УДК 159.938
В. А. Постоева, В. П. Пахомов СОВРЕМЕННЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФЕНОМЕНЕ ЛЕВШЕСТВА
В статье, носящей обзорный характер, рассматриваются современные концепции о феномене левшества в контексте нейропсихологического подхода, развиваемого в когнитивной психологии, анализируются научные представления на природу данного феномена, обсуждаются вопросы, связанные с психолого-педагогическими особенностями детей с генетическим левым профилем латеральности.
Ключевые слова: межполушарная асимметрия, билатеральная организация мозга, истинное левшество, псевдолевшество, особенности развития детей с левым профилем латеральности.
Феномен левшества изучается различными отраслями психологии, педагогикой, медициной, нейробиологией и другими научными дисциплинами. Когнитивная психология накопила к XXI в. множество теоретических моделей и конструкций в описании билатеральной организации мозговой деятельности, меж-полушарного взаимодействия и межполушарной асимметрии головного мозга, отличающихся необычайной противоречивостью и смешением понятий.
По функциональным особенностям различают межполушарную асимметрию и функциональную специализацию полушарий. Первая представляет собой временное доминирование активности мозговых структур одного полушария, связанного с типом предъявляемых задач, вторая - предпочтение каждым полушарием обрабатывать информацию определенного типа [3].
Рассмотрение антропосоциогенеза в самом широком смысле показывает, что родословная человечества имеет не менее 14 млн лет, а в узком - более 2 млн лет. Функциональная асимметрия мозга у человека и всех билатеральных животных появилась в результате длительной эволюции сенсорных, перцептивных, когнитивных и эмоциональных реакций на природные факторы нашей планеты (например, гравитацию, отраженный свет, колебания температуры)
[1, 4].
Биологическая эволюция Homo sapiens, чья история началась примерно 100 тыс. лет назад под влиянием генетических и экологических изменений, шла, прежде всего, по пути развития мозга - от модификации низкоуровневых структур до развития высших эволюционных механизмов [1]. И это усложнение отражало усложнение условий жизни и переход от животной эволюции к социальной истории человека.
Большое количество авторов придерживается единого мнения о том, что функциональная асимметрия
Используйте только правые страницы, и когда дойдете до конца тетради, переверните ее и начните с другого конца. Вы увидите, что это гораздо более удобно, чем использовать левые страницы.
Льюис Кэрролл «Пища для ума: эссе и послания»
проявляется в когнитивных функциях, репрезентативных стратегиях и стратегиях переработки информации.
Левому полушарию головного мозга приписывают рациональность, логический анализ, стереотипность, программируемость, словесные способы познания; входные сигналы в нем обрабатываются дискретным и последовательным образом. Левое полушарие отвечает за социальную адаптацию в привычных условиях жизнедеятельности.
Для правого полушария характерны образность и синтетичность, доминирование интуиции, спонтанность, непроизвольные формы реализации психических процессов, целостная и одномоментная обработка больших массивов информации. Правое полушарие отвечает за интегрально-синтетическое, структурно-смысловое опознание входных сигналов, формирование новых стратегий адаптации в изменяющихся условиях жизнедеятельности, музыкальные и художественные способности.
Левое полушарие, согласно модели Дж. Богена, обеспечивает процессы персонификации и аутоидентификации, противопоставление «Я» индивида окружающему миру, а правое полушарие - представительство мира в себе, внутри «Я», осознание себя как части коллектива.
Вопрос о том, какое полушарие важнее или лучше, является психологически некорректным. В современной научной литературе развенчан миф о том, что левое полушарие выполняет более сложные функции, чем правое. В восприятии внешнего мира задействованы оба полушария, нарушение деятельности любого полушария может привести к невозможности контакта человека с окружающей действительностью.
Значительное число фундаментальных исследований свидетельствуют о том, что человеческий мозг в норме работает как единая, целостная система, по-
стулируют о значимости совместной деятельности полушарий, распределенной активности многих областей каждого из них, вносящей специфический вклад в определенную деятельность, что соответствует холистическому взгляду на функционирование мозга. Реальная асимметрия функций правого и левого полушарий состоит в том, что человеческий мозг работает по принципу «часть» - «целое» [3].
Особую значимость правому полушарию в парной работе полушарий мозга придают Т. А. Доброхотова и H. Н. Брагина. Поражения правого полушария у детей до года значительно более опасны для жизни и развития ребенка, чем левого [3].
В процессе эволюционного развития у человека каждое полушарие мозга приобретало все большую специализацию, что проявлялось в предпочтительном пользовании правой или левой рукой, развитии речи, того или иного способа приема, переработки, анализа информации.
