ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕБНИКА
СОВРЕМЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ
DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2018.2-3.5
Бошно Светлана Владимировна, доктор юридических наук, профессор, Главный редактор журнала «Право и современные государства», Главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний РФ, профессор Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, e-mail: boshno@yandex.ru.
Аннотация. В номере 6 за 2013 г. нашего журнала редакцией была презен-
тована рубрика «Юриспруденция (легальная теория)», в которой публикуются фрагменты учебника профессора Бошно Светланы Владимировны. В учебнике излагаются основные положения теории государства и права как учебной дисциплины. Одно из предназначений «Юриспруденции» - донести содержание российской правовой системы и до отечественных и зарубежных читателей. Это предопределило методологические и методические особенности изложения материала. Для обеспечения доступности для всех категорий читателей учебник издается на русском и английском языках. В данной рубрике были изданы следующие главы: Бошно С.В. Толкование норм права // Право и современные государства. 2013. № 4. С. 18-26; Бошно С.В. Система права и система законодательства // Право и современные государства. 2013. № 5. С. 15-35; Бошно С.В. Государство // Право и современные государства. 2013. № 6. С. 64-79; Бошно С.В. Свойства права // Право и современные государства. 2014. № 1. С. 62-67; Бошно С.В. Кодификация // Право и современные государства. 2014. № 2. С. 44-51; Бошно С.В. Способы и методы правового регулирования // Право и современные государства. 2014. № 3. С. 5260; Бошно С.В. Норма права: понятия, свойства, классификация и структура // Право и современные государства. 2014. № 4. С. 49-60; Бошно С. В. Правотворчество и законодательный процесс // Право и современные государства. 2016. № 2 и др.
Продолжаем публикацию фрагментов учебника по Юриспруденции темой «Современные правовые системы». Правовая система является комплексной характеристикой всех элементов государственно-правовой действительности. Автор рассматривает основные составные элементы такие как система права, система законодательства, юридическая техника, источники права и их соотношение, юридическая практика, правовые отношения. Типологизация правовых систем имеет большое значение, в том числе для определения приоритетов в законотворчестве, принятии правовых решений, правовые ценности и ориентиры. Несмотря на изложение всех типов правовых систем основной интерес автора находится в области романо-германской правовой системы в связи с принадлежностью к этой системе Российской Федерации. Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система государства не может развиваться изолированно от других типов, испытывает их влияние и оказывает своё воздействие на окружающий мир. В теории права это рассматривается как унификация или дезинтеграция правовых систем. Рассматриваются исторические типы правовых систем, в том числе те, которые утратили своё значение или существенно трансформировались. Так, описывается соотношение социалистической правовой системы и неотдифференцированной правовой системы.
Ключевые слова: правовая система, понятие правовой системы, структура правовой системы, классификации правовых систем, романо-герман-ская правовая система, англо-американская правовая система, религиозно-общинная правовая система.
1. Понятие правовой системы, её структура. Правовая действительность реально существующего государства - явление гораздо более сложное, нежели собственно право, система права. В связи с этим следует различать ряд понятий, в частности, таких, как «правовая система», «система права», «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «правовая семья». Термин «правовая система» не отменяет и не изменяет других юридических понятий, не тождественен им, т.к. имеет самостоятельную смысловую нагрузку и при этом теснейшим образом связан с указанными выше категориями.
Лексическое сходство нередко становится причиной отождествления таких понятий, как «правовая система» и «система права». Однако их сравнение по объёму приводит к выводу, что система права - понятие более узкое, т.к. оно представляет собой лишь часть правовой системы наряду с другими государственно-правовыми явлениями. Различными являются также понятия «правовая система» и «правовая надстройка». Первое служит для выражения внутренних системно-структурных связей правовых явлений, второе - для указания местонахождения правовых явлений в общественной системе.
Право и современные государства 2-3/2018
60
Следует также различать понятия «правовая система» и «механизм правового регулирования». Если правовая система как категория имеет значение для уяснения структуры и взаимозависимости её элементов, то механизм правового регулирования делает акцент на функциональной роли элементов, в том числе и правовой системы в процессе регулирования правовых отношений.
Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.
