РАЗДЕЛ 5. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ
УДК 657 ГРНТИ 06.35.31
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
ЧУГАЕВА ТАМАРА ДМИТРИЕВНА
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет, аудит, статистика», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Барнаульский филиал,656038, г. Барнаул, просп. Ленина 54, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены основные положения применения системы учета затрат АВС (Activity-based costing) и предложен подход к оценке эффективности деятельности бизнес-процессов компании на основе ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators - KPI).
Ключевые слова: управленческий учет, АВС метод учета затрат, эффективность, показатели бизнес-процессов.
MODERN APPROACHES TO FORMATION OF THE ELEMENTS OF MANAGEMENT ACCOUNTING SYSTEM
Tamara D. Chugaeva
Candidate of Economic Sciences, Head ofAccounting, Audit, Statistics department, Barnaul branch, Financial University under the Government of the Russian Federation, 656038, e. Barnaul, Lenin St., bld. 54, Russia E-mail: [email protected]
Abstract. The article describes the main elements of the application of the cost accounting system, ABC (Activity-based costing) and the proposed approach to the assessment of the business process effectiveness of the company based on KPIs (Key Performance Indicators - KPI).
Key words: management accounting, ABC cost accounting, effectiveness and performance of the business processes.
В условиях жесткой конкуренции, неопределенности и риска деятельности хозяйствующих субъектов, менеджменту организации необходимо принимать
управленческие решения разного уровня (стратегические, тактические и оперативные) и профиля (организационные, технические, экономические, социальные и др.), направленные на повышение эффективности бизнеса.
В этой ситуации решающее значение имеет учетно-аналитическое обеспечение управленческих решений, способствующее оперативному реагированию на изменения, происходящие во внутренних и внешних средах хозяйствующих субъектов. Такая информация формируется в системе управленческого учета.
В настоящее время научным сообществом признано, что ведение управленческого учета является важным аспектом повышения
эффективности бизнеса. В экономической литературе достаточно много внимания уделено вопросам создания системы управленческого учета как учетно-аналитического инструмента управления компанией.
В тоже время, как отмечает профессор М.А.Вахрушина «Анализ зарубежных тенденций в области управленческого учета свидетельствует о серьезном отставании российского управленческого учета: он продолжает сохранять ретроспективную направленность, акцентирован на проблемах организации аналитического учета уже свершившихся затрат, поиске методик их распределения и перераспределения, обосновании оптимальных методов калькулирования» [2 с.12].
Для успешного ведения бизнеса руководству коммерческой организации необходимо уметь прогнозировать результаты деятельности
компании и управлять ими с целью предотвращения негативных последствий. Данное обстоятельство обусловливает интерес к применению на практике иных подходов к учету и управлению затратами предприятия, одним из которых является система АВС (Activity-based costing).
Система функционального учета затрат (Activity-based costing) предполагает, что ресурсы, которые формируют затраты предприятия, потребляются не конечными продуктами, а процессами (activities), участвующими в производстве.
Хозяйственная деятельность организации состоит из бизнес-процессов, включающих различные виды деятельности. В каждом процессе формируется свой результат, который является потребителем другого, и в свою очередь имеет собственных потребителей, что в дальнейшем образует цепочку, работающую в целях создания стоимости. Такой подход наглядно свидетельствует о взаимосвязи и
взаимозависимости результатов деятельности всех структурных подразделений предприятия.
Внедрению модели учета АВС предшествует тщательный анализ существующего положения дел на предприятии, определение желаемого состояния дел в соответствии с заданными стратегическими и тактическими целями компании и мероприятий по их достижению.
Одним из преимуществ использования системы учета АВС является возможность принимать управленческие решения в области повышения эффективности деятельности бизнес-процессов (видов деятельности и функций) и соответствующие меры к устранению негативных ситуаций. Учет по системе АВС позволяет обеспечить формирование
информации о расходах по различным классификационным признакам, определять расходы каждого бизнес-процесса и сравнивать их с эталонными значениями, для исчисления полной себестоимости продукции косвенные затраты, собранные по бизнес-процессам, преобразовывать в прямые.
Таким образом, разработка и внедрение системы управления бизнес-процессами, с одной стороны, дает возможность оценить эффективность бизнес-процесса, с другой, является средством контроля за реализацией планов ранее выделенных процессов.
Необходимым условием выявления и устранения проблемных ситуаций в организации, использующей управление на основе процессного подхода, является всесторонний анализ и оценка эффективности деятельности каждого бизнес-процесса.
