СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
И. И. КОНДРАШКИНА,
кандидат экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента Саранского кооперативного института (филиала) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»
Т. П. ЖУТКИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» (г. Саранск, РФ)
Система осуществляемых государством мероприятий по созданию условий, обеспечивающих улучшение уровня занятости рабочей силы, включает обычно четыре основных направления:
1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;
2) программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
3) программы содействия найму рабочей силы;
4) программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделение правительством средств на пособие безработным.
Системное решение проблемы выбывания трудовых ресурсов в Российской Федерации в целом и Республике Мордовия в частности лежит в плоскости улучшения демографической ситуации: повышения рождаемости, борьбы со смертностью и стимулирования миграции. Кроме того, необходим комплекс дополнительных мер по решению структурных проблем на рынке труда, таких как профессионально-квалификационный, возрастной и другие аспекты дефицита рабочей силы. В том случае, если будут приняты эффективные меры, направленные на сокращение
смертности и повышение рождаемости, регион сможет смягчить выбывание населения (в том числе экономически активного), создать предпосылки для демографического роста [9].
Возможности преодоления возникающего дефицита связаны с повышением экономической активности, ростом производительности труда, смягчением структурных проблем рынка труда, замещающей миграцией. В настоящее время кардинальных изменений и дополнений требует система законов, связанных с регулированием занятости, пенсионного обеспечения и др. [7].
Среди всехсоциально-демографических групп женщины, молодежь и инвалиды оказались на рынке труда наиболее подверженными влиянию деструктивных факторов. В высвобожденном контингенте преобладают женщины. Решение проблем занятости осложняется в силу демографических особенностей увеличением предложения рабочей силы из числа женщин предпенсионного возраста, которым сложнее адаптироваться на рынке труда. В докризисные годы в составе занятого населения Республики Мордовия преимущество имели женщины: в 2006 г. их удельный вес составлял 50,8 %,
© Кондрашкина И. И., Жуткина Т. П., 2014
2007 г. - 50,5, в 2008 г. - 51,5 %. В 2009 г их было по-прежнему больше, чем мужчин, однако удельный вес снизился до 50,4 %. В 2010 г. численность занятых в экономике мужчин возросла (на 0,5 %), и они стали преобладать в составе занятого населения (50,2 %). Число работающих женщин в том же году уменьшилось на 1,8 % (табл. 1). Данное обстоятельство объясняется тем, что женщин, как правило, сокращают первыми, их положение на рынке труда более уязвимо. Это проявляется и при приеме на работу, и в оплате труда, и при массовых увольнениях.
Среди безработных в Мордовии и в 2009 г., и в 2010 г. мужчин было больше, чем женщин: в 2009 г. - 64,1 %, в 2010 г. - 56,9 %. Резко увеличившись в 2009 г. (в 3 раза), в 2010 г. число безработных мужчин уменьшилось (на 13,0 %). Количество неработающих женщин возросло в те же годы на 47,5 и 17,8 % соответственно.
Количество безработных в Мордовии, зарегистрированных государственной службой занятости, в 2009 г. выросла на 53,8 %, в 2010 г. было отмечено уменьшение показателя на 11,3 %. Среди данной
категории неработающих граждан традиционно больше женщин. Это можно объяснить сложностью процедур признания безработным, оформления пособия по безработице, необходимостью регулярного посещения биржи труда, на что решаются немногие мужчины [3].
Молодым людям не хватает социального опыта, умения применять полученные знания в реальной жизни, найти себя в обществе, совершающем трудный переход к рыночным отношениям. В связи с отсутствием профессиональных навыков молодые специалисты часто оказываются
невостребованными на рынке труда, отсюда преобладание безработных среди молодежи.
В сложившейся ситуации большое значение приобретает четкое правовое регулирование профессиональной реабилитации инвалидов, в частности обеспечение безусловного выполнения работодателями требований федерального закона о квотировании рабочих мест и резервировании специфических должностей для инвалидов.
