Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии и их дидактическая сущность'

Современные образовательные технологии и их дидактическая сущность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3344
446
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии и их дидактическая сущность»

© 2007 г. М.П. Данчук

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ДИДАКТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

В XXI в. особую актуальность и значимость приобретает анализ тех глобальных тенденций, которые, зародившись в предыдущем столетии, имеют продолжение и в новом, бросая тем самым «... вызов человеческой цивилизации, вызов ее способности противостоять разрушительным тенденциям и поддержать тенденции созидательные, прогрессивные. Этот вызов имеет самое непосредственное отношение и к сфере образования, которая призвана корректировать свои приоритеты и ценности с учетом не только актуальных, но и перспективных, долговременных запросов и человека, и общества» [1, с. 20].

Именно образование и только оно «.в состоянии переломить катастрофически нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человечества. Толь -ко образованию посильна поистине историческая роль в спасительной интеграции и гармонизации Знания и Веры, в упреждении необратимых деформаций в менталитете, как локальных социумов, так и человеческой цивилизации в целом, а главное - в возрождении и непрерывном обогащении высших нравственных идеалов и жизненных приоритетов человека» [1, с. 21].

Реалии наступившего века ставят перед образованием совершенно новые задачи - задачи модернизации, выдвинувшей на авансцену иные ценностные доминанты:

- ориентацию на жизнь в открытом и меняющемся мире;

- образование как средство созидания и адаптации в быстро меняющемся мире;

- образование для личностной самореализации и социального успеха;

- приоритет проблемного и информационно-исследовательского подхода;

- вариативность источников и способов образования;

- социальную коммуникацию как питающую среду и основную методологическую установку образования.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается и существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса в вузе: происходит «перевод подготовки студентов на качественно новый уровень, отвечающий современным требованиям, с учетом многоуровневой структуры высшего образования России, в строгом соответствии с нормативными актами; повышение фундаментальности образования, его гуманизация и гуманитаризация в сочетании с усилением практической направленности; интенсификация образовательного процесса за счет оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных (инновационных) форм, методов и средств обучения, четкой постановки дидактических задач и их реализации в

соответствии с целями и содержанием обучения; информатизация образования, основанная на творческом внедрении современных информационных технологий обучения (ИТО)» [2, с. 3].

Поэтому для развития личности студентов, повышения уровня их творческого мышления, формирования умений поиска оптимального решения как учебных, так и практических задач, прогнозирования результатов реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов и явлений, взаимосвязей между ними необходима разработка подходов к использованию потенциала ИТО, актуализируемая процессом информатизации образования.

Внедрение ИТО в учебный процесс может стать основой для становления принципиально новой формы непрерывного образования. В связи с этим в последние два-три десятилетия особое внимание исследователей проблем высшей школы привлекает вопрос совершенствования технологий обучения, занимающий одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования.

Анализ работ ведущих специалистов в области дидактики показывает, что технологии обучения лежат в основе определения образовательной политики всех развитых стран мира. Еще в 1970 г. на конференции ЮНЕСКО, где обсуждались проблемы развития высшей школы, они впервые были признаны в качестве научной дисциплины, являющейся составным элементом дидактики. В докладе «Учиться, чтобы быть», опубликованном этой организацией в 1972 г., технологии обучения определяются как движущая сила модернизации образовательного процесса [3].

Согласно положению о Государственном комитете РФ по высшему образованию, инновационная политика в области технологий обучения является одной из приоритетных его функций. В условиях структурно-содержательной реформы высшего образования значительно возрастает роль подсистемы, обеспечивающей разработку и внедрение новых технологий обучения в вузовскую практику [4].

В настоящее время возникла необходимость приведения существующих теорий обучения в соответствие с требованиями современной педагогической практики, придания им более операционального и инструментального характера с точки зрения современных целей и задач подготовки специалистов. Поэтому одной из стратегических задач модернизации высшей школы в современных условиях является формирование новой парадигмы образования, основу которой составляет идея интегрированной информационной среды вузов, разработки и использования в учебном процессе информационных и педагогических технологий.

Понятие педагогической технологии многозначно. В одних исследованиях она рассматривается как инструментарий педагогического процесса, в других -как техника реализации учебного процесса, в третьих - как модель, в четвертых - как системный метод или совокупность средств для достижения педагогических целей.

Чем больше усложняются виды человеческой деятельности, тем более обязательным становится расчленение их на соответствующие этапы и операции. Чтобы педагогическая деятельность получила право называться технологией, необходимо ее сознательное и планомерное расчленение на элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Ни этапы, ни операции, ни порядок последовательности этих операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждый вид деятельности имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования [5, с. 183].

Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблем технологий обучения внесли В.П. Бес-палько [6], А.Я. Савельев [7], Н.Ф. Талызина [8], О.П. Околелов [9], Ю.Г. Татур [7], Н.П. Маслова [10], Н.Е. Щуркова [11-13], М.В. Кларин [14, 15], В.М. Монахов [16], В.Ю. Питюков [17], Г.К. Селевко [18] и др.

Одни авторы рассматривают педагогическую технологию как средство гарантированного достижения целей обучения, подчеркивая при этом, что она всегда существует в любом учебно-воспитательном процессе и в этом отношении развивает классическую дидактику [6].

Другие исследователи рассматривают технологии обучения как «способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающий наиболее эффективное достижение поставленных целей» [7].

Третьи под технологией обучения понимают целостную совокупность разнокачественных процедур (дидактических, психологических, общепедагогических и др.), обусловленную соответствующими целями и содержанием обучения, которые призваны осуществить требуемые изменения (вплоть до возникновения новых) форм поведения и деятельности обучаемых [9].

В.Ю. Питюков понятие «педагогическая технология» трактует как научное обоснование выбора операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, воздействия, гармонично сочетающего свободу личностного проявления и социокультурную норму [7].

Наиболее близко к истине и научному его толкованию определение понятия «педагогическая технология» дает Н.Е. Щуркова [11, 12]. Она раскрывает ее суть как «сумму и систему научно-обоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу людей» [13, с. 66-70]. Воздействие осуществляется в процессе организации многообразных видов деятельности и общения с целью формирования у школьников отношений к миру (к Родине, людям, труду, к себе). Оно определяется педагоги-

ческими целями, обстоятельствами. Чтобы воспитательный процесс был успешным, отмечает Н.Е. Щуркова, необходимо профессиональное освоение педагогом всех трех блоков: теоретического, методического и технологического в их органическом единстве и нерасторжимости.

М.В. Кларин рассматривает педагогические технологии как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [14-15].

Дефиниция, предложенная В.М. Монаховым, следующая: «Педагогические технологии - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и ученика» [16].

Несколько по-иному это понятие определяет Б.Т. Лихачёв: «Педагогические технологии - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; это есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса» [19].

Интерес представляет и формулировка ЮНЕСКО: «Педагогические технологии - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия; ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» [20].

Отличительно определение В.П. Беспалько: «Педагогические технологии - содержательная техника реализации учебного процесса» [6].

По мнению И.П. Волкова, педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения [21].

Л.Е. Никитина полагает, что «...если содержание деятельности специалиста имеет цель определенный алгоритм. стандарт или норматив действий, объективные критерии оценки результатов деятельности, то можно говорить о технологичности его работы» [22, с. 15].

Ф.А. Фрадкин определяет педагогические технологии, как «системное, концептуальное, нормативное, объектированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательной цели» [23, с. 23-25].

Т.А. Стефановская считает, что «вполне логично под педагогической технологией понимать организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой» [24].

Точка зрения Н.Ф. Талызиной заключается в том, что в настоящее время современная технология обучения состоит в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных целей [8].

Дж. Брунер предлагает рассматривать ее в качестве своеобразного инструмента дидактической работы [14].

По утверждению П.И. Образцова, «педагогическая технология представляет собой системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей, развитие личности обучаемого, и через это на формирование его интеллектуального, поведенческого и профессионального статусов» [2, с. 4].

Таким образом, в результате изучения педагогической литературы по данной проблеме можно выделить основные определения педагогической технологии:

- описание педагогического процесса, ведущего к запланированному результату;

- систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования;

- алгоритмизация деятельности обучающих и обучаемых на основе проектирования всех учебных ситуаций;

- описание, проект процесса формирования личности;

- научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса;

- интегративный процесс, включающий обучающих, обучаемых, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.

В нашей стране термины «педагогическая технология» и «технология обучения» появились в 1963 г., хотя первое из рассматриваемых понятий является более общим и органично поглощает в себе второе.

