УДК 378+514.18
Ten M.G., senior lecturer, Department of Perspective Geometry, Novosibirsk State University of Civil Engineering (Novosibirsk,
Russia), E-mail: [email protected]
MODERN APPROACHES IN THE DEVELOPMENT OF SPATIAL THINKING OF TECHNICAL COLLEGE STUDENTS UNDER CONDITIONS OF INTENSIFICATION OF EDUCATIONAL PROCESS. This article describes the current approaches of spatial thinking in professional engineers in conditions of intensification of the educational process. The author presents some way of solving educational tasks in the department of descriptive geometry, as the graphic-based activity contributes to the development of spatial thinking, imagination. The researcher provides modern approaches to teaching Perspective Geometry. The decision is based on the use of interactive learning of the contents of a teacher in Perspective Geometry, which embodies the modern development of qualification skills and creative abilities of students as it is done in the field of pedagogy. The approach includes ways of influencing students that enhance the perception of educational information when individualizing an educational trajectory: channel on YouTube, teacher websites, electronic aids scientists made in the format of video lectures, courses in distance education university (Moodle).
Key words: spatial imagination, technical college students, interactive learning content, graphic activity, video lectures, electronic manuals, individualization of educational trajectory.
М.Г. Тен, доц. каф. начертательной геометрии, Новосибирский Государственный Архитектурно-строительный
Университет (СИБСТРИН), Новосибирск, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В статье раскрываются современные подходы развития пространственного воображения специалиста-инженера в условиях интенсификации учебного процесса. Представлен выявленный путь решения педагогической проблемы на кафедре начертательной геометрии, так как именно графическая деятельность способствует развитию пространственного воображения при условии современных подходов в процессе преподавания. Решение опирается на применение интерактивного учебного контента преподавателя начертательной геометрии (ИОК), который воплощает современные разработки педагогики в области развития квалификационных навыков и творческих способностей обучающихся. В ИОК входят способы воздействия на студентов, позволяющие активизировать восприятие учебной информации при индивидуализации образовательной траектории: канал на YouTube, сайты преподавателя, электронные ученые пособия, выполненные в формате видеолекций, курсы в системе дистанционного образования университета (Moodle).
Ключевые слова: пространственное воображение, студенты технического вуза, интерактивный учебный контент, графическая деятельность, видеолекции, электронные учебные пособия, индивидуализация образовательной траектории.
Переход на новые образовательные стандарты выдвигает на первый план проблему развития творческих качеств как основополагающих факторов профессиональных компетенций специалиста-инженера. Молодые специалисты должны уметь генерировать и воплощать уникальные идеи, решать нестандартные задачи. Поэтому одним из важнейших требований при обучении студентов в высших технических учебных заведениях должно стать развитие важного компонента творческой деятельности - пространственного воображения.
Особенно остро данная проблема стоит на первом курсе при преподавании начертательной геометрии, так как этот пред-
мет требует способностей к динамическим преобразованиям исходных образов, которые у студентов развиты недостаточно.
Эксперимент по выявлению уровня пространственного воображения проводился на базе архитектурно-строительного факультета НГАСУ (Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета) в 2005-2006 гг., 2006-2007гг., 2007-2008 гг.
Мы выявили, что значительная часть студентов технического вуза испытывает существенные затруднения при обучении, в том числе начертательной геометрии (общее количество опрошенных - 300 человек) (см. рис. 1).
50 40 30 20 10 0
Восприятие курса начертательная геометрия
47
24
18
12
■ Очень хорошо
■ Хорошо
□ Посредственно
□ плохо
1
Рис.1.Восприятие курсаначертателенаягсометриясмдентаюи технического вуза
Трудности при обучении НГ
35 30 25 20 15 10 5 0
■ неразвитое пространственное воображение
■ низкий уровень школьной подготовки
□ дидактический материал непонятен
□ нерегулярные занятия
вы со кии темп изложения материала
Рис.2. Характе ртрудностейприобучении в техническом вузе
1
Можно выделить пять категорий трудностей, с которыми сталкиваются студенты в технических вузах: (первая - неразвитость пространственного воображения,вторая - низкий уроеень школьной подготовки; третья - непонимание студентами дидактического материала; четвертая - низкий уровень мотивирован-новтирроизьчрние предмета(пркооииткниреиулярноьтдзнно-тий); пятая категория - это высокий темп изложения учебного материала (см. рис. 2).
