структивного взаимодействия, нахождения путей решения этнокультурных проблем на основе общечеловеческих ценностей.
Данный подход был разработан научно-методическим центром Ассоциации образовательных учреждений Горнозаводского округа Свердловской области, в настоящее время активно внедряется в процесс этнохудожественного обучения и воспитания сельских школьников Уральского региона.
Литература
1. Голошумова Г.С. Пути модернизации современного художественно-эстетического образования [Текст] / Г.С. Голошумова [Текст] // Вестник Университета Российской академии образования. — 2012. — № 2. — C. 72-75.
2. Голошумова Г.С. Методика этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума [Текст] / Г.С. Голошумова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2012. — № 5. — C. 16-20.
3. Голошумова Г.С. К вопросу о воспитании сельских школьников в условиях дополнительного художественного образования / Г.С. Голошумова, В.В. Кузнецова, С.Г. Ежов, П.С. Ефимова // Мир науки, культуры, образования. — 2015. — № 1. — С. 155-157.
современные образовательные технологии, применяемые при обучении бакалавров-юристов
Дружинина А.В.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» важным является «совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными образовательными стандартами» [1]. В связи с чем, первостепенной для образовательных организаций высшего образования является задача подготовки специалистов с необходимым и достаточным уровнем компетенций, необходимых обществу социальными и личностными качествами [10].
Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, которые являются незаменимыми в процессе подготовки бакалавров-юристов [10].
Одной из таких форм является юридическое консультирование граждан по правовым вопросам, для чего в НОУ ВПО «Международный инновационный университет» функционирует Центр правового консультирования.
© Дружинина А.В., 2016
В качестве образовательной технологии юридическое консультирование складывается из следующих этапов:
1. Первый этап предполагает лекционные занятия (проводимые в рамках следующих дисциплин: «Основы саморазвития личности», «Русский язык и культура речи», «Деловое общение», «Тренинги делового общения», «Профессиональная этика» и др.) в ходе которых студенты изучают историю правозащитного движения, основные правила профессиональной этики: здесь формируются общекультурные компетенции и начинают закрепляться профессиональные компетенции. Студенты осознают значимость будущей профессии. Лекции включают также и правила по выработке навыков интервьюирования, консультирования клиентов, анализа материалов дела, юридическую технику письма и др. Практические умения и навыки формируются в процессе деловых игр, решения различных практических ситуаций и с использованием других педагогических приемов. Этот этап обучения, как правило, занимает 3 месяца.
2. На втором этапе студенты уже оказывают юридическую помощь по несложным делам совместно с руководителем. Занятия на этом этапе проводятся с целью закрепления полученных теоретических знаний. Именно здесь наиболее четко прослеживается связь теории и практики.
3. На третьем этапе обучения студенты самостоятельно под руководством наставников осуществляют прием граждан, ведут делопроизводство. Руководитель знакомится с делом, проверяет план работы и подготовленные студентами разъяснения; консультирует по наиболее сложным вопросам. Именно здесь в полной мере формируются профессиональные компетенции.
В процессе юридического консультирования обеспечиваются условия для формирования у каждого студента-юриста профессиональных компетенций в области защиты прав человека, устойчивых ориентиров профессиональной этики, воспитания уважения к чести и достоинству гражданина, ответственности за судьбы; происходит защита прав социально незащищенных граждан, формирование правовой культуры граждан, правовое просвещение населения [9].
Отметим, что правовая помощь населению может оказываться в различных сферах общественной жизни, в том числе, в актуальной для города-курорта Сочи рекреационной сфере [12].
Современная реальность такова, что традиционное юридическое консультирование уже не может в полной мере удовлетворять потребностям компетентностного подхода в высшем юридическом образовании. Современное юридическое консультирование — это сочетание традиционных форм (консультирование при личном приеме граждан по правовым вопросам, оказание помощи в составлении заявлений, жалоб, претензий, запросов и др. документации) и инновационных форм, включающих, прежде всего, оказание правовой помощи населению на основе электронных технологий: электронное онлайн-консультирование, электронное делопроизводство, ситуацию «одного окна».
Юридическое консультирование на основе электронных технологий полностью отвечает ожидаемым результатам реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (2011-2020 годы), утвержденной Поста-
новлением Правительства от 15 апреля 2014 № 31: «осуществление большинства юридически значимых действий в электронном виде; обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию; развитие сервисов на основе информационных технологий в сфере образования» и т.д. [2].
Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 апреля № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» важным является «совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ современным требованиям в соответствии с федеральными образовательными стандартами» [1].
Постоянно в рамках практических занятий должны проводиться мастер-классы, где профессионалы в сфере юриспруденции делились бы своими знаниями, умениями, навыками со студентами-юристами, вовлекая их в процесс создания и/или исследования вещей, процессов.
Уникальной активной и интерактивной формой проведения занятий является деятельность электронного профессионального клуба юристов, созданного на сайте НОУ ВПО «Международный инновационный университет» (http//www.miu-sochi. ги) в качестве инновационной формы самостоятельной работы студентов в режиме онлайн в рамках реализации теории сетевого образования [4], [5], [6].
Электронные профессиональные клубы создают мотивацию к самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, позволяют приобщиться к решению реальных практических проблем [10].
Преимуществами работы студентов в электронном профессиональном клубе являются:
1. Возможность получения квалифицированной юридической помощи по интересующей проблеме от профессорско-преподавательского состава, практических работников; возможность узнать мнения однокурсников — будущих коллег.
Если обсуждение заявленной темы происходит на семинарских занятиях, то в режиме онлайн существует возможность обсудить происходящие именно в это время события, как в России, так и в мире в целом.
