ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА. АГРАРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
АСЛАНОВ А.Р.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
В статье рассматривается система государственного регулирования агропромышленного комплекса, дается краткая характеристика основных элементов системы государственного регулирования АПК. Обосновывается необходимость усиления роли государственного регулирования в период становления рыночной экономики и в преддверии вхождения России в ВТО. Сделан вывод о том, что систему госрегулирования АПК России в целом следует строить с учетом реализации целевых программ регионального характера. Отмечается, что именно региональный аспект слабо прослеживается в концептуальных подходах совершенствования этой системы.
aslanova.il
MODERN PROBLEMS OF STATE REGULATION OF AGROINDUSTRIAL
MANUFACTURE
In article the system of state regulation of agriculture is considered, the short characteristic of basic elements of system of state regulation of agrarian and industrial complex is given. Necessity of strengthening of a role of state regulation in formation of market economy and on the threshold of occurrence of Russia in the WTO is proved. The conclusion that the system of state regulation of agrarian and industrial complex of Russia as a whole should be built taking into account realisation of target programs of regional character is drawn. It is marked, what exactly the regional aspect is poorly traced in conceptual approaches of perfection of this system.
Ключевые слова: государственное регулирование, рыночная экономика, система, целевые программы, агропромышленный комплекс, концептуальные подходы
Keywords: state regulation, market economy, system, target programs, agriculture, conceptual approaches.
Исторический опыт показывает, что для проведения аграрной реформы, связанной с радикальными изменениями в общественно-политическом развитии общества, необходимы определенные переходные периоды, продолжительность которых зависит от глубины реформирования. Во внимание должны быть приняты созревание социальной базы реформы, обеспечение материально-технических, финансовых и других экономических возможностей государства по поддержке процессов реформирования и их регулирова-
нию при законодательном закреплении этого процесса на основе четких и детальных программ.
В условиях становления рыночных отношений в России роль государства определяется необходимостью создания эффективной экономической системы, позволяющей обеспечить экономический рост, решение социальных проблем, развитие приоритетных для общества отраслей и в первую очередь АПК. Государство должно при помощи экономических рычагов формировать экономическую структуру АПК, поддерживать доходы сельских производителей, обеспечивая тем самым продовольственную безопасность страны. На региональном уровне целесообразно осуществлять системное комплексное регулирование агропромышленного производства в целях создания благоприятных финансовых и социальных условий для обеспечения населения продуктами питания в требуемых размерах, а сельскохозяйственных производителей - необходимым уровнем доходности
В переходный период с учетом исторического опыта развития России реформирование АПК может обеспечить положительные изменения при условии конструктивного государственного регулирования.
Экономическое содержание данной категории - государственное регулирование агропромышленного производства - бесспорно, должно учитывать отличительные особенности сельского хозяйства по отношению к отраслям промышленности.
Многие экономисты-аграрники считают, что в переходный период с учетом исторического опыта развития России реформирование АПК может обеспечить положительные изменения только при условии конструктивного государственного регулирования.
Об усилении роли государственного регулирования в период становления рыночной экономики и в преддверии вхождения России в ВТО заявляют многие ученые-аграрники (В.В. Милосердов, А.Ф. Серков, А.И. Костяев, И.Г. Ушачев, В.П. Пригарин, Э.Н. Крылатых, О.Г. Строкова и др. [7, 8, 9, 10, 14, 18, 19]). Государственное регулирование - это основа формирования цивилизованных рыночных отношений [17]. Речь идет не об отказе от социально ориентированной рыночной экономики, а об усилении государственного регулирования этим процессом [10].
По мнению И.Н. Буздалова, проводимая ныне экономическая реформа в своей основе означает переход от системы экономических отношений, параметры и механизм которых определялись сверху, к системе, где заинтересованным и ответственным субъектом таких отношений становится непосредственный сельскохозяйственный товаропроизводитель. Радикально меняется регулирующая роль государства: командные, планово-распределительные, разверсточные методы заменяются преимущественно экономическими методами, системой рыночных инструментов. В этом, по существу, и заключается общая концептуальная основа перехода на новую систему аграрных отношений [5].
