Научная статья на тему 'Современные направления развития образования в сфере культуры: контекст межкультурного диалога'

Современные направления развития образования в сфере культуры: контекст межкультурного диалога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
616
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CULTURAL EDUCATION / DIALOGUE OF CULTURES / INTERCULTURAL DIALOGUE / ARTS EDUCATION / UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS / VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобанов Иван Васильевич

В статье рассмотрены основные проблемы развития образования в сфере культуры в контексте межкультурного диалога. В контексте диалога культур поставлен вопрос о необходимости разработки новой образовательной модели в сфере культуры и искусства, которая призвана решить ряд задач, в том числе создание современной системы непрерывного художественного образования; укрепление системных связей учреждений художественного образования всех уровней в целях обеспечения непрерывности и преемственности профессионального образования; создание на базе ведущих образовательных организаций «ресурсных центров» по обмену инновационным опытом работы и повышению квалификации руководящих работников и педагогических кадров в сфере культуры; повышение качества образования и обеспечение учреждений культуры и образования профессиональными кадрами; совершенствование материально-технической базы образовательных организаций отрасли культуры, в том числе модернизация студенческих кампусов; и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобанов Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of system changes and educational models in the field of culture and the arts as an integral part of world culture and multicultural education of mankind. The main problems of the development of education in the field of culture in the context of intercultural dialogue, especially from the standpoint of strengthening its spiritual value content, openness and interaction between educational practices of different peoples and cultures. In the context of the dialogue of cultures raised the question of the need to develop new educational models in the field of culture and art, which is designed to solve a number of tasks, including the establishment of a modern system of continuous art education; strengthening relations system of art education institutions at all levels in order to ensure the continuity of vocational training; creation at leading educational institutions «resource centers» for the exchange of innovative experience and advanced training for managers and teachers in the field of culture; improving education and providing cultural and educational institutions with professional staff; improvement of material and technical base of educational institutions of culture industry, including the modernization of student campuses; and etc.

Текст научной работы на тему «Современные направления развития образования в сфере культуры: контекст межкультурного диалога»

современные

направления развития

образования в сфере

культуры:

контекст

межкультурного

диалога

Иван Васильевич ЛОБАНОВ,

и.о. ректора московского государственного института культуры, кандидат юридических наук e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены основные проблемы развития образования в сфере культуры в контексте межкультурного диалога. В контексте диалога культур поставлен вопрос о необходимости разработки новой образовательной модели в сфере культуры и искусства, которая призвана решить ряд задач, в том числе создание современной системы непрерывного художественного образования; укрепление системных связей учреждений художественного образования всех уровней в целях обеспечения непрерывности и преемственности профессионального образования; создание на базе ведущих образовательных организаций «ресурсных центров» по обмену инновационным опытом работы и повышению квалификации руководящих работников и педагогических кадров в сфере культуры; повышение качества образования и обеспечение учреждений культуры и образования профессиональными кадрами; совершенствование материально-технической базы образовательных организаций отрасли культуры, в том числе модернизация студенческих кампусов; и др..

Ключевые слова: образование в сфере культуры, диалог культур, межкультурный диалог, художественное образование, вузы культуры и искусств, профессиональное образование.

The article presents an analysis of system changes and educational models in the field of culture and the arts as an integral part of world culture and multicultural education of mankind. The main problems of the development of education in the field of culture in the context of intercultural dialogue, especially from the standpoint of strengthening its spiritual value content, openness and interaction between educational practices of different peoples and cultures. In the context of the dialogue of cultures raised the question of the need to develop new educational models in the field of culture and art, which is designed to solve a number of tasks, including the establishment of a modern system of continuous art education; strengthening relations system of art education institutions at all levels in order to ensure the continuity of vocational training; creation at leading educational institutions «resource centers» for the exchange of innovative experience and advanced training for managers and teachers in the field of culture; improving education and providing cultural and educational institutions with professional staff; improvement of material and technical base of educational institutions of culture industry, including the modernization of student campuses; and etc.

Key words: Cultural education, dialogue of cultures, intercultural dialogue, arts education, universities of culture and arts, vocational education.

