Современные подходы к классификации юридических лиц
К 90-летнему юбилею В. Е. Чиркина
ХАБРИЕВА ТалияЯрулловна, вице-президент РАН, академик РАН, доктор юридических наук, профессор, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
Наряду с существующим в законодательстве России разделением юридических лиц на коммерческие и нeкоммерческие, в основу которого положен экономический критерий, в статье обосновывается классификация юридических лиц по правовому основанию на юридические лица частного и публичного права; выделяются юридические лица переходных состояний; устанавливаются присущие им юридические признаки. В развитие действующих положений статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации предложены общее определение юридического лица и определение юридического лица публичного права.
Ключевые слова: организация, формирование, юридическое лицо, юридическое лицо частного права, юридическое лицо публичного права, публичная (социальная) роль юридических лиц частного права, юридические лица публичного права в гражданских правоотношениях.
Modern Approaches to Classification of Legal Persons (to the 90th Anniversary of V. E. Chirkin)
T. Y. Khabrieva, Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Jurisprudence, Professor
The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia
E-mail: [email protected]
Along with the existing in legislation of Russia division of legal persons into commercial and noncommercial, which is based on economic criteria, the article substantiates the classification of legal persons according to legal basis into persons of private and public law; it singles out legal entities of transitional forms and defines juridic features inherent to them. Developing the existing provisions of Article 48 of the Civil Code of the Russian Federation, the author proposes a revised general definition of a legal person and the definition of a legal person of public law.
Keywords: organisation, formation, legal person, legal person of private law, legal person of public law, public (solal) role of legal persons of private law, legal persons of public law in civil legal relations.
DOI: 10.12737/5770
В научных дискуссиях последних лет одними из наиболее сложных оказались вопросы понятийного содержания и классификации юридических лиц, а также принадлежности этой правовой категории как частному, так и публичному праву. В дискуссию вовлечен и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правитель-
стве РФ. По этой теме опубликован большой цикл работ1, проведены научные обсуждения.
1 См.: Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права // Журнал российского права. 2005. № 5; Он же. Еще раз о юридическом лице публичного права // Журнал российского права. 2006. № 5; Он же. Необходимо ли понятие юридического лица пуб-
Мнения ученых разделились. Представители публично-правовых дисциплин предлагают обозначить особую категорию юридических лиц публичного права, необходимую для отраслей этой группы, при этом не настаивая на обязательном введении такого понятия в Гражданский кодекс РФ. Другие ученые, в основном цивилисты, столь же решительно эти идеи отвергают.
Полемика, развернувшаяся в Институте законодательства и сравнительного правоведения, подтолкнула к обсуждению проблем юридических лиц не только в научной среде, но и в предпринимательском сообществе, в государственных органах,
личного права? // Государство и право. 2006. № 5; Он же. Юридические лица в публичном и частном праве // Законодательство и экономика. 2006. № 5; Он же. Юридическое лицо публичного права. М., 2007; Ястребов О. А. Юридическое лицо публичного права. М., 2010; Баренбойм П. Д., Лафит-ский В. И., Терещенко Л. К. Юридические лица публичного права в доктрине и практике России и зарубежных стран. М., 2011; Лафитский В. И., Мозолин В. П. О статусе Российской академии наук, Банка России и других юридических лиц в связи с проектом новой редакции Гражданского кодекса РФ // Законодательство и экономика. 2011. № 1; Усков О. Ю. Юридические лица публичного права: понятие и виды // Журнал российского права. 2010. № 6; Юридические лица в гражданском праве. Юридические лица в российском гражданском праве (коммерческие и некоммерческие организации): организационно-правовые формы / отв. ред. В. Н. Литовкин, О. В. Гутников. М., 2011; Турбанов А. В. О законодательном закреплении института «юридическое лицо публичного права» // Актуальные проблемы развития института юридических лиц в российском законодательстве: матер. круглого стола «Корпоративное право и проблемы правового статуса юридических лиц» (Москва, 27 апреля 2011 г.); Он же. Проблемы классификации юридических лиц: продолжение дискуссии // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2011. № 7.
в том числе в Федеральном Собрании РФ.
Подводя ее некоторые предварительные итоги, можно констатировать, что наступил определенный перелом в восприятии самой идеи юридических лиц публичного права. Министерством экономического развития РФ подготовлен проект федерального закона «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации»2. В проект новой редакции Гражданского кодекса РФ включены нормы, касающиеся этой категории юридических лиц3. Такие изменения в целом находятся в русле тенденций правового развития большей части развитых государств современного мира4.
