Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРИРОВАННОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРИРОВАННОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интегрированное планирование / управление цепями поставок / сельское хозяйство / цифровая цепь поставок / Integrated planning / supply chain management / agricultural industry / digital supply chain

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Алексеевна Гвилия, Дун Даомин

Цепи поставок сельскохозяйственной продукции сталкиваются с проблемами, связанными с изменениями внешней среды в геоэкономическом пространстве, ввиду чего традиционные под-ходы к управлению цепями поставок показали свою неэффективность. Более того, эволюция бизнес-моделей и методов планирования, основанных на цифровых технологиях, трансформирует характеристику цепи, определяя ее как совместное планирование спроса, внутреннюю синхронизацию звеньев цепи поставок и совместное планирование поставок. В связи с этим, новые роли участников цепи поставок требуют концептуализации подходов к их изучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES TO INTEGRATED PLANNING OF AGRICULTURAL PRODUCTS SUPPLY CHAINS

Agricultural supply chains face challenges associated with changes in the external environment in the geo-economic space, which is why traditional approaches to supply chain management have shown to be ineffective. Moreover, the evolution of business models and planning methods based on digital technologies is transforming the characteristics in the chain, defining them as: collaborative demand planning, internal synchronization of supply chain links and collaborative supply planning. In this regard, new roles of supply chain participants require a conceptualization of approaches to its study.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРИРОВАННОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»

Гвилия Н.А., Дун Д.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕГРИРОВАННОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация. Цепи поставок сельскохозяйственной продукции сталкиваются с проблемами, связанными с изменениями внешней среды в геоэкономическом пространстве, ввиду чего традиционные подходы к управлению цепями поставок показали свою неэффективность. Более того, эволюция бизнес-моделей и методов планирования, основанных на цифровых технологиях, трансформирует характеристику цепи, определяя ее как совместное планирование спроса, внутреннюю синхронизацию звеньев цепи поставок и совместное планирование поставок. В связи с этим, новые роли участников цепи поставок требуют концептуализации подходов к их изучению.

Ключевые слова. Интегрированное планирование, управление цепями поставок, сельское хозяйство, цифровая цепь поставок.

Gviliya N.A., Dun D.

MODERN APPROACHES TO INTEGRATED PLANNING OF AGRICULTURAL PRODUCTS SUPPLY CHAINS

Abstract. Agricultural supply chains face challenges associated with changes in the external environment in the geo-economic space, which is why traditional approaches to supply chain management have shown to be ineffective. Moreover, the evolution of business models and planning methods based on digital technologies is transforming the characteristics in the chain, defining them as: collaborative demand planning, internal synchronization of supply chain links and collaborative supply planning. In this regard, new roles of supply chain participants require a conceptualization of approaches to its study.

Keywords. Integrated planning, supply chain management, agricultural industry, digital supply chain.

Введение

Геополитические и экономические события последних лет заставили компании всего мира срочно пересмотреть свои цепи поставок. Начиная с пандемии, компании внезапно столкнулись с ситуацией, характеризующейся отсутствием надежных поставок в рамках текущего планирования, непрерывности производства и возможности распределения продукции, в отдельных случаях это заставляло пересмотреть планы дистрибьюции и развития рынков на стратегическом уровне. Это незамедлительно отразилось на характере интегрированного планирования цепей поставок и особенностях размещения их звеньев: некоторые из организаций переместили свою производственную деятельность или поставщиков ближе к своей штаб-квартире, другие сосредоточились на наращивании потенциала управления, а не просто на функции производства и сбыта, сосредоточив внимание на возможности производить или

ГРНТИ 06.81.12

EDN NNBDND

© Гвилия Н.А., Дун Д., 2024

Наталья Алексеевна Гвилия - доктор экономических наук, профессор кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета. ORCID 0000-0002-4118-8797 Дун Даомин - аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургского государственного экономического университета. ORCID 0009-0006-7794-1476

Контактные данные для связи с авторами (Гвилия Н.А.): 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). Тел.: +7 911 702 8135. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 11.01.2024.

