Литература
1. Стричко Е. Г. Роль информационных систем в бухгалтерской работе. [Текст]: Е. Г Стричко // Бухгалтерский учет, 2014. № 2. С. 123-125.
2. Кравец О. Я. Автоматизированные информационные системы в бухгалтерском учете и аудите. [Текст]: учебное пособие / О. Я. Кравец, А. И. Кустов, 2013. 148 с.
3. Преимущества и недостатки программы «1С: Бухгалтерия». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stimul.kiev.ua/articles.htm?a=preimuschestva_i_nedostatki_1s_buhga кепуа/ (дата обращения: 01.12.2016).
4. Корпоративная информационная система «Парус». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pbacon-sult.com/ru/products/parus/ (дата обращения: 01.12.2016).
5. Турбо Бухгалтер - программное обеспечение для бухгалтерии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dic.ru/iullview/366/ (дата обращения: 01.12.2016).
Современные подходы к калькулированию себестоимости
продукции
1 2 Куликова С. Ю. , Костина О. В.
1Куликова Светлана Юрьевна /КиНкоуа Буейапа Лг'еупа - студент;
2Костина Ольга Владимировна / Kostina Ol 'ga Vladimirovna - кандидат экономических наук,
доцент,
кафедра финансов и банковского дела, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: на современном этапе развития экономики особую актуальность приобретает проблема совершенствования учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции. Значение себестоимости продукции в условиях рыночной экономики возрастает. Она продолжает оставаться основным результативным показателем эффективности производства. Уровень себестоимости отражает все стороны хозяйственной деятельности коммерческой организации. Чем эффективнее используются в хозяйственных процессах экономические ресурсы, рабочая сила, научные достижения, тем ниже себе стоимость и выше прибыль, а отсюда и большая устойчивость организации в конкуренции.
Ключевые слова: затраты, себестоимость, продукция, статьи затрат, косвенные затраты, способ распределения, АВС метод, драйвер затрат.
Особенность современной системы учета затрат заключается в том, что она не ограничивает выбор способов и приемов бухгалтерского учета, предусматривает самостоятельное их комбинирование субъектами хозяйствования, хотя среди всех видов управленческой деятельности бухгалтерский учет продолжает оставаться наиболее регламентированным.
Согласно концепции реформирования и приведения существующей в стране системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами, решение проблемы заключается в реализации двух направлений. Первое - переориентировать отечественную теорию и накопленный в этой области практический опыт на решение новых задач, стоящих перед менеджментом предприятий в новых условиях хозяйствования. Второе -создание новых нетрадиционных систем получения информации о затратах, применение новых подходов к калькулированию себестоимости и принятие на этой основе оптимальных управленческих решений [4].
В настоящее время существует много методов калькулирования себестоимости продукции. Для российской системы учета традиционным является калькулирование себестоимости продукции по полным затратам, при котором к себестоимости продукции относят не только прямые, но и косвенные (накладные) затраты.
С развитием современного производства доля прямых расходов в себестоимости продукции сокращается, в то время как доля накладных расходов повышается. В этой ситуации общепринятые подходы к распределению накладных затрат могут привести к неверным управленческим решениям. Избежать этих ошибок позволяет применение функционального метода калькулирования себестоимости продукции («Activity Based Costing» или ABC) [3].
