Научная статья на тему 'Современные проблемы института страхового посредничества в РФ'

Современные проблемы института страхового посредничества в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1241
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВОЙ АГЕНТ / БРОКЕР / СТРАХОВОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО / СЕРТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулаков Василий Владимирович

В статье приводится исследование основных аспектов института страхового посредничества в РФ, раскрывается основные его проблемы, проводится сравнительный анализ с аналогичными институтами зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы института страхового посредничества в РФ»

Литература

1. Камалетдинов А.Ш., Ксенофонтов А.А. Анализ статистических данных по налогообложению добавленной стоимости в субъектах СКФО // Научно-аналитический журнал «Инновации и инвестиции». - Вып. 2. - М., 2011.

2. Камалетдинов А.Ш., Ксенофонтов А.А. Структура налоговых доходов в РФ в 2008 году // Вестник Университета. - М.: ГУУ, 2011. - №1/2011.

3. Ксенофонтов А.А. Анализ структуры налоговых доходов в Южном федеральном округе в 2008 году // Научно-аналитический журнал «Инновации и инвестиции». - Вып. 3. - М., 2011.

4. Ксенофонтов А.А. Изменение структуры налоговых доходов в Южном федеральном округе // Вестник Университета. - М.: ГУУ, 2011. - №18/2011.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Статистический сборник. - М.: Росстат, 2009. - 990 с.

6. Сайт Федеральной налоговой службы [Электр. ресурс]: www.nalog.ru.

В.В. Кулаков

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА СТРАХОВОГО ПОСРЕДНИЧЕСТВА В РФ

Аннотация. В статье приводится исследование основных аспектов института страхового посредничества в РФ, раскрывается основные его проблемы, проводится сравнительный анализ с аналогичными институтами зарубежных стран.

Ключевые слова. Страховой агент, брокер, страховое посредничество, сертификация.

Современный страховой рынок Российской Федерации характеризуется функционированием значительного числа страховщиков и ростом объемов операций, появлением новых потребностей в страховых услугах и новых направлений этой деятельности, обострением конкуренции и усилением внимания зарубежных страховщиков к страховому бизнесу в России.

Основными направлениями деятельности страховых организаций являются создание страховых продуктов, способных существовать в условиях инфляции, обеспечивать доверительные отношения с клиентом и получение страховщиком соответствующей прибыли.

Немаловажным фактором достижения вышеуказанных целей является правильная организация техники продвижения страховых продуктов от страховой организации к потребителю-страхователю.

Особую роль в формировании страхового рынка занимают страховые посредники, являющиеся основной движущей силой развития современного страхования.

В настоящее время деятельность страховых агентов в Российской Федерации испытывает большие сложности, а отсутствие реальных действий со стороны государства и страховых организаций для устранения проблем становится препятствием к успешному развитию отечественного страхования в целом.

Одной из основных проблем страхового посредничества является отсутствие в законодательных актах самого понятия страхового посредничества, а также четкой системы регулирования деятельности страховых агентов.

Законом №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст. 8) предусмотрено два типа посредников - страховые агенты и страховые брокеры.

© Кулаков В.В., 2013

Страховые агенты (п. 2 ст. 8) - это постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры (п. 3 ст. 8) - это постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров (далее - оказание услуг страхового брокера).

Страховых агентов и страховых брокеров объединяет то, что оказываемые ими услуги - это посредническая деятельность. Вместе с тем, такого понятия, как «страховой посредник» не содержится ни в одном законодательном акте, регулирующем страховую деятельность в Российской Федерации. В то же время оно присутствует в ряде подзаконных актов и в письмах (разъяснениях) федеральных органов исполнительной власти, касающихся страхования. Кроме того, данное понятие употребляется в ряде писем (разъяснений) федеральных органов исполнительной власти, касающихся страхования (Пример: письмо ФНС России от 22.10.07 г. №02-610/325 «Об упрощенной системе налогообложения», где говорится, что деятельность, осуществляемая страховыми агентами и страховыми брокерами на основе заключенных со страховщиками (перестраховщиками, страхователями) договоров поручения, агентских и иных аналогичных договоров, следует рассматривать в качестве вспомогательной деятельности в сфере страхового дела, а самих страховых агентов и страховых брокеров - в качестве посредников (доверенных лиц) в правоотношениях между страховщиками (перестраховщиками) и страхователями.