закупать продукцию по мере необходимости, а не пытаться создать новые или дополнительные производственные линии, сместив акцент и инвестиции на рынки технологий и логистического сервиса. Таким образом, глобальный характер цепей поставок по всему миру стал приобретать характеристики локализации при планировании будущего развития отраслей.

Глобальные геоэкономические изменения в значительной степени форсировали начавшиеся трансформационные процессы в цепях поставок: блокировка каналов снабжения или сбыта, переориентирование направлений деятельности и рынков заставили актуализировать подходы к интегрированному планированию цепей поставок, взяв за основу переход от безусловной глобализации к развитию интересов собственного региона. Анализ литературы

Традиционный подход к планированию цепей поставок Дж. Стока, Д. Ламберта, Д.Дж. Бауэрсокса, Д.Дж. Клосса и Санкт-Петербургской школы логистики рассматривает его как интеграцию ключевых бизнес-процессов с целью наилучшего удовлетворения потребностей всех заинтересованных лиц [2, 4, 6]. Однако, развитие технологий, способствующих трансформации способов интеграции, изменение подходов к управлению бизнес-процессами, качественные преобразования потребительского поведения требуют введения этих факторов в теорию интегрированного планирования цепей поставок. Более того, несмотря на то, что факторы неопределенности и задачи кросс-функционального, кросс-временного и кросс-пространственного интегрированного планирования в традиционном подходе учитывались в цепях поставок, развитие их основ происходило в период перехода от локализации к глобализации и снижения торговых барьеров, что ввиду текущей ситуации потеряло актуальность. Таким образом, исследования в управлении цепями поставок требуют актуализации и модернизации с учетом этой тенденции на основе анализа возможностей и рисков трансформации цепей поставок, а также с учетом технологического развития и информационного совершенствования логистической отрасли.

Методика исследования

В этом контексте приобрело значение вновь введенное понятие «глокализация» - сложение основ «глобализация» и «локализация» с сохранением содержания обоих терминов, определяемое как стремление хозяйствующих субъектов к перестройке цепей поставок, характеризуемое направленностью на локализацию и регионализацию поставщиков и потребителей (уровень мезологистики и макрологистики), повышая собственную устойчивость и нацеленную на оперативность реагирования в ответ на вызовы глобального характера (уровень мегалогистики). Таким образом, исследования в управлении цепями поставок требуют актуализации и модернизации с учетом этой тенденции на основе анализа возможностей и рисков трансформации цепей поставок, а также с учетом технологического развития и информационного совершенствования логистической отрасли. Основные результаты и обсуждение

Глокализация связана с тем фактом, что организации выходят на глобальный рынок, адаптируя методы, продукты или услуги, которые должным образом соответствуют потребностям конкретных и местных рынков. Для этого важны близость и постоянное взаимодействие с поставщиками и потребителями. Интеграция с этими сторонами позволяет фирмам быть более эффективными, одновременно снижая операционные риски. Таким образом, перепроектирование цепочек поставок на основе этих принципов путем создания сквозного сотрудничества, интеграции и прозрачности в режиме реального времени делает фирмы более устойчивыми. Близость к потребителям способствует пониманию их предпочтений, ожиданий и происходящего на рынке, позволяя компаниям адекватно организовывать свою деятельность и лучше удовлетворять своих потребителей. В то же время, близость к поставщикам благоприятствует управлению другой стороной цепочки поставок, что положительно влияет на отзывчивость рынка и гибкость фирм в динамичной среде, обеспечивая непрерывность и бесперебойность поставок.

