УДК 635.037
О. П. Евсеева, аспирант; Т. М. Бурганская, доцент; О. М. Ткачева, студентка
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ФЛОРИСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРОВ РАЗЛИЧНОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
In the article the particularities of. On the basis of the analysis of references classification of styles and kinds of floristic compositions is lead. The basic receptions of floristic registration of interiors of various functional assignment (public, inhabited and industrial) are analysed. It is established, that in floristic registration of interiors in our republic the increasing attention to what carrying out of exhibitions and masters-classes with participation of foreign experts testifies. In clause problems of shortage of qualified personnel on the given direction of design which should possess not only practical skills on drawing up of concrete floristic compositions are mentioned, but also capable competently design floristic compositions for a premise of any assignment with its specific conditions that demands professionalism and knowledge in performance of a composition, literacy of an arrangement and conformity to assignment.
Введение. Жизнь человека неразрывно связана с природой, а следовательно, и с жизнью растений. Украшение внутреннего убранства здания растительными материалами возникло очень давно. В настоящее время такие тенденции определяются естественной потребностью человека быть ближе к природе в связи с широкомасштабной урбанизацией городов. В реализации этой потребности большая роль отводится флористике, которая путем использования растительного материала позволяет создать художественный неповторимый образ интерьера.
Основная часть. Флористика - один из видов декоративно-прикладного искусства, существующий издревле. Это использование художественных особенностей природного материала для создания композиций.
По структурным элементам композиции используемый в ней материал подразделяется на четыре вида:
1) контур (листья и цветы);
2) маскировка (обычно листья);
3) фокус (обычно цветы);
4) наполнитель (листья и цветы).
Контурный материал используется для создания очертаний композиции, ее скелета, ограничивающего композицию в пространстве. Прочие матер тлы усиливают контур , но не выходят за его границы. Контурный растительный материал может быть представлен как прямыми, так и изогнутыми линиями.
Маскировочный материал выполняет 3 функции:
- скрывает флористическую губку и грубые края емкости, чтобы композиция оставалась уравновешенной, не перегруженной деталями;
- выступает в качестве фона для других, более красочных и привлекательных материалов;
- утяжеляет нижнюю часть композиции, придает ей равновесие.
Область фокусировки взгляда обычно находится в центральной части композиции, потому что симметричная замкнутая форма наиболее притягательна для взгляда и доминирует над
прочими формами. В качестве фокусировочного материала чаще используют цветы, чем листья. У фокусировочных цветов «округлая» форма. Они используются в нижней части композиции, но на некотором расстоянии от границ, заданных контурным материалом.
Материал-наполнитель используют для завершения композиции и маскировки технических материалов [1, 2].
Ассортимент используемых в композициях растений очень широк, применяются не только культивируемые растения, но и широкий ассортимент растений дикой флоры. Группы декоративных растений для создания композиций из живого растительного материала представлены в табл. 1.
Таблица 1
Распределение по группам растений дикой флоры, перспективных для использования во флористике
Группа растений Число видов Наиболее часто используемые
части растении
1. Травянистые 12 Соцветия, листья, стебли
2. Кустарники 1 Побеги
хвойные
3. Кустарники 6 Побеги, листья,
лиственные ягоды
5. Деревья хвой- 2 Побеги, шишки
ные
6. Деревья лист- 6 Листья, плоды
венные
7. Листостебель- 4 Облиственные
ные мхи стебли
8. Папоротникообразные 1 Вайи
9. Плауновидные 1 Облиственные стебли
10. Грибы 2 Плодовые тела
11. Напочвенные 1 Слоевище
мхи
Из культивируемых в ГНУ «Центральный ботанический сад HAH Беларуси» цветочно-декоративных растений для флористических композиций используются в основном однолетние, двулетние и многолетние растения открытого грунта, а также некоторые срезочные и горшечные растения защищенного грунта. Первостепенный материал для флористических композиций - летники-сухоцветы составляют 3,6% от общего числа выращиваемых в ГНУ «Центральный ботанический сад HAH Беларуси» видов растений. Сортовым разнообразием растений, перспективных для использования во флористике, отличаются многие однолетние, а также некоторые многолетние растения (розы - более 150 сортов, георгины - более 100 сортов и хризантемы - более 50 сортов). В коллекциях ЦБС HAH Беларуси также широко представлено семейство злаковых (13 родов).
