ростом (убылью) локальных популяций, но и с миграцией [1].
В настоящее время процессы миграции продолжают оказывать важное влияние почти на все сферы общественной жизни. В связи с этим выделяют трудовую, учебную, экономическую, политическую и другие виды миграции. Наибольший интерес вызывает классификация, по которой миграция подразделяется на внутреннюю, представляющую собой перемещение людей в пределах одной территории, и внешнюю, показывающую перемещение людей между территориями отдельных государств.
Внешняя миграция в России на сегодняшний день представляет достаточно большую проблему, так как перемещение людей между государствами влечет за собой ряд формальных мероприятий: оформление документов, подтверждающих право проживать на территории государства вселения, оформление виз и получение гражданства. Наиболее сложной и трудоёмкой процедурой является получение паспорта гражданина РФ иностранным лицом.
Проанализировав нынешнюю ситуацию в сфере управления миграцией, было выяснено, что одной из самых актуальных проблем является отсутствие системы информатизации в данной сфере. Исходя из сложившейся в мире ситуации чрезвычайного характера, угрозы распространения новой коронавирусной инфекции - СОУШ- 19, необходимо также создание механизма интеграции органов государственной власти в сфере управления миграцией и иностранными гражданами, потенциальными гражданами РФ, соотечественниками.
Целью данной работы является освещение двух наиболее актуальных проблем, сложившихся на сегодняшний день в России в области миграционной политики: низкий уровень цифиризации и информатизации в условиях развития цифровой экономики и низкий уровень электронного взаимодействия уполномоченных органов государственной власти и граждан, желающих переселиться на территорию нашего государства.
В работе был использован статистический ситуационный анализ результатов действующей миграционной политики в России, описаны наиболее актуальные проблемы в представленной сфере и предложены пути решения.
Основная часть
В ходе исследования проблемы была проанализирована нормативно-правовая база в сфере управления миграцией в РФ.
В нашей стране основным документом, регулирующим миграционные процессы, является Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы (далее Концепция), утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.10.2018 № 622. Согласно Концепции, в 2012-2017 гг. миграционный поток в Российскую Федерацию компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики [4].
Согласно официальным статистическим данным за 2017-2018 годы (таблица 1), численность прибывших в Российскую Федерацию в 2018 году сократилась на 23348 человек, в то время как численность убывших из страны, наоборот, увеличилась на 63676 человек [7]. Данные показатели могут быть следствием ряда факторов. Важно разобраться в причинах не только того, почему люди спешат покинуть Россию, но и почему не желают выбирать наше государство как постоянное место жительства (ПМЖ).
Таблица 1 - Международная миграция
№ Показатель 2017 2018 Изменение, +/-
п/п год год (2018 г. к 2017 г.)
1. Численность прибывших в РФ, чел. 589033 565685 - 23348
2. Численность убывших из РФ, чел. 377155 440831 + 63676
Одним из барьеров въезда на ПМЖ в Россию иностранных граждан является достаточно долгая, бюрократическая процедура оформления и получения гражданства. В настоящее время законодательно определено два способа приёма в гражданство Российской Федерации: в общем порядке и в упрощенном порядке.
При приёме в гражданство РФ в общем порядке иностранным гражданам необходимо непрерывно проживать на территории Российской Федерации в течение 5 лет, иметь законный источник средств к существованию, а также владеть русским языком.
Упрощённый приём в гражданство РФ предусматривает отношение иностранного гражданина к определенной группе лиц, имеющих право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке. Эти требования закреплены в статье 14 ФЗ № 62 «О гражданстве Российской Федерации» [3].
Очевидно, что многие положения в сфере миграции уже изживают себя. Необходимо реформирование миграционной политики российского государства. Соответствующее поручение в марте 2020 года внес Президент РФ Владимир Путин [6].