2. Подходящий студентам график работы, так как задать свой вопрос или ответить на уже поставленный, возможно в любое удобное время.
3. При обсуждении вопросов по предложенной тематике студент получает неограниченную возможность использования всех доступных Интернет-ресурсов.
4. Возможность самостоятельного заявления студентом темы по любым правовым вопросам.
5. Неоценимая помощь студенту в подготовке к зачетно-экзаменационной сессии, так как на обсуждения выносятся действительно актуальные вопросы, как из российской, так и из зарубежной правовой теории и практики.
6. Подготовка студента к практической деятельности: в дискуссиях по заявленным темам участвуют практикующие специалисты, занимающие руководящие должности в различных сферах общественной жизни города Сочи. Постоянно расширяется круг
субъектов правового консультирования в зависимости от категории рассматриваемого дела.
7. Возможность вступления студенту во внутривузовское профессиональное сообщество юристов, так как, выступая в электронном клубе активным участником дискуссии, студент становится частью данного сообщества.
Таким образом, организация учебного процесса должна обеспечивать непрерывное совершенствование качества преподавания: активизацию практических, самостоятельных занятий как эффективных форм закрепления знаний, привития учащимся необходимых компетенций, развития их творческих способностей. Постоянно и системно вузами должен осуществляться мониторинг подготовки качества студентов.
Также большое значение в современных условиях должно уделяться научно-исследовательской работе профессорско-преподавательского состава и студентов: участию конкурсах, конференциях, круглых столах, симпозиумах, семинарах и т.п. научно-исследовательских мероприятиях различного уровня и значения [11].
Инновационные технологии, используемые образовательными организациями высшего образования в учебном процессе при подготовке юристов-бакалавров, основаны на компетентностном подходе и свидетельствуют о высоком качестве выпускников, востребованных на рынке труда.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013— 2020 годы» // 24 апреля 2014 г. Интернет-портал «Российской газеты».
2. Постановление Правительства РФ от 15 апреля № 31 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (20112020 годы) » // 24 апреля 2014 г. Интернет-портал «Российской газеты».
3. Берулава Г.А. Международный инновационный университет: новая методологическая платформа и современные образовательные технологии: научная статья / Г.А. Берулава, Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, И.К. Тординава, Л.П. Гулянова, Е.В. Беляева, И.К. Барагунова / / Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2014. — №10. — С. 21-28.
4. Берулава Г.А. Международный инновационный университет: от разработки новой методологической платформы высшего образования до внедрения инновационных технологий обучения и воспитания: научная статья / Г.А. Берулава, Л.С. Довгаль, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, И.К. Тординава, Л.П. Гулянова, Е.В. Беляева, И.К. Барагунова // Высшее образование сегодня. — 2014. — № 11. — С. 51-56.
5. Берулава Г.А. Методологические основы новой сетевой теории развития личности / Г.А. Берулава, М.Н. Берулава // Гуманизация образования. — 2012. — № 1.
6. Дружинина А.В., Сплавская Н.В. Реализация сетевой концепции развития личности студентов-юристов в Международном инновационном университете // Вестник Сев-КавГТИ. 2014. № 18. С. 126-129.
7. Дружинина А.В. Становление юридической клиники в вузах России // Юридическое образование и наука. 2011. № 4. С. 16-18.
8. Дружинина А.В. Традиционные и инновационные образовательные технологии в рамках реализации компетентностного подхода при клиническом юридическом обучении // Гуманизация образования. 2014. № 2. С. 24-28.
9. Дружинина А.В. Формирование компетенций в процессе обучения студентов-бакалавров в юридической клинике // Научно-исследовательские публикации: Общество и цивилизация в XXI веке: тенденции и перспективы развития: сборник статей по материалам II международной научно-практической конференции (27 мая 2014 г. Воронеж). Воронеж, 2014. № 8 (12). С. 78-82.
10. Дружинина А.В. Электронные образовательные технологии при реализации ком-петентностного подхода в подготовке юристов-бакалавров // Современные тенденции в образовании и науке: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. Тамбов, 2014. С. 46-47.
11. Яковлева-Чернышева А.Ю., Беляева Е.В., Якунина И.Ю. Об организации научно-исследовательской работы в университете // Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 90-97.
12. Яковлева-Чернышева А.Ю. Новые технологии организации научно-исследовательской работы в университете / А.Ю. Яковлева-Чернышева, И.Ю. Якунина // Гуманизация образования. — 2015. — № 3. — С. 153-159.
актуализация образовательно-профессионального потенциала
общества
Ежов С.Г., Голошумова Г.С., Тимиров Ф.Ф., Голошумов А.Ю.
Образовательно-профессиональный потенциал общества является важнейшим источником благосостояния любой нации. Сегодня можно констатировать, что значение образования осознано мировым сообществом. Особенно это касается роли образования в инновационном развитии экономики. Современная инновационная экономика — это экономика знаний. Наиболее быстро окупаются именно инвестиции в образование: по имеющимся оценкам один доллар, вложенный в затраты системы образования в развитых странах дает в течение длительного периода не менее трех-шести долларов прибыли. Таким образом, в современной экономике капиталу и природным факторам все в большей степени отводится пассивная роль, и только человеческий капитал (накопленный населением знания и умения, используемые в различных областях) не имеет ограничений [3].
Говоря более конкретно о сути функций образования, в том числе профессионального, прежде всего, следует отметить его роль как мощного источника знаний, обеспечивающего культурно-образовательное развитие населения. В условиях демократизации общественной жизни, основанной на высокоразвитом, гуманистически ориентированном личностном факторе, профессиональное образование должно стать
© Ежов С.Г., Голошумова Г.С., Тимиров Ф.Ф., Голошумов А.Ю., 2016