Распределение по группам культивируемых растений, перспективных для использования во флористике, представлено в табл. 2.
Таблица 2
Распределение по группам культивируемых растений, перспективных
для использования во ( шористике
Группа растений Число Наиболее часто
видов используемые части растений
Растения открытого грунта
1. Однолетние 46 Цветки, соцветия, листья
- красивоцветущие 17 Соцветия, листья
- сухоцветы 12 Соцветия
- злаки 16 Соцветия
- декорагивно-лисг- 1 Стебли
венные
2. Двулетние 4 Цветки, соцветия
3. Многолетние 48 Цветки, соцветия, листья
- красивоцветущие 42 Цветки, соцветия, листья
- декоративно-лист- 3 Листья
венные
- почвопокровные 3 Побеги с листьями
Растения защищенного грунта
1. Срезочные 3 Цветки, соцветия
2. Горшечные 13 Листья
- красивоцветущие 6 Соцветия, листья
- декоративно-лист- 4 Листья, вайи
венные
- ампельные и вью- 3 Листья
щиеся
Ассортимент культивируемых цветочно-декоративных растений, которые могут использоваться для целей создания флористических композиций, достаточно широк, он насчитывает 98 видов растений открытого грунта и 16 видов растений защищенного грунта.
В композициях достаточно часто применяются растения, тонированные при помощи аэрозольных красок, а также искусственные цветы, выполненные с использованием современных материалов и инструментов для достижения желаемой цветовой гаммы в композиции.
Гармонии в композиции можно добиться путем правильного использования принципов дизайна: баланса, контраста, ритма, доминанты, масштаба, пропорциональности.
Правильный выбор стиля флористической композиции должен проводиться с учетом специфики интерьера. Стиль помещения предопределит тип и цвет используемых растений, форму и характер аранжировки [1,2]. Различают четыре основных стиля: вегетативный, формо-линейный, параллельный, декоративный.
Вегетативный стиль предполагает, что все растения в композиции, букете располагаются свободно, имеют свой естественный, природный вид (микропейзажи, экологические этюды, сборные букеты), особое внимание уделяется внешнему виду, характеру роста и растительному сообществу растений. В композиции, выполненной в вегетативном стиле, учитывают физиологию, структуру, направление движения растений.
Формолинейный стиль предполагает создание композиций с четким представлением формы в виде круга, шара, конуса, пирамиды, креста, сердца, буквы (венки, классические гирлянды, шесты) с минимальным количеством форм и линий. Для него характерно контрастное противопоставление форм и линий, возможно ощущение движения, соблюдение пропорций и наличие свободного пространства в композиции [1].
Параллельный стиль предполагает как симметрию, так и асимметрию. Каждый элемент при этом имеет свою собственную точку роста. Такие композиции обычно имеют маленький базис, с растениями можно работать в любой технике.
К декоративному стилю можно отнести все композиции, не отвечающие первым 3 стилям. Допускается использование любого материала, в том числе нерастительного происхождения (камни, ракушки, перья). При этом не выявляются особенности каждого растения, они подчиняются идее создания нового выразительного целого. Для декоративного стиля характерно: плотное заполнение композиции материалом, большое количество растений, близко расположенных друг к другу, большое значение приобретает цвет и форма выбранных растений [1].
Аранжировки выполняются и в смешанных стилях: линейно-вегетативном, формолиней-ном, параллельно-декоративном и др.
По структурным признакам выделяют [3] следующие виды флористических изделий: композиция; букет (ниспадающий, текучий, структурный, формолинейный, параллельный, декоративный, бидермейер, вегетативный, каплевидный и др.); венок; гирлянда; гобелен; объект; коллаж, икебана и др.
В XXI в. стили, тенденции и мода быстро меняются. В последнее время появляются упоминания о новых стилях - фристайле, а также абстрактном, которые представляют современный европейский стиль.