Следует согласиться с В.П. Беспалько в том, что «педагогическая технология - это описание (проект) всего процесса формирования личности обучаемого», а не только его дидактическая составляющая. Он дает структурное описание ответа на вопрос: в чем же заключается дидактическая сущность и назначение педагогической технологии? «Во-первых, в предварительном проектировании учебно-воспитательного процесса и последующего воспроизведения проекта в аудитории в контексте „дидактическая задача" и „технология обучения". Во-вторых, педагогическая технология предлагает проект дидактического процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности обучаемого. В-третьих, важнейшая центральная проблема педагогической технологии -процесс целеобразования, рассматриваемый в двух аспектах: диагностического целеобразования и объективного контроля качества обученности (достижения целей) и развития личности обучаемого. В-четвертых, важный принцип разработки и практической реализации педагогической технологии - принцип структурной и содержательной целостности. Суть его в достижении гармоничного взаимодействия всех компонентов педагогической системы, как по горизонтали, так и по вертикали на весь период обучения. При этом недопустимо внесение изменений в один из компо-

нентов системы, не затрагивая других. И, наконец, организационные формы педагогической технологии, выбор которых диктуется вполне определенными и закономерными связями элементов в педагогической системе и которые следует понимать как необходимое начало дидактического процесса» [6].

По мнению Г.К. Селевко, «любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методическим требованиям» [18, с. 17], а именно:

- концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определённую концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения определённых целей;

- системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью;

- управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

- эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определённого стандарта обучения;

- воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами [18, с. 17].

В иерархии технологий в образовании «педагогические технологии» занимают верхнюю ступень. Далее идут «технологии обучения». Технология обучения включает целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново, как только становится известной информация об эффективности системы.

Ф. Янушкевич, один из ведущих специалистов в этой области, определил, что технология обучения -это система указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечить подготовку специалиста за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств [25].

Э.Н. Коротков формулирует следующее определение: «С одной стороны, технология обучения - это системное, целостное знание о способах проектирования и организации всего процесса обучения на основе развернутой последовательности точно определенных дидактических целей. С другой стороны, технология обучения - это научно организованный, развернутый по времени процесс обучения, в котором проектируется и реализуется вся система взаимосвязей между целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения, система контроля, оценки и

коррекции учебной и преподавательской деятельности» [7].

Расширенную трактовку понятия дает Н.П. Мас-лова, которая обозначает ее, как систему, включающую в себя концепцию образования, цель образования, методику, учителя, ученика, администрации, здания, учебники и учебные пособия, программы, технические средства обучения (ТСО), финансирование [10].

Таким образом, технология обучения - есть «последовательность процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания. Процедуры, из которых она складывается, следует рассматривать как опорные дидактические средства, обеспечивающие в совокупности движение субъекта обучения к заданным целям» [2, с. 7].

Технология обучения является составной (процессуальной) частью дидактической и методической системы. Если методическая система отвечает на вопросы: чему учить? как учить? зачем учить?, то технология обучения прежде всего отвечает на вопрос как учить с одним существенным дополнением: как учить результативно.

Можно выделить следующие признаки технологии обучения: диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, про-ектируемость, целостность, управляемость, корректиру-емость, визуализация и три основные функции технологии обучения: описательная, объяснительная и проектировочная.

Описательная функция технологии обучения «раскрывает существенные аспекты практического процесса обучения и делает это достаточно точно. Объяснительная функция позволяет выяснить эффективность различных компонентов обучения (например, эффективность различных методов) и определить оптимальные их комбинации» [2, с. 8]. Проектировочная функция «осуществляется при описании процесса обучения на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации». Таким образом, реализм педагогической системы в ее технологичности, т.е. воспроизводимости на практике.

Дидактическую сущность педагогической категории «Информационная технология обучения» (ИТО) необходимо раскрыть, опираясь на научную и научно-методическую литературу, посвященную проблемам информатизации высшего профессионального образования [1, 7, 11].

В них часто встречаются такие выражения, как «новые информационные технологии», «технологии компьютерного обучения», «компьютерные педагогические технологии» и др.

Под «информационными технологиями» понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Они характеризуется средой, в которой

осуществляются, и компонентами, которые она содержит:

- техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);

- программная (набор программных средств для реализации ИТО);

- предметная (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);

- методическая (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).

В справочной литературе информационная технология обучения (computerized teaching technology) определена как совокупность теоретических знаний компьютерных средств, а также методик, регламентирующих их использование в обучении [10].

Л.В. Луцевич определяет ИТО как технологию машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики [26].

М.И. Жалдаков предлагает понимать под ИТО «совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами» [27].

Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина рассматривают информационную технологию обучения в качестве некоторой совокупности обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте [8, 28].

В.Ф. Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения и усвоения знаний, в которых находят применение средства информатизации образования [29].

Вышеприведенный анализ позволяет выделить два подхода к определению ИТО. В первом подходе предлагается рассматривать ее как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых в системы обучения принципиально новых средств и методов обучения, представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных данных в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучаемых. Во втором случае речь идет о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные технологии.