В мировой практике давно сложилось и является общепринятым понятие страхового посредника, которое широко используется в работе, связанной со страхованием, употребляется в нормативных правовых актах.

Понятие страховое посредничество также применяется в законодательствах стран СНГ. Так, например, статья 15 Закона Украины о страховании №85/96-ВР от 07.03.1996 посвящена «посреднической деятельности в сфере страхования».

Следует также учесть, что в одной из ранее действовавших редакций Закона №4015-1 понятие «посредническая деятельность по страхованию» имело место, и было бы целесообразно вернуть его. Это упростит понимание сути этих услуг, скоррелирует отечественную страховую терминологию с общепринятыми международными понятиями. Правовое закрепление того, что страховые агенты и страховые брокеры оказывают в страховании посреднические услуги, поможет в практической деятельности определять содержание их правоспособности.

Во многом модель государственного надзора за страховыми посредниками в той или иной стране зависит от действующей в стране системы права, а также от специфики национального страхового рынка.

При «континентальной» модели права (Германия, Италия, Испания и др.) государственное регулирование деятельности страховых посредников минимально. Здесь заметно большую роль играют страховые агенты, а не брокеры.

В качестве примера приведем модель страхового посредничества в Германии, где, как и в России, страховому надзору подлежат лишь брокеры, в то время как деятельность страховых агентов регламентируется только договором между агентом и

страховщиком, заключающимся в соответствии с нормами федерального законодательства.

В рамках «англо-американской» (США, Великобритания и др.) системы страхового права страховым посредникам уделяется большее внимание, однако здесь в некоторых случаях государство делегирует свои полномочия в данной области объединениям страховых посредников, имеющим статус общественных или саморегулируемых организаций.

В Великобритании, например, где страховые брокеры являются важнейшей частью страхового рынка (так сложилось исторически), страховщик при подаче заявления на лицензирование представляет, кроме прочего, документы, определяющие возможность взаимодействия со страховыми посредниками, формы договоров с ними и т.д. Брокеры здесь получают лицензию на право осуществления страховой брокерской деятельности, которая должна ежегодно продлеваться. В Великобритании действует большое число саморегулируемых организаций, разрабатывающих стандарты и методы ведения страховой посреднической деятельности, требования к профессиональным знаниям посредников и т.д. Например, Регистрационный совет страховых брокеров ведет государственный реестр страховых брокеров.

В приведенных таблицах 1 и 2 рассматривается законодательное закрепление положения страховых посредников в странах Евро-Азиатского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) и краткий обзор института страховых брокеров в развитых странах (на примере Франции, США, Японии).

На европейском уровне в отношении страховых посредников действуют нормативы Евросоюза, основным из которых является принятая в декабре 2002 года Европейским парламентом и Советом Европейского сообщества директива 2002/92/ЕС «О страховых посредниках» (далее - Директива). Этот документ дает определение посреднической деятельности, устанавливает базовые условия деятельности страховых посредников на территории европейского сообщества, а также декларирует основные постулаты контроля и надзора за деятельностью страховых посредников в странах ЕС.

Таблица 1

Сравнительная характеристика правового положения агентов и брокеров в

странах ЕврАзЭС

Государство Нормативная база

Страховой агент Страховой брокер

1 2 3

Россия Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в РФ»

— физические лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации и действующие на основании гражданско-правового договора; — российские юридические лица (коммерческие организации). Действуют от имени страховщика и по его поручению на основании доверенности. — зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей физические * лица ; — российские юридические лица (коммерческие организации). Действуют от своего имени в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика). Не вправе осуществлять агентскую деятельность.