Правовая система состоит из следующих компонентов:
— совокупности правовых ценностей, связанных с определённым типом правопонимания, в котором отражены культурно-исторические и национальные особенности того или иного государства;
— правотворчества как законодательно урегулированного процесса связанных между собой этапов и действий по созданию нормативных правовых актов, их изменению либо отмене;
— иерархически организованного правового массива нормативных правовых актов, действующих на территории данного государства. Правовая система представляет собой совокупность правовых
средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень развития той или иной страны. В структуре правовой системы выделяют следующие элементы:
— явление духовного, мировоззренческого характера (юридическая наука, правовые понятия, правовые принципы, правовая культура, правовая политика);
— право и выражающее его законодательство;
— правовые отношения;
— юридическая практика;
— юридическая техника.
Перечисленные элементы могут быть структурированы иначе:
— собственно право, которое является ядром всей правовой действительности;
— юридическая (прежде всего судебная) практика, которая в отдельных правовых системах может служить основой для признания правомерности или неправомерности поведения лиц и во всех случаях учитывается в деятельности юридических органов;
— господствующая правовая идеология, которая при определенных социально-исторических условиях может служить основой для признания правомерности или неправомерности поведения лиц и учитывается в деятельности юридических органов.
Рассматривая правовую систему конкретной страны как сложное, многоэлементное явление, необходимо с предельной четкостью выделять в ней собственно право как институционное образование с целью выясне-
ния его роли в жизнедеятельности как тех государств, в которых оно достаточно сформулировано, так и в тех, в которых превалируют другие элементы правовой системы. При этом недопустимо необоснованно принижать роль иных элементов, в частности юридической практики. Неразрывное единство указанных элементов очевидно в правовых системах различных типов. В одних правовых системах общественные отношения регулируются и собственно правом и прецедентным решением, в других - компетентные органы, прежде всего судебные, призваны гарантировать, обеспечивать проведение в жизнь юридических норм, при этом органы с целью реализации юридических норм издают правоприменительные акты, содержащие индивидуальные правовые предписания.
Правовое сознание, правовая психология и правовая идеология могут не только служить в отдельных правовых системах основой для правового регулирования, но и во всех случаях оказывать воздействие и на пра-вообразование, и на характер принимаемых судебных решений.
Национальная правовая система представляет собой конкретную социально-историческую реальность, находящуюся в сложных взаимосвязях и взаимодействии с другими частями данного общества: экономическими отношениями, государством, политическим режимом, моралью, культурой, всеми подсистемами данного общества.
Она впитывает особенности экономического, политического, исторического и национального развития страны, существующие в ней общественно-политические традиции, специфику культурной и нравственной жизни общества, национального быта, правовых традиций и мышления. Это во многом определяет фактическую роль и ценность данной правовой системы, её положения в общей структуре социального и нормативного регулирования, и, следовательно, соотношение с другими регуляторами: моралью, религиозными и иными корпоративными нормами, неправовыми обычаями.
На формирование и развитие конкретной правовой системы оказывают влияние различные факторы. Прежде всего, это социально-экономическое развитие, политическая сфера, а также духовная жизнь общества, включающая в себя науку, религию и мораль.
Правовые системы мира в своём развитии подчинялись определённым закономерностям:
— усложнялся процесс взаимодействия факторов, влияющих на эволюцию правовых систем;
— соблюдалась преемственность развития правовых систем;
— имел место общий прогресс правовых систем отдельных стран, включающий в себя их унификацию и совершенствование в соответствии с потребностями общества и государства.
Национальные правовые системы обладают определёнными признаками, на основании которых их можно распределить по правовым семьям. Такими свойствами могут быть источники права, структура права,
а также различные представления о месте и роли права в жизни того или иного общества и государства, юридическая техника, основы и принципы построения права (политические, философские, религиозные).
Термин «правовая семья» используется для обозначения совокупности правовых систем, обладающих сходными признаками.
Под правовой семьёй понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем в рамках одного типа права, объединённых общностью исторического формирования, структуры источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.
Типология современных правовых систем. Виды правовых систем находятся в зависимости от ряда обстоятельств, в числе которых ведущее место занимает строение системы права, генезис права и государства, система источников права и иные критерии.
