Научная статья на тему 'Современные подходы к пониманию правовой культуры (теоретико-аналитический аспект)'

Современные подходы к пониманию правовой культуры (теоретико-аналитический аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3283
516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / LEGAL CULTURE / LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL VALUES STATE / SOCIETY / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Руднева Надежда Викторовна

В статье рассмотрены современные подходы к пониманию правовой культуры, проанализированы концептуальные взгляды и исследованы структурные элементы определений правовой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with a problem of modern approaches in getting at legal culture and also has the analysis of some conceptual views and studying of structural elements in determination of legal culture.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к пониманию правовой культуры (теоретико-аналитический аспект)»

Н.В. Руднева

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ (ТЕОРЕТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

MODERN APPROACHES IN GETTING AT LEGAL CULTURE (THEORETICAL AND ANALYTICAL ASPECTS)

В статье рассмотрены современные подходы к пониманию правовой культуры, проанализированы концептуальные взгляды и исследованы структурные элементы определений правовой культуры.

This article deals with a problem of modern approaches in getting at legal culture and also has the analysis of some conceptual views and studying of structural elements in determination of legal culture.

Определенная правовая культура характер -на для любого этапа развития государства, в то же время, определяя подходы к пониманию правовой культуры, следует учитывать не толь -ко уровень развития правовой системы, но и социальное одобрение приоритетов правовой политики государства.

Историческое развитие нашей страны на современном этапе обусловило объединение в себе различных по сути процессов, таких как трансформация общества и демократические реформы, это связано, прежде всего, с модернизаций стратегически важных сфер, обеспечи-вающих экономическую и политическую безо -пасность России.

При этом особое значение приобретает правовое реформирование, как часть процесса построения гражданского общества и правово -го государства. Социально -структурные изме -нения в российском обществе повлекли за со -бой нарушение в преемственности правовых ценностей и духовно-нравственных ориентиров, понимание которых создаёт основу право -вой куль туры.

Особенность современных подходов к по -ниманию правовой культуры, прежде всего, выражается в интегрированности точек зрения исследователей, в стремлении не описать пра -вовое явление, а раскрыть его сущность во взаимосвязи с другими областями научных знаний. Создание множества вариантов определе -ний понятия «правовая культура» связано с составными частями самого термина, что отраже -но в большинстве научных позиций, представ -ляя, с одной стороны, правовую культуру как часть общей культуры, а с другой в контексте приоритета правового аспекта, где правовая культура выступает в качестве оценочной кате -гории правовой деятельности.

В настоящее время представители различ-ных научных направлений полагают, что для

более детального исследования феномена пра -вовой культуры требуется изучение ее поня-тийно-категориального аппарата, который

включает в себя виды, структуру (как совокуп -ность структурообразующих элементов), типы и уровни [1].

Парадокс правовой культуры современной России заключается в создании нескольких социальных уровней правосознания, которые показывают противоречивость ценностных установок личности в условиях социокультур -ного кризиса, проявляющегося не только в от -рицании устоявшихся норм и правил поведе-ния, но и в неприятии новых правоотношений в обществе.

Столкновение элементов разных правовых культур, считает М .Б. Смоленский, мы наблю -даем сегодня в России, в принципе, нигилисти -ческое сознание — объективное явление, свой -ственное переходному периоду, сопровождаю -щемуся коренной ломкой общественных устоев, в большинстве случаев массы без особого во -одушевления воспринимают масштабные пере -мены и потрясения, особенно если они сопро-вождаются весьма существенным снижением уровня жизни [2].

А.П. Плешаков указывает, что для России проблема формирования правовой культуры граждан, отвечающей духу времени и происходящих перемен, основанной на законе, является первостепенной, эта проблема становится наиболее ост -рой в период общественной трансформации, когда объективно происходит разрушение многих институциональных и нормативных образцов, меняются ценности, цели и допустимые средства реализации социальных потребностей, когда в обществе устанавливаются новые правила правового взаимодействия [3].

Традиции правовых ценностей, преемственность в духовном развитии необходимы для фор-

мирования правовой культуры и нравственных установок личности и общества в целом.

