Научная статья на тему 'Современные подходы к пониманию института финансового контроля'

Современные подходы к пониманию института финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2139
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Станкевич Г. В.

В статье проводится сравнительно-правовое исследование современных тенденций и подходов к понятию финансового контроля. В рамках проведенного исследования дается характеристика институту финансового контроля, выявляются его особенности, указывающие на институциональную составляющую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к пониманию института финансового контроля»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

УДК 34

Г.В. Станкевич

д.полит.н., к.ю.н., профессор Гуманитарный факультет Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт,

г. Невинномысск, Российская Федерация

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ИНСТИТУТА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Аннотация

В статье проводится сравнительно-правовое исследование современных тенденций и подходов к понятию финансового контроля. В рамках проведенного исследования дается характеристика институту финансового контроля, выявляются его особенности, указывающие на институциональную составляющую.

Ключевые слов

финансы, финансовая деятельность, финансовый контроль.

Теоретическое осмысление понятие «финансовый контроль» по-прежнему актуально, несмотря на все законодательные изменения в данной сфере правового регулирования, так как в финансовом праве понятие финансового контроля существует, но не определено нормативно, а, следовательно, создается достаточно широкое поле для возможных дискуссий по поводу его юридического содержания, структуры.

Управление государственными финансами путем их централизованной аккумуляции и перераспределения требуют наличия эффективной системы финансового контроля, которая обеспечит законность финансовой деятельности государства. Контроль по сути есть обязательная составляющая процесса управления. Правовая природа того или иного вида контроля определяется характером тех общественных отношений, которые складываются в соответствующей сфере государственного управления. Выполнение решений государственного управления, так или иначе, обусловливает контроль над финансовыми потоками.

Централизованность управления объективно требует функционирования единой системы государственного финансового контроля, которая, на основе общих принципов контроля и иерархической структуры контрольных органов, гарантирует законность и единство контроля бюджетной системы любого государства и позволит соотнести эффективность и экономичность использования государственных финансов.

Контроль можно рассматривать в следующих аспектах — организационном, методическом, техническом:

- организационный контроль - позволяет выбрать формы контроля, состав его субъектов и объектов;

- методический контроль - представляет собой методы совершения контрольных действий;

- технический контроль - это система приемов анализа документов и операций.

Финансовый контроль на первый взгляд следует воспринимать как вид финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность государства с содержательной составляющей включает различные функции, которые действуют в таких сферах как: образование, распределение и использование государственных денежных фондов. Финансовый контроль есть составляющая каждой из них. Это закономерность, так как финансам, которые несут в себе и экономическую составляющую характерна не только распределительная, но и контрольная функция. Государство аккумулирует, распределяет и использует денежные средства для финансирования своих функций, а эффективность выполнения задач и функций государства преимущественно зависит от эффективного и спланированного финансового контроля за финансовой деятельностью его органов. В связи с этим расходование государством финансов для финансирования задач и функций объективно предполагает осуществление на их основе контроля за процессом выполнения задач.

Необходимо ясное понимание того, что финансовый контроль состоит из непосредственно контрольно-ревизионной работы и оперативного, адекватного реагирования на выявленные финансовые

123

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

нарушения. Поэтому изучение и осмысление института финансового контроля, является достаточно своевременным и актуальным, особенно в условиях проводимых реформ в финансово-контрольной сфере. Сейчас усилено внимание к правовому регулированию общественных отношений в области государственного финансового контроля и надзора, организации работы органов, осуществляющих финансовый контроль и надзор. В результате проведенных реформ в Российской Федерации обновлен механизм финансового контроля и создана система органов финансового контроля на уровне субъектов федерации.

И.А. Белобжецкий справедливо отмечал, что «в реальной действительности нет «контроля вообще», а есть контроль конкретного содержания и конкретных форм» [4, с. 1900].