Все композиции также можно классифицировать по занимаемому объему на объемные, полуобъемные и плоскостные [1]. Большая часть описанных выше стилей предусматривает выполнение объемных композиций. Флористический коллаж может относиться как к плоскостным, так и к полуобъемным композициям. Все выше перечисленные виды флористических работ могут применятся для оформления интерьеров различного функционального назначения.
Интерьер - внутреннее пространство здания или помещения в здании, а также убранство помещений. Все здания классифицируются на жилые, производственные и общественные [4]. Оформление интерьера, использование в нем каких-либо определенных флористических композиций непосредственно зависит от того, к какой группе относится здание.
Главным принципом обьемно-планировочного решения общественных зданий и сооружений является их функциональное назначение, т. е. та общественная деятельность человека, ради которой строится здание. Всего насчитывается около 900 видов и разновидностей общественных зданий и сооружений.
Общественные интерьеры подразделяются [3] на следующие группы:
1) зрительные залы;
- функция кинопоказа;
- функции театральные;
- функции концертные;
- функции спортивно-зрелищные;
2) учебные помещения;
3) залы для питания;
4) торговые залы;
5) залы для экспозиции;
6) помещения ожидания - рекреации.
В каждом общественном здании имеются главный и второстепенные функционально-технологический процессы. Например, в школах главный процесс - учебные занятия, а второстепенные процессы - общественное питание, административно-хозяйственная деятельность.
В формировании фитосреды интерьеров используются как искусственные, так и натуральные растения. При составлении композиции из сухих растений следует учитывать назначение помещения. Композициями из засушенных растений можно оформлять интерьеры библиотек, кафе, баров, магазинов, гостиниц, офисов и др. Незаменимы они там, где не хватает света. Подойдут крупные яркие композиции четкой формы в больших (обычно напольных) вазах. Нередко наряду с сухими используют искусственные цветы. В конструкциях современных кон-ференц-столов предусмотрено специальное пространство для размещения в них различных аранжировок. Здесь ставят композиции кругового обзора.
В храмах и костелах не допускается использование композиций из сухих цветов, хотя комнатным растениям в таких условиях не хватает света, поэтому для оформления часто используются композиции из живых растений.
Искусно выполненные композиции - картины, букеты в нарядных вазах, пейзажные сценки - помогают скоротать время в приемных. Следует еще раз подчеркнуть, что хороший вкус определяет не обилие предметов, а выдержанность стиля, в частности достигаемая подбором одинаковых дорогих рам для флористических или иных картин, характерной фактурой подставок под вазы с композициями, выдержанностью цветовой гаммы. Цветовая гамма декоративного убранства должна гармонировать или контрастировать с цветом мебели, обоев. Необходимо согласовывать пропорции цветочных композиций и их форму с картинами, статуэтками и другими художественными произведениями.
Не все общественные интерьеры подходят для озеленения, в этом случае композиции из засушенных растений будут играть большую роль. Зрительные залы с функциями кинопоказа, театральной и концертной не подходят для озеленения, так как сам функциональный процесс требует отсутствия света, что не допустимо для растений. Ограничивается использование зеленых растений и в залах, предназначенных для экспозиций, так как требуемая для растений повышенная влажность порой не до-пу сгима для экспонато в В это м случае прекрасно подойдут композиции из засушенного материала.
Использование флористических композиций в школах позволяет расширить кругозор ребенка, поскольку ассортимент используемых в композициях растений довольно большой, а также воспитать в нем эстетическое восприятие. Присутствие флористических композиций в театрах, кинотеатрах, библиотеках позволит создать комфортные условия для отдыха и работы [5]. При оформлении магазинов, рестора-
нов и их витрин во флористические композиции, как правило, включаются различные муляжи, которые характеризуют назначение данного конкретного объекта.
