Научная статья на тему 'Современные проблемы гендерной социализации молодежи в контексте «Модернизации» русской национальной культуры'

Современные проблемы гендерной социализации молодежи в контексте «Модернизации» русской национальной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / FAMILY / UPBRINGING / PEDAGOGIC ACTIVITY / GENDER SOCIALIZATION / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашкова Мария Ивановна

Автор статьи рассматривает проблемы гендерной социализации молодежи, решением которых является взаимодействие семьи, образовательных институтов, педагогов и родителей. Особое внимание уделяется повышению педагогической культуры родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth gender socialization problems in Russian national culture modernization context

The article author considers youth gender socialization problems whichs solution is interaction of family, educative institutions, pedagogues, and parents. Special attention is paid to parents pedagogic culture improving.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы гендерной социализации молодежи в контексте «Модернизации» русской национальной культуры»

УДК 37

Пашкова Мария Ивановна

доктор педагогических наук, профессор Курский государственный университет [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ «МОДЕРНИЗАЦИИ» РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Автор статьи рассматривает проблемы гендерной социализации молодежи, решением которых является взаимодействие семьи, образовательных институтов, педагогов и родителей. Особое внимание уделяется повышению педагогической культуры родителей.

Ключевые слова: семья, воспитание, педагогическая деятельность, гендерная социализация,молодежь.

В России, как и в западноевропейских странах, отмечается значительный спад деторождения, рост в среде молодого поколения социально-опасных явлений - проституции, распущенности, потери целомудрия, преступности, различных заболеваний, в т.ч. и психических. «Укрепление семьи - приоритетная задача общества и нравственно-половое воспитание подрастающего поколения - одно из ведущих направлений ее решения», - говорится в концепции РАО по половому воспитанию российских школьников. Способность создавать семью, быть полноценными родителями - качества, которые могут быть выработаны лишь целенаправленными усилиями старших поколений.

Современная семья испытывает большие проблемы, связанные с ее благополучием, стабильностью, здоровьем детей, в основе которых недостаточная нравственная устойчивость в сфере межполовых отношений, отсутствие необходимых знаний в сфере морали. Поэтому необходимо использование всех воспитательных возможностей общества, школы, семьи в сфере нравственно-половой ориентации, укрепления духовного и физического здоровья подрастающего поколения, в т.ч. репродуктивного, - способности быть полноценными родителями. При решении данных проблем, на наш взгляд, необходимо считаться с историей, культурой, традициями и обычаями нашего народа, которые отличаются специфическим отношением к вопросам пола и нормам взаимоотношений между мужчинами и женщинами, учитывать при этом национально-религиозную специфику. А ее разрешение возможно в случае утверждения (провозглашения, возвышения!) семьи как ценности, отцовства и материнства - как важнейших социальных функций человека, формирования ответственности за свое

поведение в сфере половых отношений в соответствии с теми нравственными нормами, которые сложились и приняты в обществе, что позволит выработать соответствующие взгляды, вкусы, опыт, учитывающий этнические и национальные особенности, культурные традиции этноса.

Именно незнание или недостаточное внимание к особенностям национального русского менталитета с учетом многофакторных различий человеческих общностей, их национальной специфики, культурно-этнического уклада, религиозной ориентации, принятых философских, мировоззренческих, политических парадигм и доктрин является первопричиной несостоятельности по своим последствиям решений и поступков взрослых в воспитании подрастающего поколения (Гершун-ский Б.С. Менталитет и образование). Описание же норм, принятых между людьми, мужчинами и женщинами конкретной исторической общности можно найти в трудах историков, этнографов, просветителей, изучавших специфику русского быта, своеобразие жизни людей различных социальных слоев (И.Е. Забелин, С.В. Максимов,

А.Н. Сахаров, И.П. Ровинский, А.Г. Смирнов, С.С. Шашков, Н.Л. Пушкарева, О.В. Гладкова, Р Стайтс и др.). В этих и других работах встречаются интересные факты, сведения о нормах, принятых между мужчинами и женщинами, об их отношении к миру, к семье, к себе. Однако авторы этих и других подобных работ в силу своеобразия предмета их исследования не уделяли должного внимания обобщенным психолого-педагогическим характеристикам взаимоотношений между мужчинами и женщинами и тем нормам, которые определяют их отношения, ограничиваясь лишь констатацией отношения различных слоев населения к тем или иным сторонам быта, жизни, потребностей в разные исторические периоды.

