СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.
аутенфикация по отпечатку пальца. Одновременно с этим банк ВТБ-24 развивает «Почта Банк» в составе банковской группы [3].
Одной из главных задач развития дистанционного банковского обслуживания является сохранность персональных данных пользователей. Введение единых требований ведет к повышению защиты онлайн -операций а также ведет к доверию интернет - банкингу. Безопасность в рамках дистанционного банковского обслуживания оставались и остаются актуальной темой для разработки 1Т провайдеров.
Перспектива развития этого направления в России непосредственно развивается только в положительную сторону. Из-за перенасыщения услуг, которые представляет банк своему клиенту, этот показатель уже не является ведущим в конкурентной борьбе за клиента. Укореняя позиции интернет обслуживания, кредитная организация, дает возможность своему клиенту не зависеть от графика работы в организации , позволяя контролировать и совершать операции по счетам удобное для клиента время. И поэтому банки стараются усовершенствовать и закрепить как первостепенную надобность, процедуру планирования своей деятельности.
Но есть и обратная сторона, условия которой связаны с несовершенствами на уровне защиты персональной информации, нападки несанкционированных операций, слабые позиции законодательной базы для совершения операций и т.д. Дистанционное банковское обслуживание подразумевает в будущем устранение этих несовершенств ,доведя систему до безупречности.
Список использованной литературы:
1.Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Роганова С.Ю.ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГ В РОСИИ:ПРИЧИНЫ СТАГНАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.-2016-.№ 11-2.-285-289.
2.Кириченко Л.П., Булавенко О.А.. СИСТЕМА ИНТЕРНЕТ-БАНКИНГА В РОССИИ//Фундаментальные исследования.-2015.-№ 11-5.-С.991-995;
3. «Это не кризис,это новый статус кво экономики»: где будет искать клиентов Почта банк [Электронный ресурс]/ под ред. Е.И.Лебедева М^р.ги 2016.https://www.dp.ru/a/2016/04/29/Pochta_Bank_intervju
© Скрыпник И.С., 2018
УДК 33
Тулешова Г.Б.
асс. профессор кафедры экономики и сервиса
Муратбек К. А. Магистрант кафедры экономики и сервиса ЖГУ им. И.Жансугурова
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
Аннотация
В статье проведен анализ состояния малого и среднего бизнеса в Казахстане, показаны основные тенденции субъектов малого и среднего предпринимательства; рассмотрена роль малого и среднего бизнеса в модернизации экономики, проблемы, приоритеты и механизмы его развития.
Ключевые слова:
малое и среднее предпринимательство, экономическая политика государства, государственная поддержка, экономический рост
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.
MODERN PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL ENTERPRISE IN KAZAKHSTAN
The article provides an analysis of the state of small and medium business in Kazakhstan, there are shown the main tendencies in subjects of small and medium entrepreneurship; the article dwells on the role of small and medium business in modernization of the Kazakhstan economy, problems, priorities and mechanisms for its development.
Key words:
Small and Medium Enterprise, Economic Policy of the State, state support, economy growing
Несмотря на то, что показатели развития предпринимательства в РК и развитых странах мира существенно отличаются, малый и средний бизнес (МСБ) сумел занять определенную нишу в экономике Казахстана. До кризисных явлений 2015 года наблюдался большой рост субъектов малого и среднего предпринимательства в сферах, где пока не требуется больших капиталов, оборудования и кооперации множества работников.
В условиях развития конкуренции между странами именно малый и средний бизнес создают необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса. Субъекты малого предпринимательства весьма уязвимы ко всем рыночным изменениям и потрясениям, поскольку обладают гораздо меньшими возможностями и ресурсами по сравнению с субъектами среднего, а тем более крупного предпринимательства. Поэтому, экономическая политика развитых государств направлена на то, чтобы компенсировать эти способности малых предприятий и помочь им действовать на рынке как полноправным субъектам конкуренции[1].
С 2015 года наблюдается активный рост кредитования МСБ в Казахстане. Число выданных банками кредитов увеличилось в 2,3 раза с 2014 года. По сравнению с 2016 года объем кредитов увеличился на 29% и составил 3 трлн тенге. Однако, по данным АБР, только 19% МСП получают кредиты, в то время как остальные рефинансируют доход или берут займы из других источников. Это связано с тем, что большинство предприятий имеют плохую кредитную историю или не имеют нужных документов. Направление кредитов отражает основные виды деятельности предприятий: торговля (37%), строительство (13%), промышленность (13%) и другие отрасли, не связанные с основными секторами экономики (24%) [2].
Господдержка предпринимательства и увеличение кредитования стимулирует рост деловой активности в МСП. К концу октября 2017 года был зафиксирован самый высокий годовой рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, начиная с 2010 года - на 7,4% (28,1 тыс. ед.), до 405,5 тыс. ед. Количество субъектов крупного предпринимательства на этом фоне сокращается второй год подряд. За год, концу октября 2017 года, их число уменьшилось на 3,7% (92 ед.), до 2,4 тыс. ед.
