МЕНЕДЖМ
https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-3-6 УДК 332.14
Исследовательская статья
Современные подходы к пониманию взаимодействия региональных органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций
Урасова Анна Александровна
Пермский филиал Института экономики УрО РАН, г. Пермь, Россия ORCID: 0000-0002-9445-0306 E-mail: [email protected]
Царенко Ирина Владимировна н
Пермский филиал Института экономики УрО РАН, г. Пермь, Россия ORCID: 0000-0002-8115-9982 E-mail: [email protected]
Ивонин Владимир Александрович
Аппарат Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, г. Пермь, Россия
E-mail: [email protected]
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Урасова А. А., Царенко И. В., Ивонин В. А.
Современные подходы к пониманию взаимодействия региональных органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций // Исследование проблем экономики и финансов. 2024. № 3. Ст. 6.
https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-3-6
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время на всех уровнях власти ведется непрерывная работа по формированию глобального информационного пространства и цифровых технологий с целью повышения информационной доступности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации (РФ). Необходимость более детального анализа данного направления актуализирует научные исследования с целью разработки перспективных видов взаимодействия региональных органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО).
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ:
авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
ЦЕЛЬ исследования заключается в раскрытии современных подходов к пониманию взаимодействия региональных органов государственной власти и СО НКО.
ПОСТУПИЛА: 05.03.2024 ПРИНЯТА: 15.07.2024 ОПУБЛИКОВАНА: 30.09.2024
МЕТОДЫ. С помощью системного метода рассмотрены критерии и формы поддержки СО НКО. Посредством логико-структурного анализа обоснованы положения и выводы в части раскрытия теоретических подходов и выявления основных проблем при взаимодействии региональных органов государственной власти и СО НКО.
РЕЗУЛЬТАТЫ. В статье раскрыты современные подходы к пониманию взаимодействия региональных органов государственной власти и СО НКО.
COPYRIGHT: ©2024 Урасова А. А., Царенко И. В., Ивонин В. А.
ВЫВОДЫ. Исследование в дальнейшем может быть использовано при совершенствовании механизмов внедрения цифровых технологий в систему государственного и муниципального управления регионов РФ для улучшения качества взаимодействия органов власти и некоммерческого сектора.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровые технологии, органы государственной власти социальная сфера, социально ориентированные некоммерческие организации, государственное и муниципальное управление
REhIpP
MANAGEMENT
https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-3-6
Research article
UDC 332.14
Current Approaches to the Interaction Between Regional Public Authorities and Socially Oriented Non-Profit Organizations
Anna A. Urasova
Perm Branch of the Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Perm, Russia ORCID: 0000-0002-9445-0306 E-mail: [email protected]
Irina V. Tsarenko
h
Perm Branch, Institute of Economics, Ural Branch of RAS, Perm, Russia ORCID: 0000-0002-8115-9982 E-mail: [email protected]
Vladimir A. Ivonin
Office of the Ombudsman for Human Rights in Perm Region, Perm, Russia E-mail: [email protected]
TO CITE:
Urasova A. A., Tsarenko I. V., Ivonin V. A. Current Approaches to the Interaction Between Regional Public Authorities and Socially Oriented Non-Profit Organizations // Research in Economic and Financial Problems. 2024. № 3. Art. 6. https://doi.org/10.31279/2782-6414-2024-3-6
DECLARATION OF COMPETING INTEREST: none declared.
RECEIVED: 05.03.2024 ACCEPTED: 15.07.2024 PUBLISHED: 30.09.2024
COPYRIGHT: © 2024 Urasova A. A., Tsarenko I. V., Ivonin V. A.
ABSTRACT
INTRODUCTION. At present, all levels of government are continuously working on the formation of global information space and digital technologies in order to improve the information accessibility of the activities in public authorities of Russian constituent entities. The need for a more detailed analysis of this direction actualizes scientific research to develop promising areas of interaction between regional public authorities and socially oriented non-profit organizations (hereinafter - SO NPOs).
