Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ'

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Региональная научно-технологическая политика / инновационное развитие / региональная экономика / наука / инновации / Regional scientific and technological policy / innovative development / regional economy / science / innovation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бывшев Владимир Игоревич, Писарев Иван Владимирович, Пантелеева Ирина Анатольевна

В статье представлен обзор современных научных теоретических и методологических представлений о целях, задачах, функциях и эффектах от региональной научно-технологической и инновационной политики на российском и зарубежном материале. По мнению авторов, реализация региональной научно-технологической и инновационной политики должна носить системный характер и учитывать высокий уровень дифференциации регионов не только по уровню социально-экономического развития, но и по их географическим и историческим особенностям. Развитие научно-технологической и инновационной деятельности и достижение технологического суверенитета является одной из ключевых задач, стоящих перед Россией. В современных условиях, включающих введение санкций, сложную геополитическую обстановку, переход мировых экономик к новому технологическому укладу, особенно важно уделять внимание научно-технологическому развитию регионов России, что невозможно осуществить без проработанной политики инновационного и научно-технологического развития конкретного региона. Цель статьи – рассмотреть имеющиеся среди отечественных и зарубежных исследователей представления о региональной научно-технологической и инновационной политике и сформировать выводы, общности и закономерности, на которых необходимо делать акценты при развитии сферы науки, технологий и инноваций в регионах. Для проведения анализа используется метод деконструкции, аксиоматический метод, дескриптивный метод и голографический метод. В статье рассматриваются проблемы несвязанности задач социально-экономического и научно-технологического развития регионов, научно-технологической специализации регионов, межрегионального взаимодействия и стратегического планирования. В результате сформированы рекомендации в разрезе отечественных и зарубежных представлений о региональной научно-технологической и инновационной политике по ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бывшев Владимир Игоревич, Писарев Иван Владимирович, Пантелеева Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SCIENTIFIC AND THEORETICAL CONCEPTS OF REGIONAL SCIENTIFIC, TECHNOLOGICAL AND INNOVATION POLICY: RESEARCH OVERVIEW

The article presents an overview of modern scientific theoretical and methodological ideas about the goals, objectives, functions and effects of regional scientific, technological and innovation policy on Russian and foreign material. According to the authors, the implementation of regional scientific, technological and innovation policy should be systemic in nature and take into account the high level of differentiation of the subjects of the Russian Federation not only in terms of socio-economic development, but also in their geographical and historical features. The development of scientific, technological and innovative activities and the achievement of technological sovereignty is one of the key tasks facing Russia. In modern conditions, including the imposition of sanctions, a complex geopolitical situation, the transition of world economies to a new technological order, it is especially important to pay attention to the scientific and technological development of the regions of Russia, which cannot be done without a well-developed policy of innovative and scientific and technological development of a particular region. The purpose of the article is to examine the ideas available among domestic and foreign researchers about the regional scientific, technological and innovation policy and to form conclusions, commonalities and patterns that need to be emphasized in the development of science, technology and innovation in the subjects of the Russian Federation. The analysis uses the deconstruction method, the axiomatic method, the descriptive method and the holographic method. The article deals with the problems of the lack of connectivity of the tasks of socio-economic and scientific and technological development of regions, scientific and technological specialization of regions, interregional interaction and strategic planning. As a result, recommendations were formed in the context of domestic and foreign ideas about the regional scientific, technological and innovation policy for its implementation.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК 332.142 JEL: M31

DO110.24147/1812-3988.2024.22(4).94-104

ISSN 1812-3988 eISSN 3034-3887

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ:

ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ

В.И. Бывшев1, И.В. Писарев2'313, И.А. Пантелеева1

1 Сибирский федеральный университет (Красноярск, Россия) 2 Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнева

(Красноярск, Россия)

3 Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности (Красноярск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 11 апреля 2024 г.

Дата принятия в печать 2 мая 2024 г.

Тип статьи

Обзор

Ключевые слова

Региональная научно-технологическая политика, инновационное развитие, региональная экономика, наука, инновации

Аннотация. В статье представлен обзор современных научных теоретических и методологических представлений о целях, задачах, функциях и эффектах от региональной научно-технологической и инновационной политики на российском и зарубежном материале. По мнению авторов, реализация региональной научно-технологической и инновационной политики должна носить системный характер и учитывать высокий уровень дифференциации регионов не только по уровню социально-экономического развития, но и по их географическим и историческим особенностям. Развитие научно-технологической и инновационной деятельности и достижение технологического суверенитета является одной из ключевых задач, стоящих перед Россией. В современных условиях, включающих введение санкций, сложную геополитическую обстановку, переход мировых экономик к новому технологическому укладу, особенно важно уделять внимание научно-технологическому развитию регионов России, что невозможно осуществить без проработанной политики инновационного и научно-технологического развития конкретного региона. Цель статьи - рассмотреть имеющиеся среди отечественных и зарубежных исследователей представления о региональной научно-технологической и инновационной политике и сформировать выводы, общности и закономерности, на которых необходимо делать акценты при развитии сферы науки, технологий и инноваций в регионах. Для проведения анализа используется метод деконструкции, аксиоматический метод, дескриптивный метод и голографический метод. В статье рассматриваются проблемы несвязанности задач социально-экономического и научно-технологического развития регионов, научно-технологической специализации регионов, межрегионального взаимодействия и стратегического планирования. В результате сформированы рекомендации в разрезе отечественных и зарубежных представлений о региональной научно-технологической и инновационной политике по ее реализации.

Финансирование. Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 22-78-00011 «Разработка научных основ формирования региональной научно-технической и инновационной политики».