Традиционной является классификация по следующим основаниям: идеология (факторы религии, философии, экономической и социальной структуры) и юридическая техника. Данная классификация позволяет выделить следующие виды правовых систем: романо-германская, англо-американская, социалистическая, религиозная и традиционная.
Основанием классификации может выступать правовой стиль, учитывающий такие факторы, как: происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа источников права и способы их толкования; идеологические факторы. В результате применения такого комплексного основания получены следующие виды семей: романская, германская, скандинавская, англо-американская, социалистическая, право ислама, индусское право.
Для выделения основных правовых систем современности в качестве существенных могут быть использованы такие критерии:
— исторический генезис;
— система источников права;
— структура системы права (ведущие отрасли и институты права).
Данные основания позволяют классифицировать правовые системы
следующим образом: романо-германская; правовая семья общего права; скандинавская правовая семья; латино-американская правовая семья; мусульманская правовая семья; индусская правовая семья; семья обычного права; дальневосточная правовая семья.
Имеется также типологизация с выделением четырёх основных семей национальных систем права: романо-германская; англосаксонская система общего права; религиозно-общинные (неотдифференцированные) юридические системы ряда стран Азии и Африки; заидеологизированные правовые системы при авторитарных политических режимах. Традиционной является следующая классификация: англо-американская правовая система общего права; континентальная правовая семья; правовая система с господствующей мусульманской религиозной идеологией.
Для создания наиболее взвешенного и целостного представления о правовой карте мира можно соединить традиционную марксистско-ленинскую типологию, опирающуюся на теорию общественно-экономических формаций (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право и право социалистическое), и классификацию внутри этих типов. Исходя из этого можно выделить романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, дальневосточную правовые семьи и семью общего права, социалистическое право.
Ниже будут рассмотрены некоторые правовые семьи, чаще всего выделяемые специалистами в области сравнительного правоведения.
2. Романо-германская правовая семья охватывает страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Здесь на первый план выдвинуты нормы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям справедливости и морали.
Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века, на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.
К романо-германской правовой системе относятся правовые системы таких государств, как Франция, Германия, Италия и другие. Эта разновидность правовых систем характеризуется высоким уровнем нормативных обобщений, который достигается при помощи кодифицированных законодательных актов и выражен в абстрактно формулируемых нормах, в формировании логически завершённой структурно замкнутой нормативной системы. В соответствии с этим правовые системы данной группы имеют облик нормативно-законодательных и в массовом правосознании воспринимаются в качестве таких, где право выступает преимущественно в виде «закона».
Своеобразие экономических условий оказало влияние на формирование данной системы. Так, в континентальной Европе преодоление феодальной раздробленности, создание централизованных государств осуществлялось через центральные органы государственной власти, которые взяли на вооружение такие эффективные средства социального регулирования, как законы, кодексы, содержащиеся в них абстрактные нормы.
В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону. В странах, принадлежащих к этой семье, действуют кодексы: гражданские, уголовные, гражданские процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие.
Правовые нормы понимаются как правила поведения, обладающие всеобщностью и общеобязательностью и направленные не на решение конкретного случая, а на создание общих руководств по их разрешению. В отличие от семьи общего права они не создаются судьями.
Все страны романо-германской правовой семьи являются странами писаного права. Основу системы источников права составляют конститу-
ции, кодексы и законы, а кроме них определённое влияние имеют обычаи, судебная практика, доктрина и отдельные принципы права.
Закон представляет собой главную составляющую этой системы, т.е. является ведущим источником права. Он регулирует практически все сколько-нибудь важные сферы общественной жизни. Во всех странах данной системы существуют писаные конституции, подкреплённые конституционными законами, признаваемые доминирующими источниками. За их нормами признаётся высшая юридическая сила, которая выражается как в обязательном соответствии законов и подзаконных актов конституции, что зафиксировано в законодательстве, так и в судебном контроле за конституционностью законов. Конституция, определяя полномочия органов государственной власти в правотворческой сфере, обозначает тем самым и различные источники права.
Международные договоры вносят весомый вклад в данную правовую семью. В некоторых странах законодательно закреплено превосходство международных договоров по юридической силе над внутренним законодательством.
Толкование законов играет важную роль в процессе практического применения законодательства, поскольку законы - лишь основы и рамки юридических конструкций и в силу этого требуют многочисленных дополнений путём толкования.
