Носирова А. Р., д.ф.и.н. PhD старщий преподаватель кафедры «ЮНЕСКО по сравнительному
изучению мировых религий и религиоведению»
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Аннотация: В данной статье рассматриваются такие вопросы как методика преподавания дисциплины религиоведение, педагогическая технология. В частности о педагогической технологии направленной на обеспечение предварительно тщательно разработанного и гарантированного результата в образовательном процессе. Ориентацию целостного процесса, основанного на определенной последовательности в обучении, на достижение цели, основанной на потребностях студента, организацию обучения на основе модульной технологии и формирование концепций относительно использования интерактивных методов в преподавании религиоведения.
Ключевые слова: Модуль, технология, интерактивный, пассивный, активный, педагогическая технология, стиль, мотивация, мозговая атака, сравнение.
Nosirova A.R., PhD
Senior Lecturer at the UNESCO Department for the Comparative Study
of World Religions and Religious Studies
MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING THE DISCIPLINE OF RELIGIOUS STUDIES
Annotation: This article discusses such issues as the methodology of teaching the discipline of religious studies, pedagogical technology. In particular, about pedagogical technology aimed at providing a previously carefully developed and guaranteed result in the educational process. The orientation of a holistic process based on a certain sequence in learning, to achieve a goal based on the needs of the student, the organization of training based on modular technology and the formation of concepts regarding the use of interactive methods in teaching religious studies.
Keywords:Module, technology, interactive, passive, active, pedagogical technology, style, motivation, brainstorming, comparison.
Необходимость применения новых технологий в системе образования с каждым днем становится все более актуальней. Мир переживает информационный бум, происходят значительные изменения в способах, средствах, технологиях получения информации. Сформированы новые
требования общества к уровню образованности, которые приводят к необходимости применения инновационных подходов к обучению. Сегодня наиболее результативными являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также ориентацией на личность обучаемого, его интересы, склонности и способности.
Студенты также отличаются друг от друга в получении знаний, запоминании, понимании и применении полученной информации. Для некоторых студентов достаточно устной (выраженной словами) информации, например, прослушать лекцию. Для других важна визуальная информация. Это наглядные пособия: таблица, схема, графика, диаграмма. Для третьей группы студентов кинестетические методы усваиваются эффективнее.
Студенты многому учатся друг у друга. Поэтому важно научить их влиять друг на друга, используя методы передачи уроков, основанные на сотрудничестве. Например, некоторых отличает их желание быть независимыми, в первую очередь. Они предпочитают учиться отдельно. Им нравится вести дебаты, дискутировать, участвовать активно.
Переход к инновационным формам обучения сегодня является одним из приоритетных направлений в системе высшего образования. Инновационное образование предполагает обучение по новым моделям, стимулирует студентов к получению или выработке новых знаний. При подготовке учебно -методического обеспечения дисциплин необходимо учитывать опыт образовательных инноваций, используемый как в отечественной, так и зарубежной педагогике.
Наиболее предпочтителен в преподавании данной дисциплины -компетентностный подход, позволяющий не только сформировать основные знания и умения, но и успешно применять их на практике, когда они могут быть востребованы. Религиоведение формирует компетенции, связанные с жизнью каждого гражданина в мультикультурном обществе. К основным компонентам религиоведческой компетенции относится: когнитивный, деятельностный и ценностный. Каждый из указанных компонентов можно формировать на отдельных практических занятиях.
Начинать изучение курса следует с проведения предварительного тестирования по выявлению уровня первоначальных знаний у студентов. В него следует включить вопросы на знание теоретических основ религиоведения: смысла основных понятий дисциплины, классификации типов религий, основ вероучения мировых религий, представлений о нетрадиционных религиозных объединениях. Автором разработаны и апробиро-ваны следующие варианты проведения практических занятий.
1. Занятия, формирующие навыки работы с религиозными текстами.
Данный вид деятельности предусматривает изучение и анализ наиболее значимых отрывков из Священных текстов традиционных и нетрадиционных религий. Это могут быть фрагменты из Библии, Корана, Трипитаки. Знания,
получаемые при работе с текстами из священных книг различных религий, помогают студентам ориентироваться в конфессиональном разнообразии, глубже разобраться в том или ином религиозном учении, способствуют развитию навыков самостоятельного анализа. Это пробуждает у студентов более глубокий, исследовательский интерес к новым знаниям, желание отстаивать собственное мнение, опираясь на изученный материал. При работе с текстами можно проводить сравнительный анализ ранее полученной информации о других религиях, подчеркивая разное отношение и поиски «смысла жизни» человека в различных конфессиях. Следует подбирать отрывки из Священных текстов таким образом, чтобы студенты самостоятельно сумели отнести конкретные фрагменты к той или иной религиозной системе.
2. Практические занятия по изучению материала через игровые ситуации.