Данное исследование приобретает исключительную актуальность для сельскохозяйственной отрасли: с одной стороны, она является критически важной для жизнеобеспечения населения любой страны, обеспечивая поиск возможностей реализации намеченного стратегического плана поставок при любых глобальных обстоятельствах, с другой стороны, ввиду требований свежести и качества, поставщики должны быть максимально «близки» к потребителю, обеспечивая стремление к локализации.

Наиболее значимым фактором реорганизации цепей поставок сегодня являются цифровизация, автоматизация и интеграция цепочек поставок. Поощрение интеграции цепочки поставок и использование цифровой трансформации и автоматизации заставляет хозяйствующих субъектов работать в экосистеме сотрудничества, где стороны взаимодействуют напрямую и постоянно [5].

Современный взгляд выявил слабость цепочек поставок во всем мире и чрезмерную зависимость от ведущих экономик мира по многим продуктам. На построение интегрированной структуры цепочки поставок в настоящее время влияют два основных фактора. Первый фактор представлен геополитическими разногласиями, поскольку невозможно игнорировать текущие политические и торговые споры в мире. Второй - ускорением существующей тенденции диверсификации поставщиков и потребителей; в частности, многие иностранные организации пытаются сбалансировать свои цепочки поставок, включая в цепь звенья, локализованные в дружественных странах.

В этой сложной ситуации цепи поставок должны быть в состоянии удовлетворить локальный и международный спрос. Чтобы сделать это эффективно, крайне важно оптимизировать операции и производительность, снижая уязвимость цепочек поставок к сбоям. По этой причине интегрированное планирование цепей поставок в настоящее время является важным элементом, который следует учитывать, а геополитические аспекты нельзя игнорировать, даже в пользу сокращения затрат.

Сегодня транспортно-логистические услуги в сельскохозяйственной отрасли являются одними из наиболее быстро развивающихся в области цифровых технологий и экосистемной мультимодально-сти [3]. Эти два элемента представляют собой ключевые столпы, на которых можно строить эффективные и гибкие операции. В частности, они имеют решающее значение для создания интегрированных и прозрачных сквозных цепочек поставок за счет улучшения возможностей эффективно и оперативно ориентироваться на потребителей в текущих условиях.

Ввиду географических и климатических особенностей расположения звеньев производства сельскохозяйственной продукции (фермы), они характеризуются низким уровнем интеграции, а крупнейшим агломерациям более свойственна прямая связь с глобальными цепочками поставок. Кроме того, влияние внешних факторов усилило низкую гибкость производства, нехватку рабочей силы, а также ограниченную устойчивость и гибкость цепочек поставок, что заставляет переосмыслить и перепроектировать деятельность и цепочки поставок, чтобы повысить эффективность, делая акцент на развитии возможностей «последней мили» холодовой цепи поставок, разрабатывая более гибкие и оперативно реагирующие модели предоставления транспортно-логистических услуг, поддерживая страну в снижении ее зависимости от других стран за счет внутреннего производства и развития транспортно-логистиче-ских услуг [7].

Растущее внедрение цифровых технологий позволяет предприятиям создавать интегрированные и динамичные цепочки поставок сельскохозяйственной продукции, в которых как поставщики, так и потребители становятся участниками взаимосвязанной экосистемы. Для этого решающее значение имеет совершенствование организационных аспектов в цепи поставок [1].

Несмотря на то, что сельскохозяйственная отрасль во многом зависит от факторов внешней среды и климата, многие виды процессов, такие как выявление потребностей, планирование ресурсов, составление графиков отгрузок, выбор транспортно-логистического оператора с учетом требований транспортировки выигрывают от сотрудничества и взаимодействия звеньев и координации процессов, что повышает производительность с точки зрения оперативности и эффективности. Интеграция и прозрачность различных функций улучшают выполнение операций. Так, в условиях решающей значимости качества транспортно-логистических операций, если вывести концепцию интеграции и координации за пределы традиционного понимания цепи поставок и принять во внимание всю сеть заинтересованных лиц, ее преимущества и возможности резко возрастут.

