Современные подходы к рассмотрению процессов управления социальным развитием региона
В статье приведен анализ современных подходов к методологическому обоснованию процессов управления социальным развитием региона. Дается обоснование необходимости разработки новых подходов к социально-экономическому развитию, основанном на сбалансированности экономических, социальных и экологических факторов.
Ключевые слова: социальное развитие, регион, устойчивое развитие, сбалансированное развитие, безопасность.
Е. А. Лубашев,
к. э. н., доцент, зав. кафедрой государственного и муниципального управления (ГиМУ), Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ) e-mail: [email protected]
Управление социальным развитием (как важнейший компонент социальной политики),
представляет собой административно-политическую и профессионально-публичную деятельность, выражающуюся в сознательном воздействии субъектов на социальную систему региона и ее отдельные подсистемы на основе познания объективных закономерностей и тенденций общественно-территориального развития для обеспечения оптимального функционирования и регулирования системы при согласовании целей настоящего и будущего.
Основной целью такого управления является достижение сбалансированного социального развития,
т. е. такого типа социального развития региона (СРР), при котором показатели воспроизводства человеческого капитала и удовлетворение потребностей населения имеют положительную динамику при учете баланса между ресурсными возможностями (потенциалом) и целями социального развития.
Управление социальным развитием региона представляет собой реализацию следующих взаимосвязанных функций: целеполагание, анализ, прогнозирование и планирование, организация, координация, мотивация, обучение, учет и контроль, коммуникация и принятие решений (таблица).
Для того, чтобы вышеназванная цель управления СРР была достигнута, к управлению должен быть применен системный подход, предполагающий представление процесса управления социальным развитием в виде большой сложной системы. Отметим, что такая система управления социальным развитием является регулируемой, т. е. в обязательном порядке использующая информации о реакции объекта на управление, поскольку в управлении социальным развитием одним
из ключевых принципов является учет интересов и потребностей населения региона.
Основными элементами такой системы, являются субъекты управления, объект управления, механизм управления (управляющее воздействие), обратная связь и ресурсное обеспечение.
Рассмотрим их подробнее.
1. Субъекты управления, т. е. совокупность субъектов управления СРР и распределение полномочий
между ними:
- федеральные, региональные и муниципальные органы власти, составляющие административный уровень управления;
- предприятия различных организационно-правовых форм, организации, учреждения (особенно учреждения социальной инфраструктуры: образования, здравоохранения, социального обслуживания), оказывающие услуги населению;
- бизнес-сообщество региона;
- неправительственные организации: политические партии, общественные объединения, профсоюзы, благотворительные организации и учреждения, церковные учреждения, научное сообщество и т. д.
- управляемая подсистема.
2. Объект управления СРР, под которым автором
понимается совокупность двух подсистем:
а) население региона, в том числе его состояние, пропорции и темпы развития. Применительно к этой подсистеме управление СРР должно быть направлено на воспроизводство и совершенствование человеческого капитала, т. е. на обеспечение положительного естественного прироста и поддержание оптимального значе-
со
о
CN
СП h-
CD
J <
CQ
Детализация основных функций управления социальным развитием региона
Функция управления СРР Содержание управленческой деятельности
Целеполагание Определение приоритетов, формирования целей и формирования долгосрочной стратегии управления социальным развитием региона. Очевидно, что целеполагание должно носить стратегический характер и определять содержательную концептуальную основу управления СРР, его глобальную и перспективную основу, генеральную цель на всех уровнях управления
Анализ Сбор, обработка (формализация) и передача необходимой информации об уровне социального развития региона, а также разработка количественных аналогов целей управления ССР (критериев управления социальным развитием)
Прогнозирование и планирование Разработка на длительную перспективу изменения уровня социального развития региона и выработка множества различных взаимосвязанных решений, касающихся будущей стратегии управления СРР, а также путей и средств их реализации, наиболее эффективных в конкретных условиях
Результатом выполнения трех вышеназванных функций должен стать «Стратегический план (концепция - стратегия - стратегический план) социального развития региона», который строится на основе принципа итерации, то есть, первичные планы, формируясь на более низких административных уровнях, согласовываются с центром (выполняющим функции координации), далее передаются на нижний уровень и интегрируются в вышеназванный план