Использование заданий подобного рода позволяет в интересной форме получать новые знания и закреплять изученный материал. Наиболее подходящими для проведения таких занятий являются темы по мировым или национальным религиям. В качестве примеров можно назвать игры «Религиозный выбор Древней Руси» (о принятии христианства), «Религия и мораль» (ролевая игра, в которой студенты представляют позиции известных ученых и богословов, а также собственные подходы), «95 тезисов Лютера» (о Реформации и ее значении для Западной Европы), терминологические игры и другие. Они позволяют студентам реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал, отыскивать решения проблем, поставленных преподавателем через коллективное взаимодействие с группой.
3. Использование на практических занятиях аудио и видео - фрагментов с комментариями преподавателя или подготовленных студентов.
Видео и аудио - материалы заметно оживляют и привлекают интерес студентов к рассматриваемой теме. Если преподаватель добавит немного актерского мастерства во время прослушивания музыкальных фрагментов, это заметно усилит их педагогический эффект. Особый интерес студенты проявляют к просмотру и обсуждению видеоматериалов по мировым религиям и нетрадиционным религиозным объединениям.
4. Проведение коллоквиумов по завершении изучения модуля.
В содержание коллоквиума включаются произведения классиков и критиков мирового религиоведения с их последующим рассмотрением и анализом.
5. Подготовка студентами самостоятельных творческих заданий.
Каждому студенту предлагается в индивидуальном порядке выбрать
тему, вызывающую у него особый интерес, самостоятельно изучить материал по данной проблеме, дать собственную оценку событиям, происходящим в религиозной сфере. Наиболее интересные творческие работы обсуждаются на семинарах и диспутах в учебных группах.
6. Ознакомительное посещение культовых мест.
Дисциплина «Религиоведение», «Исламоведения» отводит немало места изучению национальных и мировых религий, традиций и вероучуния ислама. Целесообразно по окончании лекций организовывать экскурсии по основным культовым местам города. Перед каждой такой экскурсией преподаватель должен познакомить студентов со спецификой и этикетом посещения соответствующих культовых мест.
Педагогу, преподающему такую мировоззренческую дисциплину, как «Религиоведение», «Исламоведения» всегда необходимо помнить о той роли, которую он может сыграть не только в обучении, но и в толерантном воспитании молодого поколения. Только осознавая ответственность, которая возложена на него обществом, можно воспитать достойных граждан и специалистов, способных уважать мнение других людей, комфортно, мирно и дружно жить в большом и многонациональном государстве.
2. Организация обучения на основе модульной технологии.
Современные темпы экономического и социального развития общества требуют от современной молодежи умения быстро ориентироваться и решать различные задачи. Поэтому развитие познавательных и интеллектуальных способностей молодого поколения выходит сегодня на первый план. Развитие этих способностей в основном осуществляется через образование. Однако обновление технологий, форм и методов образовательного процесса, в ряде случаев, отстает от потребностей общества. Без обновления образования не может состояться обновление общественной жизни, поэтому исключительно значимой и актуальной общественной проблемой является разработка стратегия улучшения системы образования с учетом социального заказа, накопленного опытом.
Традиционный учебно-воспитательный процесс был направлен на стандартизацию личностей учащегося и преподавателя. До сих пор во многих
учебных заведениях фактически сохраняются «традиционные методы» образования. Современность диктует необходимость разнообразия форм и методов образования и воспитания студентов. Широкое внедрение прогрессивных форм организации труда оказывает влияние на формы организации учебной деятельности студентов. Наблюдается противоречие между требованиями к подготовке студентов и реально сложившиеся практикой образования, особенно в процессе теоретического обучения.
Инновационная деятельность в образовании должна быть направлена на обеспечение всестороннего развития личности и профессионального развития студентов.
Основная идея модульной технологии состоит в том, что обучающийся должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. В отличии от существующей методической системы, которая направлена на решение задач: чему учить и как учить, технология модульного обучения решает задачу: как учить результативно.
Модуль - это целевой функциональный узел в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Содержание самостоятельно
(или с помощью преподавателя) достигает конкретных целей при помощи выполняющие работы с модулем. Модульная технология базируется на личностно-ориентированном подходе, опирается на теорию развивающего обучения. Она позволяет заменять репродуктивные формы обучения не отвечающие задачам сегодняшнего дня, на более эффективные интерактивные, творческие.
При модульной технологии организации учебного процесса в основу заложена блочно-модульная форма представления информации. Преподаватель разбивает учебный материал на темы, полугодия, сессии. Таким образом образуются блоки изучения предмета, имеющие свою внутреннюю логику и последовательность. При изучении блока осуществляется поэтапный контроль и коррекция знаний.
В основу модульного обучения заложена новая форма взаимоотношений студента и преподавателя. Расширяются возможности организации самостоятельной работы студентов . Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу.