Флористические композиций представлены в оформлении некоторых интерьеров общественного назначения г. Минска. Например, в салоне-парикмахерской «Креатив» проводится сезонная смена флористических композиций для оформления залов, а в парикмахерской «Рагнеда» в качестве постоянного оформления используется плетение из соломки. Флористические композиции применяются также при оформлении горнолыжных комплексов «Логойск» и «Силичи» (Минский район). В Республиканском экологическом центре детей и молодежи г. Минска для оформления кабинетов и холлов используются флористические композиции, выполненные не только преподавателями, но и учениками. Детскому творчеству уделяется большое внимание и в студии фитодизайна Ф. В. Кириловой, работающей во Дворце железнодорожников г. Минска.
Флористическое оформление производственных интерьеров осуществляется в зависимости от вида производства, инсоляции, степени загазованности и др. В этом случае композиции чаще всего размещают в административной части и местах отдыха. Оформлению рекреационных помещений на предприятиях следует уделять особое внимание. Здесь целесообразно создание ландшафтных фрагментов с водными устройствами. В сочетании с другими элементами красота и аромат цветущих растений и их санирующий эффект оказывают благоприятное воздействие на психику человека и повышают его работоспособность, нивелируют стрессовые воздействия. В этих помещениях целесообразно создание флорариумов, флоратеррариумов, аквариумов и других объектов флористического оформления интерьеров [3].
Композиции, полностью созданные из растительного материала, чаще всего используются при оформлении частных домов и гражданских зданий, не предназначенных для массового посещения.
Жилые интерьеры подразделяются [6] по блокам:
1) общественно-социальный - общение, воспитание, отдых, учеба, профессиональная и любительская деятельность, получение информации;
2) бытовой - приготовление пищи, уборка, хранение, стирка;
3) жизнеобеспечения - сон, еда, личная гигиена, физкультура, лечение.
Кроме блоков в жилом помещении выделяют следующие зоны: входную, санитарно-гигиеническую, дневную и ночную. В соответствии с дизайном интерьера подбирают стиль и технику исполнения флористического оформление помещения. В зависимости от освещен-
ности той или иной зоны выбирают материалы для создания флористических композиций.
Создавая флористические композиции для оформления интерьера, используют различные флоральные и нефлоральные материалы, их ассортимент и разновидность определяются вкусовыми приоритетами владельцев и тематикой композиции. Для флористического декорирования жилых помещений рекомендуется использовать растительные материалы, которые не обладают сильным ароматом и не вызывают аллергических реакций.
Отличительной чертой жилого интерьера является активное включение в него зеленых элементов различной степени сложности с использованием их эстетических и гигиенических качеств. Особенно это прослеживается при оформлении дневной и ночной зоны, так как в них обычно достаточно освещения для размещения живого растительного материала. Композиции из растений способны усиливать цветовую выразительность интерьера, смягчать замкнутость внутреннего пространства, зрительно уменьшать тяжесть массивных ограждений, вносить черты иррациональности и подвижности в строгую геометрию современных индустриальных зданий.
Комфортность интерьера помещения зависит от того, насколько точно соответствует выбранная система флористического декора характеру протекающей здесь деятельности и насколько правильно подобраны материалы в зависимости от светотеплового режима. В помещениях для умственной работы и сна желательна нейтральная природная среда, в помещениях активного отдыха оправдано использование флористического оформления с помощью живых растительных элементов. В связи с этим центром активного озеленения в квартире может быть общая комната, кухня, лоджия. Для каждого из помещений выбирается свой композиционный прием, причем важно, чтобы чередовались уровни размещения флористических композиций, менялись точки размещения их в помещении [3].
Для оформления входной зоны подходят композиции, выполненные из сухих материалов, которым не надо солнечное освещение. К их числу относятся сухоцветы, натуральные и крашенные ветки, плоды и шишки, вспомогательные материалы (сизаль, рафия, ткани). Напольные крупные композиции обычно тяготеют к зонам отдыха (устанавливаются у кресел, шезлонгов или намечают границы отдельных зон). Зеленые композиции, как и отдельные растения, можно размещать в помещении на различных уровнях: на полу, в специально сконструированных мебельных элементах и в верхней зоне. Морская тематика достаточно традиционна для оформления ванных комнат и бассейнов. Она может быть эффектно воплощена в композициях, выполненных из искусственных растений и натуральных морских
раковин. Такие аранжировки лучше всего смотрятся в прозрачных сосудах из бесцветного или светло-голубого стекла.
