I EN I
Транспорт
оценить вероятность возникновения в них газомасляной смеси и при необходимости разработать конструк-
тивные мероприятия, явления.
снижающие возможность её по-
Библиографический список
1. Башкиров В.С., Капитонов О.К. Методика определения содержания нерастворённого газа в рабочей жидкости // Гидропривод и системы управления (строительных, тяговых и дорожных машин): межвузовский сборник. Новосибирск, 1976. С. 94-102.
2. Иоффе Б. В., Косткина М. И., Витенберг А. Г. Коэффициенты распределения и растворимость газов в трансформаторных маслах // Журнал прикладной химии. 1980. № 10.
3. Лебедев В.М., Баранов А.В и соавторы. Устройство для исследования газосодержания смазочных материалов. Л.: ЛПИ. Деп. в ЦНИИТЭнефтехим, 8стр., № 10, № х-88.
4. Башта Т.М. Машиностроительная гидравлика: справочное пособие. М.: Машиностроение, 1971. 672 с.
5. Hayward F.T.J. Scientific LUBRICATION, Methods of Measuring the Bubble Content of Bubbly Oil. 1961 (8). Р. 12-18.
6. International Standard IEC 567 "Guide for sampling of gases and of oil from oil-filled electrical equipment and for the analysis of free and dissolved gases". Genev, 1992.
УДК 621.01(07)
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.А.Беридзе1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Определен круг проблем, связанных с безопасностью автомобильного транспорта в Российской Федерации. Рассмотрено влияние технического состояния на безопасность автомобильного транспорта. Предложены мероприятия по управлению техническим состоянием автомототранспортных средств. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: управление качеством; сертификация; лицензирование; техническое регулирование; безопасность автомобильного транспорта; проверка технического состояния.
CONTEMPORARY PROBLEMS OF MOTOR TRANSPORT SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION V.A. Beridze
National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The author outlines the range of problems related to the safety of motor transport in the Russian Federation. He considers the influence of the technical condition on the safety of motor transport. He proposes measures to control the technical condition of vehicles. 6 sources.
Key words: quality management; certification; licensing; technical regulations; safety of motor transport; inspection of technical condition.
Безопасность является фундаментальной проблемой автомобильного транспорта. В России в течение последних лет эта проблема приобрела особую актуальность.
По данным аналитического агентства «Автостат» в 2009 г. количество автомобилей, зарегистрированных на территории Российской Федерации, составило 41,2 миллиона единиц. Общее число легковых автомобилей при этом составило 32,02 миллиона единиц, грузовых автомобилей - 5,35 миллиона единиц, автобусов - 894 тысячи, а оставшееся количество - 2,94 миллиона единиц пришлось на различные транспортные средства, которые можно объединить в группу мототранспорта. По уровню автомобилизации в 2009 г. Российская Федерация заняла 7 место в мире.
Ежегодный прирост российского парка автомототранспортных средств (АМТС) сохраняется на уровне
8...10% и не имеет тенденции к снижению. Характерной особенностью структуры парка автомобилей в РФ является большой удельный вес транспортных средств, имеющих длительные сроки эксплуатации, в том числе - за пределами установленного моторесурса. Значительную часть легкового транспорта составляют модели, выпускаемые с конца 80-х - начала 90-х годов ХХ в., свыше половины численности грузового автопарка составляют модели, разработанные более 20 лет назад. При этом значительный возраст АМТС, неизбежно снижающий показатели технического состояния, еще больше усугубляет негативное воздействие на безопасность автомобилей в эксплуатации.
Сложившаяся ситуация в автомобильной сфере характеризуется также снижением объемов работ по техническому обслуживанию (ТО). Значительная доля АМТС находится в собственности индивидуальных
1Беридзе Виталий Автандильевич, старший преподаватель кафедры автомобильного транспорта, тел.: (3952) 405136, факс: (3952) 405689, е-mail: [email protected]
Beridze Vitaly Avtandilievich, senior lecturer of the chair of Automobile Transport, tel.: (3952) 405136, fax: (3952) 405689, e-mail: [email protected]
владельцев, которые, как правило, бессистемно обслуживают свои автомобили, руководствуясь принципом «до серьезной поломки». Вместе с этим, экономическая ситуация в стране привела к разукрупнению значительного числа автотранспортных предприятий с организованной плановой системой технического обслуживания и ремонта. Бессистемность и низкое качество выполнения операций ТО - комплекса мероприятий, направленных на поддержание технического состояния - не может не сказываться на техническом состоянии АМТС. Ухудшение технического состояния эксплуатируемых транспортных средств, в свою очередь, закономерно усугубляет проблему обеспечения безопасности дорожного движения (БДД) [1].
