2. Журавлева, М.О. Развитие эмоционального интеллекта у будущих психологов: программа и результаты тренинга / М.О. Журавлева // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - № 3. - С. 73-81.
3. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев. - М.: ПБОЮЛ, 2001. - 496 с.
4. Магомедов, Г.М. Потенциал творческой деятельности студентов в развитии их профессиональных навыков средствами активных методов обучения / Г.М. Магомедов, М.В. Гамзаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-3. - С. 42-45.
5. Малькина, О.В. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов с высокой и низкой академической успеваемостью / О.В. Малькина // Вестник БГУ. - 2008. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy- analiz-lichnostnyh-osobennostey-studentov-s-vysokoy-i-nizkoy-akademicheskoy- uspevaemostyu (дата обращения: 05.03.2020).
6. Марченко, А.В. Личностные особенности студентов с разной академической успеваемостью / А. В. Марченко, Н.С. Борзилова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 24 (128). - С. 292-296. - URL: https://moluch.ru/archive/128/35583/ (дата обращения: 16.09.2021).
7. Мещерякова, И.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов- психологов в процессе обучения в вузе. Автореферат дисс... псх.наук: 19.00.07 / Мещерякова Ирина Николаевна. - Курск, 2011. - 26 с.
8. Панкевич, В.И. Вовлеченность студентов во внеучебные организации университета / В.И. Панкевич, А.О. Попова // МНИЖ. - 2015. - №6-4 (37). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-studentov-vo- vneuchebnye-organizatsii-universiteta (дата обращения: 16.09.2021).
9. Сидорова, Е.Э. Общественная активность студентов как компонент профессиональной компетентности будущих учителей / Е.Э. Сидорова // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-5. - С. 937-940.
10. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. - 3 издание, переработанное и дополненное. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство ЮРАЙТ", 2019. - 334 с.
11. Maguire, R., Egan, A., Hyland, P., Maguire, P. Engaging students emotionally: the role of emotional intellignce in predicting cognitive and affective engarement in higher education // Higher Education Research & Development. - 2017. - № 36(2). - P. 343-357.
Педагогика
УДК 373.291
кандидат педагогических наук,
администратор Ахмедпашаева Калимат Арслановна
Детский сад «Панда» (г. Махачкала); директор Асланбекова Эльвира Аслановна
МБОУ «Гимназия № 37» (г. Махачкала)
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Аннотация. В статье рассмотрены современные подходы к проблеме готовности детей к школьному образованию. Автор подчеркивает роль дошкольных образовательных учреждений, которые являются начальным уровнем обучения и занимают в процессе подготовки детей к школе значительное место, так как является первым шагом в получении знаний и умений в рамках образовательной системы. Раскрыт вопрос о готовности ребенка к школе в нашей стране, в связи, с чем возникает необходимость оценки педагогических умений, навыков, комплексной оценки физического и психологического состояния ребенка к новым для него условиям школьного обучения.. Автор считает необходимым для развития данных элементов организовать специальную целенаправленную работу в дошкольном учреждении, которая позволит в полной мере сформировать их и подготовить ребенка к обучению в образовательном учреждении.
Ключевые слова: современные подходы, проблема, готовность, дети, школьное образование.
Annotation. The article considers modern approaches to the problem of children's readiness for school education. The author emphasizes the role of preschool educational institutions, which are the initial level of education and occupy a significant place in the process of preparing children for school, as they are the first step in obtaining knowledge and skills within the educational system. The question of the readiness of the child for school in our country is disclosed, in connection with which there is a need to assess the pedagogical skills, skills, a comprehensive assessment of the physical and psychological state of the child to the new conditions of school education for him. The author considers it necessary to organize a special purposeful work in a preschool institution, which will allow them to fully form them and prepare the child for learning in an educational institution. Key words: modern approaches, problem, readiness, children, school education.
Введение. Дошкольное образовательное учреждение является начальным уровнем обучения и занимает в процессе подготовки детей к школе значительное место, так как является первым шагом в получении знаний и умений в рамках образовательной системы.
Вопрос о готовности ребенка к школе в нашей стране появляется с переходом к обучению с семи лет, в связи с ним возникает необходимость оценки педагогических умений, навыков, комплексной оценки физического и психологического состояния ребенка к новым для него условиям школьного обучения. Школьное обучение является одним из серьезнейших этапов в жизни ребенка. И поэтому можно понять волнение и озабоченность, которую проявляют как сами дети, так и их родители при приближении времени записи в школу. Можно сказать, что этот момент является экзаменом как для самих родителей, так и для самого ребенка за весь дошкольный период жизни, так как для обучения в школе ребенку понадобится весь тот багаж, который он приобрел за весь предшествующий период жизни.