Вместе с тем дискуссия далека от завершения. Вызывает сомнения ограничение юридических лиц публичного права только категорией публично-правовых компаний. Оспоримо и само использование термина «публично-правовая компания»5.
2 Проект федерального закона № 252441-6 «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации», одобренный в первом чтении, включен в примерную программу Государственной Думы на июнь 2014 г.
3 В частности, в ст. 48 ГК РФ внесено новое положение о том, что правовое положение Центрального банка РФ определяется не нормами Гражданского кодекса, а Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации».
4 Grantham R., Rickett C. Corporate Personality in the 20th Century. L., 1998; Emery Y. Service public au XXie siècle. P., 2010; Tansug C. Régulation services publics de Réseau en France et en Turquie. P., 2007; Massey R. The Issue Of Partnerships and Legal Personality in England and Wales. L., 2009; Blumberg P. The Multinational Challenge to Corporation Law: The Search for a New Corporate Personality. N. Y., 1993.
5 В заключении Института законода-
тельства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ по проекту федерального закона «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации» от-
Открывается широкий пласт других нерешенных проблем, требующих не только теоретического осмысления, но и скорейшего правового решения. Так, в последние годы все более активно обсуждается возможность введения по примеру многих развитых стран уголовной ответственности юридических лиц. Но это предполагает не только пересмотр концептуальных основ уголовного права, но и введение в законодательство России деления юридических лиц на лица публичного и частного права6.
В связи с этим автор посчитала необходимым высказать свою позицию, не претендуя, однако, на ее всеобщее признание. Очевидно, что в рамках одной статьи невозможно предложить решение всего спектра проблем. Они предполагают коллективные усилия ученых, в том числе в преодолении заблуждения, что юри-
мечалась некорректность использования в названии организационно-правовой формы юридических лиц такого термина, как «публично-правовые». Все юридические лица являются «правовыми», поскольку они создаются в формах и в порядке, установленном правом. Высказывались сомнения и в отношении предложенных правовых форм организации и деятельности таких юридических лиц.
6 О проблемах введения уголовной ответственности юридических лиц подробнее см.: Хабриева Т. Я. Коррупция и право: доктри-нальные подходы к постановке проблемы // Журнал российского права. 2012. № 6; Противодействие коррупции в публично-правовой и частной сферах: правовые принципы и механизмы // Государство в меняющемся мире: матер. VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26—28 мая 2011 г.); Голованова Н. А, Лафитский В. И., Цирина М. А. Уголовная ответственность юридических лиц в международном и национальном праве. М., 2013; Лафитский В. И., Семыкина О. И. Уголовная ответственность юридических лиц в отечественном законодательстве: к истории вопроса «pro et contra» // Журнал российского права. 2014. № 2.
дическое лицо является достоянием лишь гражданского права.
Так, В. Ф. Яковлев указывает, что юридические лица являются категорией частного права7. Их межотраслевой характер отрицают Г. Е. Авилов и Е. А. Суханов8. Утверждается также, что участие в гражданском обороте органов государства, других лиц, обладающих властными полномочиями, должны быть урегулированы средствами и методами гражданского права9.
Бесспорны заслуги немецкой цивилистики второй половины XIX в. в создании конструкции юридического лица — самого понятия и двух его видов — союзов и учреждений. Нет сомнений и в том, что российская цивилистика, разрабатывая эти вопросы, имеет успехи. Значимость достижений отечественной науки и практики гражданского права состоит прежде всего в том, что созданная для гражданского оборота цивили-стическая конструкция оказалась пригодной и даже необходимой для многих публично-правовых отношений, а также для лиц (формирований, органов, учеждений и др.) публичного права10.
Справедливо будет заметить, что данное явление отражает не умозрительные представления уче-
7 См.: Яковлев В. Ф. Приветственное слово // Некоммерческие организации: теоретические и практические проблемы: матер. ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся. 29 октября 2009 г. М., 2009. С. 10.
8 См.: Авилов Г. Е., Суханов Е. А. Юридические лица в современном российском гражданском праве // Вестник гражданского права. 2006. № 1 (1). Т. 6. С. 15.
9 См., например: Бараненков В. В. Гражданско-правовая личность органов государственной власти: к вопросу о «юридических лицах публичного права» // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 6. С. 3—6.
