УДК
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ДИСКУССИЯХ НАУЧНОГО ФОРУМА
В.С.Щербаков, О.Р.Кудаков, Р.Г.Сахиева
В статье акцентируется внимание на том, что ключевым звеном модернизации профессионального образования является новое видение дидактики как базовой науки, направленной на повышение результативности процесса обучения. В ней раскрыты основные направления научных дискуссий на международной научно-практической конференции «Современные проблемы дидактики средней и высшей профессиональной школы» посвященной 70-летию Российской академии образования и 75-летию со дня рождения академика РАО Г .В Мухаметзяновой. В статье подчеркивается весомый вклад доктора педагогических наук, профессора, академика РАО Г .В .Мухаметзяновой в развитии теории и практики профессионального образования, раскрытии концептуальных положений современной дидактики.
Ключевые слова: дидактика профессиональной школы, академик РАО Г.ВМухаметзянова, научная дискуссия.
Исторический опыт убеждает, что модернизация - это не только прогресс системы, но и ее проблематизация, возникновение принципиально новых и актуализация прежде существовавших противоречий. Проблема реформирования российского профессионального образования может быть сформулирована следующим образом: самоопределение России с точки зрения общих принципиальных направлений развития образования. Это тем более актуально, что в настоящее время просматривается, с одной стороны, противостояние различных точек зрения на смысл реформирования, а, с другой, усиливается тенденция внедрения образовательных моделей и технологий, сформировавшихся на основе иных культурных традиций, условий и установок, что может привести к отторжению реформирования образования от культурных традиций России, к утрате целостности ее образовательного пространства, способности к саморазвитию. Переход к компетентностной парадигме потребует радикальных изменений во всех структурных компонентах профессионального образования: миссии профессионального образования; в образовательном пространстве; в отношениях с внешней средой;
в целях и результатах обучения и воспитания; в содержании образования; в педагогической деятельности преподавателя; в деятельности обучающегося; в технологическом обеспечении образовательного процесса; в уровне управления реформируемой системы образования. Данный переход предполагает учет мнений, концептуальных идей, положений, которые могут быть раскрыты, в том числе, и в научных дискуссиях различного уровня.
С 1 по 2 октября 2013 года ФГНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» РАО провел Международную научно-практическую конференцию «Современные проблемы дидактики средней и высшей профессиональной школы», посвященную 70-летию Российской академии образования и 75-летию со дня рождения академика РАО Г.В.Мухаметзяновой. Ей принадлежит весомый вклад в развитии теории и практики профессионального образования, раскрытии концептуальных положений современной дидактики. Имя Гузел Валеевны ассоциируется с идеей интеграции науки и образования, которая на практике реализовалась в создании такого феномена как научно-образовательный комплекс; идеей непрерывного образования, которая нашла отражение в создании профильных классов, факультета начального и среднего профессионального образования, Академии социального образования и ее филиалов, аспирантуры, докторантуры. В сферу научных интересов академика Г.В.Мухаметзяновой входили: теоретико-методологические основы профессионального образования, научно-методическое обеспечение профессионального образования, гуманизация и гуманитаризация профессиональной школы, проектирование региональных образовательных систем, научное прогнозирование развития профессионального образования, инновационная деятельность в системе профессионального образования, модернизация качества образования, кластерный подход к модернизации профессионального образования и др. Заслуженным успехом у специалистов и работников образования пользуются опубликованные ею научные труды, в числе которых фундаментальные монографии «Управление средним профессиональным образованием в новых
социально-экономических условиях», «Стратегии реформирования системы среднего профессионального образования», «Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы», «Полипарадигмальный подход к моделированию национального гимназического образования»; «Подготовка специалистов социальной сферы: региональный аспект»; «Профессиональное образование в России: методология и теория»; «Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методического обеспечения» и другие. В практике работы педагогов находят широкое применение разработанные ею программы, учебные и методические пособия, посвященные вопросам развития национальных систем образования, гуманизации образовательного процесса и др. Такие ее высказывания как: «Системообразующим качеством модернизации высшего образования становится личность студента», «Стратегической целью профессионального образования является становление реальной компетенции студента как личности, способной к самоопределению, саморазвитию, саморегуляции и самоактуализации», «Раскрыть средствами профессионального образования в человеке нечто позитивное, полезное для самого человека и общества есть сверхзадача образования», «Качественное новый преподаватель - это высокая культура и нравственность, острое чувство нового, творческое отношение к своему делу, высокий профессионализм, стремление к постоянному пополнению и обновлению своих знаний» как нельзя точно и многогранно выражают сущность модернизации профессионального образования на современном этапе [1].
