Список литературы
1. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath & Partners; Пер. с нем. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 478 с.
2. Каплан Р. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию / Р. Каплан, Дейвид Нортон; Пер. с англ. М. Павловой. — М.: Олимп-Бизнес, 2008. — 320 с.
3. Чернова Г. В. Управление рисками / А. А. Кудрявцев, Г. В. Чернова. — М.: ТК «Велби»; Проспект, 2005. — 160 с.
4. Burger, A., Buchart, A. Risiko-Controlling. — München, 2002. S. 209.
5. Mayer J. H. Erfolgsfaktoren-basierte Balanced Scorecard — Ein neuer Ansatz der Performance Management zur Unternehmensplanung, steuerung und kontrolle, in: Reichmann, Th. Tagungsband zum 15. Deutschen Controlling Congress 2000, S. 224-238.
6. Reichmann T., Form S. Balanced Chance and Risk Management, in: Controlling, 12. Jd. 2000,
S. 189-198.
УДК 656.614.3:339.5 С. Е. Иванова,
канд. экон. наук, профессор, ФГОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова»;
Н. В. Митрофанова,
канд. экон. наук, ст. преподаватель, ФГОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова»
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
В ЛИНЕЙНОМ СУДОХОДСТВЕ
THE MODERN PRINCIPALS OF FOUNDATION OF COST FOR CARRIAGE
OF GOODS IN LINE SHIPPING
Цена перевозки груза в рыночных условиях является важным инструментом хозяйственной деятельности судоходных компаний. Авторы статьи попытались раскрыть основные принципы формирования цены перевозки в линейном судоходстве. В статье приводится подробный перечень надбавок к ставке фрахта на линии. В заключении статьи делается вывод об итогах проведенного исследования.
The cost for carriage of goods in market circumstances is the important instrument offinancial activities of shipping companies. The authors of the article show the main principals offoundation of cost for carriage of goods in line shipping. In the article there is full list of increase to the rate offreight on line. In the end of article there is conclusion about the results of the research.
Ключевые слова: линейное судоходство, ставка фрахта, надбавки к ставке фрахта, линейная конференция, терминальные работы, контейнерный терминал.
Key words: line shipping, rate of freight, increase to the rate of freight, line conference, terminal works, container terminal.
В
НАСТОЯЩЕЕ время из лексики ли- ботажных» тарифов. На смену им приходят
нейного судоходства постепенно ис- новые термины: «ставка фрахта» или «базовая
чезают понятия «линейных» и «ка- ставка» и различного рода «надбавки» к ней.
Выпуск 1,
¡Выпуск 1
Среди основных факторов, оказывающих влияние на стоимость перевозки груза на линии, авторы в процессе исследования смогли выделить следующие:
— объемы и номенклатура груза;
— спрос и предложение тоннажа (судов) на фрахтовом рынке;
— расстояние между портами;
— нормы обработки судов в портах;
— возраст судов;
— стоимость хранения груза в портах.
Для более подробного рассмотрения
процесса формирования цены перевозки груза на линии можно обратиться к контейнер -ным перевозкам, т. к. они составляют основу линейного судоходства на современном этапе развития морского транспорта.
Стоимость перевозки груза на линии формируется обычно по следующему принципу:
1. Basе rate — базисная ставка фрахта линии.
2. LTHC (OTHC) — терминальные работы в порту погрузки (load (original) terminal handling charge).
3. DTHC — терминальные работы в порту назначения (discharging terminal handling charge).
4. BAF — бункерная надбавка.
5. CAF — коэффициент разности валют.
6. Другие надбавки.