MODERN SCIENTIFIC AND THEORETICAL CONCEPTS OF REGIONAL SCIENTIFIC, TECHNOLOGICAL AND INNOVATION POLICY:

RESEARCH OVERVIEW

V.I. Byvshev1,1.V. Pisarev23®, I.A. Panteleeva1

1 Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia)

2 Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Krasnoyarsk, Russia)

3 Krasnoyarsk Regional Fund of Science and Technology Support (Krasnoyarsk, Russia)

Article info

Received April 11, 2024

Accepted May 2, 2024

Abstract. The article presents an overview of modern scientific theoretical and methodological ideas about the goals, objectives, functions and effects of regional scientific, technological and innovation policy on Russian and foreign material. According to the authors, the implementation of regional scientific, technological and innovation policy should be systemic in nature and take into account the high level of differentiation of the subjects of the Russian Federation not only in terms of socio-economic development, but also in their geographical and historical features. The development of scientific, technological and innovative activities and the achieve-

Type paper

Review

Keywords

Regional scientific and technological policy, innovative development, regional economy, science, innovation

ment of technological sovereignty is one of the key tasks facing Russia. In modern conditions, including the imposition of sanctions, a complex geopolitical situation, the transition of world economies to a new technological order, it is especially important to pay attention to the scientific and technological development of the regions of Russia, which cannot be done without a well-developed policy of innovative and scientific and technological development of a particular region. The purpose of the article is to examine the ideas available among domestic and foreign researchers about the regional scientific, technological and innovation policy and to form conclusions, commonalities and patterns that need to be emphasized in the development of science, technology and innovation in the subjects of the Russian Federation. The analysis uses the deconstruction method, the axiomatic method, the descriptive method and the holographic method. The article deals with the problems of the lack of connectivity of the tasks of socio-economic and scientific and technological development of regions, scientific and technological specialization of regions, interregional interaction and strategic planning. As a result, recommendations were formed in the context of domestic and foreign ideas about the regional scientific, technological and innovation policy for its implementation.

Acknowledgements. The article was prepared with the financial support of the Russian Science Foundation, project No. 22-7800011 "Development of scientific foundations for the formation of regional scientific, technical and innovation policy".

1. Введение. На современном этапе в России наблюдается концентрация внимания на научно-технологическом и инновационном развитии страны. Высокий уровень заинтересованности в науке и технологиях отмечается на разных уровнях власти - от регионального до федерального. Цели и задачи научно-технологического и инновационного развития страны определены в ряде законодательных актов, а также в поручениях Президента РФ, причем в последних сделан акцент на формировании регионального вектора развития науки и инноваций. Он включает в себя организацию научных и научно-популярных мероприятий по вовлечению молодежи в науку, развитие научного туризма, разработку стратегических документов субъектов Российской Федерации в сфере науки и технологий. Работа федерального центра с регионами прослеживается через механизм научно-образовательных и научных центров мирового уровня (НОЦ и НЦМУ), изменения в законодательстве, а также взаимодействие федеральных институтов развития с региональными, в частности реализуемая Российским научным фондом региональная программа. К сотрудничеству с регионами открыты и другие федеральные институты развития, в том числе Фонд «Сколко-во», Российский фонд развития информационных технологий, Фонд содействия инновациям и др.

Несмотря на существующие меры научно-технологического и инновационного развития, на федеральном уровне отсутствуют законодательно закрепленные рекомендации и типовые проекты для формирования региональ-

ных политик и стратегий развития в научно-технологической и инновационной сфере. В то же время в отношении региональных стратегий социально-экономического развития в Федеральном законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» действует ст. 32, представляющая собой инструкцию по их формированию и позволяющая гармонизировать региональные стратегии в соответствии с общефедеральными задачами. В целом регионам и федеральному правительству необходимо выстраивать согласованную научно-технологическую и инновационную региональную политику с учетом специфики территорий, способствующую их научно-технологическому развитию, экономическому росту и повышению конкурентоспособности [1]. При этом стоит обратить непосредственное внимание на эффективность научной деятельности, а не на эффективность количественных показателей, таких как, например, публикации в высокорейтинговых журналах. Ученым приходится гнаться за показателями цитируемости вместо поиска научной истины, что требует пересмотра и научно-технологической политики в целом [2].

В научных кругах всё чаще поднимается вопрос исследования региональных практик научно-технологического и инновационного развития территорий [3]. Поэтому при разработке региональной научно-технологической политики очень важно учитывать мнение научного сообщества в целях более глубокой и детальной проработки проблем и приоритетов научно-технологического развития территорий. В связи с чем целью исследования является

изучение современных научно-теоретических и методологических представлений о целях, задачах, функциях и эффектах от региональной научно-технологической и инновационной политики.

2. Гипотезы и методы исследования. В исследовании с использованием метода деконструкции, аксиоматического метода, дескриптивного метода и голографического метода, а также аналитического инструментария был проведен обзор современных научных теоретических и методологических представлений о целях, задачах, функциях и эффектах от региональной научно-технологической и инновационной политики на российском и зарубежном материале.

3. Обзор литературы и результаты исследования

3.1. Современные представления о региональной научно-технологической и инновационной политике в России. В последнее время всё большее количество отечественных исследователей начинают уделять внимание изучению вопросов наиболее эффективного осуществления региональной научно-технологической и инновационной политики. Представительную базу научных исследований по данному вопросу имеют И. Голова и А. Суховей [4; 5], которые связывают проблему неэффективности существующих региональных стратегий инновационного развития с их унификацией, отрывом от социально-экономического положения определенных регионов и их потенциала. Авторы указывают, что для успешного функционирования стратегий и выбора приоритетов инновационного развития региона нужно учитывать факторы производственной специализации и потенциал конкретного региона, его финансовые и образовательные возможности. В отдельном исследовании И. Голова предлагает экосистемный подход к управлению инновационными процессами в российских регионах [6]. С. Кузнецов предлагает группировать регионы для проведения дифференцированной региональной научно-технологической и инновационной политики с максимальным использованием потенциала регионов в саморазвитии [7]. В исследовании С. Самусенко, Г. Поподько и Т. Зимняковой подчеркивается важность регионального аспекта в разработке инновационных систем, что связано с ресурсной или не ресурсной направленностью регионов [8].