Школьное обучение активизирует весь предшествующий опыт ребенка, все, что сформировалось у него к этому времени. У разных школ - разные требования к ребенку, к его развитию. А чтобы чувствовать себя в школе хорошо и уверенно, ребенок должен быть психологически готовым исполнять новую социальную роль - роль ученика.
Изложение основного материала статьи. Под общей готовностью психологи и педагоги, такие как Н.Е. Веракса, Н.И. Гуткина, В.С. Мухина и др. понимают термин, который включает в себя необходимые качества личности, умения, знания, которыми владеют дети к моменту перехода к школьному обучению. Все эти факторы в совокупности характеризуют степень адаптации ребенка к новым для него условиям, при этом успешность или неуспешность адаптации определяется как усвоением программы, так и принятием, удовлетворенностью статусом школьника.
Готовность к школе делится на педагогическую, психологическую и физическую. В данной работе мы уделим внимание каждому из видов для всестороннего рассмотрения темы исследования.
Педагогическая готовность как отдельный вид готовности к школе включает в себя определенный объем знаний, умений и навыков. Говоря о ней, как правило, имеют ввиду умение дифференцировать звуки, составлять небольшие рассказы (сформированность предпосылок к овладению грамоте), умение считать (сформированность предпосылок к овладению математическими представлениями), умение писать (готовность руки к письму).
Физическая готовность предполагает готовность по состоянию здоровья и развитию успешно справляться с нагрузками школьного обучения. К характерным чертам данного вида готовности исследователи относят общее развитие и состояние организма, координацию движений, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Психологическая готовность ребенка к школе характеризуется ее комплексностью, что, по мнению Г.Г. Кравцова [7, С. 32], означает наличие у детей совокупности факторов, таких какотношение к взрослым, к ровесникам, к себе, взаимоотношении с окружающиммиром, определяющих эту готовность.
А. Анастази [1, С. 45] рассматривала проблему в аспекте «школьной зрелости». Автор понимала под готовностью к школе получение ребенком базовых знаний, модели поведения, позволяющих в дальнейшем максимально эффективно использовать знания, полученные в школе, то есть извлекать наибольшую выгоду для себя из этого обучения.
Обобщая работы разных ученых по рассмотрению понятия, можно отметить, что понятие «готовность к школе» имеет различные подходы к пониманию, но исследователи едины во мнении о сложности, многоплановостсти предмета изучения. При этом, такие качества как настойчивость, выдержка, терпение, целенаправленность, авторы не рассматривают.
Период развития в старшем дошкольном возрасте выделяется исследователями, так как именно на данном этапе начинает формироваться основа будущей личности ребенка, характерными чертами которой являются система мотивов, потребности (уважение, признание сверстников), усвоение структуры социальных ценностей. Развитие воображения и восприятия приводит к повышенному интересу к творчеству (ребенок видит и понимает результат своего труда), дети в данном возрасте активно рисуют, лепят.
Получает развитие и конструктивная деятельность, которая может осуществляться по различным сценариям: по образцу, по замыслу или по заранее оговоренным условиям. Данные факты свидетельствуют о существенном развитии образного мышления, так как ребенок в рисунках, скульптурах, конструкторских изобретениях претворяет в жизнь свои идеи. К шести годам дети в состоянии не только предложить решение задачи, но преобразовать объект в соответствии со своим видением, также они могут определить последовательность взаимодействия объектов, то есть появляется предвосхищение.
Словесно-логическое мышление также развивается, о чем говорит совершенствование обобщений. «В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и так далее. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта» (В.А. Крутецкий) [9, С. 45].
Еще одной характерной чертой данного периода Н.П. Аникеева [2, С. 65] и др. выделяет развитие игровой деятельности (несмотря на тот факт, что она является ведущей в дошкольном возрасте, у старших дошкольников она получает дополнительный импульс), в особенности сюжетно-ролевой игры, которая в этот период входит в свой расцвет, к шести годам дети распределяют роли до начала непосредственно игры и в состоянии выстраивать свое поведении в соответствии с ролью. При этом игровые действия и пространство игры усложняются. Игровая деятельность в свою очередь способствует развитию у ребенка умения координировать свои действия в группе для достижения целей игры, решать конфликты при помощи речи.