Главным источником новой российской правовой культуры, по мысли А. В. Цветкова, является собственная законотворческая и пра -воприменительная практика государства. Ее формирование, воспроизводство и развитие осуществляются, с одной стороны, через выра-ботку и законодательное закрепление в общест -ве определенных норм, образцов и стандартов поведения, традиций, а с другой — через усвое -ние людьми требований статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, обеспечивающих их адаптацию в данной политической системе [4].

Находящаяся на стыке мировоззрений современная правовая культура впитала в себя и тради -ции правового воспитания советского периода, и демократические взгляды обновленного общества. «Новая правовая культура может возникнуть лишь в результате осознанного принятия новой системы ценностей большинством населения, заинтересованного в поддержке демократических правовых стандартов» [5].

В подобной ситуации, считает В .П. Сальни -ков, безусловно, актуализируется значение пра -вовой культуры как совокупности социально -правовых институтов, пронизывающих все стороны жизни общества, «получающих свое концентрированное выражение в деятельности че -ловека», необходимых для установления в об -ществе и государстве правопорядка, в основе которого (в идеале) лежат общечеловеческие ценности (свобода, равенство, взаимное уваже -ние и соблюдение прав, а также выполнение обязанностей), создания условий нормальной жизнедеятельности людей, стимулирования по -зитивной и ограничения негативной граждан -ской активности [6].

Раскрывая сущность современных научных трактовок понимания правовой культуры, необходимо проследить аспекты влияния на их формирование исследовательских подходов. Скла -дывание новых реалий советского общества и замедление политических процессов в конце 70х —начале 80-х годов прошлого века обусловили потребность пересмотра научных подходов к изучению формирования правосознания и правовой культуры. В результате системных иссле -дований советские правоведы Е. В. Аграновская, С.С. Алексеев, В. П. Казимирчук, Д.А. Керимов,

Н.М. Кейзеров, В.П. Кудрявцев, Е.А. Лукашева поставили вопрос о проблеме методологии изу -чения сущности правовой культуры.

Разработка современных концепций выявила не только различные направления изучения правовой культуры, но и разность мнений о струк -туре и составляющих правовой культуры.

В основу концепции правовой культуры А.П. Семитко положил обобщение опыта пра-

вового воспитания в условиях социализма, и правовая культура, по его мнению, отражает качественное состояние правовой жизни общества, а правовое положение личности, является пока -зателем прогресса правовой культуры. Из этого следует, «что правовая культура — определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающих подсистем, частей или элементов» [7].

Близкую точку зрения, в контексте современного развития России, высказывает А.В. Ме-лехин, рассматривая правовую культуру как «качественное состояние правовой жизни обще -ства, выражающееся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, положительно влияющее на общественное развитие и поддержание самих условий существования государства и общества» [8].

На качественную составляющую как уровень развития права указывает и С .С. Алексеев отмечая, что «правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу» [9].

По мнению А .Б. Венгерова, правовая культура складывается синергетически, отра-жая, впрочем, уровень, условия существова-ния различных обществ, этапы цивилизован -ного развития человечества. Правовая культу -ра включает в себя как духовные характери-стики, так и «материальные» придатки права

— юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судеб -ной, нотариальной, арбитражной и иных сис-тем, так и стиль, культуру их работы, отноше -ний с гражданами, защиту их законных инте-ресов, знание и соблюдение законных интере -сов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культу -ры — политической, научной, художествен -ной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и т.п. [10]

Вопрос о соотношении права и морали выражается во взглядах ученых, отдающих приоритет нравственному аспекту в формировании правовой культуры, предпринимается попытка теоретического осмысления нравственно-правовой культуры как общенаучного понятия и как фило -софско-правовой категории, анализ нормативно -правовых норм как конкретных составных компонентов нравственно-правовой культуры позволяет рассматривать их, прежде всего, с пози -ции нравственной оценки [11].

По мере смены приоритетов в научных взглядах на цель формирования правовой куль-

туры получает распространение аксиологический подход. Роль преемственности правовых ценностей в общем процессе социального разви -тия нельзя переоценить, от создания благоприят -ных условий для трансляции опыта законопослушных граждан зависит правопорядок и ста -бильность в обществе.

