2. Фирстова С.Ю. Бухгалтерский учет в медицине. КноРус, 2006. С. 21-23.
3. Токарев И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Проспект, 2012.
4. Захарьин В.Р. Заработная плата в коммерческих организациях и бюджетных учреждениях. М.: Изд-во: Проспект, 2012.
5. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения: 17.01.2018).
6. Ананьев Л.В. Бухгалтерский учет в бюджетной сфере: практические рекомендации М.: Инфотропик Медиа, 2012. 360 с.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Заборовский Е.Ю. Email: [email protected]
Заборовский Евгений Юрьевич - магистр, кафедра управления организацией, экономический факультет, Московский государственный областной университет, г. Москва
Аннотация: автомобильная отрасль является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития государства. В данной статье рассматривается современное состояние российской автомобильной отрасли и основные направления ее развития. Автором проанализирована динамика производства и импорта продукции. Рассмотрен режим «промышленной сборки» и его основные результаты. Определены основные задачи развития отрасли и меры государственной поддержки. Рассмотрен вопрос вступления России во всемирную торговую организацию.
Ключевые слова: автомобильная отрасль, производство, импорт, импортозамещение, стратегия, промышленная сборка, отечественный, Россия.
MODERN PROBLEMS AND DEVELOPMENT DIRECTIONS OF THE RUSSIAN AUTOMOTIVE INDUSTRY Zaborovskiy E.Yu.
Zaborovskiy Evgeniy Yurievich - Master, DEPARTMENT OF MANAGEMENT ORGANIZATION, ECONOMIC FACULTY, MOSCOW STATE REGIONAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the automotive industry is the leading branch of the domestic engineering industry, which determines the economic and social development level of the state. This article describes the current situation in the Russian automotive industry and the main directions of its development. The author analyzes the dynamics ofproduction and import of products. The regime of "industrial assembly" and its main results are considered. The main tasks of the industry development and measures of state support are determined. The question of Russia's accession to the world trade organization is considered. Keywords: automobile industry, production, import, import substitution, strategy, industrial assembly, domestic, Russia.
УДК: 33
На сегодняшний день российская автомобильная отрасль развивается согласно «Стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 года»,
составленной и утвержденной Правительством РФ. В соответствии с данным документом главными задачами российской автомобильной промышленности являются:
- повышение доли добавленной стоимости, создаваемой отраслью;
- увеличение процента внутреннего производства на рынке автомобилей;
- повышение уровня локализации сборочных производств, размещенных иностранными предприятиями на территории Российской Федерации [1, с. 2].
Поставленные задачи развития отрасли обусловлены следующим.
Современную ситуацию в российской автомобильной отрасли в последние несколько лет можно определить как неоднозначную. С одной стороны, вплоть до финансового кризиса 2008 года наблюдался стремительный рост российского рынка, обусловленный, в том числе, увеличением покупательской способности населения, укреплением национальной денежной единицы и развитием потребительского кредитования. С другой стороны, на автомобильном рынке значительно снизилась доля российских производителей при одновременном усилении конкурентной борьбы внутри ценовых сегментов.
Российский автомобильный рынок показывал значительные темпы роста на протяжении всего периода посткризисного восстановления (2010-2012 годы) и превысил показатели докризисного значения. Несмотря на спад уровня продаж в 2013 году, уровень автомобилизации позволяет прогнозировать долгосрочный рост рынка [1, с. 8, 15].
Увеличение уровня доходов населения и повышение уровня и качества жизни с одной стороны и инерционные темпы развития отечественного предприятия «АвтоВАЗ» с другой привели к увеличению спроса на автомобили зарубежных марок и, как следствие, к росту их импорта (рис. 1).
2500
2000
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Н Производство и Импорт
Рис. 1. Динамика импорта и производства легковых автомобилей, тыс. шт., 2007 - 2015 гг.
Финансовый кризис и увеличение в январе 2009 года импортных пошлин на автомобили до трех лет с 25% до 30% отрицательно отразились на темпах ввоза продукции автопрома — за 2009 год количество автомобилей (поддержанных и новых) уменьшилось в 4 раза. После кризиса 2008-2009 годов объем ввоза автомобилей так и не восстановился: максимальный уровень за данный период времени наблюдался в 2011 году и составил более 1 млн шт., что почти в 2 раза меньше, чем в 2008 году. С 2012 года прослеживается постепенное снижение уровня импорта автомобилей. Основной причиной снижения объема ввоза продукции стало не только сокращение темпов развития экономии, но и повышение уровня отечественного производства.