Многие зарубежные страны формируют новые подходы к регулированию на-
Таблица 1
Динамика численности экономически активного населения Мордовии в 2006-2010 гг., тыс. чел. [5, 85]
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Численность экономически активного населения: 439,3 455,2 474,4 464,1 460,8
мужчины 218,7 228,4 229,8 233,9 232,9
женщины 220,6 226,8 244,6 230,2 227,9
в том числе занятые в экономике: 418,5 438,9 463,0 439,0 436,2
мужчины 205,8 217,4 224,5 217,8 218,9
женщины 212,7 221,5 238,5 221,2 217,3
Безработные, всего: 20,8 16,3 11,4 25,1 24,6
мужчины 12,9 11,0 5,3 16,1 14,0
женщины 7,9 5,3 6,1 9,0 10,6
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости (на конец года): 6,2 5,7 5,2 8,0 7,1
мужчины 1,9 1,8 1,8 3,1 2,9
женщины 4,3 3,9 3,4 4,9 4,2
циональных рынков труда и сферы занятости в постоянно изменяющихся условиях глобальной экономики. Для России, являющейся активным участником мирового экономического сообщества, важной задачей становится изучение опыта развитых стран в данной области, и прежде всего европейских государств, применяющих помимо традиционных совершенно новые подходы к пониманию, оценке перспектив и разработке политики государственного регулирования рынка труда.
Европейские страны отличаются большим разнообразием в подходах к регулированию сферы занятости и рынка труда. Так, во Франции, Германии и Скандинавских странах активную роль на рынке труда играют профсоюзы, использующие широкий спектр мер отстаивания своей позиции - от принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом. Страны Северной Европы (Швеция, Финляндия, Норвегия) характеризуются созданием широкой системы социальной поддержки для всех граждан, финансируемой за счет общих доходов государства, а не за счет индивидуальных взносов. Цель этой системы состоит в том, чтобы уменьшить неравенство и несправедливость на основе равного доступа к базовым социальным благам. В Швеции и Норвегии активная политика государства в области занятости делает основной упор на меры по предупреждению безработицы в сочетании с поддержкой безработных. Политика занятости в этих странах включает в себя четыре основных элемента:
- ограничительную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;
- политику солидарности в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;
- стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;
- селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.
Регулирование рынка труда в Великобритании осуществляется с минимальным участием государства и профсоюзов. Наемные работники имеют право обратиться за защитой своих интересов в суд или в трибунал по вопросам трудовых споров в случае, если работодатель нарушает условия контракта о найме в отношении заработков, условий труда или режимов рабочего времени и т. д. Все трудовые споры рассматриваются по нормам прецедентного права. Пособия предоставляются в рамках государственной программы национального страхования, которая финансируется главным образом за счет обязательных страховых взносов со стороны работодателей и наемных работников. Выплаты по безработице осуществляются в течение одного года за счет страховых взносов потерявшего работу и активно ищущего новое занятие гражданина. По истечении года социальные выплаты значительно уменьшаются. Также применяются схемы дополнительного страхования по безработице. Большое внимание уделяется профессиональной подготовке кадров: действуют программы для молодежи, а также программы, совмещающие обучение безработных взрослых и их частичную занятость, при этом работодателям, предоставляющим рабочие места для приобретения опыта работы безработными, выплачиваются субсидии. В отношении граждан, находящихся без работы длительное время, реализуются программы, стимулирующие их выход на рынок труда.
В настоящее время можно выделить несколько направлений, определяющих пути решения проблем в области рынка труда в странах ЕС и составляющих главные аспекты современной политики занятости:
- увеличение численности экономически активного населения за счет привлечения в сферу занятости молодежи, женщин, граждан пенсионных возрастов (изменение законодательства, регулирующего использование труда этих категорий населения, стимулирование гибкой занятости);
- увеличение продолжительности активной трудовой жизни за счет стимулирования более раннего выхода молодежи на рынок труда, а также удержания людей старших возрастов в сфере занятости (снижение пенсионного возраста, отказ от досрочного выхода на пенсию, гибкие формы занятости и т. д.);
- стимулирование безработных к выходу на рынок труда за счет изменения системы социального страхования, в том числе страхования по безработице;
- повышение мобильности рабочей силы внутри Евросоюза за счет изменения миграционной политики и ее ориентации на обеспечение свободы перемещений между странами ЕС и др.