Замечательные фундаментальные труды, выполненные философами, историками, просветителями, социологами, позволяют реконструировать физические, интеллектуальные и моральные стороны ушедших эпох, хотя бы приблизительно реконструировать и обосновать характеристику и национальные русские особенности жизни и воспитания, сложившиеся в прежние исторические эпохи. Надо отметить, что на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации любое общество сталкивалось с проблемой формирования нравственности у мальчиков и девочек; история русского народа показывает, что в его культуре закладывались определенные традиции, связанные с привитием молодежи устойчивых нравственных норм поведения, соблюдение которых изначально зависит от ментальности, от тех эталонов поведения, которые задаются образом жизни нации, культурой и укладом жизни общества, традициями семьи, и совокупностью нравов, - того, что принято, что прилично, что не отвергается входящими в жизнь поколениями молодежи как вековой Закон предков.

В условиях масштабных социально-экономических преобразований, происходящих в современном российском обществе, особое значение приобретают такие ценности как Человек, Образование, Культура. Происходящие изменения -в общественном устройстве, в организации семейно-бытовой культуры, во всем укладе человеческого бытия и в самом человеке - приводят к увеличению требований со стороны государства и общества ко всем социальным институтам. Современная семья испытывает серьезные трудности в выполнении своих социокультурных функций, тем не менее объективно остается ведущим социальным институтом в формировании ценностей и установок личности, подготовки ее к жизни в обществе и выбору профессии. Сегодня сама семья претерпевает существенные изменения, порой дистанцируясь от важнейшей функции - воспитательной. Дети в таких семьях оказываются под влиянием множества стихийных, негативных факторов, формирующих в неокрепшем сознании подростков искаженные представления об окружающем мире, опасные асоциальные установки и ориентации, устойчивый опыт целенаправленного нарушения сложившихся общественных норм и правил. Девиантное поведение сегодня становится таким же «привычным» явлением, как проституция, наркомания, игровая

зависимость, бродяжничество... Более того, разрушенная, деморализованная семья оказывается в этом контексте фактором опасных, почти непреодолимых изменений сознания растущего человека, когда очевидное отклонение ребенок начинает принимать за норму.

Все возрастающие и усложняющиеся задачи по воспитанию подрастающего поколения, востребованность общества в образованной, культурной, предприимчивой личности, расширение сферы образовательных услуг и возможностей выбора будущей профессии требует от образовательного учреждения и семьи качественной подготовки и организации образовательной работы с детьми. Сам школьник становится сегодня все более информированным, интеллектуально и физически развитым. Все эти и другие факторы свидетельствуют о необходимости повышения педагогической культуры родителей, позволяющей более продуктивно обеспечивать педагогическую поддержку личностного развития ребенка.

Одно из актуальных противоречий образования современной молодежи состоит в том, что обществу необходима высококультурная развитая личность, в то же время совместные усилия учреждений образования и семьи в деле воспитания молодежи имеют очень низкую эффективность, не ориентированы на обогащение педагогической культуры родителей, сопровождение личностного развития школьников.

В практике взаимодействия семьи и образовательных институтов, педагогов и родителей наблюдается формальный характер, сокращение интенсивности и содержания их контактов, которые происходят «от случая к случаю». Хотя наблюдения показывают, что некоторые родители нуждаются в контактах с педагогами, в постоянном информировании их об успехах и неудачах их детей, в общении их ребенка со сверстниками, в организации и правильном проведении досуга и другие вопросы. Другая часть родителей (имеет высшее образование, включая педагогическое) обладает хорошими педагогическими знаниями, имеет богатый жизненный и воспитательный опыт, хорошо информирована в изменениях образовательной области, знакома со специальной литературой и может поделиться своим багажом.