В словаре «Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования» И.В. Роберт дано определение:

«Информационная технология (ИТ) - практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов. Информационная технология, реа-

лизация которой осуществляется с помощью средств микропроцессорной, вычислительной («компьютерной») техники отличается следующими характерными особенностями:

- реализация возможностей современных программных, программно-аппаратных и технических средств и устройств, функционирующих на базе микропроцессорной и вычислительной техники, средств и систем передачи, транслирования информационных ресурсов, информационного обмена;

- использование специальных формализмов (логико-лингвистических моделей) для представления декларативных и процедурных знаний в электронной форме; при этом логико-лингвистическое моделирование резко расширяет возможности решения задач для трудно или совсем неформализуемых областей знаний и сфер деятельности;

- обеспечение прямого (без посредников) доступа к диалоговому режиму при использовании профессиональных языков программирования и средств искусственного интеллекта;

- обеспечение простоты процесса взаимодействия пользователя с компьютером, исключение необходимости регулятивного сопровождения» [30, 31, с. 2526].

В заключение следует отметить, что, несмотря на разнообразие взглядов на понятие педагогической технологии, большинством ученых педагогическая технология рассматривается как педагогический феномен, который сосредоточивает в себе возможность решения триединой задачи: помочь педагогу овладеть теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами учебно-воспитательного процесса, учебно-воспитательного воздействия и взаимодействия, передать эти знания и умения своим воспитанникам, а главное - помочь в личностном совершенствовании самого педагога, формировании в нем таких качеств, как гуманность, толерантность, искренность, креативность (творчество), которые востребованы сегодня в деятельности педагога.

Поэтому технология обучения представляет собой:

- во-первых, определенный способ осуществления педагогической деятельности по достижению образовательных целей;

- во-вторых, сущность способа состоит в рациональном расчленении деятельности на процедуры и этапы с их последующей координацией и синхронизацией;

- в-третьих, это расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно на основе и с использованием научных знаний, передового опыта педагогики и смежных, связанных с ней наук, а также оптимального применения современных средств ИКТ.

Кроме того, технология обучения выступает в двух формах: программы действий, содержащей процедуры и операции, и деятельности, построенной в соответствии с этой программой.

Таким образом, технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс,

отправляясь от заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения). А ключом к пониманию технологического построения учебного процесса является последовательная ориентация его на гарантированное достижение четко определенных дидактических целей.

Литература

1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М., 1998.

2. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Орел, 2000.

3. Faure Е. Learning to be // The world of Education today and tomorrow. 1972.

4. О технологиях обучения в высшей школе: Решение коллегии Государственного Комитета РФ по высшему образованию от 6 апреля 1994 г. № 513 // Бюл. Гос. комитета РФ высш. образования. 1994. № 8. С. 30-34.

5. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976. С. 183.

6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

7. Компьютерная технология обучения: Словарь-справочник / Под ред. В.И. Гриценко, А.М. Довгя-ло, А.Я. Савельева. Киев, 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.

9. Околелое О.П. Теория и практика интенсификации процесса обучения в вузе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995.

10. Маслоеа Н.П. Ноосферное образование. М., 2001.

11. Щуркоеа Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.

12. Щуркоеа Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

13. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина // Педагогика. 1993. № 2. С. 66-70.

14. Кларин М.В. Инновационные модели учебного процесса в современной зарубежной педагогике: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1995.

15. Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига, 1996.

16. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995.

17. Воспитательные технологии: Метод. рекомендации по проведению курсов повышения квалификации работников образования / Сост. Т.А. Стефановская. Иркутск, 2002.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.

19. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н.В. Щурковой. М., 1997.

20. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж, 1986.

21. Волков И.П. Учим творчеству. М., 1982.

22. Никитина Л.Е. Технология социально-педагогической работы: Краткий анализ // Воспитание школьников. 2000. № 10. С. 15.

23. Фрадкин Ф.А. Гаврилин А.В. Технология формирования личности в рефлексологической педагогике // История пед. технологии. М., 1993.

24. Стефановская Г.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

25. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М., 1986.

26. Луцевич Л.В. Вопросы эффективного использования ЭВМ в учебном процессе // Автоматизированные системы научных исследований обучения и управления в вузах: Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск, 1986. С. 33-39.

27. Компьютерные технологии в высшем образовании / Ред. кол.: А.Н.Тихонов, В .А. Садовничий и др. М., 1994.

Ростовский государственный педагогический университет

28. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М., 1986.

29. Шолохович В.Ф. Дидактические основы информационных технологий обучения в образовательных учреждениях: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1995.

30. Отраслевой стандарт Госкомвуза РФ // Информационные технологии в высшей школе: Термины и определения (Утвержден и введен в действие Приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 12.02.96 № 260).

31. Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. 2004. № 5. С. 22-29.

29 августа 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.