При этом необходимо учитывать, что в коммерческой практике приняты следующие основные сокращения для линейных условий транспортировки груза, учитывающие специфику терминальных работ в портах:
1. FIOS — Free in/out (погрузка и выгрузка за счет отправителя).
2. FILO — Free in / Liner out (погрузка за счет отправителя / выгрузка за счет линии).
3. LIFO — Liner in / Free out (погрузка за счет линии / выгрузка за счет отправителя).
4. LILO — Liner in/out (погрузка/выгрузка за счет линии — полные линейные условия).
Кроме порта контейнер по предварительному запросу клиента может быть доставлен до контейнерного терминала (container yard) вблизи порта или в глубине страны в зависимости от активности линии на данной территории. И конечно же, он может быть доставлен непосредственно до «двери» клиента. С учетом этого к основным линейным условиям перевозки груза могут добавляться дополнительно еще и такие, как, например:
— FICY — Free in / Container yard (без погрузки в порту / до контейнерного терминала);
— LI-Door — Liner in / Door (погрузка в порту за счет линии / «дверь» клиента) [5].
При этом следует учитывать, что даже при перевозке Door-Door, т. е. «дверь» — «дверь», линия только подает контейнер по указанному адресу, но практически никогда не осуществляет затаривание/растаривание контейнера (stuffing/unstuffing)[5].
Как правило, официально рекламируется и декларируется базисная ставка линии и дополнительно указывается BAF-бункерная надбавка, которая учитывает колебания цен на топливо. Иногда предоставляемые линией ставки фрахта уже содержат в своем составе и топливную, и валютную (Currency Adjustment Factor — CAF) надбавки. Помимо этого, линейное судоходство в настоящее время насчитывает не один десяток различных надбавок к ставке фрахта, которые, соответственно, в тех или иных случаях применяются для формирования окончательной стоимости перевозки конкретного груза (см. табл. 1).
Таблица 1
Наиболее известные надбавки, применяемые к ставке фрахта в современном линейном судоходстве
Наименование надбавки Характер надбавки Пояснение применяемой надбавки
Agents fee Агентское вознаграждение
Таблица 1 (Продолжение)
BAF Bunker Adjustment Factor Надбавка прибавляется к стоимости фрахта в зависимости от колебаний цен на рынке топлива, коэффициента изменения цен на нефть. Эта составляющая меняется несколько раз в год. Может взиматься в стоимостных единицах (долларах или Евро), а может в процентном соотношении от фрахта
Barge fee Плата за перевозку грузов баржей
Bosphorus Surcharge Надбавка за прохождение груза проливом Босфор
CAF Currency Adjustment Factor Надбавка к стоимости фрахта, применяется для компенсации потерь от колебаний курса валют. Выражается в процентах
Congestion Surcharge Дополнительный сбор, который взимается для компенсации дополнительных затрат, связанных с задержкой судов в перегруженных портах
High Cube Surcharge Надбавка за повышенную вместимость контейнера, составляет 10 % от стоимости морского фрахта, действительна для всех грузов высотой более 2,25 метра
IMO Surcharge Надбавка за опасный груз
GRI Дополнительный сбор к базовой ставке фрахта, устанавливается в соответствии с тарифной политикой линейной компании, носит, как правило, сезонный характер
PSS Реаk Seasons Surcharge Надбавка за высокий сезон, применяется к грузам, экспортируемым из стран Азии, обычно с августа по ноябрь (этот период считается пиковым для импортных отгрузок) в связи с большим спросом на этот сервис
ISPS International Security Port Surcharge Надбавка за безопасность, наложение пломбы. Появившаяся в 2004 году надбавка, связанная с усиленными мероприятиями по осуществлению безопасного функционирования портов и их охраны
THC Terminal Handling Charges Услуги по погрузке и выгрузке контейнера с борта судна на контейнерный терминал
UK Premium Надбавка, взимаемая в английских портах
WRS War Risk Surcharge Плата за риск, за возможные военные действия в районах повышенной военной активности. Надбавка взимается в портах, находящихся в военной зоне. Распространяется, к примеру, на некоторые порты Африки, Израиля
WSC WinterSurcharge Надбавка взимается в портах, где существует возможность обледенения акватории порта. Компенсирует работу ледоколов и проведение антиледовых мероприятий
^177 |
Выпуск 1,
¡Выпуск 1
Таблица 1 (Окончание)
HWS / OWS Heavy or Over Weight Surcharge Надбавка за превышение стандартного веса, применяющаяся к 20-футовым контейнерам. Стандартный вес может колебаться от 10 до 20 т в зависимости от морской линии
Wharfage Портовая пошлина, применяемая к ставке фрахта в некоторых портах мира
CUC Chassis Using Charge Сбор за использование шасси (взимается в США)
DF Documentation Fee Сбор за оформление документов, взимаемый линейной компанией, который включает составление коносамента получателя на его партию груза и составление сервисного коносамента. Взимается поконосаментно
МИДК Организация досмотра контейнера по запросу таможни. Обычно не зависит от объема проводимого досмотра и взимается за каждый контейнер
До запрета работы линейных конференций цена линейной перевозки, во многом зависящая от надбавок, регламентировалась в рамках трансконтинентальных конференций, таких как, например, ТАСА (Трансатлантическая контейнерная конференция) и Far East Container Conference. Их основной задачей, помимо исключения демпинга, являлась разработка и назначение унифицированных надбавок к ставкам фрахта.