Система образования в современном мире не может быть такой, какой она была еще сто-двести лет назад, потому что мир стал иным. И система и модели образования в сфере культуры и искусства тоже не могут быть такими, какими они были двести лет назад, потому что, в частности, изменилась роль культурной сферы в жизни общества. Изменения, с которыми мы сталкиваемся:

1. На место доминирования материального и индустриального производства и материальных потребностей приходят постиндустриальное производство и постматериальные потребности.

2. Соответственно, сама культурная сфера все больше становится сферой, влияющей на материальное производство, и частью этого производства. И в то же время именно она является сферой, удовлетворяющей постматериальные потребности.

Таким образом, образование в сфере культуры сегодня - это подготовка производителя ценностей.

Образование в сфере культуры является важнейшей составляющей образовательного пространства России. На протяжении более чем двухсотлетней истории российского художественного образования была сформирована уникальная система по подготовке профессиональных кадров и приобщению подрастающего поколения к различным видам искусств и самодеятельному творчеству. Исторический опыт позволяет определить систему художественного образования как совокупность образовательных учреждений, в которых реализуются образовательные программы, направленные не только на подготовку профессиональных кадров для сферы культуры, но и на распространение в обществе знаний о духовном наследии человечества, развитие творческого потенциала и формирование целостной личности, ее интеллектуального и эмоционального богатства.

Сложившаяся система образования в сфере культуры включает в себя, как правило, три уровня подготовки обучающихся в течение 15-18 лет: детская школа искусств - профильное училище (колледж) - творческий вуз. Следует подчеркнуть, что эффективная образовательная система в сфере культуры, основанная на принципах непрерывности и преемственности трех звеньев, сложилась уже к середине ХХ века и оправдала себя при подготовке как профессиональных кадров, так и художественно образованной части населения (зрителей театров, слушателей концертных залов, посетителей музеев). В 2014 году образование отрасли культуры было представлено 5520 образовательными учреждениями, из них 59 вузами, в т.ч. в ведении Минкультуры России - 46; 275 учреждениями СПО, в т.ч. в ведении Мин-культуры России - 10; 5 290 ДШИ.

К важнейшим законодательным достижениям образования в сфере культуры за последние годы можно отнести отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» специфики подготовки творческих кадров. В этом нормативно-правовом акте федерального значения не только сохранились, но и расширились законодательные позиции образования в сфере культуры и искусства. Впервые в истории российского образования общие законодательные нормы включили в себя отдельную статью «Особенности реализации образовательных программ в области искусств» (Статья 83 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Кроме этого, в законодательное поле образования были внесены такие важные, неотъемлемые для сферы культуры понятия, как художественное образование, эстетическое воспитание и др.

К приоритетным направлениям образовательной политики Министерства культуры РФ в настоящее время относятся:

- сохранение и развитие трёхуровневой системы образования - детская школа искусств - профильное училище - творческий вуз;

- интеграция образовательных учреждений отрасли культуры Крымского федерального округа в законодательное поле Российской Федерации, подготовка творческих кадров для КФО;

- расширение влияния Российской Федерации на международной арене посредством распространения достижений отечественного художественного образования, а также увеличение количества иностранных граждан, обучающихся в творческих вузах, с целью формирования будущей профессиональной и политической элиты других стран.

В 2014 году осуществлены следующие значимые мероприятия, направленные на повышение качества трехуровневой системы образования в сфере культуры:

- прекратился прием абитуриентов на непрофильные для отрасли образовательные программы и сократился прием на заочную форму обучения. По сравнению с 2014 годом сокращение приема на 2015 год на бюджетную форму обучения составило 281 место, в т.ч. на очную форму обучения - 64 места, заочную - 217 мест; общее количество бюджетных мест - 8652 ед.;

- увеличилось количество студентов, обучающихся по целевому набору в творческих вузах для обеспечения региональных и муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры профессиональными кадрами. В 2014 году по целевому приему было принято 1336 чел., что составило 15% от общего количества бюджетных мест - 8933 ед., тогда как в 2013 году по целевому приему было принято 889 человек - 10% от общего бюджетного приема - 8883 ед.;

- реализован новый подход к установлению минимального порога баллов единого государственного экзамена при приеме на 2015/2016 учебный год в подведомственные вузы.