Ценностный аспект правовой культуры выражен в работах Р.А. Ромашова, АГ. Тищенко, и, соответственно, правовая культура может быть охарактеризована как сформировавшаяся в процессе социального развития информационно -

коммуникативная, регулятивно-охранительная

среда человеческой жизнедеятельности, в основу которой положено право и которая позволяет обеспечить правомерное поведение абсолютного большинства членов сообщества [12].

Двустороннее рассмотрение правовой культуры возможно и с точки зрения ценностно -нормативного подхода, где, с одной стороны, происходит функционирование системы норм, с другой — воспроизводятся новые ценности, что обеспечивает социально-правовое развитие общества.

Правовая культура в ценностно-нормативном плане, по мнению Я. В. Зубовой, понимается в виде особой нормативной системы в общей системе культуры, регулирующей отноше-ние к институтам и нормам как позитивного, так и традиционного права, как совокупность всех ценностей, создаваемых людьми в области права и выражающихся в нормах, институтах, поступ -ках, оценках, взглядах [13].

Интересный подход к пониманию системы ценностей, определяющих правовую культуру человека, предлагает Н .П. Повещенко, разделяя ее условно на три составляющие, которые по -следовательно поддерживают друг друга в «океане» социума. Первая составляющая, по мнению Н .П. Повещенко — это выработанные в процессе жизнедеятельности, проверенные на практике и откорректированные человеком лич -ностные ценности — убеждения, из которых слагается его правовое сознание и повседневное правовое поведение. Вторая составляющая — «это личностно значимые приоритеты, в рамках которых выражены правовые ориентации чело -века; личностно значимые приоритеты являют -ся, по сути, пусковым моментом его правовой активности, побуждающим к действию в на -правлении выбранных целей. И последняя, тре -тья, составляющая системы ценностей — это непосредственно правовые нормы, отражающие достигнутый в процессе исторической эволю-ции уровень правового развития общества» [14].

В свою очередь, Н.Н. Лебедева считает, что нельзя сводить правовую культуру лишь к сис-теме правовых ценностей, деятельности, какому-либо иному элементу, так как при пренебрежении другими структурными элементами позна-

ние сущности правовой культуры будет неполным, в связи с чем представляется целесообразным создание интегрированного подхода к пониманию правовой культуры на основе ее структурного анализа, который бы стал методологиче -ской основой для анализа всех проявлений правовой культуры [15].

В условиях складывания информационного общества в России и важности развития компьютерных и информационных технологий для обеспечения конкурентоспособности страны на мировом рынке большое значение приобретает информационный подход к пониманию правовой культуры, причем не только как форма правовой информации, но и как средство информационного воздействия.

«Переход от одного уровня или типа правовой культуры к другому во многом зависит от качества и количества имеющихся ресурсов, т.е. запасов и источников, необходимых для формирования и функционирования гражданского общества и правового государства, при этом существенное место среди них занимают именно информационные ресурсы» [15].

В этом контексте заслуживает внимательного изучения научный взгляд Е.В. Клейменовой, К.А. Моралевой, полагающих, что «в состав правовой культуры входит информация, заклю -ченная в следующих элементах: правовое сознание; правовая наука; правовая деятельность; материальные предметы, обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность; юриди -ческие акты».

Правовая культура, по мысли авторов, «есть информация, которая сохраняется не только в объективном носителе — знаковых системах, но и в субъективном, которым являются чело -век, общество, социальные группы. В связи с этим можно выделить культуру поведения и культуру законодательства». В то же время, справедливо отмечают Е.В. Клейменова, К.А. Моралева, определенная правовая культура за -ключена в непосредственном правовом поведе -нии, деятельности людей, которую можно назвать культурой поведения, в данном случае под ней понимается информация, обеспечива-ющая такое правовое поведение [16].

Трактовка, предложенная И. Д. Невважай, опирается на понимание правовой культуры как семиотической структуры, где обозначены два типа культуры — культура выражения и культура правил. Для первого типа культуры характерно, по мысли автора, то, что нормы понимаются как «правильные» или «непра-вильные» выражения действительных право -отношений, сложившихся между людьми, «правильной» считается та норма, которая адекватно выражает фактически существую -щую правовую реальность.