С октября 2008 г. линейных перевозчиков законодательно обязали конкурировать в отношении цены линейной перевозки грузов, так как антимонопольные ведомства ЕС, США и азиатских стран запретили функционирование линейных конференций.
В связи с указанным выше процесс формирования цены перевозки контейнерного груза может разниться от линии к линии, но примерно его схему можно представить следующим образом. Котировка цены перевозки груза в линейном судоходстве клиентом производится по принципу «rate +++». Это означает: базовая ставка, плюс стоимость погрузки, плюс стоимость выгрузки, плюс надбавки. В классическом смысле фиксации тарифа в контейнерном судоходстве практически не происходит. Чаще всего линия дает своим специалистам в отдел продаж на определен-
ный период (обычно месяц) только уровень базовой ставки (bas), ниже которой клиенту не предлагают, и желаемый уровень ставки (target). Далее все зависит от способностей менеджера и ситуации на рынке. При этом публикуемые ставки являются для любых клиентов только неким ориентиром. Некоторые компании публикуют на сайте и в периодической печати подробный перечень ставок и надбавок для клиентов среднего уровня, но крупный клиент всегда знает, что перевозчик при необходимости готов пойти на уторговы-вание цены.
Описанный выше процесс можно показать на примере работы линейной компании М8С. В ее букировочном листе (Booking Procédure Form) выделяется специальный пункт Rates Détails (Mandatory Informations), отвечающий за формирование стоимости перевозки. В данном пункте клиент должен прежде всего сообщить о возможном существовании какого-либо соглашения с данной компанией о применении специальных ставок стоимости перевозки и, в случае если таковое имеется, переслать для доказательства его наличия. Затем подробно описываются составные части цены будущей перевозки груза (см. табл. 2).
Таблица 2
Пример формирования цены перевозки контейнера на линии в составе процедуры букирования
Наименование 20 dv(USD) 40 dv (USD) 40 hc (USD) Payment Terms P/C/E
Ocean Freight 1750 3500 4750 —
Precarriage VIA truck 560 730 850 —
Discharging THC 350 390 420 —
On carriage 550 750 820 —
Peak Season 80 95 115 —
BAF 170 340 380 —
Others — — — —
Как можно увидеть выше, во главе процесса формирования цены лежит определение ставки фрахта «Ocean Freight», в данном случае — за основную океанскую перевозку. Большое влияние на конечную стоимость услуг оказывают два пункта — «Precarriage VIA truck» и «On carriage». Первое означает услугу по доставке груза от «двери» клиента до фидерного порта, которая может производиться различными видами транспорта, в т. ч. ж/д или авто. Второе — от фидерного порта до «двери» клиента, также различными видами транспорта. Значение остальных пунктов было рассмотрено выше.