10 См.: Чиркин В. Е. Публичный и частный
интересы юридических лиц, выполняющих публичные функции // Журнал российского права. 2013. № 1. С. 10—11.
ных других отраслей науки, которые стремятся иначе истолковать цивилистические понятия, а общественные потребности. Поэтому законодательство все чаще называет юридическими лицами такие структуры, деятельность которых регулируется не гражданским правом или регулируется им лишь в малой степени, не относящейся к их основному назначению, а иными отраслями права.
Вспомним, что в самом Гражданском кодексе РФ есть гл. 5, в которой сказано об участии Российской Федерации (государства), субъектов РФ и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. В этой главе они не названы юридическими лицами, но для того, чтобы участвовать в гражданско-правовых отношениях, они должны иметь качества юридического лица, по крайней мере в той конкретной ситуации, когда они принимают в них участие. Вместе с тем очевидно, что они по своей общественно-функциональной сущности не являются теми формированиями (образованиями), деятельность которых регулирует гражданское право.
Существует множество общественных объединений (партий, профсоюзов, национально-культурных автономий и др.), органов (от министерств до районных отделений полиции11), учреждений, которые прямо названы в законах и подзаконных актах юридическими лицами. Но они значительно отличаются от юридических лиц, составляющих основной предмет регулирования гражданского права. Они имеют иное назначение в обществе, иные задачи и функции и иной порядок деятельности. Многие из них — административные органы, и в отно-
11 См. п. 20 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденного приказом МВД РФ от 21 апреля 2011 г. № 222.
шениях с другими участниками отношений они руководствуются, как правило, вовсе не диспозитивностью, а императивностью и субординацией. Главное сходство проявляется лишь в том, что и те, и другие названы и являются юридическими лицами. Правда, одни с того момента, когда регистрируются в таком качестве в общем порядке, а другие регистрируются в соответствии с индивидуальными актами вышестоящих органов об их создании12 либо не подлежат регистрации.
Российской практике известны также переходные формы и временные состояния, когда частные, в основном коммерческие, организации по поручению органов публичной власти выполняют, хотя и редко и, как правило, в определенных пределах, некоторые публичные функции13, а организации публичного характера, например бюджет-
12 В качестве примера можно привести приказ Министерства юстиции РФ от 7 апреля 1999 г. № 114 «Об утверждении типового положения о государственном учреждении (управлении, отделе) территориального органа уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по конвоированию». В соответствии с указанным документом начальники территориальных органов уголовно-исполнительной системы должны не только утверждать положения об управлении (отделе) конвоирования, но и обеспечивать их государственную регистрацию.
13 Так, согласно постановлению Правительства РФ от 23 декабря 2013 г. № 1213
«О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"» агентами Правительства РФ объявлены: Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства в целях кредитования малых и средних предприятий; Росэксимбанк, осуществляющий меры государственной поддержки экспорта промышленной продукции; Российский сельскохозяйственный банк, обеспечивающий возврат задолженностей по бюджетным кредитам; и др.
ные учреждения (к органам публичной власти это не относится), в ограниченной мере занимаются коммерческой деятельностью.
В связи с этим следует отметить, что взаимопроникновение частных и публичных отношений — одна из общих тенденций развития современного правового регулирования14. Практически во всех развитых странах в публичные сферы, в которых традиционно отсутствует равенство сторон, все чаще проникают элементы частного права, связанные с использованием договорных и согласительных процедур, что во многом вызвано объективными процессами демократизации и развития рыночных экономических отношений. В российском праве наиболее полно такие процессы проявляются в социальном законодательстве, открывающем широкое поле для использования социальных контрактов. Они интенсивно развиваются и в экологическом праве в формате договоров природопользования. Указанные процессы затрагивают даже сферу уголовно-процессуального права России. В настоящее время в нем предусмотрена возможность досудебного соглашения о сотрудничестве с участниками уголовно-процессуальных дел.
В то же время расширяется сфера применения публично-правовых методов и средств. Так, антикоррупционное законодательство распространяет свое действие на частноправовую сферу, обязывая банки сообщать сведения об имущественном положении чиновников, а частные предприятия и организации — принимать меры по предупреждению в своей деятельности коррупции.
Подобные процессы взаимопроникновения «публичного» и «частно-
14 См.: Хабриева Т. Я. Конституционные основы, тенденции и проблемы развития российского законодательства: 20-летний опыт и современное состояние // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 4.