Г. Батов, Г. Темижева и С. Шардан в своем исследовании определяют, что каждому региону необходимо установить свой техно логический потенциал для дальнейшей модернизации экономики [9].

Ряд авторов при проведении исследования говорят о необходимости дифференцированного подхода к разработке региональных политик и вовсе приходят к мнению о необходимости развития регионов по модели «умной специализации». В частности, в инновационной политике должно уделяться внимание развитию человеческого капитала, формированию инновационного предпринимательства и развитию горизонтальных связей [10]. Е. Куцен-ко, Е. Исланкина и А. Киндрас определяют, что целевые индикаторы большинства стратегий, которые приняты в регионах Российской Федерации, не имеют связи с отраслевыми региональными приоритетами [11]. В исследовании С. Шевченко, И. Морозовой и Е. Кузьминой предлагается использование концепции «умной специализации» для поиска новых возможностей по развитию региона и созданию эффективных каналов взаимодействия государства, науки и бизнеса [12].

В целом, авторы отмечают, что при формировании научно-технологической и инновационной политики необходимо учитывать возможности, ресурсный и кадровый потенциал каждого конкретного региона и не осуществлять «слепое» копирование региональной политики научно-технологического и инновационного развития из одного региона в другой.

Некоторые авторы отмечают, что важно оценить уровень инновационного развития каждого региона, понять слабые и сильные стороны и только после намечать целевые индикаторы и приоритеты научно-технологического развития. Так, Т. Ахметов делит регионы на группы: глобальные центры, догоняющего развития, регионы на пути к модели догоняющего развития и регионы периферийной зоны, -поэтому для каждого региона должна проводиться такая государственная инновационная политика, реализация которой позволит регионам перейти в следующую группу [13]. По мнению А. Клыпина и С. Вьюнова, выбор направлений научно-технологического развития региона нужно определять поэтапно, исходя из ресурсного потенциала, состояния научно-технологической и социально-экономической сфер [14].

Ряд авторов активно занимается изучением проблем инновационной отсталости регионов, на решение которых должна быть направлена региональная научно-технологическая политика. И. Ширяев, А. Курышева, В. Воль-чик проводят исследование российской инновационной системы через подход, основанный на идеях нарративной экономики, и заключают, что основной движущей силой развития инноваций выступает государство, которое является основным партнером научно-исследовательских институтов и основным спонсором проведения НИОКР [15]. Ю. Дорошенко, И. Малыхина и И. Сомина проводят исследование инновационного развития регионов в условиях неоиндустриализации и отмечают следующие негативные факторы: неэффективно сформированные цепочки высокотехнологичного производства, изъяны институциональных основ перехода к неоиндустриальной парадигме, слабая мотивация участников инновационной деятельности, недостаточность ресурсных возможностей производственного сектора экономики. А. Фонотов в своем исследовании рассматривает инновационный путь от идеи до рынка как коммуникационный процесс между создателем инновации и потребителем [17]. Д. Буркальцева отмечает, что для достижения точек роста региональной экономики в области инноваций необходимо создавать устойчивые коммуникационные каналы между бизнесом и государством [18]. С. Бизин говорит о важности формирования регионом благоприятного инновационного климата и развития региональной инновационной инфраструктуры [19]. Е. Ленчук и Г. Власкин определяют, что основная проблема регионального развития России - это высокий уровень социально-экономической дифференциации субъектов [20]. А. Мосалёв отмечает, что в целом регионы оказывают слабое влияние друг на друга в инновационной сфере, при этом факторами увеличения инновационной активности и соседних территорий выступают: объем внутренних доходов региона, количество участников инновационной деятельности и объектов инновационной инфраструктуры [21].

Обобщая тенденции и подходы, выявленные в ходе рассмотрения существующих представлений экспертов о региональной научно-технологической и инновационной политике на российском материале, сформулируем следующие рекомендации:

• должны учитываться факторы специализации и потенциала конкретного региона, удаленность от федерального центра, финансовые и образовательные возможности;

• цели региональной научно-технологической и инновационной политики должны быть согласованы с социально-экономическим развитием территории;

• политика федеральных органов власти в отношении регионов должна быть направлена на максимальное использование их потенциала в саморазвитии;

• должны осуществляться снижение административно-бюрократической нагрузки и переход от «гонки» за показателями к реальным научно-технологическим открытиям;

• возможности территорий будут усиливаться при межрегиональной кооперации и взаимовыгодном сотрудничестве;

• применение в региональной научно-технологической и инновационной политике концепции «умной специализации» и модели «открытых инноваций» будет способствовать ускорению научно-технологического и инновационного развития.

3.2. Зарубежный взгляд на региональную научно-технологическую и инновационную политику. Чжан Вэй и Гун Цзянь описывают китайскую модель реализации региональной инновационной политики, которая учитывает особенности развития, потребности, ресурсы, инновационный потенциал каждого региона в отдельности [22]. Ван Юйшань осуществляет сравнение параметров инновационного развития регионов Китая и России, где отмечает различия в географии, климате, ресурсном обеспечении, истории и национальных интересах [23]. К. Фарташ с соавторами анализируют инновационную политику Ирана через подход, основанный на извлечении уроков для принятия стратегических решений, где успешность функционирования инновационной политики зависит от проведения технического, концептуального и социального анализа преимуществ и недостатков реализации различных государственных политик [24].