Технологическое отставание отечественной автомобилестроительной отрасли предопределило выбор такого стратегического направления развития для российских предприятий, как ввоз на территорию страны автокомпонентов в виде крупных модулей с целью их дальнейшей сборки [3, с. 6].
В 2005 году Министерство экономического развития РФ приняло решение о введении режима «промышленной сборки». Это значительно упростило мировым
производителям импорт в страну комплектующих и их дальнейшую сборку на территории России, так как затраты на перевозку и таможенные пошлины на автомобильные компоненты существенно ниже, чем на готовую продукцию. Вследствие этого в 2007 г. на территории Российской Федерации было открыто четыре автомобильных завода, в т.ч. таких крупных мировых компаний, как Volkswagen, Toyota и Hyundai. Данное событие способствовало повышению уровня внутреннего производства и снижению объемов ввоза продукции, поэтому даже в период восстановления потребительского спроса в 2010-2013 гг. уровень импорта не приблизился к предкризисному значению [2, c. 13-14].
В связи с этим, чрезвычайно важным тактическим направлением российской промышленной политики является локализация производства автокомпонентов.
В настоящее время на территории РФ сформировались четыре территориальных автомобильных кластера, в которых основным образом и сконцентрирована вся автомобильная промышленность государства.
В первую очередь - это Приволжский кластер - самый крупный в стране, являющийся главной производственной площадкой Автоваза. Далее за ним по размеру следуют Калужско-Московский и Санкт-Петербуржско-Калининградский кластеры. Так, в Санкт-Петербурге находятся 4 завода по производству легковых автомобилей мировых концернов «Nissan», «General Motors», «Toyota» и «Hyundai». В Ленинградской области также находится завод «Ford». В Калуге расположено сборочное производство «Volkswagen». Последний, Дальневосточный автомобильный кластер, был создан на базе концерна Sollers [4, c. 3, 12].
Режим «промышленной сборки» был введен с целью обеспечения необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций в развитие отечественной автомобильной промышленности, создания технологических возможностей развития комплекса, обеспечения новых рабочих мест
Введение данного режима обеспечило привлечение иностранных инвестиций в формирование отечественного автомобилестроения, создание современных высокотехнологичных производств, перемещение на территорию государства инженерных компетенций. Крупнейшие мировые производители, выпускающие 90% мирового объема продукции, разместили свои производства в регионах РФ [1, c. 35].
На сегодняшний день российские марки автомобилей производят только два предприятия: ЗАО «АвтоВАЗ» и ОАО «Соллерс». Остальные компании, выпускающие легковые автомобили, заняты сборкой модификаций иностранных марок (табл. 1).
Таблица 1. Производители легковых автомобилей в России, по маркам
Предприятие, расположение Производимые марки
Иностранные марки
ГК «Автотор», Калининградская обл. BMW, Cadillac, Chevrolet, Opel, Kia
«ЮМ-АвтоВАЗ» ЗАО, г. Тольятти, Самарская обл. Chevrolet
«АК ДерВейс» ООО, г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика Lifan, Geely, Great Wall
«Автофрамос» ОАО, г. Москва Renault
«Форд Мотор Компани» ЗАО, г. Всеволожск, Ленинградская обл. Ford
«Соллерс-Набережные Челны» ОАО, Республика Татарстан Ford
Соллерс-Елабуга» ООО, Республика Татарстан Ssang Yong
«Соллерс-Дальний Восток» ООО, Приморский край Ssang Yong, Toyota, Mazda
«Дженерал Моторз Авто» ООО, Санкт- Chevrolet, Opel
Предприятие, расположение Производимые марки
Иностранные марки
Петербург
«Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» ООО, Санкт-Петербург Toyota
«Хёндэ Моторз Мэнуфэкчуринг Рус» ООО, Санкт-Петербург Hyundai, Kia
«Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», ООО, Санкт-Петербург Nissan
«Фольксваген Груп Рус» ООО, г. Калуга, Калужская область Volkswagen, Skoda
«ПСМА-Рус», г. Калуга, Калужская область Peugeot, Citroen, Mitsubishi
«Таганрогский автомобильный завод», Ростовская область BYD, Hyundai
«Горьковский автомобильный завод», Нижний Новгород Skoda, Volkswagen, Mercedes, Chevrolet
Российские марки
ЗАО «АвтоВАЗ», г. Тольятти, Самарская обл. Лада
ОАО «Соллерс», Ульяновская обл. УАЗ
В августе 2012 года Россия вступила во Всемирную торговую организацию, взяв на себя обязательства по сокращению таможенных пошлин на ввоз автомобильной продукции, импортируемой на территорию государства.