Мыпьишлиеедводу.втонррозвиоортьирнсирьнсовоннвго воображения и недопонимание дидактического материала взаи-мосвязань^ тзккак в учебнех макеньалах пведртрвленив инфтр-мации ведётся в стиле, предполагающем достаточный уровень развития пространственных представлений. Ситуация усугубля-егсяаольвюямьнноеосяфигацри иеeбнвгниpнLгeаcaы
Таким образом, с одной стороны, мы имеем низкий уровень пространственных представлений, усугубляемый низким уровнем школьной подготовки. С другой стороны, интенсификация учебного процесса и устаревшие методы преподавания не позволяют решить проблему развития пространственного воображения студентов. Существующие варианты решения не до конца отражают системное видение проблемы, так как авторы не применяют все возможности современных технологий и коммуникаций в процессе преподавания и при разработке учебных программ.
А.А. Темербекова считает, что проблемой также является «отсутствие учителей с психолого-педагогической готовностью использовать интерактивные инструменты в процессе обучения» [1, с. 308].
Мы присоединяемся к мнению Е.В. Усановой, которая полагает, что «для формирования профессиональных компетенций у студентов технических вузов в объективно складывающихся условиях интенсивного роста объема обучающей информации и ограничений аудиторного времени на обучение, а также возрастающих требований к результатам обучения (компетенциям), традиционные технологии обучения графическим дисциплинам оказываются малопригодными» [2, с. 59].
С другой стороны, именно графическая деятельность способствует развитию пространственного воображения (М.В. Лагунова. [3], И.С. Якиманская [4] и др.), но, по нашему мнению, необходим комплексный подход к решению данной проблемы. Под комплексным подходом мы понимаем разработку и реализацию мер педагогического воздействия, разработанных с учётом современных сведений из области педагогики и психологии: интерактивный учебный контент преподавателя начертательной геометрии, который позволяет активизировать восприятие учебной информации и индивидуализировать образовательную траекторию.
Под интерактивным учебным контентом преподавателя начертательной геометрии мы понимаем следующий учебный комплекс: канал на YouTube, сайты преподавателя, учебные курсы, размещенные в модульной системе университета, электронные учебные пособия, выполненные в формате видеолекций.
ИОК позволяет развивать пространственные интуиции и инженерно-конструкторское мышление в процессе применения сопреденных стособптсредоптачлееияучебнуйинфтрсацчи.
ИОК реализуется посредством технологии, представленной принципами: научности, проблемности, комплексности, доступ-сости,аксмвноетй,наглсдности; мптодами: эвристивескимн, па-ощряющими, поисковыми; приемами: корреляция восприятия чувственным образом, внешняя мотивация через инструкцию, выдач а твсрческчх зудтчиНнадом,ссвобождннинетпусиниых операций ручного вычерчивания и т.д.), мотивирующими к обуче-нудчринозданим сиуусцимаамодеауузацся чпвдячеутйс.
С другой стороны, электронные средства обучения, по мнению большинства авторов (В.Н. Агеев и Ю.Г. Древс [5], Т. Гергей и Е.И. Машбиц [6] и др.), обеспечивают возможность индивидуализации обучения. Их использование позволяет создать комфортную среду для студентов, снизить психологическую нагрузку на учащихся.