Британские ученые Э. Уярра, Б. Рибейро и Л. Дейл-Клаф отмечают, что в современности происходит переход от риторики инновационной политики к принципам «ответственных» исследований и инноваций (англ. responsible research and innovation, RRI), которые учитывают не столько экономическую оправданность

инноваций, сколько последствия и потенциальное воздействие на окружающую среду и общество [25]. Т. Черноморова в исследовании опыта Великобритании отмечает, что научно-технологическое и инновационное развитие является одним из ключевых приоритетов экономической политики, а лидерство страны связано с большим количеством старейших университетов, где развита фундаментальная наука [26]. В. Минат определяет, что отличительной особенностью инновационной политики западных штатов США является предоставление отрасли или ведомству на определенный период монополии на экспорт созданных и внедренных в экономику инновационных продуктов [27; 28]. Н. Хашче, Л. Хоглунд и Г. Лин-тон описывают модель четверной спирали инноваций в региональной инновационной системе Швеции [29]. Л. Фонсека исследует опыт взаимодействия университетов и региональной власти Португалии в разработке научно-технологической и инновационной политики, где университеты обеспечивают кадровую и исследовательскую поддержку [30]. Дж. Хер-вас-Оливер с соавторами описывают региональную политику, где государственный и частный сектор самостоятельно определяют политику и направление развития региональной инновационной политики на основе потребностей конкретных территорий [31]. М. Багге на основе исследования региональной инновационной системы Норвегии утверждает, что современная инновационная политика должна быть направлена на решение сложных социальных проблем, требующих участия более широкого круга участников, включая предприятия [32]. А. Мориссон и М. Дуссино на основе исследования Нидерландов, Испании и Колумбии отмечают, что региональная инновационная политика должна учитывать институциональные возможности региона, игнорирование которых приводит к проблемам реализации политики [33]. М. Триппл, Е. Цукаускайте и А. Хили проводят исследование среди 15 регионов Европейского Союза по уровню вовлеченности сторон, заинтересованных в инновационном развитии территорий, и по определению регионами приоритетных направлений в научно-технологическом и инновационном развитии [34]. Д. Чолек с соавторами на основе классификации региональных инновационных систем Польши определяет, что для гармоничного научно-технологического и инно-

вационного развития необходима дифференцированная государственная политика, учитывающая особенности территорий [35].

Резюмируя обзор представлений о региональной научно-технологической и инновационной политике за рубежом, сформируем следующие тезисы:

• политика должна представлять собой долгосрочную стратегию, направленную на решение проблем недоиспользования потенциала региона и снижения социальной изоляции;

• необходима дифференцированная региональная научно-технологическая и инновационная политика, учитывающая особенности территорий;

• региональная научно-технологическая и инновационная политика должна быть направлена на интеллектуальное усиление регионов, которые находятся в стагнации, но при этом осуществляют преобразования;

• межрегиональное сотрудничество способствует научно-технологическому и инновационному развитию;

• реализация научно-технологической и инновационной политики должна учитывать не только экономическую целесообразность, но и факторы «зеленой» повестки.

4. Заключение. В результате проведенного обзора можно определить ключевые выводы современных научно-теоретических и методологических представлений о целях, задачах, функциях и эффектах от региональной научно-технологической и инновационной политики.

Во-первых, в процессе формирования и реализации научно-технологической и инновационной политики необходимо следовать дифференцированному подходу среди регионов. Дифференцированный подход подразумевает, что при разработке научно-технологической политики региона необходимо учитывать его социально-экономическое положение, ресурсный, технологический и кадровый потенциал, экономическую специализацию, географическое положение региона, финансовые и образовательные возможности, а также исторический аспект развития знаний внутри региона. При этом особенно важно связывать разрабатываемые стратегические документы в области научно-технологического и инновационного развития со стратегиями социально-экономического развития регионов, чтобы приоритеты, цели и задачи были согласованы друг с другом.

Во-вторых, при разработке региональной политики важно определять текущий уровень научно-технологического и инновационного развития региона. Его определение позволит понять сильные и слабые стороны региона и сформировать приоритеты и векторы развития.

В-третьих, определение проблем, стоящих перед регионом на пути реализации научно-технологической и инновационной политики, позволит обозначить «узкие места» научно-технологического сектора и сконцентрировать усилия на их устранении.

В-четвертых, необходимо определять приоритеты научно-технологического и инновационного развития региона, учитывая его специфику.

В-пятых, исходя из приоритетов развития, необходимо выстраивать систему целевых показателей реализации региональной научно-технологической и инновационной политики, достижение которых окажет реальный эффект на социально-экономическое развития регионов.

В-шестых, следует помнить, что реализация научно-технологической и инновационной

политики подразумевает учет интересов всех стейкхолдеров научно-инновационной среды. Сюда относится и государство как ведущий регулятор научно-технологической и инновационной политики, и бизнес как квалифицированный заказчик научно-технологических и инновационных разработок, и научно-образовательный комплекс как основное действующее лицо, и гражданское общество как конечный потребитель, все вместе формирующие модель четверной спирали инноваций и заинтересованные в получении максимального эффекта от реализации научно-технологической и инновационной политики.

Учет этих параметров позволит верно выстроить приоритеты научно-технологического развития конкретного региона, а также поможет наметить цели и задачи научно-технологического развития исходя из доступных региону ресурсов и соответствующие потенциалу конкретного региона, которые будут реально достижимы и окажут положительное влияние на социально-экономическое развитие региона.