Организация Это установление постоянных и временных взаимоотношений между всеми субъектами управления СРР (разграничение предметов ведения и полномочий), определение порядка их функционирования, а также совокупность мер по своевременному и качественному материально-техническому обеспечению управления СРР, мобилизации имеющихся ресурсов, а также их перераспределения
Координация Обеспечение согласованности в работе всех субъектов управления СРР при реализации процессов и планов в рамках управления, а также сохранение, поддержание и совершенствование установленных связей между ними
Мотивация Побуждение посредством применения социально-психологических методов субъектов управления ССР, а также населения региона к активной деятельности, направленной на достижение личных целей и социальных целей региона. В рамках выполнения данной функции субъекты управления должны создать мотивационную структуру
Обучение Обучение, подготовка и переподготовка по мере необходимости субъектов управления СРР (например, повышение квалификации государственных гражданских служащих), а также ведение просветительской деятельности по поводу социального развития региона среди населения
Учет и контроль Получение всесторонней информации о ходе и динамике процесса управления СРР. Измерение и формализация промежуточной информации. Проверка организации процесса управления СРР, реализации плановых показателей с целью выявления ошибок и отклонений. При управлении социальным развитием региона особое значение имеет общественный контроль
Коммуникация Регулирование и рационализация информационных потоков (особенно канал обратной связи). Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления СРР. Создание и развитие информационных каналов для обмена информацией между исполнителями (партнерами) и координации их задач и действий. То есть, в рамках выполнения этой функции формируется подсистема сотрудничества и партнерства
Принятие решений Выбор, делаемый руководящими субъектами управления СРР среди имеющихся альтернатив, часто в условиях риска и неопределенности. Обеспечение движения к конечной цели управления социальным развитием региона
со
о
СП
сп
<
со
ния миграционного сальдо, снижение уровня наркомании, алкоголизма, нивелирование криминальных процессов, улучшение качества здоровья, развитие системы предоставления медицинских услуг, повышение уровня образования и общей духовности общества, формирование эстетической культуры личности. б) социальная сфера, т. е. база для создания в регионе возможности удовлетворять весь комплекс потребностей населения (предоставление услуг различного характера). В рамках данного блока управление СРР должно быть направлено, прежде всего, на развитие социальной инфраструктуры, системы государственных и муниципальных услуг и т. д.
3. Механизм управления СРР, под которым в узком смысле понимается совокупность средств (инструментов) и методов управления СРР, в широком смысле механизм представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих друг друга организационных факторов и элементов, определяющих порядок, методы и правила управления СРР с целью закрепления за субъектами
управления СРР определенных функций и обеспечения их взаимодействия; структуризации направлений и целей управления СРР; разработки плана мероприятия в рамках управления СРР; создания инструментальной и материально-технической базы управления СРР и т. д.
К методам управления СРР, через которые реализуются функции управления, относятся:
• административные, основанные на прямых директивных указаниях;
• экономические, обусловленные экономическими стимулами;
• социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности субъектов системы. Отметим, что социально-психологические методы, основанные на комплексном использовании в управлении достижений поведенческих наук особенно важны в управлении СРР, поскольку служат способом для выражения функций организации и взаимодействия населения, мотивации деятельных индивидуумов и групп.
Выбор методов управления зависит от: масштаба управления, цели и задач, внешних и внутренних
факторов и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления.
Необходимо уточнить, что в рамках механизма управления СРР субъекты управления, применяя одни и те же средства, осуществляют управляющее воздействие различными методами. 4. Ресурсное обеспечение управления СРР, т. е. совокупность ресурсов различного характера для возможности реализовывать управление СРР. Отметим, что управление СРР должно быть направлено на развитие и рациональное использование потенциала региона, а также на создание для населения экономической возможности реализовы-вать свои навыки и способности в целях развития и удовлетворения своих потребностей и создание для общества стабильных условий. Таким образом, можно выделить следующие особенности управления социальным развитием региона:
1. Процесс управления СРР формируется на основе основных принципов социальной политики.
2. Трехконтурность системы управления СРР, предполагающая сочетание стратегического (постановка долгосрочных целей, т. е. обязательная ориентация на обеспечение будущего общества), тактического (выбор способа достижения целей на основе имеющихся ресурсов) и оперативного (решение ежедневных, текущих задач и разрешение проблем) управления.
3. Механизмы управления СРР могут быть эффективными только при условии полного согласования интересов всех субъектов.