* В настоящее время в Российской Федерации, согласно данным единого государственного реестра субъектов страхового дела, зарегистрировано всего три страховых брокера, осуществляющих деятельность в форме индивидуальных предпринимателей.

Таблица 1. Продолжение

1 2 3

Белоруссия Положение о порядке деятельности страховых агентов в Республике Беларусь; Положение о страховом брокере в Республике Беларусь

— физическое лицо, заключившее со страховщиком трудовой договор (контракт) либо договор поручения или иной гражданско-правовой договор, предусматривающие осуществление посреднической деятельности по страхованию; - юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, в учредительных документах которого как один из видов его деятельности указано страховое посредничество и заключившее со страховщиком гражданско-правовой договор. Действует в пределах предоставленных ему страховщиком полномочий и выступает в посреднической деятельности по страхованию от имени страховщика. Страховой агент - физическое лицо вправе осуществлять посредническую деятельность только от имени одного страховщика. Заключенный между страховщиком и страховым агентом - юридическим лицом договор может содержать ограничения для страхового агента осуществлять посредническую деятельность от имени другого страховщика. Коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручения страховой организации или страхователя либо одновременно каждого из них после получения лицензии. Подлежат государственной регистрации в Министерстве финансов. Не вправе: - осуществлять другие, кроме посреднической деятельности по страхованию, виды деятельности; - заключать договоры страхования или содействовать в их заключении со страховой организацией, не имеющей лицензии; - осуществлять посредническую деятельность по страхованию по видам обязательного, добровольного страхования, перестрахованию, не указанным в лицензии.

Украина Закон Украины «О страховании»; Постановление Кабинета министров Украины «Об упорядочении деятельности страховых брокеров»

Юридические лица или граждане, которые зарегистрированы в установленном порядке как субъекты предпринимательской деятельности и осуществляют за вознаграждение посредническую деятельность в страховании от своего имени на основании брокерского соглашения с лицом, которое нуждается в страховании как страхователь. Страховые брокеры - граждане не имеют права получать и Граждане или юридические лица, которые действуют от имени и по поручению страховщика и выполняют часть его страховой деятельности, а именно: заключают договоры страхования, получают страховые платежи, выполняют работы, связанные с осуществлением страховых выплат и страховых возмещений. Страховые агенты являются представителями страховщика и

Таблица 1. Продолжение

1 2 3

перечислять страховые платежи, страховые выплаты и выплаты страхового возмещения. Страховые или перестраховочные брокеры -нерезиденты могут предоставлять услуги лишь через постоянные представительства в Украине, которые должны быть зарегистрированы как налогоплательщики и включены в государственный реестр брокеров. действуют в его интересах за вознаграждение на основании договора поручения со страховщиком.

Казахстан Закон Республики Казахстан «О страховой деятельности»

Физическое или юридическое лицо, осуществляющее посредническую деятельность по заключению договоров страхования от имени и по поручению страховой организации в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховая организация обязана вести реестр страховых агентов, уполномоченных ею на проведение операций страхового посредничества Юридическое лицо, осуществляющее консультационную деятельность по вопросам страхования и перестрахования и посредническую деятельность по заключению договоров страхования от своего имени и по поручению страхователя или договоров перестрахования от своего имени и по поручению цедента. Подлежит лицензированию. Запрещается: участие страховой (перестраховочной) организации или ее работников в создании или деятельности страхового брокера; участие в создании страхового брокера на территории Республики Казахстан организации -нерезидента, не являющейся страховым брокером; открытие филиалов и представительств страхового брокера нерезидента на территории Республики Казахстан.

Таблица 2

Краткий обзор института страховых посредников в развитых странах

Государство Нормативная база

Страховой агент Страховой брокер

1 2 3

Франция Страховой кодекс. Книга 5: Страховые посредники

Государственная регистрация. Требования: - возраст (минимум 21 год); - ограничение по гражданству 2 объединения брокеров: - национальный синдикат брокеров; - синдикат консультантов-

Таблица 2. Продолжение

1 2 3

(французское или страны, с которой Франция имеет соответствующее соглашение); — лицо, не привлекавшееся к уголовной ответственности. страховщиков. Функционирование брокеров регламентировано обычаями делового оборота, которые признаются судами. При участии брокеров заключаются около 20% сделок.