Надо отметить, что многие авторы в настоящее время применяют возможности компьютерных технологий при разработке лекционного материала, используя программу Power Point, но модульные системы используют единицы, и нами не обнаружены исследования по разработке авторских сайтов преподавателя начертательной геометрии, находящихся в динамическом взаимодействии с видеоканалами, модульными системами вуза. Не обнаружены пособия в формате видеолекций по графическим дисциплинам. Таким образом, можно сделать вывод, что применение компьютерных технологий в процессе обучения в техническом вузе не до конца разработано, а существующие разработки носят фрагментарный характер.
Особенно прогрессивным способом подачи информации мы считаем уроки в формате видео, так как они позволяют пошагово излагать учебные действия при обеспечении максимальной наглядности и доступности обучающего материала. Видеолекции мы создаем в программе Camtasia Studio, помещаем на фай-лообменник видео - YouTube. На YouTube нами создан канал, в котором можно помещать текстовую информации для студентов, в том числе объявления, ссылки, пояснения к видеоурокам. Студенты в любое удобное для них время могут просматривать видеоуроки, скачивать их к себе на компьютер. Они имеют возможность подписываться на данный канал, комментировать видео, чем обеспечивается интерактивность и оперативность. На данный момент в канал помещено более пятидесяти видеоуроков различного содержания, в том числе по начертательной геометрии, а также основам работы в AutoCAD и AutoCAD Architecture, методам построения теней средствами компьютерной графики. Просмотров канала - более 160 тысяч. Значительный интерес вызывают видеоуроки по выполнению заданий начертательной геометрии средствами AutoCAD в силу их уникальности. Примечательно, что мы используем графический редактор в качестве средства, формирующего способность к анализу и синтезу пространственных форм и отношений на примере выполнения обязательных заданий, особое внимание уделяя компьютерно-
му моделированию. В канал помещены видеоуроки по приёмам «плоского» вычерчивания в программе, так как мы считает, что студенты, применяя AutoCAD, избегают рутинных операций, которые характерны для работы в карандаше. Есть уроки по выполнению экзаменационных задач.
Следующий блок интерактивного контента - сайт преподавателя, куда студенты могут перейти по ссылке с канала на YouTube. На сайте под символическим названием «Учиться легко» сосредоточены все полезные ссылки (например, на ГОСТы, учебные материалы других преподавателей), лекции - презентации, тестовые материалы, творческие задания, пособия по выполнению учебных заданий, учебники в электронном виде, материалы по освоению графических редакторов, рекомендации по подготовке к экзаменам. Имеется страница с литературой, развивающей мышление, студенческим юмором. Следует отметить, что разработка видеолекций по основам работы в графических редакторах вызвана несовершенством учебных программ.
В настоящее время в программы, например, групп 120 и 120-а (Уникальные здания и сооружения) включены задания, предусматривающие решение задач не только методами начертательной геометрии, но и компьютерной графики. С другой стороны, контрольные работы студентов принимаются, выполненные в графических редакторах.
К сожалению, часы на обучение графическим редакторам не предусмотрены в учебной программе для студентов дневной формы обучения первого курса. Студенты заочной и вечерней формы обучения сталкиваются с похожими проблемами. Например, при общем объеме курса САПР (Систем Автоматизированного Проектирования) в 140 часов, на аудиторную работу отводится лишь 10 часов, то есть 130 часов - это самостоятельная работа. Добавились группы, обучающиеся по ускоренной программе (группы 121 ВУ). Эти студенты получают дополнительное образование и они проявляют особую заинтересованность в выполнении заданий средствами графических редакторов. Студенты-ускоренники должны менее чем за 2 месяца освоить курс начертательной геометрии, сдать в конце октября экзамен. В связи с этим, нам пришлось изыскивать средства обучения, позволяющие студентам самостоятельно осваивать курс.
В рамках интерактивного учебного контента преподавателя начертательной геометрии нами разработано учебное пособие: «Компьютерная графика при выполнении заданий по начертательной геометрии и инженерной графике. Видеоуроки: AutoCAD для заочников» [7]. Особенностью данных видеоуроков является их ориентированность на специфику обучения в строительном вузе.