Одним из показателей, характеризующих общий уровень обеспечения БДД, является число дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Анализ статистических данных ГИБДД МВД РФ о количестве ДТП в Российской Федерации представлен в таблице.
Статистические данные о количестве ДТП в Российской Федерации за 2007-2010 г.
Показатель Годы
2007 2008 2009 2010 (январь-август)
Общее количество ДТП 233 809 218 322 203 603 123 958
Погибло, чел. 33 308 29 936 26 084 15 510
Ранено, чел. 292 206 270 883 257 034 157 637
Количество ДТП по причине технически неисправных АМТС 2 221 1 725 1 389 774
Доля ДТП по причине технически неисправных АМТС, % 0,9 0,8 0,7 0,6
На первый взгляд, прослеживается тенденция к снижению показателей и, таким образом, улучшению ситуации в сфере БДД. Согласно приведенным данным, доля ДТП по причине технически неисправных транспортных средств, не превышает 1%. Однако для определения того, что причиной ДТП послужило неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства, необходимо провести ряд сложных и дорогостоящих экспертиз. Кроме того, многих ДТП, произошедших по вине водителя (превышение скорости движения, нарушение правил обгона, несоблюдение требуемой дистанции в потоке машин и др.), можно было избежать, если бы АМТС находилось в технически исправном состоянии. Очевидно, что доля ДТП, произошедших из-за того, что состояние транспортных средств не отвечает требованиям по безопасности, значительно больше [2]. В странах с развитой автомобилизацией на долю ДТП по причине неудовлетворительного технического состояния приходится: в США 15...20%, в Германии 10...20%, во Фран-
ции 20%, в Дании 11...12% от общего количества ДТП. Эти данные, как и в России, в корне отличаются от данных статистики служб обеспечения БДД [1].
Усугубляя одну из фундаментальных проблем автомобильного транспорта - БДД, техническое состояние АМТС крайне негативно сказывается и на второй, не менее значимой проблеме - вредном воздействии транспорта на окружающую среду.
Вредное воздействие транспорта на окружающую среду вследствие неудовлетворительного технического состояния многократно усиливается. Для того чтобы понять масштабы этой проблемы, в некоторых случаях, даже нет необходимости прибегать к данным статистики. Воздействие АМТС на окружающую среду видно (дымный выхлоп, течи технических жидкостей, продукты коррозии) и слышно (шум, вибрации) без применения средств диагностирования. Данные измерений свидетельствуют о том, что средние выбросы эксплуатируемых АМТС в расчете на единицу пробега в крупных городах России не только превышают минимально возможный уровень на 30...40%, но и в два раза выше аналогичного показателя для Германии или Франции. В итоге выбросы вредных веществ с отработавшими газами автомобильного парка России составляют 14 миллионов тонн ежегодно. Автотранспортный шум стал основным источником шума в городах, где на его долю приходится более 80% зон акустического дискомфорта [1].
Таким образом, неудовлетворительное техническое состояние АМТС в эксплуатации на фоне значительного возраста автомобильного парка и низкого уровня организации системы технического обслуживания является непосредственным источником обострения проблем БДД и экологии. Острота и масштабы этих проблем таковы, что практически все развитые страны рассматривают их решение как стратегические национальные задачи.
Управляя техническим состоянием, можно в определенной степени управлять качеством АМТС, находящихся в эксплуатации. Основными мероприятиями по улучшению технического состояния автомобилей являются:
1. Обязательная сертификация и контроль технического состояния автомобилей при регистрации.
2. Лицензирование и сертификация услуг предприятий автосервиса.
3. Применение планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта АМТС, принадлежащих предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям.
4. Расширение сети фирменных станций технического обслуживания.
5. Контроль технического состояния перед выездом на линию (для АМТС, принадлежащих предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям).
6. Государственный технический осмотр транспортных средств.
