УДК 801.7
Фокина Мадина Александровна
доктор филологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
filolog-kos@mail. ш
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
В статье характеризуются исследовательские проекты преподавателей, аспирантов и студентов вуза, раскрываются основные принципы комплексного анализа текста.
Ключевые слова: научное направление, филологический анализ художественного текста, дискурс, языковая личность писателя, идиостиль.
Научное направление, посвященное филологическому анализу художественного текста, сложилось в 2007-2010 гг. и активно развивалось в последующие годы. За этот период успешно защищены диссертации: докторская (М.А. Фокина, 2008) и три кандидатские (А.В. Щербакова, 2007; Н.Н. Баскакова, 2010; А.И. Яковлев, 2011).
Целью исследований преподавателей, аспирантов и студентов филологического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова, объединившихся в научное направление, является разработка комплексной методики анализа языковых средств, которые формируют динамику текстовых смыслов, эксплицируют концептуальное содержание литературного произведения, обеспечивают структурно-семантическую целостность текста; выявление функций образной и фигуральной речи, отражающей специфику идиостиля писателя, яркие черты его языковой личности; изучение языка писателей Костромского края.
Исследования базируются на принципах филологического анализа художественного текста, получивших фундаментальное теоретическое обоснование в трудах ведущих отечественных учёных: Л.В. Щербы, В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.А. Ларина, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Т.Г. Винокур, К.А. Роговой, Л.Ю. Максимова, Г.И. Богина, М.М. Гиршмана, В.П. Григорьева, Е.И. Дибровой, А.Б. Есина, Д.М. Магомедовой,
Н.А. Купиной, Н.А. Николиной, Н.С. Болотновой и др.
Филологический анализ текста включает в себя лингвистический, стилистический и литературоведческий анализ, а также освещение культурно-исторического контекста эпохи. Его задача - «показать через взаимную обусловленность формы и содержания текста его смысл и культурологический статус» [1, с. 97]; проникнуть «в смысловую глубину текста путём наблюдений за типом его структуры и функционированием языковых средств, служащих формированию и выражению смысла текстовых компонентов и художественного смысла целого произведения» [3, с. 8-9].
К основным принципам филологического анализа текста относятся: историзм, антропоцентрич-
ность, культурологическая направленность, комплексный интегральный характер (внимание к форме и содержанию текста в их взаимной обусловленности), лексикоцентричность [1].
Главной особенностью художественного текста является художественно-образная речевая конкретизация, которая трактуется как реализация эстетической функции на основе перевода слова-понятия в слово-образ, направленная на активизацию воображения читателя [2].
На современном этапе филологического исследования текста устойчиво прослеживается тенденция к усилению его коммуникативной направленности: текст изучается как форма коммуникации с позиций диалога автора и читателя. Коммуникативный подход к тексту существенно расширяет научное представление о текстовых свойствах, единицах и категориях, его структуре, семантике и прагматике.
Исследования костромских учёных-филологов направлены на изучение текстов разных литературных родов и жанров: лирики, художественной прозы, драматургии, мемуаров. Большое внимание уделяется анализу произведений русских писателей, жизнь и творчество которых связаны с Костромской землёй.
В 2010-2011 учебном году успешно осуществлялась исследовательская работа студентов филологического факультета «Язык писателей Костромского края и региональных СМИ», поддержанная грантом КГУ им. Н.А. Некрасова. Исполнители проекта (Масленников Семён, Егорова Александра, Кунавина Анастасия, Закалина Мария) занимались изучением художественных произведений П. Вяземского, А.Н. Плещеева и А.Н. Островского: охарактеризовали языковую специфику их иди-остиля, выявили индивидуальные особенности художественного мировидения каждого писателя, а также культурно-исторические и духовно-нравственные истоки творчества, определяющие национально-русское и региональное своеобразие Костромской земли. Для анализа отбирались тексты, ещё недостаточно изученные в современной лингвистике и не получившие широкого распространения в читательской среде. К ним относятся оригинальные дневники, философские зарисовки и бас-
140
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
© Фокина М.А., 2013
ни Петра Вяземского, художественная проза поэта А.Н. Плещеева, дневники и застольные речи драматурга А.Н. Островского. Результаты исследования были представлены на студенческой межвузовской научной конференции в Ивановском государственном университете «Молодая наука в классическом университете» и на студенческой научной конференции в КГУ им. Н.А. Некрасова «Ступени роста». Участники проекта опубликовали научные тезисы. В 2013 году студентка 4 курса филологического факультета Кунавина Анастасия стала победительницей областного конкурса молодых исследователей «Шаг в будущее» в номинации «Филология», она подготовила научное выступление о лексико-фразеологическом своеобразии повести А.Н. Плещеева «Отец и дочь».