Целью является синхронизированное интегрированное планирование, которое сокращает потери времени и позволяет предприятию сельскохозяйственной отрасли динамически планировать поставки на основе реального спроса в условиях неопределенности и глокализации. Синхронизация всей сети заинтересованных лиц и сквозная прозрачность в реальном времени становятся всё более важными и ценными факторами, поскольку повышают эффективность и результативность. Эти ключевые моменты сильно отличаются от традиционного подхода к планированию в цепи поставок, где существует разрозненные структуры поставщиков, потребителей и фокусной компании, поэтому для разных функций требуется несколько планов.

Синхронизированное и интегрированное планирование с учетом интересов всей сети заинтересованных лиц, включая логистических операторов и государство, позволяет фирме одновременно осуществлять интеграцию в трех направлениях - интегрировать стратегические, тактические и оперативные планы и цели, также координировать функции (логистические, финансовые и административные) и звенья цепи поставок в пространстве, сохраняя качество сельскохозяйственной продукции (продуктов питания) от фермы и места сбора урожая до места потребления в любой точке мира. Интегрированное планирование и целостный взгляд на всю цепочку поставок приводят к значительным преимуществам, особенно к устойчивости и гибкости за счет внедрения сквозных цифровых технологий на протяжении всей цепи.

Другими словами, в динамичной среде, характеризующейся запросами на настройку и персонали-зацию с учетом требований отрасли в сохранности продукта и геоэкономической ситуации, учет этих ограничений в синхронизированном планировании позволяет предприятию оптимизировать производительность и адекватно удовлетворять запрос рынка, сохраняя и развивая показатели рентабельности.

Авторами разработана цепь поставок (см. рисунок), учитывающая основные процессы и связанные с ними системы, влияющие на типичный подход интегрированного планирования цепей поставок с учетом требований кросс-временной, кросс-функциональной и кросс-пространственной интеграции. Таким образом, подход к исследованию цепи поставок сельскохозяйственной продукции трансформируется в более совместимый, автоматизированный и устойчивый процесс, осуществляя непрерывный контроль эффективности цепочки поставок, где взаимодействие и интеграция позволяют корректировать логистические решения в реальном времени. Эти действия могут поддерживаться искусственным интеллектом, машинным обучением, а также роботизированной и когнитивной автоматизацией процессов на протяжении всей цепи поставок за счет цифровизации сквозных процессов.

Как показано на рисунке, управление современной интегрированной цепью поставок сельскохозяйственной продукции, в отличие от традиционного подхода, строго связано с взаимозависимостью следующих трех составляющих: совместное планирование спроса, внутренняя синхронизация звеньев цепи поставок, совместное планирование поставок.

Уточняя эти тезисы, авторы отмечают, что производственному агропредприятию следует оптимизировать свою деятельность по уточнению параметров спроса за счет установления прямого контакта с потребителем посредством интегрированной цифровой системы в режиме реального времени, улучшая ее внутреннюю деятельность и реализуя комплексное моделирование сценариев, облегчая поиск подходящих решений. Оптимизация управления параметрами спроса влияет на возможности предприятия планировать как внутреннюю деятельность, так и обеспечивать повышение уровня интеграции с поставщиками; это может сделать предприятие более гибким и эффективным. Интеграция этих звеньев в планирование цепи поставок дает возможность цепи поставок сельскохозяйственной продукции быть более устойчивой и динамичной. Таким образом, можно сделать вывод, что результат функционирования совместной, интегрированной и автоматизированной сквозной цепочки поставок имеет преимущества с точки зрения гибкости, предсказуемости и эффективности.

Растущее внедрение цифровых технологий, онлайн-каналов и подходов, основанных на данных, также влияет на сторону поставок в цепочке поставок. Традиционные цепочки поставок обычно предназначены только для удовлетворения потребностей в доставке, уделяя особое внимание доступности продукции. Таким образом, они учитывают совокупный спрос и стремятся добиться масштабируемости и минимизировать логистические издержки, мешая традиционным цепочкам поставок решать проблемы, связанные с омниканальными подходами, и эффективно управлять потребителями.