Важная роль среди источников романо-германского права принадлежит также многочисленным подзаконным актам, причём их роль и вес возрастают.
Обычай в разных странах данной правовой семьи занимает неодинаковое положение, при этом роль самостоятельного источника права им практически утрачена.
В качестве источников права достаточно широко используются общие принципы права, как вытекающие из самого закона или прямо в нём зафиксированные, так и не закреплённые письменно и официально. Эти принципы отражают подчинение права требованиям справедливости и морали, которые могут меняться в зависимости от эпохи и момента времени. Общие принципы права играют существенную роль при отправлении правосудия. При определённых условиях они могут быть основанием для решения дел (аналогия права).
В качестве примера данной системы обратимся к Германии. Основы правовой системы Германии были заложены после объединения в 1867 г. ряда государств под главенством Пруссии в Северо-Германский Союз, ставший в 1871 г. Германской империей. До издания общегерманских законов в Германской империи продолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в неё княжеств, городов и других территориальных объединений. Основой для разработки общегерманского законодательства стали законы Пруссии, Баварии и Саксонии, а также нормы обычного права.
Определяющее значение в системе действующего законодательства Германии имеет Конституция (Основной закон). В этом документе, открывающемся краткой преамбулой и разделом об основных правах граждан, подробно регулируются вопросы взаимоотношений Федерации и всех входящих в Германию земель - субъектов Федерации, а также определяется система органов власти, управления и правосудия. При толковании законов в Германии в отличие от других стран большое внимание уделяется материалам комиссий по подготовке соответствующих актов.
Наряду с законодательными актами важными источниками права признаются также постановления, издаваемые на основании закона федеральными правительствами, федеральными министерствами или правительствами земель. Судебная практика в Германии чаще всего не считалась источником права. Ныне в Германии признаётся важная роль Федерального Конституционного суда и других высших судебных учреждений, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве. Обычаи, по существу, утратили роль источников права.
Обобщая сказанное, отметим следующее.
Романо-германская правовая система характеризуется высоким уровнем нормативных обобщений, который достигается при помощи кодифицированных законодательных актов и выражен в абстрактно формулируемых нормах, в формировании логически завершённой, структурно замкнутой нормативной системы.
3. Англосаксонская правовая семья является наиболее распространённой в современном мире. Её также называют семьей общего права. В состав семьи входят правовые системы таких стран, как Англия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и многие другие. Около трети населения земного шара проживает в англосаксонских странах. Такое широкое распространение в определённой степени объясняется колониальным прошлым Великобритании.
Принципиальное отличие англосаксонской правовой системы в том, что главным источником права в ней является норма, сформулированная судьями, а правовое регулирование строится на юридической практике, прецедентах. Такой подход делает нормы права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германской системы, а также придаёт праву большую казуистичность и меньшую определённость. Деление права на частное и публичное отсутствует, нет кодексов европейского типа. Отрасли права выражены не столь чётко, как в континентальных правовых системах.
В подготовке и квалификации юристов в данной правовой семье также имеются особенности. Если в романо-германской правовой семье правосудие всегда осуществлялось судьями с университетским юридическим образованием, то в англосаксонской семье судьи приобретали свою квалификацию, работая адвокатами и изучая практику судопроизводства. Уни-
верситетский диплом, а также профессиональные экзамены лишь недавно стали важной предпосылкой для того, чтобы стать адвокатом или судьёй.
Ещё одним отличительным признаком этой семьи служит ориентация норм англосаксонского права на разрешение одной, отдельно взятой проблемы вместо общего правила поведения, призванного урегулировать будущие подобные ситуации.
Англосаксонская правовая семья делится на две обособленные группы: английского права и права США.
Рассмотрим особенности английского права. Среди источников права главное значение здесь принадлежит судебной практике. Вторым по значению источником права является закон. Однако в силу исторических особенностей структуры английского права значение закона в ней не идет ни в какое сравнение с ролью законодательства и кодексов в странах континентального права. Обычай, доктрина и разум также стоят в ряду источников права, хотя их значение и не так велико.