В настоящее время продолжается изучение языка писателей-земляков. Создаётся картотека учебного словаря «Крылатые выражения писателей Костромского края». Студенты 4-5 курсов (Комко-ва Екатерина, Косарева Мария, Чернышова Василина, Смирнова Екатерина, Иванова Виктория) готовят первый выпуск словаря, посвящённый крылатым выражениям Николая Алексеевича Некрасова. Издание приурочено к 95-летнему юбилею нашего университета, который с гордостью носит имя великого русского поэта. По современным лексикографическим источникам студенты выявляют корпус крылатых выражений Некрасова, собирают разнообразные примеры употреблений этих единиц в художественной и публицистической речи Х1Х-ХХ1 вв., разрабатывают собственную концепцию словаря, продумывают структуру и содержание словарных статей. Одна из главных задач создания словаря - раскрыть роль Николая Алексеевича Некрасова в развитии русского литературного языка XIX века, показать, как его слова и выражения, значительно обогатившие русскую речь, продолжают активно функционировать в разных сферах современной коммуникации. К наиболее известным и частотно употребляющимся некрасовским выражениям, по подсчётам участников исследовательской группы, относятся: Вот приедет барин - барин нас рассудит; И пошли они, солнцем палимы; Кому на Руси жить хорошо; Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт; Откуда дровишки?; Рыцарь на час; Сейте разумное, доброе, вечное. Эти выражения используются в публицистических текстах, в том числе в костромских печатных изданиях, подвергаясь различным заменам слов и переосмыслениям метафорического содержания: Вот приедет Путин - Путин нас рассудит; И пошли они, властью гонимы; Кому на
Руси пить хорошо; Откуда сынишки? и др. В результате таких преобразований трансформированные крылатые единицы приобретают в газетном тексте ироническую окрашенность.
Ряд филологических исследований преподавателей и аспирантов кафедры русского языка выполняется на материале русской художественной прозы Х1Х-ХХ вв. с учётом жанровой природы произведения, особенностей его повествовательной структуры, своеобразия субъектно-речевой организации. В результате комплексного анализа выявляется система языковых средств, которые отражают смысловую динамику целого текста, создают сквозные образы и мотивы.
Ежегодно участники исследовательского проекта принимают участие в международных и региональных научных конференциях (Москва, Иваново, Ярославль, Кострома), в мероприятиях Фестиваля науки в КГУ им. Н.А. Некрасова. В 2012 году состоялась публичная лекция «Загадки и парадоксы художественного текста» (проф. М.А. Фокина). В 2013 году проведена интерактивная лингвистическая игра «Путешествие по лабиринтам текста», прошло заседание круглого стола по современным проблемам изучения текста в школе и вузе, состоялась презентация учебного пособия «Филологический анализ текста» [4].
Научный интерес к художественному тексту как явлению словесной культуры способствует формированию необходимых профессиональных компетенций студентов-филологов, ориентированных на правильное, адекватное понимание, глубокий, тонкий анализ и точную, обоснованную интерпретацию литературного произведения. Творческое взаимодействие студентов, аспирантов и преподавателей в совместной исследовательской деятельности создаёт комфортные условия для духовно-нравственного развития и совершенствования интеллектуальных способностей обучающихся в образовательном пространстве университета.
Библиографический список
1. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 520 с.
2. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М.: Просвещение, 1993.
3. Рогова К.А. О филологическом анализе художественного текста // Художественный текст: Структура. Язык. Стиль. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. - С. 4-9.
4. ФокинаМ.А. Филологический анализ текста: учеб. пособие. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 140 с.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
141