Значительное число родителей не имеют педагогического образования и не являются профессиональными воспитателями, - такие родители очень нуждаются в помощи со стороны пе-

дагогов в разрешении проблем, которые их беспокоят в воспитании детей. Но есть и родители, предпочитающие оставаться в «тени», - такие родители, как правило, взаимодействуя с педагогами, стараются не задавать вопросов о своих детях, боятся «скомпрометировать себя», «показаться невежественными, некомпетентными», «навлечь на своего ребенка гнев, раздражение, пристальное внимание со стороны педагогов». Эти данные свидетельствуют о различных воспитательных возможностях, активности родителей, их педагогической культуре, влияющей на воспитание и обучение детей.

Проблема повышения педагогической культуры родителей требует скорейшего решения, ее первоначальное разрешение возможно через активное взаимодействие с педагогами, совместное сопровождение развития личности ребенка. В подходах к ее разрешению мы исходим из идеи о том, что педагогическая культура родителей -это такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Уровень педагогической культуры зависит от образования родителей, их общественной направленности, а также индивидуальных особенностей, профессиональных черт, богатства жизненного опыта (И.В. Гребенников). В основе педагогической культуры родителей лежат знания (психолого-педагогические, физиолого-гигиени-ческие, правовые), а также воспитательные умения и навыки. Воспитательная деятельность родителей сводится к постоянному решению своеобразных педагогических задач, связанных как с будущим детей, так и повседневной, ежеминутной жизнью.

К компонентам педагогической деятельности родителей, по мнению И.В. Гребенникова, относятся конструктивная, организаторская, коммуникативная. Конструктивная - исходит из определения целей и ценностей воспитания, его форм и методов. Организаторская предполагает организацию жизни и занятий детей, в том числе режим, совместный труд, выполнение заданий, спорт, чтение книг, просмотр телепередач и другие, а также собственно деятельности и отдыха. Коммуникативная функция включает в себя установление нормальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, самими детьми, членами семьи и окружающими людьми.

Взаимодействие всех перечисленных видов педагогической деятельности родителей обуславливает уровень их педагогической культуры. Формирование педагогической культуры родителей происходит в процессе воспитания детей, повседневной жизни, путем самообразования - чтения книг, периодической печати, просмотра и анализа телепередач, радио. Однако основная роль в повышении педагогической компетентности родителей принадлежит целенаправленному научнопедагогическому просвещению.

В работе по повышению педагогической культуры принимают участие государство, радио и телевидение, школа. И школа в этом ряду играет главную роль, так как является ведущей организацией по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Эта работа оказывается эффективна лишь тогда, когда учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, когда основные условия семейного воспитания, задачи образовательных институтов и педагогов оказываются вовлечены в процесс прогнозирования результатов социально-педагогического взаимодействия. Изучением семей, условий воспитания детей занимаются педагоги-практики, регулярно общающиеся с детьми, как правило, живущими с ними одной жизнью, входящие в круг жизненных проблем ребенка, понимающие его заботы и трудности, внутренние переживания и барьеры, помогающие ему найти наиболее приемлемые выходы из сложившихся обстоятельств. Никто лучше их не знает индивидуальных особенностей детей, стоящих общеобразовательных задач. Поэтому, именно образовательное учреждение, его педагоги призваны поделиться профессиональными знаниями, умениями и навыками с родителями.

Оптимальными направлениями и формами педагогического просвещения родителей являются:

- лектории, конференции, открытые занятия и мероприятия, индивидуальные, тематические консультации, творческие группы, группы по интересам;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс посредством проведения родительских дней, совместных творческих дел, выпусков стенгазет, семейных гостиных, социологических опросов;

- участие родителей в управлении образовательным учреждением, в работе совета УДО, родительских конференций по обмену опытом.