Также Россия обязана в срок до июля 2018 года отменить режим «промышленной сборки» на территории государства. Возможные будущие потери инвесторов, вкладывающих средства в производство автомобилей и комплектующих на территории Российской Федерации, предполагается возместить за счет мероприятий, предусмотренных законом от 23.07.013 г. № 190-ФЗ «О предоставлении государственной поддержки производителям моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов».
Одним из мероприятий, направленных на компенсацию изменения внешних факторов, стали изменения в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», связанных с введением «утилизационного сбора» (УС). Применение утилизационного сбора позволило снизить темп роста ввоза легковых коммерческих автомобилей на территорию страны. Также утилизационный сбор позволил отечественным компаниям приспособить собственные модельные ряды и ценовое размещение продукции к созданным условиям конкуренции на рынке [1, c. 38-39, c. 42].
Таким образом, автомобильная отрасль является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития государства. Дальнейший рост автомобильной промышленности напрямую будет зависеть от общемировой и российской экономической ситуации и, как следствие, тенденций увеличения уровня доходов населения, а также темпов развития дорожной инфраструктуры крупных городов, где и сконцентрировано потребление.
Реализация мероприятий поддержки автомобильной промышленности со стороны государства позволит значительно снизить долю импортной продукции и увеличить объемы собственного производства. Политика импортозамещения и рост отечественного производства будут способствовать сохранению капитала внутри страны, созданию новых рабочих мест и активизации научно-исследовательской деятельности.
Список литературы /References
1 Шушкин М.А. Проблемы локализации производства автокомпонентов в России //
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2013.
2 Бутов А.М. Рынок легковых автомобилей // Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики», 2015.
3 Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года // Утв. приказом Минпромторга России от 23.04.2010 г. № 319 (с изм. на 27.12.2013).
4 ЕМИСС Государственная статистика // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedstat.ru : интернет-изд. / (дата обращения: 14.11.2017).
5 Россия: Статистика внешней торговли. По данным ФТС России // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru-stat.com: интернет-изд./ (дата обращения: 15.11.2017).
6 Голяшев А., Лобанова А., Кульпина В. Рынок легковых автомобилей // Бюллетень социально-экономического кризиса в России, 2016.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕОФШОРИЗАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Сауткина М.Д. Email: [email protected]
Сауткина Мария Дмитриевна - магистрант, кафедра экономической теории, факультет экономики, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются актуальные проблемы деофшоризации экономики России, оценивается государственное регулирование со стороны правительства, оцениваются основные проблемы развития особых экономических зон в России. Актуальность данной проблемы доказывается тем, что именно офшорные компании наносят огромный вред экономике стран - «утечка капитала» и недобор налогов порождают дефицит бюджета. Последствия существования данной системы весьма плачевны, поэтому необходимо заглянуть в корень проблемы, найти главные причины возникновения офшоров и, исходя из этого, строить грамотную политику, направленную на устранение сложившейся ситуации - политику деофшоризации.
Ключевые слова: офшорный бизнес, вывоз капитала, деофшоризация, особые экономические зоны.
THE ACTUAL PROBLEMS OF DEORPHANIZATION OF RUSSIAN
ECONOMICS Sautkina M.D.
Sautkina Mariya Dmitrievna - Master, DEPARTMENT OF ECONOMIC THEORY, FACULTY OF ECONOMICS, RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: article analyzes the actual problems of deorphanization of the Russian economy, assesses government regulation on the part of the government, assesses the main problems of the development of special economic zones in Russia. The urgency of this problem is proved by the fact that it is the offshore companies that cause great harm to the economies of the countries - the "leakage of capital" and the shortfall in taxes generates a budget deficit. The consequences of the existence of this system are very deplorable, so it is necessary to look at the root of the problem, to find the main reasons for the emergence of off-shores, and, on the basis of this, to build a literate policy aimed at eliminating the current situation-the deoffshorization policy.
Keywords: offshore business, the export of capital, deorphanization, special economic zones.