Основными мерами гибкой политики занятости являются:
- мотивация профессиональной подготовки работников в течение всей жизни для повышения квалификации или обучения вторым профессиям, повышающим шансы их трудоустройства при изменении конъюнктуры рынка труда;
- поддержка равных возможностей для всех на рынке труда;
- гибкость условий занятости: организации работы и рабочего времени, меха-
низмов формирования заработной платы, мобильности работников;
- изменение форм трудовых контрактов с учетом потребностей работодателей и работников;
- содействие использованию современных информационных технологий для реализации гибких форм занятости;
- адаптация систем социальной защиты для поддержки трудовой мобильности трудящихся.
Таким образом, в большинстве развитых стран Европы проводится активная политика занятости, существуют развитые институты рынка труда, а также системы профессиональной подготовки населения и социального страхования, ориентированные на рынок труда [8].
В России процент безработных до начала мирового финансового кризиса устойчиво снижался. В наиболее благополучном докризисном 2007 г. работу искали более 4,5 млн чел., или 6,0 % трудоспособного населения. Для рынка труда Мордовии и экономики региона в целом достаточно благополучным был 2008 г. Со всей остротой кризисные явления обнаружились в 2009 г. Уровень общей безработицы по сравнению с предыдущим годом вырос более чем в два раза - с 2,6 % населения в трудоспособном возрасте до 5,9 %. Заметно увеличились и масштабы регистрируемой безработицы: с 1,1 % численности экономически активного населения до 1,7 %. В 2010 г. показатели немного улучшились, однако все равно оставались высокими (табл. 2).
Таблица 2
Динамика уровня занятости и уровня безработицы в Республике Мордовия в 2006-2010 гг., % [5, 84]
Год Уровень занятости населения (занятое население к общей численности населения соответствующей возрастной группы) Уровень безработицы населения (безработные к численности экономически активного населения соответствующей возрастной группы) Уровень зарегистрированной безработицы (зарегистрированные безработные к численности экономически активного населения)
в возрасте 15-72 лет в трудоспособном возрасте в возрасте 15-72 лет в трудоспособном возрасте
2006 61,9 73,2 4,7 5,0 1,4
2007 65,3 75,2 3,6 3,9 1,3
2008 69,3 76,4 2,4 2,6 1,1
2009 66,2 73,7 5,4 5,9 1,7
2010 66,1 76,0 5,3 5,6 1,5
Сложившееся положение на рынке труда не могло не сказаться на уровне жизни населения региона. Так, денежные доходы населения РМ хотя номинально и продолжали расти, но намного медленнее. В предкризисные 2007 и 2008 гг. темп роста среднедушевых денежных доходов составлял соответственно 125,8 и 136,6 %; в кризисные 2009 и 2010 гг. - 115,1 и 112,8 % [4].
По данным Федеральной службы государственной статистики, в докризисный период (2006-2007 гг.) в России наблюдалось увеличение численности экономически активного населения с 72,3 млн до 75,2 млн чел. Такой подъем показателя демографы связывают с локальным всплеском рождаемости в конце 1980-х гг. в России и вливанием в экономику этой части населения через 20 лет.
Незначительный прирост экономически активного населения - на 0,5 млн чел. -в 2008 г. был вызван отнюдь не рождаемостью и не внешним притоком. Это -так называемый возврат в экономику части населения, которая уже вышла на пенсию, но с наступлением кризиса была вынуждена вернуться на рабочие места. Резкое увеличение числа работающих пенсионеров не является позитивом для экономики. Хотя данную возрастную группу в основном составляют опытные специалисты, производительность их труда невысока.
Наиболее сложная ситуация сложилась в 2009 г.: безработица выросла с 6,3 до 8,4 %, или с 4,8 до 6,4 млн чел., но уже в последующие годы ее уровень начал стабильно снижаться. Федеральная служба государственной статистики отмечала устойчивый трехлетний тренд падения безработицы, и в конце 2012 г. был зафиксирован самый низкий ее уровень за последние 10 лет [6].