23 видеоурока предназначены для студентов направления 270800 «Строительство» дневной, заочной и вечерней форм обучения с целью освоения начертательной геометрии и инженерной графики средствами AutoCAD. Опыт использования видеоуроков доказал эффективность данного способа представления учебной информации.
Библиографический список
Формат представления видео - MP4, поэтому уроки открываются многими популярными программами (Media Player Classic, Quick Time, KM Player и др.). Управление видео зависит от интерфейса программы просмотра. Мы рекомендуем использовать инструмент остановки кадров во время просмотра для осмысления преподносимой информации.
Наши последние разработки - курсы в модульной системе университета. В настоящее время создан курс по Основам автоматизированного проектирования объектов, включающий в себя программу, список литературы, тестовые задания по AutoCAD, пособие с видеолекциями. В этом году нами было апробировано тестирование по завершении курса как средство, позволяющее выявить уровень освоения материала. Апробация прошла успешно и позволила не только произвести дифференцированную оценку знаний студентов, но и помогла студентам обратить внимания на пробелы в знаниях по освоению графического редактора.
В процессе разработки в дистанционной системе находятся ещё 2 курса: начертательная геометрия; начертательная геометрия и инженерная графика. Данные курсы содержат видеоуроки по теоретическим основам начертательной геометрии и инженерной графики, а также видеоуроки по выполнению эпюров. Например, первый эпюр(точки, прямые плоскости) поясняют 5 видеоуроков. Средняя продолжительность видеоурока - 10-12 минут, что позволяет быстро находить нужную информацию. Незначительная продолжительность урока удобна для скачивания файла, что немаловажно для заочников, проживающих в отдаленных районах с медленной скоростью интернета.
Особое внимание уделено дополнению заданий объёмными моделями объектов, что позволяет студентам, с одной стороны, осмыслить выполняемое задание, с другой - мотивирует к освоению объёмного моделирования в графическом редакторе, что является более рациональным способом решения поставленных задач.
Данный контент: канал на YouTube, вебсайт, видеолекции, курсы в модульной системе университета являются дополнением к традиционным способам обучения, их логическим продолжением и дополнением, позволяют усваивать учебную информацию в соответствии с законами рационального восприятия, развивая профессиональные компетенции студентов технического вуза. Имеется положительный опыт использования данного учебного контента. Кроме положительного влияния на процесс усвоения учебной информации студентами, мы можем выделить ещё одно немаловажное свойство интерактивного контента: он существенно облегчает работу преподавателя, позволяет ему сосредоточиться на решении творческих задач и научной деятельности.
Проведённое исследование не является исчерпывающим и рассматривается как попытка применения современных технологий для реализации основных научных подходов к решению проблемы развития пространственного воображения в техническом вузе.
1. Темербекова А.А., Белокопытова М.Ю. Педагогическое условия формирования профессиональных компетенций будущего учителя математики. Информация и образование: границы коммуникации INFO'14: сборник научных трудов. Горно-Алтайск, 2014.
2. Усанова Е.В. Психолого-педагогические аспекты геометро-графической подготовки в техническом вузе с использованием медиа-технологий и САй-систем. Геометрия и графика: сборник статей, 2013; Т.1; Вып. 1.
3. Лагунова М.В. Современные подходы к формированию графической культуры студентов в технических учебных заведениях. Новгород, 2003.
4. Якиманская И.С. Психология математической деятельности учащихся при обучении геометрии. Методика обучения геометрии. Москва, 2004; 4.
5. Агеев В.Н. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование. Под ред. В.Н. Агеева, Ю.Г. Древс. Москва, 2003.
6. Гергей Т., Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе. Available at: http: www. voppsy. ru / issues / 14. 04. 2007.
7. Тен М.Г. Компьютерная графика при выполнении заданий по начертательной геометрии и инженерной графике. Видеоуроки: AutoCAD для заочников: учебное пособие. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2012. Электронный оптический диск (CD-ROM).