Современный подход к цепям поставок изменился за счет вовлечения потребителей в процесс принятия решений благодаря развитию бизнес-экосистем. Потребители взаимодействуют с продуктами и услугами и общаются с производителем посредством цифровых сервисов до, в моменте и после их фактического потребления, стремясь повысить персонализацию и оптимальным способом удовлетворить потребность. Благодаря технологиям анализа данных, потребители становятся активными участниками всех процессов взаимодействия, и предприятия имеют возможность сосредоточить внимание на отдельных единицах потребителей, а не рассматривают их как совокупность.

С другой стороны, разработка и внедрение новых продуктов или услуг меняется под влиянием цифровых технологий, возможностей передачи данных в режиме реального времени и более активного участия клиентов. Представляется возможным выделить несколько причин, но традиционное наличие

функциональной разрозненности и низкий уровень интеграции и связей по всей цепочке поставок можно рассматривать как основные причины длительных сроков выполнения заказов, что критично для скоропортящихся товаров, либо продуктов, качество которых в значительной степени зависит от условий транспортировки и хранения, требуя совершенствования холодовых цепей поставок.

Рис. Модернизация подхода интегрированного планирования цепи поставок сельскохозяйственной продукции

Чтобы справиться с этим традиционным ограничением цепи поставок сельскохозяйственной продукции, процесс разработки транспортно-логистической услуги в холодовых цепях поставок связан с более активным взаимодействием с клиентами [8]. Постоянное и значительное вовлечение клиентов, поддерживаемое цифровыми технологиями, вводит концепцию цифровой или интеллектуальной холо-довой цепи поставок, где интегрированная цепочка поставок обеспечивает персонализацию и настройку в динамичной среде, за счет чего внимание к качеству обслуживания и к качеству материального потока становится все выше и выше. Цифровизация и интеграция с клиентами в холодовой цепи поставок также влияют на проектирование цепи поставок. Основными элементами являются автоматизированное проектирование на основе данных и цифровое тестирование.

Рассматривая концептуальные изменения в поставках, авторы отмечают, что в предыдущие годы традиционная деятельность по закупкам и снабжению была в основном сосредоточена на оптимизации

затрат и снижении рисков. Сегодня, помимо этого, предложение также относится к максимизации стоимости, но преимущественно не за счет развития качества продукта, а за счет комплексного логистического сервиса. Для достижения этой цели решающее значение имеет улучшение и формализация управления взаимоотношениями с поставщиками. Это связано с использованием данных, интеграцией цепочек поставок и автоматизацией логистических операций. В этом контексте концепция «совместных поставок» приобретает все большую актуальность, а функция закупок становится стратегической.

Сотрудничество со стратегическими поставщиками ресурсов и услуг и обмен информацией в режиме реального времени могут повысить эффективность и результативность как производителей сельскохозяйственной продукции, так и других участников. Отслеживаемость транзакций в режиме реального времени и мониторинг показателей поставок увеличивают создаваемую ценность и снижают риски нарушения сроков поставок и снижения качества или сроков хранения продуктов. По этим причинам прозрачность сети сотрудничества и сквозная интеграция звеньев являются наиболее важными элементами успешного управления отношениями с поставщиками.

Другими словами, создание совместной экосистемы, характеризующейся обменом данными в режиме реального времени и прозрачностью между компанией и поставщиками, максимизирует создание ценности. В этом контексте дальнейшее развитие цепей поставок может характеризоваться внедрением алгоритмов интеллектуальных технологий, позволяющих осуществлять стратегические и тактические прогнозы, выбирать поставщиков с учетом анализа больших данных и осуществлять упреждающее управление поставщиками. Основываясь на данных и технологиях, они поддерживают интеллектуальное управление категориями и анализ расходов, оптимизируя операции и эффективность цепочки поставок.