Можно сделать вывод, что показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности развития рыночных отношений в стране. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и их духовную, моральную, нравственную деградацию. Ре-
шение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала.
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей во многих странах мира будут способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения.
В России помощь государства официально зарегистрированным безработным выражается в виде выплат пособия по безработице. Для лиц, потерявших работу, такое пособие в первые месяцы выплачивается в объеме, близком к той заработной плате, которую они имели перед потерей работы. В последующие месяцы пособие снижается. Обычно пособие по безработице предоставляется в течение полугода со времени потери работы.
Наряду с выплатой пособия Государственный фонд занятости затрачивает немалые средства на обучение безработных, помощь в овладении ими новой специальностью [1].
Решить масштабную проблему меж-уровневых, междисциплинарных и территориальных диспропорций между подготовкой специалистов системой профессионального образования и потребностью экономики в этих специалистах возможно на основе разработки новой концепции государственного участия в регулировании рынка труда. При этом новая концепция должна учитывать существующие взаимосвязи на рынке труда, внешние и внутренние факторы, воздействующие на него.
Показатели занятости населения и безработицы являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности развития рыночных отношений в стране. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и их духовную, моральную, нравственную деградацию. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.
Проблема разработки и реализации действенной политики занятости остро стоит перед Правительством РФ и властями Республики Мордовия. Применяемые в настоящее время меры далеки от совершенства и не дают желаемых результатов. Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей во многих странах мира будут способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма го-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК -
1. Анисимов, А. Проблемы неполной занятости и регистрации безработных // Кадровик. Трудовое право для кадровика. -2010. - № 2. - С. 40-45.
2. Государственная программа «Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия на 2014-2018 годы» : [утв. Постановлением Правительства РМ от 16 сент. 2013 г. № 396] [Электронный ресурс] // Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения : [сайт]. - Режим доступа: http:// tradrm.rn/государственная-программа-развитие-рынка-труда-и-улучшение-условий-труда-в-республике-мордовия-на. html.
3. Лачина, А. А. Безработица в Мордовии в условиях экономического кризиса 20082010 гг. // Инновации в образовательной деятельности и их влияние на развитие региона : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 1000-летию единения мордов. народа с народами Рос. государства. - Саранск, 2012. - С. 522-527.
сударственного регулирования занятости населения.
В целях решения указанной проблемы Правительством Республики Мордовия была принята Государственная программа «Развитие рынка труда и улучшение условий труда в Республике Мордовия на 2014-2018 годы» (утверждена постановлением Правительства РМ от 16 сентября 2013 г. № 396). В числе ожидаемых результатов реализации данной программы - формирование условий для повышения занятости населения, предотвращение напряженности на рынке труда, снижение уровня общей и регистрируемой безработицы, создание в 2014-2015 гг. 154 оборудованных (оснащенных) рабочих мест для инвалидов в год, поддержание социальной стабильности в обществе [2].
Таким образом, в целом на сегодняшний день наблюдается тенденция по активизации мер и выходу из сложившегося положения. Содействие занятости в Мордовии может осуществляться через реструктуризацию и возрождение предприятий, а также улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений.
Поступила 16.05.2014
4. Лачина, А. А. Влияние безработицы на уровень жизни населения // Современные проблемы кооперации : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Рос. ун-та кооп. : в 2 ч. -Саранск, 2012. - Ч. 1. - С. 61-66.
5. Мордовия : стат. ежегодник / Мордовиястат. -
Саранск, 2011. - 444 с.
6. Россия в цифрах. 2012 : крат. стат. сб. / Росстат. - М., 2013. - 573 с.
7. Фофанова, Н. П. Совершенствование законодательства о занятости населения и защите российских граждан от безработицы с позиции социального государства // Современное право. - 2009. -№ 5. - С. 58-61.
8. Эсаулова, И. Современные подходы к регулированию рынка труда в странах Европейского союза // Кадровик. - 2008. -№ 8. - С. 32-35.
9. Юрьев, Е. Проблемы развития российского
рынка труда в контексте демографического кризиса // Человек и труд. - 2008. -23 марта.