4. Некоторые виды ресурсов управления СРР одновременно являются и объектом управления (например, демографические).
5. Уникальность структуры механизма управления, т. е. в каждом субъекте РФ «каркас» универсального механизма в зависимости от региональных факторов и условий должен дополняться специфическими элементами.
6. Большое значение имеет реакция общества как основного объекта на процессы и результаты управления социальным развитием. Важнейшим элементов механизма управления
СРР является цель и ее выбор. Ошибки в определении цели приводят к неверному определению стратегий их достижения. При этом главной (генеральной) целью управления социальным развитием является достижение сбалансированного социального развития. Для выполнения вышеназванной задачи цель должна быть сформирована в конкретные плановые показатели. В качестве количественных и качественных критериев сбалансированного развития можно применить активно использующиеся в социально-экономической политике критерии оценки уровня жизни, качества жизни, индикаторы устойчивого развития и показатели экономической безопасности. Рассмотрим вышеназванные теории подробнее.
Понятие «уровень жизни» характеризует количественную сторону общественного благосостояния. Он определяется степенью удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения, пред-
ставляет собой сложную экономическую категорию, которую невозможно охарактеризовать при помощи какого-либо одного показателя.
Для оценки уровня жизни населения Статистическая комиссия ООН рекомендует выделять следующие подгруппы показателей:
1. Демографические характеристики населения (показатели рождаемости, смертности, заболеваемости, продолжительности жизни и т. д.).
2. Показатели доходов населения (реальные и номинальные).
3. Показатели расходов и сбережений населения.
4. Показатели потребления населением материальных благ и услуг.
5. Показатели обеспеченности населения жильем и предметами длительного пользования.
6. Показатели занятости и безработицы.
7. Показатели условий труда населения.
8. Показатели свободного времени.
9. Показатели образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, туризма и отдыха [1].
Один из обобщающих показателей уровня жизни населения — производство валового внутреннего продукта (ВВП) или национального дохода (НД) на душу населения. Однако использовать его для международных сопоставлений следует с большой осторожностью, поскольку он не может дать исчерпывающей характеристики уровня жизни населения в связи с проблемами разницы масштаба цен в различных странах и переоценки курсов национальных валют в единую валюту. Показатели уровня жизни могут рассчитываться как средние по национальной экономике в целом, так и с учетом дифференциации доходов населения по различным группам.
Большое значение имеют не только стоимостные, но и натуральные показатели уровня жизни. Они оценивают фактический уровень потребления различных потребительских товаров и услуг на душу населения в динамике за определенный период времени в сопоставлении с другими странами, а также в сравнении с нормативными параметрами, рассчитанными на основе научно обоснованных норм потребления (нормы потребления продовольственных товаров, одежды, обуви, обеспеченности жильем и др.). Важным показателем уровня жизни является структура расходов населения.
С показателями уровня жизни также связан порог бедности. Различают две основные формы бедности: абсолютную, когда отсутствует доход для удовлетворения минимальных жизненных потребностей человека, и относительную, при которой доход не превышает 40-60% среднего дохода в стране. Отметим, что для каждой страны могут использоваться свои критерии бедности.
Недостатком теорий уровня жизни является то, что они не учитывают качественные показатели, поэтому наряду с понятием «уровень жизни» используется понятие «качество жизни». Оно было введено в экономическую литературу в 1970-х гг. Это понятие отражает качественную сторону общественного благосостояния. ООН определяет качество жизни как «...широкое по-
со
о
СП
сп
<
со О
со
о
СП
сп
<
со
нятие, объединяющее в себе совокупность социальных, культурных и моральных ценностей, дающих возможность человеку жить в гармонии с обществом, природой, самим собой» [2].
Всемирная организация здравоохранения определяет это понятие как «...восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живет, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума» [3]. При определении качества жизни учитывается, с одной стороны, уровень жизни, а с другой — те потери, которые общество несет в процессе экономического роста.
Приоритет параметров качества жизни обосновывается в получившей мировую известность на рубеже ХХ-ХХ1 вв. концепции «расширения человеческих возможностей» лауреата Нобелевской премии по экономике (1998 г.) Амарантья Сена [4]. Речь идет о возможностях, замещающих материальное и экономическое благосостояние. Согласно этой теории цель развития заключается не только и даже не столько в том, чтобы увеличить производство и потребление; главное — предоставить человеку возможность выбора, реализуемого, прежде всего, в здоровой жизни, в долголетии, в свободном развитии интеллектуальных и творческих способностей.