го» наблюдаются и в правовом регулировании юридических лиц.
Само существование публичных и частных образований объясняется тем, что они необходимы современному обществу. Многие из них руководствуются публичными интересами, во всяком случае они созданы для этого, другие — частными, но и деятельность последних объективно служит общественным интересам, что тоже важно учитывать.
Помимо типичных для цивилистики юридических лиц, в российском законодательстве юридическими лицами названо огромное количество органов публичной власти, включая органы РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Это новый элемент в понятии и классификациях юридических лиц. Будучи юридическими лицами в силу законов, актов Президента РФ, Правительства РФ и иных органов власти, они не подлежат регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц15, который, соответственно, не может быть единственным источником информации о юридических лицах.
По данным Федеральной налоговой службы России, число действующих в стране юридических лиц на 1 января 2014 г. составило 4,610 млн. Из них 3,935 млн — коммерческие организации и 674,7 тыс. — некоммерческие16. Среди коммерческих организаций, подпадающих под гражданско-правовое регулирование, в форме обществ с ограниченной ответственностью зарегистрированы 93,8% организаций17.
15 Правда, практике известны случаи, когда отдельные министерства и иные государственные органы вопреки нормам, утвержденным указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, подавали документы на регистрацию.
16 URL: http://www.nalog.ru/rn77/related_ activities/statistics_and_amlytics/forms/4161934.
17 Приведенное соотношение коммерческих организаций постоянно обновляется, но не принципиально. Это видно, например,
Упомянутые некоммерческие организации, зарегистрированные в России как юридические лица, почти исключены из сферы внимания гражданского права. Их организация и деятельность регулируются и изучаются в основном в конституционном и административном праве, некоторых других отраслях публичного права, но не в качестве юридических лиц.
Помимо указанных сотен тысяч объединений, обобщенно названных некоммерческими, в соответствии с федеральными законами юридическими лицами являются: Счетная палата РФ; Центральная избирательная комиссия РФ; государственные корпорации; законодательные и исполнительные органы субъектов РФ; представительные и исполнительные органы местного самоуправления; образования, называемые территориальным общественным самоуправлением, и др.18
Масштабы этого явления, глубоко изученного профессором В. Е. Чир-киным, пока не стали предметом специальных цивилистических исследований. Между тем только федеральных органов, обладающих статусом юридических лиц и действующих на всей территории РФ,
при сравнении данных на начало 2014 г. и начало каждого года из десяти предшествующих лет. Поэтому статистические колебания для данного исследования не существенны.
18 В соответствии с указами Президента РФ и постановлениями Правитель-
ства РФ статус юридических лиц имеют: Администрация Президента РФ, министерства, службы, агентства, Аппарат Общественной палаты; в соответствии с постановлением Государственной Думы — ее Аппарат; в соответствии с приказами федеральных министров, руководителей служб и агентств — их главные управления и управления в субъектах РФ, а нередко их отделы и отделения в муниципальных образованиях. В актах субъектов РФ юридическими лицами называют также другие структуры, в уставах муниципальных образований — даже отделы их администраций и т. д.
таких как, например, федеральные министерства, федеральные службы и агентства, — около 100. При этом многие министерства, службы и агентства имеют территориальные органы в субъектах РФ. В общей сложности таких органов, имеющих статус юридических лиц, вероятно, более 4,5 тыс.
В России существуют примерно 23 тыс. муниципальных образований, в которых по закону юридическими лицами являются представительные и исполнительные органы, и их общая численность приближается к 30—35 тыс.19 Кроме того, на уровне муниципальных образований есть территориальные отделы некоторых федеральных министерств, а также министерств субъектов РФ, в частности здравоохранения. Их численность в муниципальных образованиях неравномерна, но, видимо, таких органов — несколько десятков тысяч. Итак, к 674,7 тыс. некоммерческих объединений добавляются еще около 60—70 тыс. органов публичной власти, объявленных юридическими лицами. Если же учесть акты глав некоторых муниципальных образований, которые объявляют юридическими лицами отделы своей администрации, к указанной цифре добавится еще несколько десятков тысяч юридических лиц. Дополним список также территориальными общественными самоуправлениями, которые могут создаваться на уровне отдельных кварталов и улиц, многоквартирных домов и даже подъездов и которые регистрируются в органах местного самоуправления как
19 В указанных подсчетах учитывалось, что представительным органам сельских поселений, а их свыше 18 тыс., уставами поселений не всегда придается статус юридических лиц. Так, во многих муниципальных районах местные администрации осуществляют полномочия местных администраций поселений — административных центров муниципальных районов, соответственно, в таких поселениях местные администрации отсутствуют.
