Научная статья на тему 'Современные подходы к определению содержательного значения антимонопольного регулированияв российской экономической модели'

Современные подходы к определению содержательного значения антимонопольного регулированияв российской экономической модели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / COMPETITION / ANTIMONOPOLY REGULATION / SOCIAL AND ECONOMIC FEATURE OF MONOPOLIES / INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ходаринова Н. В.

Научная статья посвящена исследованию современного содержания и значения антимонопольного регулирования в российской экономической модели. Обоснована необходимость комплексного учета социально-экономических последствий деятельности монополий и использования этого фактора в разработке концепции антимонопольного регулирования на национальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTUAL APPROACHES TO DETERMINE OF ROLE OF ANTIMONOPOLY REGULATION IN RUSSIAN ECONOMIC MODEL

The article is devoted to description of role of antimonopoly regulation in market model. The authors was based necessity of complex enumeration of social and economic feature of monopolies and its use in conception of national antimonopoly regulation.

Текст научной работы на тему «Современные подходы к определению содержательного значения антимонопольного регулированияв российской экономической модели»

Проблемы экономики и менеджмента

Н.В. Ходаринова

соискатель, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Аннотация. Научная статья посвящена исследованию современного содержания и значения антимонопольного регулирования в российской экономической модели. Обоснована необходимость комплексного учета социально-экономических последствий деятельности монополий и использования этого фактора в разработке концепции антимонопольного регулирования на национальном уровне.

Ключевые слова: конкуренция, антимонопольное регулирование, социальные и экономические последствия монопольной деятельности, промышленность.

N.V. Hodarinova, Kuban State University

THE ACTUAL APPROACHES TO DETERMINE OF ROLE OF ANTIMONOPOLY REGULATION IN RUSSIAN ECONOMIC MODEL

Abstract. The article is devoted to description of role of antimonopoly regulation in market model. The authors was based necessity of complex enumeration of social and economic feature of monopolies and its use in conception of national antimonopoly regulation.

Keywords: competition, antimonopoly regulation, social and economic feature of monopolies, industry.

Необходимость внесения антимонопольного регулирования в число функций стратегического управления промышленностью страны возникла сразу же после попытки перехода с плановой на рыночную модель хозяйствования, в которой базовым элементом выступает конкуренция. В соответствии с мнением Б.А. Райзберга, конкуренция является одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа. По мнению автора, это «сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов, цивилизованная форма борьбы за существование, мощный стимул экономического прогресса» [3, с. 237].

С другой стороны дискуссионным является тезис Б. А. Райзберга о том, что в рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы. Рыночная система порождает конкуренцию сама, по своей природе, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентным такой системе [3, с. 237]. На наш взгляд, уважаемый автор упрощает закономерности возникновения и развития конкурентных процессов, ставя их в прямую зависимость от таких принципов рыночной модели хозяйствования, как многоукладность экономики и свобода предпринимательства. Вместе с тем, эффективность конкуренции как механизма развития и необходимость ее усиления теоретически обоснованы в трудах ведущих ученых-экономистов.

Так, например, авторы электронного учебника «Экономическая теория» В.П. Бардовский, О.В. Рудакова и Е.М, Самородова отмечают, что при несовершенной конкуренции экономика теряет множество положительных черт и качеств, свойственных ей при конкуренции совершенной.

Существование рынков несовершенной конкуренции (в первую очередь монополий и олигополии) обуславливает и недопроизводство, и завышение цен, и неэффек-

82

№ 1(5) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

тивное производство, и т. п. Так, по приблизительным оценкам, потери, связанные с деятельностью монополий и олигополии, составляют, например, для США порядка 0,52 % производимой в обществе продукции. Общие потери для общества от монополизации рынка соответствуют площади треугольника ABC (рис. 1).

SAABC= SAACE+ SABCE, где SABCE - потери излишка потребителя (ренты потребителя), которые возникают вследствие существования монополии, причем это прямые потери, которые никому не достаются - ни монополисту, ни потребителям. SAACE - потери излишка производителя (ренты производителя, которая также никому не достается). [5]

Рисунок 1 - Потери для общества, связанные с существованием монополий (В.П. Бардовский, О.В. Рудакова и Е.М, Самородова)

Кроме того, потребители монопольного продукта вынуждены мириться не только с высокими ценами, но в ряде случаев и с плохим качеством продукции, и прочим пренебрежением к своим интересам, что было бы невозможно в условиях конкурентного рынка. Серьезную опасность представляет собой монополии в том смысле, что их существование подавляет действие рыночного механизма саморегуляции.