В плане общения со взрослыми также наблюдаются значительные изменения, если в более раннем возрасте контакт со старшими был обусловлен конкретной ситуацией, то в рассматриваемы период ведущим мотивом общения становится познавательный. При этом, несмотря на возможную сложность информации и трудности с её пониманием, она вызывает интерес и находит отражение в мышлении, действиях ребенка: дети делятся с родителями размышлениями, впечатлениями.
Как видно из вышеизложенного дети развиваются в соответствии с двумя тенденциями: в процессе самостоятельной деятельности, взаимодействия со сверстниками (во время игры, общения) и в процессе контактов со взрослыми, приобщения к ценностям общества, так как ребенок чутко воспринимает замечания воспитателя или родителей, что способствует эффективной подготовке к школе.
По мнению Л.С. Выготского [5, С. 74] подготовка к развитию письменной речи предполагает сформированность обязательных предпосылок овладения данной деятельностью, автор полагал, что письмо появляется в процессе перехода от рисования предметов к рисованию слов. При этом письменная речь предполагает понимание ребенком символьной системы знаков, что свидетельствует о долгом развитии психических функций.
Значение интеллектуального развития как важной предпосылки предматематической подготовки, в своих работах исследовал В.А. Крутецкий [9, С. 65], где он отметил важность этого элемента. Он считал, что для овладения математическими знаниями необходимо наличие у ребенка способности к формализованному восприятию структуры задачи, обобщению, гибкостью мышления, развитой памяти.
Речевое развитие также находится в тесной взаимосвязи с развитием математических способностей, потому обучение математике предполагает значительное расширение словарного запаса и оперирование новыми терминами. В случае же недостаточного уровня речевого развития, неспособности понимать или произносить некоторые звуки, ребенок будет испытывать значительные трудности в обучении, так как он не сможет полноценно воспринимать предлагаемый учебный материал.
Наличие элементарных математических представлений, по мнению исследователей - важная часть подготовки к школе. Рационально организованное обучение детей математике способствует общему интеллектуальному развитию. При постепенном усложнении материала дети получают возможность в соответствии со своим уровнем развития расширять представления об окружающем мире, при этом руководство со стороны взрослых имеет крайне важное значение.
Обобщая работы данных ученых, можно отметить, что все они считали высокий уровень развития интеллектуальных процессов предпосылками успешной готовности к школе.
Интеллектуальный компонент, как один из важнейших при определении психологической готовности дошкольника к обучению рассматривал Л.С. Выготский [5, С. 17], который утверждал, что первостепенное значение имеет уровень развития мыслительных процессов ребенка, а не объем запомненных знаний, присутствующих у ребенка на момент поступления в школу. Л.И. Божович [3], также выделяла интеллектуальный компонент в рассматриваемом вопросе, но помимо непосредственно мыслительных операций, необходимых для успешного обучения, авторы считали, что у ребенка должны присутствовать элементарные знания и умения и произвольная память.
Оба автора сходились во мнении, что без интеллектуальной готовности невозможно эффективное обучение ребенка в школе, так как он должен обладать необходимым уровнем «интеллектуальной зрелости» - понятием, введенным в научный оборот А. Керном и Я. Йирасиком [6]. Данный термин, показывает насколько развиты восприятие, концентрация внимания, умение выстраивать причинно-следственные связи, то есть общий уровень созревания и развития структур мозга.
Следовательно, необходимость наличия определенного уровня развития интеллекта, как важной и значимой предпосылки психологической готовности к школе отмечали многие отечественные психологи и педагоги, считавшие что сформированность структур головного мозга, умение выстраивать и понимать логические связи, обобщать и дифференцировать полученные знания, развитие произвольной памяти является тем компонентом, без которого успешное обучение будет затруднено.
Стремление ребенка к успеху, желание получать знания, наличие интереса к деятельности как таковой - все это определяет мотивационный компонент психологической готовности к школе, иными словами, если у ребенка есть желание учиться - это говорит о его готовности с точки зрения мотивации. По мнению Л.И. Божович [3], мотивационная составляющая включает, помимо собственно желания, еще и развитие произвольного поведения, необходимого для постановки целей и их достижения, то есть учебный мотив автор считала крайне важными в структуре психологической готовности, разделив его на две большие группы: первая - это мотивы, непосредственно связанные с потребностями детей в коммуникации, желанием и стремлением занять определенное место в обществе; вторая - это мотивы, которые связаны с учебой и стремлением овладевать новыми знаниями. Н.В. Нижегородцева [11, С. 63] добавляет к этой классификации еще несколько групп: в первую очередь - это социальные мотивы, их автор определяет как стремление к пониманию своей общественной значимости; далее идут оценочные мотивы, то есть желание заслужить одобрение взрослого, будь то отметка или похвала; следующая группа - это мотивы, которые автор назвала «позиционные» отражающие наличие интереса к позиции школьника, как новому статусу и новой роли в жизни ребенка; внешние мотивы, связаны с авторитетом взрослого, в основном родителей; наличие игрового мотива свидетельствует о неадекватном переносе игры в учебную деятельность.