THE PURPOSE of the research is to reveal current approaches to understanding the interaction between regional public authorities and SO NCOs.
METHODS. Criteria and support forms for SO NPOs were considered on the basis of the system method. Provisions and conclusions were substantiated by logical and structural analysis in terms of disclosing theoretical approaches and identifying the main problems in the interaction between regional public authorities and SO NPOs.
RESULTS. The article reveals current approaches to understanding the interaction between regional public authorities and SO NCOs.
CONCLUSIONS. The research can be used in the improvement of mechanisms for the introduction of digital technologies in the system of state and municipal governance in the regions of the Russian Federation to improve the quality of interaction between the regional authorities and the non-profit sector.
KEYWORDS: digital technologies, public authorities, social sphere, socially oriented non-profit organizations, state and municipal governance
ВВЕДЕНИЕ
Социально ориентированные некоммерческие организации - это юридические лица, которые преследуют цели получения систематической прибыли и готовы оказывать посильную помощь органам публичной власти в решении разнообразных социальных проблем. Современные СО НКО не стремятся к тому, чтобы политизировать социальную сферу, не предпринимают попыток для решения узконаправленных проблем корпоративного характера. Иными словами, СО НКО выступают в качестве «зрелых» некоммерческих структур, что не только соответствуют современным вызовам социальной сферы, но и своевременно реагируют на запросы населения, способствуют развитию гражданского общества в XXI веке, который ознаменован стремительными темпами цифрового развития. Большинство исследователей, давая классификацию НКО, используют форму социально ориентированных [1-4].
В науке государственного управления СО НКО давно являются предметом пристального изучения [5-7]. Так, И. В. Мерсиянова отмечает, что «некоммерческие организации представляются как любое юридическое лицо, которое в качестве основной цели создания не преследовало извлечение прибыли, в том числе организации, преследующие социально-ориентированные цели, а некоммерческая организация и социально-ориентированная некоммерческая организация выступают как относительно самостоятельные правовые категории. При этом НКО определяется через наличие общественно полезных целей» [8].
Поскольку теоретические и законодательные положения схожи, то можно выделить явный отличительный признак некоммерческих организаций, который состоит в том, что они преследуют социальные, общественные, культурные или благотворительные цели, а не прибыль. НКО могут быть созданы для поддержки различных областей, таких как образование, наука, здравоохранение, экология, социальное благополучие и другие [9, 10]. Одной из главных особенностей некоммерческих организаций является то, что они несут социальную ответственность перед обществом и общественными интересами. Роль некоммерческих организаций заключается в удовлетворении потребностей людей, а не получении прибыли для собственных целей. Таким образом, некоммерческие организации являются инструментом для достижения социальных и общественных целей, так как способствуют решению сложных исходящих из социальной сферы проблем [11, 12].
В зарубежных исследованиях данный вопрос проработан незначительно, но необходимо отметить, что взаимодействие некоммерческих организаций с органами
власти рассматривается с точки зрения синергетиче-ского эффекта, таким образом повышая их эффективность путем максимального использования ресурсов [13]. Кроме того, малоизученным остается вопрос форм поддержки СО НКО в отношениях с органами власти при решении задач социальной политики, информирования населения о возможностях СО НКО, что способствует накоплению проблем в данной сфере.
Цель данного исследования заключается в рассмотрении современных подходов к пониманию взаимодействия региональных органов государственной власти и СО НКО, динамики развития некоммерческих организаций. В статье представлены критерии СО НКО в условиях взаимодействия с органами власти; формы поддержки СО НКО во взаимоотношениях с органами государственной власти, проведен анализ количественных и качественных характеристик СО НКО.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В исследовании использованы данные Реестра ИОПУ Министерства юстиции Российской Федерации и Реестра социально ориентированных некоммерческих организаций за 2020-2022 гг., Минэкономразвития Российской Федерации за 2023 и 2024 гг.