В стратегическом плане такой переход, в силу целого ряда факторов, представляет собой сложный и деятельный процесс, что требует всесторон-
него обоснования проблемы как в теоретическом плане, так и по конкретным направлениям становления аграрных отношений, адекватных приоритету личного интереса, свободы предпринимательской деятельности и выбора формы хозяйствования [15].
В рамках Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» государственным регулированием агропромышленного производства признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение АПК [1].
Термин «агропромышленное производство» использован в данном случае как совокупность производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также хозяйственной деятельности, непосредственно связанной с ними.
Однако только такими мерами государственное регулирование далеко не исчерпывается, что становится очевидным при детальном изучении задач и основных направлений этого многосложного и многоуровневого экономического механизма.
Задачами государственного регулирования агропромышленного производства являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Наши исследования позволили нам выявить основные сбои, которые наблюдаются в системе государственного регулирования, находящейся под воздействием дестабилизирующих, экстремальных макроэкономических факторов. Наибольшее беспокойство у ученых и практиков вызывает отсутствие паритетного обмена между сельским хозяйством и промышленностью.
Попытка решить проблему диспаритета цен через создание и реализацию целого блока организационно-правовых механизмов, включая и известные проекты законов, направленных на устранение диспаритета, не увенчалась успехом. Считаем, что система государственного регулирования агро-производства должна быть более гибкой и сочетать в себе наряду с экономическими подходами и меры административного воздействия со стороны государства. Речь идет о том, что проблему, например, ценового паритета следует решать не через увеличение различного рода субсидий и дотаций из бюджетов различных уровней, а в отдельных случаях через прямое вмешательство в экономические межотраслевые взаимоотношения1. В рамках по-
1 например, установление жестких тарифов на топливно-энергетические ресурсы естественных монополий. Известно, что доля таких ресурсов в себестоимости сельскохозяйственной продукции составляет по отдельным регионам 60-70%
строения системы продовольственной безопасности государства, учитывая низкий уровень заработной платы населения, считаем необходимым развить политику регулируемых государством цен на отдельные виды сельскохозяй -ственной продукции, которая позволит сельхозтоваропроизводителям вести расширенное воспроизводство в условиях системного кризиса.
Система государственного регулирования агропромышленного комплекса
Подсистема государственной координации рыночного механизма в АПК
Подсистема государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса
Методы косвенной координации
Методы прямого воздействия
Координация агропродовольс-твенного рынка
Залоговые операции
Квоты
Закупочные интервенции
Товарные интервенции
Таможенные квоты и пошлины
Прочие методы
Координация цен
Формирование инфраструктуры рынка
Гарантирован ные цены
Целевые цены
Залоговые цены
Фиксированные цены
Прочие виды цен
Маркетинговая система
Система оптовых и розничных рынков
Система бирж
Система банков
Система информации
Система ценового мониторинга
Формирование правового механизма рынка
Законы, постановления федерального уровня
Законы, постановления регионального уровня
Приказы, распоряжения министерств и ведомств
Методы косвенной поддержки
Методы прямого воздействия
Льготное налогообложение
Льготное кредитование
Финансирование целевых программ
Страхование
Финансирование НИОКР
Лизинг
Государственные
гарантии при получении кредита
Финансирование подготовки кадров
Бюджетные кредиты
Прочие
Прочие
Рис. 1. Система государственного регулирования агропромышленного комплекса.
С учетом наших исследований, монографических изучений специальной литературы по данной проблематике мы пришли к выводу, что систему госрегулирования АПК России в целом следует строить с учетом реализации целевых программ регионального характера, т.к. именно региональный аспект слабо прослеживается в концептуальных подходах совершенствования этой системы. Подобного рода философия позволит учитывать региональные особенности и условия, стимулировать приоритетные направления развития агропроизводства, формирования многоукладной сельской экономики, реализации инновационных программ, исключать непроизводительные затраты,
и __и и 1
в конечном итоге в наибольшей степени задействовать человеческий фактор.
Система государственного регулирования агропромышленного комплекса России включает в себя две основные подсистемы: подсистему государственной координации рыночного механизма в АПК и подсистему государственной поддержки сельского хозяйства (рисунок 1).