Судебная власть Англии отличается силой, не уступающей законодательной и исполнительной властям. Высшие суды обладают обширными полномочиями: участвуют в создании общего права и права справедливости; им принадлежит существенная роль в утверждении прав и свобод; в их компетенции находятся любые споры; они сами регламентируют порядок своей работы; высшие инстанции вправе отдавать по определённым вопросам приказы администрации, а также приговаривать к тюремному заключению за неуважение к суду. Главным источником английского права продолжает оставаться судебный прецедент - решение одной из высших судебных инстанций, имеющее обязательную силу как для них самих, так и для нижестоящих судебных инстанций. Один из главных принципов судебного прецедента состоит в том, что сходные дела решаются сходным образом.
Прецедентное право сочетается со статутным (включает законы -статуты), при этом роль последнего возрастает. Английский суд обладает широкими возможностями усмотрения в отношении законов. Акты делегированного законодательства и акты исполнительной власти могут судом отменяться.
Ежегодно английским Парламентом издаётся 80 законов, итоги его законотворчества составляют 50 томов. Английское законодательство отличается казуистичностью, обусловленной влиянием судебной практики. Англия не имеет писаной Конституции. Её заменяют законодательные акты, изданные старейшим в мире Парламентом, которому более 700 лет. Контроль за ним осуществляется исключительно общественным мнением, имеющим реальное значение в английской практике, а также через соблюдение права европейского сообщества, имеющего приоритет над обычным правом.
Возрастание роли законодательства непосредственно не означает потери судебным прецедентом своих позиций. Ряд институтов регулируются прецедентным правом (некоторые договоры, ответственность вслед-
ствие нарушенных обязательств и другие гражданские правонарушения). Кроме того, в силу исторически сложившихся особенностей английской правовой системы любые вновь принятые законы вообще не могут функционировать без множества сопутствующих судебных прецедентов.
В XX веке резко возрастает роль делегированного законотворчества, т.е. издания законодательных актов органами исполнительной власти.
Обычай как источник права в Англии имеет второстепенное значение. Обычное право существовало ещё до возникновения общего права, но применение обычая имеет ограниченный характер. Так, по закону 1265 г. подлежит применению исключительно старинный обычай (возникший до 1189 г.). Это ограничение касается только местных обычаев, для применения которых следует доказать давность его возникновения. В торговой сфере обычаи применяются свободно, даже появляются новые. В общественной жизни также велика роль обычаев, особенно конституционных, которые восполняют отсутствие соответствующих положений законов.
С течением времени английское право распространилось далеко за пределы самой Англии, при этом оно изменялось благодаря особым условиям тех стран, которыми оно воспринималось. Степень изменения была различной и зависела прежде всего от прочности связей между этой страной и Великобританией, от специфики географических условий, а также от особенностей и влияния местных цивилизаций.
Структура права США, хотя в целом аналогична английской, имеет довольно большое число специфических черт. Самые существенные различия возникают благодаря совершенно иному государственному устройству США, вследствие которого внутри американской правовой системы существует федеральное право и право штатов, в то время как английскому праву этот момент совершенно незнаком.
4. Неотдифференцированная (религиозно-общинная) семья. Особенностью религиозно-общинной правовой системы является то, что в ней юридические элементы не получили обособленного функционирования. Они связаны религиозными и обычно-общинными нормами. В соответствии с этим правовые системы данной общности имеют облик догматизированных, традиционных. В массовом правосознании они воспринимаются в качестве систем, основная регулирующая сила которых - догма веры, религиозное учение, традиция.
Религиозно-общинная правовая система, как правило, характерна для застойных федеральных общественных структур.
По своей сути она представляет собой перенесение в сегодняшний день предыстории права.
Данные правовые системы имеют место в мусульманских государствах Азии и Африки.
Своё начало это право берёт в Коране и считается плодом божественных установлений. Право дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться им, а не создавать своё новое право
под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Развитие права осуществляется посредством толкований мусульманских юристов. Закон в современном понимании как акт, изданный компетентной властью, в мусульманском праве не существует.
Мусульманское право - это единая исламская система социально-культурного регулирования, которая включает в себя как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи.
Мусульманское право отличается глубокой оригинальностью по сравнению с другими правовыми системами. Ввиду того, что оно сформировалось в глубокой древности, ему присущи архаизм ряда институтов, казуистичность, отсутствие чётко выраженного системного строения. Мусульманское право, основанное на Коране, представляет собой систему, совершенно независимую от других правовых систем, не имеющих того же источника.