Для обоснования положений и выводов применен описательный и сравнительно-сопоставительный методы, а также логико-структурный анализ, в части раскрытия теоретических подходов и выявлении основных проблем при взаимодействии региональных органов государственной власти и СО НКО. Для определения ключевых показателей и тенденций взаимодействия региональных органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций использован статистический анализ показателей в динамике за 20202022 гг., влияющих на выбор приоритетной формы НКО.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Необходимо более подробнее остановиться на разнообразии СО НКО и специфике их положения в гражданском обществе, которые в настоящее время взаимодействуют с органами власти различного уровня. Для укрепления взаимодействия предполагается, что СО НКО будут созданы в рамках соответствующих законодательных норм, которые предопределяют характерные особенности данных организаций (рисунок 1). Кроме того, выделение четких критериев позволит оптимизировать взаимодействие СО НКО и органов государственной власти, что является необходимым условием для формирования партнерских отношений и предопределяет эффективную работу всех задействованных структур.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 3 (2024)
Современные подходы к пониманию взаимодействия Урасова Анна Александровна,
региональных органов государственной власти Царенко Ирина Владимировна,
и социально ориентированных некоммерческих организаций ИвонинВладимир Александрович
Формализованная структура
\
Самоуправляемость _У
Частная инициатива
Отсутствие принуждения при членстве
Нераспределение прибыли
Рисунок 1
Критерии СО НКО в условиях взаимодействия с органамивласти
Источник: отставлено автором.
На рисунке 2 схематично продставлены зущесовмющит формы поддержво НИЗО НКО н отнокиеноях с удоантми власти при решении задкн овцовльвад иолзтико. У ср-ганов власти и СО НИВО деть достаточно бооонвоо потенциал для всезто|хоновео роовитво в ртмках кыстрмт-
еуныс с^т^н^1иений, cyщeeерыeт товяажность взаимного дополнинст, но мнт рачeетвeннoй ревлизации постав-/^(зннын цоле0: оeабxoднмo ийкcимйаьно эффективно сущхстонющие формы ноддержки.
Оханание поддержки СО НаО со стороны органов власти
Имущественная поддержка (формирование имущества для передачи в пользование СО НКО)
Создание и поддержка информационно-консультационной инНраструктуры
Налоговые льготы
Финансовая поддержка
(бранты, субсидии)
\_)
Переподготовка и повышение квалификации работников СО НаО
Разработка федеральных, региональных, муниципальных программ поддержки
Рисунок 2
Формы поддержки СО НКО во взаимоотношениях с органами государственной власти
Источник: составлено автором по данным Реестра СО НКО. URL: https://ppt.ru/art/reestr/chto-takoe-reestr-sotsialno-orientirovannykh-nekommercheskikh-organizatsiy (дата обращения: 08.07.2024).
Правосубъектность состоит в возможности приобретать не только права, но и обязанности, которые возникают у НКО как в отношении государства, так и лиц, являющихся получателями продуктов их деятельности. В связи с чем после государственной регистрации НКО обязаны соблюдать правила налоговой и бухгалтерской отчетности, так как они становятся юридическими лицами и приобретают статус налогоплательщика. Это означает, что они должны регулярно представлять
налоговые декларации и отчеты о своей финансово-хозяйственной деятельности. НКО также обязаны вести учет своих доходов и расходов в соответствии с установленными нормами бухгалтерии.
Некоммерческий сектор - это динамично развивающийся компонент современной жизнедеятельности. В большинстве стран, которые тяготеют к социально ориентированному типу экономики (например, во Франции и ФРГ),
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ | № 3 (2024)
органы власти с помощью СО НКО эффективно и последовательно решают множество накопившихся социальных проблем, применяя не только бюджетные средства, но и такой инструментарий, как самодеятельность, волонтерство, благотворительность [14]. Нет сомнений в том, что в современном мире государству весьма затруднительно самостоятельно решать все проблемы социальной сферы, следовательно, гораздо эффективнее подходить к их решению путем консолидации совместных усилий, что позволяет органам государственной власти взаимодействовать с некоммерческим сектором.