Субсидии, дотации, компенсации
а
-с
О
и а и -с
-с -с
о «
>а
о «
«
«в
а
и «
«
1 «
о «
§
в Ч
о &
о а
Наименование элемента Краткая экономическая характеристика
Координация агропродовольственного рынка ■ закупочные и товарные интервенции; ■ залоговые операции; ■ квотирование;
Координация цен Установление гарантированных (защитных), целевых, залоговых, пороговых, фик-
Формирование инфраструктуры рынка ■ маркетинговая система; ■ оптовые и розничные рынки; ■ товарные биржи; ценовой мониторинг;
Формирование инфраструктуры рынка ■ маркетинговая система; ■ оптовые и розничные рынки; ■ товарные биржи; ■ ценовой мониторинг;
Государственн ая бюджетная поддержка осуществляется из всех уровней бюджетов для поддержания сельскохозяйственного производства и поддержки страте-
Бюджетное кредитование • кредитование из специального фонда денежного кредитования на льготных условиях; ■ товарное кредитование (гарантии субъектов РФ);
Льготное налогообложение ■ использование метода ускоренной амортизации; ■ льготы по налогам на землю, прибыль, имущество НДС-
Льготное кредитование Субсидии из федерального и регионального бюджетов в виде компенсации части (2/3) процентной ставки по кредитам, привлекаемым
Страхование ■ создание Федерального агентства по государственной. поддержке страхования в сфере АПК
Рис. 2. Краткая характеристика основных элементов системы государственного регулирования АПК.
Государственная координация рыночного механизма в АПК представляет собой многоуровневую иерархическую систему, основными элементами которой являются товарные и закупочные интервенции, залоговые операции, производственные квоты, защитные и целевые цены, система оптовых продовольственных рынков, система банков и бирж, информационная система, правовой механизм и др.
Государственная поддержка предприятий агропромышленного комплекса осуществляется по следующим основным направлениям: финансирование за счет средств бюджетов разных уровней, льготное налогообложение, льготное кредитование, финансовая аренда (лизинг), страхование и др.
Научная характеристика основных элементов двух подсистем единой системы государственного регулирования АПК представлена на рисунке 2.
Наибольшие сбои возникают в подсистеме государственной координации рыночного механизма в АПК. Это связано в первую очередь с неразвитостью общей системы рыночных отношений в государстве. Нельзя не согласиться с точкой зрения академика РАСХН И.Г. Ушачева о том, что многие проблемы отрасли лежат далеко за ее пределами1 [19]. Сегодня данная многоуровневая подсистема сформирована из отдельных элементов, развитых далеко непропорционально, таких как:
❖ товарные и закупочные интервенции;
❖ залоговые операции;
❖ производственные квоты;
❖ защитные и целевые цены;
❖ система оптовых продовольственных рынков;
❖ система банков и бирж; информационная система;
❖ правовой механизм и др.
Вторая подсистема госрегулирования - государственная поддержка предприятий агропромышленного комплекса - осуществляется по следующим основным направлениям:
❖ финансирование за счет средств бюджетов разных уровней;
❖ льготное налогообложение;
❖ льготное кредитование;
❖ финансовая аренда (лизинг);
❖ страхование и др.
Данная подсистема по отношению к подсистеме координации рыночного механизма в АПК наиболее развита, более того, федеральный центр смещает отдельные акценты по господдержке на региональный уровень. За федеральным центром остаются наряду с другими вопросами
❖ вопросы льготного налогообложения;
❖ разработка страховой поддержки сельхозпроизводителей;
❖ поддержка племенного животноводства, элитного семеноводства, федеральный лизинг, коренное улучшение земель.
С учетом анализа разнообразной литературы, включая зарубежную, была предпринята попытка расширить и уточнить понятие «государственное регулирование агропромышленного производства». Под государственным регулированием агропромышленного производства нами понимается целостная многоуровневая система экономических отношений, включающая многоэлементную подсистему координации рыночного механизма АПК и
1 банковский процент, конъюнктура рынка, налогообложение, диспаритет цен, недостаточная развитость инфраструктуры рынка и др.
подсистему государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, посредством которых осуществляется воздействие органов государственной власти и госуправления различных уровней на все звенья агропромышленного комплекса с целью стабилизации и дальнейшего развития агропроизводства, а также обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
Более подробно основные инструменты государственного регулирования сельского хозяйства и возможные последствия их применения для производителей, потребителей, правительства, благосостояния общества в целом рассмотрим на конкретных примерах.
Налоги. Одним из наиболее распространенных инструментов государственного регулирования экономики являются налоги.