Интересной формой педагогического просвещения родителей, на наш взгляд, являются «памятки родителям» по воспитанию детей разного возраста, где возможны советы и рекомендации педагогических действий взрослых, они могут вывешиваться на специальных стендах, распространяться в виде листовок и малотиражных изданий в образовательном учреждении. Перечисленные формы работы с родителями способствуют повышению их педагогической культуры, психо-лого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и учреждения дополнительного образования к воспитанию детей. Обсуждение важнейших проблем воспитания возрастающего поколения с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. А участие совместно с детьми в различных видах деятельности - познавательной, досуговой, трудовой - позволяет родителям формировать соответствующие умения и навыки их организации и проведения, а самое ценное - лучше узнавать своих детей, а детям своих родителей.

Повышение педагогической культуры родителей является актуальной проблемой современной образовательной практики, и ее решение, по нашему мнению, возможно лишь при соблюдении ряда условий, принципиально важными среди которых являются: систематическое осуществление педагогического просвещения родителей на всех уровнях (общество, СМИ, школа); активное участие родителей в учебно-воспитательном процессе детей; продуктивная педагогическая подготовка родителей к воспитанию детей и др.

Уже в «Повести временных лет» летописец характеризует нравы и обычаи русских племен, затрагивает нравы жизни и уклада семьи на киевской земле, где под влиянием христианства «семья уже являлась господствующей формой быта». «Поляне, например, имели обычай своих отцов, - кроткий и тихий, имели брачные, т.е. семейные обычаи: стыдение к своим снохам со стороны свекров, стыдение к матерям и родителям своим, к свекрови со стороны деверьев, и к деверьям со стороны свекровей - имели великое сты-дение. Не ходил зять - жених по невесту, отыскивая ее где ни попало, а невесту приводили вечером, а на утро приносили приданное».

Следует обратить внимание еще на одну принципиальную позицию, связанную с характеристикой русского человека, его особенностей: И. Забелин в своей работе «Домашний быт русских царей в ХУ!-ХУП столетиях», сравнивая русское государство с другими государствами, говорит о том, что они [русские цари] были более цивилизованными, образованными. А мы были изолированы от античной культуры, по образцам которой развивалась Европа. Мы же, напротив, развивались сами по себе, на воле, собственными силами и разумом, медленно и тяжело создавали свою самостоятельность. Нам «отказывала в помощи даже сама природа, заставляя двигаться по глубокому северу на восток, встречая на пути те же непроходимые леса, неоглядные тундры и степи, и скудные начатки цивилизации, перед которыми первенствовало даже наше слишком молодое еще развитие» [1, с. 40]. И как водилось на Руси - всем оказывали помощь, всех учили потому, что знали. И сколько нужно было внутренней силы, и жизненного народного духа, чтобы выйти непобежденными из таких враждебных условий жизни, чтобы наконец стать твердо и мужественно среди народов более счастливых и несравненно более богатых и дарами естественных условий, и дарами человеческого развития [2] Выступая весной 1895 года на заседании славянской благотворительного общества, И.А. Си-корский утверждал, что вековая привычка напряженной физической и нравственной работы вкупе с пережитыми тяжелыми историческими судьбами придавали славянам особый стиль поведения, который ныне и составляет унаследованную особенность народного характера. Самыми типическими чертами русского характера он считал скорбь, терпение и величие духа среди несчастий. С его точки зрения, это влечет за собой напряжение воли, направленное на физическое или нравственное страдание. Стоическая покорность судьбе и готовность вынести все тяготы и лишения составляют характеристический облик русского терпения. Он установил, что развитое «человеческое чувство славян делает их беспристрастными и позволяет устанавливать здоровые дружеские отношения с людьми разных национальностей». Это чувство выражалось с незапамятных времен в выдающейся и общепризнанной славянской добродетели - гостеприимстве, а впоследствии - в уважении ко всему иностранному, отсутствии духа партикуляризма

(уединенности, разобщенности) и усвоении лучших сторон чужой культуры. Вековую особенность славян составляют гуманные черты, - они поражали наблюдателей в отдаленные времена. В этой силе и жизненности и заключается смысл нашей истории, культуры, воспитания.