Наличие отрицательных последствий функционирования монополий приводит к необходимости их сглаживания государством посредством регулирования деятельности этих компаний, ведь рыночные механизмы здесь не «работают» и не в состоянии решить данные проблемы. Антимонопольное регулирование направлено на ограничение рыночной власти монополий, на увеличение объема предложения монопольного продукта и снижение его цены. Подчеркнем, что в большинстве случаев речь идет не о борьбе с монополиями как таковыми, а именно об ограничении монополистических злоупотреблений.

Одной из основных мер антимонопольного регулирования становится принятие антимонопольного законодательства. Не случайно, что сегодня нет ни одной страны, где бы отсутствовало антимонопольное законодательство. Практика антимонопольного регулирования в каждой стране отличается определенной спецификой, тем не менее некоторые его общие черты выделить можно:

- обычно государство запрещает заключение договоров, направленных на ограничение производства и торговли каким-либо товаром;

- запрет соглашений о разделе рынка; контроль за слияниями фирм;

№ 1 (5) - 2012

83

Проблемы экономики и менеджмента

- запрещается так называемая ценовая дискриминация потребителей по какому-либо признаку;

- запреты на принудительные соглашения о комплексной покупке товаров, когда условием приобретения одного блага становится непременная покупка какого-либо другого;

- запрет на приобретение акций конкурентов, если это снижает уровень конкуренции в отрасли;

- запрет взаимного переплетения директоратов конкурирующих фирм, т. е. когда одни и те же лица управляют разными компаниями, конкурирующими на рынке (здесь речь идет о переплетении с конкурентами, носящее характер сговора);

- запрещается монополизация производства выше определенного уровня в руках одной фирмы;

- разнообразные штрафы за ненадлежащее рыночное поведение;

- прямая демонополизация, т. е. принудительное дробление предприятия-монополиста на множество самостоятельных конкурирующих фирм (в случаях, когда это возможно сделать). [5]

В соответствии с определением Большого экономического словаря, монополия -

1. исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности; 2. крупные компании (фирмы, корпорации) и (или) их объединения (картели, тресты, концерны, консорциумы, конгломераты). монополисты сосредотачивают в своих руках значительную часть производства и сбыта товаров и услуг, что позволяет им установить господствующее положение на рынке и диктовать потребителю условия, вплоть до установления монопольной цены, являющейся основой монопольной прибыли. [1, с. 540] Соответственно монопольная прибыль - повышенная прибыль, которую позволяет получить монопольный контроль за рынком и производством. [1, с.823]

И.В. Князева отмечает, что монополистическое поведение усиливается вследствие совокупного влияния на конкурентную среду следующих факторов:

- ускорения концентрации и централизации капитала, слияний и поглощений компаний;

- усилении дифференциации продуктов;

- уникальности производимого продукта или услуги;

- роста ограничений на использование ресурсов;

- ускорения научно-технического прогресса, повышения расходов на научноисследовательские и опытно-конструкторские работы в наукоемких отраслях;

- преимуществ реализации конкретных стратегий компаний, сочетающих знание условий функционирования рынка и грамотное управление компанией;

- усложнения отраслевой структуры производства, резкого повышения роли инфраструктуры;

- открытия рынков отдельных стран международному капиталу, расширения роли транснациональных корпораций;

- скорости роста рынка;

- активизации горизонтальной и вертикальной интеграции;

- активной государственной поддержки и помощи отдельным субъектам рынка;

84

№ 1(5) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

- согласованного поведения (картеля) на рынке независимых субъектов. [2, с.30] В стратегическом плане монополия приводит к застойным явлениям, в том числе сдерживанию научно-технического прогресса, падению эффективности производства и снижению благосостояния потребителей. По сравнению с совершенной конкуренций важнейшими результатами монополии становятся уменьшение выпуска продукции, повышение цен и перенесение доходов от потребителей к производителям. [2, с. 32] Отметим, что выводы автора при характеристике последствий монополии носят достаточно односторонний характер, не находя своего подтверждения в конкретных примерах из народнохозяйственной практики.