Обязательной сертификации подлежат все автомобили, выпускаемые на территории РФ, а также ввозимые в РФ из-за рубежа. Обязательная сертифика-
ция имеет целью обеспечить выпуск автомобилей, соответствующих современным техническим требованиям, и является средством контроля соблюдения требований безопасности в отношении новых автомобилей. Следовательно, предполагается, что обязательная сертификация значительно влияет на БДД. В течение последних 20-30 лет требования безопасности, предъявляемые к новым автомобилям, значительно ужесточились. Ряд исследований, проведенных в разных странах (США, Норвегия, Швеция и др.), был посвящен тому, насколько ужесточенные требования к конструкции автомобилей повлияли на БДД и в первую очередь на количество погибших в ДТП. В этих исследованиях были использованы статистические данные о ДТП. С методической точки зрения результаты этих исследований можно считать весьма надежными. Влияние на уровень травматизма и величину материального ущерба исследовалось в меньшей степени.
В Российской Федерации средством реализации государственной политики технического регулирования в автомобилестроении, с учетом статуса автомобиля как источника повышенной опасности, стала утвержденная Госстандартом России в 1992 г. первая в России система сертификации продукции «Система сертификации механических транспортных средств и прицепов», включившая в себя совокупность обязательных технических требований к различным категориям автомототранспортных средств и порядок подтверждения соответствия этим требованиям в форме обязательной сертификации. По совокупности сертификатов по требованиям, регламентирующим отдельные эксплуатационные свойства или характеристики автомобиля, административный орган системы выдавал производителю комплексный документ «Одобрение типа транспортного средства». В 1996 г. «Система сертификации механических транспортных средств и прицепов» была пересмотрена и после ее регистрации в Минюсте России получила новое название: «Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов».
В 2002 г. в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», который отменил законы «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации» и заново создал правовой механизм, предусматривающий применение обязательных требований к продукции только через новые нормативно-правовые документы — технические регламенты. Новый закон перевел стандарты в документы, добровольные для применения. Также законом было запрещено вносить изменения в ранее принятые ведомственные нормативно-правовые акты. Таким образом, «Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» оказались «замороженными» на период до вступления в силу нового технического регламента, который должен был заменить действующую систему сертификации автомобилей. В 2009 г. был принят и 23 сентября 2010 г. вступил в силу технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», ставший основным документом, опре-
деляющим требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение и эксплуатации на территории Российской Федерации [3].
В настоящее время в сфере технического обслуживания и ремонта автомобилей наблюдается практически полное отсутствие государственной политики. При рассмотрении на уровне федеральных органов власти вопросов обеспечения БДД проблемы технического обслуживания и ремонта АМТС не находят должного внимания.
Лицензирование деятельности по техническому обслуживанию и ремонту АМТС в Российской Федерации было отменено в 2002 г. Лицензирование в том виде, в каком оно существовало до 2002 года, не могло оказать положительного влияния на техническое состояние АМТС. В результате произошло существенное снижение требований к предприятиям автосервиса. Фактически перестала работать норма Федерального закона «О безопасности дорожного движения», согласно которой транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям безопасности [4]. Это должно подтверждаться документом, выдаваемым исполнителем работ, но на практике этого не происходит.
В настоящее время становится все более актуальным саморегулирование в сфере деятельности предприятий автосервиса. Объединение предприятий в саморегулируемую организацию (СРО) позволяет повысить качество услуг автосервиса. Помимо стандартов профессиональной деятельности, которые должны применять все члены СРО, у саморегулируемой организации предусмотрена ответственность за ущерб, причиненный вследствие некачественно выполненных работ (услуг). Это является дополнительным стимулом к повышению качества работы предприятий автосервиса. Тем не менее, отрицательный опыт работы СРО в строительной отрасли в РФ сдерживает развитие саморегулирования в других сферах профессиональной деятельности [5].