Все эти новации, связанные с повышением качества трехуровневой системы образования в сфере культуры, далеко не случайны. Они отражают скорость изменений, происходящих в мире, которая с каждым годом нарастает. Сегодня мы уже должны говорить о том, как в волнах и потоках изменений сохранить свою идентичность, сохранить базовые ценности цивилизации.

Важнейшие шаги в деле развития образования в сфере культуры определены Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 года № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики». В этом документе указано на необходимость дальнейшего развития государственной системы подготовки творческих кадров с использованием уникальных отечественных традиций, повышения качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности, формирования базовых навыков восприятия и создания произведений искусства в процессе общего образования, повышения доступности дополнительного образования в сфере искусств.

Один из принципов в «Основах государственной культурной политики» непосредственно связан с межкультурным диалогом с другими народами и культурами. Он буквально звучит как «открытость и взаимодействие с другими народами и культурами, представление об отечественной культуре как о неотъемлемой части

мировой культуры». полагаю в этой связи, что сформулированный таким образом принцип государственной культурной политики имеет прямое отношение как к проблеме межкультурного диалога в целом, так и к формированию современного образования в сфере культуры, которое является определяющим для духовного развития и проецируется на социальный контекст ценностей российского государства и общества. В этой связи очень важно рассмотреть основные проблемы развития образования в сфере культуры в контексте межкультурного диалога, в первую очередь с позиций их духовно-ценностного содержания.

Данный принцип межкультурного диалога обуславливает актуальность и необходимость рассмотрения образования в сфере культуры с позиций открытости и взаимодействия образовательных практик различных народов и культур, представление о российском образовании в сфере культуры как о неотъемлемой части мировой культуры и поликультурного образования человечества. Другими словами, актуальность развития поликультурного образования в России тесно связана с важнейшими тенденциями и трендами мирового развития в XXI веке.

Во-первых, эта актуальность является не только отображением такой тенденции развития мира, как глобализация, в условиях которой возрастают требования к профессиональной компетентности, позволяющей решать задачи в условиях межкультурного общения, и которая во многом обусловливается уровнем развития поликультурного сознания человека и общества. Сегодня появилось осознание и понимание того, что «прочтение» в поликультурном ракурсе межнациональных проблем и их решение станет отправной точкой воспитания уважения во взаимоотношениях и общении представителей различных национальностей и этносов.

Во-вторых, процессы глобализации в мировом образовательном пространстве имеют тенденцию к унификации национальных культурно-образовательных моделей вплоть до их поглощения, что приводит к столкновению различных нормативно-ценностных систем, присущих разным культурам, к изменению духовно-ценностных ориентаций, к формированию мозаичного, фрагментарного восприятия культуры как отдельной личностью, так и обществом в целом. По существу, «мозаичная культура» произвела нового человека - «человека массы». В этих условиях народная культура (традиции, обычаи, обряды, фольклор и т. п.) воспринимается большей частью молодежи как анахронизм. Требуется выработка адекватного «ментального инструментария» межнационального диалога с целью «минимизации» вызовов глобализма.

Обращаясь к научной разработанности проблемы поликультурного образования в России и за рубежом, надо отметить, что оно исследуется в чрезвычайно разнообразных аспектах: и как феномен культуры, и как механизм передачи социального опыта, и как сфера педагогических ценностей, и как звено педагогической культуры преподавателя, и как новая информационно-коммуникативная среда.

В свете современных идей о сущности поликультурного образования авторитетные российские философы и культурологи определяют межкультурный диалог в современном мире как основанный на идее взаимного обогащения различных культур, каждая из которых имеет свои духовно-смысловые глубины, свою уникальность и национальную идентичность. По их мнению, диалог культур как процесс саморазвития различных культурных систем подразумевает отношения равенства и партнерства между ними, раскрывающий возможность взаимного соотнесения ценностей, норм, значений, мировоззрений, способов постижения мира, идеалов и смыслов человеческой жизнедеятельности.