Налоги - это важнейшая стоимостная экономическая категория. В них воплощается экономическое содержание государства.
Налоги - основная форма доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование. На долю налогов приходится около 90 % поступлений в бюджеты промышленно развитых стран. Коренной признак налогов - их принудительный характер.
Налоги - неотъемлемый атрибут существования государства. Еще в первой русской монографии в области финансов «Опыт теории налогов» Н.И.Тургенев отмечал: «Люди, соединившись в общество и вручив Правительству власть верховную, вручили ему вместе с ней и право требовать налоги» [16]. А известный философ Фрэнсис Бэкон [11] утверждал, что уплата налогов - священный долг каждого гражданина.
Налоги - это денежные отношения, посредством которых государство безвозмездно изымает часть национального дохода для финансового обеспечения реализации своих функций, это обязательный денежный платеж юридических и физических лиц государству [20].
Налоговая политика - совокупность государственных мероприятий в области налогов, направленных на достижение стабильности и прогресса экономической системы [20].
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, компетенцию органов государственной власти в области налогового регулирования, методы исчисления налогов, налоговый контроль.
В современной рыночной экономике применяется довольно сложная система налогов. Пять главных налогов (налог на прибыль, НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, таможенные пошлины) обеспечивают более 83% налоговых доходов и более 75 % общих доходов бюджета России.
Правильно установленные налоги - эффективный инструмент воздействия на развитие производства и предпринимательской деятельности, на структуру и объемы народного хозяйства, на личные доходы граждан. С помощью налогов перераспределяются доходы между сферами. При многообразии форм собственности возрастает роль налогов в регулировании доходов, стимулировании научно-технического прогресса.
Система дотирования, компенсаций издержек и субсидирования. В
отличие от развитых стран, субсидировавших своих сельскохозяйственных товаропроизводителей, развивающихся стран, которые субсидировали потребителей, бывший Советский Союз проводил политику массированного субсидирования как производителей сельскохозяйственной продукции, так и потребителей. Производители получали многочисленные прямые и косвенные субсидии, причем их продукция оплачивалась по ценам, превышающим уровень мировых. Политика двойного субсидирования привела к тому, что суммарный объем субсидий, предназначенных сельскому хозяйству и пищевой промышленности, составлял примерно 10% ВВП Советского Союза.
В настоящее время система дотирования, компенсации издержек и субсидирования применяется в России для поддержания производства в экстремальных условиях1 видов продукции. За счет государственных средств могут дотироваться племенное дело и элитное семеноводство, производство целого ряда видов сельскохозяйственной продукции: подсолнечника, сахарной свеклы, льна, шерсти и т.д., а также компенсироваться издержки сельскохозяйственных предприятий на покупку минеральных удобрений, химических средств защиты растений и животных, энергоносителей и т.д. Следует отметить, что средства, поступающие в виде государственных дотаций, компенсаций и инвестиций, учитываются на бюджетных счетах, открываемых предприятиям, и не могут быть списаны в безакцептном порядке.
В последние годы государственная поддержка в виде субсидий, дотаций и компенсаций существенно сократилась и не превышает 1% доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Объясняется это как нехваткой денежных средств в федеральном бюджете, так и неэффективностью данного инструмента государственной поддержки. Вместе с тем государственная поддержка должна носить селективный характер и стимулировать эффективную предпринимательскую деятельность.
Регулирование цен. Цена представляет собой экономическую категорию, которая отражает денежную стоимость товара [12]. Это сложная экономическая категория, так как в цене отражаются основные экономические отношения в обществе.
Цены - это важнейший инструмент государственного регулирования экономики. Государственное регулирование цен в сельском хозяйстве осуществляется либо путем косвенного воздействия на них - введение или отмена таможенных ограничений, изменение налогов, влияние на спрос и предложение и т.д., либо путем прямого воздействия - ценовые субсидии производителю или потребителю, либо путем директивного установления уровня цен (фиксированные цены), например на акцизные товары, продукцию отраслей-монополистов.
1 стихийные бедствия, засуха, экологически загрязненные районы и районы Крайнего Севера) или для стратегических (племенной скот и птица, элитные сорта сельскохозяйственных культур, экологически чистые и диетические продукты) и редких (лекарственные растения и т.д.
