130 "Культурная жизнь Юга России " ,\Ь 2 (27), 2008
Т. Н. КУРИЦЫНА
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗЕ
Статья посвящена актуальным проблемам образования студентов-менеджеров, возникающим в процессе перехода от традиционной формы обучения к инновационным. Автором акцентируется значимость гуманитарной подготовки, которая формирует личность студентов. Он обращает внимание на необходимость формирования креативного мировоззрения у будущих специалистов.
Ключевые слова: консалтинг, бинарность, менеджмент, креативность, мотивация, инновация, синергетика.
Современные тенденции развития образования, ориентированные на стандарты Болонского процесса, требуют инновационных подходов к организации, методическому обеспечению и технологии обучения, особенно для таких сравнительно новых дисциплин, как менеджмент. Их принципиальным отличием является отказ от прежней схемы предметно-информационного типа образования и переход к образованию профессионально-деловому, уход от образования констатирующего в пользу образования опережающего и перспективного, движение от репродуктивного образования к креативному. Концептуальное, революционное изменение образования возможно лишь при одном условии: узкой профессионализации специальной подготовки будущих менеджеров, что предполагает, прежде всего, сокращение сроков профессиональной адаптации студента в практической деятельности посредством соответствующей технологии образовательного процесса. Это требует не сокращения сроков обучения, а более раннего вхождения в профессиональную ориентацию за счет конкретно направленной специализации по всем дисциплинам курса обучения.
В процессе подготовки менеджеров приоритетной является практика управления, а не накапливание объема знаний без учета их использования. Это предполагает инноватику в технологиях образования - практическое осмысление проблем, проигрывание ситуаций, совместную практическую деятельность всей группы, использование ситуационного решебника (кейсы), грамотно спланированную самостоятельную работу, опыт работы над проектами, т. е. тот потенциал, который рождает креативное образование.
Менеджер - особый специалист, синтезатор различных тенденций развития организации, поэтому ему трсбустся особая структура знаний. Он может получить ее при условии использования блочно-модульного обучения, когда дисциплины выстраиваются в систему, способствующую развитию синергетического эффекта. В современных условиях такое обучение предполагает взаимодополнение и взаимопродолжение дисциплин в общей системе образования, только тогда по-на-стоящему возникает эффект синергизма, что возможно лишь при регулярном обновлении учеб-
ных планов, ориентированных на современные требования к профессии, предъявляемые работодателями.
Следующим важным фактором в инновационном обучении менеджменту является компьютеризации образования: использование мультимедийных компьютерных программ обучения, способствующих развитию образного и вариативного мышления, структурированию материала, проектированию концепций и выстраиванию логики учебной дисциплины. Особую роль в этом процессе играет преподаватель, который не только обладает интеллектуальным багажом и педагогическим мастерством, но и сам является образцом позитивного делового поведения, эталоном образовательного менеджмента. Весь учебный процесс должен быть примером эффективного управления, ведь воспитание средой - сильнейший фактор в обучении. Вообще проблемы воспитания личности при формировании специалис-та-менеджера можно считать приоритетными. На первое место выходит задача формирования мировоззрения лидера, что весьма актуально для процесса формирования системы компетентностей у менеджеров. Профессионально-деловой подход в их образовании должен сочетаться с решением важнейшей проблемы перспективного образования, которое возможно только при условии нового мышления, предполагающего способность специалиста мыслить категориями будущего, не отрываться от реальности, просчитывать все факторы эффективности.
Цикл дисциплин по психологии: общая психология, педагогика, конфликтология, психология управления, этика и психология делового общения, имиджелогия - направлен на решение этой задачи. Только при их наличии можно быть уверенным в том, что подготовка менеджера не превратится в банальное накопление отвлеченных знаний по экономике, не укладывающихся в инновационную систему обучения.