США Закон «О лицензировании Агентской и Брокерской деятельности»

Деятельность подлежит лицензированию. Требования: — возраст (минимум 18 лет); — гражданство (не во всех штатах); — хорошая репутация. Существуют временные лицензии. Страховщик, назначая агента, информирует об этом Департамент страхования штата. Требования для лицензирования такие же, как и для агентов, кроме того: — квалификация (опыт или образование). При получении лицензии юридическим лицом квалификацией должен обладать каждый человек, указанный в лицензии. Брокер может быть агентом другой страховой организации и наоборот. Одна из обязанностей — «Брокерский контроль» за страховщиком

Япония Закон «О страховом деле»

Страховые агенты и консультанты подлежат регистрации в Минфине. Агенты по страхованию жизни могут действовать от имени только одного страховщика. Более 90% премий собирается агентами. Деятельность брокеров разрешена с 1996 года. Брокеры подлежат государственной регистрации в Минфине. На долю брокеров приходится менее 1% премий.

В Директиве определены три вида посредников, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке страховых услуг: страховой посредник, перестраховочный посредник и связанный страховой посредник. В нашем понимании это страховой брокер, перестраховочный брокер и страховой агент.

Директива не устанавливает требования по лицензированию (регистрации) страховых агентов. Соответствующие требования предъявляются только к первым двум категориям посредников. Однако в предшествующей Директиве 77/92/ЕЭС от 13 декабря 1976 года агенты вообще не фигурировали в качестве страховых посредников. Заметна тенденция.

Основные моменты, определяющие деятельность страховых агентов, заключаются в следующем:

1) действуют исключительно в интересах одной или нескольких страховых организаций (по разным продуктам);

2) оказывают услуги в рамках полномочий, подтвержденных доверенностью (договором), выданной страховой организацией;

3) создают своими действиями права и обязанности для страховой организации, которую они представляют.

Кроме того, страховым агентам запрещается продавать конкурирующие продукты разных страховых организаций, то есть фактически оказывать услуги страхового брокера.

Надзор за страховыми агентами со стороны государства Директивой не предусмотрен. Это целиком и полностью прерогатива страховщиков, которые «ведут строгий учет своих агентов и их полномочий».

Требования Международной ассоциации страховых надзоров в данной сфере более жесткие. В документе МАСН «Основные принципы страхования и методология» значится следующее положение: «орган страхового надзора напрямую или в процессе надзора за страховщиками должен устанавливать определенные требования в отношении поведения посредников».

Важным критерием в этом положении выступает требование о лицензировании или регистрации посредников и включении в полномочия органа страхового надзора деятельности против юридических или физических (!) лиц, занимающихся страховым посредничеством без получения лицензии или не пройдя процедуру регистрации.

Таким образом, в документе МАСН четко прослеживается мысль о том, что лицензированию подлежат не только страховые брокеры, но и страховые агенты. Эта позиция выглядит весьма спорной, хотя и заслуживает внимания, прежде всего как устанавливающая определенные требования к страховым агентам со стороны государства. Это положение отчасти перекликается с Директивой, в ст. 4 которой говорится, что посредники должны обладать должными знаниями, квалификацией и «хорошей репутацией». В любом случае, лицензирование деятельности страховых агентов или их государственная регистрация на данном этапе развития к российской действительности неприменима.

Немаловажной проблемой является сертификация института страхового посредничества. Во многих странах успешно применяется практика повышения профессионального уровня страховых посредников путем обязательного прохождения последними минимальной специальной подготовки. Однако, содержание этих требований различно; например, многие сроки профессиональной подготовки в разных странах варьируются от несколько недель, до полугода. На государственные органы совместно с саморегулируемыми организациями страховщиков и посредников возлагаются функции контроля над профессиональной подготовкой и повышением квалификации посредников. Утверждаются методологические программы профессиональных курсов, порядок проведения экзаменов, минимальные квалификационные требования, и т.д.