Под непосредственным научным руководством Г.В.Мухаметзяновой в Институте педагогики и психологии профессионального образования с 1993 по 2013 гг. были разработаны следующие дидактические концепции: оптимизации информационно-компьютерной подготовки (Г.И.Кирилова) [2], фундаментализации содержания профессионального образования (Н.А.Читалин) [3], дидактические основы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании (Г.И.Ибрагимов [4], О.Р.Кудаков,
Г.У.Матушанский [5], В.С.Щербаков [6]), дидактические основы интеграции науки, профессионального образования и производства (Е.А.Корчагин [7]), интеграции процессов воспитания и обучения (В.Ш.Масленникова [8]), дидактические основы реализации модульно-компетентностного подхода в гуманитарной подготовке (Р.Х.Гильмеева, Л.Ю.Овсянникова, Л.П.Тихонова [9]), концепция дидактической подготовки учителя: проектно-технологический подход (Г.И.Ибрагимов [10]). В настоящее время сотрудники института под научным руководством доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента РАО Ф.Ш.Мухаметзяновой работают над реализацией следующих проектов: «Теоретико-методологические основания и инновационные модели профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в условиях изменяющегося рынка труда», «Теория и практика подготовки специалистов в условиях научно-образовательных кластеров разного профиля», «Поликультурные основания и дидактическое обеспечение содержания профессионального образования», «Проектно-целевые механизмы реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования» и др. Вышеперечисленные проблемы получили освещение в конференциальном сборнике [11].
В организации конференции принимали участие Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия образования, Министерство образования и науки Республики Татарстан, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Академия наук Республики Татарстан, Общественная палата Республики Татарстан, Академия социального образования. Основная цель конференции - интеграция отечественного и мирового опыта в сфере теории и практики обучения в профессиональной школе в контексте основных направлений модернизации профессионального образования в России. География конференции представлена городами Москва, Екатеринбург, Йошкар-Ола, Казань, Калининград, Кемерово, Киров, Красноярск, Оренбург, Саранск, Уфа и др.
Среди более чем двухсот участников конференции представители Ирана, Йемена, США и Франции и др.
На пленарном заседании были раскрыты сущностные характеристики и особенности процесса обучения в условиях информатизации образования, дидактические и методические основы профессиональной школы, актуальные проблемы развития дидактики, особенности компетентностно-ориентированного типа обучения, дидактические модели формирования индивидуальности студента, проблемы, связанные с организацией самостоятельной работы студентов, тьюторингом педагогического творчества преподавателя и студента, проектированием дидактических систем инженерного образования, проектированием и реализацией инновационных образовательных технологий в системе профессионального образования и др. Основные проблемы современной дидактики были сгруппированы по нескольким направлениям, получившим свое отражение в работе:
- панельной дискуссии «Академическая реформа и качества научно-педагогических исследований» (ведущие - проф. М.А.Чошанов, Техасский университет, г.Эль-Пасо и проф. Г.И.Ибрагимов, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, г.Казань);
- секции 1: Методологические основы и современные проблемы дидактики профессионального образования в условиях его глобализации (модераторы -проф. Т.М.Трегубова, Институт педагогики и психологии РАО; проф. О.Г.Смолянинова, Институт педагогики и психологии Сибирского федерального университета, г.Красноярск; доц. В.С.Щербаков, Институт педагогики и психологии РАО; доц. Т.С.Леухина, Академия социального образования, г. Казань); секции 2: «Теория и технологии реализации воспитательного потенциала учебных предметов» (модераторы проф. В.Ш.Масленникова, ИПППО РАО, г. Казань; проф.Т.Б.Гребенюк., Балтийский федеральный университет, г. Калининград; д.псх.н. А.Н.Грязнов, ИПППО РАО); секции 3 «Дидактико-методическое обеспечение гуманитарной