Существуют четыре наиболее важных источника мусульманского права: Коран - священная книга ислама; Сунна - собрание традиций, связанных с посланцем Бога; иджма - единое соглашение мусульманского общества; кияс - суждение по аналогии. Система этих источников неоднозначно понимается и объясняется в разных регионах, каждый из которых вносит в неё свои оригинальные элементы обычаев и культуры. Несмотря на наличие многих школ, различия касаются лишь деталей, а не общих принципов.
Коран представляет собой основу мусульманского права. Он содержит высказывания Аллаха последнему из его посланцев и пророков - Магомету. Его значение как источника права является первостепенным. В то же время Коран содержит сравнительно мало положений юридического характера и не может служить для удовлетворительной регламентации всего многообразия общественных отношений мусульманского мира. Правовые строфы Корана касаются различных вопросов: личный статус, мусульманская аналогия гражданского права, конституционные строфы, международное право, уголовное право, судебная процедура, экономика и финансы.
Сунна, в свою очередь, повествует о бытии и поведении пророка, которое должно служить примером для верующих. Соответствующая редакция представляет собой сборник традиций (адатов), касающихся действий и высказываний Магомета. Предположительно она была создана в XI веке н.э. докторами Эль-Бокхари и Мослемом. Сунна - это вторичный источник мусульманского права, который способствовал восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама.
Иджма признаётся в качестве третьего источника мусульманского права. Она используется для углубления и развития легального толкования божественных источников, выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.
Источником мусульманского права также признаётся суждение по аналогии (кияс). При толковании какого-либо закона мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение, представляющее собой «сочетание откровения с разумом человека». По существу, кияс представляет собой применение установленных первыми тремя источниками предписаний к не предусмотренным в них случаям. В то же время аналогия носит ограниченный характер. При помощи суждения по аналогии чаще всего можно найти решение, исходя из существующих норм права, лишь применительно к данному частному случаю. Нельзя надеяться приспособить к современности при помощи этого метода всю систему мусульманского права.
Обычай и судебная практика в мусульманской правовой семье источниками права не признаются.
Доктрина мусульманского права, складывавшаяся веками, очень трудно поддается изменениям. Характерной чертой данной семьи является её статичность. Попытки нововведений встречаются с подозрением, любые оригинальные толкования запрещены.
Несмотря на все сложности, мусульманское право представляет собой одну из крупнейших систем и регулирует общественные отношения с участием более 800 миллионов человек в различных государствах. Многие страны мира заявляют в законодательстве о своей верности принципам ислама. Подобные положения включены в законы Марокко, Туниса, Алжира, Ирана, Пакистана и других стран.
Следует отметить, что ни одно из государств, независимо от степени преобладания в нём мусульманского права, не руководствуется исключительно им. Несмотря на бесспорность его авторитета, оно во всех странах дополняется их собственным законодательством и обычаями, что позволяет сделать заключение, что мусульманское право не является единственным источником права страны. Мусульманское право особое внимание уделяет семейному праву, регулирует ритуальное и религиозное поведение. В отличие от указанных традиционных отраслей права, конституционное, уголовное и фискальное право сильно подвержены новым веяниям и поэтому постепенно отходят от ортодоксального мусульманства.
Модернизация мусульманского права не означает утраты им своих оригинальных черт, а представляет собой синтез западного начала, выраженного в категориях и понятиях, и традиционного, задействованного в методах рассуждения и подходах, по-новому применяющих европейские нормы.
5. Иные виды правовых семей. Заидеологизированная правовая семья наиболее близка к религиозно-общинной, но их отличие в том, что данная правовая система соответствует современному уровню развития цивилизации. Этот тип правовой системы характерен для государств с авторитарным, диктаторским политическим режимом. Причём юридические институты, законодательство и правосудие призваны быть ширмой, прикрытием для насилия системы, а юридические компоненты представляют собой идеологизированные фальсификации.
Для данной правовой системы характерно отсутствие независимого правосудия, в то время как господствующая идеология является всепоглощающей.
