Научная статья на тему 'Современные проблемы интеграционных процессов в оборонно-промышленном комплексе'

Современные проблемы интеграционных процессов в оборонно-промышленном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
518
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / DEFENSE INDUSTRY COMPLEX / INTEGRATED STRUCTURES / INTEGRATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закутнев С. Е., Кравчук И. А.

В статье анализируются предпосылки институциональных преобразований и формирования интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе. Характеризуются направления совершенствования и развития организационно-технологической и институциональной структур ОПК. Раскрываются основные проблемы интеграционных процессов в оборонно-промышленном комплексе и предлагаются направления создания качественного нормативно-правового поля для интегрированных структур ОПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Закутнев С. Е., Кравчук И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF INTEGRATION PROCESSES IN DEFENSE INDUSTRY COMPLEX

In article prerequisites of institutional transformations and formation of the integrated structures in defense industry complex are analyzed. The directions of improvement and development of organizational and technological and institutional structures of defense industry complex are characterized. The main problems of integration processes in defense industry complex reveal and the directions of creation of a qualitative standard legal framework for the integrated structures of defense industry complex are offered.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы интеграционных процессов в оборонно-промышленном комплексе»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Закутнев С.Е., д.э.н., профессор, профессор кафедры управления экономикой производства и ремонта вооружения и техники Военного

университета Минобороны России Кравчук И.А., соискатель кафедры управления экономикой производства и ремонта вооружения и техники Военного университета

Минобороны России

В статье анализируются предпосылки институциональных преобразований и формирования интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе. Характеризуются направления совершенствования и развития организационно-технологической и институциональной структур ОПК. Раскрываются основные проблемы интеграционных процессов в оборонно-промышленном комплексе и предлагаются направления создания качественного нормативно-правового поля для интегрированных структур ОПК.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс; интегрированные структуры; интеграционные процессы.

MODERN PROBLEMS OF INTEGRATION PROCESSES IN DEFENSE

INDUSTRY COMPLEX

Zakutnev S., Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor lecturer of Department of Arms and Equipment Production Economics Management and Repair Military University of the Russian Defense Ministry Kravchuk I., the applicant of Chair of Arms and Equipment Production Economics Management and Repair Military University of the Russian

Defense Ministry

In article prerequisites of institutional transformations and formation of the integrated structures in defense industry complex are analyzed. The directions of improvement and development of organizational and technological and institutional structures of defense industry complex are characterized. The main problems of integration processes in defense industry complex reveal and the directions of creation of a qualitative standard legal framework for the integrated structures of defense industry complex are offered.

Keywords: defense industry complex; the integrated structures; integration processes.

В настоящее время основу оборонно-промышленного комплекса (ОПК) составляют организации различных организационно-правовых форм и видов деятельности, включенные в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса [1], имеющие различную отраслевую и ведомственную принадлежность, расположенные в 66 субъектах Российской Федерации, значительная часть из них выступает в качестве градообразующих организаций или находится в регионах и городах с концентрированным (моноэкономическим) расположением организаций ОПК, а также в закрытых автономных территориальных образованиях.

Главным условием эффективной деятельности оборонно-промышленного комплекса остается способность государства обеспечить своевременное, в полном объеме финансирование государственного оборонного заказа. В современных условиях от государства требуется не принятие срочных решений, как реакции на устранение последствий возникающих рисков и угроз, а тщательно продуманная стратегия выбора приоритетов в развитии ОПК [2].

Оборонные предприятия должны стать восприимчивыми к инновациям и высоким технологиям, одновременно стимулируя развитие отечественного научно-технического потенциала. Они должны функционировать в системе развитых кооперационных связей, в том числе в рамках международного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья. Это должен быть экономически эффективный комплекс предприятий, способный удовлетворить потребности оборонной безопасности России [3].

ОПК должен стать саморегулируемым и максимально адаптируемым к современным условиям. Во многом это зависит от внедрения инновационных форм управления организациями ОПК, инновационных технологий и высокопроизводительных форм труда [4]. Одна из форм адаптации предприятий ОПК - интеграция с ОПК государств - участников СНГ, ОДКБ. При этом необходимо учитывать различия в темпе экономического развития разных стран и в их национальных законодательствах [5].