References
1. Temerbekova A.A., Belokopytova M.Yu. Pedagogicheskoe usloviya formirovaniya professional'nyh kompetencij buduschego uchitelya matematiki. Informaciya iobrazovanie: granicy kommunikaciiINFO'14: sbornik nauchnyh trudov. Gorno-Altajsk, 2014.
2. Usanova E.V. Psihologo-pedagogicheskie aspekty geometro-graficheskoj podgotovki v tehnicheskom vuze s ispol'zovaniem media-tehnologij i SAD-sistem. Geometriya i grafika: sbornik statej, 2013; T.1; Vyp. 1.
3. Lagunova M.V. Sovremennye podhody k formirovaniyu graficheskoj kul'tury studentov v tehnicheskih uchebnyh zavedeniyah. Novgorod, 2003.
4. Yakimanskaya I.S. Psihologiya matematicheskoj deyatel'nosti uchaschihsya pri obuchenii geometrii. Metodika obucheniya geometrii. Moskva, 2004; 4.
5. Ageev V.N. 'Elektronnye izdaniya uchebnogo naznacheniya: koncepcii, sozdanie, ispol'zovanie. Pod red. V.N. Ageeva, Yu.G. Drevs. Moskva, 2003.
6. Gergej T., Mashbic E.I. Psihologo-pedagogicheskie problemy 'effektivnogo primeneniya komp'yutera v uchebnom processe. Available at: http: www. voppsy. ru / issues / 14. 04. 2007.
7. Ten M.G. Komp'yuternaya grafika pri vypolnenii zadanij po nachertatel'noj geometrii i inzhenernoj grafike. Videouroki: AutoCAD dlya zaochnikov: uchebnoe posobie. Novosibirsk: NGASU (Sibstrin), 2012. 'Elektronnyj opticheskij disk (CD-ROM).
Статья поступила в редакцию 5.05.15
УДК 37.012.1
Balakina E.I., Doctor of Sciences (Cultural Studies), Senior Lecturer, Department of Philosophy and Cultural Studies, Altai State
Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL QUESTIONS OF STUDYING OF SOURCES OF ART AS A SPHERE OF RIPENING ITS "SUPER-EI-DOS". This article presents the methodological foundation of the strategy of Humanities Art Research in the culture system. Special consideration of the inception of Art in the context of picture of the world and the scientific paradigm of the third millennium shows typological consonance of ideas of modern "scientific revolution", sacred ancient worldview and spirit of a united and diverse phenomenon of Art. Comprehension of the nature of phenomena at the turn of the millennium has become a pressing need in the relationship between man and the world. The main problems of Genesis and culture acquired as global, and they have not dealt with in the national or local species boundaries, and in a single world-wide field of culture in general. It is in this "telescopic" considering special scientific weight gained today problem of the origin of Art.
Key words: art phenomenon in the culture system, the essence, synergetics, holism, "super-eidos", the Beginning, pre-determination and unpredictability, sacred sources, humanitarian dialogue.
Е.И. Балакина, канд. культурологии, доц., доц. каф. философии и культурологии Алтайского государственного
педагогического университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОКОВ ИСКУССТВА КАК СФЕРЫ ВЫЗРЕВАНИЯ ЕГО «СУПЕРЭИДОСА»
В статье концептуализируется проблема переосмысления сущности искусства, построения инновационной методологии его научных исследований и обновления форм работы с ним в педагогической практике современной системы образования. Автор представляет нелинейную концепцию исследования искусства как целостного саморазвивающегося феномена в контексте современной вероятностной научной парадигмы. Специальное рассмотрение момента зарождения искусства в контексте картины мира третьего тысячелетия свидетельствует о типологическом созвучии идей современной «научной революции», сакрального мировосприятия древности и сущности единого и многообразного феномена Искусства1. В педагогической практике новое понимание феномена Искусства получило адекватное выражение в методологии гуманитарного знания в целом и гуманитарного диалога с искусством в частности. Гуманитарное общение с искусством опирается на тезис, что каждое произведение хранит неисчерпаемый объём смыслов, нелинейно раскрывающийся в ходе его взаимодействия со столь же нелинейной личностью человека.