Согласно официальным данным Минюста России, к началу 2024 г. в РФ официально зарегистрировано около 215 тыс. НКО. За последние девять месяцев 2023 г. было зарегистрировано более 9 тыс. новых НКО (для
130,5 130 129,5 129 . 128,5
и Л
" 128 127,5 127 126,5 126
2020
сравнения: в 2022 г. количество вновь зарегистрированных НКО достигло отметки в 11,5 тыс. организаций) 1. В соответствии с официальными прогнозами Минюста России, в текущем 2024 г. ожидается незначительное увеличение числа НКО, поскольку к настоящему времени еще полностью не снята вся излишняя бюрократическая нагрузка, не упразднены избыточные требования к уставам НКО, не налажено в достаточной степени взаимодействие НКО и органов государственной власти в решении общественных проблем различной направленности 2.
В 2024 г. Минэкономразвития России опубликовало Официальный доклад о поддержке и развитии СО НКО в РФ за 2020-2022 гг. 3 Так, к началу 2023 г. в стране наблюдался прирост СО НКО (рисунок 3).
2021
2022
Рисунок 3
Общее количество СО НКОвРФза 2020-2022гг.,тыс.
Источник: составлено на основании Доклада о поддержке и развитии СО НКО в России за 2020-2022 https://rosnko.ru/tpost/n8n0cx28y1-doklad-minekonomrazvitiya-o-so-nko-v-202(датаобращения: 08.07.2024).
гг. URL:
Анализ данных, представленных на рисунке 3, позволяет утверждать, что количество СО НКО в стране является стабильным, несмотря на вызовы, с которыми столкнулась РФ в период коронавирусной инфекции и в условиях разрастания беспрецедентного санкцион-ного давления со стороны стран Запада. На рисунке 4 представлена информация о направлениях деятельности СО НКО в России.
Анализ сведений, представленных на рисунке 4, свидетельствует о том, что наибольшее число СО НКО (19 %)
задействованы именно в области социального обслуживания и социальной поддержки населения. В то же время в упомянутом выше Докладе о поддержке и развитии СО НКОотмечаетсяважность налаживания взаимодействия между некоммерческими организациями и органами публичной власти 4. При этом обращается внимание на то, что данная проблема существует не только на федеральном, но и на региональном, муниципальном уровнях.
О деятельности НКО: Минюст России [Элект ронный ресурс]. URL: http://unro.minjustTu/NKOReporrs.aspx?request_type=nko (дата обращения: 08.07.2024).
Минюст прогнозирует рост новых НКО в России [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/11/23/miniust-prognoziruet-rost-novyh-nko-v-rossii.html (дата обращения: 08.07.2024).
Доклад о поддержке и развитии СО НКО в России за 2020-2022 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/9cc6d da6e27e60bcb198831 Р35с725b6/doklad_o_podderzhkeJ_razvitiLsonko_v_rf_za_2020_2022_дд.рС(?атробращенит:0Р.РК.дР2д): Доклад о поддержке и развитии СО НКО в России за 2020-2022 гг. [Электронный ресур?].Ш0 : https://www.economy.gov.ru/material/file/9cc6d da6e27e60bcb198831635c725b6/doklad_o_podderzhkej_razvitü_sonko_v_ rf_za_2020_2022_др:ра(ЦетахбраЩ?хое:0К:07.2024).
Рисунок 4
ПредставленностьСОНКО понаправлениямдеятельностивРФ за 2022 г.,%
Источник: составлено на основании Доклада о поддержке и развитии СО НКО в России за 2020-2022 гг. URL: https://rosnko.ru/tpost/n8n0cx28y1-doklad-minekonomrazvitiya-o-so-nko-v-202 (дата обращения: 08.07.2024).