Несмотря на то, что за последние годы на модернизацию и развитие оборонно-промышленного комплекса из федерального бюджета были выделены большие средства, цели опережающего технологического перевооружения отрасли, повышения качества техники, поставляемой в Вооруженные Силы и на экспорт, роста производительности труда не были достигнуты. Данную проблему планируется решать в рамках реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие ОПК на период 2011-2020 годов».

В рамках ФЦП запланирована коренная модернизация около 1700 предприятий и холдингов страны. Планируется подготовить промышленность к массовому серийному выпуску перспективной техники и образцов ВВТ, боевые характеристики которых полностью отвечают требованиям Вооруженных Сил по качеству и цене.

В федеральном бюджете на 2012-2014 годы были предусмотрены необходимые средства на техническое перевооружение предприятий ОПК. В общей сложности на три года Правительством РФ было заложено 440 млрд. руб.

Кроме того, создание прочного научно-технического задела для разработки инновационных технологий в ОПК является для России одним из ключевых приоритетов. Поэтому около 20% от общего объема финансирования предусмотрено на проведение НИОКР.

Среди других важнейших направлений - модернизация ракетно-космической, авиационной, судостроительной промышленности, производства систем связи и управления, а также создание электронной компонентной базы, без чего создать современное оружие невозможно.

Государство поддержит предприятия, которые привлекают средства и инвестиции для обновления производства. Начиная с 2015 года, планируется субсидировать уплату процентов по кредитам, которые получены в российских банках, включая «Внешэкономбанк», для реализации проектов в рамках программы развития оборонно-промышленного комплекса.

В целях повышения конкурентоспособности организаций ОПК, в том числе и на мировом рынке, осуществляется его структурная реформа. К началу 2011 года практически завершено организационное реформирование ОПК. Создано более 50 интегрированных структур, которые концентрируют основной научно-промышленный потенциал ОПК и выпускают около 60 % продукции ОПК. Наибольшая концентрация производства - в интегрированных структурах авиационной, судостроительной и радиоэлектронной промышленности.

Формирование интегрированных структур и в целом институциональные преобразования в оборонно-промышленном комплексе были обусловлены существованием неэффективной структуры комплекса, основанной на многократном дублировании производства и НИОКР, неоформленности вертикальных связей, что приводило к росту издержек производственного цикла, низком уровне горизонтальных связей, необходимых для конкуренции на мировых рынках.

Отечественный оборонно-промышленный комплекс во времена СССР был одним из наиболее мощных и эффективно действующих в мире. Его отличительной чертой от военно-промышленных комплексов других развитых стран мира была широкая кооперация различных самостоятельных предприятий и учреждений, деятельность которых в условиях плановой экономики достаточно успешно координировалась и управлялась как с использованием экономических методов, так и с использованием так называемого «административного ресурса». Это создавало возможность подчинять локальные интересы предприятий и организаций, занятых разработкой сложных систем вооружений (например, авиационных, ракетно-космических, противовоздушных и противоракетных, ядерного оружия) достижению поставленных государством целей. Отметим, что в других странах основными разработчиками и производителями сложных систем вооружений являются крупнейшие многоотраслевые корпорации, которые включают в свой состав предприятия, способные обеспечить единый производственно-технологический цикл создания образцов новой техники.).

С переходом к рыночной экономике «административный ресурс» был утрачен. Также в процессе приватизации были разрушены существовавшие в ОПК научно-производственные и производственные объединения, ориентированные на разработку и производство определенных систем вооружений, и отечественный оборонно-промышленный комплекс (в том числе государственные предприятия) из комплекса превратился в совокупность предприятий, деятельность которых достаточно сложно координировать (особенно в условиях недостаточного финансирования) с целью сохранения и совершенствования оборонного потенциала страны. В этих условиях осознанной задачей для руководства страны стало создание интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе.

К настоящему времени в ряде отраслей уже осуществлен переход к созданию мощных научно-производственных комплексов, объединяющих существенную часть потенциала организаций целых отраслей (подотраслей). Среди них: Концерн ПВО «Алмаз-Антей», Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация.

С целью повышения эффективности деятельности и снижения издержек к настоящему моменту разработаны и реализуются программы реструктуризации и оптимизации производственных

мощностей и других основных фондов организаций ОПК. Также организована работа по подготовке и выполнению программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, включающих освоение новых технологий и продуктов и создание эффективной системы управления бизнес-процессами. Осуществление корпоративных программ интегрированных структур в тесной увязке с долгосрочными государственными программами должно позволить реализовать имеющиеся у организаций ОПК конкурентные преимущества.

