рынков для реализации продукции как в России, так и в самом Крыму. Без подобных мероприятий улучшение ситуации с себестоимостью и прибылью продукции становится невозможно.
Список использованной литературы:
1. Азракулиев З.М. Современные подходы к калькулированию себестоимости продукции [Электронный ресурс]/ З.М. Азракулиев // «Вестник социально-педагогического института» №2(3)/2011
2. Булычева, Т.В. Развитие теории затрат и калькулирования себестоимости в современных условиях [Электронный ресурс]/Булычева Т.В. // «Теория и практика общественного развития» №3/2014 - С. 263-266
© Урутин Д.С., Шульга Ю.В., 2016
УДК 338.584
Д.С. Урутин
Студент-магистрант 1 курса факультета «экономика фирмы»
Крымский федеральный университет Ю.В. Шульга
Студентка-магистрантка 1 курса факультета «экономика фирмы»
Крымский федеральный университет г. Симферополь, Российская Федерация
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОЦЕНКЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В статье сформулирована необходимость изучения современных подходов к оценке потенциала предприятия. Установлено с помощью, каких коэффициентов и показателей эта оценка является наиболее достоверной.
Ключевые слова
Инновации, потенциал предприятия, эффективность, SWOT-анализа.
Annotation
paper formulated the need to explore contemporary approaches to the assessment of potential of the It was established with the help of, some of the coefficients and indicators, this estimate is the most
Keywords
Innovation, enterprise potential, effectiveness, SWOT-analysis.
Изучением инноваций ученые занимаются достаточно давно. Однако среди последних работ в этом направлении следует выделить труды В.М. Гееца, В.П. Семиноженко, М.И. Крупки, В.И. Плаксина, М.Н. Нагорской, И.А. Педерсен и других экономистов, в которых освещаются теоретические аспекты инноваций. Вопросы классификации инноваций рассмотрены в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как И. Ансофф, С.Д. Ильенкова, А.И. Пригожин и др.
Опираясь на достижения отечественных ученых и используя аналитико-прогнозные материалы министерств и ведомств России, были созданы долгосрочные стратегии экономического и социального, а также инновационного развития государства.
Несмотря на огромное количество работ по данной теме, до сих пор в экономической литературе нет единого определения понятия «инновация» [13, с.25].
257
The enterprise. accurate.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Инновация имеет английские корни и происходит от английского слова «innovation», то есть новшество, нововведение.
Инновация- это применение нововведений - новых продуктов новых услуг, форм организации труда, управления, новых технологий, новых способов управления.
Сейчас в науке применяются различные подходы по оценке потенциала инноваций предприятий, которые основываются на оценке определённых его структурных единиц: кадровой, информационной, производственной, финансовой, организационной, рыночной, научно-технической и других.
Эти методы различаются определенными показателями, которые имеют разную размерность. Часть авторов выступают за оценку частных показателей с помощью бальной системы. Инновационный потенциал они предлагают оценивать по следующей формуле:
IP=ZUaiRi (1)
где qj - коэффициенты значимости общих показателей (составляющие инновационного потенциала); n - количество общих показателей; qa - коэффициенты значимости частных показателей; Ra - индексы частных показателей.
О.И. Митякова использует введение двоичной системы, применяя её в своей методике количественного оценивания ИП, для того, чтобы нормировать разные частные показатели, и это позволит определять общий инновационный потенциал действующего предприятия, а также рейтинг данного предприятия среди других аналогичных по отраслям.
Положительные стороны данного подхода заключаются в следующем:
1) возможно адекватное оценивание состояния и готовности предприятия к инновациям;
2) возможны анализ и прогнозирование тенденций развтия, выявление «слабых» мест и преимуществ;
3) разработка рекомендаций для формирования инновационных стратегий предприятия, а также пути её реализации, что даст возможность укрепить позиции предприятия на рынке;
4) создание и развитие информационных потоков при принятии необходимых управленческих решений.
Вместе с тем этот метод оценки инновационного потенциала не использует определённые показатели, которые не возможно количественно измерить, но они очень важны при оценке возможности внедрения инноваций на предприятии.
Некоторые авторы считают, что ИР предприятия- это интегральная системная характеристика и её можно измерить путём оценивания инновационной активности, конкурентоспособности и инновационной восприимчивости.
Рассмотрим данные категории подробнее. Инновационная восприимчивость- это показатель степени готовности (стремлений, возможностей) предприятия или организации к разработке и внедрению инноваций или программ внедрения инноваций.
Инновационная активность-степень активизации внедрения инновационных разработок. Конкурентоспособность- это степень преимущества по каким-то способностям или в какой-то области: конкурентоспособность товаров, услуг, маркетинговых ходов, каналов сбыта и т.д.
Основываясь на проведённом анализе существующих методик оценки ИП предприятия, предлагается использование системно-диагностического подхода, в основе которого лежит метод экспертных оценок, но во время проведения анализа финансово- экономических показателей и других- наиболее значимых, нужно применять расчётные коэффициенты.
Выделим структурные элементы инновационного потенциала предприятия.
Инновационный потенциал- это основа всего потенциала предприятия, его неотъемлемыми частями являются следующие службы: кадровая, производственно-техническая, научно-технологическая, финансово-экономическая, организационно-управленческая служба и др. (рис. 1).