Помимо обычных, уже описанных факторов на цену перевозки груза в линейном судоходстве могут влиять и другие, более банальные. Например, при недостаточном объеме грузопотока в прямом или обратном направлении цена перевозки значительно удешевляется по понятным причинам. Также значительное влияние на цену перевозки оказывает и текущая ситуация на рынке перевозок контейнерных грузов.
В заключение необходимо сказать, что в настоящее время не существует единого, четкого официально сформулированного методического подхода к расчету цены линей-
ной перевозки. Каждая линейная компания держит в строгом секрете данный механизм. Крах линейных конференций только усугубил сложившуюся ситуацию.
На современном этапе линейное судоходство переживает время перемен. На последнем заседании Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (2009 г.) подвели итоги функционирования линейных компаний и пришли к выводу, что в настоящее время компании создают альтернативные конференциям организационные формы сотрудничества как внутри судоходной отрасли (альянсы), так и с крупными грузовладельцами (соглашения и пр.), где по-прежнему обсуждаются вопросы формирования цены перевозки грузов на линиях.
Кроме этого, гибкий подход в обсуждении с клиентом стоимости перевозки груза при контейнерной перевозке, обнаруженный в процессе исследования работы ряда линий, начинает напоминать обсуждение фрахтовой ставки при заключении договора перевозки в трамповом судоходстве. Таким образом, постепенно нивелируется одна из отличительных особенностей линейного судоходства — принцип формирования цены перевозки.
Список литературы
1. Забелин В. Г. Фрахтовые операции во внешней торговле: Учебное пособие. — М.: РосКон-сульт, 2000. — 256 с.
Выпуск 1,
¡Выпуск 1
2. Лимонов Э. Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. — 2-е изд., переработанное, дополненное, СПб.: Информационный центр «Выбор», 2000. —
3. Плужников К. И. Нужно ли присутствовать на «похоронах» системы линейных фрахтовых конференций? // Бюллетень транспортной информации. Информационно-практический журнал. — 2006. — № 5. — С.16—17.
4. Электронный ресурс http://info.auto.ru/logistic/faq/article/3413.html
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ТЕХНИЧЕСКОГО, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТА РОССИИ И ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
THE PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS THE MAIN MEANS OF TECHNICAL, TECHNOLOGICAL BREAKTHROUGH IN RUSSIAN TRANSPORT’S DEVELOPMENT AND IT’S COMPETITION INCREASING
В статье ключевым аспектом исследования является функционирование и развитие транспортного комплекса страны как средства обеспечения комфорта и качества жизни в России. Раскрываются факторы негативного воздействия и резюмированы базовые направления развития транспортного комплекса и проблемы инвестирования в него. Рассмотрено государственно-частное партнерство, доказаны возможность и необходимость его применения как механизма грамотной организации взаимодействия государства и частного бизнеса в условиях функционирования современной рыночной экономики РФ.
The article considers problems offunction and development Russian transport system as the means of comfort and quality of life in Russia. Special attention is paid to the bad factors which have influence on Russian transport. The main directions of Russian transport’s development and problems of it’s investments have generalized. The public-private partnership has considered as the means for organization of efficient government and private partnership in conditions of function Russian market economy.
Ключевые слова: транспортный комплекс, конкурентоспособность экономики, государственные и частные инвестиции, государственно-частное партнерство.
Key words: transport system, competition economy, government and private investments, public-private partnership.
415 с.
УДК 334.78:339.137:656.09
О. Н. Панамарева,
канд. экон. наук, доцент, ФГОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова»
|l8ü]
ка страны. Несмотря на существенное влияние намеченную стратегию развития основных
разразившегося мирового финансово-эконо- отраслей хозяйства. Особое место здесь от-
мического кризиса, последствия которого для ведено абсолютно объективно транспорту, по-
многих западноевропейских государств ста- зволяющему обеспечивать комфортное суще-
ли радикальными и заставили пересмотреть ствование. Большая протяженность водных,