По мнению О.Н. Кусакиной и В.М, Мищенко, потребность в обеспечении честных методов и средств конкуренции появилась давно. С развитием производственных отношений возникла необходимость не только регулировать качество конкуренции, но и гарантировать существование конкурентного механизма в рыночных отношениях. Эта потребность начала удовлетворяться с возникновением особой правовой формы государственного регулирования экономики антимонопольного законодательства, нацеленного на то, чтобы не допустить ограничение конкуренции и максимально использовать принцип эффективности экономики.

Другая часть, обуславливающая необходимость проведения антимонопольной политики и существования антимонопольного законодательства состоит в том, чтобы гарантировать существование конкурентного механизма в рыночных отношениях и закрепление основных положений антимонопольного регулирования, направленного на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Эта потребность начала удовлетворяться с возникновением особой правовой формы государственного регулирования экономики. Рыночная система, построение которой сейчас ведется в нашей стране, в классическом представлении содержит стихийное и целенаправленное регулирование. Основой стихийного регулирования (саморегулирования) являются объективные экономические законы (например, закон спроса и предложения и другие). Последствия их действия не всегда имеют положительный эффект с точки зрения социально-экономических интересов общества.

Поэтому саморегулирование необходимо корректировать и дополнять целенаправленным воздействием на экономическую систему с целью уменьшения негативных проявлений рыночной стихии. Такое влияние осуществляется при помощи государственного регулирования экономики, одним из видов которого и является антимонопольное регулирование. Его главное назначение - стимулировать конкуренцию, предупреждать и пресекать противоправную деятельность участников экономического процесса, посягающую на механизм конкурентной борьбы. [4, с. 8-9]

Отметим при этом, что О.Н Кусакина и О.В. Мищенка отождествляют антимонопольное регулирование и развитие конкуренции, хотя эти категории не находятся в прямой взаимосвязи и взаимообусловленности. Действительно, последовательное антимонопольное регулирование может изменить состав и структуру конкурентной среды промышленных предприятий, что может способствовать увеличению интенсивности конкурентных процессов, которые тоже, впрочем, не являются панацеей для повыше-

№ 1 (5) - 2012

85

Проблемы экономики и менеджмента

ния эффективности рыночной модели хозяйствования. Однако введение в систему переменной факторов конкурентной среды существенно корректирует возможности влияния антимонопольного регулирования на развитие конкуренции. Более точным представляется определение, согласно которому антимонопольное регулирование может способствовать снижению или ликвидации барьеров, сдерживающих развитие конкурентных процессов, что, впрочем, тоже не означает автоматического роста масштабов и интенсивности конкурентной деятельности.

Значительную научную ценность представляет авторская оценка полезности монополии при анализе многоаспективности исследования проблем функционирования и развития монополии и конкуренции. И.В. Князева отмечает следующие достоинства и недостатки монополии (для экономики в целом, для потребителя, для фирмы-монополиста) (табл. 1). [2, с. 41-43]

Таблица 1 - Сравнительная оценка полезности монополии

Достоинства Недостатки

Для экономики в целом

1. Прогнозируемость рынка, ограничено банкротство фирм 2. Возможность государства осуществлять контроль и регулирования деятельности предприятия (отрасли) 3. Государству легче выстроить свои отношения с одним предприятием-отраслью 4. Государство может переложить часть своих расходных функций на предприятие-монополиста 5. Информационная прозрачность, прогнозируемость и управляемость рынка 6. Активная благотворительная деятельность, участие в мероприятиях социального характера, тесные связи с общественностью 7. Представление высоких заработных плат, значительных социальных гарантий и создание хороших условий труда 8. Экономические, технологические и организационные условия для реализации открытий и нововведений 1. Возможность сращивания монополии с государством 2. Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социально-политическими конфликтами 3. Необходимо государственное вмешательство в регулирование деятельности монополий в плане выплаты долгов и уплаты налогов 4. На экономическую эффективность рынка оказывают сдерживающее влияние барьеры входа 5. Стремление монополии к повышению цен стимулирует импорт и ухудшает условия торговли для отечественного бизнеса 6. Низкая скорость обращения капитала, замедленная оборачиваемость 7. Монопольная цена превышает предельные издержки, что провоцирует постоянный нерегулируемый рост цен 8. Высокие монопольные прибыли провоцируют неэффективное распределение ресурсов общества всех видов 9. Отсутствие стремления к снижению производственных издержек 10. Слабо стимулируются прогресс, инновации, развитие экономики, за исключением случаев государственной поддержки