Современная педагогическая стратегия в обучении менеджеров предполагает диверсификацию образования, включающую не только технологии презентации и получения знаний, но и практического тренинга, распространенного за рубежом и приобретающего все большую популярность в России, использование информационно-компью-
М 2 (27), 2008 "Культурная жизнь Юга России " ^ ^
терных, а также целевых технологий самообразования и дистанционного образования.
Диверсификация образования построена на использовании ряда принципов:
- ценностной ориентации знаний, которая формирует профессиональное сознание;
- неформального образования, способствующего развитию индивидуальности и творческого мышления;
- коллективно-обучающей деятельности, предполагающей формирование навыков работы в команде, которые складываются в процессе обучения;
- регулирования качества образования.
Все эти принципы можно реализовать с помощью соответствующих технологий (1).
Технологические схемы образования
Е ге I и |
£ л-. С! Б 2
Диверсификация образования в области менеджмента предполагает расширяющееся разнообразие в области содержания образования, специализаций, форм, методов и технологий обучения, где осуществляется переход разнообразия в новое качество образования. В выборе нужной технологии необходимо руководствоваться пониманием того, что для менеджеров важно не столько накопление критической массы теоретических знаний, сколько формирование навыков анализа, выстраивания стратегии и тактики управления. Не останавливаясь на характеристике каждой из представленных образовательных технологий, которые интенсивно развиваются, можно утверждать, что формирование системы компетентнос-тей студентов-менеджеров должно быть направлено на создание принципиально нового профессионального сознания специалиста.
Здесь на первое место выходит качество образования в процессе подготовки менеджеров. Особенность этой проблемы заключается не только в качественно новом подходе к качеству обучения, но и в инновационной концепции понимания критериев этого качества, которое заключается, прежде всего, в формировании профессионального сознания. Его отличие заключается в том, что это не столько объем определенных специальных знаний, сколько общий образовательный уровень, основанный на принципах высокой культуры и
методологии самообразования, способствующих развитию личности. А если учесть, что процесс подготовки менеджера - это подготовка руководителя, образование которого должно отвечать требованиям настоящего и будущего, то здесь важно формирование профессионализма как элемента образовательного процесса. Профессиональное сознание ориентировано на качество деятельности, а это и есть сущность специальности менеджера.
Одной из составляющих профессионализма является опыт управленческой деятельности, который начинает складываться уже в учебном процессе (проведение специализированных практик, моделирование управленческих процессов в деловых играх, выполнение курсовых и дипломных проектов, сориентированных на решение конкретных управленческих проблем и т. д.)
У студентов-менеджеров необходимо развивать лидерские качества, которые позволят им по-настоящему овладеть искусством управления. К сожалению, на формирование этих качеств у будущих менеджеров почти не отводится времени. Доминирование теоретической подготовки над практической не способствует формированию профессионализма. Эта проблема решаема только при условии коренного изменения концепции образования в сторону повышения качества образования за счет формирования его практической составляющей, дополнительного образования в форме параллельных курсов, тренингов, за счет создания воспитательной среды через опыт студенческого самоуправления. Большую роль здесь играют технологии психологических тренингов, основанных на результатах тестирования студентов.
Уникальность подготовки менеджера заключается в том, что условием формирования его профессионализма является не только наличие лидерских качеств, но и гибкое мышление, способное к анализ)' и синтезу, что позволит ему не только руководить, но и осуществлять консалтинг по управлению.
Хорошо налаженная воспитательная работа, недостаток которой остро чувствуется в вузах; наличие сформированной корпоративной культуры и особый стиль управления в вузе, адекватный современным тенденциям; методика презентации знаний при наличии информационного и методического обеспечения образовательного процесса; принципиально новые учебники, отвечающие требованиям стандартов; система контроля знаний - вот комплекс характеристик, отражающих современные педагогические стратегии образования в области менеджмента.
Литература
1. Короткое Э. М. Управление качеством образования. М., 2006. С. 31-32.
2. Болонский процесс: середина пути / под ред. В. И. Байденко. М., 2005.