В контексте диалога культур встает вопрос и о новой образовательной модели в сфере культуры и искусства. Основные постулаты модели:

- преподаватель является не ретранслятором ранее накопленной информации, а производителем новых знаний и обработки их методами классической гуманитарной и общественной науки. Лекция является не воспроизведением прежней информации, а научным докладом о состоянии рассматриваемой проблемы на сегодняшний день;

- студент является не субъектом механического запоминания, но и не субъектом постмодернистского вольного имитирования творческого процесса - он должен хорошо знать необходимый объем сведений, владеть методами научного анализа и осмысления, уметь создавать новую научную информацию на основе имеющейся.

Таким образом, нужно научиться готовить людей, являющихся носителями классической культуры, умеющих сохранять ее в столкновении с нарастающим потоком изменений, и сам этот поток изменений превращать в строительный материал развития и утверждения базовых культурных ценностей.

Такая постановка проблемы развития образования в сфере культуры приобретает сегодня огромное значение для России, поскольку она напрямую касается поиска своего культурного самоопределения, национальной самоидентификации, защиты нравственных и духовных ценностей народов и этносов нашей страны. Очевидно, что существенную роль в решении подобных задач играет система отечественного образования в целом, в сфере культуры в частности. Современные выпускники вузов должны составить в ближайшем будущем основу для формирования политической, экономической, культурной и духовной элиты России, сознательно и стратегически нацеленной на возвращение стране статуса великой державы. Напомню, об этом было заявлено ещё в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

По мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, формирование межкультурной элиты в нашей стране, в том числе с помощью образования в сфере культуры, - кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств между государством, педагогическим сообществом и обучающимися, но и нахождение общих для всех ценностей. А поскольку на территории России проживает до 180 этносов и этнических групп, представителей всех мировых религий, различных этнических и конфессиональных сообществ, нескольких культурных автономий и историко-культурных общностей, постольку возникает проблема восприятия людьми других культур через узкую (этническую) призму своей культуры.

Как показывает опыт налаживания межкультурного диалога в конце ХХ - начале XXI века, он не может возникнуть сам по себе, базируясь только на идеях экономического и политического объединения государств, народов и этносов. Такому диалогу необходимо целенаправленно учиться, чтобы преодолевать существующие трудности, которые являются процессом налаживания эффективной системы коммуникации между различными общественными группами и поколениями как внутри страны, так и в международных отношениях. Эта система должна быть основана на

принципах уважительного отношения людей друг к другу, равного доступа каждой личности к необходимой культурной информации, прямого и равноправного общения между культурами, согласования культурно-социальных ценностей в различных сферах и областях жизнедеятельности государства и общества.

Однако, несмотря на широкое распространение в настоящее время культурологического образования в вузах России и зарубежных стран, остаются не до конца решенными некоторые проблемы межкультурного диалога. В своей основе подобные проблемы связаны с формированием «духовного образа» личности специалиста с высшим образованием как целостного и органичного субъекта культуры. Это обусловлено, в частности, нередким отождествлением российскими культурологами образования с предметно-ориентированным обучением, в котором недостаточно учитывается духовно-ценностная сущность культурологической системы знаний.

Духовный диалог культур и цивилизаций не сводится к процессам коммуникации, он включен, причем самым активным образом, в другие процессы межкультурного общения. Реалии собственно межкультурного диалога - это прежде всего совместимость базовых установок контактирующих социальных групп, степень внутренней диалогичности конкретного самосознания наций и народов, соотношение открытости и закрытости цивилизаций, а также допускаемая традицией роль личности как самостоятельного субъекта диалога. Чем выше совместимость и диалогичность духовно-ценностных структур культуры, тем шире и продуктивнее их диалог, тем сильнее их взаимовлияние. Сбалансированность межкультурного диалога зависит от устойчивости и целостности самосознания и воли субъектов культуры и цивилизации к сохранению своих базовых ценностей в качестве общезначимых.

Второе важное направление развития образования в сфере культуры в контексте межкультурного диалога связано с большими историческими масштабами, где единство его пространственных и временных характеристик является важнейшей реальностью. Это предъявляет к образованию в сфере культуры требование его соответствия национальной картине мира, координатам его идентификации. От устойчивости такой картины зависят предсказуемость, смысл, правила межкультурного диалога в образовании, т.е., в конечном счете, его понятность и продуктивность для участников образовательного процесса.