Ценовая политика - это часть рыночной политики. Она может проводиться как государством, так и частными организациями (монополиями, картелями, товариществами и т.д.).
Задачами ценовой политики в сельском хозяйстве являются соблюдение паритета цен, обеспечение соответствующего дохода сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечение населения продуктами питания и решение внешнеэкономических задач.
Гарантированные цены. Это минимальные гарантированные государством цены для случаев, когда очевиден избыток того или иного продукта на рынке и рыночная цена может опуститься ниже предела самоокупаемости хозяйств. При этом предполагается ряд условий:
❖ по заключенным договорам определяется объем продукции, на которую распространяется гарантированная цена;
❖ может ограничиваться общий размер денежных средств, получаемых предприятием;
❖ в ряде случаев гарантированную цену целесообразно распространить на хозяйства, имеющие относительно высокий уровень эффективности или экологичности производства и т.д.
Использование гарантированных цен в Российской Федерации было предусмотрено ещё постановлением Правительства от 13 марта 1995 г. [3] на предельный объем продукции, поставляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями в федеральный фонд. На предельный объем продукции, поставляемый в региональные фонды, цены устанавливаются исполнительной властью на местах. Продукция сверх установленных предельных объемов (квот) реализуется на рынке по сложившимся рыночным ценам. Гарантированные цены должны обеспечивать нормально функционирующим предприятиям возмещение затрат и получение чистого дохода для ведения расширенного воспроизводства.
Залоговые цены - это цены, по которым государство скупает излишки продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей в благоприятные годы (избыточное предложение) на основе залоговых операций. Залоговая цена фиксируется, и ее уровень должен обеспечивать производителю минимальный доход.
Целевые цены - разновидность гарантированных и залоговых цен. При их расчете предусматривается получение производителем целевого дохода, достаточного для осуществления простою воспроизводства.
Целевая цена применяется для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а также увеличения производства того или иного продукта. Она устанавливается выше рыночной. Производители осуществляют сделки по рыночным ценам, а государство доплачивает им разницу между рыночной и целевой ценой. Эта разница называется компенсационным платежом и рассчитывается на основе средней розничной цены.
Пороговые цены устанавливаются как защитные на различные виды импортных продовольственных продуктов. Это связано с тем, что во многих
случаях аналогичная продукция отечественных производителей неконкурентоспособна по качеству, затратам и цене.
Предельные целевые цены устанавливаются на отдельные, особо важные виды продукции промышленности. Это метод жесткого регулирования цен. За превышение уровня предельной цены предприятия наказывают повышенными ставками налога на всю прибыль предприятия, лишением льготного кредитования и т. д.
Фиксированные цены - довольно грубый метод государственного вмешательства в экономику. Он, как правило, применяется по отношению к социально значимым товарам, например хлебу. Установление фиксированной цены выше равновесной вызывает на рынке избыток товара, а ниже равновесной - его дефицит.
Часто под давлением сельхозтоваропроизводителей Правительство устанавливает фиксированную цену выше равновесной и вынуждено закупать избыток сельскохозяйственной продукции. При этом оно не может выбросить ее ни на внутренний рынок, ни на внешний, а увеличивает государственные запасы и несет дополнительные издержки. Чтобы избежать этого, государство вынуждено платить премии производителям за сокращение площадей, что требует создания специального административного аппарата. Многие экономисты подвергают сомнению целесообразность установления для производителей фиксированных цен, превышающих равновесные.
Вместе с тем установление цен ниже равновесных также чревато нежелательными последствиями.
В долгосрочном периоде рыночные цены на продукцию сельского хозяйства, как правило, отстают от цен на промышленные товары, приобретаемые сельхозтоваропроизводителями.
Для достижения паритета цен или приближения к нему правительство вынуждено устанавливать на сельскохозяйственные продукты цены выше равновесных («поддерживаемые» минимальные цены). Вместе с тем поддержание цен влечет за собой ряд серьезных последствий.
Система квотирования приходит на смену обязательным поставкам. Квота означает, что при трудностях сбыта продукции, государство закупает ее квотируемый объем по заранее объявленной гарантированной цене. При этом предприятие не обязано продавать свою продукцию государству. Квоты могут устанавливаться на посевные площади, производство продукции и поставку экспортируемой продукции. Они могут вводиться как для производителей, так и для переработчиков. За нарушение квоты применяются экономические санкции: снятие минимальной гарантированной цены, наложение штрафов.
