НАУКИ О ЗЕМЛЕ
УДК 378
Д. Г. Бондарева
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ В ВУЗЕ
В данной статье показано значение компетентностного подхода в подготовке будущих учителей географии. Приводится краткая характеристика современных педагогических технологий, применяемых в процессе подготовки студентов к их будущей профессии.
Ключевые слова: педагогические технологии, компетентностный подход, компетентностно-ориентированные технологии.
Переход высшего профессионального педагогического образования на новые федеральные государственные стандарты потребовал от преподавателей реализации компетентностного подхода в уровневой системе обучения подготовки бакалавров и магистров.
Под компетентностным подходом в подготовке учителя географии понимается способ обучения, ориентированный на овладение студентами компетенциями, заложенными в федеральном государственном образовательном стандарте, являющемся универсальным для различных видов деятельности, характерных для учителей географии. По мнению В. В. Николиной (2012) и других педагогов, компетентностный подход интегрировал в себе основные компоненты ведущих в практике образования подходов, давая возможность с учетом целей и особенностей содержания сочетать различные технологии, характеризующие подходы, а также проникать одним технологиям в другие:
- традиционного: знания, умения, опыт лежат в основе формируемых компетенций студентов. При этом знания и умения в логике компе-тентностного подхода меняют свой вектор: из традиционных выбирают те, которые имеют практико-ориентированную направленность, остальные рассматриваются как справочные. Однако нельзя целиком отбро-
Бондарева Дина Геннадьевна — кандидат биологических наук, старший преподаватель (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: [email protected]
© Бондарева Д. Г., 2014
9
сить идеи традиционного образования, т. к. оно обладает технологиями, без которых невозможен процесс понимания, осознания, усвоения информации;
- культурологического: содержание образование в рамках компе-тентностного подхода будет достаточно быстро меняться с учетом того культурно-исторического контекста, в котором оно происходит. Культурологический подход обеспечивает работу по обновлению документов, регламентирующих содержание высшего педагогического образования на постоянной основе;
- личностно-ориентированного: более востребованными становятся способность и готовность личности учиться и переучиваться всю жизнь, ориентироваться в разнообразных сложных и противоречивых ситуациях, разрешать их, нести ответственность за результат своей деятельности. Поэтому главные усилия в сфере образования предлагается направлять на развитие тех способностей, которые требуются для успешной адаптации, самоактуализации и самореализации человека. Связь личностно-ориентированного и компетентностного подходов непосредственно выражается в выстраивании индивидуальной образовательной траектории студента, где первый подход выступает целью, а второй - средством достижения этой цели;
- деятельностного: главным результатом образования в компетент-ностном подходе считают способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях, что можно определить как дальнейшее развитие деятельно-стного подхода;
- инновационного: ориентированного на создание новых образовательных продуктов с помощью новых подходов, знаний, новой организации труда, новых технологий обучения.
Выделенные подходы становятся в компетентностно-ориентирован-ном образовании ведущими, но не единственными для отбора содержания профессиональной подготовки будущего учителя географии. Цель профессиональной подготовки учителя географии задается как ожидаемый результат, а именно как ориентация на становление его профессиональной компетентности.
Согласно идеям ведущих ученых методистов-географов страны (В. П. Максаковский, И. И. Баринов, В. П. Дронов, И. В. Душина и др.), под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая готовность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей, наклонностей и интересов. Причем природа компетентности такова, что она проявляется в единстве с ценностными ориентирами человека, т. е. при условии глубокой личностной заинтересованности в дан-
10
ном виде деятельности и понимании смысла изучаемого [2]. Заложенные в федеральном государственном образовательном стандарте общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) с учетом отмеченных ранее педагогических подходов определяют содержание, технологии и результат подготовки будущего учителя географии. Компе-тентностный подход, развивающий у будущего учителя географии необходимые личностные и профессиональные способности, реализуется в разработке конкретного продукта (проект, презентация, учебная и учебно-производственная задачи) в режиме практической деятельности на каждом занятии. При этом единицей построения содержания дисциплины в компетентностном подходе является задача (ситуация), учебная и профессиональная, определяющая логику «развертывания» географического и методического содержания. Она делится на проектируемую и разрешаемую в учебном процессе и на занятиях и естественную — возникающую в естественных условиях в период практики. Таким образом, компетентностный подход акцентирован не на содержание, а на результат образования, выраженный в форме компетенций.
В контексте компетентностного подхода осуществляется и выбор педагогических технологий. Технологию понимают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение поставленных задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса [1].
Педагогические технологии, используемые в подготовке учителя географии, отличаются по уровню их применения, по научной концепции, лежащей в их основе, по ориентации на личностные структуры и т. д. Например, если преподаватель поставил цель, связанную с оптимизацией средств поиска и хранения информации, то используются информационные технологии; если преподаватель пытается оптимизировать процессы взаимодействия студентов друг с другом, применяются интерактивные технологии; если они ориентированы на стимулирование личностного развития, применяются рефлексивные технологии, технологии личностного роста.