Правовые системы Скандинавских государств отличаются своеобразием, в силу чего они не могут быть отнесены к указанным ранее видам правовых семей. Рассмотрим эту группу правовых семей на примере Норвегии и Нидерландов.
Первые признаки норвежских правовых обычаев появились в XII веке. В период правления короля Мангуса, прозванного «улучшателем законов», был издан первый общенациональный свод «Закон земли» (12741276), которым регулировались вопросы, относящиеся к правовому положению церкви, в нём излагались нормы уголовного, земельного и торгового права. В дополнение к «Закону земли» был издан «Закон городов» (1276), заменивший местные городские сборники обычаев общенациональными правилами торговли и мореплавания. Оба эти кодифицированные собрания законов в целом сохранили своё действие на территории Норвегии на протяжении нескольких столетий, хотя отдельные их положения со временем заменялись новыми законами.
Наряду с законодательством важным источником права признаются обычаи, особенно в сфере торговли, где они нередко играют определённую роль в правовом регулировании. Обычаи часто служат существенным дополнением к действующему законодательству, в том числе в сфере конституционного права, а при отсутствии соответствующих законов могут регулировать правовые отношения.
В качестве одного из основных источников норвежского права выступают и судебные прецеденты. Решения Верховного суда, а иногда и других судебных инстанций, вынесенные ими по конкретному делу, имеют, по существу, силу «убеждающего прецедента» и тщательно изучаются судами, принимающими решения по делам, в которых возникают правовые вопросы аналогичного содержания. При этом Верховный суд Норвегии в своих решениях стремится сформулировать не обобщающие правовые нормы, а положения, относящиеся к конкретным обстоятельствам рассматриваемого им дела.
В норвежской системе права большое внимание уделяется также работам ученых-юристов. Используются также результаты обсуждения законопроектов, поскольку они позволяют выявить «истинное намерение» законодателя (нередко именно этот вопрос становится предметом дискуссии в ходе судебных прений по конкретному делу).
С конца XIX века возрастает роль одного из источников норвежского права - законодательных актов, которые всё чаще издаются по вопросам, ранее регулировавшимся исключительно обычаями или прецедентами.
Норвежское право с точки зрения его источников занимает особое положение среди различных правовых семей и не входит в систему ни англосаксонского, ни континентального права.
Современная правовая система Нидерландов в своих основных чертах стала формироваться в начале XIX века. Наряду с законодательными актами известное место среди источников права, прежде всего в сфере гражданского, торгового и морского права, занимают нормы обычного права, что зафиксировано в соответствующих кодексах и законах. Существенную роль в истолковании и применении общих правовых институтов, особенно в первый период действия Гражданского кодекса 1838 г, играли решения Верховного суда, нередко заполнявшие пробелы в праве, хотя официально они никогда не признавались источниками права.
Неповторимое историческое развитие в сочетании с указанными выше факторами предопределили своеобразие правовой системы каждого государства. Любая классификация, в том числе и приведённая здесь, носит относительный характер, т.к. реальное разнообразие - бесконечно.
Вместе с тем, рассмотренные примеры позволяют сделать вывод о значении для типологии правовых систем как исторического генезиса, так и системы права, и, безусловно, иерархии источников права рассматриваемой страны.
Библиографический список
1. Байниязова З. С. Принципы соотношения международного права и российской правовой системы // Право и образование. 2007. № 6.
2. Бошно С. В. Правоведение: основы государства и права. М.: Юрайт, 2014.
3. Бугаева Е. А. Место и роль закона в правовых системах современности // Юрист. 2000. № 3.
4. Гаврилов В. В. Понятие и взаимодействие международной и национальных правовых систем. М., 2018.
5. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.
6. Марченко М. Н. Отличительные особенности романо-германского права // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2000. № 1.
7. Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2001.
8. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. М., 1993.
9. РомановА.К. Правовая система Англии. М., 2000.
10. СаидовА. Х. Введение в сравнительное правоведение. М., 1988.
11. Судебная практика в современной правовой системе России / под ред. Т. Я. Хабриевой и В. В. Лазарева. М., 2017.
12. Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. 1998. № 4-5.
13. Толстик В. А. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России // Журнал российского права. 2000. № 8.
14. Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.
15. Шумилов В. М. Правовая система США. М., 2006.