Научная статья на тему 'Современные ограничения и риски развития газового сектора экономики России'

Современные ограничения и риски развития газового сектора экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ГАЗА / МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / GAS MARKET / STATE PRICE CONTROL / MACROECONOMIC RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Газеев Мансур Хамитович, Волынская Наталия Александровна

Представлен анализ действующей модели ценового регулирования на внутреннем рынке газа и ее возможной трансформации с позиции их влияния на условия развития газового сектора экономики. Рассмотрены основные направления макроэкономических рисков, обусловленных высокой неопределенностью ценовой политики в газовом секторе страны. В качестве дополнительного фактора риска рассматривается либерализация европейского рынка газа и ее возможное негативное влияние на инвестиционные возможности газового сектора и экономику страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Газеев Мансур Хамитович, Волынская Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT RESTRICTIONS AND RISKS OF THE GAS SECTOR DEVELOPMENT OF RUSSIA ECONOMY

The paper presents the analysis of the acting model of price adjustment in the domestic market of gas and the model possible transformation from the standpoint of their influence upon the conditions of the economy gas sector development. The key areas of the macro-economic risks caused by high uncertainties of the gas pricing policies in Russia are considered. As an extra risk, the liberalization of the EU gas market and its potential adverse effect onboth, the gas sector's investment capacities and the national economy in general, is studied.

Текст научной работы на тему «Современные ограничения и риски развития газового сектора экономики России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

УДК 338.5

СОВРЕМЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ И РИСКИ РАЗВИТИЯ ГАЗОВОГО СЕКТОРА

ЭКОНОМИКИ РОССИИ

PRESENT RESTRICTIONS AND RISKS OF THE GAS SECTOR DEVELOPMENT

OF RUSSIA ECONOMY

М. X, Газеев, И. А. Волынская

М. H. Gazejev. N. A. Volynskaya

Ключевые слова: рынок газа, методы государственного ценового регулирования,

макроэкономические риски Key words: gas market, state price control, macroeconomic risks

Представлен анализ действующей модели ценового регулирования на внутреннем рынке газа и ее возможной трансформации с позиции их влияния на условия развития газового сектора экономики. Рассмотрены основные направления макроэкономических рисков, обусловленных высокой неопределенностью ценовой политики в газовом секторе страны. В качестве дополнительного фактора риска рассматривается либерализация европейского рынка газа и ее возможное негативное влияние на инвестиционные возможности газового сектора и экономику страны в целом.

The paper presents the analysis of the acting model of price adjustment in the domestic market of gas and the model possible transformation from the standpoint of their influence upon the conditions of the economy gas sector development. The key areas of the macro-economic risks caused by high uncertainties of the gas pricing policies in Russia are considered. As an extra risk, the liberalization of the EU gas market and its potential adverse effect onboth, the gas sector's investment capacities and the national economy in general, is studied.

Одним из наиболее значимых факторов развития газового сектора экономики является динамика цен внутреннего и внешнего рынков. При этом важны как уровни цен, так и надежность их прогноза.

Динамика цен на газ на внутреннем рынке России играет роль одного из фундаментальных индикаторов экономики, определяя уровень цен и тарифов в связанных отраслях ТЭК. Прежде всего, цены на газ формируют уровень тарифов на электрическую и тепловую энергию в европейской энергозоне страны, суммарная доля которой устойчиво превышает 75% общего электро- и теплопотреб-ления. Кроме этого, газ. который является доминирующим видом котельно-печного топлива в энергобалансе страны в целом, так и в топливоснабжении электроэнергетики, определяет допустимые ограничения роста цен на энергетические угли, оказывая тем самым влияние не только на условия развития угольной отрасли, но и на стоимость электроэнергии в восточных регионах страны.

Специфика ценообразования на внутреннем рынке определяется использованием нерыночной модели формирования цен. В настоящее время, несмотря на то, что осуществлен формальный переход к договорному механизму установления цен на газ для электростанций, на практике цены на газ. поставляемый ОАО «Газпром», устанавливаются исходя из государственных регулируемых цен оптового рынка. Таким образом, в среднесрочной перспективе динамика цен внутреннего рынка газа будет определяться устанавливаемой правительством индексацией цен оптового рынка.

Прошедший год стаи в значительной степени переломным для государственной политики в сфере ценообразования на внутреннем рынке газа. Была подвергнута критическому пересмотру идея быстрого перехода к формированию цен на принципах равноэффективности поставок газа на внешний и внутренний рынки. В результате, был отложен на более поздний срок (не ранее 2018 г.) момент, начиная с которого может быть осуществлен переход к формированию цен на внутреннем рынке на основе расчетной формулы, обеспечивающей жесткую ИХ Привязку К динамике мировых цен. Более того, Правительством была поставлена задача повторного рассмотрения вопроса о целесообразности применения самого принципа равнодоходности как базового при ценообразовании на внутреннем рынке.