Современные представления включают множество доказанных фактов о роли и важности межполушар-ной специализации в биологической и социальной адаптации, интеллектуальной деятельности, эмоциональных переживаниях человека. Большинство ученых считают, что латеральность мозга развивается постепенно в процессе онтогенеза индивида. Доминирование того или иного полушария в конкретной жизненной ситуации человека зависит не только от условий развития мозга, но и от определенных сре-довых условий. Латеральные показатели отражают особенности адаптации ребенка к внешнему миру, затем изменяются в процессе обучения и профессиональной деятельности, по мере взросления и старения человека. В то же время существует точка зрения, что ребенок уже рождается со сформированной функциональной асимметрией. Индивидуальная асимметрия является результатом особенностей взаимодействия полушарий в пренатальный и ранний постна-тальный период. Это взаимодействие обусловлено генетическими механизмами и сенсорным потоком извне [1, 3, 4, 5].
В. Леутин и Е. Николаева полагают, что различие людей с левым (правополушарным, синистральным) и правым профилями латеральности обусловлено распределением активности полушарий. У людей с левым и симметричным профилями латеральности нагрузка равномерно делится между полушариями в любой деятельности [3].
У праволатеральных людей выявлен отчетливый, ярко выраженный асимметричный тип церебрального межполушарного обеспечения психических функций [5]. Мозговая межполушарная функциональная организация психической деятельности у естественных левшей по сравнению с правшами приобретает более симметричный, амбилатеральный, более диффузный, разнообразный и редкостно индивидуализированный характер. У левшей выявлен уникальный тип взаи-
модействия между корковыми и подкорковыми системами мозга [3, 5].
Существуют различные теории о происхождении левого фенотипа в функциональной мозговой организации. В настоящее время причинами леворукости считаются: внутриутробная или перинатальная травма (теория патологического левшества), наследственная передача признака (теория генетической обусловленности), направленное внимание (эволюционная теория).
Теории социального и культурного переучивания постулируют, что средовое влияние может привести к вынужденному предпочтению правой руки в качестве ведущей у детей с факторами левшества. Директор института мозга Святослав Медведев считает, что детский мозг обладает необычайной пластичностью до четырех лет и его можно научить чему угодно и приучить к чему угодно. Многие дети рождаются амби-декстрами, но становятся правшами в результате давления и принуждения со стороны родителей [2].
Детская популяция содержит меньше правшей, чем взрослая. В возрасте до одного года количество правшей и левшей соответственно 52 и 47 %; в два года - 70 и 29 %, в семь лет - 80 и 20 % соответственно [5].
В современной психолого-педагогической литературе наблюдается тенденция рассматривать левше-ство с позиций различных подходов, при этом ней-ропсихологический подход, развиваемый в когнитивной науке, является ведущим в поисках решения проблем развития и обучения леворуких детей.
В нейропсихологическом контексте четко разграничиваются две категории детей: с псевдолевшеством и природным левшеством. Вариантом псевдолевше-ства является компенсаторное левшество, обусловленное поражением левого полушария головного мозга в пренатальном или раннем постнатальном онтогенезе. Периферическая недостаточность, избыточный гипертонус всего шейно-грудного отдела, травмы правой руки у ребенка также могут привести к более активному предпочтению левой руки. Леворукость у детей в этих случаях носит вынужденный характер, несмотря на то, что генетически предопределена их принадлежность к праворукой популяции человечества. В наше время число детей с врожденной или приобретенной мозговой недостаточностью резко возросло, что поставило перед специальной педагогикой необходимость разработки специфических нейрокоррекционных программ, направленных на элиминацию церебрального дизонтогенеза.
А. Семенович подчеркивает, что в современной детской популяции леворукость часто оказывается временным, латентным признаком, отражающим всего лишь факт задержки формирования у ребенка межпо-лушарных взаимоотношений, закрепления специализации и доминантности левого полушария мозга [5].
Доминирование левой руки может быть обусловлено естественной, генетически заданной врожден-
ной мозговой организацией ребенка. Левшество -проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество истинное, генетически заданное [3, 5].
Понятия «левшество» и «леворукость» в данном случае являются синонимичными и взаимодополняемыми. Процент генетических левшей (20-25 %) на протяжении исторического развития человечества является постоянной цифрой, не зависящей от того, вглядываемся ли мы в глубь допалеолитических времен «детства» человечества или обращаем взор на нашу современную эпоху [3, 5]. Удивительно постоянное число людей с естественной леворукостью в ходе эволюции человечества позволило представителям когнитивной антропологии и когнитивной нейронауки сделать смелый вывод в понимании природного лев-шества как исключительно важного по своим механизмам эволюционного пути развития человечества.
Предполагается, что развитие мозга находится под влиянием лево-правого градиента, существующего во Вселенной и оказывающего тормозящее влияние на правое полушарие. Но современная наука, например квантовая физика, приступила к изучению право-левого градиента, также существующего в мире природы и космоса. Левшество является одним из проявлений такого градиента развития.