132 "КулътУРная жизнь Юга России "
М> 2 (27), 2008
Т. N. KURITSYNA. ACTUAL PROBLEMS IN THE COURSE OF TRAINING OF STUDENTS-MANAGERS
This article is devoted to actual problems of education of students-managers. These problems arise in the process of transition from a traditional form of teaching to innovative one. The author accents the importance of humanitarian preparation which forms the personality of students. He pays attention to the necessity of formation of creative outlook at future specialists.
Key words: consulting, binarity, management, creativeness, motivation, innovation, synergetics.
В. А. САМ0ЙЛЕНК0ВА
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ В БИБЛИОТЕКАХ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Автор статьи утверждает, что вопрос о необходимости создания локального корпоративного каталога электронных изданий учебных заведений является актуальной проблемой.
Ключевые слова: библиотека, электронное издание, профессиональное образование.
Внедрение новых автоматизированных информационных технологий, телекоммуникационного доступа, новых электронных носителей привело к кардинальным переменам в деятельности библиотек. Современный этап развития технологий в данной сфере можно охарактеризовать как период создания организационной, информационной и технической инфраструктуры функционирования автоматизированных сетевых информационно-библиотечных систем.
Идея кооперирования деятельности библиотек в мировом сообществе и в России имеет ряд реальных воплощений. Сегодня можно выделить четыре достаточно четко определившихся вида корпоративных библиотечно-информационных систем, которые представляют интерес для рассмотрения в рамках поставленной темы: сводные каталоги; библиотечные системы корпоративной каталогизации; региональные корпоративные б иб л и отс ч и о - и н ф о р м ац и о н н ы с системы; межрегиональные и межведомственные объединения библиотек. Особого внимания заслуживают сводные каталоги. Существуют две модели создания и представления доступа к сводным каталогам: единая база данных, в замках которой содержатся коды (адреса) фондодержателей, и распределенные системы локальных каталогов участников (виртуальный сводный каталог). Каталог участника ведется самостоятельно, но пользователю предоставляется вся система как единый сводный каталог (чаще всего через 2.39.50) (1).
В мировой практике накоплен интересный опыт зарубежных вузовских библиотек. Как правило, первоначально модель открытого доступа предусматривает коллективную журнальную подписку, позволяющую решить проблему экономии библиотечных средств. В дальнейшем развитие систем открытого доступа приводит к появлению пилотных проектов, целью которых является координация и наращивание в вузах системы электронных публикаций. Локальные базы данных, содержащие библиографические сведения отно-
сительно всех опубликованных результатов научных работ, модифицируются с целью сделать их пригодными для сравнения и включения в национальную базу данных о выполненных в стране научных исследованиях (2).
Важное место в системе комплексной оценки учебного заведения занимают электронные учебные информационное пособия. Наличие электронных учебников и пособий является также одним из показателей информационно-библиотечного обслуживания (3).
В конце XX века в жизнь книгоиздателей, редакторов, библиотекарей и библиографов как специалистов в области книговедения вошло новое понятие - «электронная книга». Наряду с ним появилось и понятие «электронное издание» (4). Интерес к данному феномену проявляют не только специалисты, но и читатели. Об этом свидетельствует открытие в России издательств, занимающихся исключительно электронной книгой, использование в вузах электронных учебников и учебных пособий, большое количество существующих в сети Интернет электронных библиотек и даже все большее число людей, читающих произведения на улице и в транспорте с помощью карманных компьютеров. Однако, стремительно ворвавшись в жизнь общества, электронная книга породила споры, заблуждения, ошибки. На сегодняшний день теоретики все еще обсуждают вопросы существования электронной книги / электронного издания, а практики уже работаюг с ними. Но при знакомстве с электронными документами можно отметить отсутствие единых принципов подготовки изданий и нежелание создателей электронных книг учитывать их большие возможности и специфические свойства. Все это говорит об отсутствии серьезной теоретической базы, которую можно было бы положить в основу практических разработок.
Сложности возникают в первую очередь из-за отсутствия четко сформулированных определений электронного издания и электронной кни-