3%3% 3%
I Охроно кыружоющтй сртды
I Пркфироыоиыо пкжорка
I Мтжноцикноранкт скоруднидтсовк
I Зощито пров дтрквтыо
I Брогктвкриттранкста и дкбрквкрадтотвк
I Здровккхронтнит и препогондо здкрквкгк кброзо жизни
Потриктидтсыкт вкопитонит Скциоранкт кбсруживонит и пкддтржыо Физыуратуро и сперт Оброзквонит, прксвтщтнит Куратуро и исыусствк
Весьма негативной тенденцией, которая отрицательно влияет на укрепление партнерских взаимоотношений власти и некоммерческого сектора, является проблема информационной (цифровой) открытости. По справедливому утверждению К. В. Куртовой, подавляющее большинство рядовых граждан не знают, что накопившиеся социальные проблемы можно решать с привлечением СО НКО, что качество социальных услуг можно повысить путем обращения к некоммерческому сектору [15]. Кроме того, ситуация усугубляется тем, что органы государственной власти практически не информируют население о подобной возможности, в связи с чем проблемы в социальной сфере лишь продолжают накапливаться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного анализа выявлено, что отдельный интерес представляет состояние цифровой открытости органов государственной власти, которое на фоне стремительных темпов цифровизации необходимо последовательно улучшать. С одной стороны, это позволит органам власти более эффективно взаимодействовать с НКО при решении разнообразных социальных проблем, а с другой - даст возможность повышать информированность населения, ведь многие граждане совершенно не знают деятельности СО НКО. Таким образом, повсеместная цифровая трансформация и стремительное распространение информационных технологий спо-
собствуют тому, что цифровые технологии необходимо максимально использовать для повышения эффективности и качества взаимодействия СО НКО и органов власти, а также совершенствования мер по внесению большей прозрачности в деятельность органов власти региона.
БЛАГОДАРНОСТИ: работа подготовлена в соответствии с планом НИР Института экономики УрО РАН.
Вклад авторов
Урасова А. А.: обоснование концепции исследования, составление методологии исследования, формулировка выводов, формулировка заключения.
Царенко И. В.: обоснование концепции исследования, проведение исследования, обзор литературных источников, подготовка и редактирование текста, оформление рукописи, формулировка заключения.
Ивонин В. А.: обоснование концепции исследования, проведение исследования, сбор и систематизация данных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фролов А. А. Виды некоммерческих корпоративных организаций // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 11-1 (62). С. 162-165. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-11-1-162-165
2. Сименко И. В., Шухман М. Э. Роль некоммерческих организаций в сфере услуг // Торговля и рынок. 2021. № 3 (59). С. 117-124.
3. Ильясова М. К. Концепция управления некоммерческими организациями // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2023. № 2 (80). С. 72-76. https://doi.Org/10.34771/UZCEPU.2023.80.2.014
4. Петухов К. Л. Специфика деятельности автономных некоммерческих организаций // Экономика и социум. 2021. № 1-2 (80). С. 882-885.
5. Климовская М. К. Исполнительная власть в субъектах Российской Федерации // Достижения науки и образования. 2018. № 2 (24). С. 47-49.
6. Семина К. С. Социально ориентированные некоммерческие организации в период кризиса // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13, № 4. С. 1143-1152. https://doi.Org/10.18334/epp.13.4.117488
7. Решетняк С. Анализ существующих проблем правового регулирования некоммерческих организаций и перспективы и решения // Вестник экспертного совета. 2021. № 3 (26). С. 77-85.
8. Мерсиянова И. В., Якобсон Л. И. Негосударственные некоммерческие организации: институциональная среда и эффективность деятельности. Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2007. 172 с.
9. Головкин Р. Б., Амосова О. С. «Цифровые права» и «цифровое право» в механизмах цифровизации экономики и государственного управления // Вестник Владимирского юридического института. 2019. № 2 (51). С. 163-166.