Для потребителя

1. Положение фирмы на рынке стабильно; потребитель может оставаться постоянным покупателем фирмы, товары которой полностью его удовлетворяют 2. Высок уровень доверия к крупным компаниям 1. Цены слабо реагируют на колебание потребностей и спроса, потребителю приходится мириться с монопольно высокими ценами 2. Отсутствует или крайне ограничена обратная связь от спроса к производству, что оказывает негативное влияние на ассортиментную и товарную политику предприятия

86

№ 1(5) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

3. Поведение компаний на рынке более прозрачно 4. Ограниченные затраты на продвижение продукции сокращают совокупные расходы потребителей, связанные с рекламой и маркетингом 5. Возможно достижение более низких цен, которые могут быть установлены за счет низких издержек на единицу продукции, а также внедрения новых технологий производства 3. Монопольная власть производителя при определении количества и цен продукта, возможно создание временного дефицита и изъятие товара из обращения с целью повышения цены на него 4. Ассортимент продукции имеет тенденцию к сокращению по сравнению с конкурентной отраслью, сервисное обслуживание ограничено 5. Возможность поиска наиболее подходящих для потребителя вариантов ограничена, вырабатывается консерватизм потребностей

Для фирмы-монополиста

1. Безопасность ведения бизнеса, стабильное положение фирмы на рынке, отсутствие возможности банкротства 2. Возможно установление монопольно высоких (низких) цен 3. Наличие исключительного права распоряжения ресурсами 4. Барьеры для вступления в отрасль, возможность получать сверхприбыли в долгосрочном периоде 5. Цены существенно превышают средние производственные затраты, ценовая дискриминация может принести дополнительные прибыли 6. Возможность давления на потребителей, контрагентов, общество в целом 7. Возможность осуществлять монополистическую деятельность 8. Существует потенциальная возможность аккумуляции средств на НИОКР 1. Отсутствие постоянного давления конкурентов и защищенное положение на рынке ограничивают стимулы для производственной деятельности, формируют бездеятельность 2. Высокий уровень зависимости от государственного регулирования 3. Государство имеет возможность регулировать ценообразование и качество продукции монополиста 4. Государство имеет право определять географическую сферу деятельности монополиста 5. Ограниченные альтернативы в выборе поставщиков 6. Высокие управленческие издержки, громоздкость управленческого аппарата 7. Присутствуют потенциальные основы к ослаблению рыночной мощи 8. Отсутствуют стимулы к использованию прогрессивных технологий, слабая заинтересованность в НИОКР и использовании НТП 9. Существует некоторое противодействие техническим улучшениям, которые могут вызвать внезапный моральный износ оборудования

Отметим, что в описании отдельных достоинств и недостатков И.В. Князева противоречит сама себе: например, с одной стороны, монополии обладают условиями для реализации нововведений, с другой стороны слабо стимулируются инновации. Монополии в этом случае предстают какими-то мифическими «злыми силами», на системном уровне сдерживающими развитие национальной экономики. Практика деятельности промышленных предприятий указывает на то, что в определенных случаях монополия не только не вредна, но и имеет определенный экономический эффект, что нашло свое выражение в ст. 13 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»:

1. Действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности), 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частью 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, сделки, иные

№ 1 (5) - 2012

87

Проблемы экономики и менеджмента

действия, предусмотренные статьями 27 - 30 настоящего Федерального закона, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться: (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ):

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок. [6]

Заметим также, что в Законе заложены реальные предпосылки для нарушения Закона Правительством Российской Федерации: ст. 13 «Правительство Российской Федерации вправе определять случаи допустимости соглашений и согласованных действий, соответствующих условиям, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи».