Аналогичный подход характерен и для новых концепций развития, которые основаны на постулате: конечная цель — это не уровень дохода, а расширяющийся человеческий выбор в области здравоохранения, образования, экономической и общественной деятельности. Есть три ключевые потребности: 1) в долголетии и здоровье; 2) в получении знаний; 3) в доступе к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни. Их удовлетворение — условие реализации политических и экономических свобод (передвижения и выбора места жительства, создания семьи, творчества и др.). Разумеется, удовлетворение этих потребностей и обретение свобод возможны лишь при определенном уровне материальной обеспеченности. Концепции, о которых идет речь, по сути, фиксируют два взаимосвязанных процесса. Во-первых, развитие человеческого капитала, предъявляющее все более высокие требования к человеку — участнику общественного производства. Во-вторых, ориентация самого производства на удовлетворение развивающихся потребностей людей (социально ориентированная экономика).
К интегральным индикаторам качества жизни относятся: индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.
Отдельные стороны качества жизни характеризуют частные индикаторы. К их числу относятся следующие показатели:
1. Социально-демографические (продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности).
2. Экономическая активность населения (уровень безработицы, миграция населения и ее причины).
3. Социальная напряженность (участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности).
4. Степень развития социальной сферы (доля расходов на образование, науку, здравоохранение и культуру в ВВП, количество учащихся и студентов, включая обучающихся бесплатно и платно, среднее число учащихся, приходящееся на одного преподавателя).
5. Экологические (содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания; доля затрат на экологию в ВВП; инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов).
Недостатком теорий качества и уровня жизни можно считать то, что при оценке рассмотренных показателей не в полной мере учитываются потребности будущих поколений.
Альтернативой данной концепции могла бы стать Концепция устойчивого развития, которая получила широкое распространение в экономической литературе с 1992 г., когда в Рио-де-Жанейро состоялась международная конференция ООН. На конференции было признано, что традиционные модели, к числу которых относятся общества стихийного развития и экстенсивного использования природных ресурсов, ведут к разрушению биосферы и в конечном итоге к гибели человеческой цивилизации. В результате был сделан вывод, что человек должен отказаться от таких моделей и перейти к модели устойчивого развития. Базовыми положениями этой модели являются: ограничение использования ресурсов всей планеты; стабилизация численности населения в развивающихся странах; сокращение огромного разрыва в уровне жизни самых богатых и самых бедных стран путем обуздания стихийного развития общества, обеспечения устойчивого экономического роста и ограничения изобилия; налаживание управляемости и направляемости мирового развития. Положения данной Концепции были распространены на регионы и города [5]. Вместе с тем, эта концепция, по мнению многих ученых (академик Е. К. Федоров, профессора С. Б. Лавров, Ю. П. Селиверстов, Б. С. Хорев и др.), не является единственно правильной и бесспорной. Она отражает развитие жизнедеятельности всего населения планеты в глобальном масштабе, а управляемость связывается с ограничением использования ресурсов. Причем, ограничения распространяются на те страны, в которых имеются ресурсы. В результате, с одной стороны, концепция направлена на обуздание стихийного развития общества, стремление к ликвидации огромного разрыва в уровне жизни, который достигает в доходах самых богатых и самых бедных стран пропорции 20:1. С другой — для сокращения разрыва по уровню доходов между странами предполагается огромный рост производства и соответственно огромное увеличение использования ресурсов, а оно ограничивается устойчивым развитием.
Важнейшим принципом устойчивого развития является принцип справедливости, который ориентирует на обеспечение высокого качества жизни для
всех людей на планете, включая будущие поколения.
Контроль за достижением целей устойчивого развития, управление этим процессом, оценка эффективности используемых средств и уровня достижения поставленных целей потребовали разработки соответствующих критериев и показателей — индикаторов устойчивого развития.