Производственные квоты - важный инструмент в борьбе с производством излишков сельскохозяйственной продукции. Программы, направленные на сокращение рыночного предложения или увеличение рыночного
спроса1, помогают поднять рыночную цену до уровня желаемой поддерживаемой цены, тем самым, уменьшая или ликвидируя сельскохозяйственные из лишки.
Производственные квоты направлены на ограничение предложения или выпуска сельскохозяйственной продукции, например программы ограничения посевных площадей или поголовья животных. В ответ на получение преимущества в виде поддерживающих цен производители должны пойти на ограничение размера засеянных площадей. Пытаясь сбалансировать объемы предложения и спроса, правительство приблизительно подсчитывает количество каждого продукта, которое потребители купят по поддерживаемой цене. Затем рассчитывают размеры соответствующих посевных площадей и распределяют их между производителями.
Достигают ли конечной цели эти программы, однозначно ответить трудно. Однако нет сомнений в том, что без такого контроля за производством накопленные излишки сельскохозяйственной продукции и связанные с ними издержки были бы намного больше.
Кредит. Неотъемлемым атрибутом функционирования полноценного рынка является соответствующим образом организованная система кредита. Кредит представляет собой движение ссудного капитала, которое осуществляется на условиях срочности, возвратности, платности [6].
Кредит - это предоставление в долг товаров или денег; в капиталистическом хозяйстве кредит - движение ссудного капитала, в социалистических странах - форма мобилизации государством временно свободных денежных средств и планомерного их распределения на условиях возвратности и соблюдения определенного срока для удовлетворения нужд народного хозяйства [17].
В ходе исторического развития выделились следующие формы кредита: коммерческий, банковский, потребительский, ипотечный, межхозяйственный, государственный и др. [12].
Кредит банковский - коммерческий кредит, предоставляемый физическому или юридическому лицу банком или другим кредитно-финансовым учреждением.
Кредит коммерческий - краткосрочный кредит, предоставляемый продавцами (производителями) покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары в товарной форме или оформленные векселем, а также по открытому счету.
Кредит потребительский - форма заимствований населения для приобретения потребительских товаров.
Ипотечный кредит - долгосрочные ссуды под залог недвижимости.
Кредит государственный - совокупность кредитных отношений, в которой кредитором выступает государство или местные органы власти по отношению к гражданам или юридическим лицам.
1 Например, производство «бенголя» - смеси бензина и спирта, изготовленного из сельскохозяйственного сырья; программа продовольственных талонов семьям с низкими доходами и т.д.
Кредитная система - совокупность кредитно-финансовых учреждений, которые используются государством в целях регулирования экономики.
Согласно закону государство оказывает поддержку формированию национальной кредитной системы обслуживания агропромышленного производства.
Льготное кредитование. Ещё в 1992-1993 гг. сельскохозяйственным товаропроизводителям выделялся льготный кредит под 28 % годовых, а фермерам - под 8 %. В дальнейшем кредитование их капитальных вложений осуществлялось на общих условиях. Сегодня осуществляется льготное кредитование из средств федерального бюджета при
❖ краткосрочном кредитовании весенне-полевых, уборочных и других сезонных работ;
❖ долгосрочном кредитовании агропромышленного производства;
❖ залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
❖ лизинге в сфере агропромышленного производства.
Лизинг. Закон предусматривает государственную поддержку рынка материально-технических ресурсов для агропромышленного производства в сфере лизинга.
Лизинг - способ финансирования инвестиций, основанный на долгосрочной аренде имущества при сохранении права собственности за арендодателем; средне- и долгосрочная аренда машин, оборудования или транспортных средств [12].
Лизинговая программа - форма кредитования, при которой компания приобретает машины и оборудование и сдает их в аренду конечному пользователю.
С целью создания конкурентных условий в сфере материально-технического обеспечения АПК, начиная с Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» [12], были предусмотрены меры по осуществлению лизинговых операций на конкурсной основе с государственной поддержкой как на федеральном, так и на региональном уровне, определены перечень имущества, являющегося предметом лизинга, источники кредитования лизинговых операций, условия их осуществления в части обеспечения аграрного производства техникой и приобретения племенного скота, ставки арендной платы. Лизинг с участием государства осуществляют организации, уполномоченные Правительством России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае, когда в сфере сельского хозяйства лизинговые операции осуществляются субъектами хозяйственной деятельности без участия государства, их порядок регулируется гражданским законодательством.