юридические лица. Их численность в муниципальных образованиях неравномерна, но предположительно исчисляется десятками тысяч.
Но и это неполная картина. В России действуют бюджетные организации федерального, регионального и местного уровней, которые тоже являются юридическими лицами. Принимая во внимание, что в каждом муниципальном образовании есть по меньшей мере школа и больница, а также учреждения культуры, учитывая более тысячи вузов, а также научно-исследовательские учреждения20, набирается еще 150— 200 тыс. учреждений, обладающих статусом юридических лиц, а в общей сложности речь может идти почти о миллионе некоммерческих организаций.
Итак, существует множество юридических лиц, обладающих признаками, полностью либо частично выходящими за пределы цивилистиче-ских характеристик. И хотя по количеству им далеко до 3,935 млн «чисто коммерческих» юридических лиц, они также требуют изучения и регулирования именно как юридические лица.
Если признавать имеющиеся между такими категориями юридических лиц очевидные различия не только по организационно-правовым формам, следует пойти дальше и согласиться, что среди юридических лиц даже тогда, когда они участвуют в гражданско-правовых отношениях, есть лица, разные не только по функциональным качествам, но и по свойственной им правовой сути. Одни регулируются актами частного права, действуют преимущественно, а иногда и целиком в сфере частного права, но выполняют свое социальное назначение в обществе21.
20 Так, в Российской академии наук было около 500 научно-исследовательских институтов, теперь переданных в Федеральное агентство научных организаций.
21 Например, в Конституции Китая 1982 г. провозглашено, что частные хозяйства яв-
Другие регламентируются актами публичного права, действуют в публичных отношениях, но могут выступать и как лица частного права, если участвуют в пределах, разрешенных законом, в гражданско-правовых отношениях. Им свойственны свои формы создания, ликвидации, реорганизации. Имущество рассматриваемых юридических лиц имеет особый статус, часто оно находится лишь в пользовании и т. д. Иной становится и судьба такой собственности после ликвидации юридического лица публичного права; она, в частности, не подлежит распределению между сотрудниками или членами общественного объединения. И, как выше указывалось, у них особый порядок регистрации.
В отличие от юридических лиц частного права юридические лица публичного права в основном обладают не общей, а специальной правоспособностью. Неодинаковы их организационные модели и субъектный состав. Так, имеет свои особенности штатный состав в органах и учреждениях публичной власти; отличается и организация общественных объединений, основанных на равноправии их членов, вне зависимости от внесенного ими капитала.
Таким образом, единый образ юридического лица, который лежит в основе концепции действующего Гражданского кодекса РФ, в современных условиях все больше размывается и остается существовать в абстракции. Вместе с тем сказанное не означает, что обобщенные понятия не нужно создавать, напротив, они необходимы как инструмент познания реальности. В ана-
ляются важной составляющей частью социалистической рыночной экономики, что государство стимулирует, поддерживает и направляет их развитие (ст. 11), что законная частная собственность неприкосновенна (ст. 13). В отдельных случаях частные хозяйства Китая выполняют по поручениям органов публичной власти отдельные задачи публичного характера.
лизируемой сфере она проявляется в наличии юридических лиц, действующих в сфере как частных, так и публичных отношений. Каждому из них присуще свое главное качество, которое остается неизменным. В смешанных формах тоже доминирует определенное качество. Например, когда юридические лица частного права по уполномочию публичной власти выполняют публичные функции или когда органы государства вступают в гражданско-правовые отношения, покупая, в частности, оборудование или канцелярские товары, сама сущность юридического лица не меняется. Оно по-прежнему остается частным или публичным.
Обращаясь к главным характеристикам юридических лиц в цивилистике, существующим классификациям и их применимости к «нетрадиционным» юридическим лицам, возможно выделить следующую триаду исходных положений:
1) юридическое лицо — это организация;
2) существуют государственные и негосударственные юридические лица;
3) юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими.