Периодическая проверка технического состояния АМТС проводится в большинстве стран мира и является одним из наиболее эффективных инструментов управления техническим состоянием АМТС. В большинстве стран мира периодическая проверка технического состояния является обязательной для всех транспортных средств, участвующих в дорожном движении. В проверку входит диагностирование систем активной и пассивной безопасности автомобиля, а также параметров экологической безопасности. Несмотря на сходство общих принципов, процедура проверки технического состояния АМТС в разных странах значительно отличается. В развитых странах периодическую проверку технического состояния АМТС проводят коммерческие организации, получившие от государства разрешение на данный вид деятельности. В странах экономически неразвитых, с нерыночной экономикой, проверка технического состояния проводится силами дорожной полиции. В настоящий момент в Российской Федерации в рамках реформы системы государственного технического осмотра осуществля-
I EN I
Транспорт
ется передача полномочий по проверке технического состояния АМТС от ГИБДД частным компаниям [6]. Предполагается, что государство оставит за собой только надзор над этим видом деятельности, избавив себя от избыточных и несвойственных функций. Более чем 50-летний зарубежный опыт подтверждает возможность и необходимость передачи деятельности по периодической проверке АМТС частному бизнесу.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что неисправные автомототранспортные средства являются не только причиной ДТП и источником загрязнения окружающей среды. Они наносят значительный ущерб экономике страны. В условиях
Библиографический список
неблагополучной демографической ситуации по вине неисправных АМТС гибнет и получает травмы трудоспособное население, а также дети. Негативное воздействие автомобильного транспорта приводит к появлению хронических заболеваний у населения крупных городов. Неисправные АМТС являются причиной перебоев в процессе грузовых и пассажирских перевозок. Поэтому проблемы безопасности автомобильного транспорта необходимо рассматривать на самом высоком уровне, и это направление должно быть приоритетным в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г. [7].
1. Черняев И.О. Методика обеспечения качества контроля технического состояния автомототранспортных средств в региональных системах государственного технического осмотра: дис. ...канд. техн. наук / СПбГАСУ. СПб., 2006. 220 с.
2. Сереженкин А.М. О мерах по развитию системы технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств. Режим доступа: http://www.aae-press.ru/j0058/art011.htm.
3. Пугачев С. В. Новый этап развития российской системы сертификации автотранспортных средств. Режим доступа: http://www.aae-press.ru/j0048/art002.htm.
4. О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.
5. Постернак Т.Б. Проблемы саморегулирования строительной деятельности в России. Режим доступа: http://infomirspb.ru/articles/196.html.
6. Мороз С.М. Техосмотр: каким он должен быть. Режим доступа: http://www.aae-press.ru/j0062/art015.htm.
7. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 г. Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации № 1734-р от 22.11.2008.
УДК 629.113.001
АНАЛИЗ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ ПОДВЕСОК АТС НА СОВРЕМЕННЫХ ВИБРОСТЕНДАХ
А.Н.Доморозов1, Нгуен Ван Ньань1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены и проанализированы два способа и принцип Тэта по оценке работоспособности систем подвесок автотранспортных средств (АТС), сделан вывод о необходимости создания нового метода контроля их технического состояния, позволяющего контролировать изменение боковых реакций на колесах АТС в процессе его диагностирования.
Ключевые слова: подвеска; техническое состояние; диагностика; коэффициент сцепления; боковые реакции.
ANALYSIS OF DIAGNOSTIC METHODS FOR TECHNICAL CONDITION OF MOTOR TRANSPORT SUSPENCION SYSTEMS ON MODERN VIBROSTANDS A.N. Domorozov, Nguyen Van Nyan
National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The authors review and analyse two ways, and the principle of Theta on the assessment of working capacity of suspension systems of motor vehicles (MV). They make a conclusion on the necessity to create a new control method of their technical condition, which allows to monitor the change of side reactions on the wheels of a motor vehicle during its diagnostics.
Key words: suspension; technical condition; diagnostics; adhesion coefficient; side reactions.
На сегодняшний день можно выделить только три метода диагностирования технического состояния системы подвески автотранспортных средств: измерение амплитуды методом ВОСЕ/МДИД, измерение
сцепления с дорогой методом ЕивАМД и принцип Тэта, - которые более точно позволяют выяснить её техническое состояние, так как более точно моделируют реальные условия работы системы подвески. Во
1Доморозов Алексей Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильного транспорта, тел.: (3952) 600048, e-mail: [email protected]
Domorozov Alexey Nikolaevich, Candidate of technical sciences, associate professor of the chair of Automobile Transport, tel.:
(3952) 600048, e-mail: [email protected]
2Нгуен Ван Ньань, аспирант, тел.: 89246083368.
Nguyen Van Nyan, postgraduate student, tel.: 89246083368.