Флористическое оформление интерьеров различного функционального назначения в нашей республике началось относительно недавно. Ощущается нехватка кадров, так как профессии «Флорист» в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий нет. Студенты специальности «Садово-парковое строительство» в период получения высшего образования в рамках дисциплины «Фитодизайн» получают знания по основам теории флористического дизайна, подробно не прорабатывая вопросы проектирования и размещения флористических композиций в интерьерах. В то же время рабочий по специальности «Цветовод» 4 разряда может выполнять следующие виды работ по флористике: составление декоративных корзин, плетение гирлянд, плетение венков с прикреплением живых цветов. Кр сме цветовода 4 разряда, мастерством работы с флористичеким материалом владеет изготовитель ритуальных венков 1-3 разрядов [7], но в комплекс их должностных обязанностей не входит оформление интерьеров флористическими композициями.
Кроме этого, более широкому использованию флористических композиций в оформлении интерьеров различного функционального назначения в нашей республике препятствует и то обстоятельство, что выращивание в промышленном цветоводстве многих перспективных для целей флористики декоративных растений (например, сухоцветов и злаков) пока не проводится, в связи с чем ощущается нехватка растительного материала. Не налажено также производство и вспомогательных материалов, поэтому закупаются относительно дорогие зарубежные материалы, чаще голландского, польского и немецкого производства.
Заключение. Формированию фитосреды различных помещений должно предшествовать проектирование композиций с использованием природных средств ландшафтного дизайна. Для того чтобы грамотно сформировать фитодизайн интерьера различного функционального назначения, необходимо проанализировать экологические и эргономические параметры среды, в которой размещаются фитокомпозиции (температура, влажность, освещенность, загазованность и др.) [3]. Ассортимент композиции подбирается с учетом особенностей микроклимата, характера производственного процесса, биоло-
гических свойств растений. Не менее важным при составлении композиции является учет цветовых характеристик, в том числе цветовых ассоциаций и сочетаний, психологического воздействия цвета на человека, а также изменения окраски различных частей растений, используемых в композициях, и цветового решения флористического оформления интерьера в целом. Для достижения максимального декоративного эффекта необходимо учесть специфику помещения.
Для развития флористического направления в оформлении интерьеров и показа современных достижений в мире фитодизайна в г. Минске ежегодно проводятся флористические выставки, например во Дворце молодежи, в Республиканском экологическом центре детей и молодежи, во Дворце железнодорожников. Проводятся также выставки, семинары и мастер-классы в клубах флористов с участием зарубежных специалистов.
В настоящее время флора- и фитодизайн в Республике Беларусь представляют собой развивающееся направление по формированию архитектурной среды с использованием растений посредством их органичного объединения с предметным миром, что требует профессионального подхода к проектированию и размещению элементов флористического дизайна, а также подготовки специалистов данного направления в учреждениях государственного образования.
Литература
1.Асман,П. Современная флористика/ П. Ас-ман. - М.: Культура и традиции, 2003. - 224 с.
2. Утенко, И. С. Цветы в букетах и композициях / И. С. Утенко. - Л.: Лениздат, 1988. - 174 с.
3. Крижановская, Н. Я. Основы ландшафтного дизайна / Н. Я. Крижановская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 204 с.
4. Змеул, С. Г. Архитектурная типология зданий и сооружений. - М.: Архитектура, 2004. - 237 с.
5. Агранович-Понаморева, Е. С. Интерьер и предметный дизайн жилых помещений: учеб. пособие для студентов вузов / Е. С. Агранович-Понаморева. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 348 с.
6. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учеб. для вузов / В. В. Адамович [и др.]; под ред. И. Е. Рожина, И. ИУрбаха. - М.: Стройиздат, 1985. - 543 с.
7. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. - Минск.: НИИ труда, 2003. - Выпуск 63(69). - 80 с.