Модуль позволяет развивать у студента интеллект и склонности, самостоятельность, умение управлять учебно-воспитательной деятельностью.
Модульная технология обучения позволяет реализовывать на учебном занятии и в организации самостоятельной работы студентов активизацию познавательной деятельности, развить интеллектуальную самостоятельность, осуществлять дифференциация и индивидуализацию обучения. Наличие модулей на печатной основе позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными студентами путём консультирования каждого из них, дозирование персональной помощи. Любой модуль сопровождается методическим обеспечением, которое включает систему репродуктивных и интерактивных методов и форм работы.
Методическое обеспечение включает в себя:
1. перечень методов, оптимально обеспечивающих изучение конкретного содержания учебного материала.
2. взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов обучения;
3. формы организации учебной и познавательной деятельности;
4. систему заданий разной степени сложности, задания для самоконтроля и взаимоконтроля;
5. перечень источников информации.
Модульная система обучения имеет принципиальные отличия от других форм обучения, так как предполагает другие формы общения преподавателя и обучающегося на основе максимально возможного использования самостоятельных форм работы. Это особенно актуально для дисциплин, в которых значительный объем информации выносится на самостоятельные формы работы. Преподаватель выступает как координатор деятельности
учащегося. Учащиеся самостоятельно учатся целеполаганию, планированию, самоорганизации и самоконтролю.
Построение модуля включает несколько основных принципов:
• сочетание дидактических целей;
• обратная связь со студентами в различных формах контроля;
• самостоятельный анализ, самостоятельная коррекция знаний и выполнение самостоятельных заданий.
Учебный модуль состоит из нескольких частей.
1. Устное изложение основных вопросов темы, раскрытие основных понятий. Чаше всего, эта часть модуля излагается учителем. При этом формы изложения нового материала могут варьироваться.
2. Самостоятельная и практическая деятельность студентов. Эта часть модуля может предусматривать работу с различными источниками информации, выполнение практических и самостоятельных заданий.
3. Повторение и обобщение материала темы (практические, самостоятельные работы, творческие и проблемные задания.
4. Контроль знаний учащихся по всей теме.
Технология модульного обучения предполагает разнообразие форм и методов работы с учащимися. Это позволяет преподавателю использовать свою методическую копилку. Чем активнее были поиски учителя в области методики, тем богаче его методическая копилка. Использование интерактивной технологии в модульном обучении возможно при наличии нескольких условий:
личная мотивация учителя;
отбор и эффективное сочетание методов и приемов работы; соблюдение регламента времени; умение преподавателя работать с компьютером; владение методикой создания учебных презентаций.
Организация учебного модуля предполагает:
определение имеющихся знаний у студентов (входное тестирование); выделение основных научных идей курса;
структурирование содержания учебного материала вокруг основных идей темы;
использование разнообразных элементов изучения;
использование различных форм обучения, активизирующих мыслительную деятельность студентов;
использование аудио и видео материалов, структурно-логических схем, ограничение использования учебного текста, как главного носителя информации.
При создании модуля преподавателю надо провести структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний:
восприятие ^ понимание ^ осмысление ^ запоминание ^ применение ^ обобщение ^ систематизация.
Тогда, используя модульную технологию обучения, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи. Модульная технология позволяет использовать любые интерактивные формы работы.
Опыт показывает, что введение модулей в учебный процесс повышает заинтересованность студентов в самом процессе обучения. Повышает мотивацию и заинтересованность в полученных результатах. Постепенно повышается качество усвоения учебного материала. Для студентов главное то, что каждый может работать в своем темпе, может получить консультации преподавателя, использовать помощь товарищей.
Следует, однако, отметить, что переход к использованию модульной технологии необходимо осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать только элементы технологии и сочетать их с другими формами организации учебно-воспитательного процесса.
Использованные источники:
1. М.Алимова, А.Носирова, Н.Турамбетов. Методика преподавания дисциплин религиоведения и исламоведения. Учебное пособие. Т.: Замон Полиграф, 2023. - С. 144.
2. Марказий Осиё динлари тарихи. - Т.: ТошДШИ, 2006. - 207 б.
3. Тожибоева Д. Махсус фанларни укитиш методикаси. Укув кулланма. - Т.: Fan va texnologiya, 2007. - 337 б.
4. Зиёмухдммедов Б. Таълим техологиялари. Методик кулланма. - Т., 2012. -60 б.
5. Голиш Л.В., Файзуллаева ДМ. Педагогик технологияларни лойих,алаштириш ва режалаштириш: Укув услубий кулланма/ Таълимда инновацион технология серияси. - Т.:ТДИУ, 2010. - 149 б.
6. Сайидахмедов Н.С. Дидактик жараён лойихдсининг интерфаол методлари. - Т.: Университет, 2005.