Проведение анализа осуществляется с помощью показателей отражающих специфические особенности функционирования каждого бизнес-процесса (основной, вспомогательный, бизнес-процесс управления и т.п.). Например, для бизнес-процесса по реализации продукции ключевым показателем эффективности является объем продаж в разрезе каналов сбыта. Снижение затрат контролируется показателями издержек ключевых операционных процессов по видам деятельности, себестоимости единицы продукции,
управленческих и коммерческих расходов.
При разработке системы показателей следует принимать во внимание, что основные бизнес-процессы являются приоритетными, так как оказывают непосредственное влияние на степень удовлетворенности конечного потребителя. А такие показатели, как результативность (степень достижения запланированных результатов) и эффективность (отношение результатов к израсходованным ресурсам) должны составлять основу абсолютно всех локальных систем оценки бизнес-процессов. В качестве дополнительного параметра, позволяющего отражать
эффективность функционирования бизнес-процесса, используют показатели его индивидуальности.
Существующую модель бизнес-процессов компании необходимо регулярно анализировать и пересматривать с учетом изменений, происходящих в его хозяйственной деятельности (освоение производства новых видов продукции, изменение технологий и т.д.), а также с целью своевременного выявления неэффективных процессов, которые требуется преобразовать для оптимизации работы.
В экономической литературе предлагаются различные методы оценки эффективности деятельности бизнес-процессов и предприятия в целом, одним из которых является система оценки с помощью ключевых показателей (индикаторов) эффективности (Key Performance Indicators - KPI) бизнес-процесса.
«Под KPI понимается система финансовых и нефинансовых показателей, влияющих на количественное или качественное изменение результатов по отношению к стратегической цели (ожидаемому результату деятельности)» [1]. Применение KPI подразумевает что показатели, которые предприятие включает в такую систему, зависят от целей, стоящих перед организацией, иначе сущность системы KPI составляют цели, а не показатели.
Показатель KPI показывает насколько выполняется достижение успеха в реализации поставленной задачи, т.е. индикаторы, составляющие KPI, являются целевыми,
имеющими отношение и, в том числе, к процессам деятельности предприятия.
Каждому бизнес-процессу в компании определяются свои ключевые показатели, например KPI затрат, KPI результата, KPI производительности, KPI эффективности и т.д., за исполнением которых следит ответственное лицо, которое в свою очередь, распределяет участки ответственности за показатели между подчиненными ему сотрудниками.
Для каждого из показателей определяется целевое значение и период времени для его достижения, в течение которого показатели регулярно контролируются с помощью оперативного анализа.
Благодаря такой иерархии, на основе KPI становится возможным разработка системы мотивации сотрудников. Набор показателей для сотрудников должен быть сформулирован таким образом, чтобы каждый работник четко представлял свою миссию в реализации общей стратегии компании, что ведет к повышению уровня заинтересованности ответственных лиц, задействованных в бизнес-процессах, в достижении целевых значений KPI и выполнении поставленных задач. Таким образом, и денежное стимулирование сотрудников на базе KPI, в отличие от базового
оклада, ориентировано на достижение краткосрочных и долгосрочных целей компании.
Следует отметить, что оптимальная система показателей оценки эффективности бизнес-процессов одновременно должна быть способна оценить все сферы деятельности конкретного предприятия, и в то же время не перегружать бизнес-процессы информацией, несущественной для их анализа.
Поскольку повышение эффективности деятельности бизнес-процессов напрямую влияет на рост эффективности деятельности предприятия в целом, то целевым показателям эффективности бизнес-процессов должно уделяться наибольшее внимание.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что разработка системы показателей экономического субъекта должна основываться на положениях общепризнанных, фундаментальных концепций, но при этом учитывать особенности функционирования каждой конкретной организации и, что самое главное, увязывать стратегические цели компании с текущими задачами бизнес-процессов. Применение на практике изложенных подходов к организации учетно-аналитической системы позволит, на наш взгляд, улучшить информационное содержание системы управления и повысить эффективность ее бизнеса.
Список использованных источников:
1. Библиотека KPI. - М.: First Training group Moscow, 2007. - 51с.
2. Вахрушина М.А. Проблемы и перспективы развития российского управленческого учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33. С. 12-23.
3. Глубокова Л.Г. Оценка и совершенствование действующей системы учета и бюджетирования бизнес-процессов в организации // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2014. № 7(117). С. 187-192.
4. Кушманова Т.И. Чугаева Т.Д. Процессный подход к учету затрат как способ повышения эффективности бизнеса // в сборнике: Социально-экономическая политика России при переходе на инновационный путь развития. Материалы 7-ой международной научно-практической конференции под общ. редакцией И.К.Мищенко, В.Г.Притупова. 2015. С. 96-98.