Суть второго типа выражается в том, «что содержание правовой нормы, правила как зна -ка определяется самой нормой, правилом, ко -торые указывают на то, что должно существо -вать в действительности, что законодатель вводит как норму, то и существует как право -вая реальность» [17].

С точки зрения культурологического под -хода, считает О.Н. Бибик, правовая культура

— один из мощнейших факторов, детермини -рующих процессы формирования и реализации норм права, играющих большую роль при оп -ределении предметной области юридической науки, которая не должна ограничиваться пра -вовыми актами, правоприменительными реше -ниями, поэтому полноценное изучение на -званных процессов возможно только путем обращения к культуре [18].

Исследование сущности культурного аспекта в правовой культуре невозможно без изучения культурных потребностей общества, социаль-ных возможностей личности в приобретении духовных и материальных ценностей в процессе деятельности.

Используя социологический подход, А. В. Куликова указывает, что правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности, при этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. В узком смысле, по мысли автора, она включает в себя не только результат, но и способ деятельности людей, проявляет себя в их образе мышления, нормах и стандартах поведения, в широком смысле правовую культуру общества можно определить как степень развитости и роли в данном обществе права, правосудия, законности, отношения к праву государственных органов и общественного сознания [19].

С точки зрения точки методологии и характеристики понятия, структуры, форм правовой культуры прав человека, ее места в глобализующемся мире, а также взаимосвязи правовой культуры прав человека и правовой политики, принципов прав человека, по мнению А.С Мордовец, О.В. Рагузи-ной, заслуживает внимания социокультурный

подход к исследованию правовых явлений, предполагающий учет неразрывного единства социального и культурного в общественной жизни, в соответствии с которым право как культурный феномен представляет собой, во-первых, его идентичность, синоним; во-вторых, выражает одну из форм общественной и индивидуальной культуры исторической цивилизации; в-третьих, характеризует непосредственную ценность самого права; в-четвертых, отражает социальные, прежде всего, общечеловеческие ценности в виде прав человека в жизни общества [20].

Своеобразную концепцию предлагает

О.Ю. Рыбаков, согласно которой правовая культура это скорее оценка, критерий правовой деятель -ности, для определения которых используются накопленные цивилизованными способами нормы и ценности правовой истории и современной правовой жизни [21].

Высказывая положение, что правовая куль -тура выступает системообразующим простран -ством, Е .А. Певцова указывает, что в ее рам -ках правовое образование представляет собой комплексную систему институтов образова-тельной деятельности, контролируемых госу-дарством, где выделяются относительно само -стоятельные формы деятельности — обучение и воспитание, отличающиеся целенаправлен -ным воздействием на формирование опре де -ленного типа личности [22].

По мнению Д.С. Самутина, правовая культура

— это правовой режим, (качественное состояние правовой организации общества), совокупность материализованных идей, чувств и представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения человека и гражданина, иных лиц в сфере права, базирующийся на правовом сознании, обеспечивающий надлежащий уровень позитивной законности и реального функционирования правовой системы общества [23].

В свете изложенных концепций нам близка точка зрения О.А. Воробьевой, Т.В. Мычак, полагающих, что правовая культура представляет собой сложную социальную систему. «Как часть общей духовной культуры она отражает, прежде всего, качественное состояние общества на данном этапе его развития, проявляется в способах деятельности, в общественных отношениях, поведении, языке, состоянии общественного сознания, обычаях и т.д».

Понимание правовой культуры, по мнению О.А. Воробьевой, Т.В. Мычак, заключается в следующем: «правовая культура — это сложно организованная система, в которой последовательно взаимосвязаны правовые знания — правовое сознание — правовые умения и навыки — правовая позиция — правовая деятельность; результатом сформирован-ности всех ее составляющих становится потребность личности в правовом самообразовании и правомерном поведении в любой деятельности» [24].