Закупочные и товарные интервенции на аграрных рынках. Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» сельскохозяйственным товаропроизводителям гарантируется возможность свободной реализации произведенной продукции [1]. При определенных условиях государство выступает гарантом ее сбыта.
С целью стабилизации аграрного рынка государство может осуществлять закупочные и товарные интервенции. Закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок и проведения залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, а товарные интервенции - в форме организации их распродажи из федеральных или региональных продовольственных фондов [17]. Закупочные интервенции осуществляются в случае избытка на рынке сельскохозяйственной продукции, товарные - при ее дефиците. В обоих случаях преследуется одна цель - стабилизация рынка и поддержание цен на необходимом уровне.
Порядок осуществления государственных закупочных и товарных интервенций впервые был утвержден постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. [4]. Государственные закупочные и товарные интервенции осуществляются в отношении зерна, семян масличных культур, шерсти, мяса крупного рогатого скота, свиней, птицы, масла растительного, сахара, масла сливочного, сухого молока.
Объемы (квоты) на проведение государственных закупок и товарных интервенций, а также цены на закупаемые и реализуемые сельскохозяйственные продукты, сырье и продовольствие определяются Правительством России.
Залог - это способ обеспечения обязательств, заключающийся в передаче должником (залогодателем) кредитору (залогодержателю) имущественных ценностей [13].
Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, сдаваемых в залог, залоговые ставки и другие условия данного залога определяются Правительством Российской Федерации.
Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая.
Использование залога в качестве обеспечения кредита не снимает риска невыполнения обязательства, он предоставляет кредитору возможность увеличить свои шансы получения денег по своим финансовым требованиям в случае неуплаты долга.
Участие государства в залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется в формах выделения бюджетных ассигнований и кредитования предприятий АПК.
Система страхования. Производство сельскохозяйственной продукции, особенно растениеводческой, связано с высокой степенью риска. Поэтому надежная система страхования играет огромную роль в стабилизации аграрного производства. В настоящее время при страховании урожая товаропроизводители за счет собственных средств оплачивают только половину страховых взносов, другая половина оплачивается за счет средств федерального бюджета. При этом Правительство России дифференцирует размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета как по сельскохозяйственным культурам, так и по регионам.
Раздел Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства», связанный с регулированием внешнеэконо-
мической деятельности в сфере агропромышленного производства, устанавливает протекционистские меры при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Протекционизм - это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции [17].
Политика протекционизма ставит своей целью обеспечение продовольственной безопасности страны, стимулирование развития и эффективности отечественного производства и ослабление ценового давления на сельское хозяйство со стороны других отраслей АПК и народного хозяйства. Государственный протекционизм связан прежде всего с ограничением импорта продовольствия путем установления квоты на импорт или введения таможенных тарифов.
В процессе проводимого исследования были разработаны методические приемы1, позволяющие диагностировать основные элементы системы государственного регулирования АПК. Что касается экспертных оценок состояния и развития системы, то они осуществлялись с учетом оценки внешних и внутренних (локальных) факторов. Учитывались такие факторы, как ценовой паритет, стабильность курса рубля, уровень ставок по кредитам, налоговые ставки, ставки страховых сборов, оборот сельскохозяйственных земель, уровень занятости населения, инвестиционная привлекательность, то есть, другими словами, экономические факторы. Наряду с ними экспертизе подвергались политические (агропродовольственная политика государства и ее антимонопольная политика) и рыночные факторы (уровень спроса на отечественное продовольствие, цены на факторы производства, динамика спроса и предложения, доходы различных социальных групп, преодолимость барьеров вхождения в рынок).
Анализ показал, что воздействие группы экономических факторов противоречиво: с одной стороны, имеется существенная опасность, но с другой -открываются определенные возможности. То же самое относится и к производственно-технологическим факторам.