Одна из основных задач инновационного потенциала предприятия- детальное рассмотрение и изучение каждой его составной части с целью совершенствования для увеличения эффективности использования [8].
Рисунок 1 - Общий потенциал организации
Важная проблема методического обеспечения оценивания предприятия - рассмотрение структуры оценочных показателей инновационного потенциала.
Данная оценка обязательно должна быть объективной, а этого можно достигнуть только при условии правильного выбора системы расчетных показателей, при помощи которых возможна комплексная характеристика потенциала по определённым признакам.
Необходимо, чтобы как можно большее количество показателей характеризовалось не словесно, а с помощью количественных измерителей.
Общая структура инновационного потенциала, основные этапы оценки инновационного потенциала определяется с помощью экспертизы.
Необходимо отметить, что для оценки инновационного потенциала предприятия нужно первоначально оценить инновационный климат, в котором работает предприятие. Ведь конечные показатели напрямую зависят от исходных условий в процессе достижения инновационных целей.
Поэтому необходимо определить инновационный климат, который является совокупностью внешних условий, от них находится в зависимости возможность предприятия достигать поставленные инновационные цели [5, с.54]:
- возможности выпуска новых или более совершенных видов продукции, (товаров, работ, услуг) -процессные инновации, технологические инновации;
- возможности совершенствования взаимоотношений в коллективе - кадровые инновации;
- возможности применения новой методики управления на предприятии - управленческие инновации;
- возможности внедрения новых каналов и способов реализации продукции - рыночные инновации;
- возможности покупки новых технологий и патентов;
- нормативно-правовая база, эффективная ставка рефинансирования, льготы в налогообложении;
- взаимоотношения с властными структурами;
- коммерциализация применяемых технологий производства.
При анализе инновационной среды - инновационного климата и инновационного потенциала предприятия, эффективным является применение SWOT-анализа. Список использованной литературы:
1. Анализ инвестиционной привлекательности организации: [монография] / [кол. авторов] ; под ред. Д. А. Ендовицкого. - М.: КноРус, 2010. - 374 с.
2. Анненкова, А. А. Управление инвестиционно-инновационной деятельностью в регионах Российской Федерации: монография / А. А. Анненкова; Федер. агентство по образованию, Орлов. регион. акад. гос. службы. - Орел: Изд-во ОРАГС, 2010. - 207 с.
3. Аншелес, В. Р. Усовершенствование промышленного комплекса региона инновационными процессами с экономическим обоснованием методами экономико-математического моделирования / В. Р. Аншелес, Т. В. Бачина // Региональная экономика: теория и практика. — 2013 .— N 4 .— С. 25-29
4. Бариленко В. И., Аналитическая оценка эффективности инновационной деятельности предприятия. Региональная экономика: теория и практика. - N 42. - 2013. - С. 22-28
5. Беляева Г. В., Молочный комбинат "Воронежский": инновации и инвестиции. механизмы инновационно-инвестиционной деятельности предприятий, направленные на усовершенствование продукции и оптимизацию материально-технического обеспечения. Российское предпринимательство. - N 1, вып. 1. -2009.- С. 145-150
© Урутин Д.С., Шульга Ю.В., 2016
УДК 338.24
Фадеев А.А.
магистрант 1 -го курса Институт экономики и бизнеса Ульяновский государственный университет Научный руководитель: Лапочкина С.В.
к.э.н., доцент Институт экономики и бизнеса, Ульяновский государственный университет г. Ульяновск, Российская Федерация
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ
ОГРАНИЧЕННОГО БЮДЖЕТА
Аннотация
В статье рассматриваются и обобщаются современные концепции стратегического развития в условиях нехватки денежных ресурсов применительно для малого и среднего бизнеса. Рассматривается «стратегия голубого океана», концепция динамических способностей и концепция общих ценностей.
Ключевые слова Стратегия голубого океана, концепция динамических способностей, концепция общих ценностей, стратегия развития
Существенным недостатком малого и среднего бизнеса большинства малых и средних предприятий является отсутствие стратегического плана развития компании особо важного в условиях рецессии, нестабильного валютного курса, постоянно сменяющихся макроэкономических условий.
За период научных изысканий в области стратегического менеджмента разработано большое количество подходов и методов для разработки стратегии развития компании. Часть современных методов и подходов являются несоразмерно затратными для малого и среднего бизнеса.
В связи с необходимостью решения проблемы, в рамках серии работ автором была поставлена цель: выявить наиболее рациональные концепции современного стратегического менеджмента по критерию ресурсосбережения, для малого и среднего бизнеса.
Основными задачами данной работы являются:
Выбор наиболее актуальных современных теоретических подходов к разработке и внедрению стратегий развития. Разграничение подходов к разработке стратегии. Выявить наиболее рациональные стратегии для малого и среднего бизнеса, по критерию ресурсосбережения.
На данном этапе исследования были рассмотрены следующие методологические подходы:
1. «Стратегия голубого океана» авторов Кима и Моборн.[13]
2. «Стратегия динамических способностей» авторов Д.Тиса, Г.Пизано, Э.Шуена. [4; 5]
3. Стратегия общих ценностей авторов М.Портера и М. Креймера. [17]