подготовки студентов» (модераторы: проф. Р.Х.Гильмеева, ИПППО РАО, д.и.н. Р.Р.Фахрутдинов, к.п.н А.Г.Залялова, ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж», все - г.Казань); секции 4 «Цели и содержание дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов в системе СПО» (модераторы: проф. Н.А.Читалин, ИПППО РАО, г.Казань; проф. М.А.Чошанов, Техасский университет, Эль-Пасо, США; к.п.н. Р.Г.Зялаева, ИПППО РАО, г.Казань; к.п.н. Э.Р.Соколова, Казанский авиационно-технический колледж имени П.В.Дементьева, г. Казань); секции 5 «Активное и интегративное обучение в профессиональной школе: психолого-педагогические и информационные аспекты» (модераторы: проф. Г.И.Кирилова, доц. Л.М.Колпакова, ИПППО РАО);
- телемоста «Россия, ИПППО РАО, Казань - США, Университет Техаса, Эль-Пасо» «Secondary mathematics teachers disposition toward challenge and its effect on teaching practice and student performance» - «Диспозиция к вызову» (модераторы: М.А.Чошанов, И.Вальверде)
На секциях обсуждались проблемы, связанные с современным состоянием и развитием дидактики профессионального образования, дидактическим обеспечением реализации ФГОС в системе профессионального образования разных уровней, дидактической подготовкой преподавателя профессиональной школы и др. Среди выступавших - такие крупные ученые как С.Н.Чистякова, Г.И.Ибрагимов, М.А.Чошанов и др. На базе экспериментальных площадок ФГНУ ИПППО РАО (Академия социального образования, Казанский педагогический колледж, Казанский авиационно-технический колледж им. П.В.Дементьева, Казанский медицинский колледж, Казанский колледж технологии и дизайна и др.) были проведены мастер-классы.
Научно-практическая конференция констатирует, что на ней были озвучены разнообразные подходы и аспекты дидактики профессионального образования в непрерывной образовательной среде, как на теоретическом, так и практическом уровнях. В работе конференции отечественными и зарубежными
участниками были обозначены и рассмотрены ключевые проблемы современной дидактики: значительное снижение исследований дидактического плана в педагогической литературе; сокращение защищаемых кандидатских и докторских диссертаций по фундаментальным проблемам дидактики; разработка нового понятийного аппарата; установление закономерных связей между различными сторонами процесса обучения, нормативно-прикладные дидактические проблемы при внедрении новых образовательных стандартов в среднее и высшее профессиональное образование и др.
Исключительную актуальность этим проблемам придаёт праксеологическое рассмотрение процессов в образовании, носящих неоднозначный характер: глобализация образования, интеграция образовательных и производственных структур (кластеризация), информатизация и влияние рынка. Учеными отмечается тенденция взаимодействия академической науки с образовательной практикой, что позитивно сказывается в проектировании опытно-экспериментальных работ в учреждениях профессионального образования, на разработке различных моделей преемственности и непрерывности образовательных систем разных уровней.
Источники:
1. Мухаметзянова Г.В. Избранные педагогические труды: В 3-х т. Казань: Магариф: 2005.
2. Кирилова Г.И. Дидактическая модель динамической оптимизации содержания информационно-компьютерной подготовки специалиста // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2002. Т. 5. № 2. С. 217-224.
3. Читалин Н.А. Принципы фундаментализации и профессионализации в проектировании содержания профессионального образования: методологический аспект // Известия Российской Академии образования, 2011. № 1. С.76-87.
4. Ибрагимов Г.И. Процесс обучения в высшей школе в условиях реализации ФГОС: болевые точки // Alma mater, 2013. № 8. С. 6-14.
5. Матушанский Г.У., Кудаков О.Р. Методологические принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал, 2009. № 1112. С.41-47.
6. Щербаков В.С. Компетентностный подход как методология интеграционных процессов в профессиональном образовании // Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании. Коллективная монография / под ред. академика РАО, доктора педагогических наук Г.В.Мухаметзяновой. Казань: Изд-во «Печать-Сервис XXI век», 2013. 356 с.
7. Айтуганов И.М., Дьячков Ю.А., Корчагин Е.А., Матухин Е.Л. Научные основы взаимосвязи профессионального образования и производства: Монография / под общей редакцией д.п.н. Г.В.Мухаметзяновой. Казань: КГАСУ, 2009. 250 с.
8. Интеграция воспитания и обучения в системе профессионального образования. Из опыта работы / Масленникова В.Ш., Шамсутдинова В.Р., Фисина Т.А., Угарова Н.М., Павлинов А.В. Казань: изд-во «Печать-Сервис-XXI век», 2011. 118 с.