Не отвергая их значения для классификации юридических лиц, заметим, что они имеют недостатки, не позволяющие рассматривать их как базовые в юридической классификации. Так, понятие «организация» не охватывает все известные формы. Среди юридических лиц, действующих в публично-правовых отношениях, присутствуют, как указывалось, органы, общественные учреждения, публично-правовые образования и др. К тому же с позиций публичного права организация — это один из видов общественных объединений. Поэтому обобщающим понятием для юридических лиц может выступить понятие «формирование» или «образование».
Различие государственных и негосударственных юридических лиц из-
начально не очень удачно, поскольку определение через отрицание по канонам логики не является определе-нием22. Кроме того, признание и регистрация юридического лица всегда связаны с действием государства. Это государственные функции либо функции по уполномочию государства.
Наконец, указанное деление основывается на представлениях о существовании только центральной публичной государственной власти. Но есть и другие формы публичной власти: субъектов федерации, территориальных автономий, местного само-управления23.
Соответственно, основное различие сводится не к противопоставлению государственного и негосударственного, а к дихотомии публичного и частного, имея в виду цели и сущность юридических лиц, хотя это не означает, что частные формирования не могут выполнять общественно полезные функции, а публичные — участвовать в частноправовых отношениях.
Можно, конечно, спорить, насколько верно отнесение весьма широкого перечня органов публичной власти к категории юридических лиц, но это уже отражено в нашем законодательстве в массовом масштабе. Развивая концепцию юридических лиц в российском праве, разрабатывая поправки в Гражданский кодекс РФ, необходимо, как отмечает В. Е. Чиркин, либо учесть такое законодательство в общих понятиях и классификациях юридических лиц, либо признать, что все отмеченные выше положения законов, указов Президента РФ,
22 См.: Проблемы логики научного познания. М., 1964; Смирнов В. А. Логические методы анализа научного знания. М., 1987.
23 См.: Соотношение законодательства
Российской Федерации и законодательства
субъектов Российской Федерации / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2003; Концепции развития российского законодательства / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ю. А. Тихомирова, Ю. П. Орловского. М., 2004.
постановлений Правительства РФ о юридических лицах, выполняющих властные функции, с позиций циви-листической науки неверны и отменить их, либо согласиться с тем, что нужны иные общие понятия и классификации юридических лиц, отражающие современные реалии, а не те, что были разработаны наукой в XIX в.24 Задача состоит, конечно, не в отмене такого массива законодательства, а в том, чтобы найти такие формулировки, которые помогли бы органично внести в общую канву новые формы юридических лиц.
Различие коммерческих и некоммерческих юридических лиц хотя и очевидное, но не правовое, а экономическое. К тому же, как отмечалось выше, некоммерческие организации зачастую тоже в какой-то мере занимаются хозяйственной деятельностью. В настоящее время предлагается выделять до 10 видов коммерческих юридических лиц и до 23 видов некоммерческих25. Подобные перечни неполны и крайне усложнены, в том числе потому, что экономический подход недостаточен для классификации юридических лиц. Это должно подвигнуть науку к дальнейшему более глубокому изучению темы и формулированию новых, более точных, чем в действующей ст. 48 ГК РФ, формулировок, к созднию классификации, учитывающей данные не только гражданско-
24 См.: Чиркин В. Е. Публичный и частный интересы юридических лиц, выполняющих публичные функции. С. 11.
25 См., например: Юридические лица в гражданском праве. Юридические лица в российском гражданском праве (коммерческие и некоммерческие организации): организационно-правовые формы / отв. ред. В. Н. Литовкин, О. В. Гутников; Серова О. А. Теоретико-методологические и практические проблемы классификации юридических лиц современного гражданского права России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011; Романовская О. В. Публичные корпорации в российском праве. М., 2010; URL: http://ru.wikipedia.org/wiki% DO%AE etc/.
го, но и иного законодательства, не только цивилистической, но и других правовых наук.
Следует заметить, что цивилисты уже давно, с конца XIX в., используют понятие «публичное юридическое лицо»26. Более полутора столетий гражданские кодексы относят к отдельной категории юридических лиц публичного права. Первыми в этом плане были гражданские кодексы Чили 1855 г. и Аргентины 1869 г., а также Германское гражданское уложение 1900 г. В ХХ в. указанная категория была закреплена в конституциях многих государств, в том числе Кипра, Греции, Португалии, Испании, Турции, Бразилии, Коста-Рики, Панамы, Уругвая. Категория юридических лиц публичного права была признана каноническим правом27.