Педагогические технологии, ориентированные на формирование профессиональных компетенций учителя географии, основаны на взаимосвязи когнитивных, эмоционально-ценностных, деятельностных, рефлексивных компонентов, образующих компетенцию при доминировании деятельностного компонента, позволяющего будущему учителю географии «проживать» образовательные ситуации, проектировать и осуществлять свою деятельность и деятельность будущих учеников, входить в коммуникативное поле обучения, которое создается обменом суждений, включаться в профессиональный и исследовательский контекст по географии, рефлексировать по поводу своей деятельности. Таким образом, следует выделять компетентностно-ориентированные технологии.
11
В качестве педагогических технологий, направленных на развитие компетенций будущего учителя географии, выступают кейс-технологии, исследовательские, проектные, тренинговые, игровые, технология-портфолио, технология контекстного обучения. В основе данных технологий присутствуют: проблема — задача — диалог — самостоятельная деятельность — рефлексия.
Технология контекстного обучения, включающая студента в профессиональный контекст в результате развёртывания адекватных ему форм учебно-познавательной деятельности, воссоздающих предметное и социальное содержание будущей профессии. В данной технологии выделяют три базовые формы деятельности:
- учебную деятельность академического типа (лекции, практические занятия, самостоятельная работа как собственно учебная деятельность);
- квазипрофессиональную деятельность (деловые игры, игровые формы занятий);
- учебно-профессиональную деятельность (научно-исследовательская работа, производственная практика) [2].
Обучение, основанное на анализе конкретных ситуаций, позволяющих студентам осмыслить и проанализировать конкретные ситуации, выбрать вариант решения (кейс-технологии). Отличительной особенностью кейс-технологии является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни или профессиональной деятельности. Кейс существенно отличается от традиционных учебных задач, так как представлен реальной ситуацией. Кейсы позволяют студентам вырабатывать решения, используя багаж теоретических знаний, т. е. они дают возможность проверить знание теории на практике. Кейсы для подготовки учителя географии могут как создаваться по отдельным учебным дисциплинам, так и носить интегративный характер. Разработанные кейсы используются как при изучении нового материала, так и на этапе контроля. Важным в кейсах является система вопросов и заданий, включающая студента в активную деятельность. Выделяют задания, актуализирующие деятельность студентов по решению ситуаций, заложенных в кейсе. Они связаны с пониманием текста:
а) задание для работы с текстом: прочитайте текст, ответьте на вопросы; подберите материалы, описывающие изучаемую ситуацию;
б) задание для работы с кейсом на занятии: примите участие в дискуссии по проблеме, разработайте в группах презентацию по обсуждаемой в кейсе проблеме, напишите эссе, сделайте прогноз, отобразите в диаграмме (картосхеме, контексте) и т. д.;
в) задание для самостоятельной домашней работы: составьте словарь, сделайте сборник (дайджест) фрагментов статей по обсуждаемой проблеме, напишите исследовательскую работу (не более 2—3 страниц) и т. д. Примерами проблем, обсуждаемых на занятиях по методике обу-
12
чения географии, могут быть такие: чем определяется последовательность и взаимосвязь этапов подготовки учителя к уроку географии; почему необходимо заранее продумать условия применения методов обучения на уроке географии; в чём заключаются плюсы и минусы использования компьютерных технологий в обучении географии; какие дидактические функции можно возложить на электронный учебник и т. д. Как видно из заданий, выполняемых студентами по материалу кейса, все они практико-ориентированы, развивают их опыт и способности.
Обучение проектной деятельности по решению учебных и реальных географических и методических проблем. Проектная технология заключается в разработке и реализации в учебном процессе проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств достижения поставленных целей). Любой проект в обобщенном виде представляет собой замысел, реализацию, рефлексию. Завершенность проекта как реализация замысла формирует у студента способность видеть собственное действие со стороны. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое продолжение учебной дисциплины. Данная технология включает в себя совокупность исследовательских и поисковых проблемных методов, творческих по самой своей сути. Она ориентирована на приобретение и применение новых знаний, умений, отношений, основанных на создании конкретного продукта (конспект урока, планирование кружка, разработка программ кружка, факультатива, сценариев географических мероприятий для школьников и т. д.).
Тренинговая технология, направленная на самостоятельное решение конкретных задач на основе интенсивного погружения в проблему, «отработку» одного из способов действий (умение работы с приборами, разработка системы заданий), формирование уверенности в своих действиях и способностях, корректирование профессионального поведения. Реализация данной технологии основана на разработанной системе задач, активной самостоятельной работе, межгрупповой дискуссии по полученным результатам, рефлексии.