Выделим некоторые группы индикаторов устойчивого развития:
• система индикаторов устойчивого развития, предложенная Комиссией ООН по устойчивому развитию (КУР), состоящая из 132 индикаторов;
• система интегрированных экологических и экономических национальных счетов (System for Integrated Environmental and Economic Accounting), предложенная Статистическим отделом ООН и нацеленная на учет экологического фактора в национальных статистиках;
• показатель «истинных сбережений» (genuine savings), разработанный и рассчитанный Всемирным Банком;
• программа экологических индикаторов ОЭСР. Мировой опыт в области разработки индикаторов
устойчивого развития показывает, что существуют два подхода к их построению:
1. Построение системы индикаторов, каждый из которых отражает отдельные аспекты устойчивого развития. Чаще всего в рамках общей системы выделяются следующие подсистемы показателей:
- экологические (индикаторы экологических аспектов устойчивого развития (включая характеристики воды, суши, атмосферы, других природных ресурсов, а также отходов);
- экономические (индикаторы экономических аспектов устойчивого развития);
- социальные (индикаторы уровня социального развития: продолжительности жизни, здоровья, образования и пр.);
- институциональные (индикаторы институциональных аспектов устойчивого развития (программирование и планирование политики, научные разработки, международные правовые инструменты, информационное обеспечение, усиление роли основных групп населения).
2. Построение интегрального, агрегированного индикатора, на основе которого можно судить о степени устойчивости социально-экономического развития. Агрегирование обычно осуществляется на основе трех групп показателей: эколого-экономических, эколого-социально-экономических, экологических. Вместе с тем, большинство исследователей склоняется к тому, что из-за чрезвычайно разнообразных условиях жизнедеятельности регионов, их социально-экономического потенциала, действия разнонаправленных тенденций и т. п., процесс агрегирования не может дать однозначно точную оценку ситуации.
Отметим, что все три вышеназванные теории, в том числе и теория устойчивого развития не учитывают показатели национальной безопасности,
позволяющие выявить и нейтрализовать угрозы и
кризисные ситуации, как в стране, так и в отдельном регионе.
Важнейшей составляющей национальной безопасности является экономическая безопасность. Исходя из определения сущности и содержания экономической безопасности как надежной защищенности национальных, государственных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченную всеми несводимыми средствами и институтами государства, включая силовые структуры, устанавливаются показатели ее уровня.
Академик Л. И. Абалкин, анализируя российские экономические процессы и мировой опыт, выделял следующие основные показатели, с помощью которых возможно регулирование этого системного образования:
• экономическая независимость, подконтрольность государству национальных ресурсов;
• стабильность и устойчивость национальной экономики, защита собственности, стимулирование предпринимательской активности, борьба с декон-структивными процессами в экономике;
• способность к саморазвитию и прогрессу (благоприятный инвестиционный климат, поддержка инноваций, модернизация производства и т. п.) [6]. Существуют другие системы показателей, регулирование которых возможно и необходимо. В их числе называют показатели обеспечения экономической безопасности (как важнейшей составляющей национальной безопасности) по ее частным характеристикам:
1. Производственно-технологическую безопасность (она связана с прогрессирующей деиндустриализацией страны).
2. Финансовую безопасность, инфляцию.
3. Валютную безопасность.
4. Таможенную безопасность (надежность экономических границ как составной части государственной границы).
5. Управляемость экономики.
Каждый из этих элементов ученые стремятся интерпретировать с точки зрения социальных технологий, социальных механизмов (факторов, условий, стимулов), что говорит о понимании социальной природы экономики.
Во многих работах высказывается мнение о том, что процессы, которые протекают в экономической сфере, нельзя рассматривать лишь в плане номиналистской или монетарной логики — они всегда определяются социальными мотивами, интересами, ценностями, нормативными установками людей; а также характером социальной организации производства, профессионализмом работающих. Это относится и к контрольным аспектам экономической деятельности, которые неразрывно связаны с общезначимыми, «человеческими» параметрами социального контроля.
Анализ практики применения различных теорий в качестве базы при формировании целевого блока управления сбалансированным развитием [7] территории позволил автору выработать новый подход к построению системы показателей сбалансированности социального развития региона (поскольку сбалансированное СРР — это главная цель региональной соци-
со
о
CN
СП h-
сп
J <
CQ О
со
о
CN
СП h-
сл
J <
со
альной политики), характеризующих количественные и качественные параметры элементов региональной социально-экономической системы в текущем периоде с учетом интересов будущих поколений, имеющихся ограничений и возможных рисков, т. е. интегрирующей в себе критерии оценки уровня жизни, качества жизни, индикаторы устойчивого развития и показатели экономической безопасности.