Помимо хорошо известных госпрограмм, также на развитие МСБ с 2015 по 2018 год активно привлекались займы у МФО сроком до 2020 года. В 2016 года начата реализация третьего транша в $200 млн по проекту АБР. Проект нацелен на увеличение доступности финансирования МСБ, более чем на 20% увеличить количество заемщиков и число выданных кредитов к 2020 году. Всемирный Банк (МБРР) в этом году выделит еще $9,24 млн по проекту конкурентоспособности МСП. Цель проекта - укрепить правительственные программы и повысить компетентность МСП. В рамках Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса 2020» мерами поддержки по итогам 2017 года было охвачено свыше 192 тыс. предпринимателей и населения с предпринимательской инициативой, что на 10% больше по сравнению с 2016 годом [3].
На законодательном уровне предусмотрены ощутимые налоговые послабления, призванные стимулировать активность предпринимателей. Кроме того, проделана большая работа по борьбе с коррупцией и улучшению налогового обложения. Так, например, разработаны программы мер по борьбе с коррупцией, по ускоренному развитию малого и среднего бизнеса, внесены поправки в налоговое
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.
законодательство. Постепенно устраняются многочисленные бюрократические препоны на пути создания бизнеса. Только за последние годы сокращено около 350 различных подвидов лицензируемой деятельности. Выдача некоторых лицензий передана на региональный уровень, а сами процедуры значительно упрощены. Ставки корпоративного и индивидуального подоходного налога в Казахстане считаются низкими по международным стандартам. Для сравнения, ставка налога на прибыль в Индии составляет 30%, Бразилии - 25% и Китае - 20%. В Казахстане ставка корпоративного подоходного налога 10%.
Политика государства ориентирована на стимулирование развития производств более высокой добавленной стоимостью, формирование вспомогательного, обслуживающего и перерабатывающего блоков малых и средних предприятий через аутсорсинг и усиление местной составляющей в крупных проектах, а также на создание кластеров за счет объединения усилий обслуживающих и вспомогательных предприятий МСП вокруг крупных системообразующих компаний [4].
Предприятия МСБ, устанавливающие взаимоотношения с крупными компаниями, будут постоянно чувствовать опеку с их стороны, образно говоря, они будут находиться под их «крылом», и свои предпринимательские возможности реализовывать с наибольшей эффективностью. Расширяя свою деятельность, МСП в ходе развития образуют своего рода фундамент, на котором будут вырастать более высокие «этажи» функционирующего хозяйства, обладающие большим производственным потенциалом и значительными размерами производства и реализации продукции. В результате предприятия МСБ будут постепенно занимать приоритетное место в экономике, а доминирующее положение крупных предприятий будет соответственно снижаться. Но это не значит, что крупное производство уступит место в рыночной структуре МСБ, лишаясь своих преимуществ. Наоборот, его значение возрастет как системообразующих предприятий, представляющих собой важнейшую рыночную структуру, которая своим развитием умножает ресурсный потенциал страны, обеспечивая ее экономическую безопасность [5].
В этой связи предприятия малого и среднего бизнеса могли бы направить свои инвестиции в данные сектора экономики. В этом случае им предназначается роль поставщиков товаров и услуг более крупным участникам кластера. Малый и средний бизнес мог бы активнее вовлекаться в развитие технологических парков, потому что, конкурируя с крупными иностранными компаниями, он сейчас как никогда нуждается в наукоемких технологиях, новых подходах к процессу производства товаров и услуг, к управлению.
Мировой опыт показывает, что если государство хочет развиваться динамично и устойчиво, то его социально-экономические программы должны обязательно включать меры по стимулированию малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день в развитых странах мира на долю МСБ приходится от 40% до 90% объема внутреннего валового продукта (ВВП). А потому вполне естественно, что правительства этих государств уделяют первостепенное внимание поддержке данного сектора.
Казахстан намерен войти в 30-ку самых развитых стран мира и переориентировать ВВП страны от зависимости сырьевого сектора к перерабатывающему. Этому, несомненно будет способствовать развитие малого и среднего бизнеса в республике. Именно ему отведена ведущая роль движущего локомотива экономики страны в ближайшей перспективе.
Список использованной литературы:
1. Воевутко А. Ю. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в Казахстане // Финансы Казахстана.-2015. - № 5.- С. 37-40.
2. Аналитический отчет по конкурентоспособности Казахстана с выводами и рекомендациями по повышению уровня конкурентоспособности.- Астана: АО «Институт экономических исследований», 2015
3. Доклад Т.Сулейменова. https://primeminister.kz/ru/news/all/v-2017-godu-v-ramkah-gospodderzhki-razvitiya-msb-sozdano-svishe- 17-tisyach-rabochih -mest-t-suleimenov-16002
4. Утебаева А.Б. Оценка развития малого и среднего предпринимательства в РК// Вестник КазНУ. Серия экономическая №5 (105).-2014
5. Заманбеков Ш. Индустриально-инновационная политика Республики Казахстан как основа устойчивого развития и модернизации машиностроения. Инновации и инвестиции. Научно-аналитический журнал ВАК России (РИНЦ). №2 2015 г., стр. 14-18.
© Тулешова Г.Б., Муратбек К. А., 2018