Для оценки возможных сценариев динамики цен внутреннего рынка мы используем, в качестве маркера верхних ограничений цен, прогноз динамики мирового рынка газа, в частности, варианты

прогноза, опубликованного в 2011 г. Международным энергетическим агентством. Этот прогноз базируется на долгосрочном прогнозе цен нефтяного рынка (рис. I) и соотношений цен газа и угля к средней цене нефти на региональных рынках (рис. 2). соответствующих оптимистическим сценариям прогноза развития мировой экономики.

2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г. 2035 г.

“ Высокий ^™»Умеренный Низкий

Рис. 1. Сценарный прогноз среднемировых цен на нефть, в долларах США 2010 года

0,9

ОД

0,0 ---------------------------------------------------------------------

2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г. 2035 г.

Газ: Япония • •Газ: Европа Газ: США ^н»Угояь

Рис. 2. Прогноз соотношений цен газа и угля к цене нефти на мировых рынках (в расчете на единицу энергетического эквивалента)

Ан&чиз показывает, что Минэкономразвития России в своих долгосрочных прогнозах принимает соотношения цен. близкие к приведенным (см. рис. 2). С учетом указанных сценарных прогнозов, нами был сформирован умеренно оптимистичный вариант динамики цен мировых рынков топлива, используемый далее в качестве базового (таблица).

СрОДИОМИрОШЯ цена нефти Глинины измерения 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2020г. 2025г. 2030 г.

Дол. США ча бар. 80 99 100 102 103 104 113 120 126

1 (она гача, импортируемою на рынок 1'Лфоиы Дол. США ча КИЮ куб.м 254 320 325 331 3.36 342 379 407 429

1 Ієна на уголь ■шеріхл ический на рынках стран ()Г)СР Дол. США ча тонну 88 107 108 109 109 110 115 118 118

В результате, в перспективе за 2014 годом формируется широкий диапазон возможных вариантов ценовой политики на внутреннем рынке газа (рис. 3).

2010 г. 2013 г. 2016 г. 2019 г. 2022 г. 2025 г. 2028 г.

^Мыход на равноэффективность в 2018г. *4* *Выход на равноэффективность в 2030г.

Рис. 3. Динамика средних цеп внутреннего рынка па газ по вариантам момента выхода па уровень равноіффективпости, в рублях 2010 г. за 1000 куб. м

Цены на период до 2014 года соответствуют принятой в прогнозе Минэкономразвития индексации (см. рис.З). С 2014 года до момента выхода на равноэффективные уровни цен прогноз построен при условии постоянства годовых индексов цен. После выхода на равноэффективные уровни (одном из вариантов прогноза), цены внутреннего рынка совпадают с динамикой рассчитанных по принцип) «нет бэк» от мировых цен при условии сохранения действующей ставки вывозной таможенной пошлины при экспорте газа. Как видно из представленного прогноза, разрыв цен по вариантам в течение длительного периода составляет 1,5-2 раза, что формирует высокую неопределенность условий инвестирования и развития в газовой отрасли страны.

Решением правительства резко снижена индексация внутренних цен на 2012 год. Поскольку одновременно было принято решение о переносе на середину года момента индексации цен на газ. произойдет дополнительное сокращение доходов компании-производителей газа от поставок на внутренний рынок. Так. в среднем за 2012 год выручка ОАО «Газпром» от реализации газа на внутреннем рынке увеличится только на 3,55%. что в любом случае означает относительное снижение

стоимости газа на внутреннем рынке, не компенсирующее прогнозируемого уровня инфляции. Если учесть, что в этот же период минимальная необходимая индексация тарифов на магистральный транспорт газа на основных развивающихся направлениях не может быть ниже уровней инфляции, столь низкая оценка стоимости газа на месте добычи, становится фактором риска для реализации инвестиционных программ освоения новых месторождений.

Программой социально-экономического развития предусмотрено наращивание объемов добычи газа, обеспечение которого невозможно без освоения новых крупнейших месторождений. Очевидно, столь жесткое сдерживание цен внутреннего рынка не сможет поддерживаться в течение продолжительного периода, в результате чего уже в среднесрочной перспективе формируется достаточно широкий диапазон динамики цен внутреннего рынка. При этом нижнее ограничение будет формироваться требованием обеспечения окупаемости инвестиций В освоение основных перспективных ресурсов природного газа, а верхнее — влиянием роста цен на внутреннем рынке газа на экономику страны.