Так как контроль неотъемлемая часть процесса управления, государство вынуждено обеспечивать финансовую основу своей жизнедеятельности, создавая адекватную систему финансового контроля. Функционирование финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансы как экономическая категория выполняет не только распределительную, но и контрольную функции. Исходя из этого постулата государство, используя финансы для выполнения возложенных задач, вынуждено прибегать к механизму контроля за ходом выполнения этих задач. Формирование системы финансового контроля имеет цель обеспечить реализацию права государства правовыми средствами удовлетворять свои финансовые интересы и финансовые интересы граждан, создавая и обеспечивая баланс публичного и частного интересов в финансовой сфере.

Под финансовым контролем было принято понимать деятельность по наблюдению за полнотой поступления государственных доходов и проверки учетных записей, но в последнее время понятие финансового контроля в этом контексте стало толковаться более широко [2, с. 15].

На современном этапе понимание финансового контроля отличается разноплановостью целей и разнообразием выполняемых задач. На сегодняшний момент финансовый контроль - это не только проверка правильности ведения финансово-отчетной документации, выполнения требования финансового законодательства, выявление и пресечение нарушений финансовой дисциплины. Это одна из фундаментальных функций управления финансовыми, а через них и процессами имеющими специальную целевую направленность.

Финансовый контроль - это разновидность контроля, выделяемый по отраслевому признаку. Внешними пределами использования финансового контроля являются пределы всей финансовой сферы.

Финансовый контроль - это составная часть единого механизма государственного контроля. Финансовый контроль осуществляется всей системой органов власти и управления, в том числе специально созданными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в установленном законом порядке.

Значение финансового контроля проявляется в том, что в его рамках проверяются, как выполнение в рамках финансовой деятельности установленной финансовой дисциплины публичными и частными субъектами, так и экономическая эффективность и целесообразность совершаемых действий, их соотношение с задачами государства.

Институт финансового контроля неоднократно становился предметом научного анализа представителями юридических и экономических наук. Так, по мнению Н.С. Малеина финансовый контроль - это урегулированная нормами права деятельность органов и организаций, цель которой обеспечение финансовой, бюджетной, кредитной, расчетной и кассовой дисциплины в процессе выполнения планов и выражающаяся в проверке законности, обоснованности рациональности денежных затрат [6, с. 103]. Данное определение отражает принципы плановой экономики, поэтому на современном этапе правового регулирования финансовых отношений сформировался новый подход к содержанию института государственного финансового контроля, отражающий реалии экономического и развития государства.

Первоосновой для формирования новых представлений о финансовом контроле стало признание положения о том, что существование института финансового контроля определяется сутью финансов как совокупности экономических отношений по образованию, аккумулированию и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [10, с. 216-219].

124

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Химичева Н.И., Апель А.Л. трактуют финансовый контроль как надзор за правомерностью действий в сфере образования и использования финансовых средств государства и органов местного самоуправления в целях эффективного развития страны и отдельных регионов [9, с. 18]. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д., Бурцев В.В. акцентируют внимание на таких элементах финансового контроля как субъекты, полагая, что финансовый контроль - это урегулированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке финансового планирования, обоснованности поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, законности и целесообразностью их использования [6, с.34]. Более полное и содержательное понятие финансового контроля предлагает С.О. Шохин, понимая его как совокупность институтов, инструментов и способов по проверке законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств, одну из форм государственного контроля [9, с. 4].

Понимание финансового контроля как вида государственного контроля характерно для всех работ С.О. Шохина [9, с. 3-5], который исключает из субъектов, наделенных полномочиями по осуществлению финансового контроля, тех, которые не являются представителями государства, что идет в противоречие нормам российского законодательства и самой действительности. Разновидностью государственного контроля можно, на наш взгляд, признать только одно из направлений финансового контроля -государственный финансовый контроль, но это утверждение нельзя распространять на весь институт финансовый контроль. На наш же взгляд, это совершенно безосновательно, так как нельзя ассоциировать понятие «государственный контроль» только лишь с лицами, наделенными государственно-властными полномочиями. Данная позиция характерна для узковедомственного поникания финансового контроля.