Литература

1. Пантелеева И. А., Бывшев В. И., Парфентьева К. В., Усков Д. И., Демин В. Г. Механизмы финансирования фундаментальных исследований на уровне региона: опыт Красноярского края // Управление наукой и наукометрия. - 2021. - Т. 16, № 3. - С. 370-387. - DOI: 10.33873/26866706.2021.16-3.370-387.

2. Бакшт Д. А., Демин В. Г., Бывшев В. И. Региональный конкурс проектов фундаментальных научных исследований, выполняемых молодыми учеными: промежуточные итоги и перспективы (Красноярский край) // Вестник РФФИ. - 2018. - № 3 (99). - С. 60-65.

3. Бывшев В. И., Пантелеева И. А., Усков Д. И., Писарев И. В., Торточакова Т. С. Анализ уровня цифровизации регионов Арктической зоны Российской Федерации в преддверии реализации стратегии развития Арктической зоны // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». -2022. - Т. 20, № 1. - С. 78-92. - DOI: 10.24147/1812-3988.2022.20(1).78-92.

4. Голова И. М., Суховей А. Ф. Дифференциация стратегий инновационного развития с учетом специфики российских регионов // Экономика региона. - 2019. - Т. 15, вып. 4. - С. 1294-1308. -DOI: 10.17059/2019-4-25.

5. Суховей А. Ф., Голова И. М. Дифференциация стратегий инновационного развития регионов как условие повышения эффективности социально-экономической политики в РФ // Экономика региона. - 2020. - Т. 16, вып. 4. - С. 1302-1317. - DOI: 10.17059/екоп^.2020-4-20.

6. Голова И. М. Экосистемный подход к управлению инновационными процессами в российских регионах // Экономика региона. - 2021. - Т. 17, вып. 4. - С. 1346-1360. - DOI: 10.17059/екоп^.2021-4-21.

7. Кузнецов С. В. Региональная политика России в условиях реализации стратегии научно-технологического развития регионов, многофакторных вызовов и рисков // Современные аспекты состояния и перспективы развития государственной региональной политики России и Германии : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. - СПб. : СПбУТУиЭ, 2019. - С. 106-117.

8. Самусенко С. А., Поподько Г. И., Зимнякова Т. С. Эмпирический анализ дефектов инновационных систем // Регион: экономика и социология. - 2020. - № 1 (105). - С. 153-176. - DOI: 10.15372/REG20200107.

9. Батов Г. Х., Темижева Г. Р., Шардан С. К. Состояние технологического уклада макрорегиона и его технологическое развитие (на примере Северо-Кавказского федерального округа) // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2017. - Т. 8, № 2. - С. 305-313. - DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.2.305-313

10. Земцов С. П., Баринова С. П. Смена парадигмы региональной инновационной политики в России: от выравнивания к «умной специализации» // Вопросы экономики. - 2016. - № 10. -С. 65-81. - DOI: 10.32609/0042-8736-2016-10-65-81.

11. Куценко Е., Исланкина Е., Киндрась А. Можно ли быть умным в одиночестве? Исследование инновационных стратегий российских регионов в контексте умной специализации // Форсайт. - 2018. - Т. 12, № 1. - С. 25-45.

12. Шевченко С. А., Морозова И. А., Кузьмина Е. В. Возможности умной специализации в проведении новой индустриализации в регионе в контексте научно-технологического развития России // Теоретическая экономика. - 2022. - № 1 (85). - С. 57-69. - DOI: 10.52957/2221З260_2022_1_57.

13. Ахметов Т. Р. Выработка стратегических приоритетов развития инновационной подсистемы региона на основе теории эволюции информации в экономике // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 6, ч. 1. - С. 17-26. - DOI: 10.17513/vaael.586.

14. Клыпин А. В., Вьюнов С. С. Патентный анализ и государственная научно-техническая политика в сфере интеллектуальной собственности // Управление наукой и наукометрия. - 2020. -Т. 15, № 2. - С. 136-171. - DOI: 10.33873/2686-6706.2020.15-2.136-171.

15. Ширяев И. М., Курышева А. А., Вольчик В. В. Нарративный институциональный анализ и российская инновационная система // Журнал институциональных исследований. - 2021. - Т. 13, № 3. - С. 81-101. - DOI: 10.17835/2076-6297.2021.13.3.081-101.

16. Дорошенко Ю. А., Малыхина И. О., Сомина И. В. Инновационное развитие региона в условиях современных трендов неоиндустриализации // Экономика региона. - 2020. - Т. 16, вып. 4. -С. 1318-1334. - DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-4-21.

17. Фонотов А. Г. Инновации как системные коммуникации // ЭКО. - 2022. - № 1 (571). -С. 54-76. - DOI: 10.30680/EC00131-7652-2022-1-54-76.

18. Буркальцева Д. Д. Точки экономического и инновационного роста: модель организации эффективного функционирования региона // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2017. -Т. 8, № 1. - С. 8-30. - DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.8-30.

19. Бизин С. В. Оценка инновационной политики региона // Креативная экономика. - 2019. -Т. 13, № 1. - С. 129-138. - D0I:10.18334/ce.13.1.39718.

20. Ленчук Е. Б., Власкин Г. А. Инвестиционно-инновационный потенциал российских регионов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2017. - Т. 8, № 4(s). - С. 667-681. - DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.4.667-681.

21. Мосалёв А. И. Оптимальные пространственные форматы межрегионального экономического сотрудничества в рамках инновационной экономики // Экономика региона. - 2022. - Т. 18, вып. 3. - С. 638-652. - DOI: 10.17059/ekon.reg.2022-3-2.