К 2020 году должен быть сформирован новый конкурентоспособный облик ОПК, включающий около 40 крупных научно-производственных компаний, способных к саморазвитию, профессиональному и эффективному управлению активами, обеспечивающих выполнение государственной программы вооружения и осуществляющих активное позиционирование на рынках высокотехнологичной продукции и услуг (рисунок 1).

Создание интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе осуществляется на основе соответствующих методических рекомендаций. Так, в целях обеспечения единства подходов к созданию интегрированных структур в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)» приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 18 августа 2004 г. № 70 были утверждены Методические рекомендации по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе. А в целях обеспечения единства подходов к созданию интегрированных структур и своевременного выполнения мероприятий, обеспечивающих реализацию федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы и на период до 2015 года», а также планов-графиков создания интегрированных структур, приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 11 октября 2007 г. № 426 были утверждены Методические рекомендации по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе (далее - Методические рекомендации), одобренные решением Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации от 19 июня 2007 года [6].

Методические рекомендации были разработаны в целях обе-

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНОЮ: формирование рационального состава и структуры ОПК, включая ИС

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВ-2020: развитие производственно-технологической и институциональной структуры ОПК

ОБОРОН НО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС Разработка и производство комплексов и систем ВВСТ, изделий двойного и гражданского назначения

Предприятии -производители финальных изделий и систем

Научные и другие организации ОПК i L

- Предприятия-комплектаторы

Производственна! инфраструктура ».....

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ

КОМПЛЕКС Разработка в производство комплексов и систем ВВСТ, вздеянй двойного и гражданского назначения

*

Специализированные производства

- ИС - разработчики и производители фин альных ком п лексов и с истем

- ИС - разработчики и производители крупных узлов и ключевых компонентов комплексов и свстем

- Федеральные казенные предприятия

- Государственные научные центры, межотраслевые в отраслевые организации (решение общественных задач ОПК)

10 ИС

(24% от общего объема промышленной продукции ОПК)

55-60 ИС (45% от общего объема промышленной продукции ОПК)

35-40 ИС (173Ó от общего объема промышленной продукции ОПК)

Дальнейшее укрупнение ИС, формирование межгосударственных ИС

2005 год

2010 год

2015 год

2020 год

Рис. 1. Совершенствование и развитие организационно-технологической и институциональной структур ОПК

спечения единого подхода федеральных органов исполнительной власти к созданию с участием государства интегрированных структур - объединений юридических лиц, ведущих совместную деятельность, в которых одно лицо имеет возможность определять решения, принимаемые остальными лицами, либо объединений, состоящих из одного юридического лица и его филиалов. Юридическое лицо, определяющее решения в указанных объединениях, называется головной организацией.

Методические рекомендации определяют основные положения по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе, связанные с выбором организационной схемы создания интегрированной структуры, разработкой проектов нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о создании интегрированной структуры с соответствующими обоснованиями в соответствии с планом-графиком создания интегрированных структур в ОПК на соответствующий период, утверждаемым Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации.

Основными условиями при создании интегрированных структур в ОПК являются:

- экономическая целесообразность интеграции при наличии устойчивых кооперационных связей с организациями соисполнителями;

- обеспечение потребности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в современных ВВСТ отечественного производства;

- развитие (сохранение) экспортного потенциала, позволяющего поддержать финансово-экономическую устойчивость интегрированных организаций ОПК, реализацию социально-экономических задач Российской Федерации;

- обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции.

Таким образом, в целом можно констатировать, что создание

интегрированных структур в ОПК является в настоящее время приоритетным направлением совершенствования архитектуры управления оборонной отраслью в условиях оптимизации структуры, функций и численности федеральных органов исполнительной власти. Это позволяет в рамках интегрированных структур реализовать эффективное управление потенциалом включенных в их состав оборонных предприятий с целью гарантированного обеспечения потребностей национальной обороны в современных средствах вооруженной борьбы, повышения эффективности использования бюджетных средств, инновационного развития оборонных отраслей, повышения их конкурентоспособности на внешних рынках оружия. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на ряд проблемных вопросов, препятствующих повышению эффективности функционирования интегрированных структур в ОПК. К их числу относятся:

1. Отсутствие необходимой и достаточной нормативно-правовой базы.