Метод «Activity Based Costing» (илиАВС) получил широкое распространение на европейских и американских предприятиях различного профиля. Он был разработан американскими учеными Р. Купероми, Р. Капланом. Аналогом данного метода является отечественный пооперационный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции. В буквальном смысле ABC-метод означает учет затрат по работам (функциональный учет затрат). Он возник в результате изменений, происходящих в экономической структуре, вчастности, изменились взгляды на методику учета затрат и расчета себестоимости продукции. Ранее расчет себестоимости проводился с учетом постоянных (absorptioncosting) и переменных расходов (directcosting). Переменные расходы распределяются на себестоимость продукции, которая таким образом отражает полные производственные издержки. Постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, а списываются как затраты на период. Себестоимость продукции в этом случае равна маржинальным издержкам. Однако на практике для осуществления деятельности предприятия требуется долгосрочное привлечение ресурсов в производство, маркетинг, сбыт, обслуживание. Поэтому, несмотря на то, что согласно расчетам равенство маржинальных издержек и доходов приносит максимальный доход, применение директ-костинга эффективно только при определенных условиях: во-первых, прямые затраты на предприятии должны составлять большую часть расходов, во-вторых, оно должно выпускать узкий перечень продукции (один - два вида, для каждого из которых требуются практически равные фиксированные расходы). Если предприятие не отвечает подобным требованиям, показатели себестоимости будут неизбежно искажены: заниженная наценка на мелко серийную продукцию и завышенная на крупносерийную, более низкие показатели доходов в финансовом учете по сравнению с управленческим, кажущаяся высокая прибыльность технологически сложных и инновационных продуктов по сравнению с простыми. Следовательно, для решения основных задач управленческого учета применять постоянные и переменные показатели неэффективно [1].
Поиск новых методов получения объективной информации о затратах привел к появлению метода ABC, согласно которому предприятие рассматривается как набор рабочих операций, определяющих его специфику. В процессе работы потребляются ресурсы (материалы, информация, оборудование), возникает какой-нибудь результат. Соответственно начальной стадией применения ABC является определение перечня и последовательности работ на предприятии путем разложения сложных рабочих операций на простейшие составляющие параллельно с расчетом потребления ресурсов. В рамках ABC выделяют три типа работ по способу их участия в выпуске продукции: UnitLevel (штучнаяработа), BatchLevel (пакетнаяработа) и ProductLevel (продуктовая работа). Такая классификация основывается на изучении зависимости между затратами и различными производственными процессами: выпуске продукции, выпуск заказа (пакета), производство продукта как такового. При этом не учитывается еще одна важная категория затрат, которая не зависит от производственных событий - затраты, обеспечивающие функционирование предприятия в целом.
Для учета таких издержек вводится четвертый тип работ - FacilityLevel (общехозяйственныеработы). Первые три категории работ, а точнее затраты по ним, могут быть прямо отнесены к конкретному продукту. Результаты общехозяйственных работ нельзя точно присвоить тому или иному продукту, поэтому для их распределения приходится предлагать различные алгоритмы.
Для достижения оптимального анализа классифицируются и ресурсы: на поставляемые в момент потребления и поставляемые заранее. К первым можно отнести сдельную оплату труда: работникам платят за то количество рабочих операций, которые они уже совершили; ко вторым - фиксированную заработную плату, которая оговаривается заранее и не привязана к конкретному количеству заданий. Такое разделение ресурсов дает возможность организовать простую систему для периодических отчетов о затратах и доходах [5].
Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию, составляют ее стоимость. В конце первого этапа анализа все работы предприятия должны быть точно соотнесены с необходимыми для их выполнения ресурсами. В некоторых случаях статья затрат соответствует какой-либо работе. Например, статья «Заработная плата отдела снабжения» входит в стоимость рабочейо перации «Снабжение». Вместе с тем статья «Аренда офисных помещений» должна быть распределе на пропорционально потреблению ресурсов по статьям затрат «Снабжение», «Производство», «Маркетинг» и др. Очень часто бывает, что какой-либо ресурс не может быть соотнесен с рабочей операцией и, следовательно, тратится впустую.
Однако для простоты подсчета стоимости тех или иных работ недостаточно для расчета себестоимости конечной продукции. Согласно ABC рабочая операция должна иметь индекс - измеритель выходного результата - кост-драйвер. Так, кост-драйвером для статьи затрат «Снабжение» будет являться «Количество закупок» для статьи «Настройка» - «Количество наладок».
Второй этап применения ABC заключается в расчете кост-драйверов и показателей потребления ими каждого ресурса. Этот показатель потребления умножается на себестоимость единицы выхода работы, в итоге получаем сумму трудовых затрат на изготовление конкретного продукта. Сумма работ, которая затрачена на производство продукта, является его себестоимостью. Эти расчеты составляют третий этап практического применения методики ABC.