22. Zhang Wei, Gong Jian. Measurement of China's regional innovation patterns and their redesign of innovation policies // Science Research Management. - 2020. - Vol. 41, Iss. 4. - P. 85-93.

23. Ван Ю. Инновационное развитие китайских регионов: опыт и рекомендации для России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2021. - Т. 12, № 2. - С. 145-159. - DOI: 10.18184/2079-4665.2021.12.2.145-159.

24. Фарташ К., Эльяси М., Горбани А., Садабади А. Анализ инновационной политики и стратегии развития // Форсайт. - 2021. - Т. 15, № 3. - С. 81-92.

25. Uyarra E., Ribeiro B., Dale-Clough L. Exploring the normative turn in regional innovation policy: responsibility and the quest for public value // European Planning Studies. - 2019. - Vol. 27, iss. 12 : Expanding the field of Responsible Research and Innovation — From responsible research to responsible innovation. - P. 2359-2375. - DOI: 10.1080 / 09654313.2019.1609425.

26. Черноморова Т. В. Инновационная политика Великобритании и стратегическое развитие регионов в условиях кризиса // Инновационная политика и региональное развитие в современном мире : сб. обзоров и рефератов. - М., 2011. - С. 42-78.

27. Минат В. Н. Инновационная деятельность и региональная инновационная политика в штатах Запада США // Развитие территорий. - 2021. - № 4. - С. 32-42. - DOI: 10.32324/2412-89452021-4-32-42.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Минат В. Н. Государственная информационная политика и динамика федерального финансирования распространения результатов научных исследований и разработок США // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2021. - Т. 21, № 1. - С. 38-47. - DOI: 10.18500/1994-2540-2021-21-1-38-47.

29. Hasche N., HoglundL., Linton G. Quadruple helix as a network of relationships: creating value within a Swedish regional innovation system // Journal of Small Business & Entrepreneurship. - 2020. -Vol. 32, Iss. 6 : Entrepreneurship and the European Union policies after 60 years of common European vision: regional and spatial perspectives. - P. 523-544. - DOI: 10.1080/08276331.2019.1643134.

30. Fonseca L. Designing regional development? Exploring the University of Aveiro's role in the innovation policy process// Regional Studies, Regional Science. - 2019. - Vol. 6, Iss. 1. - P. 186-202. -DOI: 10.1080/21681376.2019.1584050.

31. Hervas-Oliver J.-L., Gonzalez-Alcaide G., Rojas-Alvarado R., Monto-Mompo S. Emerging regional innovation policies for industry 4.0: analyzing the digital innovation hub program in European regions // Competitiveness Review. - 2021. - Vol. 31, No. 1. - P. 106-129. - DOI: 10.1108/CR-12-2019-0159.

32. Bugge M. M., Andersen A. D., Steen M. The role of regional innovation systems in mission-oriented innovation policy: exploring the problem-solution space in electrification of maritime transport // European Planning Studies. - 2022. - Vol. 30, Iss. 11 : Regional innovation policies in the era of grand societal challenges. - P. 2312-2333. - DOI: 10.1080/09654313.2021.1988907.

33. Morisson A., Doussineau M. Regional innovation governance and place-based policies: design, implementation and implications // Regional Studies, Regional Science. - 2019. - Vol. 6, Iss. 1. -P. 101-116. - DOI: 10.1080/21681376.2019.1578257.

34. Trippl M., Zukauskaite E., Healy A. Shaping smart specialization: the role of place-specific factors in advanced, intermediate and less-developed European regions // Regional Studies. - 2020. -Vol. 54, Iss. 10 : Smart Specialisation and innovation in Europe. - P. 1328-1340. - DOI: 10.1080/00343404.2019.1582763.

35. Чолек Д., Голеевска А., Заблоцка-Аби Яги А. Классификация региональных инновационных систем Польши // Экономика региона. - 2021. - Т. 17, вып. 3. - С. 987-1003. - DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-3-19. - (На англ. яз.).

References

1. Panteleeva I.A., Byvshev V.I., Parfenteva K.V., Uskov D.I., Demin V.G. Basic Research Funding Solutions at Regional Level: Krasnoyarsk Territory Case. Science Governance and Scientometrics, 2021, Vol. 16, no. 3, pp. 370-387. DOI: 10.33873/2686-6706.2021.16-3.370-387. (in Russian).

2. Baksht D.A., Demin V.G., Byvshev V.I. Regional contest of fundamental research projects performed by young scientists: interim outcomes and prospects (Krasnoyarsk Krai). Journal RFBR, 2018, no. 3 (99), pp. 60-65. (in Russian).

3. Byvshev V.I., Panteleeva I.A., Uskov D.I., Pisarev I.V., Tortochakova T.S. Analysis of the digi-talization level of the regions of the Russian Federation Arctic zone before the Arctic zone development strategy realisation. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2022, Vol. 20, no. 1, pp. 78-92. DOI: 10.24147/1812-3988.2022.20(1).78-92. (in Russian).

4. Golova I.M., Sukhovey A.F. Differentiation of Innovative Development Strategies Considering Specific Characteristics of the Russian Regions. Economy of region, 2019, Vol. 15, iss. 4, pp. 1294-1308. DOI: 10.17059/2019-4-25. (in Russian).

5. Sukhovey A.F., Golova I.M. Differentiation of Innovative Development Strategies of Regions for Improving the Effectiveness of Socio-Economic Policy in the Russian Federation. Economy of region, 2020, Vol. 16, iss. 4, pp. 1302-1317. DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-4-20. (in Russian).