Л.И. Божович [3] для определения уровня мотивационного компонента готовности ребенка к школе ввела понятие «внутренняя позиция школьника», которая включает желание учится и наличие познавательной потребности. Данная особенность, по мнению автора, характеризует определенную структуру личности школьника, его поведение и отношение к окружающему миру. Автор отмечает, если у детей сформирована внутренняя позиция, то они в полной мере осознают новую для них школьную реальность и сознательно отказываются на время учебной деятельности от игры, как основного занятия в предыдущий дошкольный период, а учебная деятельность воспринимается им как путь во взрослую жизнь. Необходимо отметить, что в процессе формирования внутренней позиции важную роль играет окружение ребенка, в первую очередь семья, педагоги, то есть близкие взрослые.
Рассматривая эмоционально-волевой компонент психологической готовности к школе, мы проанализировали исследования различных ученых, а также практический опыт психологов и учителей.
Отдельно волевой компонент исследовали такие ученые как Б.Г. Ананьев (стадии развития волевых процессов), Ю. Басов (воля как предмет функциональной психологии, И.Т. Бжалава (экспериментальное изучение воли), Е.О. Смирнова (развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе). Обобщая исследования данных ученых, можно выделить такие аспекты волевого компонента, как самостоятельность, произвольность, импульсивные реакции, саморегуляция и др., которые отдельно раскрыты другими учеными, в том числе проблемы самостоятельности, как волевого аспекта, а также ее взаимосвязи с другими волевыми качествами личности рассматривали А.А. Люблинская, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, Н.И. Непомняшая, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, ЯЗ. Неверович, Н.Г. Салмина - говорили о произвольности как предпосылке успешного обучения в школе.
Н.В. Мельникова, В.М. Минаева, Д.Г. Сайбулаева, Е.В. Опевалова рассматривали взаимодополняемость различных компонентов. Но в то же время, все работы направлены на рассмотрение и обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения.
Раскроем особенности эмоционально-волевого компонента более подробно. Эмоционально-волевой компонент Л.С. Выготский [5, С. 65] понимает как качество личности, характеризующее степень владения своим поведением, а Л.А. Венгер [4, С. 25], конкретизируя эту мысль, добавляет, что эмоционально-волевая составляющая представляет собой наличие ответственного отношения к школе, соответствующих новой роли отношений со взрослыми и ровесниками. Наличие воли является важной предпосылкой готовности ребенка к школе, так как и воля и интеллект взаимосвязаны, отмечает Н.А. Цыркун [12, С. 75].
Взаимосвязь воли или произвольности мыслительных процессов рассматривал Е.Е. Кравцова [8, С. 32], считавшая, что наличие воли является необходимым элементом для осуществления учебной деятельности, так именно с помощью этого качества ребенок может заставить себя в случае необходимости выполнять работу, не всегда интересную для него, управлять памятью, контролировать свои действия.
Во время учебной деятельности ребенок каждый день сталкивается с необходимостью постановки целей и поиска путей их достижения, поэтому сформированность элементов волевого действия является основой для навыков волевой поведенческой саморегуляции, необходимых для эффективной учебы и успешной адаптации в школе.
Ряд авторов (Н.П. Гаврилюк, Н.И. Гуткина, Н. Л. Кряжева, Д.Б. Эльконин), рассматривая проблему готовности детей к школе, затрагивают вопросы эмоционально-волевой регуляции, как отдельного вида готовности. Структуру эмоционально-волевой регуляции исследовали И.С. Сорокина, К.И. Дьяченко, а Т.И. Шульга в своей работе уделяет внимание развитию эмоционально-волевой регуляции в онтогенезе, выделяя закономерности формирования и особенности развития в зависимости от пола человека. Эмоционально-волевая готовность пронизывает все стороны готовности ребенка к школе, так ка его ждет труд, дисциплина, необходимость контролировать свое поведение и эмоции-эту совокупность компонентов как внутренних, так и внешних автор называет «произвольным поведением», которое может проявляться, например запоминании стихотворения, отказе от игры, помощи взрослым.