Представление предприятия как набора рабочих операций открывает широкие возможности для совершенствования его функционирования, позволяет проводить качественную оценку деятельности в таких сферах, как инвестирование, персональный учет, управление кадрами и т.д.
Корпоративная стратегия подразумевает набор целей, которые хочет достичь организация в результате выполнения работ. Построение модели работ, определение их связей и условий выполнения обеспечивают реконфигурацию бизнес-процесса предприятия для реализации корпоративной стратегии. В конечном счете, применение ABC позволяет повысить конкурентоспособность предприятия, поскольку при этом обеспечивается доступ к оперативной информации на всех уровнях.
Функциональный метод не является альтернативным методом по отношению к позаказному и попроцессному методам.
Преимущества данного метода калькулирования себестоимости продукции заключаются в достаточно большой точности расчетов. В себестоимости продукции учитываются все затраты, как прямые, так и косвенные. Причем проблема распределения накладных затрат по некорректно выбранной базе отсутствует. При использовании функционального метода нет необходимости разделять затраты на переменные и постоянные. Следовательно, все издержки предприятия становятся управляемыми.
Тем не менее стоит указать на высокую трудоемкость и значительные затраты, связанные с внедрением этого метода.
Литература
1. Самусенко С. А. Управленческий учет в инновационной экономике: монография / С. А. Самусенко. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. 244 с.
2. Кузьмина О. Н. Функционально-стоимостный анализ в решении организационно-управленческих задач: теоретич. основы и методика проведения: Моногр. / О. Н. Кузьмина [и др.]. М.: НИЦИНФРА-М., 2015. 168 с.
3. Горелова М. Ю. Управленческий учет: методы калькулирования себестоимости / М. Ю. Горелова. М.: ОООИИА «НалогИнфо». ООО «Статус-Кво97», 2012. 56 с.
4. Гиляровская Л. Т. Бухгалтерское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Л. Т. Гиляровская: под ред. Л. Т. Гиляровской. 2-е изд., перераб. и доп. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 423 с.
5. Керимов В. Э. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник / В. Э. Керимов. 6-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «ДашковиК», 2013. 688 с.
The role of small businesses to improve the export potential Turobova H.1, Kodirov A.2 Роль малого бизнеса в повышении экспортного потенциала Туробова Х. Р.1, Кодиров А. А.2
1Туробова Хулкар Рустамовна / Turobova Hulkar Rustamovna - старший преподаватель; 2Кодиров Азиз Анварович /Kodirov Aziz Anvarovich - преподаватель, кафедра экономики, социально-экономический факультет, Бухарский государственый унверситет, г. Бухара, Республика Узбекистан
Abstract: at the article highlighted the importance of small business enterprises the development of exports in Uzbekistan. At the article illuminated about privileges the small businesses.
Аннотация: в статье освещено место малых предприятий в росте экспорта в Узбекистане. Кроме этого, в статье даны меры по поддержке субъектов малого бизнеса.
Keywords: small business, export, import, small business enterprises. Ключевые слова: малый бизнес, экспорт, импорт, малые предприятия.
In the conditions of growing competition on the world markets priority attention plays further increasing the competitiveness of our economy, to increase support for enterprises of export-oriented products, farms, the export activities of small business and private entrepreneurship participation in every way. These areas are yet used a lot of great opportunities and potential. Unlike industrial enterprises of export-oriented products small businesses and farmers exempt the obligation to sell the banks 50% of export currency earnings. In recent years, measures will be developed and carried out the development of foreign economic activity of business entities in the country.
In accordance with Resolution President of the Republic of Uzbekistan organized the event export support Fund of small business and private entrepreneurship under the National Bank for Foreign Economic Activity [1]. The main objective of the Fund ensure the expansion of the export potential of small business and private entrepreneurship, increasing the production of goods modern and which are competitive in foreign markets, the necessary financial, organizational and legal support for exports, protection changes in external market conditions risk the country's export businesses. In recent years, increasing the share of this