В финансово-правовой науке кроме понятия финансовый контроль встречаются и такие как «контроль за финансами», «контроль соблюдения финансового законодательства», «контроль за финансовой дисциплиной» и т.д. Из указанных близкими понятиями являются «финансовый контроль» и «контроль за финансами», но на практике они по объему и значению не совпадают. Так, понятия «контроль за финансами» и «контроль» рассматриваются как особый вид деятельности. Однако финансовый контроль по своему содержанию видится как вид контрольного процесса. Следует отметить, что мероприятия финансового контроля по сравнению с финансово-контрольной деятельностью, способны функционировать не только в финансовой, но и в других сферах деятельности, в ситуации необходимости достижения цели и задач финансового контроля.

Однако, многие авторы, раскрывая понятие финансовый контроль, не относят его к особому процессу.

Из рассмотренных нами подходов только позиция Н.Д. Погосяна соотносит понятие «процесс» относительно финансового контроля [5, с. 108-109].

На наш взгляд является спорной точка зрения, в рамках которой финансовый контроль трактуется в виде формы реализации контрольной функции финансов или как функция по управлению финансовыми отношениями.

Первую точку зрения отстаивают В.М. Родионова и В.М. Шлейников [7, с.16], а вторую - Ю.А. Данилевский [3, с.18.].

Относительно толкования финансового контроля как отрасли науки, то с этим подходом следует согласиться, но с оговоркой: в этом понимании логичнее применять словосочетание «теория финансового контроля».

Некоторые ученые скептично относятся к пониманию финансового контроля как вида контроля. По их мнению финансовый контроль надо соотносить:

- со стоимостным контролем;

- с разновидностью государственного контроля;

- с разновидностью надзора.

Финансовый и стоимостный контроль как тождество рассматривают М.В. Романовский, О.В. Врублевская и Б.М. Сабанти в учебнике «Финансы» [8, с. 104-105]. На наш взгляд, основным недостатком данного подхода является необоснованная попытка сузить сферу применения финансового контроля рамками контроля стоимости.

На основе проведенного анализа можно утверждать, что финансовый контроль:

125

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

1. осуществляется исключительно в рамках финансовых отношений, возникающих при аккумулировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

2. это предусмотренная законодательством деятельность органов государственной (муниципальной) власти и управления по выявлению, предупреждению и пресечению:

1) ошибок и злоупотреблений в управлении государственными (муниципальными) денежными и материальными ресурсами (капиталами), используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной (муниципальной) собственности, а также государственными (муниципальными) имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству (муниципалитету);

2) несоблюдения финансового, в том числе бюджетного, законодательства;

3) недостатков в организации систем управления (включая внутренний контроль) финансовохозяйственной деятельностью государственных (муниципальных) организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным (муниципальным) участием или особо связанных с деятельностью государства (муниципалитета);

4) угроз финансовой безопасности государства (органов местного самоуправления).

Список использованной литературы

1. Арабян К.К. Единая концепция финансового контроля в Российской Федерации // Аудитор. - 2014. - № 2. - С. 49 - 54.

2. Горбунова О.Н. Финансовое право - 2 изд. М., 2001.

3. Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в СССР и пути его совершенствования. М., 1989.

4. Касевич Е.В., Станкевич Г.В. Контрольно-счетные органы субъектов в системе государственного финансового контроля РФ //Право и политика. - 2008. - № 8. - С. 1900.

5. Погосян Н.Д. Счетная палата Российской Федерации. М., 1998.

6. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография / Л.Л. Арзуманова, О.В. Болтинова, О.Ю. Бубнова и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2013.

7. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. М., 2002.

8. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М., 2000.

9. Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право / Отв. ред. д. ю. н., проф. Н. И. Химичева. - М.: Норма, 2005.

10. Шлюндт Н.Ю. Превентивный характер специальных экономических мер в международной сфере //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 5-1 (43). - С. 216-219.

© Г.В. Станкевич, 2015

УДК 342

М.И.Стерхова, к.ю.н., доцент Л.А.Фастовец, ст.преподаватель Факультет истории и юриспруденции Елабужский институт КФУ, г.Елабуга, РФ

К ВОПРОСУ ОБ ИНСТИТУТЕ ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы почетного гражданства как особого института права. Рассматриваются исторические этапы становления, особенности. Представлена широкая законодательная

126

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.