Экспертные оценки свидетельствуют о том, что наибольшее развитие в системе координации рыночного механизма в АПК получили такие элементы, как закупочные интервенции, а среди методов прямого воздействия в этой подсистеме - формирование правового механизма рынка. В настоящее время практически завершено формирование правовой базы, но она еще далека от совершенства, зачастую в полной мере не учитывает состояние и особенности отраслей, входящих в АПК. Что касается подсистемы господдержки сельскохозяйственного производства, то здесь эффективно функционирует прямая бюджетная поддержка, включающая субсидии, дотации и компенсации, а также бюджетное кредитование. Среди методов косвенного воздействия на экономику сельского хозяйства можно выделить льготное кредитование, которое получает все большее развитие по причине оказания
1 выявление и вычленение того или иного элемента подсистемы; его научная характеристика; эффективность функционирования
поддержки со стороны государства в виде компенсации части процентной ставки по коммерческому кредиту.
Исходя из специфики АПК Республики Дагестан, можно отметить, что здесь развита прямая бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителей по направлениям: субсидирование программ и мероприятий по развитию животноводства и растениеводства, техническое оснащение и перевооружение сельхозпроизводства, мероприятия по улучшению землеустройства и землепользования, а также направления.
_Литература_
1. Федеральный закон от 14.07.97 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 29. - С.5.
2. Федеральный закон от 29.10.1998г. № 164-ФЗ (ред. от 26.07.2006) «О финансовой аренде (лизинге)» (принят ГД ФС РФ 11.09.1998г).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.03.95 г. № 241 «О мерах по реализации Федерального закона «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // Собрание законодательства РФ. -1995. - №12. -С.3.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.98 г. № 748 «Об утверждении порядка осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия и положения о государственном агенте, осуществляющем государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия» // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 29. — 2 с.
5. Буздалов И., Фрумкин Б. Государственное регулирование аграрного сектора в условиях рыночных преобразований // Вопросы экономики. - 1993. - № 9. -С. 117-127.
6. Гатаулин A.M. Экономическая теория: толковый терминологический словарь. - М.: Колос, 1998г. - С.248.
7. Костяев А.И. Обеспечение приоритетности в развитии АПК России // АПК: экономика, управление, 1999. - № 2. - С. 17-20.
8. Крылатых Э.Н. Проблемы и перспективы развития Общего аграрного рынка СНГ / Вестник Министерства сельского хозяйства РФ. 2000. № 12.
9. Крылатых Э.Н., Строкова О. Г. Аграрные аспекты вступления стран СНГ в ВТО // Научные труды ВИАПИ. 2002
10. Крылатых Э.Н. Общий аграрный рынок СНГ / В кн.: Аграрная реформа в России: концепции, опыт, перспективы. М.: ВИАПИ, 2000.
11. Милосердов В.В. Ответ сторонникам курса продолжения реформ // АПК: экономика, управление. - 2000. - № 1. - С. 18-30.
12. Налоговые системы зарубежных стран // Под ред. проф. В.Г. Князева, проф, Д.Г. Черника. / М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997г.
13. Новиков В.А. Толковый словарь «Термины рыночной экономики». — М.: Изд-во «Наука», 1994г.-С.233.
14. Новоселов А.Ф., Маслаков В.В. Эффективность сельскохозяйственного труда: организация, управление, качество. - Екатеринбург: УрГСХА, 1997г. -С.419.
15. Пригарин В.П.Региональные проблемы усиления госрегулирования АПК // Гос.регулирование деятельности аграр. и пром. предприятий.-М.,1997.-С.57-58.
16. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук.авт.кол. Д.С.Львов. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999г. - С.793.
17. Сабанти Б.М. Развитие финансов и финансовой науки в России. -Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та. - 1986г. - С.21.
18. Сёмин А.Н., Зырянова Т.В. Особенности государственного регулирования АПК: вопросы теории и практики. - М.: «АгриПресс», 2001г. -С.350.
19. Серков А.Ф. Прогнозирование и индикативное планирование в сельском хозяйстве // Экономист. - 2001 -№11.
20. Ушачев И.Г. Аграрная реформа в России и проблемы ее интеграции в мировое сообщество. Международный сельскохозяйственный журнал, 1998, №1.
21. Финансы и кредит: Учебник / А.Ю.Казак и др.; под ред. А. Ю. Казака. -Екатеринбург: АОЗТ «Издательский дом «ЯВА», 1997г. - С.630.