Одним из существенных рисков для отечественных газовых компаний и для экономики в целом является либерализация газового рынка Европы в соответствии с Третьим энергетическим пакетом ЕС. Согласно последнему, предполагается организация всех рынков по типу зон с тарифами «вход -выход» и виртуальными центрами торговли. При этом будет производиться разделение бизнеса на «конкурентные» (добыча, потребление) и «монопольные» (транспортировка, распределение) сферы деятельности. Также предполагается переход от долгосрочных экспортных газовых контрактов (ДСЭГК) к спотовой биржевой торговле. При этом очевидно, что возникает конфликт с принципами проектного финансирования. Прежде всего, возникают риски, связанные со стабильностью цен и устойчивостью эффективности инвестиционных проектов. «Инвестиционные планы невозможно строить, ориентируясь на цены спотового рынка, которые сейчас не показывают даже издержек по добыче и транспортировке газа, а могут, как показал опыт, быть еще ниже. Газ не будет добыт, пока он не продан, - а газопровод не будет построен, пока не будет продан газ, предназначенный для транспортировки. Вот основной принцип инвестирования в любую газотранспортную систему». — справедливо отметил А. Медведев.

Можно резюмировать, что для ритмичного и безопасного обеспечения всех потребителей газовым топливом, на среднедолгосрочную перспективу в Евросоюзе выработана концепция либерализации рынка, предусматривающая повышение уровня его открытости, доступности и оптимизации на этой основе цен на газ. Характерной особенностью либерализации рынка ЕС является то, что провести ее предполагается за счет внешних, в том числе российских экспортеров. В этой связи предполагаемые авторами либерализации снижения цен на газ даже на 15-20% — существенный риск для реализации инвестиционных проектов В добыче и транспортировке газа в РФ. Особенно в рисковой зоне окажутся проекты освоения Ямала и строительство газопровода «Южный поток». Более того, в случае наложения во времени двух таких факторов, как снижение цен на мировых рынках нефти и снижение стоимости газа относительно нефти за счет либерализации европейского рынка, может вызвать и более существенное падение цен (до 30 и более процентов) относительно уровней, которые закладываются в настоящее Время в долгосрочные прогнозы Минэкономразвития. В этом случае сформируются еще более жесткие ограничения цен на газ в основном районе его добычи в России (рис. 4).

Компенсация возникающих рисков реализации инвестиционных проектов В добыче и транспортировке газа может привести к необходимости изменения ценовой политики на внутреннем рынке газа. Это, в свою очередь, будет формировать соответствующую дополнительную нагрузку на социальную сферу и на газопотребляющие отрасли экономики.

Прежде всего, рост цен внутреннего рынка на газ будет оказывать влияние на стоимость электроэнергии. Так, в настоящее время затраты на газ в тарифе оптового рынка на электроэнергию составляет в среднем по европейской энергозоне около 40%, а при прогнозируемой динамике цен на газ в ближайшие годы превысит 50%. Таким образом, эластичность средних оптовых тарифов на электроэнергию составляет около 0,5 при прогнозируемых ценах газа, но может возрастать до значений, близких к единице при резком (25—30%) росте стоимости топлива. Для новых газовых электростанций (ПГУ) топливная составляющая в стоимости отпущенной энергии оценивается в интервале 45—50%.

«•Базовый сценарий ^■■Снижение цен на 20%

^^•Снижение цен на 30%

—> -Полиномиальная (Базовый сценарий)

— -Полиномиальная

(Снижение цен на 20%)

«“ -Полиномиальная

(Снижение цен на 30%)

Рис. 4. Прогноч цен па газ «нет бж» для Севера Тюменской области в рублях 2010 г. за 1000 куб. м по вариантам формирования конъюнктуры европейского рынка га ю

Рассматривая факторы роста цен конечной продукции в отраслях ТЭК, особое внимание должно уделяться ценам на электроэнергию. В этой связи особо актуальным становится исследование влияния роста цен на газ. на динамику тарифов и эффективность капитальных вложений в электроэнергетике. Одновременно необходима оценка предельных у ровней роста стоимости электроэнергии, приемлемых для отечественной экономики, у читывая ее высокую энергоемкость и обостряющейся, в связи со вступлением России в ВТО. проблемой обеспечений конкурентоспособности проду кции обрабатывающих отраслей.

Особо следу ет выделить, что в наименее выгодном положении с точки зрения рентабельности окажутся энергоемкие отрасли: черная и цветная металлургия, химия и нефтехимия. Свертывание производства в этих отраслях, а также отсечение проектов развития в других отраслях, обусловленное ростом цен на электроэнергию, могут привести к замедлению темпов роста экономики.

Сведения об авторах

Танеев Мансур Хамитович, d.j.it., профессор, кафедра «Менеджмент в отраслях ТЭК», Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. : 89150500331

Волынская Наталия Александровна, д.э.н., профессор, директор. ООО «Топливно-энергетический независимый институт». Москва, тел.: <39165378522, e-mail: volynskayafyeif.ru

(iazejev М. И. Doctor of Economics, professor of the Depart men! «Management in the fuel-and energy complex». Tyumen State Oil and (las University, phone: 89/50500331

Volynskaya N. A., Doctor of Economics, professor. Director of the limited liability company «Vuel-and-Energу Independent Institute», phone: 89165378522, e-mail: volynskaya djeif.ru

5000

4000

3000

2000

1000

2010 r. 2013 r. 2016 r. 2019 r. 2022 r. 2025 r. 2028 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.