6. Golova I.M. Ecosystem Approach to Innovation Management in Russian Regions. Economy of region, 2021, Vol. 17, iss. 4, pp. 1346-1360. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-4-21. (in Russian).

7. Kuznetsov S.V. Regional policy of Russia in the conditions of implementation of the strategy of scientific and technological development of regions, multifactor challenges and risks, in: Sovremennye aspekty sostoyaniya i perspektivy razvitiya gosudarstvennoi regional'noi politiki Rossii i Germanii [Modern aspects of the state and prospects of development of the state regional policy of Russia and Germany], Collection of materials of the International Scientific and practical Conference, St. Petersburg, St. Petersburg University of Management Technologies and Economics publ., 2019, pp. 106-117. (in Russian).

8. Samusenko S.A., Popodko G.I., Zimnyakova T.S. The empirical analysis of innovation system imperfections. Region: Economics and Sociology, 2020, no. 1 (105), pp. 153-176. DOI: 10.15372/REG20200107. (in Russian).

9. Batov G.H., Temizheva G.R., Shardan S.K. The State of the Technological Structure of the Macro-Region and its Technological Development (for example, the North-Caucasian Federal district). MIR (Modernization. Innovation. Research), 2017, Vol. 8, no. 2, pp. 305-313. DOI: 10.18184/20794665.2017.8.2.305-313. (in Russian).

10. Zemtsov S., Barinova V. The paradigm changing of regional innovation policy in Russia: from equalization to smart specialization. Voprosy Ekonomiki, 2016, no. 10, pp. 65-81. DOI: 10.32609/00428736-2016-10-65-81. (in Russian).

11. Kutsenko E., Islankina E., Kindras A. Smart by Oneself? An Analysis of Russian Regional Innovation Strategies within the RIS3 Framework. Foresight and STI Governance, 2018, Vol. 12, no. 1, pp. 25-45. (in Russian).

12. Shevchenko S.A., Morozova I.A., Kuzmina E.V. Possibilities of smart specialization in conducting new industrialization in the region in the context of scientific and technological development of Russia. Theoretical economics, 2022, no. 1 (85), pp. 57-69. DOI: 10.52957/22213260_2022_1_57. (in Russian).

13. Akhmetov T.R. Development of strategic priorities for the development of innovative subsystem of the region on the basis of the theory of evolution of information in the economy. Journal of Altai Academy of Economics and Law, 2019, no. 6, pt. 1, pp. 17-26. DOI: 10.17513/vaael.586. (in Russian).

14. Klypin A.V., Vyunov S.S. Patent Analysis and Public Policy in the Field of Intellectual Property. Science Governance and Scientometrics, 2020, Vol. 15, no. 2, pp. 136-171. DOI: 10.33873/26866706.2020.15-2.136-171. (in Russian).

15. Shiriaev I.M., Kurysheva A.A., Volchik V.V. Narrative Institutional Analysis and The National Innovation System in Russia. Journal of Institutional Studies, Vol. 13, no. 3, pp. 81-101. DOI: 10.17835/2076-6297.2021.13.3.081-101. (in Russian).

16. Doroshenko Yu.A., Malykhina I.O., Somina I.V. Regional Innovative Development in the Context of Current Trends of Neo-Industrialisation. Economy of region, 2020, Vol. 16, iss. 4, pp. 1318-1334. DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-4-21. (in Russian).

17. Fonotov A.G. Innovations as System Communications. ECO, 2022, no. 1 (571), pp. 54-76. 10.30680/ECO0131-7652-2022-1-54-76. (in Russian).

18. Burkaltseva D.D. Points of Economic and Innovative Growth: a Model for Organizing the Effective Functioning of the Region. MIR (Modernization. Innovation. Research), 2017, Vol. 8, no. 1, pp. 8-30. DOI: 10.18184/2079-4665.2017.8.1.8-30. (in Russian).

19. Bizin S.V. Evaluation of innovation policy in the region. Journal of Creative Economy, 2019, Vol. 13, no. 1, pp. 129-138. DOI: 10.18334/ce.13.1.39718. (in Russian).

20. Lenchuk E.B., Vlaskin G.A. Russian regions investment and innovation potential. MIR (Modernization. Innovation. Research), 2017, Vol. 8, no. 4(s), pp. 667-681. DOI: 10.18184/20794665.2017.8.4.667-681. (in Russian).

21. Mosalev A.I. Optimal Spatial Models of Interregional Economic Cooperation in the Field of Innovative Economy. Economics of the region, 2022, Vol. 18, iss. 3, pp. 638-652. DOI: 10.17059/ekon.reg.2022-3-2 22. (in Russian).

22. Zhang Wei, Gong Jian. Measurement of China's regional innovation patterns and their redesign of innovation policies. Science Research Management, 2020, Vol. 41, iss. 4, pp. 85-93.

23. Wang Yu. Innovative Development of chínese Regions: Experience and Recommendations for Russia. MIR (Modernization. Innovation. Research), 2021, Vol 12, no. 2, pp. 145-159. DOI: 10.18184/2079-4665.2021.12.2.145-159. (in Russian).

24. Fartash K., Elyasi M., Ghorbani A., Sadabadi A.A. Innovation Policy Learning in Iran's Development Plans. Foresight and STI Governance, 2021, Vol. 15, no. 3, pp. 81-92. (in Russian).

25. Uyarra E., Ribeiro B., Dale-Clough L. Exploring the normative turn in regional innovation policy: responsibility and the quest for public value. European Planning Studies, 2019, Vol. 27, iss. 12: Expanding the field of Responsible Research and Innovation - From responsible research to responsible innovation, pp. 2359-2375. DOI: 10.1080/09654313.2019.1609425.