Анализ данных приобретает важное значение, обеспечивая целостное представление о поставках, а также синхронизируя планирование и возможности для определения спроса в режиме реального времени, нивелируя влияние неопределенностей текущей геоэкономической ситуации и повышая эффективность цепи поставок в текущих ограничениях: обеспечивается автоматизация закупок и отслеживание спроса, предложения и потоков по цепочке поставок в режиме реального времени. Многие виды деятельности, такие как управление заказами и отслеживание материалов, сокращают количество ручных операций, снижая риск ошибки и повышая эффективность и точность [9].

Заключение

Традиционно логистические операции ориентированы на эффективность. Однако, интегрированные сквозные цепочки поставок более тесно связаны с гибкостью и устойчивостью. В традиционных цепочках поставок выполнение заказов носит реактивный характер и характеризуется не полностью связанными процессами: в их организации доминирует разрозненность, а ограниченная устойчивость и гибкость затрудняют управление непредвиденными событиями. Принятие решений на основе сбора и анализа динамичных данных в цепи поставок позволяет организациям распознавать ожидания и предпочтения потребителей, таким образом, цепочки поставок должны быть спроектированы так, чтобы поддерживать быструю реконфигурацию для удовлетворения ожиданий клиентов.

Эпидемиологические и геоэкономические вызовы последних лет выявили, что цепочки поставок продемонстрировали свою неготовность и низкую устойчивость, что препятствует непрерывности деятельности организаций. Растущее значение глокализации влияет на перепроектирование цепочек поставок, повышая внимание к конкретным локальным потребностям рынка в глобальной среде. Близость к клиентам и поставщикам возрастает, и, что еще более важно, интеграция участников и прозрачность в сквозной цепочке поставок становятся решающими факторами в интегрированном планировании, трансформируя классический подход к управлению цепями поставок в экосистемное взаимодействие участников, гарантируя сотрудничество и синхронизацию планирования. Улучшение понимания и управления спросом позволяет оптимизировать внутреннюю деятельность звеньев цепи за счет корректировок в продвижении материального потока и сервиса в режиме реального времени.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Борисова В.В., Афанасенко И.Д. Логистика в системе совокупного знания: монография. М.: ИНФРА-М, 2021.

169 с.

2. БауэрсоксД.Дж., КлоссД.Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2006. 639 с.

3. Гвилия Н.А. Развитие цифровых экосистем корпораций на основе интернета логистики (IoL) // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2021. № 1 (73). С. 74-81.

4. Гвилия Н.А., Клочков В.Н. Формирование цепей поставок корпораций в условиях глобализации экономики // Инновационная деятельность. 2011. № 4 (18). Вып. 2. С. 79-84.

5. Дун Д., Сун Чж. Практические аспекты создания структурной карты бизнес-экосистемы транспортно-логистических услуг для экспорта сельскохозяйственной продукции // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2023. № 3. С. 29-36.

6. СтокДж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. М.: ИНФРА-М, 2005. 797 с.

7. «РЖД-Логистика» и ведущие транспортные операторы из России запускают «Агроэкспресс» - механизм быстрого экспорта продукции АПК в Китай. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.exportcenter.ru/press_center/rets-rzhd-logistika-i-vedushchie-transportnye-operatory-iz-rossii-zapuskayut-agroekspress-mekhanizm- (дата обращения 07.12.2023).

8. Smart Manufacturing Leadership Consortium. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://smlconsortium.org (дата обращения 22.12.2023).

9. The state of agricultural commodity markets 2022: Agricultural markets and sustainable development, Food and Agriculture Organization (FAO) of the United Nations. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fao.org/publications/home/fao-Hagship-publications/the-state-of-agricultural-commodi^-markets/en (дата обращения 19.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.