Действующие нормативные правовые акты не содержат понятий интегрированной структуры или холдинга, не учитывают особенности организационно-правовой природы и социально-экономических функций современных интегрированных структур и потому не регламентируют особенности их создания и деятельности. Многие из этих актов устарели.

Принципиальным и необходимым решением для создания правовой основы реформы ОПК РФ должно стать принятие специального закона об интегрированных структурах.

В нем следует раскрыть понятие интегрированной структуры, ее состав, структуру, процедуру ее создания, условия и порядок государственной регистрации, формы участия в ней государства, правовой статус и функции головной компании ИС, порядок ликвидации ИС.

2. Чрезмерно сложный порядок создания ИС.

Упрощение разрешительной процедуры согласования проектов учреждения новых ИС может быть связано с передачей основных функций по их созданию Минпромторгу России.

3. Излишнее ограничение антимонопольным законодательством деятельности ИС в ОПК.

Антимонопольное законодательство России существенно затрудняет возможность создания и управления ИС в ОПК. Необходимо сгладить противоречие между принципом обеспечения конкуренции и необходимостью реструктуризации оборонной промышленности (для повышения ее конкурентоспособности,

управляемости со стороны государства, решения проблем национальной безопасности и т.д.).

В Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» необходимо включить норму о приобретении интегрированной структурой пакетов акций (или иных активов) предприятий на основании решения Правительства Российской Федерации без получения согласия антимонопольного органа на совершение сделки.

4. Проблема получения головной компанией ИС лицензий на осуществление деятельности в области вооружения и военной техники.

Положение о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2012 г. № 581, содержит требование к лицензируемой организации по «наличию условий для хранения документации, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, изделий (образцов) вооружения и военной техники в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области технического регулирования». Очевидно, что ни одна интегрированная компания не может получить лицензию по действующему положению, поскольку владеет не основными фондами предприятий, а лишь их акциями и потому не может быть обеспечена необходимыми помещениями и оборудованием.

Следовательно, указанные положения необходимо уточнить, предусмотрев право головной компании ИС на получение лицензии в упрощенном порядке при предъявлении доказательств наличия у нее эффективного пакета акций предприятия, уже имеющего такую лицензию.

5. Концентрация заказов в ИС значительно затруднена.

Концентрация заказов в ИС необходима для снижения издержек, рационализации управления, оздоровления внутриотраслевой конкуренции и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности на внешних рынках. Однако для реализации этого требования необходимо установить порядок формирования и исполнения оборонного заказа, согласно которому в качестве головных исполнителей будут указываться только ИС в лице своих головных компаний, а не непосредственные предприятия-исполнители.

6. Отсутствие специальных полномочий у военного представителя в головной компании ИС.

Должен быть откорректирован порядок назначения головных военных представительств при ИС и определены их функции. Поскольку головная компания ИС сосредоточивает все основные операции по поставкам продукции военного назначения, произведенной предприятиями ИС, представляется целесообразным наделить военного представителя при головной компании («головного военного представителя») дополнительными полномочиями по контролю за поставками конечной продукции государственному заказчику, головному исполнителю ГОЗ или на экспорт, независимо от конкретного производителя этой продукции в рамках ИС.

7. Неопределенность ответственности государственных органов за срыв финансирования государственного оборонного заказа.

Для построения эффективной системы «заказчик-исполнитель» государственного оборонного заказа необходимо определить ответственность государства (ведомства, являющегося заказчиком) за его исполнение в части бюджетного финансирования, в противном случае головной исполнитель ставится в неравное с другими исполнителями положение.

8. Недостаточная государственная поддержка ИС.

В условиях, когда иностранные производители используют разнообразные средства стимулирования спроса на их продукцию на российских и международных рынках, России требуется широкий спектр форм государственного кредитования покупателей и производителей оборонной техники.

В отношении внутренних покупателей оно может осуществляться в форме связанного бюджетного кредита; целевого инвестиционного налогового кредита покупателю; кредита, предоставляемого кредитной организацией за счет денежных средств, полученных путем учета (переучета) векселя покупателя продукции в Банке России.

В части экспортных поставок необходимыми мерами являют-

ся государственное страхование поставок, бюджетное кредитование контрактов, использование лизинговых схем и т.п.

В целом необходимо принятие специального закона «О государственной поддержке оборонно-промышленного комплекса» или отдельных законодательных актов по отраслям.

9. Льготный налоговый режим отдельных участников ИС на ее головную компанию как представителя ИС в целом.