26. Chernomorova T.V. Innovatsionnaya politika Velikobritanii i strategicheskoe razvitie regionov v usloviyakh krizisa [The UK's innovation policy and the strategic development of the regions in the context of the crisis], in: Innovatsionnaya politika i regional'noe razvitie v sovremennom mire [Innovation policy and regional development in the modern world], Collection of review and abstracts, Moscow, 2011, pp. 42-78. (in Russian).

27. Minat V.N. Innovation activity and regional innovation policy in the states of the Western USA. Territory Development, 2021, no. 4, pp. 32-42. DOI: 10.32324/2412-8945-2021-4-32-42. (in Russian).

28. Minat V.N. Government information policy and the dynamics of federal funding for the dissemination of US research and development results. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2021, Vol. 21, iss. 1, pp. 38-47. DOI: 10.18500/1994-2540-2021-21-1-38-47. (in Russian).

29. Hasche N., Hoglund L., Linton G. Quadruple helix as a network of relationships: creating value within a Swedish regional innovation system. Journal of Small Business & Entrepreneur ship, 2020, Vol. 32, iss. 6: Entrepreneurship and the European Union policies after 60 years of common European vision: regional and spatial perspectives, pp. 523-544. DOI: 10.1080/08276331.2019.1643134.

30. Fonseca L. Designing regional development? Exploring the University of Aveiro's role in the innovation policy process. Regional Studies, Regional Science, 2019, Vol. 6, iss. 1, pp. 186-202. DOI: 10.1080/21681376.2019.1584050.

31. Hervas-Oliver J.-L., Gonzalez-Alcaide G., Rojas-Alvarado R., Monto-Mompo S. Emerging regional innovation policies for industry 4.0: analyzing the digital innovation hub program in European regions. Competitiveness Review, 2021, Vol. 31, no. 1, pp. 106-129. DOI: 10.1108/CR-12-2019-0159.

32. Bugge M.M., Andersen A.D., Steen M. The role of regional innovation systems in mission-oriented innovation policy: exploring the problem-solution space in electrification of maritime transport. European Planning Studies, 2022, Vol. 30, iss. 11: Regional innovation policies in the era of grand societal challenges, pp. 2312-2333. DOI: 10.1080/09654313.2021.1988907.

33. Morisson A., Doussineau M. Regional innovation governance and place-based policies: design, implementation and implications. Regional Studies, Regional Science, 2019, Vol. 6, iss. 1, pp. 101-116. DOI: 10.1080/21681376.2019.1578257.

34. Trippl M., Zukauskaite E., Healy A. Shaping smart specialization: the role of place-specific factors in advanced, intermediate and less-developed European regions. Regional Studies, 2020, Vol. 54, iss. 10: Smart Specialisation and innovation in Europe, pp. 1328-1340. DOI: 10.1080/00343404.2019.1582763.

35. Ciolek D, Golejewska A., Zablocka-Abi Yaghi A. Regional Innovation Systems in Poland: How to classify them?. Economy of region, 2021, Vol. 17, iss. 3, pp. 987-1003. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-3-19.

Сведения об авторах

Бывшев Владимир Игоревич - канд. экон. наук, доцент кафедры экономической и финансовой безопасности

Адрес для корреспонденции: 660041, Россия, Красноярск, пр. Свободный, 79 E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-5903-1379 Web of Science ResearcherID: AAQ-2532-2020 SPIN-код: 6072-9874

About the authors

Vladimir I. Byvshev - PhD in Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Economic and Financial Security

Postal address: 79, Svobodnyi pr., Krasnoyarsk, 660041, Russia

E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0001-5903-1379

Web of Science ResearcherlD: AAQ-2532-2020

SPIN-code: 6072-9874

Писарев Иван Владимирович - 2 аспирант, 3 главный специалист отдела организации и сопровождения конкурсов

2 Адрес для корреспонденции: 660037, Россия, Красноярск, пр. им. Газеты «Красноярский рабочий», 31/5

3 Адрес для корреспонденции: 660100, Россия, Красноярск, ул. Карла Маркса, 246

E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-0419-0388 SPIN-код: 9790-4224

Ivan V. Pisarev - 2 graduate student, 3 Chief specialist of the Department of organization and support of competitions

2 Postal address: 31/5, im. Gazety "Krasnoyarskii rabo-chii" pr., Krasnoyarsk, 660037, Russia

3 Postal address: 246, Karla Marksa ul., Krasnoyarsk, 660100, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-0419-0388 SPIN-code: 9790-4224

Пантелеева Ирина Анатольевна - канд. филос. наук, доцент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности

Адрес для корреспонденции: 660041, Россия, Красноярск, пр. Свободный, 79 E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-3292-0728 РИНЦ AuthorID: 219906

Вклад авторов равнозначен Для цитирования

Бывшее В. И., Писарев И. В., Пантелеева И. А. Современные научно-теоретические представления о региональной научно-технологической и инновационной политике: обзор исследований // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2024. - Т. 22, № 4. -С. 94-104. - DOI: 10.24147/1812-3988.2024.22(4).94-104.

Irina A. Panteleeva - PhD in Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Advertising and Socio-Cultural Activities

Postal address: 79, Svobodnyi pr., Krasnoyarsk, 660041, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-3292-0728 RSCI AuthorID: 219906

The contribution of the authors is equal For citations

Byvshev V.l., Pisarev I.V., Panteleeva I.A. Modern scientific and theoretical concepts of regional scientific, technological and innovation policy: research overview. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2024, Vol. 22, no. 4, pp. 94-104. DOI: 10.24147/1812-3988.2024.22(4).94-104. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.