Факторы левшества природного генеза могут проявляться и у амбидекстров, и у правшей с левше-ством в роду. Распределение людей с левым профилем латеральности в человеческой популяции зависит от этнокультурных, социальных и природных условий. Представители западной цивилизации обладают доминантным левым полушарием, а в традиционных восточных обществах (особенно буддистского Востока) имеют более активное правое. Некоторые авторы утверждают, что в условиях западной цивилизации с упором в образовании на приобретение вербальных навыков и развитие аналитической мысли обеспечивается развитие способностей главным образом левого полушария, в результате другая половина мозга практически игнорируется, что приводит к обеднению картины мира в сознании людей [3].
Левши наилучшим образом адаптируются в условиях индивидуальной, ненормированной деятельности, требующей интуиции, инициативы и флекси-кабельности. Среди представителей творческих профессий (артистов, художников, архитекторов), математиков, менеджеров высокого и среднего уровней, спортсменов отдельных видов спорта нередко можно встретить людей с синистральным профилем. В Новосибирском академгородке, где обследовали ученых и студентов, обнаружено больше людей с левым (24 %) и симметричным профилями (7 %), чем
людей со смешанным. В другом исследовании при оценке леворукости родителей у студентов оказалось, что левшество и амбидекстрия чаще отмечались у родителей с высоким социальным статусом [3].
Интересен факт, что синистральные люди преобладают среди коренных жителей Сибири, Заполярья, высокогорного Алтая, Кыргызтана. Среди мигрантов на сибирский Север существенно больше амбидекстров и левшей, чем среди жителей умеренного климата. Гелиогеофизические условия северных широт диктуют жесткие требования ко всем скрытым резервам и адаптационным ресурсам человека.
У левшей существует невероятная способность к спонтанному выстраиванию достаточно сложных программ поведения - адаптационный механизм, отшлифованный тысячелетней эволюцией, представляющий собой способность к синфазной одновременной мобилизации двух полушарий [3].
Таким образом, люди с левым и симметричным профилями латеральности мозговой организации эффективны как в экстремальных климатических регионах, так и в научной деятельности, т. е. в условиях, требующих пересмотра привычной картины мира, значимости привычных явлений, создания инновационных программ взаимодействия с окружающей действительностью и формирования новых стратегией жизнедеятельности.
Результаты научных исследований феномена левшества породили множество противоречивых интерпретаций и мифов, особенностью которых является оценка левого профиля как взаимосвязанного с гениальностью или как особой патологии. В историю человеческой культуры внесли огромный вклад как гениальные леворукие, так и праворукие люди. Развитие многих детей с генетическим левшеством протекает как своеобразный вариант нормального развития, без осложнений и, тем более, без патологий.
Учеными не выявлена связь между рукостью и особенностями развития - степень асимметрии не коррелирует ни с общим интеллектом, ни со специфическими способностями. Высокие показатели интеллекта определяются не столько доминированием полушарий, сколько эффективностью их взаимодействия. Это нужно помнить родителям маленького левши, чьи завышенные ожидания могут тормозить его развитие.
Но не стоит и отрицать уникальность индивидуального развития детей-левшей. В одной из школ Новосибирского научного центра, осуществляющей набор детей по признаку неординарности мышления, в классе из 34 школьников было 64.7 % детей с левым и симметричным профилями латеральности [3].
Относительная автономность полушарий головного мозга левшей ведет к элиминации реципрокно-го тормозящего влияния мозговых гемисфер, благодаря чему правое полушарие активнее участвует в протекании различных видов психической деятельнос-
ти. Основное преимущество естественных левшей -необычайно высокая степень компенсаторных возможностей мозга. Только у левшей во взрослом возрасте встречается двусторонняя (в обоих полушариях головного мозга) представленность какого-либо психологического фактора. У правшей похожая картина встречается до 2-3 лет.
Результаты исследований нейрокогнитивного или нейробиологического развития человека в процессе онтогенеза показали, что на протяжении первых двух лет жизни у ребенка происходит резкое десятикратное увеличение числа и плотности синапсов в отдельных областях мозга, значительно превышая эти показатели у взрослых [1, 6]. Ранняя стимуляция мозга через художественные, математические игры, музыкальные занятия, изучение языков, решение загадок и др. активизируют синаптические связи в мозге. Число синапсов достигает высшей точки в 2-3 года, а затем начинает уменьшаться. В период полового созревания происходит потеря 50 % синапсов [6]. В процессе развития потенциала человеческого мозга протекают два процесса:
1) функциональная проверка, при которой полезные синаптические связи в мозге становятся более постоянными;
2) селективное устранение, при котором неиспользуемые синаптические связи ликвидируются как бесполезные.