Приобщение подрастающего поколения к социально-культурным ценностям народа возможно только через изучение (использование!) особенностей русского традиционного воспитания, постижение его ментальных идей, ведь не случайно все чаще люди ищут средства жизненной ориентации в истории, вероучениях, древних поучениях, житиях, мифах, обрядах, сказаниях. А судить о том, как было представлено воспитание юношества, как им прививались нормы нравственности в обществе, семье, мы можем по текстам нормативных, юридических документов и предписаний, литературных и фольклорных памятников, дневниковых записей, проповедей, этнографических сведений.

Всегда, во все времена, деморализация народа и ослабление его духа - явления взаимосвязанные. Поэтому охрана целомудрия молодого поколения, особенно девушек, была и будет залогом сохранения национального духа и государственности. Детское сознание, - утверждает

В. Абраменкова, - по природе своей целомудренно, и целомудрие выполняет охранную функцию, защищая ребенка от опасности, нравственной грязи и заразы. Целомудрие - не столько физиологическое, и не столько нравственное, - это категория мировоззренческая, отражающая целостную картину бытия, целостный и мудрый образ мира.

Напомним, что общие строгие правила и ценность девственности вполне уживались в крестьянском быту со сравнительной распространенностью добрачных интимных связей. Интересен в связи с этим опыт обрядов, подтверждающий сохранение невестой целомудрия до брака, который описывает А.Ф. Кистяковский. В обряде четко прослеживаются нормы как одобрения, поощрения, похвалы в случае сохранения девственности, так и порицания, позора и неудовольствия, если девственность не сохранилась. Удостоверение в непорочности невесты производит, с одной стороны, радость всех гостей торжества, а с другой - оно служит основанием к чествованию невесты, ее родителей, сумевших хорошо воспитать

дочь, а также целого рода. Поются песни: «Честь наша, хвала наша, наша Маруся честна, честною вышла, честь дорога». Мать благодарит свою дочь за то, что ее не «осрамила», а когда дождешься своих деток, - говорит она, - тогда смотри за ними, как я за тобою смотрела». Так выражал народ одобрение добрых семейных нравов и непорочности женщины. Иной характер принимают обряды и символы, если свадьба узнает о том, что новобрачная потеряла невинность до брака. Брачное торжество поет срамные песни, осмеивающие легкое поведение невесты, нестойкость ее в сохранении женской честности, гости выражают глубокое к ней презрение, циничные насмешки и грубость. Жених также имеет право ее наказать. - Все позорящие обряды рассчитаны на то, чтобы опозорить мать, отца и всю родню невесты. Дома нецеломудренной невесты и жениха лишаются права вывески красных поясов при дымовых трубах на другой день свадьбы и вообще ношения красных лент невестой и дружками. Все имеет сумрачный вид; распеваются только такие песни, чтобы пристыдить мать за «неприсмотр за дочерью». Невеста же, стоя у печи, должна петь песню, в которой она просит извинения у матери и вместе с тем утешает мать обещанием быть доброю хозяйкой. Отцу же нецеломудренной невесты и не вменяется в вину, хотя он сам чувствует срам.

Воспитание девушки целомудренной является особенностью русского национального воспитания, что в первую очередь сопряжено пониманием чести рода, уважением общества к конкретной семье, доверием к ее членам, родителям, матери - в первую очередь, достоинством братьев и сестер. Это связано также и со здоровьем девушки, ее переживаниями и тем, что она должна была рожать здоровое поколение, воспитывать их правильно; а все это влекло за собой и соответствующее воспитание юноши, который строил свои отношения с девушкой на основе уважения к ней, доброты, сдержанности. Но особое место все-такт отводится матери - ее примеру в поведении, ее действиям, ее любви к детям.

Библиографический список

1. Забелин И. История русской жизни с древнейших времен. - М., 1876. - Ч. 1.

2. Сикорский И.А. Основы воспитания и обучения. - Киев, 1909.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.