Технологии, ориентированные на коммуникативное взаимодействие субъектов образовательного процесса и имитацию профессионально-педагогической деятельности (игра, диалог). Диалоговые технологии подчиняются законам диалога, принимающего факт существования множественности взглядов, точек зрения, позиций, систем, ценностей. В диалоге выделяют две формы — внутреннюю и внешнюю. При создании условий внутреннего диалога предлагаются ситуационные задачи, обеспечивающие выбор решения из альтернатив; разрешение проблемных ситуаций; поиск суждений об определенном факте или явлении; решение задач, не имеющих однозначного решения; выдвижение гипотез и предложений.
При создании условий для внешнего диалога практикуется обмен мнениями, идеями, позициями; вопросительный стиль общения; дискус-
13
сии, дебаты; коллективная генерация идей, предположений, доказательств; контекстный анализ идей, гипотез. Эта технология ориентирована на усвоение эмоционально-ценностного опыта, опыта поиска смысла.
Игровые технологии направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором осуществляются соревновательность, решение проблемы, самоутверждение и самореализация. Игра (деловая, ролевая) имеет чётко поставленную цель и соответствующие ей результаты. Она строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенного общим содержанием, сюжетом, правилами.
Технология портфолио позволяет накапливать профессиональный опыт, осуществлять саморазвитие личности. Данная технология представляет собой способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся за определенный период обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания (реальных достижений) студентов, обеспечивает реализацию им своей субъективности. Эта технология помогает планировать, отслеживать, корректировать индивидуальный образовательный маршрут, оценивать продукты своей деятельности. Результат использования портфолио — компетентность в сфере саморегуляции и самоорганизации, презентация своих достижений. В результате решения научной проблемы продуктом данной технологии являются новые знания, умения, опыт.
Технология исследовательского обучения осуществляется поэтапно, обеспечивая формирование у будущих учителей соответствующих компетенций. Она предполагает обучение проведению учебного и научного исследования. Данная технология способствует становлению компетенций, связанных с возможностью самостоятельно сформулировать проблему, цель, гипотезу, задачи, собрать данные, сформулировать выводы по проблеме.
Например, лекционная технология насыщается компетентностным подходом в результате включения в нее элементов технологий критического мышления, проблемной лекции, лекции-визуализации.
При использовании компетентностно-ориентированных технологий можно отметить не только «плюсы» но и «минусы»: увеличение нагрузки преподавателей при проектировании и реализации образовательного процесса по дисциплине; образовательная среда не всегда отвечает требованиям подготовки компетентного специалиста; недостаточная готовность преподавателя к выбору и использованию компетентностно-ориентированных технологий; невладение преподавателями многими технологиями, доминирование в этой связи по стереотипу «это я всегда успешно применяю»; неполное осознание своей новой роли (организатора, консультанта, фаси-литатора); неполная обеспеченность учебного процесса дидактическими материалами (наборы задач и ситуаций, учебных пособий, отражающих современный уровень содержания и технологий); обилие используемых на
14
занятии технологий, приводящих к перегруженности образовательного процесса и инновационной невосприимчивости студентов к ним; невостребованность большинства продуктов учебной деятельности студентов, получаемых в результате применяемых технологий, что во многом лишает ее смысла [2].
Таким образом, компетентностно-ориентированные технологии не носят универсального характера, они решают только определенные задачи, поэтому они совмещаются и с другими технологиями, направленными на развитие эмоциональной сферы, личностного роста. Такой подход комплексного использования технологий в образовательном процессе способствует саморазвитию и самовоспитанию современного специалиста, формированию у него профессионального мышления.
Список литературы
1. Деева Н. Н. Обучение опыту творческой деятельности на уроках экономической и социальной географии мира: учебно-методическое пособие. Биробиджан, 2010. 134 с.
2. Николина В. В. Современные педагогические технологии как фактор реализации компетентностной модели подготовки учителя географии / / География в школе. 2012. № 4. С. 46-56.
•Jc -Jc -Jc
Bondareva Dina G.
MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES USED IN THE PREPARATION OF GEOGRAPHY TEACHERS AT THE UNIVERSITY
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan)
This article shows the importance of the competence approach in the preparation of future teachers of geography. It provides a brief overview of modern educational technologies in the process of preparing students for their future profession.
Keywords: educational technology, competence approach, competence-oriented technologies
References
1. Deeva N. N. Obuchenie opytu tvorcheskoy deyatel'nosti na urokakh ekonomicheskoy i sotsial'noy geografii mira (Training the experience of creative activity on the lessons of economic and social geography of the world), Birobidzhan, 2010, 134 p.
2. Nikoliha V. V. Modern educational technology as a factor in the implementation of a competence model of geography teacher preparation [Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii kak faktor realizatsii kompetentnostnoy modeli
podgotovki uchitelya geografii], Geografiya v shkole, 2012, no. 4, pp. 46—56.
* * *
15