10. Башминов А. В., Руденко М. Н. Некоммерческие организации и их сетевое взаимодействие // Экономика и управление. 2022. Т. 28, № 12. С. 1259-1268. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-12-1259-1268
11. Усова Н. В., Логинов М. П. К оценке цифровой зрелости управления муниципалитетом // Муниципалитет: экономика и управление. 2022. № 2 (39). С. 4-52. https://doi.org/10.22394/2304-3385-2022-2-41-52
12. Свириденко О. М. Социальный капитал некоммерческих организаций // Мониторинг правоприменения. 2024. № 2 (51). С. 2-8. https://doi.org/10.21681/2226-0692-2024-2-2-8
13. Haskel J., Westlake S. Capitalism without Capital: The Rise of the Intangible Economy // Princeton University Press. 2018. 296 p.
14. Подосинников Е. Ю. Некоммерческие организации как отражение региональных политических процессов // Наука и практика регионов. 2020. № 4 (21). С. 127-132.
15. Куртова К. В. Феномен социальных практик в социально ориентированных некоммерческих организациях // Миссия конфессий. 2023. № 6. С. 117-129.
1. Frolov A. A. Types of non-profit corporate organizations // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. № 11-1 (62). P. 162-165. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2021-11-1-162-165
2. Simenko I. V., Shukhman M. E. The role of non-profit organizations in the service sector // Trade and market. 2021. № 3 (59). P. 117-124.
3. Ilyasova M. K. The concept of management of non-profit organizations // Scientific notes of the Crimean Engineering and Pedagogical University. 2023. № 2 (80). P. 72-76. https://doi.org/10.34771/UZCEPU.2023.80.2.014
REFERENCES
4. Petukhov K. L. Specifics of the activities of autonomous non-profit organizations // Economics and Society. 2021. № 1-2 (80). P. 882-885.
5. Klimovskaya M. K. Executive power in the subjects of the Russian Federation // Achievements of science and education. 2018. № 2 (24). P. 47-49.
6. Semina K. S. Socially oriented non-profit organizations during the crisis // Economics, Entrepreneurship and Law. 2023. Vol. 13, № 4. P. 1143-1152. https://doi.org/10.18334/epp.13.4.117488
7. Reshetnyak S. Analysis of Existing Problems of Legal Regulation of Non-Profit Organizations and Prospects for Their Solution // Bulletin of the Expert Council. 2021. № 3 (26). P. 77-85.
8. Mersiyanova I. V., Yakobson L. I. Non-governmental non-profit organizations: institutional environment and performance. Moscow : National Research University Higher School of Economics, 2007. 172 p.
9. Golovkin R. B., Amosova O. S. «Digital rights» and «digital law» in the mechanisms of digitalization of the economy and public administration // Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2019. № 2 (51). P. 163-166.
10. Bashminov A. V., Rudenko M. N. Non-profit organizations and their network interaction // Economics and management. 2022. Vol. 28, № 12. P. 1259-1268. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2022-12-1259-1268
11. Usova N. V., Loginov M. P. Assessing digital maturity of municipal management // Municipality: Economics and management. 2022. № 2 (39). P. 41-52. https://doi.org/10.22394/2304-3385-2022-2-41-52
12. Sviridenko O. M. Social capital of non-profit organizations // Monitoring of law enforcement. 2024. № 2 (51). P. 2-8. https://doi.org/10.21681/2226-0692-2024-2-2-8
13. Haskel J., Westlake S. Capitalism without Capital: The Rise of the Intangible Economy // Princeton University Press. 2018. 296 p.
14. Podosinnikov E. Y. Non-profit organizations as a reflection of regional political processes // Science and Practice of regions. 2020. № 4 (21). P. 127-132.
15. Kurtova K. V. The phenomenon of social practices in socially oriented non-profit organizations // The mission of the confessions. 2023. № 6. P. 117-129.