Необоснованным представляется авторская позиция И.В. Князевой в отношении зависимости монополий от государственного регулирования, наоборот, государственное регулирование сдерживает монопольную власть и препятствует возникновению разрушительных для экономической системы в целом социально-экономических последствий монопольной деятельности. Непонятно как связаны между собой монопольная позиция предприятия на рынке и его ограниченные альтернативы в выборе поставщиков. Вместе с тем, авторский подход к комплексному изучению последствий монополий для функционирования экономики позволяет обосновать необходимость и содержание эффективного антимонопольного регулирования.

В нашем авторском понимании эффективное антимонопольное регулирование должно иметь комплексный характер, обусловленный диалектическим единством достоинств и недостатков монополистической организации рынков важнейших видов промышленной продукции, и быть направлено на использование достоинств монопольного положения отдельных промышленных предприятий, выраженных прежде всего в транспарентности их деятельности, сравнительно низких затратах на регулирование и предсказуемости конкурентной конъюнктуры, и минимизацию негативных последствий монопольной деятельности посредством разработки и внедрения системы ограничительных и запретительных мер.

Список литературы:

1. Большой экономический словарь /под ред. А.Н. Азрилияна. М., 2004. 1376 с.

2. Князева И.В. Антимонопольная политика в России. М., 2009. 493 с.

3. Курс экономики / Под ред. Б. А, Райзберга. - М., 2006. 672 с.

4. Кусакина О.Н., Мищенко В.М. Антимонопольная политика России. Ставрополь, 2007. 392 с.

5. Необходимость государственного регулирования деятельности монополий.

88

№ 1(5) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Основные принципы антимонопольной политики. URL: http://modern-

econ.ru/micro/tipy/antimonopoliya/politika.html

6. О защите конкуренции: Федеральный закон № 135-ФЗ (в ред. от 29.11.2010). URL: http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_9498.html

List of reference:

1. Big economical dictionary /under the editorship of A.N. Azrilijan. M., 2004. 1376 p.

2. Knjazeva I.V. Antimonopoly policy in Russian. M., 2009. 493 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Course of economy / under the editorship of B.A. Rajzberg. M., 2006. 672 p.

4. Kusakina O.N., Michenko V.M. Antimonopoly policy of Russian. Stavropol, 2007. 392 p.

5. Necessity of state regulation of monopolies. The direct principles of antimonopoly policy. URL: http ://modern-econ.ru/micro/tipy/antimonopoliya/politika.html

6. About protection of competition: Federal Law №135-FZ (under the editorship of 29.11.20100). URL: http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_9498.html

К.Л. Цветков

к.э.н., ФГБОУ ВПО « Московский государственный технический университет МГТУ «МАМИ»

КРИЗИС ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕГО СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация. Рассмотрено состояние легкой промышленности России в ретроспективе, факторы, влияющие на кризис отрасли. Анализируются социальные последствия кризиса и меры по его преодолению.

Ключевые слова: текстильная промышленность, швейная промышленность, кожевеннообувная промышленность, кризис, конкурентоспособность.

Tsvetkov K.L., Associate Professor, Department of Economics and organization of production, Moscow State Technical University

CRISIS OF LIGHT INDUSTRY AND ITS SOCIAL CONSEQUENCES

Abstract. The state of the Russian light industry in retrospective-run, the factors affecting the industry crisis. Analyzes the social impact of the crisis and measures to overcome it.

Keywords: textile industry, garment industry, leather and footwear industry, the crisis, competitiveness.

Легкая промышленность играет в жизни человека важную социальную роль -снабжая его одеждой, обувью и другими предметами длительного пользования. В стране с многочисленным населением, такой как Россия - протяженной и расположенной в различных (часто суровых) климатических условиях потребности населения, обеспечиваемые легкой промышленностью разнообразны и достаточно широки. Под широтой потребностей населения мы понимаем то, что суровый российский климат часто требует от предметов потребления их интенсивной замены. Подобно тому, как оборудование и сооружения интенсивно изнашиваются в неблагоприятных погодных условиях также и одежда, и обувь имеют относительно краткий период использования и нуждаются в интенсивном замещении. В данном случае мы абстрагируемся от влияния моды, которая также сокращает период использования одежды и обуви. Из выше сказанного ста-

№ 1 (5) - 2012

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.