В таком контексте идея межкультурного диалога в образовании приобретает образ «всеобщего воспитания», которое содержит теорию универсального образования и воспитания всех людей, везде, в течение всей жизни на основе равноправия, а также «благодетельного синтеза», под которым Я.А. Коменский понимает «единение культур», создающее благотворное сотрудничество людей. А «именно только единением, дружелюбием и справедливым утверждением истинных ценностей можно строить во благо, в улучшение жизни» (Н.К. Рерих). С учётом сказанного можно утверждать, что актуальность развития межкультурного (поликультурного) образования сегодня обусловлена:

- ростом открытости социума, степени свободы личности, интенсивности обмена информацией, культурными и духовными ценностями;

- стремительным подъёмом религиозного и этнического самосознания народов, усилением роли культурно-социальных и морально-этических факторов;

- признанием идей гуманизма в процессе образования, подразумевающим всесторонний учёт влияния на образовательный процесс различных представлений о мире и о месте человека в нём, сформированных в различных культурно-социальных системах;

- значительным ростом насилия, шовинизма, изоляционизма, ксенофобии, расизма, антисемитизма, аффективных форм поведения, нарушающих права и свободы личности, как следствие жизни на границе культурных миров.

Россия, как известно, исторически возникла и веками развивалась как многонациональное государство. В нашей стране давно признаётся равноправность, незаменимость, уникальность и самоценность каждого народа и этноса, приветствуется их разнообразие и многообразие. При этом в качестве духовных скреп российского общества всегда, во все времена рассматривались такие ценности, как милосердие, сочувствие, сострадание, поддержка и взаимопомощь. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, этими духовными скрепами мы всегда гордились, исторически они делали нас крепче и сильнее.

межкультурный диалог способствует политической, социальной, культурной и экономической интеграции и сплочению монокультурных обществ. Он поощряет в развитии образования в сфере культуры равенство, человеческое достоинство и чувство общей цели. Он имеет целью развитие более глубокого духовного понимания различий в мировоззрении и поведении, повышение уровня гуманитарного сотрудничества между разными этносами, народами и нациями мира.

Однако диалог, по определению, не может быть «диалогом ни о чем», «диалогом ради диалога». Не может быть открытого и вежливого диалога между цивилизацией и варварством и тем более между носителями культуры и теми, кто ее разрушает. Всегда встает вопрос о предмете диалога. Отсюда межкультурный диалог и межкультурное сотрудничество приобретает черты, отражающие доминанты сохранения.

Трудно сохранять свою идентичность в мире, где нарастает вал разрушения национальных культур и всего классического наследия, еще труднее это делать в одиночку. Но значительно легче это делать, имея союзников в лице тех, кто неустанно и активно сопротивляется разрушению национальных культур, умалению роли защищающих их общественных движений, деятелей культуры.

Россия сегодня во многом благодаря «соборной» прививке советского опыта является одним из оплотов классической культуры, подлинных европейских ценностей. Это значит, что она может и должна стать основой международного сопротивления энтропии массовой культуры, и задачи ее в межкультурном сотрудничестве стран и народов мира разумно представить в виде такой триады:

1) поддержка и координация действий всех носителей классической культуры в мире;

2) созидательное противостояние культуре «общества потребления»;

3) распространение классической культуры в максимально широком ареале.

В итоге можно заключить, что межкультурное сотрудничество и межкультурный

диалог в мировом образовательном пространстве должны быть сотрудничеством и диалогом между теми, кто хочет сохранить свою классическую идентичность, и их совместным противостоянием тем, кто является носителем культурной энтропии и несет угрозу разрушения традиционного духовного и культурного наследия.

Список источников

1. Кузнецова Т.В. Социально-культурное образование как гарант комплексного развития регионов России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 10-16.

2. Кузнецова Т.В., Солдатов В.М. О роли высшего образования в ценностных ори-ентациях и социальной мобильности молодежи в России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 6-14.

3. Спинжар Н.Ф. Гуманитаризация образования как фактор успешного обучения и профессионального развития будущих специалистов в вузе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 3 (59). С. 162-167.

4. Флиер А.Я. Культурологическое знание (опыт составления системного представления) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 28-34.

5. чижиков В.М. Инновации в культурной динамике общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). С. 10-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.