Ключевые слова: феномен Искусства в системе культуры, сущность, синергетика, целостность, «супер-эйдос», Начало, преддетерминация и непредсказуемость, сакральные истоки, гуманитарный диалог.
Встанем на почву внутреннего.
Всё положение дел
меняется кардинальным образом.
Василий Кандинский
Вопрос о возможности и необходимости методологического обновления системы общего и художественного образования в России - это стержень образовательной и культурной политики, затрагивающий основы жизни страны. Смысл образования и Миссия Учителя претерпели сегодня значительные изменения, причины и сущность которых требуют осознания для решения проблемы. По своим глубинным духовным задачам (воспитания гражданина и развития личности, «пестования» Человека в человеке) Школа (в широком смысле слова) составляет оппозицию российским и мировым тенденциям культурной политики третьего тысячелетия. И это несмотря на то, что сегодня острее, чем когда-либо, ощущается потребность в Человеке, способном решать задачи небывалой сложности и ответственности.
Постижение сущности явлений на рубеже двух тысячелетий стало насущной потребностью в системе отношений человека и мира. Основные проблемы Бытия и культуры приобрели качество глобальности, и решаться они стали не в локальных национальных или видовых границах, а в масштабе единого мирового поля культуры в целом. Именно в таком «телескопическом» рассмотрении особый научный вес приобрела сегодня проблема происхождения Искусства.
Проблема эта стара, как само Искусство, с одним лишь нюансом: в истории науки границы Искусства меняются столь же активно, как и его внутреннее системное разнообразие и сложность. Вплоть до конца хХ века самый древний пласт Искусства - момент
его зарождения в практике магического ритуала - вообще не относился не только к Искусству, но даже и к художественной культуре. В ставшем хрестоматийным структурно-типологическом исследовании художественной культуры Н.В. Григорьев отмечает: «Предыстория художественной культуры охватывает практически весь нижний палеолит, от дошелля до мустье. По мере становления человека и общества возникали предпосылки художественной культуры, а на границе нижнего и верхнего палеолита ...складывается художественная культура в собственном смысле слова» [1, с. 96].
Размышления об искусстве в привычном смысле этого понятия, как особой форме бытия культуры, о своеобразном типе профессиональной деятельности, отличной от науки и религии, обычно ведётся применительно к эпохе Возрождения, когда такое разделение, собственно, и произошло. Возникает резонный вопрос: чем тогда считать и как определять всё, что было в художественно-эстетической деятельности до этого времени? Где найти необходимый и достаточный критерий, который мог бы стать ключевым для разделения явлений на искусство и неискусство? Как определить верный методологический подход, который позволит решить эти научные проблемы? Возможно, главный критерий таких дефиниций лежит в области сущего, истоков, Начала.
Для культурологии постижение сущности явлений культуры вообще, и феномена искусства - в частности, остаётся одной из важнейших научных целей. В настоящей статье мы сможем осветить лишь часть проблем, связанных с нелинейной стратегией современных гуманитарных исследований Искусства.
Воспитанные в логике научного историзма и линейного взгляда на развитие как на движение от прошлого к будущему, мы естественным образом вырастили в своём мировосприятии особое отношение к Началу, зарождению, происхождению как к
1 Слово Искусство мы пишем с заглавной буквы, указывая тем самым на особый смысл и контекст употребления понятия. В данной статье имеется в виду не узкое жанрово-видовое понимание искусства в его традиционном смысле профессиональной художественной деятельности, а в аспекте феноменальной сущности той глобальной целостности, которой, несмотря на все метаморфозы, остаётся Искусство с момента его рождения до сегодняшнего дня и конечной его точки в исторической перспективе.