В частности, поскольку одной из основных функций головной компании является представление предприятий ИС во внешнеторговых отношениях, на нее следует распространить действие подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ об освобождении от НДС на авансовые платежи в счет экспорта товаров, длительность производственного цикла которых превышает шесть месяцев.

10. Повторное налогообложение.

Повторное удержание налога на прибыль делает невозможным централизацию средств для решения корпоративных задач. Поэтому целесообразно внести поправки в Налоговый кодекс для освобождения от повторного налогообложения корпоративных фондов развития, формируемых за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении предприятий корпорации после уплаты налогов и хранящейся на спецсчетах управляющих компаний.

11. Запрет головной компании управлять акциями участников ИС.

Согласно действующему законодательству доверительное управление ценными бумагами за определенными исключениями относится к исключительной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Однако это ограничение нецелесообразно в отношении головных компаний ИС, поскольку такая деятельность заведомо не может быть для них основной. Поэтому следует освободить их от необходимости быть профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Таким образом, проблема создания качественного нормативно-

правового поля для интегрированных структур ОПК - это актуальная, сложная, но решаемая задача, требующая принятия единого специального закона и соответствующего пакета поправок к отраслевому законодательству. Это будет способствовать последовательному развитию ОПК в рамках существующей системы принципов оборонного строительства России.

Литература:

1. Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» № 438.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Закутнев С.Е. Финансовое обеспечение военной безопасности государства на основе среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат / С.Е. Закутнев // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 10. - С. 1421.

3. Чистов И.В. Предпосылки и направления развития государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе России / И.В. Чистов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 48. - С. 35-44.

4. Кандыбко Н.В. Интеграция проектного управления в механизм обеспечения государственных оборонных нужд / Н.В. Кандыбко // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 11, ч. 2. - С. 69-74.

5. Доклад о состоянии законодательства, регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации / Экспертный совет по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. - М., 2012. - 115 с.

6. Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 11 октября 2007 г. «Об утверждении методических рекомендаций по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе» № 426.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ США ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ

ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Спиридонов Т.В., к.э.н., докторант Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук

В статье рассматривается роль инфраструктуры, как одного из важных приоритетов в военном строительстве США. Анализируются пути совершенствования различных элементов военной инфраструктуры для усиления военной мощи и достижения стратегических целей США, сохранения научно-технического превосходства над другими государствами и доминирующих позиций в мировой политике и экономике, с учетом изменений в военно-политической ситуации в мире. Исследуются различные меры, предпринимаемые США, для повышения эффективности экономического обеспечения военного строительства.

Ключевые слова: вооруженные силы, высокоточные системы оружия, военная инфраструктура, НАТО, военные базы, геополитика.

IMPROVEMENT OF INFRASTRACTURE OF THE UNITED STATES AFTER THE

COLD WAR

Spiridonov T., Candidate of Economic Sciences, doctoral candidate of the Institute of World Economy and International Relations of Russian

Academy of Sciences

The article considers the role of the infrastructure as one of the significant priorities of military construction of the United States. The article analyzed the ways to improve various elements of the military infrastructure to strengthen the military power and to succeed the strategic objectives of the United States, to maintain technological superiority over the other nations and the dominant position in world politics and economics, taking into account changes in the military-political situation in the world. In the articled are explored various measures taken by the United States to improve efficiency of economic support for military construction.

Keywords: armed forces, high-precision weapon systems, military infrastructure, NATO, military bases, geopolitics.

После окончания холодной войны и распада Советского Союза в американских правящих кругах продолжались обсуждения того, какими способами и в каких масштабах они могут прибегать к помощи созданной огромной машины в качестве средства обеспечения глобального верховенства США в новом однополярном мире. В этих же целях Министерство обороны значительное внимание уделяет совершенствованию военной инфраструктуры. Произошли и происходят существенные изменения в численности и дислокации объектов военной инфраструктуры США, как за рубежом, так и на континентальной части страны.

Учитывая кардинальные изменения в военно-политической ситуации в мире, США предпринимают различные меры для того, чтобы их система военной инфраструктуры в наибольшей степени соответствовала военно-политическим и геоэкономическим интересам, целям сохранения военного превосходства над другими странами. Существенное влияние на формирование и совершенствование военной инфраструктуры Пентагона оказали террористические атаки 11 сентября 2001 года. Эти события стали дополнительными стимулами для укрепления военной инфраструктуры на континентальной части США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.