Развитие эмоциональных реакций ребенка при подготовке к в школе, не менее важно чем волевая составляющая, так как положительные эмоции по мнению Н.Л. Кряжевой [10, С. 32], стимулируют его познавательные и творческие способности.
Выводы. Таким образом, можно утверждать, что психологическая готовность детей к школьному обучению является совокупностью развития всех трех компонентов: интеллектуального, мотивационного, эмоционально-волевого. Развитие каждого из трех составляющих является важной предпосылкой успешности обучения, потому что при несформированности даже одного компонента, ребенок будет испытывать значительные трудности в обучении и адаптации к новым для себя условиям. В связи с этим необходимо для развития данных элементов организовать специальную целенаправленную работу в дошкольном учреждении, которая позволит в полной мере сформировать их и подготовить ребенка к обучению в образовательном учреждении, также нельзя недооценивать роль семьи в этом процессе, ребенок должен чувствовать
поддержку родных, переживать ситуации успеха, что будет способствовать стремлению к повторению такого опыта и соответственно будет помогать дошкольнику готовиться к обучению.
Литература:
1. Анастази, А. Психологическое тестирование: в 2-х кн. / А. Анастази. - Кн. 2. - М.: Педагогика, 1982. - 292 с.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М., 2000. - 144 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968. - 289 с.
4. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер, Т.Д. Марциновская, А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
5. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. М.: Юрайт, 2019. - 282 с.
6. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости [электронный ресурс] / Я. Йирасек // Диагностика психического развития. - Прага, 1978.
7. Кравцов, Г.Г. Царевна Несмеяна и другие или формирование произвольности / Г.Г. Кравцов // Дошкольное воспитание. - 1991. - №11. - С. 32-37.
8. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
9. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников: книга для учителей и классных руководителей / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1976. - 303 с.
10. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 185 с.
11. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
12. Цыркун, Н.А. Развитие воли у дошкольников / Н.А. Цыркун. - Минск: Народная асвета, 1991. - 112 с.
Педагогика
УДК 373.3
кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево);
студентка 4 курса психолого-педагогического факультета Андреева Виктория Владимировна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево);
студентка 4 курса психолого-педагогического факультета Качалова Александра Дмитриевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Аннотация. Согласно приоритетным направлениям модернизации современного российского образования, школа является важнейшим фактором формирования новых жизненных установок формирующейся личности ребенка. В сложившихся условиях возрастает значимость сотрудничества педагогов и родителей учащихся. Повышение роли школы в воспитании подрастающего поколения и ее влияние на воспитательную работу семьи теснейшим образом связаны с социальными и производственно-экономическими преобразованиями, которые происходят в развитии современного общества. В российском обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая процессы воспитания в семье и школе. Обусловлено это тем, что новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не прошедшие через их собственный опыт, вызывают дополнительную напряженность в отношениях семьи со школой. Современная школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на научно-педагогической основе. Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психологии, школа призвана оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. Воспитание детей является конституционной обязанностью родителей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно-полезному труду, приучать к дисциплине, заботиться об их всестороннем развитии. Естественно, что школа должна целенаправленно использовать эту помощь. Результативность взаимодействия семьи и школы в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и других взрослых членов семьи, за уровень воспитанности которых школа, разумеется, не может нести ответственности. Однако педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в школе, его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации негативного влияния, отрицательного воздействия на учащегося. В связи с этим возрастает значение работы социального педагога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов в воспитании подрастающего поколения. Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации программы работы социального педагога по психолого-педагогическому просвещению родителей первоклассников, применении эффективных форм и методов в процессе ее реализации. Результаты исследования могут быть использованы в работе школьных социальных педагогов.
Ключевые слова: начальная школа, первоклассник, родители, социальный педагог, просвещение, сотрудничество.
Annotation. According to the priority directions of modernization of modern Russian education, the school is the most important factor in the formation of new life attitudes of the emerging personality of the child. Under the current conditions, the importance of cooperation between teachers and parents of students is increasing. The increasing role of the school in the upbringing of the younger generation and its influence on the educational work of the family are closely connected with the social, production and economic transformations that are taking place in the development of modern society. In Russian society, a reorientation of value attitudes and attitudes took place, which significantly disoriented the processes of education in the family and school. This is due to the fact that the new content of education and new teaching technologies, which are not sufficiently familiar to the parents of students, and most importantly, have not gone through their own experience, cause additional tension in the relationship between the family and the school. The modern school has qualified teachers and builds teaching and educational work on a scientific and pedagogical basis. Taking into account the fact that in some cases parents do not have the necessary knowledge in the field of pedagogy and