9. Гуманитарная образованность студентов в системе учреждений СПО-ВПО: Монография / Волович Л.А., Гильмеева Р.Х., Мухаметзянова Л.Ю., Тихонова Л.П., Шайхутдинова Г.А. / под научной редакцией академика РАО Г.В.Мухаметзяновой. Казань: изд-во «Данис», 2011. 136 с.
10. Ибрагимов Г.И. Концепция дидактической подготовки учителя: проектно-технологический подход. Казань: ИПППО РАО, 2012. 36 с.
11. Современные проблемы дидактики средней и высшей профессиональной школы / Материалы международной научно-практической конференции (30 сентября - 2 октября 2013 года). В 2-х частях / под общей редакцией чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. Ф.Ш.Мухаметзяновой и чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. Г.И.Ибрагимова. Казань: изд-во «Печать-Сервис-XXI век», 2013. Ч. 1. 904 с.; ч. 2. 904 с.
References:
1. Muhametzyanova G.V. Izbranny'e pedagogicheskie trudy': V 3-h t. Kazan': Magarif: 2005.
2. Kirilova G.I. Didakticheskaya model' dinamicheskoy optimizacii soderjaniya informacionno-komp'yuternoy podgotovki specialista // Obrazovatel'ny'e tehnologii i obsch'estvo (Educational Technology & Society). 2002. T. 5. № 2. S. 217-224.
3. CHitalin N.A. Principy' fundamentalizacii i professionalizacii v proektirovanii soderjaniya professional'nogo obrazovaniya: metodologicheskiy aspekt // Izvestiya Rossiyskoy Akademii obrazovaniya, 2011. № 1. S.76-87.
4. Ibragimov G.I. Process obucheniya v vy'sshey shkole v usloviyah realizacii FGOS: bolevy'e tochki // Alma mater, 2013. № 8. S. 6-14.
5. Matushanskiy G.U., Kudakov O.R. Metodologicheskie principy' kompetentnostnogo podhoda v professional'nom obrazovanii // Kazanskiy pedagogicheskiy jurnal, 2009. № 11-12. S.41-47.
6. SCH'erbakov V.S. Kompetentnostny'y podhod kak metodologiya integracionny'h processov v professional'nom obrazovanii // Integracionny'e processy' v sovremennom professional'nom obrazovanii. Kollektivnaya monografiya / pod red. akademika RAO, doktora pedagogicheskih nauk G.V.Muhametzyanovoy. Kazan': Izd-vo «Pechat'-Servis XXI vek», 2013. 356 s.
7. Aytuganov I.M., D'yachkov YU.A., Korchagin E.A., Matuhin E.L. Nauchny'e osnovy' vzaimosvyazi professional'nogo obrazovaniya i proizvodstva: Monografiya / pod obsch'ey redakciey d.p.n. G.V.Muhametzyanovoy. Kazan': KGASU, 2009. 250 s.
8. Integraciya vospitaniya i obucheniya v sisteme professional'nogo obrazovaniya. Iz opy'ta raboty' / Maslennikova V.SH., SHamsutdinova V.R., Fisina T.A., Ugarova N.M., Pavlinov A.V. Kazan': izd-vo «Pechat'-Servis-XXI vek», 2011. 118 s.
9. Gumanitarnaya obrazovannost' studentov v sisteme uchrejdeniy SPO-VPO: Monografiya / Volovich L.A., Gil'meeva R.H., Muhametzyanova L.YU., Tihonova L.P., SHayhutdinova G.A. / pod nauchnoy redakciey akademika RAO G.V.Muhametzyanovoy. Kazan': izd-vo «Danis», 2011. 136 s.
10. Ibragimov G.I. Koncepciya didakticheskoy podgotovki uchitelya: proektno-tehnologicheskiy podhod. Kazan': IPPPO RAO, 2012. 36 s.
11. Sovremenny'e problemy' didaktiki sredney i vy'sshey professional'noy shkoly' / Materialy' mejdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (30 sentyabrya - 2 oktyabrya 2013 goda). V 2-h chastyah / pod obsch'ey redakciey chl.-korr. RAO, d.p.n., prof. F.SH.Muhametzyanovoy i chl.-korr. RAO, d.p.n., prof. G.I.Ibragimova. Kazan': izd-vo «Pechat'-Servis-XXI vek», 2013. CH. 1. 904 s.; ch. 2. 904 s.
3apesucmpnpoeaMa: 08.10.2013