В своём поручении Администрации Президента РФ и Правительству РФ Глава государства обращает внимание на такие меры по обеспечению проведения миграционной реформы как: совершенствование институтов постоянного проживания и гражданства РФ, модернизация механизмов регулирования трудовой миграции, совершенствование механизмов обеспечения безопасности и правопорядка в миграционной сфере, информатизация сферы управления миграцией и другие [5].
Остановимся более подробно на информатизации сферы управления миграцией. Ранее нами уже предлагалось создать единый информационный портал для участников государственной программы по переселению соотечественников [2].
Данная мера становится еще всё больше актуальной в современных условиях пандемического распространения во всем мире новой коронавирусной инфекции СОУШ-19. В целях обеспечения сохранности здоровья и жизни российских граждан власти страны приняли решение о закрытие всех видов российских границ с другими государствами. Процессы оформления и получения гражданства, а также иных видов документов для его получения приостановлены, так как для их реализации необходима интеграция между государствами. Потенциальные граждане России остались в сложившейся ситуации «в тени». Иностранным гражданам, находящимся и осуществляющим трудовую, образовательную, предпринимательскую деятельность на территории России во время режима самоизоляции не предложены никакие меры государственной поддержки. Более того, условия и организация продления документов о сроках пребывания иностранных граждан в России также остались без внимания со стороны органов государственной власти.
С учетом того, что сегодня почти весь мир, в том числе и Россия, перешли на режим дистанционной работы, остро стоит вопрос о создании единой информационной платформы, предназначенной для пользования органам государственной власти в сфере осуществления миграционной политики и удаленного электронного взаимодействия с иностранным гражданам. Необходимо обеспечить интеграцию этих двух субъектов в единый информационный поток электронных данных для более эффективной работы и бесконтактного (удаленного) взаимодействия.
www.forummn.ru
молодежной науки 37 https://doi.org/10.35599/forummn/01.01.06
ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Отдельный перечень консульских функций и полномочий по решению вопросов предоставления гражданства принадлежит Консульским отделам Посольств РФ в разных странах. В этой связи в особо сложных и чрезвычайных ситуациях (например, при закрытии границ) предлагается передача некоторых консульских полномочий региональным властям. Например, при приёме в гражданство РФ в упрощенном порядке посредством государственной Программы по оказанию содействия по переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Программа) существует процедура оформления и получения свидетельства участников программы, которую реализует временная группа по оказанию содействия участия в Программе. Полномочия по выдаче готового свидетельства участника программы предлагается реализовывать не только сотрудникам временной группы, но и членам территориальной региональной комиссии, которая принимала решения о принятии иностранного гражданина в ряды участника программы.
Заключение
Таким образом, предложенные в данной работе меры по информатизации и интеграции органов государственной власти, органов местного самоуправления и иностранных граждан позволят упростить процесс взаимодействия между представленными субъектами и значительно ускорят процедуру оформления и получения гражданства для последних. Также данные меры будут способствовать выполнению мартовских поручений Президента в области реформирования миграционной политики.
Библиографический список
1. Карачурина Л.Б. Роль миграции в демографических процессах // Методология и методы изучения миграционных процессов: междисциплинарное учеб. пособие / под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. М.: РОО «Центр миграционных исследований», 2007. С. 237-259.
2. Кислая К.Г. Современная проблематика государственной программы по переселению соотечественников в Российскую Федерацию // Наука и молодёжь: новые идеи и решения: материалы VI международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. Караганды: ЦКА, 2020. С. 307-308.
3. О гражданстве Российской Федерации: Федер. закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 26.07.2019) [принят Гос. Думой РФ 19.04.2002] // [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927 (дата обращения: 07.04.2020).
4. О концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 20192025 годы: указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 // [Электронный ресурс] Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71992260/ (дата обращения: 07.04.2020).
5. Перечень поручений по вопросам реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 годы // [Электронный ресурс]. Официальный сайт «Президент России». URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62960 (дата обращения: 07.04.2020).
6. Президент России: Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/62960 (дата обращения: 07.04.2020).
7. Россия в цифрах 2019: Крат. стат. сб. - М.: Росстат, 2019. 549 с.