Эту традицию продолжают современные гражданские и торго-
26 К. Д. Кавелин к публичным юридическим лицам относил самые различные формирования. Среди таких лиц он называл университеты, монастыри, профессиональные сообщества, сословные образования, в частности дворянство, а также некоторые территориальные образования — губернские, уездные, волостные. См.: Кавелин К. Д. Права и обязанности по имуществам и обязательствам // Кавелин К. Д. Избранные произведения по гражданскому праву. М., 2003. Понятие «публичное юридическое лицо» в настоящее время используется в законодательстве некоторых стран, в том числе Украины.
27 В § 1 канона 114 Кодекса канонического права (Codex iuris canonici), обнародованного Иоанном Павлом II 25 января 1983 г., все юридические лица делятся на частные и публичные. Публичные юридические лица в каноническом праве устанавливаются полномочной церковной властью для того, чтобы в пределах целей, намечаемых церковью, они выполняли свои обязанности ради общественного блага. Все остальные церковные юридические лица — частные. См.: Богустов А. А. Правовое положение юридических лиц в каноническом праве // Вопросы правоведения. 2012. № 1. С. 193.
вые кодексы все большего числа государств. Категория юридических лиц публичного права закреплена в ст. 2 ГК Нидерландов (в ред. 2002 г.), ст. 27 ГК Грузии 1997 г., ст. 57 ГК Молдовы (в ред. 2008 г.), ст. 81 ГК Украины 2003 г., в большей части гражданских кодексов стран Латинской Америки и др.
В гражданских и торговых кодексах чаще всего содержится только упоминание юридических лиц публичного права; иногда — отсылочные статьи к другим статьям, регулирующим статус юридических лиц (Германия); в отдельных случаях — только признание этой категории юридических лиц и отказ от их регулирования (Нидерланды). Последняя модель представляется предпочтительной, но недостаточной, поскольку требует уточнения, что гражданское право не занимается юридическими лицами публичного права до тех пор, пока они не участвуют в отношениях, регулируемых им. Кстати, такую форму размежевания можно было бы применить и в Гражданском кодексе РФ. В отдельных случаях в зарубежном праве имеются определения юридических лиц публичного права, но такие определения не имеют обобщающего характера либо ограничиваются перечислением тех формирований, которые относятся к таким юридическим лицам.
В некоторых странах, в частности в Испании, Аргентине и Грузии, приняты специальные законы о юридических лицах публичного права, систематизирующие основы их правового регулирования. Такой способ регулирования юридических лиц публичного права требует внимательного изучения.
Обобщая накопленный опыт законодательства, цивилистические и публично-правовые научные исследования, допустимо предложить параметры общего понятия юридического лица, которое охватит то главное, что присуще и юридическим лицам частного права, и юридическим
лицам публичного права, и на его основе сформулировать понятие юридического лица публичного права. При моделировании определений считаем возможным развить концепцию В. Е. Чиркина, изложенную в ряде его работ28.
Юридическое лицо — это признанное государством в этом качестве правовое образование, имеющее различные организационно-правовые формы и структуры управления, участвующее в гражданско-правовых и (или) публично-правовых отношениях, обладающее имуществом на праве собственности, пользования или ином основании, имеющее права и обязанности и несущее ответственность за свои решения и действия.
На основе такого исходного определения можно сформулировать понятие юридического лица публичного права. Под ним понимается созданное либо признанное государством в этом качестве некоммерческое образование, имеющее различные организационно-правовые формы, участвующее в социально значимых целях в публично-правовых отношениях посредством применения властных полномочий и принимающее в установленных законом случаях участие в гражданско-правовых отношениях, обладающее имуществом на праве собственности, пользования или ином основании, имеющее права и обязанности и несущее ответственность за свои акты и действия в особом и (или) дополнительном к гражданской ответственности порядке.
В завершение отметим целесообразность закрепления в Конституции РФ понятия юридических лиц публичного права, как это сделано в конституциях ряда стран, от-
28 См.: Чиркин В. Е. Заметки к дискуссии о юридическом лице публичного права // Государство и право. 2010. № 7. С. 29—30; Он же. О понятии и классификации юридических лиц публичного права // Журнал российского права. 2010. № 6.
метить общественно необходимую роль законно действующих юридических лиц частного права. Такие включения в Конституцию могли бы иметь не только ориентирующее значение для гармонизации законодательства и правоприменительной практики, но и позитивное воздействие на социально-экономическую жизнь страны.