Деятельность агентов на отечественном страховом рынке в настоящее время практически ничем не регламентирована законом. В Российской Федерации отсутствует такой немаловажный элемент, как минимальные профессиональные требования к квалификации страховых агентов, а также стандарты их обучения, в связи с чем страховой агент по-прежнему остается «бродягой» страхового рынка [2]. Вместе с тем, стремительное развитие страхового рынка и внедрение новых, более сложных страховых продуктов, диктует необходимость внедрения подобных требований и стандартов. Это в существенной мере позволило бы повысить профессиональный уровень отечественных агентов, а также улучшить качество предоставляемых потребителям страховых услуг.

Кроме того, логичным видится внедрение системы учета сертифицированных агентов путем создания соответствующего реестра, ведение которого будет являться прерогативой органа страхового надзора, либо саморегулирующей организации. Данная мера позволила бы сократить уровень мелкого мошенничества, (в частности, выписывание страхового полиса задним числом).

Следует уделить внимание проблеме незащищенности результатов деятельности страховых посредников во взаимоотношениях со страховыми организациями.

Нередким случаем является присвоение страховыми организациями результатов труда страховых посредников, выражающихся в виде наработанной клиентской базы. При этом, страховщики получают готовые результаты деятельности страховых посредников, включая работу по установлению наиболее актуальных страховых потребностей страхователя.

Другим примером подобной практики является использование страховщиками уже существующей клиентской базы страховых агентов при заключении или продлении договоров страхования, при этом, не выплачиваю посреднику причитающееся ему вознаграждение.

Подобные негативные моменты препятствуют развитию института страхового посредничества и страхового рынка в целом.

В целях защиты интересов страховых посредников целесообразным видится законодательно закрепить положение о праве собственности страховых посредников на создаваемую ими клиентскую базу, а также установить санкции за необоснованное пользование третьими лицами результатами деятельности страховых посредников.

Таким образом, рассмотрев основные проблемные аспекты состояния российского страхового посредничества, а также проведя сравнительный анализ с аналогичными институтами других стран можно сделать вывод, что на сегодняшний момент в данной сфере имеется множество нерешенных проблем. Для успешного развития системы страхового посредничества необходимо совершенствование страхового законодательства, введение понятие «страховой посредник». Немаловажным моментом является создание системы профессиональной подготовки кадров, внедрения сертификации страховых агентов, а также ведение их учета. При этом, в решении проблем необходимо участие всех заинтересованных сторон, включая страховщиком, а также государства в вопросах регулирования страховой и налоговой политики.

Литература

1. Абрамов В.Ю. Страхование. — М.: Финансы и статистика, 2008.

2. Галагуза Н.Ф. Страховые посредники. — М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 1998.

3. Коломин Е.В. Научная концепция развития страхования на среднесрочную перспективу. — М.: Финансы, 2010.

4. Кузнецова Н.П., Меркурьева И.С. Международный опыт регулирования страховой деятельности. — СПб, 2006.

5. Юлдашев Р.Т., Цветкова Л.И. Практика страхового предпринимательства: пособие для широкого круга лиц, чья практическая деятельность связана со страховым бизнесом. — М., 2010.

6. [Электр. ресурс]: http://www.asn-news.ru.

7. [Электр. ресурс]: http://www.insur-info.ru.

8. [Электр. ресурс]: http://zakon2.rada.gov.uaЛaws/show/85/96-%D0%B2%D1%

80.

М.В. Лепешкин

ВОПРОСЫ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам формирования местных бюджетов в Российской Федерации, их взаимодействию между собой и с бюджетами вышестоящих уровней. В статье приводится обстоятельный анализ влияния

© Лепешкин М.В., 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.