Таким образом, современное понимание правовой культуры — это, прежде всего, интегрированный процесс культурного восприятия обществом правовых ценностей, правовых знаний, опосредованных опытом предшествующих поколений. В то же время происходит создание новых правовых норм через систему взглядов и правовую социализацию каждой отдельной личности. Важно отметить влияние информационной составляющей в структуре элементов правовой культуры, особенно молодежи. При этом усвоенная правовая культура дает молодому человеку возможность оценивать соци-

альные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

Следовательно, процесс формирования правовой культуры в современной России обусловлен актуальной задачей для общества, а именно поиска новой нравственно-правовой парадигмы развития личности с внутренней потребностью уважения государственной власти, чувства патриотиз -ма, воспитания собственного достоинства и умения жить в гармонии с окружающим миром.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каландаришвили З. Н. Теоретико-правовой

анализ понятийно-категориального аппарата

правовой культуры II Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2GG9. — N S7. — С .123—132.

2. Смоленский М.Б. Право и правовая куль -тура как базовая ценность гражданского общест -ва II Журнал российского права. — 2GG4. — N11.

— С. 73—SG.

3. Плешаков А.П. Правовая культура и становление новой российской государственности II Правовая культура. — 2GG7. — N 1. — С.4б—S3.

4. Цветков А.В. О формировании правовой культуры в современной России II Власть. — 2GG7. — N1. — С.71—73.

5. Козловский С .И., Градобоева К.К. Проблемы развития современной российской политической системы с точки зрения правовой куль -туры II Право и практика. — 2G1G. — N7. — ^1GG—1G4.

6. Сальников В.П. Правовая культура как фактор стабилизации современного российского общества II Вестник ННГУ. Серия : Право. — 2GG1. — N1. — С. 1S7—19S.

7. Теория государства и права I под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевало -ва. — изд. 2-е., изм. и доп. — М., 2GG2. — С .341.

S. Мелехин А.В. Теория государства и права.

— М., 2GG4. — С .293.

9. Алексеев С.С. Теория права. — М., 199S. — ^2G7.

1G. Венгеров А.Б. Теория государства и права.— М., 2GGG. — С.3Ш.

11. Мусинов П.А., Мусинов Е.П. Нормы права и нравственности как структурные компоненты нравственно-правовой культуры II Право и образование. — 2GG6. — N 1. — С. 7б—SS.

12. Ромашов Р .А., Тищенко А.Г. Правовая культура: ценностный аспект II Правовая куль -тура. — 2GG6. — N 1. — С.7—Ш.

13. Зубова Я.В. Правовое образование и правовая культура. — Ухта, 2G1G. — С .б.

14. Повещенко Н .П. К вопросу о формировании личностной правовой культуры как ос -новы становления правового общества II Вест -ник ННГУ. Серия : Право.— 2GG1.— N1.—

С .2бб—27G.

15. Лебедева Н.Н. Право. Личность. Интернет. — М. — 2GG4. — С .99.

16. Клейменова Е .В., Моралева К .А. Правовая культура и ее стандарты в конституциях Российской Федерации // Правоведение. — 2003. — № 1. — С. 50—56.

17. Невважай И .Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. — 2000. — № 2. — С. 23—31.

18. Бибик О.Н. Культурологический подход к исследованию государства и права // Вестник ОГУ. — 2009. — № 2(19). — С.22—35.

19. Куликова А.В. Правовая культура в рамках социологического подхода: содержание понятия, его особенности // Вестник ННГУ, Социологические науки.— 2006.— №1.— С. 228—234.

20. Мордовец А.С., Рагузина О.В. Правовая культура прав человека — условие развития уважения как принципа прав человека и принци -па права // Вестник СГАП. — 2010. — № 2(72).

— С.30—39.

21. Рыбаков О.Ю. Личность и правовая политика в Российском государстве. — Саратов, 2003. — С .13—14.

22. Певцова Е.А. Современные дефинитив -ные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. — 2004. —№ 3. — С. 70—81.

23. Самутин Д .С. Правовая культура: эле -менты и понятия // Общество и право. — 2008.

— № 3. — С. 67—69.

24. Воробьева О.А., Мычак Т .В. Правовая культура личности // Вектор науки ТГУ. — 2009. —№ 4(7). — С. 47—49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.