Библиографический список
Blumberg P. The Multinational Challenge to Corporation Law: The Search for a New Corporate Personality. N. Y., 1993.
Emery Y. Service public au XXie siècle. P., 2010.
Grantham R., Rickett C. Corporate Personality in the 20th Century. L., 1998.
Massey R. The Issue Of Partnerships and Legal Personality in England and Wales. L., 2009.
Tansug C. Régulation services publics de Réseau en France et en Turquie. P., 2007.
Авилов Г. Е., Суханов Е. А. Юридические лица в современном российском гражданском праве // Вестник гражданского права. 2006. № 1 (1). Т. 6.
Бараненков В. В. Гражданско-правовая личность органов государственной власти: к вопросу о «юридических лицах публичного права» // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 6.
Баренбойм П. Д., Лафитский В. И., Терещенко Л. К. Юридические лица публичного права в доктрине и практике России и зарубежных стран. М., 2011.
Богустов А. А. Правовое положение юридических лиц в каноническом праве // Вопросы правоведения. 2012. № 1.
Голованова Н. А., Лафитский В. И., Цири-на М. А. Уголовная ответственность юридических лиц в международном и национальном праве. М., 2013.
Кавелин К. Д. Права и обязанности по имуществам и обязательствам // Кавелин К. Д. Избранные произведения по гражданскому праву. М., 2003.
Концепции развития российского законодательства / под ред. Т. Я. Хабрие-вой, Ю. А. Тихомирова, Ю. П. Орловского. М., 2004.
Лафитский В. И., Мозолин В. П. О статусе Российской академии наук, Банка России
и других юридических лиц в связи с проектом новой редакции Гражданского кодекса РФ // Законодательство и экономика. 2011. № 1.
Лафитский В. И., Семыкина О. И. Уголовная ответственность юридических лиц в отечественном законодательстве: к истории вопроса «pro et contra» // Журнал российского права. 2014. № 2.
Проблемы логики научного познания. М., 1964.
Противодействие коррупции в публично-правовой и частной сферах: правовые принципы и механизмы // Государство в меняющемся мире: матер. VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26—28 мая 2011 г.).
Романовская О. В. Публичные корпорации в российском праве. М., 2010.
Серова О. А. Теоретико-методологические и практические проблемы классификации юридических лиц современного гражданского права России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011.
Смирнов В. А. Логические методы анализа научного знания. М., 1987.
Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации / под ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2003.
Турбанов А. В. О законодательном закреплении института «юридическое лицо публичного права» // Актуальные проблемы развития института юридических лиц в российском законодательстве: матер. круглого стола «Корпоративное право и проблемы правового статуса юридических лиц» (Москва, 27 апреля 2011 г.).
Турбанов А. В. Проблемы классификации юридических лиц: продолжение дискуссии // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2011. № 7.
Усков О. Ю. Юридические лица публичного права: понятие и виды // Журнал российского права. 2010. № 6.
Хабриева Т. Я. Конституционные основы, тенденции и проблемы развития российского законодательства: 20-летний опыт и современное состояние // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2013. № 4.
Хабриева Т. Я. Коррупция и право: док-тринальные подходы к постановке проблемы // Журнал российского права. 2012. № 6.
Чиркин В. Е. Еще раз о юридическом лице публичного права // Журнал российского права. 2006. № 5.
Чиркин В. Е. Заметки к дискуссии о юридическом лице публичного права // Государство и право. 2010. № 7.
Чиркин В. Е. Необходимо ли понятие юридического лица публичного права? // Государство и право. 2006. № 5.
Чиркин В. Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права // Журнал российского права. 2010. № 6.
Чиркин В. Е. Публичный и частный интересы юридических лиц, выполняющих публичные функции // Журнал российского права. 2013. № 1.
Чиркин В. Е. Юридические лица в публичном и частном праве // Законодательство и экономика. 2006. № 5.
Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права // Журнал российского права. 2005. № 5.
Чиркин В. Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007.
Юридические лица в гражданском праве. Юридические лица в российском гражданском праве (коммерческие и некоммерческие организации): организационно-правовые формы / отв. ред. В. Н. Литовкин, О. В. Гут-ников. М., 2011.
Яковлев В. Ф. Приветственное слово // Некоммерческие организации: теоретические и практические проблемы: матер. ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся. 29 октября 2009 г. М., 2009.
Ястребов О. А. Юридическое лицо публичного права. М., 2010.