Развивающийся мозг ребенка, а затем и взрослого человека словно живет по принципу «Используй или потеряй мозг!». Способность перерабатывать информацию параллельно распределенным образом может быть развита или уничтожена у ребенка в процессе воспитания и обучения.
Можно предположить, что у детей с генетическим левшеством нейрокогнитивное развитие имеет свои особенности из-за специфической морфологии мозга, которые еще предстоит определить с помощью современных нейрокогнитивных методов. Уже экспериментально подтверждено, что церебральный онтогенез у таких детей обладает разнообразными специфическими чертами: не дифференцируются внутри- и межполушарные связи, они менее избирательны, выявляется отставание в развитии биоэлектрической ритмики мозга, имеется склонность к снижению иммунных и гормональных регуляций. Становление многих психических функций у естественных левшей идет опосредованно, многоканально и представляет собой в прямом смысле «функциогенез ниоткуда» [5]. Поэтому протекание психического онтогенеза у них может быть осложнено задержками речевого развития, трудностями в овладении письмом, чтением.
А. Семенович сравнивает развитие ребенка-лев-ши с цветком, внезапно выросшим и распустившимся за одну ночь, и пишет: «Любой, кто вступает в
контакт с ребенком-левшой, приходит в радостное недоумение от его видения мира... В мире левшат читать, писать, рисовать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны. Они так видят!». Такие дети могут демонстрировать до 3-летнего возраста задержку речевого развития, проявляющуюся в молчании или маловразумительном лепете, и вдруг «начать говорить сразу большими, грамматически оформленными как речь взрослого человека фразами» [5, с. 85]. Дошкольник-левша может самостоятельно написать очень сложное слово (например, «телевизор» или «экскаватор»), не умея при этом прочитать не только это слово в книге, но даже и слова из 2-3 букв.
Дети-левши демонстрируют большой словарный запас, большую информированность и эрудированность, более высокие достижения в математике, артистическую и художественную одаренность по сравнению с детьми с другими профилями латеральнос-ти. При исследованиях креативности мышления ее показатели оказались более высокими в популяции леворуких по сравнению с правшами [3, 5].
Практически все дети-«истинные» левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над протеканием своей психической деятельности. Ребенок-левша для приспособления и овладения миром правшей вынужден всякий раз находить или изобретать уникальные способы. Исследование взрослых леворуких откровенно подчеркивает тот факт, что привлечение произвольных, осознанных средств в ходе протекания многих видов психической деятельности - специфическое свойство левшей как популяции и не зависит от их возраста [5].
Развитие детей с наличием фактора генетического левшества носит глубоко индивидуальный и низкопрогнозируемый характер и сопряжено со многими факторами риска. Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) написал в «Планете людей», что во многих детях «убивают Моцарта»: «...Вот маленький Моцарт, он весь - обещание! Он совсем как маленький принц из сказки, ему бы расти, согретому неусыпной разумной заботой, и он бы оправдал самые смелые надежды! Когда в саду, после долгих поисков, выведут наконец розу, все садовники приходят в волнение. Розу отделяют от других, о ней неусыпно заботятся, холят ее и лелеют. Но люди растут без садовника.».
«Дети правого полушария» нуждаются в бережном и заботливом сопровождении взрослых. Психологи и педагоги при использовании определенных методов, приемов и технологий профилактики, аби-литации и психокоррекции, учитывающих уникальность и сложность психического развития левшей, могут помочь им реализовать уникальный духовный и творческий потенциал.
Список литературы
1. Величковский Б. М. Когнитивная наука. Основы психологии познания: в 2 ч. М.: Смысл, 2006. T. 2. 432 с.
2. Гусова А. Д. Эти невероятные левши // Психология, Пермь. 2007. №11. С. 19-20.
3. Леутин В. П., Николаева Е. Н. Функциональная асимметрия головного мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 2005. 368 с.
4. Палмер Дж., Палмер Л. Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens. СПб.: Еврознак, 2003. 384 с.
5. Семенович А . В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. 4 изд. М.: Генезис, 2009. 250 с.
6. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Из-во Питер, 2007. 496 с.
Постоева В. А., кандидат психологических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Пахомов В. П., кандидат психологических наук, доцент.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
Материал поступил в редакцию 04.02.2010
V. A. Postoeva, V. P. Pachomov
MODERN NEUROPSYCHOLOGICAL CONCEPTION OF LEFT-HANDERS PHENOMENON
In the article, that is in the form of review, modern conceptions of left-handers phenomenon are being examined from the neuropsychological point ofview developed in cognitive psychology; science views on the character ofthis phenomenon are being analyzed; issues related to psychological and pedagogical peculiarities of children with genetic left-handed phenotype are being discussed.
Key words: cerebral hemispheres asymmetry, bilateral brain organization, true left-handers, false left-handers, development peculiarities of children with left-handed phenotype.
Postoeva V. A.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]
Pachomov V. P.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.