Базовым для понятия «сбалансированное социальное развитие» является категория «сбалансированности», которая характеризуется положительной динамикой показателей воспроизводства человеческого капитала и удовлетворения потребностей населения при учете баланса между ресурсами (потенциалом) и целями социального развития региона.
Выделим следующие группы показателей, характеризующих сбалансированность социального развития региона:
1. Качество населения, интегрирующее такие его свойства, как способность к воспроизводству (рождаемость, смертность, заболеваемость, инвалидность, ожидаемая продолжительность жизни и т. п.), способность образовывать и сохранять семьи (брачность, разводимость), уровень образования и квалификации (доля населения, охваченного обучением в соответствующих возрастных группах, достигнутый уровень образования и т. п.).
2. Благосостояние. Материальный аспект благосостояния характеризуют показатели доходов, текущего потребления и сбережений населения (величина доходов в реальном выражении, их распределение по направлениям использования и различным социально-экономическим группам населения, структура потребительских расходов населения, наличие в домашних хозяйствах потребительских товаров длительного пользования, накопление имущества и ценностей и др.), а также такие макроэкономические показатели, как ВВП на душу населения, фактическое потребление домашних хозяйств, индекс потребительских цен, уровни безработицы и бедности.
3. Условия жизни населения. Понятие «условия жизни» включает в себя характеристики жилищных условий, обеспеченность населения услугами здравоохранения, образования, культуры, использования свободного времени, социальной и пространственной мобильности и т. п.
4. Информированность населения, характеризующая доступность к средствам телекоммуникации и информационных инфраструктур (операторы мобильной радиосвязи, информационные ресурсы, интернет-технологии и т. д.).
5. Социальная безопасность, представляющая собой состояние региональной общественной сферы, которое обеспечивает сбалансированное социальной развитие посредством предотвращения и защиты от внешних и внутренних негативных факторов, и при котором органы власти различного административного уровня имеют возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую
эффективную социальную политику, и отражающая условия труда, социальное обеспечение и социальную защиту, физическую и имущественную безопасность. 6. Качество окружающей среды (или качество экологической ниши), аккумулирующее данные о загрязнении воздушного пространства, воды, о качестве почвы, уровне биоразнообразия территории, о наличии рекреационных ресурсов и т. п. Предложенные показатели (индикаторы) требуют приспособления к конкретным региональным условиям.
По мнению автора, при определении целей необходимо ориентироваться, прежде всего, на решение региональных проблем, представляемых как отклонение значений показателей социального развития в настоящем времени от желаемых значений с учетом рисков и ограничений, исходя из концепции сбалансированности социального развития региона.
Таким образом, в настоящее время актуальной является разработка нового подхода к построению системы показателей сбалансированности социального развития региона, которые могли бы охарактеризовать количественные и качественные параметры элементов региональной социально-экономической системы не только в настоящее время, но и с учетом интересов будущих поколений, имеющихся ограничений и возможных рисков, т. е. интегрирующей в себе критерии оценки уровня жизни, качества жизни, индикаторы устойчивого развития и показатели экономической безопасности.
Список использованных источников
1. Международные экономические отношения/Под общ. ред. В. Е. Рыбалко// Внешнеэкономический бюллетень. М.: Дипломатическая акад. при МИД РФ, 1997.
2. К. Свинарский. Основные понятия и институты международного гуманитарного права как системы защиты прав человека. М.: МККК. 2004.
3. The WHOOL group. Development of the World Health Organization WHOQOLBREF quality of life assessment// Psychol. Med., V. 3, 1998.
4. Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. М. «Права человека». 2000.
5. Доклад конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II), Стамбул, 3-14 июня 1996.
6. Л. И. Абалкин. Россия: поиск самоопределения (Russia in search for identity)//Очерки; Рос. акад. наук. М.: Наука, 2002.
7. М. В. Лукин. К проблеме формирования концепции сбалансированного гармоничного развития административно-территориальных образований//Вестник Российской академии естественных наук, № 16, 2012.
Modern approaches to consideration of management processes by social development of the region E. A. Lubashev, PhD, Associate Professor, Head of the Department of Public Administration, St. Petersburg State University of Service and Economics.
In article the analysis of modern approaches is provided to methodological justification of management processes by social development of the region. Justification of need of development of new approaches to the social and economic development, based on balance of economic, social and ecological factors is given.
Keywords: social development, region, sustainable development, balanced development, safety.